Темы статей
Выбрать темы

Почтовый ящик. Штрафные санкции за нарушение порядка декларирования оптовых цен при торговле подсолнечным маслом

Редакция СД
Ответы на вопросы

Штрафные санкции за нарушение порядка декларирования оптовых цен при торговле подсолнечным маслом

 

ВОПРОС. Предприниматель занимается оптовой торговлей подсолнечным маслом, предельный уровень торговой надбавки на этот продукт установлен в размере 10 %. Продажные цены, которые устанавливал предприниматель, не превышали данную надбавку относительно цен поставщика (производителя). Вместе с тем проверка государственной инспекции по контролю за ценами выявила нарушение, за которое предпринимателю грозят штрафные санкции согласно статье 14 Закона № 507 . Нарушением сочли то, что он, повышая цены более чем на 1 %, не декларировал это изменение в соответствии с Порядком № 1222.

Правомерны ли требования проверяющих, если предприниматель не превышал надбавку в 10 %?

 

ОТВЕТ.

Прежде чем ответить на вопрос, правомерно ли к предпринимателю применялись штрафные санкции за нарушение дисциплины цен, поговорим о способах государственного регулирования цен. Напомним, что согласно статье 9 Закона № 507 его применяют к ресурсам, оказывающим определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, на товары и услуги, имеющие решающее социальное значение, а также на продукцию (товары, услуги), производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное (доминирующее) положение на рынке.

В соответствии со

статьей 191 ХКУ госрегулирование цен осуществляется в таких формах:

1) установление фиксированных государственных и коммунальных цен;

2) установление предельных уровней цен;

3)

установление предельных уровней торговых надбавок и снабженческих вознаграждений;

4) установление предельных нормативов рентабельности;

5)

внедрение обязательного декларирования изменения цен (регламентирует Порядок № 1222).

Как видим, предельная торговая надбавка и обязательное декларирование являются двумя видами государственного регулирования цен.

Расскажем об этом подробнее. В соответствии со

статьей 4 Закона № 507 перечень продукции (товаров, услуг), цены на которую регулируются, утверждает Кабмин. В свою очередь, полномочиями по регулированию цен и тарифов на отдельные виды продукции (работ, услуг) наделены органы государственной власти (местные органы).

Так, согласно

Полномочиям № 1548 в каждой территориально-административной единице Украины соответствующим нормативно-правовым актом могут быть введены меры госрегулирования ценообразования, в частности установлены предельные надбавки. Их должны соблюдать субъекты хозяйственной деятельности, работающие на этой территории.

Порядок осуществления декларирования изменения цен

прописан в Порядке № 1222. Декларированию подлежат изменения оптово-отпускных цен, когда цены увеличиваются в течение месяца более чем на 1 % на определенные продовольственные товары, в частности подсолнечное масло.

Нормы

Порядка № 1222 распространяются на производителей вышеназванных продовольственных товаров и субъектов хозяйствования, которые занимаются их оптовой реализацией, в том числе физлиц-предпринимателей (розничные торговцы не декларируют повышение своих цен, что подтверждается письмом Минэкономики от 05.11.08 г. № 3804-24/34).

Порядок № 1222

должны применять продавцы, работающие на территории административно-хозяйственной единицы, на которой соответствующим решением обладминистрации (Совета министров АРК, администраций г. Киева и Севастополя) введено такое декларирование.

Кратко суть декларирования состоит в заблаговременном согласовании будущего повышения цены более чем на 1 % на вышеназванные продовольственные товары производителями (субъектами торговой деятельности) со своей обладминистрацией (Советом министров АРК, Киевской и Севастопольской горадминистрациями).

Порядок декларирования изменения цен осуществляют следующим образом. Продавец, в случае увеличения цены более чем на 1 % за месяц, не позднее чем за 3 рабочих дня подает территориальному органу Госценинспекции документы, перечисленные в

пункте 4 Порядка № 1222.

По результатам анализа этих документов территориальный орган Госценинспекции в течение 2 дней выдает письменное заключение. Его вместе с проектом Декларации изменения оптово-отпускных цен реализатора (приложение 2 к

Порядку № 1222) продавец подает в соответствующий местный совет.

Территориальный орган Госценинспекции может отказать в предоставлении заключений относительно экономического обоснования уровней оптово-отпускных цен в случае:

1) неподачи производителем (продавцом) полного комплекта документов, указанных в

подпунктах 3 и 4 Порядка № 1222;

2) ненадлежащего оформления таких документов;

3) необоснованности необходимости изменения оптово-отпускных цен справка 1.

Применять измененные цены производитель и продавец могут только с даты согласования деклараций уполномоченным органом.

В свою очередь, продавец может обжаловать решение территориального органа Госценинспекции или местного совета в законодательно установленном порядке.

В

письме Госценинспекции от 27.10.09 г. № 200/7-6/5099 сказано, что если повышение цены не задекларировано (не согласовано), то к субъектам хозяйствования могут быть применены штрафные санкции, а должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Предприниматели не являются должностными лицами, поэтому админштраф им не грозит, а только санкция на основании

статьи 14 Закона № 507, по которой вся необоснованно полученная сумма выручки вследствие нарушения государственной дисциплины цен подлежит изъятию в доход соответствующего бюджета, и, кроме того, во внебюджетные фонды местных советов взыскивается штраф в двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки.

Необоснованно полученная субъектом хозяйствования сумма выручки исчисляется как разница между фактической выручкой от реализации продукции и ее стоимостью по ценам, сформированным согласно требованиям законодательства.

Как видим, штрафы внушительные, поэтому игнорировать декларирование цен предпринимателю не стоит, даже если он не превысил торговую надбавку.


Справочная информация (справка)

1 Для расчета цены с целью определения ее роста для ее декларирования можно использовать

Порядок № 373. В этом документе приведен механизм формирования оптовой цены производителем, но он может быть взят за основу оптовиком (письмо Госценинспекции от 27.10.09 г. № 200/7-6/5099).

 

Документы консультации

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 507

— Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-XII.

Порядок № 1222

— Порядок декларирования изменения оптово-отпускных цен на продовольственные товары, утвержденный постановлением КМУ от 17.10.2007 г. № 1222.

Полномочия № 1548

— Полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов), приведенные в приложении к постановлению КМУ от 25.12.96 г. № 1548.

Порядок № 373 — Порядок формирования цен на продовольственные товары, относительно которых введено государственное регулирование, утвержденный постановлением КМУ от 17.04.2008 г. № 373.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше