Темы статей
Выбрать темы

Почтовый ящик. Как быть, если предприниматель сдал Свидетельство единоналожника, но у него «зависла» дебиторская задолженность

Редакция СД
Ответы на вопросы

Как быть, если предприниматель сдал Свидетельство единоналожника, но у него «зависла» дебиторская задолженность

 

ВОПРОС. Предприниматель на едином налоге принял решение прекратить деятельность. Однако на момент принятия этого решения несколько контрагентов не погасили задолженность за предоставленные услуги и намерены заплатить позже наличными средствами (счета в банке у предпринимателя нет).

Сможет ли предприниматель получить денежные средства в процессе прекращения деятельности или после этого? Как будут облагаться денежные средства, если они поступят, после того как предприниматель подаст заявление в налоговый орган о снятии с учета или после того как будет зарегистрировано прекращение его предпринимательской деятельности?

 

ОТВЕТ. В соответствии со статьей 2 ГКУ участниками гражданских правоотношений являются физические и юридические лица. А согласно статье 50 ГКУ занятие предпринимательской деятельностью относится к одному из прав физлица, которое может быть реализовано при условии государственной регистрации. Это означает, что задолженность за предоставленные услуги до полного ее погашения останется обязательством заказчиков перед физическим лицом независимо от того, перестанет ли он быть предпринимателем.

В то же время если предприниматель намеревается прекратить хозяйственную деятельность, то он должен посетить регистрационную палату и подать заявление о своем решении, а также документ, подтверждающий внесение платы за публикацию с уведомлением о его решении ликвидироваться. На этом основании госрегистратор не позднее следующего дня с даты получения документов вносит необходимую запись и уведомляет об этом госорганы, в том числе налоговую.

Далее, спустя два месяца с даты опубликования уведомления о принятии решения прекратить деятельность физлицо подает госрегистратору ряд документов, среди которых должна быть справка соответствующего органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам).

Для того чтобы ее получить, предприниматель обращается в налоговый орган с заявлением о снятии его с учета как налогоплательщика. Согласно пункту 8.9 Порядка № 80 вместе с заявлением он должен сдать документы, выданные ему налоговым органом, в частности Свидетельство единоналожника и трудовые справки на наемных работников. Далее налоговики назначают проверку, по результатам которой выдают нужную справку.

Таким образом, получается следующее: как только предприниматель сдаст Свидетельство единоналожника, но до того, как перестанет быть налогоплательщиком, он автоматически окажется на общей системе.

В соответствии с пунктом 8.4 Порядка № 80 основанием для снятия с учета физлица-предпринимателя в налоговом органе является получение от госрегистратора уведомления о проведении государственной регистрации прекращения лица с указанием номера и даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр.

То есть физлицо утратит статус налогоплательщика в качестве предпринимателя только после того, как прекратит свою деятельность, а значит до этого момента должно уплатить налоги и подавать отчеты.

Поэтому, если предприниматель получит деньги до момента сдачи Свидетельства единоналожника, ничего, кроме единого налога, ему уплачивать не нужно. Если же он получит денежные средства от заказчиков в период после сдачи Свидетельства, то он должен будет отразить их как доход в Книге ф. № 10, а облагаться налогами они будут как у всех предпринимателей на общей системе. Предприниматели на общей системе уплачивают налог с доходов 15 % от суммы чистого дохода, т. е. выручки (дохода), уменьшенной на сумму расходов. При этом предприниматель при исчислении чистого дохода сможет учесть расходы, связанные с предоставленными контрагентами услугами. Плюс ему придется подать декларацию о доходах и заплатить взнос в Пенсионный фонд 33,2 % от чистого дохода и подать в него отчетность по персонификации до момента проведения проверки Пенсионным фондом.

Возможен и такой вариант: контрагент на момент перечисления денежных средств потребует от предпринимателя обычный пакет документов для подтверждения единоналожного или просто предпринимательского статуса, чтобы иметь основания не удерживать налог с доходов. Однако предприниматель ничего, кроме Свидетельства о госрегистрации, предъявить не сможет (у него не будет не только единоналожных документов, но и платежки об уплате авансовых взносов общесистемщика). В этом случае вполне возможно, что контрагент подстрахуется и удержит с предпринимателя налог с доходов. Однако для того, чтобы иметь возможность учесть расходы, связанные с предоставлением услуг, у предпринимателя опять-таки встанет вопрос с подачей предпринимательской декларации о доходах. Останется вопрос и с уплатой взносов в Пенсионный фонд.

Еще один важный момент: если от контрагента будут получены наличные денежные средства в период, когда предприниматель будет на общей системе (до снятия с государственной регистрации), то он обязан провести их через РРО. Следовательно, ему придется приобрести и зарегистрировать РРО всего лишь для одной операции. Более приемлемым вариантом в этом случае будет получение денежных средств путем безналичных расчетов (на банковский счет).

Если же предприниматель получит выручку уже после прекращения предпринимательской деятельности, то должен будет как обычное физлицо заплатить налог с доходов 15 % со всей суммы, причем удержать налог с доходов должен будет налоговый агент — контрагент. «Предпринимательские» расходы здесь уже не будут учитываться, но при этом не нужно будет уплачивать взнос в Пенсионный фонд.

Однако это, скажем так, фискальные варианты, они актуальны, если уж никак не договориться с заказчиками. Если же его контрагентами являются, например, предприниматели-единоналожники или обычные физлица, то возможна «полулегальная» передача денег. Например, предприниматель может до подачи заявления в налоговый орган записать поступление выручки в Книгу ф. № 10, а уже фактическую передачу денег осуществить потом.

Конечно, этот вариант подходит только в том случае, если вы очень дружны со своими заказчиками и гарантированно получите денежные средства. Если же ваши отношения не столь крепки, то самым благоприятным вариантом для единоналожника будет получение средств до того, как он начнет процедуру госрегистрации или обратится в налоговый орган для снятия с учета.


Документы консультации

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Порядок № 80 — Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше