Темы статей
Выбрать темы

Отчитываемся по эконалогу

Редакция СД
Статья

Отчитываемся по эконалогу

 

Остался позади I квартал 2011 года, а значит, подошло время отчитываться по квартальным налогам и сборам, в том числе по эконалогу. В данной статье мы обсудим следующие вопросы: кто именно обязан отчитываться по эконалогу с 2011 года? как рассчитать сумму эконалога и составить отчет по нему в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения? как быть с отходами, например люминесцентными лампами, — уплачивать ли эконалог по ним и как о нем отчитаться? уплачивается ли эконалог в повышенном размере в случае, если у предпринимателя нет разрешения на выбросы?

Людмила БАЛА, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

Налоговый кодекс

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон об отходах

— Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Закон об охране окружающей среды

— Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-XII.

Закон об охране атмосферного воздуха

— Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 г. № 2707-XII.

Порядок № 1218

— Порядок разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденный постановлением КМУ от 03.08.98 г. № 1218.

Перечень платных услуг

— Перечень платных услуг экологического характера, которые могут предоставляться территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов, утвержденный постановлением КМУ от 26.10.2001 г. № 1430.

Приказ № 110/73

— приказ Министерства экологии и природных ресурсов Украины, Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины «Об утверждении размеров платы за предоставление услуг территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Украины» от 15.03.2002 г. № 110/73.

Порядок № 2751

— Порядок ограничения, временного запрета (приостановки) или прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды, утвержденный постановлением ВРУ от 29.10.92 г. № 2751-XII.

Методика № 639

— Методика расчета размеров возмещения убытков, которые нанесены государству в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 10.12.2008 г. № 639.

Приказ № 1010

— приказ ГНАУ «Об утверждении формы Налоговой декларации экологического налога» от 24.12.2010 г. № 1010.

 

Кто обязан отчитываться по эконалогу с 01.01.2011 г.

С принятием

Налогового кодекса сбор за загрязнение окружающей природной среды был переименован в эконалог. Помимо названия, изменились и некоторые правила его уплаты.

Так, главное нововведение, которое в большей степени затронуло именно предпринимателей, — это изменение механизма уплаты эконалога в случае выброса загрязняющих веществ

передвижными источниками (в частности, автомобилями). Мы уже писали о том, что с 01.01.2011 г. эконалог за такие выбросы уплачивается автоматически при покупке топлива (т. е. эконалог включен в цену топлива). При этом в бюджет сумму эконалога теперь перечисляют продавцы топлива (налоговые агенты). Разумеется, и отчитываться по эконалогу теперь будут они.

Но не все так просто. На своем сайте

www.sta.gov.ua (Единая база налоговых знаний) ГНАУ разъяснила в важный момент: субъекту хозяйствования, который не осуществляет реализацию топлива, но был плательщиком сбора за загрязнение окружающей среды за осуществление выбросов передвижными источниками загрязнения за отчетные периоды 2010 года, нужно подавать заявление об отсутствии объекта исчисления. Только в этом случае он может не отчитываться по эконалогу в 2011 году (заявление составляется в произвольной форме, об этом требовании налоговиков мы предупреждали читателей в «СД», 2011, № 3, с. 5).

Упомянутое заявление нужно было подать после того, как предприниматель отчитался по экосбору за 2010 год. Но последний день его подачи налоговики не указали, т. е. теоретически его можно подавать в течение всего 2011 года. И все же есть основание предполагать следующее:

если предприниматель не подал упомянутое заявление до 10.05.2011 г., ему придется подать декларацию по эконалогу за I квартал (с прочерками), чтобы избежать штрафа за ее неподачу.

Что касается выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, или размещения отходов, или сброса загрязняющих веществ в воду, то тут изменений меньше —

эконалог уплачивают (и отчитываются по нему) те предприниматели, которые непосредственно загрязняют окружающую среду, а именно:

— выбрасывают загрязняющие вещества

стационарными источниками загрязнения;

— сбрасывают загрязняющие вещества

непосредственно в водные объекты (т. е. сброс загрязняющих веществ в канализацию не влечет необходимости уплачивать эконалог);

размещают отходы в специально отведенных местах;

— создают радиоактивные отходы;

— хранят произведенные радиоактивные отходы сверх срока, указанного в лицензии (

пункт 240.1 Налогового кодекса).

Поскольку физлица-предприниматели в основном имеют дело с эконалогом за загрязнение стационарными источниками и с эконалогом за размещение отходов, именно об этих видах эконалога и об отчетах по ним мы и будем говорить в данной статье.

 

Основные изменения в уплате эконалога

Налоговый кодекс

несколько изменил привычные правила расчета эконалога. Среди нововведений следует отметить несколько наиболее существенных.

Новые ставки эконалога

Ставки эконалога теперь другие, они установлены в

статьях 243 — 246 Налогового кодекса. Однако сразу в полном объеме они применяться не будут, поскольку законодатели решили повышать их постепенно. Так, при исчислении эконалога за периоды:

— с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г. следует использовать ставки в размере 50 % от тех, которые установлены в

статьях 243 — 246 Налогового кодекса (их размер см. в Справочнике на с. 35 этого номера).;

— с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. — в размере 75 %;

— после 01.01.2014 г. — в полном размере (100 %) (

пункт 2 подраздела 5 раздела ХХ Налогового кодекса).

Но это еще не все. Кроме того, что базовые ставки эконалога увеличены, они

будут еще и индексироваться. Согласно пункту 4 раздела XIX Налогового кодекса КМУ обязан ежегодно до 1 июня вносить на рассмотрение ВРУ проект закона об изменении ставок налогообложения, в том числе по эконалогу, с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции. Поэтому можно ожидать в будущем еще большего увеличения ставок налога в связи с индексацией. Тем не менее пока что (в I квартале 2011 года) проводить индексацию не нужно.

Нет нарастающего итога

Эконалог рассчитывается за каждый квартал отдельно, без нарастающего итога. Соответственно декларация по нему тоже составляется отдельно за каждый квартал, без нарастающего итога.

Уплата эконалога за временно хранящиеся отходы

Предприниматели, которые давно имеют дело с отходами, помнят, что налоговики в основном всегда требовали от них уплаты экосбора за отходы, невзирая на дальнейшую судьбу отходов (хранились они на собственной территории либо были вывезены самостоятельно или переданы по договору спецорганизациям). И только в последние годы ГНАУ смягчилась и разрешила экосбор не уплачивать, если предприниматель вовремя передает отходы по договору другому субъекту, т. е. не нарушает сроки передачи отходов, установленные в договоре (

письмо ГНАУ от 28.05.2008 г. № 6208/5/15-0215).

Однако со вступлением в силу

Налогового кодекса старые проблемы проявились с новой силой. В частности, из общих формулировок статьи 240 Налогового кодекса нельзя сделать однозначный вывод о том, нужно ли уплачивать эконалог тем предпринимателям, которые свои отходы своевременно вывозят (т. е. передают по договору специальной организации), или нет.

ГНАУ на своем сайте

www.sta.gov.ua (Единая база налоговых знаний) дала весьма туманный ответ на вопрос о том, кто является плательщиком эконалога за отходы. Впрочем, из него можно сделать вывод о том, что налоговики, скорее всего, будут требовать уплаты эконалога от всех предпринимателей, имеющих отходы, даже если такие отходы передаются по договорам спецорганизациям:

«Пп. 242.1.3 п. 242.1 ст. 242 Кодекса определен объект и база обложения по экологическому налогу, который

взимается за размещение отходов, в частности, объемы и виды (классы) отходов, которые размещаются в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала, кроме объемов и видов (классов) отдельных отходов как вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляющих уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов. Вопрос выдачи разрешений специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами на специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и тому подобное), а также в части гражданско-правовых отношений (договорных отношений) между субъектами хозяйствования не относится к компетенции органов ГНС.

Таким образом,

плательщиками экологического налога, который взимается за размещение отходов, в т. ч. опасных отходов и бытовых отходов, являются все субъекты хозяйствования, кроме тех субъектов хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отходов как вторичного сырья, осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов, размещенных на собственных территориях (объектах), и оказывают услуги в этой сфере. То есть от обложения экологическим налогом освобождены только отдельные виды отходов в виде вторичного сырья, которое размещается в специально отведенных для этого местах или на объектах. В случае наличия у налогоплательщиков соответствующих объектов и базы налогообложения по экологическому налогу, который взимается за размещение отходов, определенных пп. 242.1.3 п. 242.1 ст. 242 Кодекса, таким налогоплательщикам следует начислять и уплачивать экологический налог».

Тем не менее

с налоговиками можно спорить. И в этих спорах помогут те же аргументы, которыми предприниматели пользовались два-три года назад, поскольку, по сути, проблема осталась прежней. Так, налоговики строят все свои обоснования на одном: плательщиками эконалога являются субъекты хозяйствования, которые размещают отходы в специально отведенных местах или объектах (подпункт 240.1.3 Налогового кодекса). При этом они не решаются прямо заявить о том, что все предприниматели, у которых в процессе деятельности образуются отходы (а образуются они почти у каждого), автоматически попадают в категорию лиц, размещающих отходы. Налоговики лишь косвенно намекают на это, поскольку на самом деле ситуация обстоит иначе.

Ведь

одно дело — размещать отходы, а другое — временно их хранить. Давайте разберемся, чем отличаются эти два понятия.

 

Таблица 1

Размещение и хранение отходов

Размещение отходов (подпункт 14.1.223 Налогового кодекса)

Хранение отходов (статья 1 Закона об отходах)

«…хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и тому подобное), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами»

«…временное размещение отходов в специально отведенных местах или объектах (до их утилизации или удаления)»

 

Как видно из табл. 1,

размещение отходов имеет место лишь тогда, когда предприниматель не только хранит их, но и сам занимается захоронением отходов (к примеру, вывозит их на полигоны, свалки, специальные комплексы и т. п.). Если же такая составляющая, как захоронение, отсутствует, мы имеем дело лишь с временным хранением отходов, но никак не с их размещением.

Кстати, об этом же говорит и Минприроды в

письме от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08, четко разделяя термины «хранение отходов» (т. е. содержание отходов у себя до передачи их специализированному предприятию) и «размещение отходов» (т. е. оставление отходов навсегда на своей территории или на специальных территориях). Причем из всех госорганов мнение Минприроды в этом вопросе — наиболее авторитетное (в том числе для судебных разбирательств), поскольку именно этот орган уполномочен трактовать спорные моменты законодательства об охране окружающей природной среды.

Таким образом,

предприниматель, который передает отходы другому субъекту хозяйствования по договору, не размещает их, а временно хранит, поэтому он не является плательщиком эконалога за отходы.

Вместе с тем лимит на образование отходов (и разрешение на них) получить нужно

даже в случае временного хранения отходов. От необходимости иметь лимиты (и разрешения) освобождены только собственники бытовых отходов, которые заключили договоры на размещение отходов с предприятиями коммунального хозяйства (пункты 8 и 15 Порядка № 1218). И это, кстати, еще одно подтверждение того факта, что такие предприниматели не занимаются размещением отходов. Ведь согласно подпункту 14.1.223 Налогового кодекса один из признаков размещения отходов — это наличие у субъекта хозяйствования соответствующего разрешения (см. цитату выше). Ну а если такое разрешение предпринимателю получать необязательно, значит, в понимании Налогового кодекса он не занимается размещением отходов, и, как следствие, не является плательщиком эконалога.

Нет налоговых санкций за превышение лимитов

У многих предпринимателей еще свежи в памяти воспоминания о том, что за превышение лимитов при выбросах загрязняющих веществ или при размещении отходов экосбор раньше уплачивался в пятикратном размере, равно как и за работу без разрешения/лимита на выбросы (отходы). Причем планировалось даже повысить сумму экосбора вплоть до десятикратного размера. Но к счастью, после принятия

Налогового кодекса ситуация изменилась в пользу налогоплательщиков.

Так, теперь

эконалог уплачивается в обычном размере,
независимо от того, оформил предприниматель разрешение на загрязнение окружающей среды или нет, имеются у него лимиты
на выбросы/отходы или их нет.

Вместе с тем получать разрешения на размещение отходов и на выбросы загрязняющих веществ все равно нужно. Ведь если СЭС обнаружит, что разрешений и лимитов нет, она может наказать предпринимателя вплоть до приостановки его деятельности (см. далее раздел «Ответственность за неподачу декларации и отсутствие разрешения на загрязнение»).

Упрощены формулы, по которым рассчитывается эконалог

Упрощение состоит в том, что при расчете суммы эконалога больше нет нужды обращать внимание на различные коэффициенты, которые применялись ранее (к примеру, упразднен коэффициент, учитывающий численность жителей населенного пункта и народно-хозяйственное значение населенного пункта). Поэтому формулы для расчета эконалога выглядят короче и понятнее. Однако платой за упрощение стало значительное повышение базовых ставок.

 

Определяем сумму эконалога

Формулы, по которым сейчас нужно рассчитывать сумму эконалога за выбросы в атмосферный воздух и размещение отходов, приведены в табл. 2 на с. 28 (

статья 249 Налогового кодекса).

 

Таблица 2

Формулы для расчета суммы эконалога за выбросы в атмосферный воздух
и размещение отходов

Объект налогообложения

Формула

Объяснения

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения

img 1

Пвс— сумма эконалога, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения;
Мi — фактический объем выбросов і-того загрязняющего вещества в тоннах (т);
Нпi— ставки налога в текущем году за тонну і-того загрязняющего вещества в гривнях с копейками

Размещение отходов

img 2

Прв— сумма налога, взимаемого за размещение отходов;
Нпi— ставки налога в текущем году за тонну і-того вида отходов в гривнях с копейками;
Млi— объем отходов і-того вида в тоннах (т);
КТ— корректировочный коэффициент, который равен 3, если место размещения отходов находится непосредственно в населенном пункте или удалено от него менее чем на 3 км; и равен 1, если место размещения отходов находится на расстоянии 3 км (и более) от населенного пункта (пункт 246.5 Налогового кодекса);


Ко
— корректировочный коэффициент, который равен 3, если отходы размещаются на свалках, не обеспечивающих полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов; и равен 1, если отходы размещаются в местах, исключающих загрязнение воздуха и воды

 

Заполняем отчетность по эконалогу

Отчетным периодом по эконалогу является квартал. Поэтому декларация по нему составляется квартальная, причем отдельно за каждый квартал (без использования нарастающего итога). Подается она в течение 40 календарных дней после окончания отчетного квартала. Таким образом

, декларацию по эконалогу за I квартал следует подать не позже 10.05.2011 г.

При этом на уплату эконалога дается еще 10 календарных дней (

статья 250 Налогового кодекса), т. е. перечислить в бюджет обязательство по эконалогу следует не позже 20.05.2011 г.

Декларация по эконалогу подается в орган налоговой службы, расположенный по месту размещения стационарных источников загрязнения или по месту нахождения объектов, на которых в течение квартала были размещены отходы (

пункт 250.2 Налогового кодекса). Соответственно суммы эконалога перечисляются сюда же.

При этом, если место размещения стационарного источника загрязнения или место размещения отходов находится в ведении одной налоговой, а предприниматель состоит на учете в другой ГНИ, ему придется составлять два экземпляра декларации по эконалогу:

— один (оригинал) — для налоговиков по месту нахождения объекта загрязнения;

— второй (копию) — для налоговиков по месту учета предпринимателя

(т. е. по месту жительства).

Оба отчета подаются в один и тот же срок (40 календарных дней по окончании отчетного квартала).

Сама форма декларации по эконалогу кардинально отличается от привычного отчета по экосбору. Во-первых, как мы уже упоминали, в ней нет нарастающего итога. А во-вторых, теперь она состоит из основного отчета (общего) и целого ряда приложений к нему.

Структура декларации по эконалогу включает такие элементы:

1)

Налоговая декларация по экологическому налогу (подается при наличии хотя бы одного из всех видов загрязнения окружающей среды). Форма декларации утверждена приказом № 1010;

2) приложение 1

— подается при осуществлении выбросов стационарными источниками загрязнения;

3) приложение 2

— подается налоговыми агентами, т. е. продавцами топлива (в отношении эконалога, удержанного с лиц, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения);

4) приложение 3

— подается в случае сброса загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;

5) приложение 4

— подается в случае размещения отходов в специально отведенных для этого местах;

6)

приложение 5 — подается в случае образования радиоактивных отходов;

7) приложение 6

— подается в случае образования радиоактивных отходов и приобретения источников ионизирующего излучения;

8) приложение 7

— подается в случае временного хранения радиоактивных отходов сверх срока, установленного в лицензии.

Обратите внимание:

если какое-то из этих приложений предприниматель не заполняет (ввиду отсутствия соответствующих операций), то ему нужно:

— во-первых, поставить прочерки в тех строках декларации, которые имеют отношение к «ненужному» приложению;

— во-вторых, оставить пустыми (не заполнять) в разделе 7 декларации те графы, которые предназначены для отметок о подаче «ненужных» приложений.

Исполнив указанные требования, предприниматель может вместе с декларацией по эконалогу подать только те приложения (приложение), в которых он рассчитывает свой эконалог (а

«ненужные» приложения — не подавать).

Составляя декларацию по эконалогу и приложения к ней, не остается ничего иного, кроме как ориентироваться на текстовую часть самой формы отчета, поскольку налоговики не утвердили отдельного порядка ее заполнения.

Итак, заполнять декларацию по эконалогу, как и любую другую отчетность, мы начинаем с шапки. Нынешняя

шапка много в чем напоминает шапку отчета по экосбору, однако в ней появились некоторые новые поля:

1) в графе «

Порядковий № за рік» следует указать порядковый номер поданной декларации. Такой номер определяется нарастающим итогом и зависит от количества поданных в течение года деклараций. При этом, на наш взгляд, в этой нумерации должны учитываться как обычные декларации (составляемые по результатам отчетного квартала), так и те, которые подаются с целью исправления ошибок (например, новая отчетная и уточняющая декларации).

Нужно учитывать, что

порядковый номер, указанный в поле 1 декларации, проставляется также и во все приложениях, которые подаются вместе ней;

2) графа «

копія» предназначена для тех предпринимателей, у которых место загрязнения окружающей среды (стационарный источник или место размещения отходов) не совпадает с местом постановки на учет. Так, мы уже указывали, что оригинал декларации подается в налоговую по месту загрязнения (в таком случае в поле «копия» не ставим ничего), а копия — в налоговую по месту жительства предпринимателя (при этом в поле «копия» указываем «х»);

3) графа «

податковий агент (подається додаток 2)» предназначена для торговцев топливом. Именно они удерживают эконалог при продаже горючего, уплачивают его в бюджет и, составляя декларацию по эконалогу, ставят отметку «х» в данном поле.

Интересно, как быть в случае, если продавец топлива ко всему еще и имеет стационарный источник загрязнения, как ему отчитываться? Налоговики пока об этом ничего не говорят. Но, судя по всему, таким продавцам придется подавать две отдельных декларации по эконалогу: одну — в качестве налогового агента (о проданном топливе), а другую — в качестве обычного плательщика эконалога (о выбросах стационарным источником).

Что касается табличной части декларации, то сложности с ее заполнением возникать не должны, поскольку данные в нее переносятся из соответствующих приложений. Мы сейчас рассмотрим только самые «популярные» в предпринимательской среде приложения 1 и 4.

Приложение 1 к декларации по эконалогу

Понятно, что отметка в поле «звітний», «звітний новий» или «уточнюючий» проставляется в зависимости от того, какой раз мы подаем отчет:

— «звітний»

— если отчет подается впервые;

— «звітний новий»

— если отчет за этот квартал уже подавался, но в нем была допущена ошибка, которую предприниматель обнаружил и желает исправить. Подать приложение 1 с пометкой «звітний новий» можно только в том случае, если еще не прошло 40 календарных дней после того отчетного квартала, за который исправляется ошибка;

— «уточнюючий»

— если отчет за этот квартал уже подавался, но в нем была допущена ошибка, которую предприниматель обнаружил и желает исправить. Подать приложение 1 с пометкой «уточнюючий» можно в любое время.

В графе 2

предприниматель указывает названия тех загрязняющих веществ, которые выбрасывает в воздух его стационарный источник, либо их класс опасности (если выбрасываемые вещества не вошли в пункт 243.1 Налогового кодекса), либо ориентировочный уровень влияния веществ (соединений), в мг на куб. м (если выбрасываемые вещества не вошли в пункт 243.1 Налогового кодекса и на них не установлен класс опасности).

В графу 3

записывается фактический объем выбросов, в тоннах. По аналогии с отчетом по экосбору в данной графе советуем указывать цифры с тремя знаками после запятой (тем не менее ни в Налоговом кодексе, ни в примечаниях к декларации по эконалогу по этому поводу никаких указаний нет).

Если предприниматель

не знает, каков фактический объем выбросов загрязняющих веществ его стационарным источником, нужно поступить так:

1) сначала

посмотреть техдокументацию на загрязняющий объект и разрешение на выбросы, выданное органами Минприроды (бывает, что в этих документах указан объем выбросов);

2) если предыдущий совет не помог, следует

обратиться в территориальные органы Минприроды. Согласно Перечню платных услуг органы Минприроды имеют право проводить по письменному обращению предпринимателя количественную оценку выбросов и сбросов загрязняющих веществ, состава отходов, сырья. Стоимость таких работ колеблется от 170 до 1300 грн. — в зависимости от объемов и сложности (приказ № 110/73).

В

графу 4 заносятся ставки эконалога, действующие в текущем году. Причем их необходимо указать в половинном размере от сумм, установленных в статье 243 Налогового кодекса, поскольку с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г. они применяются в размере 50 % (пункт 2 подраздела 5 раздела ХХ Налогового кодекса). Половинный размер ставок эконалога см. на с. 35 — 36 этого номера.

Что касается

индексации ставок эконалога, то в I квартале 2011 года их индексировать еще не нужно. Кроме того, за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ эконалог уплачивается в обычном размере, поэтому ставки эконалога увеличивать не нужно (выше мы уже говорили о том, что в Налоговом кодексе нет нормы о повышении ставок эконалога в случае сверхлимитного загрязнения окружающей среды).

В

графе 5 указывается сумма эконалога, рассчитанная как произведение граф 3 и 4, округленное до копеек.

Приложение 1, как и декларация по эконалогу, заполняется за каждый отчетный квартал отдельно, без применения нарастающего итога.

Приложение 4 к декларации по эконалогу

Отметки в полях «звітний», «звітний новий» или «уточнюючий» проставляются по тому же принципу, что и в приложении 1.

В

графе 2 указываются виды опасных отходов (люминесцентные лампы; оборудование и приспособления, которые содержат ртуть; элементы с ионизирующим излучением) либо уровень и класс опасности отходов.

В

графе 3 указываются фактические объемы отходов, размещенных в течение квартала (в тоннах или штуках; если отходы измеряются в тоннах, то мы советуем указывать три знака после запятой).

В

графе 4 указываются ставки эконалога, дейтсвующие в текущем году (в грн. с коп. за тонну или в грн. с коп. за штуку). Причем их необходимо указать в половинном размере от сумм, установленных в статье 246 Налогового кодекса, поскольку с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г. они применяются в размере 50 % (пункт 2 подраздела 5 раздела ХХ Налогового кодекса). Половинный размер ставок эконалога см. на с. 36 — 37 этого номера.

Что касается

индексации ставок эконалога, то в I квартале 2011 года их индексировать еще не нужно. Кроме того, за сверхлимитное размещение отходов эконалог уплачивается в обычном размере, поэтому ставки эконалога увеличивать не нужно (выше мы уже говорили о том, что в Налоговом кодексе нет нормы о повышении ставок эконалога в случае сверхлимитного загрязнения окружающей среды).

В

графе 5 указывается коэффициент «3» (если отходы размещены в пределах населенного пункта или на расстоянии не более 3 км от него) или «1» (если отходы размещены за пределами населенного пункта на расстоянии 3 км и далее).

В

графе 6 указывается коэффициент «3» (если отходы были размещены на свалках, которые не обеспечивают полное исключение загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов) или «1» (если место размещения отходов обеспечивает полное исключение загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов).

Кстати, исходя из самой формы приложения 4, нельзя однозначно судить о том, какой коэффициент относится к графе 5, а какой — к графе 6. Однако налоговики, приводя пример заполнения декларации по эконалогу в «Вестнике налоговой службы Украины» (2011, № 6, с. 15), расположили эти коэффициенты именно так, как указано выше.

В

графе 7 указывается сумма рассчитанного эконалога в гривнях с копейками — произведение граф 3, 4, 5 и 6.

Приложение 4, как и декларация по эконалогу, заполняется за каждый отчетный квартал отдельно, без применения нарастающего итога.

Рассмотрим пример заполнения декларации по эконалогу.

 

ПРИМЕР

В I квартале 2011 года предприниматель осуществлял выбросы в воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (котельная) в таком объеме:

— азот (4) оксид — 0,5 т;

— азот (2) оксид — 0,01 т;

— углерода окись (оксид) — 8,5 т.

Кроме того, предприниматель самостоятельно разместил на полигоне (открытый полигон, расположен на расстоянии 5 км от ближайшего населенного пункта) люминесцентные лампы в количестве 4 шт.

Как заполнить декларацию по эконалогу за I квартал?

Исходя из имеющихся данных заполненная часть декларации по эконалогу будет выглядеть следующим образом:

 

img 3

img 4

img 5

img 6

img 7

img 8

 

Ответственность за неподачу декларации и отсутствие разрешения на загрязнение

Если предприниматель вовремя не подаст декларацию по эконалогу (или не подаст ее вообще), налоговики могут применить к нему

штраф в размере 170 грн. Причем повторная в течение года задержка декларации (или ее неподача) после применения 170-гривневого штрафа влечет за собой штраф гораздо больший — 1020 грн. за каждый неподанный отчет (пункт 120.1 Налогового кодекса).

Что касается

разрешений на выбросы загрязняющих веществ (или на размещение отходов), то, как мы уже отмечали, Налоговый кодекс не содержит каких-либо санкций за их отсутствие (поэтому декларацию по эконалогу можно подавать даже при отсутствии каких-либо разрешений на загрязнение окружающей среды).

Но это не означает, что ответственности за отсутствие разрешений нет вообще. На самом деле,

если у предпринимателя нет разрешения, его деятельность могут ограничить, временно приостановить или даже прекратить (пункт 4 Порядка № 2751, статья 20 Закона об охране окружающей среды). Такие полномочия есть у СЭС и органов местного самоуправления. Вдобавок к этому налоговики могут применить админштрафы:

— за отсутствие разрешения на выбросы

стационарными источникамиот 85 до 136 грн. (статья 78 КУоАП);

— за отсутствие разрешения на размещение

отходовот 850 до 1700 грн. (статья 82 КУоАП).

Кроме админштрафов, также предусмотрена обязанность погасить ущерб, нанесенный государству в результате выбросов стационарными источниками загрязняющих веществ без разрешения (

статья 34 Закона об охране атмосферного воздуха, Методика № 639). Поэтому получить разрешение все же стоит.

 

Выводы

Подавать отчетность по эконалогу

обязаны те предприниматели, которые осуществляют выбросы стационарными источниками загрязнения, размещают отходы, сбрасывают загрязняющие вещества непосредственно в водные объекты или работают с радиоактивными отходами. Всем собственникам автомобилей отчитываться по эконалогу не нужно, но для этого необходимо подать в налоговую заявление (произвольной формы) об отсутствии объекта налогообложения.

Что касается тех предпринимателей, которые передают отходы по договору спецорганизациям, то не исключено, что налоговики снова начнут требовать от них уплаты эконалога. Однако у них есть основания этот налог не уплачивать.

Декларацию

по эконалогу за I квартал 2011 года следует подать не позже 10.05.2011 г., а сам эконалог — уплатить не позже 20.05.2011 г. Декларация состоит из общей части и семи приложений. При этом достаточно подать только те приложения, которые касаются деятельности предпринимателя. Как декларация, так и приложения к ней заполняются за каждый квартал отдельно, без нарастающего итога.

Ставки эконалога в I квартале 2011 года применяются в размере 50 %

от ставок, указанных в Налоговом кодексе. Их индексацию пока проводить не нужно.

За сверхлимитное загрязнение окружающей среды (и при отсутствии разрешения на выбросы/отходы) эконалог уплачивается в обычном размере, повышенные ставки за такое нарушение больше не применяются.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше