Темы статей
Выбрать темы

На заметку. Индексируем майскую зарплату

Редакция СД
Комментарий

На заметку

 

Конституционный Cуд отказал в рассмотрении вопроса о законности постановлений КМУ по пенсионным доплатам единоналожников и фикспатентщиков

Определение Конституционного суда Украины от 31.03.2010 г. № 23-уп/2010

 

Как и следовало ожидать, Конституционный Cуд прекратил конституционное производство по делу конституционного представления Президента Украины о соответствии

Конституции Украины (конституционности) постановлений КМУ от 05.03.2009 г. № 236, от 14.04.2009 г. № 366, от 15.04.2009 г. № 454, от 21.05.2009 г. № 505, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов упрощенными предпринимателями.

Решение КСУ мотивировано тем, что полномочия КСУ распространяются

только на действующие правовые акты. А как известно, действие упомянутых выше постановлений КМУ уже отменено самим же Кабмином (см. «СД», 2010, № 7, с. 2, и «СД», 2010, № 8, с. 2). Поэтому КСУ отказался рассматривать это дело.

В итоге так и остался спорным период

май — октябрь 2009 года, в котором действовали постановления КМУ, устанавливающие необходимость внесения доплаты. А также осталось незаконченным судебное разбирательство, которое касается этого периода. Напомним, что постановлением Окружного административного суда г. Киева от 28.09.2009 г. № 2а-4456/09/2670 постановление КМУ от 14.04.2009 г. № 366 было признано незаконным, но КМУ подал на него апелляцию, в связи с чем в силу оно пока не вступило.

По результатам этого разбирательства, на наш взгляд, и можно будет точно сказать, нужно уплачивать взносы за период май — октябрь 2009 года или это можно делать добровольно.

В то же время

Госкомпредпринимательства уже сейчас считает, что доплату в ПФУ за май — октябрь 2009 года упрощенные предприниматели могут перечислять добровольно (подробнее см. «СД», 2010, № 8, с. 2).

 

Вопросы заполнения нового Расчета хмелесбора: торговля безалкогольным пивом и отсутствие объекта налогообложения

Письмо ГНАУ от 16.03.2010 г. № 2607/6/21-0215

 

Приказом ГНАУ от 01.12.2009 г. № 671

утверждена новая форма Расчета суммы сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, а также новый Порядок его заполнения. В данном письме ГНАУ разъяснила вопросы, касающиеся заполнения Расчета в случае реализации обычного и безалкогольного пива, а также необходимости подавать Расчет в ситуации, когда в отчетном месяце отсутствуют операции по реализации алкогольных напитков и пива.

1. Как известно, обычное и безалкогольное пиво классифицируется

по разным кодам УКТ ВЭД: 2203 — солодовое пиво, 2202 — безалкогольное пиво. При этом солодовое пиво облагается акцизным сбором, а безалкогольное — нет.

Налоговики обратили внимание на то, что плательщиками хмелесбора являются субъекты хозяйствования, которые реализуют в оптово-розничной торговой сети и в сети общепита алкогольные напитки и пиво,

независимо от того, относится пиво к подакцизным товарам или нет. Поэтому субъекты хозяйствования, реализующие безалкогольное пиво, должны уплачивать хмелесбор на общих основаниях.

Что касается заполнения Расчета, то согласно

Порядку № 671 в графе 2 «Вид товара» Расчета необходимо указывать отдельными строками информацию о реализации алкогольных напитков и/или пива. Детализация алкогольных напитков и пива по их видам не предусмотрена. Поэтому субъект, реализующий как обычное пиво, так и безалкогольное, в графе 2 Расчета указывает общую сумму выручки от реализации пива, без детализации на обычное и безалкогольное.

2. Плательщики хмелесбора должны

ежемесячно подавать Расчет независимо от наличия в отчетном месяце объекта налогообложения. То есть в случае отсутствия в отчетном месяце факта реализации алкогольных напитков и пива Расчет подавать все равно нужно.

 

ГНАУ о нюансах уплаты хмелесбора поверенным, заполнения Расчета суммы хмелесбора, реализации табачных изделий

Письмо ГНАУ от 31.03.2010 г. № 3146/6/21-0215

 

В данном

письме ГНАУ, в частности, разъяснила следующее:

1.

Поверенный, который в соответствии с Законом Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 09.04.99 г. № 587-XIV реализует в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольные напитки и пиво и которому по условиям договора поручения средства, полученные от покупателей, поступают на его банковский счет, является плательщиком хмелесбора.

Кроме того, учитывая разъяснения ГНАУ,

оптовую торговлю алкогольными напитками поверенный может осуществлять только при наличии у него соответствующей лицензии.

2. Согласно

пункту 7 Порядка заполнения расчета суммы хмелесбора от 01.12.2009 г. № 671 плательщики сбора в колонке 2 «Вид товару» Расчета указывают отдельными строками алкогольные напитки и/или пиво. То есть Порядок предусматривает декларирование сгруппированных товаров и не предусматривает детализацию алкогольных напитков по их видам.

3. Согласно

статье 11 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР тексты медицинских предупреждений потребителей табачных изделий, которые наносятся на стороны упаковки табачных изделий, должны занимать не менее 30 % площади внешней поверхности каждой большей стороны упаковки табачных изделий.

В то же время

Законом Украины от 21.01.2010 г. № 1824 внесены изменения в статью 11 Закона № 481, согласно которым, в частности, площадь, на которой размещаются предупреждения, должна составлять не менее 50 % площади внешней поверхности большей внешней стороны упаковки табачных изделий.

Однако, как отмечает ГНАУ, на сегодняшний день указанные изменения не вступили в силу. Поэтому

субъекты хозяйствования могут реализовывать табачные изделия, на упаковке которых текст медицинских предупреждений занимает 30 % площади .

 

ГНАУ: внесению в Единый реестр подлежат все места хранения алкоголя и табака, в том числе места их розничной продажи

Письмо ГНАУ от 04.02.2010 г. № 1114/6/32-0615

 

Напомним, что согласно прошлогодним изменениям, внесенным

приказом ГНАУ от 07.09.2009 г. № 489 в Порядок ведения Единого государственного реестра мест хранения от 28.05.2002 г. № 251 (далее — Порядок № 251), для внесения в Единый реестр мест хранения розничных партий алкогольных напитков или табачных изделий субъекты хозяйствования подают заявление в региональное управление Департамента по местонахождению места хранения. Согласно же предыдущей редакции Порядка № 251, которая действовала до 23.10.2009 г., данное предписание касалось только мест хранения алкогольных напитков или табачных изделий, обособленных от розничной торговли. То есть об обособленности уже не упоминается (подробнее об этом см. «СД», 2010, № 4, с. 17).

Немного запоздалая реакция на эти изменения как раз и содержится в рассматриваемом

письме ГНАУ. Налоговый орган настаивает на том, что с учетом изменений в Единый реестр должно вноситься любое место хранения алкогольных напитков и табачных изделий, независимо от того, находится ли оно в месте осуществления торговли или в обособленных от объекта торговли местах (складских помещениях). Надо полагать, что с учетом такой трактовки местом хранения нужно считать даже витрину магазина (хотя суды в свое время считали иначе; см. определения ВАСУ от 05.12.2007 г. № К-32898/06, от 05.11.2008 г. № К-16728/06).

Тем не менее

за хранение алкогольных напитков или табачных изделий в местах хранения, не внесенных в Единый реестр, субъект хозяйствования может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 100 % стоимости товара, который находится в таком месте хранения, но не менее 1700 грн. Поэтому требованиям ГНАУ лучше все-таки следовать.

 

Преследование нарушителей законодательства по уплате пенсионных взносов и оплате труда: тандем ПФУ и МВД

МВД и ПФУ с целью положить почин работе по профилактике, предотвращению и выявлению правонарушений в сфере оплаты труда и пенсионного страхования приняли совместный документ —

Порядок взаимодействия при обмене информацией между органами МВД и ПФУ относительно защиты интересов государства при начислении и уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование и других платежей в ПФУ (далее — Порядок). Утвержден он приказом МВД от 24.12.2009 г. № 552 и постановлением правления ПФУ от 24.12.2009 г. № 28-2 (вступило в силу 16.04.2010 г.).

Порядок

предусматривает, в частности, что органы МВД при выявлении нарушений в сфере оплаты труда и пенсионного страхования, а также при выявлении плательщиков, имеющих значительную задолженность по уплате пенсионных взносов, направляют соответствующий запрос в территориальные органы ПФУ. Ответ на полученный запрос ПФУ должен предоставить в течение месяца.

Механизм взаимодействия МВД и ПФУ в этом случае понятен: при обнаружении указанных нарушений органы милиции направляют запрос пенсионщикам, последние реагируют на полученную информацию,

проводят проверку нарушителя и в случае подтверждения факта совершения правонарушения привлекают его к ответственности в соответствии с требованиями Закона Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV. Здесь обратим внимание на два момента:

1) проверка в данном случае будет иметь

внеплановый характер, следовательно, она может быть проведена в любое время, независимо от утвержденного графика проверок;

2) временный (до 01.01.2011 г.) мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства, установленный

Законом Украины от 15.12.2009 г. № 1759-VI, в этой ситуации действовать не будет, поскольку такой мораторий не распространяется на проведение органами ПФУ плановых и внеплановых проверок субъектов с высокой или средней степенью риска (а нарушители пенсионного законодательства будут отнесены именно к высокой степени риска).

Со своей стороны территориальные органы ПФУ тоже направляют запрос органам МВД в случае выявления вышеуказанных нарушений. В течение месяца

органы МВД должны предоставить ответ на такой запрос и при необходимости оказать помощь по установлению фактического местонахождения субъектов пенсионного страхования и бухгалтерской документации.

Кроме того,

пунктом 2.5 Порядка предусмотрена обязанность территориальных органов ПФУ ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направлять органам МВД информацию о плательщиках страховых взносов, имеющих наибольшие суммы задолженности по уплате взносов. Очевидно, что такая информация милиции нужна не просто так и они будут пытаться как-то повлиять на неплательщиков. В связи с этим отметим, что:

1) оперативные подразделения милиции имеют право проводить проверки субъектов хозяйствования на основании

Закона об оперативно-розыскной деятельности и Закона о милиции, который предусматривает обязательное наличие направления на проверку;

2) в случае если уже

заведено уголовное дело, проводить проверку органы милиции имеют право в любое время, независимо от того, распространяется «проверочный» мораторий на данного субъекта или нет;

3)

привлечь к уголовной ответственности должностных лиц предприятий и физлиц-предпринимателей могут, в частности, на основании:

статьи 2121 Уголовного кодекса Украины (далее — УК) — умышленное уклонение от уплаты пенсионных взносов. В 2010 году для возбуждения дела по данной статье достаточно установления факта непоступления в ПФУ средств в сумме 434500 грн. и более;

статьи 175 УКумышленная безосновательная невыплата зарплаты более чем за один месяц;

статьи 172 УК грубое нарушение законодательства о труде;

статьи 367 УКслужебная халатность, повлекшая причинение существенного вреда отдельным гражданам, юрлицам или государству (в 2010 году вред считается существенным, если его размер составляет 43450 грн. и более).

 

Мартовский индекс — 100,9 %. Индексируем майскую зарплату

(Уведомление Государственного комитета статистики Украины // «Урядовий кур’єр» от 08.04.2010 г. № 64)

 

Согласно уведомлению Госкомстата Украины, общий индекс потребительских цен (индекс инфляции)

в марте составил 100,9 %. С учетом этого обстоятельства приведем в таблице индексы, которые необходимо использовать для индексации майской заработной платы наемных работников предпринимателя в 2010 году.

Алгоритм наших действий таков: смотрим, за какой месяц работнику последний раз повышалась заработная плата (при этом сумма повышения была больше суммы индексации) или в каком месяце работник был принят на работу, если с момента принятия на работу его заработная плата не повышалась; берем из приведенной ниже таблицы индекс для соответствующего месяца и индексируем на него заработную плату за

май 2010 года (в пределах прожиточного минимума для трудоспособных лиц).

 

Месяц повышения заработной платы

Величина прироста индекса потребительских цен для проведения индексации (%)

Не повышалась с февраля 2003 года

142,2

2003 год

Март

139,5

Апрель

137,9

Май

137,9

Июнь

137,7

Июль

137,9

Август

141,9

Сентябрь

140,5

Октябрь

137,4

Ноябрь

133,0

Декабрь

129,6

2004 год

Январь

126,4

Февраль

125,5

Март

124,6

Апрель

123,1

Май

121,5

Июнь

120,0

Июль

120,0

Август

120,2

Сентябрь

117,4

Октябрь

112,7

Ноябрь

109,3

Декабрь

104,4

2005 год

Январь

101,0

Февраль

99,1

Март

95,9

Апрель

94,6

Май

93,4

Июнь

92,3

Июль

91,7

Август

91,7

Сентябрь

90,9

Октябрь

89,2

Ноябрь

87,0

Декабрь

85,3

2006 год

Январь

83,1

Февраль

79,9

Март

80,5

Апрель

81,2

Май

80,3

Июнь

80,1

Июль

78,5

Август

78,5

Сентябрь

75,0

Октябрь

70,6

Ноябрь

67,6

Декабрь

66,0

2007 год

Январь

65,2

Февраль

64,2

Март

63,9

Апрель

63,9

Май

63,0

Июнь

59,5

Июль

57,3

Август

56,3

Сентябрь

53,0

Октябрь

48,7

Ноябрь

45,5

Декабрь

42,5

2008 год

Январь

38,5

Февраль

34,8

Март

29,9

Апрель

26,0

Май

24,4

Июнь

23,4

Июль

24,0

Август

24,1

Сентябрь

22,8

Октябрь

20,7

Ноябрь

18,9

Декабрь

16,5

2009 год

Январь

13,2

Февраль

11,5

Март

10,0

Апрель

9,0

Май

8,5

Июнь

7,3

Июль

7,4

Август

7,6

Сентябрь

6,7

Октябрь

5,8

Ноябрь

4,7

Декабрь

3,7

2010 год

Январь

1,9

Февраль

Не индексируется

Март

Не индексируется

Апрель

Не индексируется

Май

Не индексируется

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше