Темы статей
Выбрать темы

Почтовый ящик. Должен ли единоналожник уплатить сбор за геологоразведочные работы, если у него на земельном участке есть скважина с водой

Редакция СД
Ответы на вопросы

Должен ли единоналожник уплатить сбор за геологоразведочные работы, если у него на земельном участке есть скважина с водой

 

ВОПРОС. Предпринимателю на едином налоге принадлежит здание (складское помещение, нежилой фонд) и земельный участок под ним. Это здание сдается в аренду, в Свидетельстве единоналожника указан данный вид деятельности. Водопровод в помещении отсутствует, и вода для технических и прочих нужд берется из расположенной на земельном участке скважины. На данную скважину официально получено специальное разрешение.

Предприниматель получил извещение (письмо) от налоговой инспекции о том, что, используя воду из скважины, он должен уплатить сбор за геологоразведочные работы исходя из объемов потребленной воды. Однако вода не используется в коммерческих целях (не продается и т. д.). Действительно ли в этом случае предприниматель обязан уплатить данный сбор?

 

ОТВЕТ. Да, в данном случае предприниматель на едином налоге действительно должен уплатить сбор за геологоразведочные работы. Разберем этот вопрос по порядку.

Согласно статье 28 Кодекса о недрах пользование недрами (в том числе и пресной подземной водой) в Украине является платным. Плата взимается за пользование недрами (в нашем случае это добыча подземной питьевой воды) в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. Одной из разновидностей такой платы Кодекс о недрах называет отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета.

Таким образом, раз у предпринимателя на участке есть скважина, на которую получено разрешение и из которой происходит добыча воды, значит, у него есть объект для исчисления сбора за геологоразведочные работы. Тот факт, что предприниматель является единоналожником, не освобождает его от обязанности уплачивать сбор за геологоразведочные работы — согласно Указу № 746. Далее разберем, есть ли в законодательстве какие-то исключения, которые бы позволили в нашем случае сбор за геологоразведку не уплачивать?

Единые правила взимания и исчисления сбора, а также составления расчетов и их предоставления в налоговые органы регламентируются Порядком № 115 и разработанной на его основании Инструкцией № 105/309.

В Порядке № 115 есть пункт 12, в соответствии с которым сбор за выполненные геологоразведочные работы не взимается за добычу :

1) ранее погашенных запасов полезных ископаемых, отнесенных в процессе разработки месторождений в установленном порядке к категории утраченных в недрах;

2) углеводородного сырья из нерентабельных скважин с целью недопущения взрывоопасных газопроявлений в населенных пунктах нефтегазопромышленных районов;

3) подземных вод, которые не используются в народном хозяйстве:

— добыча которых является технологически вынужденной в связи с добычей других полезных ископаемых в объемах, согласованных с соответствующими органами государственного горного надзора, государственного геологического контроля и охраны окружающей природной среды;

— которые добываются из недр для устранения их загрязнения;

— которые добываются из недр для устранения их вредного воздействия (подтопления, засоления, заболачивания, загрязнения, возникновения сдвигов и т. п.).

Как видим, для нашего случая эти ситуации-исключения не подходят.

Далее. В соответствии с пунктом 7.1 Инструкции № 105/309 от уплаты сбора за геологоразведочные работы освобождаются землевладельцы и землепользователи, которые осуществляют в установленном порядке добычу полезных ископаемых местного значения для собственных потребностей (т. е. без реализации добытого минерального сырья или продукции его переработки) или пользуются недрами для хозяйственных и бытовых потребностей на предоставленных им в собственность или пользование земельных участках.

Вышеуказанный пункт Инструкции № 105/309 освобождает от уплаты сбора за геологоразведку две категории плательщиков:

— те, кто пользуется недрами для хозяйственных и бытовых потребностей. В нашем случае имеет место добыча полезных ископаемых, а не пользование недрами, поэтому наш случай в это исключение не попадает;

— те, кто осуществляет добычу полезных ископаемых местного значения для собственных потребностей. Здесь нужно обратить внимание, что полезные ископаемые делятся на два типа — общегосударственные и местные. Перечни полезных ископаемых общегосударственного и местного значения утверждены постановлением № 827. В соответствии с этим постановлением подземные воды отнесены к полезным ископаемым общегосударственного, а не местного значения.

Как видим, на полное освобождение от уплаты сбора за геологоразведку предпринимателю рассчитывать не приходится. Однако он может претендовать на применение понижающего коэффициента при расчете сбора. Так, пунктом 5.4 Инструкции № 105/309 предусмотрена возможность применения понижающих коэффициентов недропользователями, осуществляющими добычу полезных ископаемых на месторождениях, разведка которых производилась частично за счет собственных средств. Тогда согласно указанной норме величину сбора, исчисленную по общим правилам, можно будет откорректировать на соответствующие коэффициенты, которые составляют для тех месторождений, где выполнены:

— общие и детальные изыскательские работы и предварительная разведка за счет государственного бюджета, а детальная разведка за счет собственных средств — 0,6;

— доразведка запасов полезных ископаемых за счет собственных средств — 0,6;

— общие и детальные изыскательские работы за счет государственного бюджета, а предварительная и детальная разведка за счет собственных средств — 0,4;

— общие изыскательские работы частично за счет государственного бюджета на стадии региональных работ, а детальные изыскательские работы, предварительная и детальная разведка за счет собственных средств — 0,2.

При этом в пункте 4 Порядка № 115 уточняется, что основанием для применения коэффициентов при исчислении сбора является справка Минприроды, копия которой подается недропользователем в органы государственной налоговой службы и учитывается при исчислении сбора начиная с того квартала, в котором она была подана. Чтобы получить такую справку, недропользователь должен подать в Государственный информационный геологический фонд («Геоинформ») письмо-заявление на ее получение и заверенную копию документов или извлечения из них, которые подтверждают внебюджетное финансирование отдельных стадий выполненных геологоразведочных работ (извлечение из финансового плана предприятия, сметы расходов собственных средств, отчеты о выполненных геологоразведочных работах по формам № 01-гр и № 2-гр и т. п.).

Тот факт, что предприниматель сдает участок в аренду, также не повлияет на обязанность уплатить сбор за геологоразведку.

Дело в том, что законодательством не предусмотрена переуступка обязательств по уплате налоговых обязательств по сбору за геологоразведку в том случае, когда участок со скважиной сдается в аренду. Таким образом, в случае аренды участка уплачивать сбор за геологоразведку должен предприниматель — собственник участка.

Теперь поговорим о проблеме расчета суммы сбора за геологоразведку.

Объектом исчисления сбора в соответствии с

пунктом 3.1 Инструкции № 105/309 является объем добытых полезных ископаемых, в частности подземных вод. В случае когда вода добывается из скважины исключительно для питьевых и санитарных нужд и счетчик на скважине не стоит, объем добытых вод подсчитать довольно затруднительно. Как же рассчитать объект исчисления сбора и из какого объема воды исходить? В данном случае можно посоветовать только одно: составить какой-либо произвольный документ с произвольным расчетом забранной из скважины воды за месяц (и соответственно за квартал), который и будет основанием для расчета сбора и заполнения отчета (конечно, при условии, что налоговики не станут настаивать на установке счетчика).

Заметим также, что в рассматриваемом случае встает вопрос о необходимости получения следующих разрешительных документов:

— специального разрешения на использование участка недр для скважины;

— лицензии на добычу полезных ископаемых.

Что касается первого документа, то согласно

статье 23 Кодекса о недрах установлено, что землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений и горного отвода добывать для своих хозяйственных и бытовых нужд полезные ископаемые местного значения и торф общей глубиной разработки до 2 метров и пресные подземные воды до 20 метров и использовать недра для хозяйственных и бытовых нужд.

Следовательно, если:

— добывается пресная вода (а, например, не минеральные подземные воды);

вода используется для хозяйственных и бытовых нужд;

забор воды осуществляется не глубже 20 метров, — то предприниматель имеет право не получать специальное разрешение на использование участка недр для скважины.

Теперь что касается лицензии. Согласно

статье 9 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по добыче полезных ископаемых из месторождений, которые имеют общегосударственное значение и включены в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых (орган лицензирования — госгеологслужба). При этом если проанализировать законодательные акты в этой сфере, то можно сделать вывод, что в отношении питьевой воды лицензируется деятельность по добыче полезных ископаемых субъектами хозяйствования, которые занимаются деятельностью по централизованному и нецентрализованному водоснабжению (т. е. поставляют ее потребителям питьевой воды). В нашем случае нельзя говорить о том, что предприниматель, который использует воду исключительно для бытовых нужд, занимается деятельностью по централизованному или нецентрализованному водоснабжению, поэтому, на наш взгляд, он не должен получать лицензию на добычу полезных ископаемых.

К указанному добавим, что в рассматриваемом случае может возникнуть еще один смежный вопрос: нужно ли единоналожнику в данном случае уплачивать еще и

сбор за специальное использование водных ресурсов. Сразу ответим: нет , не должен. На то есть две причины: во-первых, единоналожники освобождены от уплаты сбора за воду, а во-вторых, вода в данном случае используется исключительно для личных питьевых и санитарно-гигиенических нужд.

Документы консультации

Кодекс о недрах

— Кодекс Украины о недрах от 27.07.94 г. № 132/94-ВР.

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Порядок № 115

— Порядок установления нормативов сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, и его взимания, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 29.01.99 г. № 115.

Инструкция № 105/309

— Инструкция о порядке взимания сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, утвержденная приказом Комитета Украины по вопросам геологии и использования недр, ГНА Украины от 23.06.99 г. № 105/309.

Постановлением № 827 — постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении перечней полезных ископаемых общегосударственного и местного значения» от 12.12.94 г. № 827.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше