Темы статей
Выбрать темы

Справочник предпринимателя. Когда нужно применять РРО, КУРО и РК

Редакция СД
Справочная информация

Когда нужно применять РРО, КУРО и РК

 

Как известно, те предприниматели, которые работают в сфере торговли, общественного питания и услуг и при этом осуществляют наличные расчеты либо используют при расчетах с покупателями карточки, платежные чеки, жетоны и подобные средства безналичных платежей, обязаны применять регистраторы расчетных операций (далее — РРО). Однако в Законе об РРО есть немало исключений из этого правила. Для того чтобы точно знать, в каких случаях РРО иметь придется, а в каких — можно работать и без него, рекомендуем ознакомиться с представленным справочником. Информацию мы даем, конечно же, с учетом изменений, произошедших с 2011 года.

 

Часть I. Когда необходимо использовать РРО, КУРО и РК

img 1

 

Часть II. Предприниматели, которые имеют право работать без РРО, КУРО и РК

Содержание операций

Что должно применяться при расчетах ФОТ

на фиксированном патенте

на едином
налоге

на общей
системе налогообложения

1. Торговля по безналичному расчету

Не нужны РРО, КУРО и РК. Расчетными документами являются документы, которыми оформляют безналичную продажу товара (пункт 12 статьи 9 Закона об РРО)

2. Продажи в системах электронной торговли (коммерции)

Не нужны РРО, КУРО и РК. Расчетными документами являются документы, которыми оформляют безналичную продажу товара (пункт 13 статьи 9 Закона об РРО)

3. Продажа товаров (предоставление услуг) за наличные средства в киосках, с лотков и разносок газет, журналов и других изданий, открыток, конвертов, знаков почтовой оплаты, если удельный вес такой продукции составляет свыше 50 % общего товарооборота при отсутствии продажи алкогольных напитков и подакцизных непродовольственных товаров

Не нужны РРО, КУРО и РК. По требованию покупателя выдается расчетный документ произвольной формы (пункты 5, 6, 10 статьи 9 Закона об РРО)

4. Продажа за наличные проездных документов на автомобильном транспорте с выдачей талонов, квитанций, билетов с нанесенными типографским способом серией, номером, номинальной стоимостью

Не нужны РРО, КУРО и РК. Но обязательно нужно выдавать пассажирам талоны (билеты)
(пункты 4, 5, 6 статьи 9 Закона об РРО)

5. Торговля за наличные средства на рынках, с уплатой рыночного сбора (кроме стационарных магазинов, киосков и т. п.)

Не нужны РРО, КУРО и РК. По требованию покупателя выдается расчетный документ произвольной формы (пункты 5, 6, 9 статьи 9 Закона об РРО)

6. Продажа за наличные воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов; блюд и безалкогольных напитков в столовых и буфетах общеобразовательных учебных заведений и профессионально-технических учебных заведений в ходе учебного процесса

Не нужны РРО, КУРО и РК. По требованию покупателя выдается расчетный документ произвольной формы (пункты 5, 6, 11 статьи 9 Закона об РРО)

7. Торговля продукцией собственного производства и предоставление услуг

Не нужны РРО, КУРО и РК. По требованию покупателя выдается расчетный документ произвольной формы (пункты 5, 6 статьи 9
Закона об РРО)

Нужно использовать РРО и КУРО

8. Продажа за наличные средства следующих
товаров (услуг):

 

— товаров, с использованием льготного торгового патента (такие товары указаны в пункте 267.2 НКУ), кроме подакцизных

Не нужны РРО, КУРО и РК. По требованию покупателя выдается расчетный документ произвольной формы (пункты 5, 6, 8 статьи 9 Закона об РРО)

— других непродовольственных товаров, выполнения работ, предоставления услуг

Не нужны РРО, КУРО и РК. По требованию покупателя выдается расчетный документ произвольной формы (пункты 5 и 6 статьи 9
Закона об РРО
)

Нужно использовать РРО и КУРО

— продовольственных товаров, кроме пива
и подакцизных товаров

— пива на разлив, пива в бутылках и банках

— уайт-спирита

— пива и вместе с ним других подакцизных товаров (вина, коньяки, ювелирные изделия, автомобили)

— ликеро-водочных и табачных изделий, ГСМ

Х

Х

 

— драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования; оптовая, розничная торговля промышленными изделиями из драгоценных металлов, подлежащими лицензированию

Х

Х

 

Часть III. Предприниматели, которые имеют право работать без РРО,
но обязаны применять КУРО с РК

Вид деятельности

Предельный размер годового
объема расчетных операций

Пункт
Перечня № 1336

200 тыс. грн.1

75 тыс. грн.2

не установлен

1

2

3

4

5

Общая система налогообложения

1. Розничная торговля через средства передвижной торговой сети3, расположенные за пределами стационарных помещений

+

Пункт 2

2. Розничная торговля на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа)

+

Пункт 3

3. Розничная торговля и общественное питание на территории села предприятиями потребительской кооперации и сельхозпроизводителями, использующими продукцию собственного производства

+

Пункт 4

4. Продажа блюд и безалкогольных напитков в буфетах высших учебных заведений, в столовых и буфетах предприятий УТОС и УТОГ

+

Пункт 5

5. Розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание на территории закрытых воинских гарнизонов и городков, а также воинских частей, расположенных в пределах сел

+

Пункт 6

6. Розничная торговля медицинскими и фармацевтическими товарами и предоставление медицинских и ветеринарных услуг на территории села

+

Пункт 7

7. Предоставление бытовых услуг на территории села

+

Абзац второй пункта 11

8. Предоставление бытовых услуг на дому у заказчика по ремонту и установке бытовых машин и приспособлений, радиоэлектронной аппаратуры, телеантенн, ремонту и сборке мебели, приобретению квартир, уходу за детьми, больными и людьми преклонного возраста, фотографированию, мелкому ремонту квартир по перечню работ, устанавливаемому Минэкономики и ГНАУ, приготовлению еды, стирке белья, химической чистке мебели, ковров и других ковровых изделий (при условии проведения расчетов на месте предоставления услуг)

+

Абзац третий пункта 11

9. Предоставление бытовых услуг по ремонту обуви, швейных и трикотажных изделий, изделий из текстильной и кожаной галантереи, радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приспособлений, металлических изделий и химической чистке структурными подразделениями предприятий и субъектами предпринимательской деятельности с 1 или 2 работающими

+

Абзац четвертый пункта 11

10. Услуги библиотек

+

Пункт 13

11. Продажа предметов религиозно-обрядовой атрибутики и предоставление обрядовых услуг религиозными организациями

+

Пункт 14

12. Услуги в салонах на железнодорожном, морском,
речном и воздушном транспорте по Перечню № 105

+

Пункт 15

13. Услуги носильщиков по доставке багажа на вокзалах и в портах

+

Пункт 16

14. Розничная торговля семенами в киосках на территории сел и поселков городского типа

+

Пункт 17

15. Услуги приема от населения вторичного сырья
(кроме металлолома)

+

Пункт 19

16. Услуги по страхованию имущественных и личных рисков физических лиц, предоставляемые страховыми агентами вне территории помещения страховщика, кроме обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по дополнительным договорам («Зеленая карта»)

+

Пункт 20

17. Ритуальные услуги при условии проведения расчетов на дому у заказчиков

+

Пункт 21

18. Торговля, общественное питание и предоставление услуг на территории сел и поселков городского типа, которым предоставлен статус горных

+

Пункт 22

19. Медицинские услуги, предоставляемые выездными бригадами, и медицинское обслуживание на дому у заказчика

+

Пункт 23

20. Услуги по организации приема и обслуживания туристов в Украине, расчеты за которые осуществляются в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков), а также туристические и экскурсионные услуги при условии проведения расчетов за пределами стационарных помещений субъектов туристической и экскурсионной деятельности

+

Пункт 24

21. Продажа булочных, кондитерских и порционных кулинарных изделий, мороженого, безалкогольных напитков, сувениров, игрушек и надувных шариков с разносок и ручных тележек в театрально-зрелищных и спортивных заведениях

+

Пункт 26

22. Прием от населения и реализация через пчеловодческие торгово-закупочные пункты продуктов пчеловодства, оборудования и инвентаря для пасечников

+

Пункт 27

1 На одного субъекта хозяйственной деятельности.
2 На одно структурное (обособленное) подразделение (пункт продажи товаров (предоставления услуг)).
3 Автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки-прилавки, тележки, разноски, лотки, столики.

 

Часть IV. Предприниматели, которые обязаны применять РРО и КУРО

Условия, при которых предприниматели обязаны применять РРО и КУРО

Нормативно-правовой акт

Общая система налогообложения

1. Использование в расчетах с покупателями:
— наличных денежных средств;
— карточек, платежных чеков, жетонов и подобных средств безналичных платежей

Статья 3 Закона об РРО

2. Осуществление деятельности, указанной в части III справочника при условии превышения предельно допустимого размера годового объема расчетных операций (если он установлен)

Пункт 2 постановления № 1336

 

Часть V. Экспресс-ответы на популярные вопросы по использованию РРО

Вопрос

Ответ

1

2

Нужно ли применять РРО при возврате
покупателем товара
(если продажа была
через РРО)?

Да, нужно. Поскольку согласно статье 2 Закона об РРО выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу) считается расчетной операцией

Что делать в случае поломки РРО?

При выходе из строя РРО:
1. Ответственное лицо сообщает о выходе из строя РРО в сервисный центр.
2. В разделе 4 КУРО кассир указывает время и дату выхода из строя РРО и форму расчетов, используемую во время ремонта РРО.
3. Во время ремонта РРО расчетные операции должны осуществляться или с использованием РК (порядок использования такой же, как при отключении электроэнергии; см. следующий вопрос), или с использованием должным образом зарегистрированного резервного РРО.

После возобновления работы РРО:
1. Работник сервисного центра должен заполнить соответствующие графы в разделе 4 КУРО.
2. Кассир должен провести через РРО суммы расчетов за время работы с использованием КУРО и РК, а затем распечатать Z-отчет и внести его номер в графу 7 раздела 4 КУРО.
3. Далее необходимо производить расчетные операции с использованием РРО

Что делать в случае отключения электроэнергии?

При отключении электроэнергии кассир должен:
1. Оформлять расчетные операции с использованием РК и КУРО (не более 72 часов (7 рабочих дней)). В корешок первой РК с пометкой «Служебное внесение» записать подсчитанную сумму выручки, находящуюся в ящике РРО на момент отключения электроэнергии.
2. Заполнить графы 1 — 5 раздела 3 КУРО.
После возобновления подачи электроэнергии кассир должен:
1. В случае обнуления оперативной памяти РРО — на основании контрольной ленты провести через РРО суммы средств, полученных за время работы до отключения электроэнергии, отдельно по каждой ставке НДС (20 %, 0 %). При необходимости может быть выполнена операция «служебное внесение» на сумму наличности, хранящейся на месте проведения расчетов.
2. Подсчитать сумму выручки, оформленную с помощью РК (по корешкам РК) и записать ее в корешок последней РК с пометкой «Служебная выдача».
3. Сумму выручки, которая была оформлена РК, провести через РРО (отдельно по каждой ставке НДС).
4. Распечатать Z-отчет.
5. Заполнить КУРО по данным распечатанного Z-отчета.
6. Заполнить графы 6 — 8 раздела 3 КУРО.
7. Далее проводить расчетные операции с использованием РРО.
Вместе с тем в своем письме от 05.10.2010 г. № 20886/7/10-2017 ГНАУ указала, что в рассматриваемой ситуации нужно обратить внимание на очень важное замечание, сделанное ВАСУ в постановлении ВАСУ от 17.11.2009 г. № К-15397/08.

Так, из разъяснений суда следует, что для подтверждения правомерности использования РК необходимо позаботиться о доказательстве отключения электроэнергии (таковой может быть, например, справка от соответствующих служб).
В противном же случае использование РК может быть признано незаконным

Что делать, если
срок службы РРО
закончился
?

РРО, исчерпавший свой срок эксплуатации, нужно снять с регистрации в налоговой и вывести из эксплуатации. Взамен предприниматель должен приобрести новый РРО и зарегистрировать его в своей ГНИ.
В принципе о необходимости заменить РРО предпринимателя должны предупреждать налоговики еще за месяц до истечения срока его эксплуатации
(пункт 2.13 Порядка регистрации РРО).

Однако лучше поступить осторожнее и самостоятельно следить за тем, чтобы не пропустить указанный срок. Тем более что налоговики в обзорном письме ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572 (вопрос 2.2.148) отметили, что
«в случае использования субъектом хозяйствования регистратора, исчерпавшего свой срок эксплуатации, такое технологическое устройство не может считаться РРО в соответствии с требованиями Закона № 265/95-ВР. То есть дальнейшее использование такого устройства субъектом хозяйствования является нарушением требований ст. 3 данного Закона и влечет наложение финансовых санкций согласно п. 1 ст. 17 Закона № 265/95-ВР»

Как отчитываться предпринимателю в связи
с использованием РРО?

Предприниматель, использующий РРО или РК, должен ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, подавать в налоговую по месту регистрации РРО (РК):
— Отчет об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций (расчетных книжек) формы № ЗВР-1;
— Справку об использованных расчетных книжках (в случае если в отчетном периоде была полностью использована (закончилась) хотя бы одна РК, зарегистрированная на РРО или на КУРО)

Как исправить ошибочно проведенную через РРО операцию?

Для исправления ошибки при ошибочном выбивании чека на ненужный товар необходимо провести операцию отмены ошибочно проведенной через РРО операции.
Отмена такой операции происходит путем регистрации отрицательной суммы через РРО. При этом нельзя исправлять ошибку путем регистрации через РРО отрицательных сумм с использованием операции «сторно». В напечатанном чеке в случае отмены операции перед отмененной суммой может печататься знак «-» (минус).
Кроме того, при отмене операции материально ответственное лицо хозяйственной единицы или лицо, непосредственно осуществляющее расчеты (продавец), должно также составить акт об отмене ошибочно проведенной через РРО
суммы расчета
. Акт подклеивают на последнюю страницу КУРО

Какая предусмотрена ответственность за:
— проведение через РРО (либо РК) расчетных операций на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг);
непроведение расчетных операций через РРО с фискальным
режимом работы;
несоответствие суммы наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете (или общей сумме продаж по расчетным квитанциям, выданным
с начала рабочего дня);

нераспечатку расчетного документа либо проведение операции без использования РК

До 01.01.2011 г. за эти нарушения налагался штраф в пятикратном размере на сумму несоответствия, или непроведения расчетных операций через РРО
с фискальным режимом работы.

С 01.01.2011 г. согласно пункту 1 статьи 17 Закона об РРО:
если нарушение совершено впервые, штраф составит 1 грн.;
— при повторном совершении нарушения (как следует из статьи, повторным следует считать нарушение, совершенное второй раз в течение календарного года) — 100 % стоимости проданных товаров, при условии что нарушение было только одно из перечисленных;
за каждое следующее совершение нарушения — в пятикратном размере стоимости товаров, проданных с нарушениями

Какая ответственность за применение при осуществлении расчетных операций РРО, не переведенного в фискальный режим работы, незарегистрированного или неопломбированного?

До 01.01.2011 г. за такое нарушение на предпринимателя налагался штраф согласно пункту 2 статьи 17 Закона об РРО в размере 20 ннмдг (340 грн.), а по мнению ГНАУ, — еще дополнительный штраф согласно пункту 1 статьи 17 (см. письмо ГНАУ от 01.07.2010 г. № 13036/7/23-7017/769).
С 01.01.2011 г. пункт 2 статьи 17 Закона об РРО исключен, следовательно, за такое нарушение штраф в размере 20 ннмдг (340 грн.) не применяется, а

применяется только штраф согласно пункту 1 статьи 17 Закона об РРО (см. выше)

Единоналожник имеет два магазина:
— в одном торгует одеждой;
— во втором продает продукты питания, в том числе алкогольные напитки
(коньяк, шампанское, вино и т. п.).

Обязан ли он применять РРО в каждом из магазинов или можно ограничиться использованием одного РРО только в продуктовом магазине?

Применять РРО при торговле подакцизными товарами нужно было в обязательном порядке до 01.01.2011 г. При этом налоговики требовали проводить через РРО всю продукцию предпринимателя, в том числе и неподакцизную.
К счастью, с 01.01.2011 г. единоналожники имеют право не применять РРО даже при торговле подакцизными товарами. Поэтому в рассматриваемой
ситуации предприниматель может спокойно работать без РРО

Обязательно ли применять РРО, если покупатель рассчитывается банковской карточкой (через платежный терминал)?

Ответ зависит от того, применяет ли предприниматель РРО при наличных расчетах за такой же товар:
1) если да, то РРО необходимо применять и при расчетах с помощью банковских карточек.
Поскольку слип (квитанция платежного терминала) не соответствует требованиям к расчетному документу (раздел 3 Положения о расчетных документах), то нужно распечатать чек РРО. Причем:
— в том случае, когда платежный терминал подсоединен к РРО, покупателю достаточно выдать один расчетный документ — чек РРО с указанием в нем реквизитов платежной карточки, кода авторизации и подписей кассира и пользователя карточки (пункт 3.6 Положения о расчетных документах);
в случае если платежный терминал не подсоединен к РРО, расчеты проводят одновременно через терминал и через РРО. Соответственно покупателю выдают два документа: слип (квитанцию платежного терминала) и чек РРО;
2) если же РРО нет, то его использовать не нужно, т. е.:
— предприниматель, который ведет КУРО с РК, при расчетах с помощью банковской карточки выдаст покупателю расчетную квитанцию (при этом он не обязан применять РРО);
— предприниматель, у которого нет ни РРО, ни КУРО с РК (к примеру, единоналожник), отразит полученные средства только в Книге ф. № 10 (специально устанавливать РРО для таких операций не нужно).
Хотя нужно отметить, что налоговики порой настаивают на необходимости применения РРО даже в таком случае. Однако мы с их походом не согласны, поскольку статья 9 Закона об РРО прямо освобождает от РРО единоналожников и предпринимателей на фикспатенте, не устанавливая каких-либо ограничений, касающихся банковских карт и платежных терминалов

Обязан ли единоналожник использовать РРО при продаже пива в собственном в кафе?

Нужно знать, что:
— до 01.01.2011 г. при продаже пива в бутылках и банках нужно было вести КУРО с РК;
— с 01.01.2011 г. при продаже пива на разлив, в банках или бутылках ни РРО, ни КУРО с РК вести не нужно

Два предпринимателя работают в одном магазине. Могут ли они использовать один РРО на двоих?

Нет, поскольку регистрация РРО осуществляется на одного конкретного предпринимателя. Кроме того, в Порядке регистрации РРО нет никаких оговорок о возможности «множественного» использования одного и того же РРО.
Поэтому если наличные расчеты через один и тот же РРО будут проводить два предпринимателя, то им обоим грозят штрафные санкции.
Так, на собственника РРО налоговики (недосчитавшись у него выручки) наложат штраф за несоответствие суммы наличных средств на месте проведения расчетов согласно пункту 1 статьи 17 Закона об РРО, т. е.:

— если нарушение совершено впервые, штраф составит 1 грн.;

— при повторном нарушении (как следует из статьи, повторным следует считать нарушение, совершенное второй раз в течение календарного года) — 100 % стоимости товаров, проданных через общий РРО;
— за каждое следующее нарушение — штраф в пятикратном размере стоимости товаров, проданных с нарушениями.
А на предпринимателя, который применял чужой РРО, будет наложен штраф за непроведение расчетных операций через РРО по тому же пункту 1 статьи 17 Закона об РРО

Что делать, если утеряно регистрационное удостоверение на РРО?

Как отмечает ГНАУ, ответственность за утерю регистрационного удостоверения РРО Законом об РРО не предусмотрена.
Поэтому утерянное регистрационное удостоверение можно просто восстановить путем получения дубликата. Для этого предпринимателю достаточно подать в ту ГНИ, где зарегистрирован РРО, заявление произвольной формы (в нем следует указать фискальный номер РРО, тип хозяйственной единицы и ее адрес).
При этом, если РРО используется на территории другой административно-территориальной единицы, в полученном дубликате регистрационного удостоверения нужно проставить отметку о взятии РРО на учет. Для этого с дубликатом необходимо обратиться еще и в налоговый орган по месту осуществления деятельности (см. письмо ГНАУ от 13.12.2009 г. № 13363/6/23-7015/1448)

Предприниматель провел полученную наличную выручку через РРО и отразил ее в Книге УДР, однако не записал в КУРО. Грозит ли ему за это какая-то ответственность?

Да, предпринимателю грозит пятикратный штраф за неполное оприходование наличных (статья 1 Указа № 436).
Дело в том, что согласно пункту 2.6 Положения № 637 вся наличность обязательно должна быть оприходована в день ее получения. Причем под оприходованием понимается не только проведение ее через РРО, но и запись о ней в КУРО, которая производится в конце дня на основании фискальных отчетных чеков РРО.
Поэтому ГНАУ, опираясь на письмо НБУ от 16.04.2010 г. № 11-110/2010-6116, указывает, что отсутствие записи о выручке в КУРО трактуется как неполное оприходование наличных. А за это Указом № 746 предусмотрен штраф в той же сумме, что и за неоприходование, т. е. в пятикратном размере неполно оприходованных сумм (см. письмо ГНАУ от 05.05.2010 г. № 8795/7/23-7017/538).
Правда, ВАСУ занял более либеральную позицию и посчитал, что в данном случае предпринимателя можно наказать только админштрафом за неиспользование КУРО (340 грн.), а оприходование наличных все-таки состоялось (см. определение ВАСУ от 22.10.2009 г. по делу № 2-23/16484-2007А, к/с № К-5523/08). И все же полагаться на данное мнение мы бы не советовали, поскольку оно весьма смелое

Какая предусмотрена ответственность за отсутствие или ошибку в реквизите чека РРО?

Согласно разделу 3 Положения о расчетных документах кассовый чек должен содержать некоторые обязательные реквизиты, в частности название хозяйственной единицы, ее адрес и т. д. При отсутствии хотя бы одного из обязательных реквизитов документ не является расчетным.

Поэтому ГНАУ считает, что отсутствие в чеке РРО обязательного реквизита или даже ошибка в обязательном реквизите (например, неверно указан адрес хозяйственной единицы) приравниваются к нераспечатыванию расчетного документа (см. письмо ГНАУ от 09.12.2008 г. № 12115/6/23-7019).

А за это пунктом 1 статьи 17 Закона об РРО предусмотрен штраф в таком размере:
— если нарушение совершено впервые, штраф составит 1 грн.;
— при повторном нарушении (как следует из статьи, повторным следует считать нарушение, совершенное второй раз в течение календарного года) — 100 % стоимости товаров, проданных с таким нарушением;
— за каждое следующее совершение нарушения — в пятикратном размере стоимости товаров, проданных с нарушениями

Нужно ли предпринимателю на общей системе проводить через РРО наличные, полученные от продажи основных фондов?

Мнение ГНАУ по данному вопросу периодически меняется. К счастью, в настоящий момент оно сложилось в пользу предпринимателей. Так, в обзорном письме ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572 налоговики согласились с тем, что проводить через РРО выручку, полученную от продажи основных фондов, необязательно. Подробнее об этом см. «СД», 2009, № 23, с. 46

Какой порядок отражения в КУРО ошибочно проведенных через РРО сумм выручки? Как исправить такую ошибку?

Предприниматель, который допустил ошибку при проведении выручки через РРО, вправе воспользоваться пунктом 4.7 Порядка регистрации РРО и отменить ошибочно проведенную сумму расчета. Сделать это можно следующим образом:
если используемый РРО обладает возможностью отдельно накапливать в фискальной памяти отрицательные суммы расчетов, то ошибочно проведенная сумма отменяется путем регистрации отрицательной суммы;
— если же РРО
не обеспечивает накопления в фискальной памяти отрицательных сумм, разрешается отмена ошибочной суммы с помощью операции «служебная выдача».

Причем важно помнить, что отменять ошибочную сумму, используя операцию «сторно», запрещается.
После того как ошибка будет исправлена, необходимо составить акт о выдаче средств, где указать данные об ошибочной сумме и реквизиты расчетного документа. Составляет такой акт лицо, осуществляющее расчеты, и подклеивает его на последней странице КУРО (пункт 4.8 Порядка регистрации РРО)

Как часто нужно распечатывать фискальные отчетные чеки РРО?

Фискальные отчетные чеки РРО (которые чаще называются Z-отчетами) необходимо распечатывать ежедневно (пункт 9 статьи 3 Закона об РРО). В случае нераспечатки такого отчета или его отсутствия в КУРО предпринимателю может грозить штраф в размере 340 грн. (20 ннмдг) (пункт 4 статьи 17 Закона об РРО).
При этом налоговики требуют, чтобы между распечаткой двух Z-отчетов проходило не более 24 часов (подпункт 2.2.7 письма ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572). Более того, на практике предприниматели могут столкнуться с требованиями распечатывать Z-отчеты в пределах календарных суток, т. е. итог расчетов за сутки должен отражаться в Z-отчете, распечатанном до окончания этих календарных суток, т. е. до 24:00, поскольку иначе возможны ситуации, когда в один день будут распечатаны два Z-отчета, а в другой — ни одного, а значит, требование Закона об РРО о ежедневной печати фискальных
отчетных чеков не будет выполнено.
Однако суды справедливо обращают внимание на то, что отсчет продолжительности смены РРО начинается с момента регистрации первой расчетной операции, а не с распечатки предыдущего Z-отчета, и даже не с начала рабочего дня (см. постановление Киевского апелляционного административного суда от 11.02.2009 г. по делу № 22-а-10244/08), поэтому между распечаткой двух Z-отчетов может пройти гораздо больше 24 часов.

Значит, отсчитывать 24 часа логичнее от первой расчетной операции, совершенной после распечатки предыдущего Z-отчета, и до выполнения следующего Z-отчета. Соблюдения данного условия вполне достаточно для выполнения требований статьи 3 Закона об РРО о ежедневной распечатке Z-отчета, даже если при этом первая расчетная операция произошла в одних сутках, а распечатка Z-отчета — в других (см. постановления Окружного административного суда г. Киева от 12.03.2008 г. № 2/95, от 22.09.2008 г. № 13/150, определение ВАСУ от 12.07.2007 г.)

Можно ли за день
распечатать несколько Z-отчетов?

Да, можно, поскольку Закон об РРО не содержит каких-либо ограничений по количеству Z-отчетов, напечатанных в течение дня.
Главное, чтобы все они были подклеены к соответствующей КУРО и в раздел 2 КУРО о них были внесены отдельные записи. Кстати, с этим согласны и налоговики (подпункт 2.2.99 письма ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572)

Можно ли при утере Z-отчета вместо него распечатать Х-отчет?

Нет, так поступать нельзя.
Дело в том, что дневной отчет (или, иными словами, Х-отчет) не обнуляет информацию в оперативной памяти РРО и не заносит ее в фискальную память, поэтому он не может заменить собой Z-отчет (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 11.03.2009 г. № 4/36)

Если предприниматель работает круглосуточно, с какой периодичностью нужно распечатывать Z-отчеты?

Налоговики разъясняют, что, если объект торговли работает круглосуточно, Z-отчеты необходимо распечатывать каждые сутки (подпункт 2.2.7 письма ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572)

В течение дня РРО не работал, ни одной расчетной операции совершено не было. Надо ли в этом случае печатать Z-отчет?

Во избежание проблем с налоговиками лучше Z-отчет напечатать, поскольку они непреклонно стоят на том, чтобы в рабочие дни РРО был включен, а Z-отчет — распечатан (см. письмо ГНАУ от 07.11.2002 г. № 7501/6/23-2119 справка 1).
При этом если буквально читать статью 3 Закона об РРО, то получится, что они правы. Однако исходя из логики и сложившейся в судах практики получается, что печатать Z-отчет нужно не ежедневно, а ежесменно (т. е. в течение 24 часов после первой расчетной операции, не отраженной в последнем Z-отчете). Тем не менее эта позиция спорная и применять ее можно разве что в крайних случаях, когда предприниматель Z-отчет не распечатал и ему некуда деваться — нужно отбиваться от штрафов со стороны налоговиков.

Если же есть возможность выбора, лучше подстраховаться и напечатать Z-отчет, даже если расчетных операций справка 2 в течения дня не было.

Кстати, в выходные и нерабочие дни Z-отчет печатать не нужно (разумеется, если предприниматель не осуществляет расчетные операции), с этим не спорят и налоговики (см. письмо ГНАУ от 07.11.2002 г. № 7501/6/23-2119), хотя и требуют наличия приказа об отсутствии деятельности в выходные и праздничные дни

Предприниматель получил займ в наличной форме от другого предпринимателя. Нужно ли при получении и возврате заемных средств применять РРО?

Нет, не нужно.
В соответствии со статьей 1 Закона об РРО предприниматели обязаны применять РРО для осуществления расчетов в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг). А в случае получения или возврата займа продажа товаров (предоставление услуг) не происходит, значит, применять РРО нет необходимости.
Аналогичное мнение высказала и ГНАУ в письме от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572 (подпункт 2.2.61)

Аптека, расположенная на территории городской больницы, торгует исключительно медицинскими и фармацевтическими товарами, на которые получен льготный торговый патент. Можно ли в этом случае при проведении наличных расчетов с покупателями не применять РРО?

До 01.01.2011 г. предприниматели, работающие по льготному торговому патенту, могли торговать за наличные без РРО, если соблюдали сразу три обязательных условия (пункт 8 статьи 9 Закона об РРО):
1) имели льготный торговый патент;
2) вели Книгу учета доходов и расходов (т. е. Книгу ф. № 10);
3) не были зарегистрированы в качестве плательщика НДС.
С 01.01.2011 г. продажа товаров (кроме подакцизных), предоставление услуг лицами, получившими льготный торговый патент, не требует использования РРО, даже если Книга УДР не ведется или отсутствует НДС-регистрация

Предприниматель сдает автомобиль в аренду. Арендатору удобнее уплачивать арендную плату наличными. Нужно ли денежные средства по такой операции принимать через РРО?

Согласно статье 1 Закона об РРО применять РРО обязаны те предприниматели, которые осуществляют продажу за наличные товаров и услуг. Поэтому сначала необходимо выяснить, является ли предоставление в аренду автомобиля услугой
(потому что продажей товаров оно точно не является).
Итак, с

точки зрения ГКУ аренда — это не услуга, поскольку предметом договора аренды является непотребляемая вещь (подлежащая возврату), а предметом договора услуг — нематериальна услуга, потребляемая в процессе осуществления определенного действия. Об этом же говорил и Минюст в письме от 23.02.2004 г. № 8-11-19.

Однако есть другая позиция:

с точки зрения Государственного классификатора ДК 016-97 аренда включена в группу услуг. Естественно, именно эту версию поддерживают налоговики, в связи с чем требуют от предпринимателей применять РРО в случае получения наличными арендной платы.
Соответственно в данной ситуации:
оптимальным вариантом было бы получать арендную плату по безналичному расчету или через кассу банка;
— если же безналичный расчет полностью исключен, то смелый предприниматель может, руководствуясь нормами ГКУ, не применять РРО. При этом нужно быть готовым к судебному спору с налоговиками (кстати, положительные решения по этому вопросу имеются, например определение ВАСУ от 15.04.2009 г. № К-28396/06 (К-27922/06));
осторожный предприниматель проведет полученную арендную плату через РРО

Какой срок давности по штрафам, связанным с РРО?

До 01.01.2011 г. штрафы, налагаемые по Закону об РРО, относились к административно-хозяйственным санкциям, о чем неоднократно упоминали суды (см. постановление Верховного Суда Украины от 13.02.2007 г., постановления Окружного административного суда г. Киева от 15.04.2008 г. № 9/171, от 03.03.2008 г. № 3/183, определение Киевского апелляционного административного суда от 26.05.2009 г. по делу № 22-а-18371/08, определение Львовского апелляционного административного суда от 16.10.2008 г.).
В свою очередь, административно-хозяйственные санкции по общему правилу налагаются в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения (статья 250 ХКУ).
То есть если после нарушения, связанного с применением РРО, уже прошел год, то налоговики не имели права штрафовать за него предпринимателя.
Однако с 01.01.2011 г. применение санкций, предусмотренных за нарушение требований к порядку использования РРО, больше не ограничено сроками, предусмотренными статьей 250 ХКУ. Это значит, что штраф может быть применен, даже если со дня совершения нарушения прошло больше года, а с момента выявления (составления протокола контролирующим органом) больше шести месяцев

 

Документы справочника

НКУ

Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ГКУ

Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ

Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Указ № 436

— Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм регулирования обращения наличных» от 12.06.95 г. № 436/95.

Перечень № 1336

— Перечень отдельных форм и условий осуществления деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено производить расчетные операции без использования регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

Порядок регистрации РРО

— Порядок регистрации, опломбирования и использования регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Положение о расчетных документах

— Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Перечень № 105

— Перечень товаров, реализуемых с разносок и ручных тележек, и видов услуг в салонах на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте, предоставляемых без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный приказом Министерства транспорта Украины от 18.02.2004 г. № 105

ДК 016-97

— Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016-97, утвержденный приказом Госстандарта Украины от 30.12.97 г. № 822.

Справочная информация (справка)

1 Хотя

письмо ГНАУ от 07.11.2002 г. № 7501/6/23-2119 адресовано юрлицам, разъяснение, приведенное в нем по поводу РРО, в равной степени касается и физлиц-предпринимателей.

2 Напоминаем, что

расчетной операцией считается прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки — оформление соответствующего расчетного документа по оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя либо в случае возврата товара (отказа от услуги) оформление расчетных документов по перечислению средств в банк покупателя.

Материал подготовила Л. БАЛА, консультант газеты «Собственное Дело»

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше