Темы статей
Выбрать темы

О штрафных санкциях за неподачу предпринимателями декларации о доходах

Редакция СД
Письмо от 20.11.2009 г. № 14244/5/17-0416

О штрафных санкциях за неподачу предпринимателями декларации о доходах

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 20.11.2009 г. № 14244/5/17-0416

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо <…> о применении штрафных (финансовых) санкций, предусмотренных

подпунктом 17.1.1 пункта 17.1 статьи 17 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-ІІІ (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон № 2181) за неподачу (несвоевременную подачу) декларации о доходах физическими лицами — субъектами хозяйственной деятельности и сообщает.

Налогообложение доходов физических лиц — предпринимателей осуществляется в соответствии с

Законом Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц» (далее — Закон). Особенности налогообложения доходов физических лиц — предпринимателей предусмотрены нормами раздела IV Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. № 13-92 «О подоходном налоге с граждан» (далее — Декрет).

Декретом предусмотрено, что налогообложению подлежат доходы, полученные за отчетный налоговый период физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности от продажи им товаров (предоставления услуг, выполнения работ) в рамках его предпринимательской деятельности без создания юридического лица.

В соответствии с требованиями

статьи 14 Декрета налогообложение доходов физических лиц проводится налоговыми органами на основании деклараций граждан об ожидаемом (оценочном) в текущем году или о фактически полученных ими в течение года доходах.

Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, подают в налоговый орган декларации нарастающим итогом по результатам каждого отчетного квартала, а также отчетного года в сроки, определенные законом. В декларации указываются общие суммы полученного дохода, расходов и уплаченного налога за отчетный год или другой период, за который осуществляется налогообложение (налогооблагаемый период).

Согласно

пункту 14.5 Инструкции о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденной приказом ГГНИ Украины 21.04.93 № 12 и зарегистрированной в Минюсте Украины 9 июня 1993 г. под № 64 (с изменениями) (далее — Инструкция), начисление авансовых и окончательных сумм налога осуществляется налоговыми органами в 15-дневный срок со дня получения налоговой декларации.

Пунктом 6 статьи 128 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV

определено, что гражданин-предприниматель обязан своевременно предоставлять налоговым органам декларации о доходах, другие необходимые сведения для начисления налогов и других обязательных платежей, вести учет результатов своей предпринимательской деятельности согласно требованиям законодательства.

Подпунктом 17.1.5 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181

определено, что, если контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства плательщика налога по основаниям, определенным в подпункте «г» подпункта 4.2.2 пункта 4.2 статьи 4 этого Закона, штрафные санкции не применяются, за исключением случаев, подпадающих под действие подпункта 17.1.7 этого пункта .

Кроме того, указанная позиция определена

подпунктом 6.1.5 пункта 6.1 Инструкции о порядке применения и взыскания сумм штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы, утвержденной приказом ГНА Украины от 17.03.2001 г. № 110 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 23.03.2001 г. под № 268/5459 (с изменениями и дополнениями).

Вместе с тем

ответственность за неподачу или несвоевременную подачу гражданами деклараций о доходах или включение в декларации искаженных данных, неведение учета или ненадлежащее ведение учета доходов и расходов, для которых законами Украины установлена обязательная форма учета, определена статьей 1641 Кодекса Украины об административных правонарушениях в редакции от 07.12.84 г. (с изменениями и дополнениями).

 

Заместитель председателя С. Лекарь

 

комментарий редакции

 

Сразу отметим, что комментируемое

письмо ГНАУ для предпринимателей выгодно, поэтому тот, кто работает на общей системе налогообложения, смело может брать его на заметку. В данном письме речь идет об ответственности за неподачу или несвоевременную подачу декларации о доходах (предпринимательской декларации). Сейчас стало окончательно понятно, что налоговики не намерены за это штрафовать предпринимателей по Закону № 2181, однако могут наложить админштраф по статье 164 1 КУоАП * (51 — 136 грн.).

* Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Теперь подробнее. Напоминаем, что декларацию о доходах обязаны предоставлять все предприниматели, которые работают

на общей системе или на фиксированном налоге (весь год или его часть), независимо от того, велась ли в течение отчетного периода (квартала, полугодия, 9 месяцев или года) предпринимательская деятельность (т. е. был ли доход) или нет. Здесь все предельно просто.

А вот вопрос о том, что будет, если декларацию не предоставить или предоставить с опозданием, имеет давнюю историю. Нужно отметить, что наказание в виде админштрафа по

статье 1641 КУоАП никогда не подвергалось сомнению. В отличие от него применение штрафа по Закону № 2181** (в частности, 170 грн. за каждую неподанную декларацию) было спорным и мнение о нем с течением времени менялось.

** Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

В чем же суть проблемы? Дело в том, что штрафы по

Закону № 2181 можно применять только к тем отчетам, которые являются налоговой декларацией в понимании Закона № 2181 (налоговая декларация — документ, на основании которого начисляется или уплачивается налог). Что касается декларации о доходах, то налоговой декларацией можно признать (и то с натяжкой) только годовую декларацию, на основании которой налоговики рассчитывают предпринимателю налог с доходов (НДФЛ). Соответственно если штрафы по Закону № 2181 и применяются, то только в случае задержки/неподачи годовой декларации о доходах (а не квартальных деклараций). Это первое.

Второе — в

Законе № 2181 есть такая норма (подпункт 17.1.5): если контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства (а так и происходит при расчете НДФЛ предпринимателю), штрафные санкции не применяются, за исключением случаев неуплаты согласованного налогового обязательства***.

*** В данном случае согласованное налоговое обязательство — это НДФЛ, определенный налоговиками (подпункт 5.2.1 Закона № 2181). Однако без годовой декларации о доходах налоговики никак не могут рассчитать предпринимателю окончательную сумму НДФЛ по итогам года и авансовые платежи по НДФЛ на следующий год. Поэтому получается, что если предприниматель вообще не подал годовую декларацию, то согласованное обязательство не появится, а значит, штрафы по Закону № 2181 за неподачу декларации применять нет оснований.

Основываясь на этих двух выкладках, ГНАУ сначала считала, что если предприниматель запоздал со сдачей декларации (но успел ее подать до проверки) 170-гривневый штраф не применяется. Если же на момент проверки (расчета суммы НДФЛ) декларация вообще не подана, будет и штраф в сумме 170 грн., и админштраф.

И все-таки позже ГНАУ смягчила свою позицию и сделала акцент на

подпункт 17.1.5 Закона № 2181, решив, что к предпринимателям штрафы по Закону № 2181 не применяются вообще:

— сначала было издано

письмо ГНАУ от 27.02.2003 г. № 1501/6/17-0516, где указано, что за несвоевременное предоставление декларации о доходах и за ее непредоставление 170-гривневый штраф не применяется;

— а затем внесены изменения в

Инструкцию № 110 о том, что на предпринимателей не налагаются штрафы по Закону № 2181 за занижение доходов или завышение расходов в декларации (подпункт 6.1.3 Инструкции № 110).

Однако в последнее время судебная практика снова затронула проблему подачи декларации о доходах. В частности, в

определении ВАСУ от 15.11.2006 г. было сказано, что годовая декларация о доходах все-таки считается налоговой декларацией в понимании Закона № 2181. Ввиду указанного мнения суда и отсутствия свежих разъяснений ГНАУ по данному вопросу, мы рекомендовали осторожным налогоплательщикам быть готовыми к штрафу за неподачу годовой декларации по подпункту 17.1.1 Закона № 2181 в размере 170 грн. (это, разумеется, помимо админштрафа).

К счастью, на сегодняшний день ситуация все-таки прояснилась в пользу предпринимателей. Как видим, ГНАУ придерживается прежней разумной позиции: поскольку НДФЛ предпринимателям начисляют сами налоговики

(подпункт «г» подпункта 4.2.2 Закона № 2181), штрафы по Закону № 2181 не применяются не только в случае задержки декларации, но и в том случае, когда она вообще не подана (даже если факт непредоставления декларации обнаружится в ходе проверки).

Что касается админштрафа, то его налоговики налагать имеют полное право. Однако следует отметить, что в случае непредоставления нескольких деклараций о доходах (квартальных и/или годовых) на предпринимателя все равно может быть наложен только один админштраф, поскольку имеет место не несколько правонарушений, а только одно — длящееся. Другое дело, если после уплаты админштрафа предприниматель в том же году снова не будет подавать декларации о доходах — тогда к нему уже смогут применить повышенный админштраф по статье 164 1 КУоАП в размере от 85 до 136 грн.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше