Темы статей
Выбрать темы

Нужно ли предпринимателям оформлять разрешение на использование воды: нюансы

Редакция СД
Статья

Нужно ли предпринимателям оформлять разрешение на использование воды: нюансы

 

Мы уже предупреждали наших читателей о том, что с 01.01.2011 г. все предприниматели на общей системе обязаны уплачивать сбор за специальное использование воды (далее — сбор за воду), даже если вода идет только на удовлетворение питьевых и санитарно-гигиенических нужд (см. «СД», 2011, № 2, с. 8, и № 4, с. 44).

В связи с этим у многих возник вопрос: нужно ли оформлять разрешение на спецводопользование? Ведь сейчас у всех на слуху, что без такого разрешения сбор за воду придется уплачивать в пятикратном размере! Так ли это на самом деле и кому действительно нужно такое разрешение, сейчас и будем разбираться.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

Налоговый кодекс

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ВКУ

— Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.

Кодекс о недрах

— Кодекс Украины «О недрах» от 27.07.94 г. № 132/94-ВР.

УКУ

— Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Приказ № 290

— приказ Государственного комитета Украины по водному хозяйству «Об утверждении Методики расчета размеров возмещения убытков, причиненных государству вследствие нарушения правил охраны водных ресурсов на землях водного фонда, повреждения водохозяйственных сооружений и устройств, нарушения правил их эксплуатации» от 29.12.2001 г. № 290.

Научно-практический комментарий к ВКУ

— Р. И. Марусенко, А. Н. Мирошниченко, Т. А. Третяк «Научно-практический комментарий к Водному кодексу Украины» по состоянию на 02.03.2009 г.

 

Возможность не уплачивать сбор за воду

Начнем с хорошей новости.

Не все предприниматели обязаны уплачивать сбор за воду. Во-первых, от уплаты этого сбора освобождены единоналожники (но о них поговорим в конце статьи).

Во-вторых, сбор за воду могут не уплачивать те из общесистемщиков, которые попадают под действие

пункта 326.2 Налогового кодекса: «За объемы воды, переданной водопользователем-поставщиком другим водопользователям без заключения с последним договора на поставку воды, сбор рассчитывается и уплачивается таким водопользователем-поставщиком». То есть получается, что предприниматели, которые получают воду от других водопользователей (поставщиков воды) и не заключили с ними договор на поставку воды, освобождены от уплаты сбора за воду.

Проще говоря, если предприниматель работает на общей системе налогообложения и использует воду из водопровода, но договора с водоканалом у него нет, он может сбор за воду не уплачивать.

Разумеется, в таком случае проблема пятикратного размера сбора за воду и наличия/отсутствия разрешения на использование воды для него неактуальна.

Но при этом следует различать две ситуации:

1) договора с поставщиком воды нет вообще,

— к примеру, предприниматель арендует помещение у другого лица (неважно, жилой или нежилой фонд), а договор с водоканалом заключен только от имени арендодателя (арендатор лишь компенсирует арендодателю коммунальные платежи). В таком случае арендатор может смело не уплачивать сбор за воду на основании пункта 326.2 Налогового кодекса. С этим соглашаются и налоговики (есть разъяснение в Единой базе налоговых знаний на сайте http://www.sta.gov.ua/control/uk/index);

2) договор есть, но заключен от имени гражданина

(например, предприниматель зарегистрирован по месту жительства, при этом он оплачивает воду, полученную от водоканала, как гражданин). В таком случае сбор за воду тоже можно не уплачивать, опираясь на подпункт 324.4.1 Налогового кодекса, согласно которому от уплаты сбора за воду освобождено население, использующее воду для питьевых и санитарно-гигиенических нужд в пределах собственного жилого фонда.

Вместе с тем

налоговики могут иметь другое мнение на этот счет: мол, раз физлицо — предприниматель, то оно все равно должно уплачивать сбор за воду. Однако такая позиция неверна, и предпринимателю несложно доказать обратное. Аргументы в защиту своего права не уплачивать сбор за воду, потребленную в квартире, таковы:

— лицо, став предпринимателем, всего лишь получило дополнительный статус предпринимателя, позволяющий ему заниматься определенными видами деятельности. Но при этом оно не перестало быть гражданином (населением) (а население от уплаты сбора за воду освобождено);

— в квартире с предпринимателем могут проживать члены его семьи, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, которые, без сомнения, являются гражданами (населением) (а население, повторяем, от уплаты сбора за воду освобождено). Поэтому неправомерно требовать от предпринимателя уплаты сбора за воду, поскольку невозможно отделить воду, использованную в квартире для предпринимательских нужд, от воды, использованной там же для удовлетворения личных нужд физлица и членов его семьи;

— в договоре с водоканалом физлицо выступает как гражданин, а не как предприниматель (т. е. в договоре не указаны данные Свидетельства о госрегистрации лица в качестве предпринимателя);

— наконец, предприниматель и его семья потребляют воду для питьевых и санитарно-гигиенических нужд в пределах их собственного жилого фонда.

Следовательно, руководствуясь

подпунктом 324.4.1 Налогового кодекса, сбор за потребленную вышеуказанными лицами воду не уплачивается.

Тем же предпринимателям, которые, работая на общей системе налогообложения,

заключили договоры с водоканалом на поставку воды от лица предпринимателя (т. е. указали в договоре реквизиты своего Свидетельства о госрегистрации), сбор за воду уплачивать придется. Именно их и должна волновать проблема пятикратного размера сбора, лимитов на воду и разрешений на использование воды.

 

Зачем нужно разрешение на водопользование

Итак, предприниматели взволнованы тем, что их могут заставить уплачивать сбор за воду в пятикратном размере, если у них не будет разрешения на использование воды и лимитов на нее. Для того чтобы разобраться с этой проблемой, давайте откроем

Налоговый кодекс и посмотрим на нормы, в которых речь идет о сборе за воду.

Статья 327 Налогового кодекса

гласит: «В случае отсутствия у водопользователя разрешения на специальное водопользование с установленными в нем лимитами использования воды сбор взимается за весь объем использованной воды, который подлежит оплате как за сверхлимитное использование» (пункт 327.3 Налогового кодекса).

В свою очередь, в

пункте 327.1 Налогового кодекса сказано: «В случае превышения водопользователями установленного годового лимита использования воды сбор рассчитывается и уплачивается в пятикратном размере…»

Действительно, из процитированных норм можно сделать вывод о том, что в случае отсутствия разрешения на водопользование налогоплательщик обязан уплачивать сбор за воду в пятикратном размере. На это, кстати, обращали внимание и сами налоговики. Так, ГНАУ в

письме от 04.01.2011 г. № 12/7/15-0817 указала, что раньше (до 01.01.2011 г.) «пятикратка» не применялась к тем водопользователям, у которых не было установленных лимитов и разрешений на спецводопользование, однако после вступления в силу Налогового кодекса появится основание «пятикратку» к ним применять.

Однако в данном случае есть один важный момент. Дело в том, что «

пятикратка» должна применяться не ко всем водопользователям, а лишь к тем, у кого обязательно должно быть разрешение на использование воды (но они его не получили). Ведь если разобраться, то окажется, что обязанность получать разрешение на спецводопользование установлена далеко не для всех пользователей воды.

 

Кому нужно иметь разрешение на водопользование

Плохо то, что исходя из действующего законодательства, в том числе и

ВКУ, весьма непросто понять, кто же должен получать разрешение на пользование водой, а кто может работать без него.

Авторы

Научно-практического комментария к ВКУ в комментарии к статье 48 ВКУ считают, что специальным водопользованием, т. е. требующим разрешения на использование воды, является забор воды непосредственно из водных объектов. Т. е. если вода поступает предпринимателю из технических систем, он не обязан получать разрешение на ее использование.

Этот подход представляется вполне логичным, ведь если разрешение уже выдано поставщику воды, зачем выдавать его отдельно еще и потребителю (который получает воду от поставщика)? Кроме того,

подтверждение данному подходу можно найти и в самом Налоговом кодексе. Так, пункт 326.12 Налогового кодекса устанавливает два требования:

1) органы, выдающие разрешение на использование воды, обязаны подавать налоговикам информацию о водопользователях, которым они выдали разрешение;

2) в свою очередь, водопользователи, получившие разрешение на использование воды, обязаны подавать налоговикам информацию о тех, кому они передают воду (т. е. о водопользователях-абонентах). Следовательно,

у водопользователей-абонентов разрешения на использования воды нет.

Итак, сам

Налоговый кодекс подтверждает наличие двух категорий водопользователей (см. рис.).

 

img 1

 

Таким образом, если предприниматель использует воду из водопровода,

и в договоре с водоканалом (который заключен от имени предпринимателя) или в приложении к такому договору указан годовой лимит использования воды (он может называться иначе — «годовой объем использования воды»), то сбор за воду уплачивается в обычном размере. Т. е. к таким водопользователям налоговики не должны применять «пятикратку».

А вот как поступать тем предпринимателям, у которых

договор с водоканалом есть, а лимит использования воды в нем не указан (ни в договоре, ни в приложениях к нему)? Эта ситуация, пожалуй, самая сложная. В Единой базе налоговых знаний ГНАУ пока что не опубликовала ответ на подобный вопрос, поэтому мнение налоговиков по этому поводу на сегодняшний день неизвестно.

Но вряд ли они будут придерживаться либеральной позиции и не применять «пятикратку», поскольку лимиты устанавливаются в разрешении на использование воды, а водопользователи-абоненты такое разрешение не оформляют.

Скорее всего

, фискальная заинтересованность налоговиков приведет к тому, что они будут заставлять предпринимателей, не имеющих лимитов, уплачивать сбор за воду в пятикратном размере. Поэтому для подстраховки лучше заключить с водоканалом дополнительное соглашение к договору поставки воды и указать в нем допустимый годовой объем использования воды (лимит).

И только в том случае,

если предприниматель осуществляет забор воды непосредственно из водного объекта (т. е. является первичным водопользователем), он обязан получить разрешение на специальное использование воды.

Такое разрешение выдают:

— органы охраны окружающей природной среды — в случае забора воды из водных объектов общегосударственного значения;

— Верховная Рада АРК, областные горсоветы, Киевский и Севастопольский горсоветы по согласованию с органами охраны окружающей природной среды — в случае использования воды водных объектов местного значения (

статья 49 ВКУ).

Выдача разрешения на специальное водопользование осуществляется по ходатайству водопользователя с обоснованием потребности в воде

, согласованным с:

— органами водного хозяйства — в случае использования поверхностных вод;

— органами геологии — в случае использования подземных вод;

— органами здравоохранения — в случае использования водных объектов, отнесенных к лечебным.

И для таких предпринимателей исключений нет. Ведь согласно

статье 23 Кодекса о недрах предприниматели имеют право не оформлять разрешение на использование недр для добычи воды (при условии, что производительность водозаборов не превышает 300 куб. м. в сутки), но эта норма не освобождает их от необходимости получить разрешение на специальное водопользование.

 

Единоналожники

Предприниматели, которые работают на едином налоге,

освобождены от уплаты сбора за воду (статья 6 Указа № 746), и налоговики с этим не спорят. Поэтому проблема наличия/отсутствия разрешения на использование воды единоналожников не беспокоит.

Однако

если единоналожник осуществляет забор воды непосредственно из водного объекта, то разрешение на водопользование нужно получить. В противном случае его могут наказать за самовольное использование водных ресурсов по приказу № 290, поскольку освобождение от уплаты сбора за воду не освобождает предпринимателя от необходимости получить разрешение на использование воды (разумеется, в том случае, если такая необходимость есть).

Кроме того,

за незаконное использование поверхностного слоя водного фонда в размерах, превышающих 10 куб. м., предусмотрена уголовная ответственность по статье 2392 УКУ в виде штрафа от 1700 до 5100 грн. или лишения свободы на срок до трех лет с конфискацией средств самовольного захвата вод.

 

Выводы

Сбор за воду могут смело не уплачивать:

— единоналожники

;

— предприниматели на общей системе налогообложения, которые получают воду по техническим системам от поставщика, не заключив с таким поставщиком договор на поставку воды

(например, арендаторы — в том случае, когда договор с водоканалом оформлен только на арендодателя).

Кроме того,

сбор за воду могут не уплачивать предприниматели, которые зарегистрированы по месту жительства (в собственной квартире, доме ) и заключили с водоканалом договор на поставку воды от имени гражданина (а не от имени предпринимателя). Правда, в этом случае есть вероятность того, что налоговики все-таки могут потребовать от такого предпринимателя уплатить сбор за воду. Вместе с тем их мнение несложно опровергнуть.

Всем вышеперечисленным предпринимателям не нужно беспокоиться о наличии разрешения на использование воды и лимита.

Общесистемщики, которые

заключили с водоканалом договор на поставку воды в качестве предпринимателей, обязаны уплачивать сбор за воду. Для того чтобы уплачивать его в обычном размере (а не в пятикратном), достаточно, чтобы в договоре с водоканалом (или в приложении к нему) был указан лимит. Если лимит не указан, для подстраховки лучше перезаключить договор (или подписать допсоглашение к нему), указав в нем лимит.

При этом оформлять разрешение на использование воды обязаны только те предприниматели, которые производят забор воды непосредственно из водных объектов. Все остальные водопользователи (абоненты) разрешение иметь не обязаны, и в случае его отсутствия пятикратный размер сбора за воду налоговики к ним применять не должны.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше