Темы статей
Выбрать темы

О наличии у плательщика единого налога первичных документов и документов, необходимых для неудержания налога с доходов субъекта предпринимательства

Редакция СД
Письмо от 19.03.2010 г. № 3471

О наличии у плательщика единого налога первичных документов и документов, необходимых для неудержания налога с доходов субъекта предпринимательства

Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 19.03.2010 г. № 3471

 

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел <...> письмо о правомерности требований ГНИ в Первомайском районе по предоставлению приходных и расходных накладных в связи с закрытием предпринимательской деятельности и в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с положениями

Указа Президента Украины от 03.07.98 № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», с изменениями и дополнениями (далее — Указ ), субъекты предпринимательской деятельности, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от осуществления учета своих доходов и расходов (статьи 4 и 6 Указа).

Для определения результатов собственной предпринимательской деятельности

плательщик единого налога на основании хронологического отражения осуществления хозяйственных и финансовых операций ведет книгу учета доходов и расходов согласно приложению 10 к Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.93 № 12 (зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 09.06.93 под № 64). При этом обязательному заполнению подлежат только графы «период учета», «расходы и производство продукции», «сумма выручки (дохода)», «чистый доход» (пункт 8 Порядка выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденного приказом ГНА от 29.10.99 № 599).

Реализация указанных выше норм не требует обязательного наличия первичных документов на приобретенный предпринимателем товар.

Однако

Указ и другие нормативно-правовые акты не содержат нормы, которые бы освобождали физических лиц — плательщиков единого налога от ведения первичного учета доходов и расходов.

Обращаем внимание, что основным предназначением упрощенной системы налогообложения является упрощение механизма налогового и бухгалтерского учета.

В соответствии с требованиями действующего законодательства субъекты малого предпринимательства — физические лица — плательщики единого налога при осуществлении торговой деятельности обязаны соблюдать установленные правила и нормы.

При организации торговой деятельности субъекты хозяйствования должны руководствоваться и соблюдать требования

законов Украины «О защите прав потребителей», «О потребительской кооперации», «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», «О безопасности и качестве пищевых продуктов», «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 15.06.2006 № 833, и других нормативно-правовых актов, регулирующих торговую деятельность.

Во избежание недоразумений с представителями органов

ГНИ субъект предпринимательской деятельности должен хранить первичные документы, предусмотренные указанными выше нормативно-правовыми актами.

<…>

Пунктом 1.15 статьи 1 Закона Украины от 22.05.2003 № 889 «О налоге с доходов физических лиц»

(далее — Закон № 889) определено, что физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности является налоговым агентом в части выплаты заработной платы (других выплат и вознаграждений) физическим лицам, являющимся наемными работниками, и другим физическим лицам.

На основании

пункта 19.2 статьи 19 Закона № 889 лица, которые в соответствии с данным Законом имеют статус налоговых агентов, обязаны подавать в сроки, установленные законом для налогового квартала, если иное не определено нормами этого Закона, налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также сумм удержанного с них налога в налоговый орган по месту своего расположения. В случае если указанное лицо в течение отчетного квартала не выплачивает такие доходы или выплачивает доходы не всем плательщикам налога, указанная отчетность не подается или подается в отношении плательщиков налога, фактически получивших такие доходы.

Форма налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога (ф. № 1ДФ) и Порядок его заполнения утверждены

приказом ГНА от 29.09.2003 № 451.

При этом следует учитывать, что на основании положений

пункта 1.6 статьи 1, подпункта 4.3.25 пункта 4.3 статьи 4, подпунктов 9.12.1 и 9.12.2 пункта 9.12 статьи 9, статьи 17 Закона № 889; статей 2 и 6 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства»; статьи 14 Декрета Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» лицо, являющееся источником выплаты дохода (выручки) в пользу субъекта предпринимательской деятельности, не имеет правовых оснований определять объект налогообложения — налогооблагаемый доход при осуществлении выплаты такого дохода (выручки), поскольку это приведет к двойному налогообложению такого дохода.

Основания для удержания налога с выплаченного дохода физическому лицу у источника выплаты отсутствуют только в случае уплаты таким лицом единого налога, фиксированного налога или авансовых платежей налога с доходов физических лиц

(приказ ГНА Украины от 29 декабря 2003 года № 633 «Об утверждении Налогового разъяснения по применению положений пункта 1.8 статьи 1, пункта 9.12 статьи 9 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц»).

Во избежание двойного налогообложения при выплате доходов физическому лицу — предпринимателю и недоразумений с налоговыми органами субъект хозяйствования (юридическое или физическое лицо) должен получить у последних копии Свидетельства о регистрации предпринимательской деятельности, Свидетельства об уплате единого налога, фиксированного патента, платежных документов об уплате единого фиксированного налога или авансовых платежей налога с доходов физических лиц

и предъявлять указанные документы по требованию работников налоговой службы при проведении проверок.

Отдельно отметим, что решение, действия или бездействие органов государственной налоговой службы и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном законом порядке на основании

статьи 14 Закона Украины от 04.12.90 № 509-XII «О государственной налоговой службе».

 

Заместитель Председателя М. Приступа

 

комментарий редакции

 

В комментируемом

письме Госкомпредпринимательства рассмотрел два вопроса, касающиеся наличия/отсутствия документов у предпринимателя, а именно:

1) нужны ли единоналожникам-торговцам первичные документы на товар;

2) нужны ли предпринимателям какие-либо документы для того, чтобы не удерживать налог с доходов (НДФЛ) при выплате вознаграждения за товары (услуги) другим предпринимателям?

По первому вопросу мнение Комитета весьма разумное:

при торговле товарами единоналожники не обязаны иметь все первичные документы на товар, но лучше, если некоторые документы у них все-таки будут.

Дело в том, что, с одной стороны, работать без документов на товар единоналожникам вроде как можно. Ведь законодательство возлагает на них обязанность по ведению только одного документа — Книги ф. № 10 (

пункт 8 Порядка № 599), а для ее заполнения документы на товар не нужны (достаточно расчетных (платежных) документов).

Однако, с другой стороны,

совсем без документов на товар обойтись тоже не удастся, поскольку есть ряд законодательных и нормативно-правовых актов, которые требуют от всех без исключения предпринимателей наличия тех или иных документов на товар (см. «СД», 2010, № 6, с. 11).

Таким образом,

единоналожник должен следить за тем, чтобы документы, которые требует законодательство, у него были. Их нужно предъявлять налоговикам во время проверок. Правда, стоит отметить, что проверяющие нередко пытаются убедить предпринимателей в том, что у них обязательно должны быть все первичные документы на товар, вплоть до бухгалтерских (к примеру, приходные и расходные накладные на товар). Причем в случае их отсутствия грозят серьезными штрафами. Но подобные требования неправомерны, поскольку бухучет предприниматели-физлица вести не обязаны, а значит и первичные бухгалтерские документы составлять не должны. Попытки со стороны налоговиков штрафовать единоналожников за отсутствие первичных документов случались довольно часто. Примечательно, что Минюст по данному поводу стал на сторону предпринимателей (письмо от 19.05.2010 г. № 6091-0-4-10-20, см. «СД», 2010, № 11, с. 4). Так что шансы отстоять свою правоту в суде у предпринимателей довольно высоки.

Во второй части письма Госкомпредпринимательства напомнил о том, что с отсутствием документов на товар связана еще одна проблема.

Налоговики склонны считать, что раз на товар нет документов, значит, он был приобретен у физлица, стало быть, при его покупке предприниматель должен был удержать НДФЛ, уплатить его в бюджет и отразить в отчете по ф. № 1ДФ. Во избежание данной проблемы Комитет советует при покупке товара у предпринимателя просить у него копии Свидетельства о госрегистрации, Свидетельства единоналожника, фикспатента, а также платежных документов об уплате единого или фиксированного налога или авансовых платежей по НДФЛ. При наличии указанных документов НДФЛ можно не удерживать.

Тем не менее, на наш взгляд, запасаться всеми перечисленными копиями — вариант слишком осторожный. Законопослушному предпринимателю

вполне достаточно попросить копии Свидетельства о госрегистрации, Свидетельства единоналожника и фикспатента. Сами налоговики в последнее время заняли либеральную позицию и разрешают не удерживать НДФЛ с продавца-предпринимателя в том случае, если он предоставит хотя бы копию Свидетельства о госрегистрации его как предпринимателя (письмо ГНАУ от 10.02.2010 г. № 1213/м/17-0714, см. «СД», 2010, № 18, с. 38).

Кстати, если продавец откажется предоставить копии указанных документов (в принципе, он может так поступить, поскольку законодательство не обязывает его предоставлять копии каких-либо документов при продаже товаров или услуг), выходом из ситуации может стать наличие реквизитов указанных документов в договоре, акте, платежном поручении и/или других документах, которыми оформляется сделка.

И напоследок напомним важный нюанс:

в форме № 1ДФ необходимо указать информацию о доходе, выплаченном физлицу-предпринимателю, даже в том случае, если НДФЛ не удержан (т. е. есть все необходимые копии документов для его неудержания). При этом доход показывается с кодом «42», а в графы 4 и 4а записываются нули. Обратите внимание: есть мнение Госкомпредпринимательства о том, что доход, выплаченный одним предпринимателем другому, в форме 1ДФ не отражается (письмо Госкомпредпринимательства от 18.06.2010 г. № 7780). Мы считаем такую позицию слишком смелой и не рекомендуем полагаться на нее (см. «СД», 2010, № 18, с. 38).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше