Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Общий ликбез по Книге ф. № 10

Редакция СД
Собственное Дело Ноябрь, 2010/№ 21
Печать
Статья

Общий ликбез по Книге ф. № 10

 

Без преувеличения можно сказать, что Книга ф. № 10 — это тот документ, с которым предприниматели работают чаще всего. И хотя применяется она уже довольно давно и имеет весьма солидный «стаж», до сих пор не иссякают вопросы по поводу ее оформления и заполнения. Поэтому сейчас в общих чертах расскажем об основных правилах, касающихся ведения Книги ф. № 10: обязательно ли ее иметь, где взять, как заменить, сколько хранить, как заполнять графы доходов и расходов и др., причем отдельно поговорим об особенностях, возникающих на общей системе и на едином налоге.

Итак, приступим.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Указ № 436

— Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм регулирования обращения наличных» от 12.06.95 г. № 436/95.

Постановление № 507

— постановление КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727» от 16.03.2000 г. № 507.

Порядок № 1269

— Порядок ведения книги учета доходов и расходов, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1269.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Инструкция № 12

— Инструкция о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденная приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12.

Порядок № 599

— Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599.

Инструкция № 110

— Инструкция о порядке применения штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы, утвержденная приказом ГНАУ от 17.03.2001 г. № 110.

 

Нужно ли вести Книгу ф. № 10?

Да, вести Книгу учета доходов и расходов (Книгу ф. № 10) предпринимателям необходимо.

Если мы говорим о единоналожниках, то к этому их обязывает

пункт 8 Порядка № 599, в котором сказано следующее: «Для определения результатов собственной предпринимательской деятельности на основании хронологического отражения осуществленных хозяйственных и финансовых операций плетельщик единого налога обязан вести Книгу учета доходов и расходов в соответствии с приложением 10 к Инструкции о подоходном налоге с граждан…»

Если же мы говорим о предпринимателях на общей системе налогообложения, то хотя ни в одном нормативно-правовом акте прямо не указано, что они обязаны вести упомянутую Книгу, но

в случае ее отсутствия налоговики применяют серьезные штрафы (кстати, это касается и единоналожников):

1) штраф за отсутствие учета доходов и расходов по

статье 1641 КУоАП в размере от 51 до 136 грн. Правда, от него можно отбиться в суде, так как налагается он только в том случае, когда субъект не ведет учет доходов и расходов, установленный законами Украины (а ведение Книги ф. № 10 ни одним законом не установлено);

2) штраф за неоприходование наличных

в 5-кратном размере неоприходованных сумм. Данный штраф применяется только в том случае, если предприниматель получил наличную выручку и не записал ее в Книгу ф. № 10 (пункт 1.2 Положения № 637, статья 1 Указа № 436). То есть данный штраф не распространяется на тех предпринимателей, которые осуществляют исключительно безналичные расчеты (но таких мало).

Итак, во избежание штрафов и споров с проверяющими предпринимательская общественность согласилась с тем, что

вести Книгу ф. № 10 нужно.

 

Где взять Книгу ф. № 10 и как она должна выглядеть?

Общая форма Книги учета доходов и расходов была утверждена еще в 2003 году

приложением 10 к Инструкции № 12 (отсюда и название — Книга ф. № 10). Однако на сегодняшний день в первоначальном виде ее уже не встретишь, поскольку налоговики модифицировали ее до неузнаваемости, добавляя все новые и новые колонки. Так появились отдельные книги учета доходов и расходов для торговли, для перевозок, для общепита и т. д. (некоторые из них сейчас в налоговой называются Книга ф. № 1 и Книга ф. № 2).

Чтобы не запутаться во всем многообразии существующих на сегодняшний день Книг, следует знать, что предприниматель обязан вести одну Книгу учета доходов и расходов — Книгу ф. № 10. Просто в каждом регионе и для каждого вида деятельности налоговики изменили ее внешний вид по своему усмотрению и просят предпринимателей использовать именно разработанные ими формы Книги.

Насколько правомерно такое поведение налоговиков, обсуждать вряд ли стоит справка 1, ведь Книгу ф. № 10 обязательно нужно зарегистрировать в налоговой, а там, естественно, никакой другой вариант, кроме того, который разработали сами же налоговики, регистрировать не станут. Итак, получается, что

Книгу ф. № 10 необходимо приобрести в налоговой по месту регистрации предпринимателя. Так должен поступить предприниматель на общей системе налогообложения .

А вот единоналожник может либо приобрести

готовую Книгу ф. № 10 в налоговой, либо расчертить ее в тетради по форме, приведенной в приложении 10 к Инструкции № 12. Разницы нет, потому что в любой форме Книги он должен заполнять всего четыре графы (остальные графы, сколько бы их ни было, на упрощенной системе не ведутся). Но несмотря на это, зарегистрировать ее в налоговой нужно обязательно.

При этом нужно выполнить следующие требования:

1.

Книга ф. № 10 должна быть в бумажном виде (если предприниматель имеет желание и возможность вести электронную версию Книги, это не запрещено, но ему все равно придется переписывать данные из электронной копии в бумажную).

2. Книга должна быть прошнурована, страницы — пронумерованы, в ней должна стоять печать налоговой и подпись начальника налоговой.

Такая Книга ф. № 10 считается зарегистрированной в налоговом органе, и в нее можно вносить записи о доходах и расходах. Регистрировать Книгу нужно в момент постановки на учет в налоговом органе (т. е. сразу, в начале деятельности).

 

Сколько Книг ф. № 10 необходимо иметь?

Количество книг ф. № 10 зависит от ситуации. Для наглядности покажем на схемах (см. с. 4).

Книги ф. № 10, которые выдаются работникам единоналожника, по форме не отличаются от той Книги, которую он оформляет для себя, но в них дополнительно указываются: Ф. И. О. предпринимателя-единоналожника, Ф. И. О. работника, серия и номер справки о трудовых отношениях, выданной в ГНИ (

письмо ГНАУ от 06.05.2000 г. № 6304/7/17-0217).

 

Какие графы в Книге ф. № 10 нужно заполнять?

Предприниматели, работающие

на общей системе налогообложения, обязаны заполнять все графы той Книги, которую они приобрели и зарегистрировали в налоговой.

На упрощенной системе

вести Книгу ф. № 10 легче, в ней достаточно заполнять всего четыре графы (названия этих граф могут немного отличаться): «Период учета», «Затраты на производство продукции» (в других случаях — «Затраты на закупку товаров» и т. п.), «Сумма выручки (дохода)» и «Чистый доход» (пункт 8 Порядка № 599). Все остальные колонки с указанием, например, сколько продукции вынесено на рынок, предназначено для продажи, реквизитов заказчиков или покупателей единоналожник заполнять не обязан.

Кстати, не исключено, что

налоговики могут заставлять единоналожников заполнять еще и графу «Сумма стоимости товаров, полученных для их продажи (предоставления услуг)». Сразу отметим, что такой графы в ныне действующей Книге ф. № 10 нет (имеется в виду Книга учета доходов и расходов, утвержденная Инструкцией № 12). О необходимости заполнения данной графы говорится только в пункте 5 Порядка № 1269. Но дело в том, что Порядок № 1269 пока остается недействующим по той простой причине, что форма Книги учета доходов и расходов под него до сих пор не разработана.

Итак, поскольку единоналожники сейчас пользуются не той Книгой учета доходов и расходов, о которой идет речь в

Порядке № 1269, а Книгой ф. № 10, которая утверждена Инструкцией № 12, они не обязаны вести в Книге ф. № 10 графу «Сумма стоимости товаров, полученных для их продажи (предоставления услуг)».

 

img 1

 

В какой момент записывать выручку и расходы в Книгу ф. № 10?

Единоналожник может вносить записи в Книгу общей суммой по итогам дня

:

1) выручку — в день ее получения в кассу или на текущий счет;

2) расходы — в день перечисления (уплаты) денежных средств.

Предприниматель на общей системе налогообложения

в идеале должен вносить записи в Книгу ф. № 10:

1)

выручку — после каждого факта получения дохода;

2) расходы — после каждого факта выплаты

денежных средств, при таких условиях:

— в наличии есть расчетный или

платежный документ, подтверждающий факт оплаты расходов;

— расходы связаны с предпринимательской деятельностью и

упомянуты в статье 5 или 8 Закона о налоге на прибыль.

Итак, если в течение дня предприниматель на общей системе получит оплату от ста покупателей, в Книге ф. № 10 должно появиться сто записей о доходе. Разумеется, что

при многочисленных операциях так вести учет весьма неудобно, поэтому предприниматели поступают следующим образом: записывают доход одной суммой по итогам дня (с расходами проще, ведь их не так уж много и они умещаются в несколько строк Книги).

Поскольку при использовании описанного варианта наличная выручка считается своевременно оприходованной (в день ее поступления —

пункт 2.6 Положения № 637), налоговики не могут применить 5-кратный штраф. Единственная угроза с их стороны — админштраф за неверное ведение учета доходов и расходов по статье 1641 КУоАП (51 — 136 грн.), но этот штраф не так уж велик по сравнению с той работой, которую придется делать предпринимателю, если записывать в Книгу ф. № 10 каждую продажу.

Впрочем, для того чтобы максимально обезопасить себя от претензий проверяющих, лучше к Книге ф. № 10 прилагать ежедневно копию Z-отчета или указывать его номер возле итоговой записи о доходе (напоминаем, что предприниматель на общей системе при осуществлении наличных расчетов обязан вести РРО).

 

Как часто необходимо подводить итоги в Книге ф. № 10?

Сначала разберемся с

единоналожниками. Подводить итоги в Книге ф. № 10 им необходимо только для того, чтобы составить отчет единоналожника. С учетом того, что отчет этот подается раз в квартал, итоги в Книге ф. № 10 необходимо подводить не реже чем ежеквартально. Правда, если предпринимателю удобно подводить их ежемесячно или еженедельно, никто не запрещает поступать и так.

Теперь перейдем к предпринимателям

на общей системе. О том, как им подсчитывать итоги в Книге ф. № 10, сказано только в письме ГНАУ от 05.11.97 г. № 17-0117/10-8886:

— если у предпринимателя есть наемные работники, то он обязан итог по выручке подсчитывать ежедневно, а по всем остальным графам — в конце квартала;

— если же предприниматель работает сам, то по всем графам он обязан подводить итоги ежедневно.

Однако эти рекомендации (а здесь следует напомнить, что

письмо ГНАУ не имеет силы нормативно-правового акта, а является всего лишь документом рекомендательного характера) на данный момент устарели. И вот почему: когда выходило в свет данное письмо, предпринимателям без наемных работников разрешалось не вести товарно-кассовую книгу (ТКК), но вместо этого они должны были вести Книгу ф. № 10 с учетом «завышенных» требований. Сейчас же Книга ф. № 10 ничего не дублирует.

Поэтому можно считать, что

на сегодняшний день предприниматели на общей системе (независимо от наличия или отсутствия работников) обязаны подводить ежедневный итог только по выручке (в принципе, как мы говорили выше, многие и так записывают выручку итоговой суммой за день), а итоги по остальным графам можно подсчитывать ежеквартально. Этого будет достаточно для составления декларации о доходах.

 

Как подсчитать итоги?

Нужно сказать, что

правила подсчета итогов одинаковы и для предпринимателей на общей системе, и для единоналожников . Единственное отличие — то, что у предпринимателей на общей системе больше граф в Книге ф. № 10, поэтому в некоторых случаях им придется подсчитывать большее количество итогов. Впрочем, для того чтобы заполнить декларацию о доходах (на общей системе) или отчет единоналожника (на упрощенной системе), достаточно вывести итоги по трем графам:

— «Затраты на изготовление продукции»;

— «Сумма выручки (дохода)»;

— «Чистый доход».

Итог по графе

«Сумма выручки (дохода)» подсчитывается простым суммированием дохода, записанного в данную графу в течение отчетного квартала.

Итог по графе «Чистый доход»

подсчитывается как разница между итоговым значением графы «Сумма выручки (дохода)» и итогом по графе «Затраты на изготовление продукции».

А вот

итог по графе «Затраты на изготовление продукции» рассчитывается непросто — суммировать можно не все подряд расходы, записанные в Книгу ф. № 10, а только те, которые связаны с полученным в течение квартала доходом. При этом:

— если в течение отчетного квартала расходы не учтены (еще не получен связанный с ними доход), их

можно будет учесть в дальнейшем (в следующих кварталах текущего года или даже в следующих годах), когда доход будет фактически получен;

— с доходом отчетного квартала могут быть связаны

расходы, понесенные (оплаченные) в прошлых кварталах или годах. В таком случае их следует включить в итог по графе «Затраты на изготовление продукции» отчетного квартала;

косвенные расходы, которые невозможно связать с конкретным доходом (к примеру, уплата налогов и сборов, арендной платы, коммунальных услуг и т. п.), включаются в итог того квартала, в котором оплачены.

 


ПРИМЕР 1

Предприниматель в течение I квартала 2010 года продал два телевизора Phanasonic по 10000,00 грн., а также приобрел для продажи три телевизора Philips по 2000,00 грн. (телевизоры Phanasonic были приобретены в 2009 году по цене 8000,00 грн.).

Кроме того, в течение квартала предприниматель вносил плату за аренду офиса (1000,00 грн. ежемесячно).

Во II квартале он продал все телевизоры Philips по 3500,00 грн., а также уплатил за аренду (3000,00 грн. одним платежом сразу за весь квартал).

Как подсчитать в Книге ф. № 10 ежеквартальные итоги по доходам, расходам и сумму чистого дохода?

Приведем фрагмент Книги ф. № 10 по форме из

Инструкции № 12, заполнив в ней все графы (напоминаем, что единоналожники обязаны заполнять только графы 1, 3, 6 и 7 Книги ф. № 10, а предприниматели на общей системе — все графы той формы, которую им предложат в их налоговой):

 

Период учета (день, неделя, месяц, год)

Количество изготовленной продукции, предоставленных услуг (ед. измерения)

Затраты на производство продукции (грн.)

Количество проданной продукции, предоставленных услуг (ед. измерения)

Цена продажи продукции (услуг) (грн.)

Сумма выручки (дохода) (грн.)

Чистый доход (грн.)

1

2

3

4

5

6

7

19.01.2010

Арендная плата

1000,00

20.01.2010

1 шт. Phanasonic

10000,00

10000,00

16.02.2010

3 шт. Philips

6000,00

19.02.2010

Арендная плата

1000,00

17.03.2010

1 шт. Phanasonic

10000,00

10000,00

19.03.2010

Арендная плата

1000,00

Итого за I квартал 2010 года

19000,00*

20000,00

1000,00**

22.04.2010

1 шт. Philips

3500,00

3500,00

19.05.2010

Арендная плата

3000,00

08.06.2010

2 шт. Philips

3500,00

7000,00

Итого за II квартал 2010 года

9000,00***

10500,00

1500,00****

 

* С учетом того, что в расходы включаются только косвенные затраты и те затраты, по которым в отчетном квартале получен доход, итог расходов в I квартале равен: 16000,00 (расходы на покупку телевизоров Phanasonic, от продажи которых в отчетном квартале получен доход) + 3000,00 (аренда за три месяца) = 19000,00 грн.

** Следовательно, чистый доход I квартала равен: 20000,00 - 19000,00 = 1000,00 грн.

*** С учетом того, что в расходы включаются только косвенные затраты и те затраты, по которым в отчетном квартале получен доход, итог расходов во II квартале равен: 6000,00 (расходы на покупку телевизоров Philips, от продажи которых в отчетном квартале получен доход) + 3000,00 (аренда за три месяца) = 9000,00 грн.

**** Чистый доход II квартала равен: 10500,00 - 9000,00 = 1500,00 грн.


 

Однако следует отметить, что описанный выше вариант подсчета расходов весьма трудоемкий и на практике применить его можно далеко не всегда.

Если объемы продаж существенные и в течение дня совершается множество операций купли-продажи, то отследить связь доходов с расходами практически невозможно. В таком случае есть смысл автоматизировать учет так, чтобы программа сама отбирала среди всех текущих расходов только те, которые связаны с доходом отчетного периода.

В противном случае не останется другого выхода

, кроме как подсчитывать итог по графе «Затраты на производство продукции» так же, как и по графе «Сумма выручки (дохода)», т. е. просто суммировать все расходы, записанные в Книгу ф. № 10 в течение отчетного квартала. Нужно сказать, что лояльные проверяющие закрывают на это глаза. Но даже если проверяющие попадутся придирчивые, сильно наказать предпринимателя они не смогут. Максимум — админштраф по статье 1641 КУоАП за неверное ведение учета доходов и расходов (от 51 до 136 грн.). Плюс по каким-то суммам, возможно, доначислят налог с доходов (НДФЛ).

А вот

налагать штрафы по Закону № 2181 за недоплату НДФЛ они не вправе, поскольку сами рассчитывают предпринимателям сумму НДФЛ: «Штрафные (финансовые) санкции, определенные этим пунктом, не применяются к плательщикам налогов — физическим лицам — субъектам предпринимательской деятельности, результаты проверок деятельности которых свидетельствуют о занижении (сокрытии) суммы его доходов или завышении суммы расходов в поданных декларациях, если налоговый орган самостоятельно определил сумму налогового обязательства такого лица в случаях, предусмотренных законодательством» (подпункт 6.1.3 Инструкции № 110).

 

Как быть, если получается убыток?

Как бы предприниматель ни рассчитывал расходы, он должен помнить о том, что квартальный итог чистого дохода не может быть отрицательным (т. е.

предприниматель не вправе отражать убытки). Если вышло так, что итог расходов превышает итог дохода, в графе «Чистый доход» следует указать «0,00».

При этом единоналожники об «излишке» расходов могут спокойно забыть (так как для них сумма чистого дохода — величина справочная и ни на что не влияет). А вот

предприниматели на общей системе, для которых чем меньше чистый доход, тем меньше сумма НДФЛ и пенсионного взноса, на наш взгляд, вправе учесть «излишек» расходов в следующих кварталах текущего года. Дело в том, что декларация о доходах составляется нарастающим итогом за такие периоды: квартал, полугодие, 9 месяцев и год. А значит, если в первом квартале у нас не хватило дохода (т. е. имеем излишек расходов), то в нем расходы мы учтем не полностью. Но уже по итогам полугодия те же «лишние» расходы первого квартала могут покрыться доходом. Если же и за полугодие получился «излишек» расходов, тогда смотрим, что выйдет за девять месяцев, за год. Приведем пример.

Обратите внимание: только по итогам года у предпринимателей вырисовывается окончательная картина — либо получен чистый доход, либо убыток (в последнем случае в Книге ф. № 10 отражается нулевой чистый доход). Итак,

если даже в конце года мы видим, что за год получен убыток, то в таком случае «излишек» расходов сгорает, так как на следующий год его переносить нельзя.

 

Как исправить ошибку в Книге ф. № 10?

Вообще-то в нормативно-правовых документах нет конкретно установленных правил заполнения Книги ф. № 10. Соответственно ничего не говорится и об исправлении ошибок. Поэтому во многих вопросах остается пользоваться

письмами и устными разъяснениями налоговиков. Как свидетельствует практика, проверяющие не возражают, если предприниматели исправляют записи в Книге ф. № 10 следующим образом:

неправильные цифры зачеркивают и над зачеркнутыми надписывают правильные;

— зачеркивание производят одной чертой так, чтобы можно было прочесть исправленное;

возле исправления делают надпись «Исправлено», ставят дату исправления и подпись лица, ответственного за ведение Книги ф. № 10.

 

Что делать, если Книга ф. № 10 потерялась или закончилась?

Если Книга ф. № 10

утеряна, необходимо обратиться в органы внутренних дел с заявлением об утере, а затем — в налоговый орган для получения дубликата Книги (письмо ГНАУ от 05.11.97 г. № 17-0117/10-8886).

Если же Книга

полностью заполнена, то предприниматель должен сдать ее в налоговый орган, где она будет храниться в течение 5 лет. При этом в налоговой нужно зарегистрировать новую Книгу ф. № 10 и перенести в нее из старой Книги такие данные:

1) квартальные итоги по доходам, расходам и чистому доходу текущего года;

2) записи о доходах и расходах того квартала, в течение которого старая Книга закончилась.

 

Получать ли новую Книгу ф. № 10, если прежняя еще не закончилась, но начинается новый календарный год?

Книгу ф. № 10 необходимо вести до тех пор, пока она не закончится, даже если это займет несколько лет.

 


ПРИМЕР 2

В I квартале 2010 года предприниматель продал два телевизора Phanasonic по 8500,00 грн. (приобрел их в 2009 году по цене 8000,00 грн.), а также купил для продажи шесть телевизоров Philips по 2000,00 грн.

Кроме того, в течение квартала предприниматель вносил плату за аренду офиса (1000,00 грн. ежемесячно).

Во II квартале 2010 года он продал все телевизоры Philips по 3500,00 грн., а также уплатил за аренду (3000,00 грн. одним платежом сразу за весь квартал).

Как подсчитать в Книге ф. № 10 ежеквартальные итоги по доходам, расходам и сумму чистого дохода?

Приведем фрагмент Книги ф. № 10 по форме из

Инструкции № 12:

 

Период учета (день, неделя, месяц, год)

Количество изготовленной продукции, предоставленных услуг (ед. измерения)

Затраты на производство продукции (грн.)

Количество проданной продукции, предоставленных услуг (ед. измерения)

Цена продажи продукции (услуг) (грн.)

Сумма выручки (дохода) (грн.)

Чистый доход (грн.)

1

2

3

4

5

6

7

19.01.2010

Арендная плата

1000,00

20.01.2010

1 шт. Phanasonic

8500,00

8500,00

16.02.2010

6 шт. Philips

12000,00

19.02.2010

Арендная плата

1000,00

17.03.2010

1 шт. Phanasonic

8500,00

8500,00

19.03.2010

Арендная плата

1000,00

Итого за I квартал 2010 года

19000,00*

17000,00

0,00**

22.04.2010

1 шт. Philips

3500,00

3500,00

19.05.2010

Арендная плата

3000,00

08.06.2010

2 шт. Philips

3500,00

7000,00

17.06.2010

3 шт. Philips

3500,00

10500,00

Итого за II квартал 2010 года

15000,00***

21000,00

6000,00****

Итого за полугодие

 

34000,00

38000,00

4000,00*****

 

* С учетом того, что в расходы включаются только косвенные затраты и те затраты, по которым в отчетном квартале получен доход, итог расходов в I квартале равен: 16000,00 (расходы на покупку телевизоров Phanasonic, от продажи которых в отчетном квартале получен доход) + 3000,00 (аренда за три месяца) = 19000,00 грн.

** Чистый доход I квартала равен: 17000,00 - 19000,00 = -2000,00 грн., т. е. в I квартале получен убыток в сумме 2000,00 грн. Поскольку предприниматель не имеет права отражать убытки, в графе «Чистый доход» он должен поставить «0,00».

*** Итог расходов во II квартале 2010 года равен: 12000,00 (расходы на покупку телевизоров Philips, от продажи которых в отчетном квартале получен доход) + 3000,00 (аренда за три месяца) = 15000,00 грн.

**** Чистый доход II квартала равен: 21000,00 - 15000,00 = 6000,00 грн.

***** Чистый доход нарастающим итогом за первое полугодие 2010 года равен разнице между доходом, полученным в течение полугодия, и расходами, связанными с этим доходом: (17000,00 + 21000,00) - (19000,00 + 15000,00) = 4000,00 грн.


 

Однако на практике встречаются и такие случаи, когда в налоговом органе при регистрации Книги ф. № 10 на ней проставляют отметку с указанием даты начала ведения Книги и даты ее окончания (обычно дата окончания — это последний день года). Если такая запись имеется, значит, в конце года нужно обратиться в налоговую, сдать старую Книгу ф. № 10 и зарегистрировать новую.

 

Выводы

Предприниматели (независимо от системы налогообложения) должны вести Книгу ф. № 10.

Таких книг должно быть несколько, если единоналожник имеет наемных работников, которые продают товар (Книга нужна каждому работнику, получающему оплату).

Кроме того,

налоговики могут рекомендовать предпринимателю на общей системе вести несколько книг ф. № 10 в случае осуществления им нескольких видов деятельности (впрочем, могут ограничиться и одной Книгой ф. № 10 — этот вопрос лучше уточнить на месте).

В остальных случаях достаточно одной Книги ф. № 10.

При этом единоналожники обязаны заполнять в ней только четыре графы («Период учета», «Затраты на производство продукции, «Сумма выручки (дохода)» и «Чистый доход»), а предприниматели на общей системе должны заполнять все графы.

Доход в Книге ф. № 10 отражается в момент получения оплаты от покупателей (заказчиков), а расходы — в момент перечисления оплаты.

Итоги в Книге ф. № 10 подводятся ежеквартально (правда, на общей системе нужно еще ежедневно подсчитывать итог по выручке).

Полностью заполненную Книгу ф. № 10 необходимо сдать в налоговую

, где она будет храниться в течение 5 лет. При этом необходимо зарегистрировать новую Книгу ф. № 10 и перенести в нее итоговые данные за текущий год из старой Книги.

Справочная информация (справка)

1 Для тех, кто не боится споров с налоговиками, отметим, что

на самом деле вносить изменения в базовый вариант Книги ф. № 10 может только сам предприниматель, согласовав их в своей налоговой. Это следует из примечания к приложению 10 к Инструкции № 12: «При необходимости с учетом специфики некоторых видов деятельности в книгу учета доходов и расходов по согласованию с налоговой инспекцией могут быть внесены изменения и дополнения». То есть изначально предполагалось, что предприниматель сам при необходимости мог инициировать изменение Книги ф. № 10. Однако налоговики трактуют данную оговорку иначе. Они считают, что имеют право самостоятельно изменять форму Книги ф. № 10, и поэтому заставляют предпринимателей вести учет доходов и расходов именно в модифицированных формах.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше