Темы статей
Выбрать темы

Справочник предпринимателя. О налоговых проверках: все самое необходимое

Редакция СД
Справочная информация

О налоговых проверках: все самое необходимое

 

Представленный материал является своего рода шпаргалкой — помощником для предпринимателей, которые готовятся к визиту налоговиков с проверкой (или уже оказались перед фактом проверки).  В нашем справочнике подробно перечислены права и обязанности проверяющих и проверяемых, указано, когда, на каких основаниях может проводиться тот или иной вид проверок, что могут, а что не могут проверять налоговики, сколько проверка может длиться, на каком основании можно отказать проверяющим в проверке, порядок обжалования ее результатов и многое другое. Эти знания позволят строить с налоговиками конструктивный диалог, а не принимать безоговорочно их условия. Итак, готовимся к обороне!

 

Часть 1. Невыездные проверки (проводятся в помещении налогового органа)

img 1

Рис. 1. Невыездные проверки

 

Часть 2. Плановые выездные проверки (проводятся по плану, разработанному в налоговом органе, с выездом к предпринимателю)

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

2

3

1

Какие вопросы проверяются в рамках выездной плановой проверки?

При проведении плановой проверки налоговики контролируют все показатели финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя, связанные с начислением и уплатой налогов, а также валютные операции (пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о ГНС)

2

Каковы основания для проведения плановой проверки?

Ежеквартально налоговики формируют план-график проведения проверок, отбирая налогоплательщиков по определенным критериям риска. Попасть в план проверки может любой предприниматель, причем чем выше его обороты, тем чаще его могут проверять (но не чаще одного раза в год, см. вопрос № 12)

3

Обязаны ли налоговики уведомить предпринимателя о проверке?

Да, не позднее чем за 10 дней до дня начала проверки субъекту хозяйствования должно быть направлено письменное уведомление с указанием даты начала и окончания (или длительности проверки в рабочих днях) (часть 4
статьи 111 Закона о ГНС
). Если уведомления не было или оно предоставлено
с нарушением, предприниматель имеет полное право не допускать налоговиков к проверке (статья 111 Закона о ГНС)

4

Допускается ли изменение сроков проверки (даты начала и окончания)?

Допускается только в том случае, если налоговики не могут приступить
к проверке по таким причинам:
предприниматель отсутствует по месту регистрации;
— предприниматель не допустил налоговиков к проверке;
— предприниматель не предоставил документы для проверки;
— документы украдены или изъяты;
— предприниматель болеет или находится в отъезде (отпуск, командировка).
При этом налоговый орган повторно присылать уведомление о плановой проверке (с новыми сроками ее проведения) не будет (письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354, пункт 1.17 Методрекомендаций № 355)

5

Налоговики пришли. Какие документы они сразу должны предъявить предпринимателю?

Налоговики обязаны предъявить:
1) направление на проверку, в котором обязательно должны содержаться:
— дата выдачи направления на проверку;
— название органа ГНС;
— цель, вид проверки (плановая) и основания;
— дата начала и длительность проверки;
— должности, звания и фамилии должностных лиц органа ГНС, которые будут проводить проверку;
— подпись руководителя органа ГНС (наличие вместо подписи факсимиле делает направление на проверку недействительным);
— печать органа ГНС (статья 112 Закона о ГНС);
2) свои служебные удостоверения — чтобы предприниматель мог убедиться в том, что перед ним именно те проверяющие, которые указаны в направлении.
Если указанные документы не предоставлены или предоставлены с нарушениями, предприниматель имеет право не допустить налоговиков к проверке (часть 2 статьи 112 Закона о ГНС)

6

В направлении на проверку не указана дата начала проверки. Можно ли на этом основании не допустить налоговиков к проверке?

Да, в таком случае предприниматель имеет полное право не допустить инспекторов к проверке, поскольку они не выполнили требование статьи 112 Закона о ГНС. Поддерживает такую позицию и ВАСУ (определение от 12.01.2010 г. № К-3139/08)

7

Проверяющие не предъявляют служебные удостоверения. Можно ли на этом основании не допустить их
к проверке?

Да, в таком случае предприниматель имеет полное право не допустить инспекторов к проверке, поскольку он не знает, являются ли они теми людьми, которые указаны в направлении на проверку или нет. Соглашаются с этим и суды (постановление Черкасского окружного административного суда от 05.02.2009 г. № 2-а-1948/08)

8

Налоговики пришли к предпринимателю с плановой проверкой, а уведомления не было. Можно ли на этом основании не допустить их к проверке?

Да, в таком случае предприниматель имеет полное право не допустить инспекторов к проверке, поскольку у них нет права на проверку (статья 111 Закона о ГНС). Кроме того, основаниями для отказа в проверке служат такие нарушения со стороны налоговиков:
в уведомлении не указана дата начала и окончания проверки (или дата начала и продолжительность);
в уведомлении не указано наименование контролирующего органа или
Ф. И. О. предпринимателя;
уведомление отослано за 9 или менее дней до начала проверки (определение Харьковского апелляционного административного суда от 26.05.2009 г. по делу № 22-а-11464/09)

9

Обязаны ли налоговики расписаться в Журнале проверок?

Да, такая обязанность установлена для них пунктом 7 Указа № 817. Причем, кроме подписи, они должны указать: сроки и цель проверки, должность и фамилии проверяющих. Отказ расписаться в Журнале проверок дает предпринимателю право не допускать налоговиков к проверке (пункт 7 Указа № 817, обзорное письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354)

10

Можно ли не допустить к проверке того инспектора, который работает в чужой ГНИ (на учете у которой предприниматель не состоит), если в направлении на проверку он
указан?

Если предприниматель осторожный, лучше такого инспектора к проверке допустить, поскольку ГНАУ на этом настаивает (письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354, пункт 1.11 Методрекомендаций № 355).
Смелый же предприниматель (готовый отстаивать свою правоту в суде) может опираться на два факта:
1) письма ГНАУ и Методрекомендации № 355 носят всего лишь рекомендательный характер (т. е. не обязательны к исполнению);
2) ВАСУ считает, что работники одной ГНИ не имеют права проверять налогоплательщиков, находящихся на учете в другой ГНИ (определение от 02.10.2007 г. № К-22855/06)

11

Что грозит предпринимателю, если он не допустит налоговиков к проверке?

Если предприниматель не допустит налоговиков к проверке обоснованно и письменно уведомит об этом руководителя налогового органа, указав основания недопуска инспекторов к проверке, ему ничего грозить не будет.
А вот если не допустить тех проверяющих, которые пришли вполне законно, можно столкнуться со следующими санкциями:
административный арест активов (подпункты 9.1.2 и 9.3.8 Закона № 2181);
приостановление операций по текущим счетам (производится по заявлению налогового органа исключительно по решению суда — подпункт 9.3.9 Закона № 2181).
Заметим, что в любом случае админштраф за недопуск к проверке на предпринимателя не наложат, поскольку положения статьи 1633 КУоАП применяются только к должностным лицам предприятий, учреждений или организаций, а предприниматель таковым не является

12

Как часто может проводиться плановая проверка?

Не чаще одного раза в течение календарного года (часть 2 статьи 111 Закона о ГНС)

13

Как долго налоговики вправе проверять предпринимателя?

Законом № 2275 внесены изменения в Закон о ГНС, согласно которым сроки проведения налоговых проверок теперь продлены. Так, плановая проверка предпринимателя может длиться в течение 20 рабочих дней, при этом в случае необходимости она может быть продлена еще на 10 рабочих дней

14

Могут ли налоговики приостановить проверку, а потом возобновить ее на неиспользованный срок?

Да, теперь такое право им предоставлено. По решению руководителя налогового органа плановая проверка может быть приостановлена, но не более чем на 30 рабочих дней. Такое решение обязательно должно оформляться приказом (статья 111 Закона о ГНС)

15

Какой период деятельности могут проверять?

Ограничение проверяемого периода прямо в законодательстве не установлено. То есть формально налоговики могут проверять любой сколь угодно давний период деятельности, который они еще не проверяли (или проверяли внепланово).
Но есть такой нюанс: подпункт 15.1.1 Закона № 2181 запрещает доначислять налоговые обязательства и штрафы за их неуплату в случае, если на момент обнаружения нарушения уже истекло 1095 дней со дня, следующего за днем предельного срока подачи декларации по такому налогу (а если декларация была подана несвоевременно — отсчитывать 1095 дней нужно со дня, следующего за днем ее фактической подачи).
Получается, что налоговикам практически нет смысла проверять период, который истек за 3 года до проверки. Однако и из этого правила есть исключения: проверяющие могут доначислить налоговые обязательства и штрафы за их неуплату, если:
предприниматель вообще не подал налоговую декларацию за тот период, когда возникло налоговое обязательство;
— судом установлено, что предприниматель совершил преступление по умышленному уклонению от уплаты налогового обязательства (подпункт 15.1.2 Закона № 2181)

16

Если плановая проверка проведена, могут ли налоговики в следующий раз снова проверять этот же период?

Если речь идет о плановой проверке, то снова изучать уже проверенный период налоговики не вправе.
А вот внеплановая проверка вполне может быть назначена на планово проверенный период, но при этом следует учитывать, что:
— во-первых, внеплановая проверка касается только определенного вопроса (налога), для контроля за которым она назначена (а к другим налогам и сборам отношения не имеет). Проверять все заново могут только в том случае, если против инспектора, который проводил у предпринимателя плановую проверку, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело;
— во-вторых, проводиться она может только при наличии соответствующих оснований (подробнее см. часть 3 данного справочника)

17

Вправе ли налоговики в ходе проверки проверять налоги, начисленные в 2008 году, если в направлении на проверку указан период проверки
с 01.03.2009 г. по 01.03.2010 г.?

Статья 112 Закона о ГНС отдельно оговаривает обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в направлении на проверку. При этом период проверки среди них не указан. Значит, такой реквизит необязателен. Тем не менее раз в направлении он указан, значит, инспекторы должны придерживаться данного требования. В том случае, когда они отступают от него и проверяют совершенно другой период, предприниматель может отбиться от доначисленных ими обязательств и штрафов, доказав в суде, что проверка была неправомерной (пример положительных решений — определения ВАСУ от 24.03.2009 г. № К-6511/07 и от 25.03.2008 г. № К-14460/07)

18

Вправе ли налоговики в ходе проверки задерживаться у предпринимателя сверх его рабочего времени или приходить в выходные?

Теоретически они этого делать не имеют права, поскольку статья 112 Закона о ГНС говорит о том, что проведение проверки не должно нарушать нормального режима работы предпринимателя. Тем не менее на практике такие ситуации встречаются достаточно часто — тут уже предпринимателю решать, как лучше поступить: не портить отношения с проверяющими или твердо отстаивать свои права и не допускать к проверке инспекторов в сверхурочное время

19

Какие документы могут требовать проверяющие?

Проверяющие могут требовать предъявить им первичные документы, касающиеся начисления налогов и сборов. Однако изымать у предпринимателя копии или оригиналы таких документов они не имеют права, поскольку пункт 9 части 1 статьи 11 Закона о ГНС разрешает им изымать копии и оригиналы документов только у юрлиц (предприятий, учреждений или организаций), а физлицо-предприниматель таковым не является.

Таким образом, налоговики не имеют права изымать у предпринимателей никакие документы.

Что касается документов о движении средств на банковских счетах, то получить их от предпринимателя (для ознакомления) налоговики могут только после того, как они предъявят ему соответствующее решение суда (пункт 5
части 1 статьи 11 Закона о ГНС
). Без судебного решения предприниматель обязан всего лишь предоставить документы о наличии банковских счетов, и не более того

20

Имеют ли право налоговики изымать компьютеры у предпринимателя при проверке?

Такого права у налоговиков не было, и нет до сих пор.
Нужно отметить, что ранее налоговики могли проверять данные, содержащиеся в компьютерных системах предпринимателя, однако со вступлением в силу Закона № 2322 такое право из статьи 1 Закона о ГНС исчезло. Так что предприниматель в принципе на свое усмотрение может предоставить налоговикам возможность ознакомиться с электронной документацией (но не копировать ее), а может такой возможности и не предоставлять (если есть распечатанные бумажные документы).
А вот об изъятии компьютеров при налоговой проверке не может быть и речи, поскольку Закон о ГНС не дает налоговикам права даже на изъятие документов у предпринимателя (см. вопрос № 19), не говоря уже об изъятии компьютеров (дисков и других носителей или накопителей информации)

21

Имеют ли право налоговики, проверяя предпринимателя, производить инвентаризацию?

Самостоятельно производить инвентаризацию налоговики не имеют права. Законом о ГНС им всего лишь дано право

«требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций, которые проверяются в ходе плановых и внеплановых выездных проверок, произведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей и средств…» (пункт 15 части 1 статьи 11 Закона о ГНС). Причем ГНАУ настаивает на необходимости присутствия при инвентаризации проверяющих (письмо ГНАУ от 25.01.2010 г. № 616/6/10-5015/193).
Однако предприниматели инвентаризацию вообще производить не обязаны с учетом следующих факторов:
1) предприниматель не является руководителем предприятия, учреждения или организации, поэтому на него требования пункта 15 части 1 статьи 11 Закона о ГНС не распространяются;
2) нормативно-правовые акты не устанавливают для предпринимателей обязанность производить инвентаризацию и не описывают, как именно это делать;
3) предприниматель не ведет учета товаров, основных фондов или денежных средств, поэтому проводить инвентаризацию нет смысла (так как нет учетных данных, не с чем сравнивать результаты инвентаризации);
4) отказ в произведении инвентаризации вполне может остаться безнаказанным для предпринимателя, поскольку штрафы в таком случае налагаются только на должностных лиц, к которым предприниматель не относится.
Подробнее об этом см. «СД», 2009, № 18, с. 18

22

Распространяется ли Закон № 877 на налоговиков?

Налоговики долго открещивались от Закона № 877, а на законодательном уровне это выливалось в многочисленные изменения: данный Закон то распространялся на налоговиков, то нет. С 01.06.2010 г. Законом № 2299 окончательно определено, что

Закон № 877 не распространяется на все проверки (в том числе валютный контроль, контроль за соблюдением налогового законодательства, за проведением расчетов и за производством и оборотом алкогольных напитков и табачных изделий)

23

Распространяется ли мораторий на налоговые проверки?

Законом № 1759, который вступил в силу 30.12.2009 г. (см. «СД», 2010, № 3, с. 2), до 1 января 2011 года установлен мораторий на проведение проверок органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами субъектов малого предпринимательства. При этом мораторий не распространяется на:
проведение проверок субъектов малого предпринимательства, хозяйственная деятельность которых отнесена к высокой степени риска;

проведение органами ГНС плановых и внеплановых выездных проверок, кроме проверок, которые проводятся согласно пунктам 4 и 8 части 6 статьи 111 Закона о ГНС (проверок по жалобе налогоплательщика и проверок вышестоящим налоговым органом заключений нижестоящего налогового органа);
проведение органами ПФУ плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования с высокой или средней степенью риска;
— проведение органами защиты прав потребителей внеплановых проверок по жалобам потребителей.
При этом мораторий установлен на все плановые и внеплановые проверки.
В то же время на сегодня действует и постановление № 502, которым ранее до 31 декабря 2010 года был введен мораторий на ряд проверок субъектов хозяйствования (см. «СД», 2009, № 12, с. 2).
Этот мораторий на плановые проверки полноты начисления и уплаты налогов в бюджет не распространяется. Об этом прямо сказано в подпункте 1 пункта 1 постановления № 502. А вот что касается плановых проверок в сфере ВЭД, то на них действие постановления № 502 распространяется. Так что до конца этого года (до 31.12.2010 г.) проводить такие проверки налоговики не должны (хотя они могут с этим не соглашаться)

 

Часть 3. Внеплановые выездные проверки

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

2

3

24

Какие вопросы проверяются в рамках выездной внеплановой проверки?

При проведении внеплановой проверки контролируется узкий вопрос, связанный с начислением или уплатой определенного налога (сбора).
Те моменты, которые будут проверяться налоговиками в ходе внеплановой проверки, обязательно должны быть указаны в направлении на проверку (естественно, они должны перекликаться с причиной, из-за которой налоговики внепланово пришли к предпринимателю).
В рамках внеплановых проверок проверяется соблюдение законодательства по вопросам РРО, алкоголя и табака

25

Каковы основания для проведения внеплановой проверки?

Основания для проведения внеплановой проверки указаны в статье 111 Закона о ГНС:
1) по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о нарушении предпринимателем законов Украины о налогообложении, валютного законодательства, если предприниматель не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.
Таким образом, при получении запроса лучше предоставить налоговикам копии документов, подтверждающих невиновность предпринимателя. Хотя смелый предприниматель может ссылаться на пункт 9 части 1 статьи 11 Закона о ГНС и говорить о том, что налоговики не вправе изымать у предпринимателя ни копии, ни оригиналы документов;
2) предприниматель не подал в установленный срок налоговую декларацию или расчет, если их подача предусмотрена законом. Налоговый орган обязательно должен указать, какую именно налоговую декларацию или расчет и за какой налоговый период не предоставил налогоплательщик (определение ВАСУ от 20.10.2009 г. № К-17897/07).
Кстати, под налоговой декларацией понимается только тот отчет, на основании которого начисляется и/или уплачивается налог (сбор), — пункт 1.11 Закона № 2181. Поэтому такие отчеты, как ф. № 1ДФ, ф. № 1-ПП, ф. ЗВР-1, декларация о доходах (по крайней мере, квартальная), ф. № 1-ОА и 1-ОТ, отчет единоналожника и т. п., не являются налоговыми отчетами в понимании Закона № 2181. А значит, их неподача не влечет за собой внеплановую проверку;

3) выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговой декларации, поданной налогоплательщиком, если он не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.

При этом право на проведение проверки у налоговиков возникает только в том случае, если в запросе четко указано, какая декларация является недостоверной и какие именно данные нужно пояснить (определение ВАСУ от 27.10.2009 г. № К-14245/07);
4) предприниматель подал жалобу на работников ГНИ, которые проводили у него плановую или внеплановую проверку, и требует полной или частичной отмены результатов такой проверки. Заметим, что если предприниматель просто напишет жалобу на налоговиков, не требуя при этом пересмотра результатов проверки, внеплановая проверка к нему не придет;
5) от лица, имевшего правовые отношения с предпринимателем, получены сведения, требующие проверки, если предприниматель не предоставит их пояснение и документальное подтверждение в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса из ГНИ.
Суды считают, что в запросе ГНИ обязана указать конкретные вопросы, на которые должен ответить предприниматель, и перечень документов, которые нужно предоставить для того, чтобы подтвердить свою невиновность. Если же в запросе нет конкретных вопросов, отсутствие ответа на него не будет достаточным основанием для внеплановой проверки (определение ВАСУ от 17.06.2009 г. № К-64/07).
И такой момент: в том случае, когда предприниматель не ответит на запрос, налоговики могут прийти с проверкой, но изучать они вправе только тот период, в отношении которого присылали запрос, — допустим, в запросе уточнялась информация по 2008 — 2009 гг., тогда проверка не может касаться данных 2010 года (определение ВАСУ от 17.06.2009 г. № К-64/07);
6) предприниматель прекращает деятельность и снимается с госрегистрации;
7) налоговая милиция завела на предпринимателя оперативно-розыскное дело и при этом необходима налоговая проверка (если же такое дело заведено не на предпринимателя, а на его контрагентов, то у налоговиков нет оснований приходить с внеплановой проверкой к самому предпринимателю);
8) в отношении налоговиков, которые проводили проверку у предпринимателя, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело. В таком случае повторную проверку предпринимателя будет проводить вышестоящий налоговый орган;
9) предприниматель подал декларацию по НДС с отрицательным значением НДС (строка 18.2) более 100 тыс. грн.;
10) предприниматель сам обратился в налоговую с письменной просьбой провести проверку, при этом каких-либо дополнительных оснований для проведения проверок не нужно (постановление Харьковского окружного админсуда от 04.07.2008 г. по делу № 2а-3495/08);
11) против предпринимателя возбуждено уголовное дело. При этом данная проверка, как и любая внеплановая, проводится только при наличии приказа руководителя налогового органа, а вот постановления следователя для проведения проверки недостаточно (постановление Харьковского окружного админсуда от 06.03.2008 г. по делу № 2а-1468/08);
12) проверки соблюдения законодательства в сфере РРО, а также в сфере производства и оборота алкогольных напитков и табачных изделий (подробнее см. части 4 и 5 этого справочника).

Это и все основания, предусмотренные Законом о ГНС. Однако в Законе об НДС также содержатся требования проводить проверку при определенных обстоятельствах:
а) от контрагента поступила в налоговую жалоба на предпринимателя о том, что он не выдал налоговую накладную по НДС или заполнил ее с нарушениями (подпункт 7.2.6 Закона об НДС);

б) есть достаточные основания считать, что расчет суммы бюджетного возмещения был произведен с нарушением норм налогового законодательства (подпункт 7.7.5 Закона об НДС).
Нужно отметить, что статья 111 Закона о ГНС говорит о том, что проверки по основаниям, не предусмотренным в ней, могут осуществляться только по решению суда. То же мнение высказал и ВАСУ (определение ВАСУ от 22.10.2009 г. К-585/08, постановление ВАСУ от 16.04.2009 г. № К-38716/06). Тем не менее налоговики вряд ли будут соглашаться с этим, так что не допускать их к проверке без решения суда — вариант для смелых предпринимателей

26

Обязаны ли налоговики уведомить предпринимателя о проверке?

Нет, о внеплановой проверке налоговики предупреждать предпринимателя не обязаны

27

Допускается ли изменение сроков проверки (даты начала и окончания)?

Допускается только в том случае, если налоговики не могут приступить
к проверке по таким причинам:
предприниматель отсутствует по месту регистрации;
— предприниматель не допустил налоговиков к проверке;
— предприниматель не предоставил документы для проверки;
— документы украдены или изъяты;
— предприниматель болеет или находится в отъезде — отпуск, командировка (письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354, пункт 1.17 Методрекомендаций № 355)

28

Налоговики пришли. Какие документы они сразу должны предъявить предпринимателю?

Налоговики обязаны предъявить:
1) направление на проверку, в котором обязательно должны содержаться:
— дата выдачи направления на проверку;
— название органа ГНС;
— цель, вид проверки (внеплановая) и основания;
— дата начала и длительность проверки;
— должности, звания и фамилии должностных лиц органа ГНС, которые будут проводить проверку;
— подпись руководителя органа ГНС (наличие вместо подписи факсимиле делает направление на проверку недействительным);
— печать органа ГНС (статья 112 Закона о ГНС);
2) свои служебные удостоверения — чтобы предприниматель мог убедиться в том, что перед ним именно те проверяющие, которые указаны в направлении;
3) копию приказа руководителя налогового органа на проведение проверки с указанием основания проверки, даты ее начала и продолжительности.
Если указанные документы не предоставлены или предоставлены с нарушениями, предприниматель имеет право не допустить налоговиков к проверке (часть 2 статьи 112 Закона о ГНС)

29

В направлении на проверку не указана дата начала проверки. Можно ли на этом основании не допустить налоговиков к проверке?

Да, в таком случае предприниматель имеет полное право не допустить инспекторов к проверке, поскольку они не выполнили требование статьи 112
Закона о ГНС.
Поддерживает такую позицию и ВАСУ (определение от 12.01.2010 г. № К-3139/08)

30

Проверяющие не предъявляют служебные удостоверения. Можно ли на этом основании не допустить их
к проверке?

Да, в таком случае предприниматель имеет полное право не допустить инспекторов к проверке, поскольку он не знает, являются ли они теми людьми, которые указаны в направлении на проверку или нет. Соглашаются с этим и суды (постановление Черкасского окружного административного суда от 05.02.2009 г. № 2-а-1948/08)

31

Обязаны ли налоговики расписываться в Журнале проверок?

Да, такая обязанность установлена для них пунктом 7 Указа № 817. Причем, кроме подписи, они должны указать: сроки и цель проверки, должность и фамилии проверяющих. Отказ расписаться в Журнале проверок дает предпринимателю право не допускать налоговиков к проверке (пункт 7 Указа № 817, обзорное письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354)

32

Можно ли не допустить к проверке того инспектора, который работает в «чужой» ГНИ (на учете у которой предприниматель не состоит), если в направлении на проверку он указан?

Осторожный предприниматель такого инспектора к проверке допустит, а смелый (готовый отстаивать свою правоту в суде) может его к проверке не допускать (см. вопрос № 10)

33

Что грозит предпринимателю, если он не допустит налоговиков к проверке?

Если предприниматель не допустит налоговиков к проверке обоснованно и письменно уведомит об этом руководителя налогового органа, указав основания недопуска инспекторов к проверке, ему ничего грозить не будет.
А вот если не допустить тех проверяющих, которые пришли вполне законно, можно столкнуться с некоторыми санкциями (см. вопрос № 11)

34

Предприниматель допустил к проверке инспекторов, хотя они не расписались в Журнале проверок. Есть ли шанс на этом основании отбиться от штрафов, доначисленных по результатам проверки?

Шансы отбиться от штрафов в данном случае невелики. Так, суды, признавая тот факт, что проверка проведена с нарушением, считают, что это не является основанием для отмены акта проверки, а также доначисленных обязательств и штрафов (определение ВАСУ от 21.04.2009 г. № К-11412/07). В то же время бывает и наоборот — акт проверки отменяют (определения ВАСУ от 24.03.2009 г. № К-6511/07, от 25.03.2008 г. № К-14460/07). В общем, все зависит от ситуации и, видимо, от «серьезности» нарушений со стороны налоговиков. Но в любом случае при наличии законных оснований проще не допустить налоговиков к проверке, чем, допустив их, потом оспаривать в суде решение о доначислении налоговых обязательств и штрафов

35

Как часто может проводиться внеплановая проверка?

Ограничений по количеству внеплановых проверок действующее законодательство не содержит. Поэтому в случае возникновения в течение года нескольких оснований внеплановые проверки предпринимателя могут проводиться несколько раз в одном и том же году

36

Как долго налоговики вправе проверять предпринимателя?

В соответствии с Законом № 2275 сроки проведения налоговых проверок теперь продлены. Так, внеплановая проверка предпринимателя может длиться в течение 10 рабочих дней, при этом в случае необходимости она может быть продлена еще на 10 рабочих дней

37

Могут ли налоговики приостановить проверку, а потом возобновить ее на неиспользованный срок?

Да, теперь такое право им предоставлено. По решению руководителя налогового органа внеплановая проверка может быть приостановлена, но не более чем на 30 рабочих дней. Такое решение обязательно должно оформляться приказом (статья 111 Закона о ГНС)

38

Какой период деятельности могут проверять?

Когда налоговики придут с внеплановой проверкой, необходимо обратить внимание на период проверки, указанный в направлении:
— во-первых, этот период не может быть иным, нежели тот период, в отношении которого возникла необходимость во внеплановой проверке. К примеру, предпринимателю прислали из налоговой запрос по поводу правильности начисления НДС в 2008 году, а он не ответил. Тогда в ходе внеплановой проверки налоговики могут проверять только правильность начисления НДС в 2008 году, а 2009 и 2010 годы они проверять не вправе. То есть если в направлении на проверку указан период 2009 — 2010 гг., предприниматель вправе не допустить налоговиков к проверке, поскольку у них нет оснований проводить проверку начисления и уплаты НДС в 2009 — 2010 гг. (определение ВАСУ от 17.06.2009 г. № К-64/07);

— во-вторых, в ходе проведения проверки налоговики не вправе проверять документы того периода, который не указан в направлении на проверку.
В противном случае доначисленные по результатам проверки обязательства и штрафы можно попытаться обжаловать в суде (пример положительных решений — определения ВАСУ от 24.03.2009 г. № К-6511/07, от 25.03.2008 г. № К-14460/07)

39

Если внеплановая проверка прошла, могут ли налоговики в следующий раз снова проверять этот же период внепланово?

Да, внеплановая проверка вполне может быть назначена на планово проверенный период, но при этом следует учитывать, что:
— во-первых, внеплановая проверка касается только определенного вопроса (налога), для контроля за которым она назначена (а к другим налогам и сборам отношения не имеет). Проверять все заново могут только в том случае, если в отношении инспектора, который проводил у предпринимателя плановую проверку, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело;
— во-вторых, проводиться она может только при наличии соответствующих оснований (см. вопрос № 25)

40

Вправе ли налоговики в ходе проверки задерживаться у предпринимателя сверх его рабочего времени или приходить в выходные?

Теоретически они этого делать не имеют права, поскольку статья 112 Закона о ГНС говорит о том, что проведение проверки не должно нарушать нормального режима работы предпринимателя. Тем не менее на практике такие ситуации встречаются нередко — тут уже предпринимателю решать, как лучше поступить: не портить отношения с проверяющими или твердо отстаивать свои права и не допускать к проверке инспекторов в сверхурочное время (уведомив их о том, что предприниматель будет жаловаться на нарушение трудового законодательства)

41

Какие документы могут требовать проверяющие?

Те же, что и при плановой проверке (см. вопрос № 19)

42

Имеют ли право налоговики изымать компьютеры у предпринимателя при проверке?

Такого права у налоговиков не было, и нет до сих пор. См. вопрос № 20

43

Имеют ли право налоговики, проверяя предпринимателя, производить инвентаризацию?

Налоговики вообще не имеют права самостоятельно производить инвентаризацию. Более того, даже сам предприниматель не обязан этого делать
(см. вопрос № 21)

44

Распространяется ли Закон № 877 на налоговиков?

Нет, см. вопрос № 22

45

Распространяется ли мораторий на налоговые проверки?

В отличие от плановых налоговых проверок, на которые мораторий не распространяется, проводить внеплановые проверки запрещено до 31.12.2010 г. любым органам, в том числе и налоговикам (постановление № 502). Однако сами налоговики с этим соглашаться не собираются (письмо ГНАУ от 25.06.2009 г. № 2833/н/23-4014). С учетом того,

что Закон о ГНС и Закон № 1759 разрешают им проводить проверки (как плановые, так и внеплановые), лучше все-таки на мораторий, установленный постановлением № 502 (нормативным актом с меньшей юридической силой), не надеяться

 

Часть 4. Проверка наличных расчетов (проверка РРО и контрольная закупка)

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

2

3

46

К какому виду проверок относятся проверки соблюдения наличных расчетов: к плановым или внеплановым?

Исходя из статьи 111 Закона о ГНС любые проверки наличных расчетов являются внеплановыми (а плановые проводятся только с целью контроля за уплатой налогов и сборов). Однако в статье 16 Закона об РРО говорится о том, что проверки соблюдения законодательства об РРО могут быть и плановыми, и внеплановыми. Как понимать эту нестыковку?
На самом деле

Закон о ГНС является специальным «проверочным» законом, поэтому в вопросах проведения проверок он имеет преимущество
перед Законом об РРО
. Поэтому:
— плановые и внеплановые проверки, которые налоговики проводят в силу полномочий, предоставленных им статьей 15 Закона об РРО, для целей Закона о ГНС считаются внеплановыми;
— соответственно такие проверки должны проводиться по тем же правилам, которые установлены Законом о ГНС для внеплановых проверок (это касается условий допуска должностных лиц к проверке и продолжительности проведения внеплановой проверки)

47

Обязаны ли налоговики уведомить предпринимателя о проверке?

Поскольку проверки соблюдения законодательства об РРО в понимании Закона о ГНС являются внеплановыми, уведомлять предпринимателя о такой проверке налоговики не обязаны

48

Какие документы должны предоставить налоговики при проверке кассовой дисциплины?

Поскольку все проверки соблюдения законодательства об РРО (как плановые, так и внеплановые) в понимании Закона о ГНС являются внеплановыми, налоговики обязаны предоставить:
1) направление на проверку, в котором обязательно должны содержаться:
— дата выдачи направления на проверку;
— название органа ГНС;
— цель, вид проверки (внеплановая) и основания;
— дата начала и продолжительность проверки;
— должности, звания и фамилии должностных лиц органа ГНС, которые будут проводить проверку;
— подпись руководителя органа ГНС (наличие вместо подписи факсимиле делает направление на проверку недействительным);
— печать органа ГНС (статья 112 Закона о ГНС);
2) свои служебные удостоверения — чтобы предприниматель мог убедиться в том, что перед ним именно те проверяющие, которые указаны в направлении;
3) копию приказа руководителя налогового органа на проведение проверки с указанием основания проверки, даты ее начала и продолжительности.
Если копии приказа или иных вышеперечисленных документов нет или они оформлены с нарушениями, предприниматель имеет право не допустить налоговиков к проверке (часть 2 статьи 112 Закона о ГНС)

49

Какова продолжительность проверки?

Поскольку все проверки соблюдения законодательства об РРО (как плановые, так и внеплановые) в понимании Закона о ГНС являются внеплановыми, налоговики имеют право проверять предпринимателя в течение 10 рабочих дней, при этом в случае необходимости проверка может быть продлена еще на
10 рабочих дней
(с учетом изменений, внесенных Законом № 2275)

50

Предприниматель работает на едином налоге и не применяет РРО. Налоговики пришли к нему с проверкой соблюдения законодательства об РРО, называя такую проверку плановой. Можно ли их не допустить
к проверке?

Несмотря на то что предприниматель не применяет РРО, налоговики все же имеют право проверять соблюдение им правил осуществления наличных расчетов. Если они говорят, что пришли с плановой проверкой, значит, имеется в виду плановая проверка по статье 16 Закона об РРО, а она может проводиться:
1) не чаще одного раза в год;
2) не ранее 9 февраля.
Если хоть одно из этих требований нарушено, начисленные при проверке штрафы не подлежат уплате
(статья 16 Закона об РРО).
Обратите внимание: в понимании Закона о ГНС такая проверка все равно является внеплановой, поэтому проверяющие обязаны предъявить предпринимателю копию приказа начальника ГНИ на проведение внеплановой проверки. Если же они не предоставят копию приказа, направление на проверку или служебные удостоверения, их к проверке можно не допускать

51

Предприниматель работает на едином налоге и не применяет РРО. Налоговики пришли к нему с проверкой соблюдения законодательства об РРО, называя такую проверку внеплановой. Можно ли их не допустить к проверке?

В соответствии со статьей 16 Закона об РРО внеплановые проверки единоналожников и фикспатентщиков, которые не применяют РРО, допускаются только при наличии постановления следователя, органа дознания или решения суда. Это вдобавок к необходимости предъявить направление на проверку, служебные удостоверения и копию приказа руководителя налогового органа на проведение внеплановой проверки (статья 112 Закона о ГНС).
Если проверяющие не предоставят весь перечень указанных документов (в том числе постановления следователя, органа дознания или решения суда), их
к проверке можно смело не допускать

52

Предприниматель использует РРО. Налоговики пришли к нему с плановой проверкой РРО и отказываются предоставить копию приказа на проведение проверки. Можно ли в таком случае не допустить их
к проверке?

Да, можно.
Поскольку все проверки соблюдения законодательства об РРО (как плановые, так и внеплановые)

в понимании Закона о ГНС являются внеплановыми, налоговики обязаны предоставить копию приказа руководителя налогового органа на проведение проверки с указанием основания проверки, даты ее начала и продолжительности.
Если копии приказа нет, предприниматель имеет право не допустить налоговиков к проверке на основании части 2 статьи 112 Закона о ГНС

53

Какие документы будут проверять?

Если РРО не используется, то проверяющие будут смотреть записи о наличной выручке в Книге ф. № 10, если же РРО используется — кроме Книги ф. № 10, налоговики будут проверять наличие чеков РРО, КУРО, ежедневных Z-отчетов, контрольных лент РРО.
Кроме того, в рамках проверок РРО налоговики могут проверять у предпринимателя:
1) записи о приобретенных товарах в Книге ф. № 10;
2) различные документы на товар (ТТН, путевые листы, накладные на оприходование и др.) — письмо ГНАУ от 25.12.2009 г. № 28923/7/23-7017/1485.
За отсутствие записей о товарах или документов на товар они пытаются угрожать штрафами по статьям 20 и 21 Закона об РРО (в двойном размере стоимости неучтенных товаров).
Однако Минюст возразил ГНАУ, разъяснив, что предприниматели не обязаны вести учет товаров, в том числе и в Книге ф. № 10, и штрафы за отсутствие такого учета к ним не применяются (письмо Минюста от 09.05.2010 г. № 6091-0-4-10-20, см. «СД», 2010, № 11, с. 2). Того же мнения придерживается и Госкомпредпринимательства (письмо от 04.05.2010 г. № 5688).
При этом Минюст обязал ГНАУ отозвать письмо от 25.12.2009 г. № 28923/7/23-7017/1485 как незаконное (тем не менее налоговики требование Минюста выполнять не спешат, и письмо их не отозвано до сих пор)

54

В августе 2010 года налоговики в ходе проверки обнаружили, что 16.01.2009 г. предприниматель не распечатал Z-отчет. За это они наложили штраф 340 грн. Уплачивать ли такой штраф?

В общем случае уплатить штрафы, начисленные налоговиками по Закону об РРО, нужно в течение 10 дней после принятия решения об их начислении (статья 25 Закона об РРО). Однако такие штрафы не являются налоговым обязательством, поэтому их неуплата не ведет к начислению пени или возникновению налогового долга (письмо ГНАУ от 05.10.2006 г. № 18547/7/24-1117).
Но есть такой момент:

штрафы по Закону об РРО являются административно-хозяйственными санкциями (см. постановление ВСУ от 13.02.2007 г.), поэтому могут быть наложены на предпринимателя:
— в течение шести месяцев с даты выявления нарушения;
не позже чем через один год со дня нарушения (статья 250 ХКУ).
Таким образом, в 2010 году налоговики не вправе налагать на предпринимателя штраф по Закону об РРО за нарушение, допущенное им более чем год назад.
В случае наложения штрафа предприниматель может его не уплачивать.
Вместе с тем нужно отметить, что налоговики не считают штрафы, налагаемые по Закону об РРО, административно-хозяйственными санкциями (http://www.sta.gov.ua/control/uk/taxqabase/catalog) и налагают их даже по прошествии года со дня нарушения. Поэтому позицию неуплаты штрафа смелым предпринимателям придется доказывать в суде (опираясь на постановление ВАСУ), а осторожным предпринимателям лучше штраф уплатить

55

Имеют ли право налоговики проводить контрольную закупку?

Вообще-то, налоговики не имеют права проводить контрольную закупку. По крайней мере, нигде в законодательстве такого права для них не предусмотрено (письмо Госкомпредпринимательства от 14.05.2003 г. № 2911), соответственно и порядка проведения таких закупок-проверок у них нет.
Тем не менее это налоговиков вовсе не останавливает, и на практике контрольные закупки они проводят чаще, чем все другие органы, вместе взятые. Аргументируют свои действия необходимостью проверить, как соблюдаются правила расчетов (письма ГНАУ от 25.01.2006 г. № 676/5/23-8015, от 18.09.2007 г. № 9049/6/23-3019). Но убедительным аргументом это назвать сложно, поскольку контрольная закупка — это самостоятельный вид проверки, который проводится Госпотребстандаротом или ГСБЭП, налоговой милицией и СБУ, и то только при наличии оперативно-розыскного дела, открытого на предпринимателя (статья 26 Закона о защите прав потребителей, статья 8 Закона об ОРД).
Поэтому предприниматели часто не допускают налоговиков к проверке, называемой «контрольная закупка», в силу ее неправомерности (т. е. не возвращают деньги за приобретенный якобы при контрольной закупке товар).
Кроме того, раз уж налоговики считают контрольные закупки обычными проверками по Закону об РРО, они должны соблюдать все правила проведения таких проверок, в частности предъявлять предпринимателю направление на проверку, служебные удостоверения и копию приказа руководителя налогового органа на проведение внеплановой проверки (поскольку в понимании Закона о ГНС все проверки, проводимые на основании Закона об РРО, являются внеплановыми). Если же налоговики копию приказа не предъявят (а зачастую так и бывает) — это еще одно основание, по которому их можно не допустить к проверке. При этом нужно требовать именно копию приказа, а не выписку из него. Подробнее об этом см. «СД», 2009, № 22, с. 14

 

Часть 5. Проверки торговцев алкоголем и/или табаком

№ п/п

Вопрос

Ответ

56

К какому виду проверок относятся проверки производителей и торговцев алкоголем/табаком?

Исходя из статьи 111 Закона о ГНС любые проверки производства и оборота алкогольных напитков и табачных изделий являются внеплановыми (а плановые проводятся только с целью контроля за уплатой налогов и сборов). Поэтому такие проверки должны проводиться

по тем же правилам, которые установлены Законом о ГНС для внеплановых проверок (это касается условий допуска должностных лиц к проверке и продолжительности проведения внеплановой проверки).
Однако сами налоговики возражают, считая, что проверки торговцев алкоголем (табаком) проводятся без оглядки на требования Закона о ГНС

57

Обязаны ли налоговики уведомить предпринимателя о проверке?

Поскольку проверки производства и оборота алкогольных напитков и табачных изделий в понимании Закона о ГНС являются внеплановыми, уведомлять предпринимателя о такой проверке налоговики не обязаны

58

Какие документы должны предоставить налоговики при проверке торговца алкогольными напитками (табачными изделиями)?

Поскольку все проверки производства и оборота алкогольных напитков и табачных изделий в понимании Закона о ГНС являются внеплановыми, налоговики обязаны предоставить:
1) направление на проверку, в котором обязательно должны содержаться:
— дата выдачи направления на проверку;
— название органа ГНС;
— цель, вид проверки (внеплановая) и основания;
— дата начала и длительность проверки;
— должности, звания и фамилии должностных лиц органа ГНС, которые будут проводить проверку;
— подпись руководителя органа ГНС (наличие вместо подписи факсимиле делает направление на проверку недействительным);
— печать органа ГНС (статья 112 Закона о ГНС);
2) свои служебные удостоверения — чтобы предприниматель мог убедиться в том, что перед ним именно те проверяющие, которые указаны в направлении;
3) копию приказа руководителя налогового органа на проведение проверки
с указанием основания проверки, даты ее начала и продолжительности.
Если копии приказа или других вышеперечисленных документов нет или они оформлены с нарушениями, предприниматель имеет право не допустить налоговиков к проверке (часть 2 статьи 112 Закона о ГНС). Так же считает и Госкомпредпринимательства (письмо от 13.10.2005 г. № 8948).
Однако

сами налоговики возражают, считая, что проверки торговцев алкоголем (табаком) проводятся без оглядки на требования Закона о ГНС («Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 38, с. 41). Поэтому вполне возможно, что отстаивать свое право на недопуск проверяющих придется даже в суде

59

Какова продолжительность проверки?

Поскольку все проверки производства и оборота алкогольных напитков и табачных изделий в понимании Закона о ГНС являются внеплановыми, налоговики имеют право проверять предпринимателя в течение 10 рабочих дней, при этом в случае необходимости проверка может быть продлена еще на 10 рабочих дней (с учетом изменений, внесенных Законом № 2275).
Однако

сами налоговики считают, что при проверках торговцев алкоголем (табаком) требования Закона о ГНС выполнять необязательно («Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 38, с. 41)

60

Что могут проверять?

Наличие соответствующей лицензии; зарегистрирована ли лицензия в налоговом органе; указан ли в «алкогольной» лицензии тот РРО, через который проходит выручка от продажи алкогольных напитков; имеются ли на продукции марки акцизного сбора; наличие справок о внесении мест хранения алкоголя/табака в Единый госреестр мест хранения; находятся ли цены на алкоголь и табак в допустимых пределах (не ниже минимальных и не выше максимальных) и др.

61

В июне 2010 года налоговики в ходе проверки обнаружили, что в 2008 году предприниматель хранил алкогольные напитки на складе, который не внесен в Единый госреестр. За это они наложили штраф 1700 грн. Уплачивать ли такой штраф?

В общем случае уплатить штрафы, начисленные налоговиками по Закону № 481, нужно в течение 30 дней после получения от них решения об их начислении (пункт 10 Порядка № 790). Если предприниматель не уплатит штрафы в этот срок, налоговики обратятся в суд и будут взыскивать их в судебном порядке. При этом пеня за несвоевременную уплату штрафов не начисляется.
Однако есть еще такой момент:

штрафы по Закону № 481 являются административно-хозяйственными санкциями, поэтому могут быть наложены на предпринимателя:
— в течение 6 месяцев с даты выявления нарушения;

не позже чем через год со дня нарушения (статья 250 ХКУ).

 

 

Таким образом, в 2010 году налоговики не имеют права налагать на предпринимателя штраф по Закону № 481 за нарушение, допущенное им более чем год назад. Значит, такой штраф предприниматель вправе не уплачивать. Кстати, с этим соглашается и ГНАУ (письмо от 14.04.2004 г. № 6506/7/21-0917)

 

Часть 6. Внеочередные налоговые проверки по труду

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

2

3

62

Когда налоговики получили право контролировать соблюдение трудового законодательства?

Со вступлением в силу Закона № 2275 (т. е. с 16.06.2010 г.) налоговики получили право контролировать вопросы организации и оплаты труда для того, чтобы проверить, соблюдает ли предприниматель налоговое законодательство, связанное с удержанием налогов при выплате зарплаты (статья 259 КЗоТ).
В принципе никто не спорил с тем, что они и раньше могли проверять
данные вопросы, однако
теперь полномочия налоговиков расширены

63

К какому виду проверок относятся проверки налоговиками трудовой
сферы?

Исходя из тех изменений, которые внесены Законом № 2275 в статьи 10 и 11 Закона о ГНС, проверки налоговиков в трудовой сфере не относятся ни к плановым, ни к внеплановым проверкам, а являются совершенно новым видом проверок — внеочередная проверка

64

Какой порядок проведения внеочередной налоговой проверки по труду и какова ее продолжительность?

В статье 11 Закона о ГНС указано, что на основании полученной от налоговой милиции информации внеочередная проверка может проводиться «в случаях, в пределах компетенции и в порядке, установленных законами Украины».
Учитывая это, на наш взгляд, внеочередные налоговые проверки проводиться не могут до тех пор, пока закон не будет прямо устанавливать порядок их проведения.
Однако недавно вышло письмо ГНАУ от 05.08.2010 г. № 7720/6/23-4015/486, в котором указано, что такая проверка не может проводиться более 15 рабочих дней, для субъектов малого предпринимательства (в том числе частных предпринимателей) — не более 10 рабочих дней, с возможностью продления в обоих случаях не более чем на 10 рабочих дней (как при внеплановых проверках).
Из этого можно сделать вывод, что и в других процедурных вопросах проведения внеочередных налоговых проверок ГНАУ предложит руководствоваться порядком, предусмотренным для внеплановых проверок

65

На каком основании к предпринимателю могут прийти
с такой проверкой?

Основание для проведения «трудовых» проверок установлено подпунктом 11 статьи 11 Закона о ГНС:
«…

при получении органом налоговой милиции информации об уклонении налогоплательщика или наемного лица от налогообложения при начислении (выплате, получении) заработной платы, других выплат и возмещений, которые подлежат налогообложению, в том числе в виде дополнительных благ, сбора в Пенсионный фонд Украины и взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования, в том числе в результате незаключения таким лицом трудовых договоров с наемным лицом согласно Кодексу законов о труде Украины, осуществления лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации, а также пассивных доходов, руководитель соответствующего налогового органа имеет право принять решение о проведении внеочередной налоговой проверки такого плательщика без его предварительного уведомления. Решение налогового органа должно быть оформлено в письменном виде, скреплено подписью руководителя, печатью и вручено плательщику налога перед началом проведения такой проверки».
В данном случае следует обратить внимание на такие моменты:
1) «трудовую» проверку налоговики могут начать только в том случае, когда поступила информация об уклонении от налогообложения при выплате дохода физлицу (гражданину), а не о любом уклонении от налогообложения;

2) осторожнее следует относиться к заключению гражданско-правовых договоров в тех случаях, когда с их помощью оформляются отношения, похожие на трудовые. Это может быть расценено налоговиками как незаключение трудовых договоров согласно КЗоТ и вполне может стать основанием для проведения «трудовой» проверки

66

Какие полномочия даны налоговикам для проведения проверок по труду?

Законодательно какие-то дополнительные полномочия не прописаны.
То есть налоговики по-прежнему должны действовать в рамках Закона о ГНС. Но внесение изменений в статью 259 КЗоТ наталкивает на мысль о том, что при проведении «трудовых» проверок они могут попытаться воспользоваться теми же правами, что и инспекции по труду, а это:
— беспрепятственно в любое время суток приходить на проверку;
— в дневное время посещать любые помещения, подлежащие проверке;
— требовать предоставления любых документов по вопросам труда с целью их проверки и делать копии (либо выписки);
— получать сведения от работодателя и от персонала (в том числе наедине) по любым вопросам, касающимся применения правовых норм

67

Какие документы могут требовать налоговики в ходе проверок по труду?

Налоговики могут требовать от предпринимателя различные документы по вопросам труда. Правда, поскольку физлица-предприниматели не ведут бухучет, перечень существующих у них документов не так уж велик: трудовые договоры, расчетно-платежные ведомости (произвольной формы), возможно, трудовые книжки (хотя они хранятся у самих работников), если есть — могут проверить и другие документы, к примеру приказы, графики отпусков, табель учета рабочего времени (хотя предприниматель их может и не вести)

68

Каковы прогнозы по таким проверкам на ближайшее время?

В настоящий момент на рассмотрении ВРУ находится

Законопроект № 6517, который, если его примут, отменит все изменения в Законе о ГНС, касающиеся «трудовых» проверок. Останется только упоминание о полномочиях налоговиков в КЗоТ, поэтому проводиться такие проверки будут в обычном порядке — в рамках плановых и внеплановых налоговых проверок своевременности начисления и полноты уплаты налогов в бюджет

 

Часть 7. Административное и судебное обжалование решений, принятых по результатам проверок

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

2

3

69

Предприниматель не согласен с налоговым обязательством, которое доначислили налоговики по результатам проверки. Как можно обжаловать решение проверяющих?

Обжаловать решение налоговиков можно двумя способами:
1) жаловаться в налоговую (начиная от своей инспекции и заканчивая самой ГНАУ);
2) жаловаться в суде (подпункт 5.2.2 Закона № 2181).
Причем есть такая особенность: если предприниматель обратился в суд, он уже не может обратиться с жалобой в систему налоговых органов. В суд же, напротив, можно обратиться всегда.
Поэтому, если есть надежда на то, что налоговики прислушаются к предпринимателю, лучше сначала обратиться к ним, а в случае отказа с их стороны — тогда уже прибегнуть к суду. При этом, пока предприниматель проводит процедуру административного обжалования (проще говоря, жалуется налоговым органам), его обязанность по уплате доначисленных налоговых обязательств приостанавливается

70

Как правильно жаловаться в налоговую?

Во-первых, обжаловать нужно именно налоговое решение (уведомление, требование), полученное после проверки, а не сам акт проверки.
Во-вторых, если жалобу не удовлетворил нижестоящий налоговый орган (или удовлетворил не полностью), можно обратиться в вышестоящий, если же удовлетворил — больше никуда обращаться не нужно.

 

 

В-третьих, необходимо четко соблюдать сроки подачи жалобы (см. рис. 2).
И последнее, важное правило: если налоговый орган не ответит предпринимателю в установленные сроки (см. рис. 2), жалоба предпринимателя считается удовлетворенной и он может не выполнять обжалуемое решение

 

img 2

Рис. 2. Сроки подачи жалоб в налоговые органы и сроки ответа на них

(подпункт 5.2.2 Закона № 2181)

 

71

Как правильно обжаловать налоговое решение в суде?

На подачу искового заявления дается срок — один год.
Начинается обжалование с подачи искового заявления в окружной административный суд на обжалование решения налогового органа. Разумеется, иск подается в тот админсуд, который расположен по месту нахождения налогового органа. Кроме того, необходимо уплатить госпошлину за рассмотрение дела.
Если суд решил дело в пользу предпринимателя и налоговики не подали апелляцию (в течение 10 дней со дня оглашения постановления), решение налогового органа можно не выполнять.
В том случае, когда суд не удовлетворил иск предпринимателя, он может подать апелляцию в более высокий судебный орган — апелляционный административный (хозяйственный) суд в течение 10 дней со дня оглашения решения суда первой инстанции. При этом снова придется уплатить госпошлину.
Если же апелляционный суд не удовлетворит (не полностью удовлетворит) иск предпринимателя, можно обратиться в высший административный суд Украины (ВАСУ) с кассационной жалобой (в течение одного месяца со дня вступления в силу решения апелляционного суда). При этом снова нужно уплатить госпошлину. Решение, вынесенное ВАСУ, является окончательным и обжалованию не подлежит.
Кстати, если суды встанут на сторону предпринимателя, а налоговики подают апелляции, то предпринимателю не нужно ни уплачивать госпошлину, ни подавать какие-то специальные заявления. Главное, грамотно отстаивать свои права в ходе судебного разбирательства (лучше — с помощью юриста)

72

Как можно обжаловать действия налоговых органов, связанные с проверкой производства и оборота алкоголя/табака?

Такие решения налоговиков могут быть обжалованы в судебном порядке в месячный срок (статья 17 Закона № 481)

 

Документы справочника

КЗоТ

— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон о ГНС

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон № 2275

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20.05.2010 г. № 2275-VI.

Закон № 2322

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (по усилению правовой защиты граждан и внедрению механизмов реализации конституционных прав граждан на предпринимательскую деятельность, личную неприкосновенность, безопасность, уважение к чести лица, правовую помощь, защиту)» от 12.01.2005 г. № 2322-IV.

Закон № 877

— Закон Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон № 2299

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по осуществлению государственного надзора в области связи» от 01.06.2010 г. № 2299-VI.

Закон № 1759

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по упрощению условий ведения бизнеса в Украине» от 15.12.2009 г. № 1759-VI.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о защите прав потребителей

— Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон об ОРД

— Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18.02.92 г. № 2135-XII.

Закон № 481

— Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

Указ № 817

— Указ Президента Украины «О некоторых мероприятиях по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.98 г. № 817/98.

Постановление № 502

— постановление КМУ «О временных ограничениях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» от 21.05.2009 г. № 502.

Порядок № 790

— Порядок применения финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», утвержденный постановлением КМУ от 02.06.2003 г. № 790.

Порядок № 327

— Порядок оформления результатов невыездных документальных, выездных плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденный приказом ГНАУ от 01.08.2005 г. № 327.

Методрекомендации № 355

— Методические рекомендации по порядку взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок налогоплательщиков, утвержденные приказом ГНАУ от 27.05.2008 г. № 355.

Законопроект № 6517 — проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения» от 14.06.2010 г. № 6517.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше