Темы статей
Выбрать темы

Проблема выбора: на какой системе работать с нового года

Редакция СД
Статья

Проблема выбора: на какой системе работать с нового года

 

Совсем скоро ВРУ планирует принять эпохальный документ — Налоговый кодекс Украины. На данный момент в нашем распоряжении есть только его проект, принятый в первом чтении. При этом очевидно, что по результатам второго чтения в проект Налогового кодекса будут внесены существенные поправки. Но как бы там ни было, то, что привычные правила работы на общей и упрощенной системах будут кардинально пересмотрены, стало ясно довольно давно. Поэтому имеет смысл уже сейчас посчитать и определить хотя бы навскидку (ориентируясь на последний проект Налогового кодекса), какую систему налогообложения выгоднее выбрать в новых условиях.

Итак, разбираемся и сравниваем заранее — пусть лучше «выбор будет за нами, чем впереди нас»!

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

Налоговый кодекс

— проект Закона Украины «Налоговый кодекс Украины» от 21.09.2010 г. № 7101-1 (принят в первом чтении).

Закон № 535

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно налогообложения произведений искусства, предметов коллекционирования и антиквариата» от 22.12.2006 г. № 535-V.

Закон № 2505 —

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25.03.2005 г. № 2505-IV.

Закон о ЕСВ

— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (вступит в силу с 01.01.2011 г.).

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

ГОСТ 4303-2004

— ГОСТ 4303:2004 «Розничная и оптовая торговля. Термины и определения понятий».

 

Кто сможет работать на едином налоге после изменений

Как известно,

Налоговым кодексом планируется ужесточение условий работы на едином налоге. Поэтому определенной части нынешних единоналожников просто не останется выбора — им придется в обязательном порядке перейти на общую систему. Правда, как вариант, можно зарегистрировать юрлицо и работать через него, но дело это весьма хлопотное и не всегда выгодное (см. с. 20 этого номера).

Что касается нынешних торговцев на рынке (работающих на фикспатенте), то им ничего не останется, кроме как выбирать между единым налогом и общей системой налогообложения, поскольку в

Налоговом кодексе возможность работы на фикспатенте не предусмотрена вообще справка 1. Тот же выбор стоит перед действующими единоналожниками и другими предпринимателями, у которых годовой оборот невелик.

В свете таких событий давайте в первую очередь определимся, кому же все-таки можно будет работать на едином налоге (для наглядности продемонстрируем старые и новые требования к единоналожникам, предусмотренные проектом

Налогового кодекса (могут измениться)):

 

Условия работы на едином налоге

Критерий

Сейчас

После принятия Налогового кодекса

1

2

3

Максимально допустимый объем годовой выручки

500 тыс. грн.

300 тыс. грн. на 01.01.2011 г., а затем ежегодно умножается на индекс потребительских
цен справка 2

Максимально допустимый остаток товаров на торговом месте и/или на складе

Не ограничен

300 тыс. грн. на 01.01.2011 г., а затем ежегодно умножается на индекс потребительских цен

Удельный вес дохода, полученного от одного и того же покупателя (заказчика)

Любой

Не более 50 % общей суммы дохода

Максимально допустимое количество наемных работников (включая членов семьи)

10 человек

2 человека справка 3

Виды деятельности, запрещенные на упрощенной
системе

1) торговля ликеро-водочными напитками (оптовая и розничная);
2) продажа ГСМ (оптом и в розницу);
3) торговля табачными изделиями (оптом и в розницу);
4) совместная деятельность (статья 7 Указа № 746);
5) деятельность в сфере игорного бизнеса, в том числе проведение лотерей;
6) производство, экспорт, импорт и оптовая продажа подакцизных товаров;
7) оптовая продажа подакцизных ГСМ;
8) добыча и изготовление драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе органогенного образования;
9) оптовая и розничная торговля промышленными изделиями из драгоценных металлов (пункт 4 Заключительных положений Закона № 2505);
10) перепродажа предметов искусства, коллекционирования и антиквариата;
11) организация торгов (аукционов) предметами искусства, коллекционирования и антиквариата
(пункт 2 Заключительных
положений Закона № 535
)

1) деятельность в сфере развлечений (лотереи, бильярд, кегельбан, боулинг, настольные игры, детские видеоигры и т. п.);
2) производство и розничная продажа подакцизных товаров (кроме деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива и столовых вин);
3) производство и розничная продажа ГСМ;
4) добыча, производство и другие виды деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в том числе органогенного образования;
5) добыча и реализация полезных ископаемых;
6) финансовая деятельность;
7) операции с недвижимым имуществом;
8) оптовая торговля и посредничество в торговле (напоминаем, что оптовой считается любая продажа товаров или услуг субъекту хозяйствования, даже если продан всего один образец — ГОСТ 4303-2004);
9) деятельность по предоставлению услуг в сфере телерадиовещания;
10) деятельность в сфере наземного, водного, авиационного транспорта, предоставление дополнительных транспортных услуг и вспомогательных операций (кроме деятельности такси, деятельности автомобильных пассажирских перевозок и деятельности
автомобильного грузового транспорта);
11) внешнеэкономическая деятельность, кроме экспорта программного обеспечения и услуг по удаленной поддержке программ и оборудования, разработок поставки и обновления программного обеспечения, предоставления услуг в сфере информатизации;
12) деятельность по предоставлению услуг
почты и связи;
13) деятельность по проведению расследований и обеспечению безопасности;
14) деятельность в сфере права;
15) деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита;
16) деятельность в сфере инжиниринга, геологии и геодезии;

17) деятельность по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления;

18) деятельность по управлению предприятиями, вспомогательная деятельность в сфере государственного управления;

19) рекламная деятельность;
20) технические испытания и исследования;
21) подбор и обеспечение персоналом;
22) деятельность по перепродаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования и антиквариата;
23) розничная торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, обработанными и необработанными драгоценными камнями;
24) розничная торговля подержанными товарами, товарами секонд-хенд;
25) розничная торговля через сеть Интернет;
26) розничная торговля через торговые автоматы

 

Итак, если все описанные условия (новые ограничения) предпринимателя устраивают, он может выбирать между общей системой и единым налогом. Если же хотя бы одно из условий нужно нарушить, придется работать на общей системе.

Теперь давайте посмотрим,

какие налоги и сборы обязаны будут уплачивать единоналожники, а какие — предприниматели на общей системе.

 

Сколько придется платить на едином налоге

Нужно отметить, что работать на едином налоге в новых условиях будет далеко не так выгодно, как раньше, поскольку разработчики

Налогового кодекса достаточно сильно увеличили налоговую нагрузку на единоналожников.

 

Единый налог вовсе не один (уплата других налогов)

С введением

Налогового кодекса единоналожники обязаны будут уплачивать все налоги и сборы, которые уплачивают предприниматели на общей системе. А освобождены они только от уплаты:

1) налога с доходов (НДФЛ) за себя.

Причем даже здесь есть исключение. Так, если предприниматель получит доход от деятельности, не указанной в его Свидетельстве об уплате единого налога, с такого дохода он обязан будет уплатить НДФЛ в размере 15 % (без уменьшения на сумму расходов);

2) НДС

(впрочем, это мало кого обрадует, поскольку многим единоналожникам, напротив, выгодно быть плательщиками НДС);

3) сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности

(аналог нынешней платы за торговый патент и патент на бытовые услуги).

Положительным изменением является предполагаемая

отмена обязательной 50-процентной доплаты единого налога за наемных работников.

 

Ставки единого налога

Ставки единого налога существенно увеличены. Так, если сейчас максимальная ставка единого налога составляет 200 грн. в месяц, то с принятием

Налогового кодекса она достигнет 1500 грн. в месяц:

 

Ставки единого налога после принятия

Налогового кодекса

Населенный пункт, на территории которого осуществляется
деятельность

Ставка единого налога

Населенные пункты с численностью населения более 150 тыс. чел.

200 — 600 грн. в месяц

Населенные пункты с численностью населения 150 тыс. чел. и менее

20 — 200 грн. в месяц

Вся территория Украины или населенный пункт, расположенный не по месту регистрации предпринимателя

1500 грн. в месяц (данную ставку планируют уменьшить до 600 грн.)

Деятельность в сфере информатизации (независимо от места деятельности)

1000 грн. в месяц (не исключено, что данную ставку тоже пересмотрят)

 

Напоминаем, что единый налог уплачивается ежемесячно, независимо от того, получал ли предприниматель в течение месяца доход или нет.

Помимо уплаты единого налога, упрощенных предпринимателей обязали уплачивать

еще и взносы на пенсионное и социальное страхование (которые с 01.01.2011 г. объединены в единый социальный взнос — ЕСВ). При этом ЕСВ уплачивать нужно будет в полном размере, поскольку с единым налогом он зачитываться не будет (так как это происходит сейчас в отношении пенсионных взносов).

Таким образом, налоговая нагрузка единоналожников увеличится не только за счет повышения ставок единого налога, но и за счет обязательного государственного страхования.

 

ЕСВ единоналожников

Предприниматели, в том числе применяющие упрощенную систему, обязаны уплачивать ЕСВ и за себя, и за своих наемных работников. Подробно о том, как рассчитать суммы ЕСВ, мы писали в «СД», 2010, № 17, с. 12, и № 18, с. 13.

Поскольку в рамках данной статьи нас интересует лишь сравнение упрощенной системы налогообложения с общей, достаточно напомнить только минимально необходимые платежи по ЕСВ на едином налоге. Итак:

1) минимальная сумма ЕСВ за себя рассчитывается

:

— во-первых,

по минимальной ставке — 34,7 % (обеспечивает страхование только в Пенсионном фонде (ПФ) и Фонде «безработицы»);

— во-вторых, от минимально допустимой суммы дохода, т. е.

от минимальной зарплаты, установленной в данном месяце.

Причем единоналожники обязаны уплачивать ЕСВ за себя каждый месяц — независимо от того, получен ли в этом месяце доход или убыток;

2) ЕСВ за работников

(имеются в виду начисления ЕСВ, которые предприниматель уплачивает за свой счет) всегда уплачивается в одной и той же сумме, минимизировать которую законным путем невозможно. Итак, ЕСВ, начисленный на зарплату работников, равен произведению ставки ЕСВ (36,76 % — 49,7 % в зависимости от класса профессионального риска, определенного Фондом «несчастного случая») на сумму начисленной зарплаты (но не более 15 прожиточных минимумов).

 

Сколько придется платить на общей системе

Сразу отметим, что для работы на общей системе налогообложения никаких ограничений пока нет — ни по выручке, ни по наемным работникам, ни по видам деятельности.

Как и прежде, предприниматели обязаны уплачивать все необходимые налоги (сборы), в том числе НДФЛ. Однако НДФЛ теперь будет рассчитываться по новым правилам.

 

Ставки НДФЛ

Налоговый кодекс

предусматривает увеличение ставки НДФЛ в случае получения лицом дохода, превышающего 10 минимальных зарплат. В соответствии с этим НДФЛ будет рассчитываться по-новому:

 

Сумма месячного чистого дохода

Ставка НДФЛ

Сумма месячного чистого дохода меньше 10 минимальных зарплат, установленных на 1 января отчетного года

15 % чистого дохода (как и прежде)

Сумма месячного чистого дохода больше 10 минимальных зарплат, установленных на 1 января отчетного года

15 % от суммы, равной 10 минимальным зарплатам, плюс 17 % от суммы превышения

 

Однако нужно учитывать, что данные правила применяются только к доходу, полученному от тех видов деятельности, которые были указаны предпринимателем при регистрации. В том случае, когда

он получит доход от других видов деятельности, налоговики потребуют уплатить НДФЛ не с чистого дохода, а с выручки.

Напоминаем, что

чистый доход — это разница между выручкой и документально подтвержденными расходами предпринимателя на общей системе. Кстати, в состав расходов на общей системе можно включать ЕСВ, уплаченный как за себя, так и за наемных работников (имеются в виду начисления). А это значительные суммы, которые позволят уменьшить базу налогообложения для НДФЛ. Поэтому давайте сейчас поговорим о том, как же рассчитать ЕСВ.

ЕСВ предпринимателей на общей системе

Предприниматели на общей системе налогообложения обязаны уплачивать ЕСВ и за наемных работников, и за себя.

ЕСВ за работников

рассчитывается точно так же, как и у единоналожников: произведение ставки ЕСВ (36,76 % — 49,7 %) на сумму начисленной зарплаты (но не более 15 прожиточных минимумов).

А вот

за себя общесистемщики уплачивают ЕСВ по другим правилам:

— правило 1:

если в течение месяца чистый доход равен нулю (или получен убыток), ЕСВ за такой месяц не уплачивается;

— правило 2:

в том случае, когда в течение месяца чистый доход все же получен (хотя бы 1 коп.), ЕСВ придется уплатить. Сумма ЕСВ должна составлять 34,7 % (напоминаем, что это минимальная ставка ЕСВ, покрывающая страхование только в ПФ и Фонде «безработицы»; при желании добровольно застраховаться в других фондах ставка будет выше) от месячного чистого дохода, но:

не меньше 34,7 % от минимальной зарплаты;

не больше 34,7 % от 15 прожиточных минимумов (статьи 1 и 7 Закона о ЕСВ; «СД», 2010, № 17, с. 13).

Использовать эти два правила можно либо прямо — применяя их к фактическому доходу, полученному по итогам каждого месяца, либо — применяя их к сумме квартального дохода (т. е. «сбросив» весь квартальный доход на один из трех месяцев квартала). Преимущество последнего способа в том, что он

может помочь предпринимателям уменьшить сумму ЕСВ за себя. Но у него есть и недостатки:

1) он не работает, если у предпринимателя небольшой чистый доход;

2) пользуясь им, предприниматель недополучает пенсионный стаж;

3) на данный момент до конца не ясно, можно ли будет реализовать его после принятия

Налогового кодекса и утверждения отчетности по ЕСВ, но шансы на это есть.

Итак, давайте разбираться, как именно можно оптимизировать сумму ЕСВ.

ЕСВ за себя при высоких доходах (ориентировочно — 4700 грн. чистого дохода в месяц и выше)

Получая высокие доходы, предприниматель по окончании квартала должен посмотреть, превышает ли его квартальный чистый доход сумму, равную 15 прожиточным минимумам. Если превышает, то имеет смысл поступить так: в отчете по ЕСВ указать в двух месяцах квартала «0,00», а в третьем — квартальную сумму чистого дохода. Таким образом,

за «нулевые» месяцы ЕСВ уплачивать не придется (см. правило 1), а в третьем месяце ЕСВ будет равен 34,7 % х 15 прожиточных минимумов (правило 2). Соответственно превышение чистого дохода над суммой 15 прожиточных минимумов не будет облагаться ЕСВ.

 

Приведем пример.

 


ПРИМЕР 1

Допустим, предприниматель (на общей системе) в I квартале 2011 года получил чистый доход (разница между выручкой и расходами) в сумме 21000,00 грн. (по 7000,00 грн. ежемесячно). Как экономнее рассчитать ЕСВ?

Поскольку на данный момент еще не известна сумма прожиточного минимума на I квартал 2011 года, примем условную сумму — 940,00 грн. Теперь сравним полученный предпринимателем доход с суммой, равной 15 прожиточным минимумам: 21000,00 грн. и 14100,00 грн. (15 х 940,00 грн.).

Как видим, 21000,00 грн. явно больше, чем 14100,00 грн., а значит, есть возможность сэкономить на ЕСВ. Как можно рассчитать ЕСВ, покажем в таблице:

 

Месяц

Экономный способ расчета ЕСВ

Стандартный способ расчета ЕСВ

Чистый
доход, грн.

ЕСВ, грн.

Чистый
доход, грн.

ЕСВ, грн.

Январь

0,00

0,00

7000,00

2429,00

Февраль

0,00

0,00

7000,00

2429,00

Март

21000,00

4892,70 грн. (34,7 % х 14100,00)

7000,00

2429,00
(34,7 % х 7000,00)

Итого за квартал

21000,00

4892,70

21000,00

7287,00

Экономия

7287,00 - 4892,70 = 2394,30 грн.

 


 

Итак, оптимизация ЕСВ позволила предпринимателю сэкономить значительную сумму — 2394,30 грн.

Однако, применяя такой метод оптимизации, следует помнить и о НДФЛ, в частности о том, что,

«сбросив» весь квартальный доход на один месяц, предприниматель тем самым обрекает себя на уплату НДФЛ по повышенной ставке — 17 %. Тем не менее дополнительная сумма НДФЛ не так уж велика по сравнению с экономией на ЕСВ. Чтобы не быть голословными, проиллюстрируем это на примере.

 


ПРИМЕР 2

Возьмем ситуацию из примера 1 и посчитаем, какую сумму НДФЛ предприниматель уплатил бы, рассчитывая ЕСВ стандартным способом, и какую — рассчитывая экономно.

При этом, поскольку размер минимальной зарплаты на 01.01.2011 г. пока не известен, примем его условно равным 940,00 грн. Стало быть, критерий для расчета НДФЛ в «10 минимальных зарплат» равен 9400,00 грн.

 

Месяц

Экономный способ расчета ЕСВ

Стандартный способ расчета ЕСВ

Чистый
доход, грн.

НДФЛ, грн.

Чистый
доход, грн.

НДФЛ, грн.

Январь

0,00

0,00

4571,00
(7000,00 - 2429,00)

685,65

Февраль

0,00

0,00

4571,00

685,65

Март

16107,30
(21000,00 - 4892,70)

2550,24
(15 % х 9400,00 + 17 % х (16107,30 - 9400,00))

4571,00

685,65

Итого за квартал

16107,30

2550,24

13713,00

2056,95

Перерасход по НДФЛ

2550,24 - 2056,95 = 493,29 грн.

 

Обратите внимание: рассчитывая НДФЛ, мы вычитаем из суммы чистого дохода ЕСВ, поскольку ЕСВ включается в расходы отчетного периода и тем самым уменьшает базу обложения НДФЛ.

Итак,

чистая экономия на ЕСВ (с учетом переплаты по НДФЛ) составила 1901,01 грн., что тоже немало.

 

Кстати, в настоящий момент в декларации о доходах предприниматели отражают чистый доход общей суммой за квартал. Однако

весьма вероятно, что после принятия Налогового кодекса форма декларации изменится и доход в ней нужно будет отражать уже не поквартально, а помесячно (ведь без помесячной детализации невозможно правильно рассчитать НДФЛ с учетом 17-процентной ставки).

Учитывая тот факт, что работники ПФ при расчете пенсионных взносов всегда ориентировались на данные предпринимательской декларации о доходах, скорее всего, именно на нее они будут обращать внимание и при проверке правильности расчета ЕСВ.

При этом, когда чистый доход отражался в декларации

поквартально, проблем не возникало: работники ПФ разрешали «разбрасывать» его внутри квартала как угодно.

А вот если доход придется отражать

помесячно, оптимизировать сумму ЕСВ получится только при условии, что налоговики не будут против «сбрасывания» всего квартального дохода на один месяц. Впрочем, предложенный вариант оптимизации для налоговиков даже выгоден, ведь НДФЛ им будет поступать в больших объемах (в частности, от повышенной ставки 17 %). Стало быть, возражать они не должны.

ЕСВ за себя при низких доходах (ориентировочно — менее 4700 грн. чистого дохода в месяц)

Если предприниматель в течение квартала получил небольшой чистый доход, сумма которого не превышает величину «15 прожиточных минимумов», у него нет «излишка» доходов, который можно бы было уберечь от начисления ЕСВ. Единственное, что он может сделать в плане оптимизации, —

попытаться избежать необходимости доплачивать ЕСВ до минимального размера за те месяцы, в которых его чистый доход не дотягивал даже до минимальной зарплаты.

Правда, это приведет к недополучению пенсионного стажа. Но если предприниматель работает еще где-то по трудовому договору, то о пенсионном стаже ему беспокоиться не стоит, поскольку он автоматически засчитывается по месту работы.

Итак, рассчитав сумму квартального чистого дохода, предприниматель в первую очередь должен определиться с тем, достаточно ли ее для того, чтобы уплатить за каждый месяц минимальный размер ЕСВ. Поэтому для начала сравним квартальный чистый доход (ЧДкв) с суммой 3-х минимальных зарплат.

Если

ЧДкв больше либо равен 3-м минимальным зарплатам, то в декларации о доходах в каждом месяце квартала нужно указать доход не меньше минимальной зарплаты и уплатить соответствующую сумму ЕСВ.

В противном случае — когда

ЧДкв меньше 3-х минимальных зарплат — в декларации о доходах в одном из трех месяцев квартала указываем доход, равный «0,00». Затем смотрим, хватает ли квартального чистого дохода для того, чтобы уплатить минимальный размер ЕСВ в двух оставшихся месяцах.

Определив, что

ЧДкв больше 2-х минимальных зарплат, предприниматель может в оставшихся месяцах квартала указать доход не меньше минимальной зарплаты и уплатить за них соответствующую сумму ЕСВ.

А вот если окажется, что

ЧДкв меньше 2-х минимальных зарплат, придется в декларации о доходах в двух месяцах квартала указать доход, равный «0,00», а в третьем — квартальный чистый доход.

Покажем это на примере.

 


ПРИМЕР 3

Предприниматель (на общей системе) в течение I квартала 2011 года получил чистый доход в сумме 1800,00 грн. (500,00 грн., 600,00 грн. и 700,00 грн. соответственно в январе, феврале и марте). Как экономнее рассчитать ЕСВ?

Поскольку на данный момент еще не известна сумма прожиточного минимума и минимальной зарплаты на I квартал 2011 года, установим для них условную сумму — 940,00 грн. Для минимизации ЕСВ поступим так: сначала сравним полученный предпринимателем доход с суммой, равной 3-м минимальным зарплатам: поскольку 1800,00 грн. меньше, чем 2820,00 грн. (3 х 940,00 грн.), в одном из месяцев квартала нужно указать доход — «0,00».

Теперь выясняем, превышает ли квартальный доход сумму 2-х минимальных зарплат. Оказывается, что нет, поскольку 1800,00 грн. меньше 1880,00 грн. (2 х 940,00 грн.). Значит, нулевой доход придется указать в двух месяцах квартала:

 

Месяц

Экономный способ расчета ЕСВ

Стандартный способ расчета ЕСВ

Чистый
доход, грн.

ЕСВ, грн.

Чистый
доход, грн.

ЕСВ, грн.

Январь

0,00

0,00

500,00

326,18
(34,7 % х 940,00)

Февраль

0,00

0,00

600,00

326,18

Март

1800,00

624,60
(34,7 % х 1800,00)

700,00

326,18

Итого за квартал

1800,00

624,60

1800,00

978,54

Экономия по ЕСВ

978,54 грн. - 624,60 = 353,94 грн.

 

Обратите внимание:

при стандартном расчете ЕСВ используется правило 2, в соответствии с которым месячная сумма ЕСВ не может быть меньше минимального размера (34,7 % минимальной зарплаты).

 

Таким образом,

общий алгоритм действий по минимизации ЕСВ выглядит так, как показано на с. 17.

После того как мы разобрались с новыми правилами работы на общей и упрощенной системах, имеет смысл рассмотреть на примере налоговую нагрузку обеих систем налогообложения в равных условиях.

 

img 1

 

Пример сравнения общей и упрощенной систем

Сначала рассмотрим пример работы на разных системах налогообложения для тех предпринимателей, у которых высокий уровень доходов.

 


ПРИМЕР 4

Предположим, что выручка предпринимателя за 2010 год не превысила 300 (500

справка 2) тыс. грн. В I квартале 2011 года он планирует получить чистый доход в сумме 21000 грн. (доходы за вычетом расходов). При этом намерен использовать труд одного наемного работника и заниматься розничной торговлей одеждой в городе с населением свыше 150 тыс. чел. (по месту регистрации). На какой системе налогообложения ему выгоднее работать?

Поскольку деятельность предпринимателя вписывается в рамки единого налога, он может выбирать между общей системой и упрощенной.

В первую очередь отметим, что

расходы на работника будут абсолютно одинаковыми на любой системе налогообложения (ЕСВ будет уплачиваться в полном размере, а 50-процентную доплату единого налога отменят). Поэтому рассматривать их мы не будем.

Значит, проводя сравнение, достаточно только узнать, как будут отличаться

ежеквартальные платежи в бюджет за себя для предпринимателей на общей и на упрощенной системах (прожиточный минимум и минимальную зарплату условно принимаем равными 940 грн.):

 

Упрощенная система (единый налог)

Общая система

Статьи расходов, отличные
от общей системы

Сумма,
грн.

Статьи расходов, отличные
от единого налога

Сумма,
грн.

1

2

3

4

Единый налог (ставка максимальная в рамках существующих ограничений)

1800,00
(3 х 600,00)

НДФЛ за себя (см. пример 2)

2550,24

ЕСВ за себя (минимальный размер)

978,54
(3 х 34,7 % х 940,00)

ЕСВ за себя (с учетом оптимизации) — см. пример 1

4892,70

 

 

Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (максимальная сумма — 0,4 минимальной зарплаты)

376,00

Итого

2778,54

 

7818,94

 


 

Теперь рассмотрим пример работы на разных системах налогообложения для тех предпринимателей, у которых уровень доходов низкий.

 


ПРИМЕР 5

Предположим, что выручка предпринимателя за 2010 год не превысила 300 тыс. грн. В I квартале 2011 года он планирует получить чистый доход в сумме 1800,00 грн. При этом намерен использовать труд одного наемного работника и заниматься розничной торговлей посудой (на рынке) в городе с населением свыше 150 тыс. чел. (по месту регистрации). На какой системе налогообложения ему выгоднее работать?

Давайте посмотрим, каковы

ежеквартальные платежи в бюджет такого предпринимателя в зависимости от системы налогообложения (прожиточный минимум и минимальную зарплату условно принимаем равными 940,00 грн.):

 

Упрощенная система (единый налог)

Общая система

Статьи расходов, отличные от общей системы

Сумма, грн.

Статьи расходов, отличные от единого налога

Сумма, грн.

Единый налог (ставка максимальная в рамках существующих ограничений)

1800,00
(3 х 600,00)

ЕСВ за себя (с учетом оптимизации) — см. пример 3

624,60

ЕСВ за себя (минимальный размер)

978,54
(3 х 34,7 % х 940,00)

НДФЛ за себя

176,31
((1800,00 - 624,60) х 15 %)

 

 

Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (не уплачивается при работе на рынке)

-

Итого

2778,54

 

800,91

 

На основании примеров 4 и 5 можно сделать

следующий вывод:

— тем предпринимателям, у которых чистый доход большой, выгоднее работать на упрощенной системе налогообложения;

— тем же, кто получает небольшие доходы, лучше избрать общую систему налогообложения

(тем более если есть возможность «накрутить» расходы и таким образом минимизировать чистый доход // см. «СД», 2009, № 4, с. 11).

Но это только вывод с фискальной точки зрения. Если рассматривать ситуацию с экономической точки зрения, то

нужно учитывать два важных фактора.

Во-первых, в соответствии с 

Налоговым кодексом единоналожники лишатся права осуществлять оптовую торговлю. То есть им запретят перепродавать товары другим субъектам хозяйствования — предпринимателям или юрлицам. И хотя единоналожники смогут предоставлять им услуги или продавать товары собственного производства (см. справочную информацию на с. 24 этого номера), мало кто из юрлиц и предпринимателей на общей системе согласится их покупать.

А дело в том, что

в Налоговом кодексе планируется запретить юрлицам включать в валовые расходы стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у единоналожников (кроме услуг в сфере информатизации). При этом если учесть тот факт, что предприниматели на общей системе формируют свои расходы по тем же правилам, что и юрлица, то ситуация перед нами следующая: мало кто из юрлиц и предпринимателей на общей системе будет покупать у единоналожников услуги или изготовленные ими товары, сознательно лишаясь при этом валовых расходов. Это во-вторых.

Таким образом, тем предпринимателям, которые привыкли сотрудничать с покупателями-юрлицами и покупателями-предпринимателями, все-таки лучше отдать предпочтение общей системе налогообложения.

 

Выводы

Новые правила работы на упрощенной системе значительно ухудшили положение единоналожников. Так, кроме повышения ставок единого налога и введения ЕСВ за себя, законодатели еще и ужесточили критерии работы на упрощенной системе. Вдобавок ко всему «упрощенцев» практически лишили покупателей-юрлиц (запретив юрлицам включать в валовые расходы стоимость товаров и услуг, приобретенных у единоналожников).

А это значит, что

общая система налогообложения в ряде случаев стала более выгодной, в частности для тех предпринимателей, которые получают невысокие доходы (особенно если учесть возможную оптимизацию размера ЕСВ).

Справочная информация (справка)

1 Сейчас, в период между принятием

Налогового кодекса в первом чтении и его рассмотрением во втором, предлагается разрешить предпринимателям поработать на фикспатенте еще и в течение I квартала 2011 года. То есть вполне возможно, что фикспатент отменят не с 1 января, а с 1 апреля 2011 года.

2

В процессе подготовки Налогового кодекса ко второму чтению предлагается внести в него поправки, позволяющие работать на едином налоге с выручкой до 600 тыс. грн. Правда, при этом придется обязательно использовать РРО (без РРО на едином налоге можно будет работать только тем предпринимателям, у которых годовая выручка не превышает 300 тыс. грн.). Кстати, стоимость РРО предпринимателям компенсируют из бюджета таким образом: сумма единого налога будет уменьшаться на стоимость РРО до тех пор, пока полностью не покроет ее.

3

В процессе подготовки Налогового кодекса ко второму чтению его разработчики планируют разрешить единоналожникам иметь 4-х наемных работников, а не 2-х.

4 Предприниматель при этом лишается пенсионного стажа. Но если он параллельно работает по трудовому договору, то ему пенсионный стаж засчитывается по месту работы. Соответственно можно смело экономить на ЕСВ.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше