Темы статей
Выбрать темы

Будущее упрощенной системы: что хотят изменить, запретить и какие еще реформы готовятся

Редакция СД
Статья

Будущее упрощенной системы: что хотят изменить, запретить и какие еще реформы готовятся

 

В последнее время в предпринимательской среде очень активно обсуждаются различные слухи по поводу возможных изменений в законодательстве. Действительно, новая власть дает для этого достаточно поводов, посылая периодически соответствующие месседжи и убеждая в необходимости реформирования фискальной системы. Причем если с самого начала были заверения в том, что малый бизнес реформирование коснется в последнюю очередь, то теперь именно единоналожники стали основной мишенью. Давайте поговорим более детально, какие именно реформы готовит Правительство и на какой стадии находятся все эти инициативы. При этом, помимо реформирования упрощенной системы, затронем также вопросы реформирования в сфере уплаты взносов в Пенсионный фонд и соцстрахи, лицензирования, банковской задолженности.

Григорий БЕРЧЕНКО, юрист

 

Итак, начнем с самого главного — грядущего реформирования упрощенной системы налогообложения. Весьма либеральный законопроект об упрощенке*, который 27.01.2010 г. был одобрен на расширенном заседании правительства Ю. Тимошенко, на совещании 15.04.2010 г. у вице-премьера С. Тигипко был отклонен. Председатель же Госкомпредпринимательства М. Бродский откровенно заявляет, что от единщиков государство практически ничего не имеет, а многие СПД с помощью упрощенной системы просто-напросто минимизируют налоги. По его данным, 85 % бюджета страны формируется 500 предприятиями, а весь малый бизнес страны дает в госкопилку всего 0,18 %. Поэтому упрощенная система в ее нынешнем виде себя изжила и требует серьезного реформирования. Что же предлагается взамен?

* http://www.dkrp.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=142376&cat_id=59517.

 

Семейные предприятия

Как утверждает М. Бродский, настоящий малый бизнес — это семейный бизнес. Поэтому он как раз и должен получить наибольшие преференции, для чего предлагается ввести в Украине институт

семейного предприятия. При участии Госкомпредпринимательства и других центральных органов исполнительной власти Минфином разработан специальный законопроект «О семейном предприятии»**.

**http://www.dkrp.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=146813&cat_id=59517.

Основная идея —

введение упрощенного учета и отчетности для таких предприятий и замена некоторых налогов и сборов на отдельный налог для семейных предприятий. При этом такие предприятия не должны быть субъектами ВЭД, предоставлять услуги или выполнять работы по договорам комиссии (поручения, транспортного экспедирования и агентским договорам). В состав такого предприятия могут входить не более 5 членов одной семьи, а объем его годового дохода не должен превышать 2,5 млн грн. Семейное предприятие может осуществлять деятельность в сфере общественного питания, предоставления гостиничных и бытовых услуг (перечень которых утверждает Кабмин), изготовления/или продажи товаров конечному потребителю.

Налог для таких предприятий предлагается установить в размере 2 % от дохода. Этот налог должен заменить налог на прибыль, плату за торговый патент, коммунальный налог, рыночный, курортный сборы и сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг. При этом все взносы на общеобязательное государственное социальное и пенсионное страхование участники семейного предприятия должны уплачивать в общем порядке.

Налоговым периодом для таких предприятий предлагается ввести календарный квартал, форму учета — в виде ведения книги учета доходов и расходов. Бухучет семейные предприятия вести не обязаны.

 

Изменения в упрощенную систему

Но самое интересное кроется в «

Заключительных положениях» законопроекта «О семейном предприятии». В них, кроме всего прочего, содержатся нормы, касающиеся всей упрощенной системы налогообложения. Создается впечатление, что в целом весьма неплохой закон о семейных предприятиях служит прикрытием для того, чтобы как можно тише внести изменения в упрощенку.

Итак, в

пункте 9 «Заключительных положений» законопроекта предлагается установить с 01.07.2010 г. мораторий на осуществление в рамках упрощенной системы налогообложения отдельных видов деятельности, который будет действовать до принятия специального закона об упрощенной системе. Вместе с тем весьма вероятно, что впоследствии этот перечень просто перекочует в закон об упрощенной системе. В перечень видов деятельности, на которые предлагается ввести мораторий, среди прочих попали:

— игорный бизнес;

— обмен валюты;

— производство подакцизных товаров и их экспорт, импорт, оптовая и розничная торговля, кроме розничной торговли ГСМ и пива;

— добыча и производство драгоценных металлов и драгоценных камней;

— оптовая, розничная торговля промышленными изделиями из драгоценных металлов;

— деятельность страховых (перестраховых) брокеров, страховых агентов, субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере финансового посредничества, банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие финансовые учреждения;

— регистраторы ценных бумаг;

— арбитражные управляющие;

— деятельность субъектов хозяйствования, в уставном фонде которых совокупность долей, принадлежащих другим субъектам хозяйствования — юридическим лицам, не являющимся плательщиками единого налога, равна или превышает 25 %;

— организация торговли, предоставление услуг по созданию надлежащих условий для осуществления торговли другими физическими или юридическими лицами и аренда торговых мест на рынках и/или в торговых объектах (видимо, эта норма направлена против супермаркетов и рынков, которые сдают в аренду помещения единоналожникам);

— добыча и реализация полезных ископаемых;

— предоставление в аренду земельных участков и нежилых помещений (сооружений, зданий) и/или их частей;

— предоставление услуг сотовой связи;

деятельность ФОП, осуществляющих аудиторскую, рекламную, бухгалтерскую, адвокатскую деятельность; деятельность в сфере права, инжиниринга; деятельность по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления; посреднические услуги по купле, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества;

— вспомогательная деятельность в сфере государственного управления;

— оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле;

— деятельность физлиц-иностранцев и лиц без гражданства;

— деятельность по перепродаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата;

— деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата;

— предоставление услуг в сфере телерадиовещания.

Что же говорят об упрощенной системе те, кто сейчас находится во власти? По заявлениям Ирины Акимовой, куратора экономических вопросов в Администрации Президента, должен существовать список видов предпринимательской деятельности, которые подпадают под понятие «упрощенная система налогообложения». По ее словам, на упрощенной системе могут находиться предприниматели либо юрлица, которые занимаются

мелкой рыночной торговлей и предоставлением малых розничных услуг.

А непосредственный руководитель экономического блока правительства вице-премьер С. Тигипко дал своим подчиненным поручение разработать предложения по

оптимизации перечня видов деятельности, на которые распространяется упрощенная система, предельного объема выручки, размера ставок единого налога. С учетом этих пожеланий Госкомпредпринимательства разработал концепцию проекта закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства»*. Вот о ней давайте и поговорим.

* http://dkrp.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=147961&cat_id=37571.

Концепция проекта

закона об упрощенной системе. Согласно данной концепции закон об упрощенной системе налогообложения должен вступить в силу с 01.01.2011 г. В законе предлагается установить перечень сфер деятельности, на которые упрощенная система не будет распространяться. Также предлагается ограничить список самих СПД, которые могут находиться на упрощенной системе. В целом, этот список очень похож на уже приведенный перечень из проекта закона «О семейном предприятии». Отдельно хотелось бы выделить запрет для единоналожников, содержащийся в этом проекте, на торговлю товарами (услугами) через Интернет.

Критерии для перехода на единый налог.

Для физлиц Концепцией предусмотрены два возможных варианта перехода на единый налог.

Согласно

первому варианту критериями для перехода на единый налог будут являться: годовой объем выручки — 600 тыс. грн. и количество наемных работников не более 10 человек. В случае превышения 600-тысячного предела предпринимателю будет предоставлена возможность перейти в статус юрлица со ставкой единого налога 6 или 10 %.

Менее «дружелюбный» второй

(альтернативный) вариант заключается в том, что право работать на едином налоге вообще получат только те предприниматели, у которых годовой объем выручки не превышает 300 тыс. грн. Такие лица будут лишены права на использование наемного труда в своей предпринимательской деятельности.

Обращаем внимание: приведенные варианты критериев отбора плательщиков единого налога являются

взаимоисключающими . Какой из них будет выбран окончательно — покажет время.

Что касается

юрлиц, то для них ограничения предположительно составят: по объему выручки — до 3 млн грн. в год; по численности работников — не более 50 человек.

Размер ставок единого налога.

Предусматривается введение прогрессивной шкалы ставок единого налога:

 

Плательщик ЕН

Объем выручки

Ставка ЕН

Физлица-предприниматели

До 300 тыс. грн.

Нулевая ставка (для деятельности по предоставлению в аренду жилых помещений — 6 %)

От 300 до 600 тыс. грн.

От 200 до 1000 грн. в зависимости от вида деятельности и объема выручки

Физлица-предприниматели, предоставляющие в аренду жилые и нежилые помещения

От 300 до 600 тыс. грн.

10 %

Юрлица

До 1 млн грн.

6 % (с уплатой НДС) или 10 % (без уплаты НДС)

От 1 до 2 млн грн.

9 % (с уплатой НДС) или 12 % (без уплаты НДС)

От 2 до 3 млн грн.

12 % (с уплатой НДС) или 15 % (без уплаты НДС)

 

Взносы в Пенсионный фонд и другие соцфонды

. Предполагается, что предприниматели-единоналожники должны уплачивать за себя и за наемных работников пенсионные взносы и взносы в другие соцфонды на общих основаниях исходя из действующего размера минимальной зарплаты.

Заметим, что на сегодняшний день оба проекта, о которых шла речь выше, находятся на стадии обсуждения и в Верховной Раде пока еще не зарегистрированы. Правда, в Верховной Раде 30.03.2009 г. зарегистрирован

законопроект № 4112 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства»*, внесенный депутатами от БЮТ. Вместе с тем вряд ли его будут рассматривать и принимать, учитывая то, что БЮТ находится сейчас в оппозиции.

*http://gska2.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc34?id=&pf3511=34573&pf35401=136094.

 

Единый социальный взнос

Также в недрах Правительства разработан

законопроект «О сборе и учете единого социального взноса», которым предлагается объединить функции по сбору страховых взносов и контролю за их уплатой в одном органе — Пенсионном фонде Украины. Сам единый социальный взнос, существующий уже давно в Российской Федерации, предлагается ввести у нас с 01.01.2011 г. Неясно, правда, какова будет ставка этого взноса. В проекте закона предлагается диверсифицированная система исчисления такого взноса для различных категорий работников. Размер взносов колеблется от 33,2 до 49,5 %. С другой стороны, активно ходят слухи, что ставка должна быть единой для всех и составлять то ли 49 %, то ли 51 %.

Идеи о внедрении единого социального взноса периодически возникали и раньше, в том числе во время пребывания нынешнего премьер-министра Н. Я. Азарова в Правительстве в 2006 году. А учитывая то, что в Верховной Раде находится не один законопроект по данному вопросу, то рано или поздно единый социальный взнос у нас введут. Однако новые инициативы Правительства еще находятся в процессе обсуждения и в Верховную Раду не представлены.

Пока же более реальным выглядит другой проект, разработанный Госкомпредпринимательства, —

«Об упорядочивании механизма подачи отчетности и проведения проверки страхователей относительно начисления и уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование»* № 6329, который 22.04.2010 г. зарегистрирован в Верховной Раде. В нем также предлагается сосредоточить все функции по сбору отчетности и проведению проверок страхователей в Пенсионном фонде и его органах на местах. То есть подавать отчетность по всем общеобязательным страховым сборам нужно будет именно в Пенсионный фонд, ожидать проверок также можно будет только от него.

* http://gska2.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc34?id=&pf3511=37555&pf35401=162745 .

 

«Средняя индикативная зарплата»

Итак, с одной стороны, Правительство делает определенные шаги по дерегулированию предпринимательской сферы и обещает защищать легальный бизнес. С другой — сидеть сложа руки и ждать, когда бизнес сам выйдет из тени, в Правительстве тоже не собираются.

Наибольшую озабоченность в коридорах власти вызывает нынешний уровень поступлений в Пенсионный фонд. Ни для кого не секрет, что он не в состоянии покрыть необходимый объем пенсионных выплат. Одним из путей наполнения бюджета Пенсионного фонда Правительством рассматривается повышение базы исчисления пенсионного взноса, т. е. повышение заработных плат. Так, в первом своем интервью на новой должности газете «Зеркало недели» № 14/2010** председатель Госкомпредпринимательства М. Бродский озвучил предложение по повышению минимальной зарплаты для всех коммерческих предприятий и физлиц. По его мнению, в частной сфере реальные зарплаты превышают те цифры, которые показываются официально. Проще говоря, зарплаты платятся в конвертах, чтобы не уплачивать налог с доходов и взносы в Пенсионный фонд.

** http://www.zn.ua/2000/2675/69115/ .

На практике слова председателя Госкомпредпринимательства воплотились в

проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно упорядочения оплаты труда)». Данным проектом предлагается ввести понятие «средняя индикативная заработная плата», которое будет применяться исключительно для исчисления взносов в Пенсионный фонд, другие фонды соцстраха и для целей уплаты налога с доходов.

В небюджетной сфере предлагается установить соответствующие коэффициенты, на которые будет умножаться размер минимальной заработной платы с целью уплаты названных налогов и сборов. Для первых руководителей предприятий такой коэффициент будет равен 5, для главных бухгалтеров — 3, а для обычных работников — 2.

Прямой же обязанности частному сектору экономики повысить зарплату своим работникам данный проект закона не содержит. То есть даже при выплате зарплаты на прежнем уровне исчисление и уплата страховых взносов и НДФЛ работодателем будут проводиться именно со средней индикативной зарплаты.

Учитывая сомнительную юридическую основу этого проекта, его перспективы пока весьма туманны. Отметим также, что в Верховной Раде проект не зарегистрирован.

 

Сокращение перечня лицензируемых видов деятельности

Еще одна область, которую намерено реформировать Правительство, — сфера лицензирования. Неоднократно звучали заявления о том, что

перечень лицензируемых видов деятельности будет существенно сокращен. На сегодняшний же день лицензии по многим видам деятельности просто перестали выдавать, видимо ожидая, что их и так отменят.

В Верховной Раде уже зарегистрирован

проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности» от 05.03.2010 г. № 6153, внесенный народными депутатами от коалиции и оппозиции***. Свой законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно сокращения видов лицензирования» разработал и Госкомпредпринимательства****.

*** http://gska2.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc34?id=&pf3511=37205&pf35401=159174 .

**** http://www.dkrp.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=148473&cat_id=59517 .

Так,

законопроектом, внесенным народными депутатами, предлагается исключить из лицензируемых видов деятельности следующие виды:

— внешнеэкономическая деятельность;

— производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценного камня органогенного образования, полудрагоценного камня, производство изделий из таких металов и камня, торговля ими;

— оптовая и розничная торговля пестицидами и агрохимикатами (только регуляторами роста растений);

— предоставление услуг по перевозке грузов (предлагается оставить лицензирование только в отношении услуг по перевозке опасных грузов);

— сбор, первичная обработка отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней;

— сбор, заготовка отдельных видов отходов как вторичного сырья (согласно перечням, которые определяются Кабинетом Министров Украины);

— выполнение топографо-геодезических, картографических работ;

— пересылка почтовых переводов, простых и регистрируемых писем, почтовых открыток, бандеролей и посылок массой до 30 килограммов;

— турагентская деятельность;

— физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность;

— посредническая деятельность таможенного брокера и таможенного перевозчика;

— деятельность, связанная с производством автомобилей и автобусов.

 

Право рассрочки по кредитным обязательствам

Очень заманчивым выглядит предложенный Госкомпредпринимательства

законопроект «О приостановлении задолженности малых и средних субъектов предпринимательской деятельности перед банкротами-кредиторами»*, в котором предлагается до 01.01.2012 г. предоставить субъектам малого предпринимательства право рассрочки по кредитным обязательствам перед банками до 18 месяцев. Но в Верховной Раде данный проект не зарегистрирован, и очень сомнительно, что банковское лобби, которое в парламенте имеет очень сильные позиции, пойдет на такие уступки.

* http://www.dkrp.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=147544&cat_id=59517 .

 

Другие инициативы и слухи

Существует и много других инициатив. Так, по словам М. Бродского, обсуждается вопрос о

введении обязанности применять кассовые аппараты для всех предпринимателей, в том числе и на рынках, о частичном разрешении игорного бизнеса и т. д.

Министр труда и социальной политики В. Надрага сообщил, что Кабинетом Министров Украины принято решение о том, что

предприниматели-единоналожники должны дополнительно уплачивать в Пенсионный фонд три не облагаемых налогом минимума доходов граждан (51 грн.) за себя лично. По словам министра, такие отчисления позволят единоналожникам в будущем получать пенсии хотя бы на минимальном уровне.

Вице-премьер-министр по экономическим вопросам С. Тигипко сообщил о решении Правительства перевести всех предпринимателей на упрощенных системах налогообложения (единоналожников и фикспатентщиков) на общую систему налогообложения. Правда, позже он

уточнил, что речь идет о ликвидации фиксированного налога. Что касается единого налога, то от него Правительство отказываться не собирается, а ставит перед собой задачу устранить искусственные барьеры, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса.

Заметим, что все вышеописанные предложения являются только слухами и до воплощения в жизнь им очень далеко.

В каком виде они будут приняты и с какого момента начнут действовать — неизвестно. Большинство из инициатив Правительства и Госкомпредпринимательства находятся на стадии обсуждения и даже не зарегистрированы в Верховной Раде в качестве законопроектов. Поэтому делать какие-то далеко идущие выводы пока рано. Знать настроения в Правительстве, конечно, нужно, но воспринимать все слухи как свершившийся факт тоже не стоит.

А мы в свою очередь будем обязательно отслеживать все перечисленные «инициативы», которых в последнее время появляется все больше, и сопровождать их своими комментариями.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше