Темы статей
Выбрать темы

Почтовый ящик. С 1 апреля 2011 года правила отражения фактических расходов по товарам, работам и услугам, приобретенным у единоналожников, для бюджетников не изменились

Редакция СД
Ответы на вопросы

С 1 апреля 2011 года правила отражения фактических расходов по товарам, работам и услугам, приобретенным у единоналожников, для бюджетников не изменились

 

ВОПРОС. В соответствии с

подпунктом 139.1.12 Налогового кодекса Украины расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, который уплачивает единый налог, не включаются в состав расходов.

Означает ли это, что после 1 апреля 2011 года бюджетные учреждения не имеют права отнести в состав фактических расходов суммы, перечисленные в порядке оплаты за товары, работы и услуги физлицам-предпринимателям — едининоналожникам?

 

ОТВЕТ. Сразу скажем, что для бюджетных учреждений порядок отражения расходов после 1 апреля 2011 года никак не изменился. Объясним почему.

Действительно, согласно подпункту 139.1.12 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, который уплачивает единый налог (кроме расходов, понесенных в связи с приобретением работ, услуг у физического лица — плательщика единого налога, который осуществляет деятельность в сфере информатизации), не включаются в состав расходов. Эта норма вступила в силу 1 апреля 2011 года.

Рассматривая порядок применения этой нормы, стоит обратить внимание прежде всего на то, что в

статье 139 НКУ приведен перечень расходов, которые не включаются в состав расходов при определении налогооблагаемой прибыли.

Что касается бюджетных учреждений, то они, с одной стороны, являются плательщиками налога на прибыль согласно

статье 133 НКУ, но с другой — необходимо учитывать, что фактически в число плательщиков этого налога они попадают только в том случае, если получают прибыль от неосновной деятельности и/или доходы, подлежащие налогообложению.

Как известно, для такой категории плательщиков налога на прибыль, как неприбыльные учреждения и организации, в том числе бюджетные, порядок налогообложения урегулирован специальной

статьей 157 НКУ.

Так, в

пункте 157.2 НКУ перечислены виды доходов бюджетных учреждений, которые освобождаются от налогообложения. Кроме того, отметим, что к таким доходам относятся собственные поступления бюджетных учреждений, зачисляемые в состав специального фонда бюджета в соответствии со статьей 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI, о чем свидетельствуют нормы пункта 157.10 НКУ. В этом же пункте записано, что, если по результатам отчетного (налогового) года доходы, зачисленные в смету для содержания указанных организаций, превышают сумму определенных сметой расходов, сумма превышения учитывается в составе сметы следующего года. При этом из суммы превышения доходов над расходами таких неприбыльных организаций налог на прибыль не уплачивается.

Порядок налогообложения доходов, которые получены бюджетной организацией и которые не указаны среди источников доходов, освобожденных от налогообложения, т. е.

налогооблагаемых доходов, осуществляется согласно требованиям пункта 157.11 НКУ. В частности, налог на прибыль определяется как сумма доходов, полученных из таких других источников, уменьшенная на сумму расходов, связанных с получением таких других доходов, которые не могут превышать эти доходы.

И поэтому если допустить, что бюджетное учреждение столкнется с ситуацией, когда необходимо будет уплатить налог на прибыль

при получении доходов, не освобожденных от налогообложения (а такой ситуации в принципе не должно быть), то в этом случае нужно руководствоваться специальным пунктом 157.11 НКУ.

Другими словами,

бюджетные учреждения не могут руководствоваться статьей 139 НКУ, в частности подпунктом 139.1.12, поскольку для этой категории налогоплательщиков предусмотрены свои специальные правила определения налогооблагаемой прибыли.

Что касается порядка отражения фактических расходов, то бюджетные учреждения в этом вопросе, как и прежде, продолжают руководствоваться бюджетным законодательством, Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Госказначейства от 25.11.2008 г. № 495, которая позволяет четко разграничить расходы бюджетных учреждений по экономическим признакам с детальным распределением средств по их предметным признакам, а также инструкциями, утвержденными Госказначейством Украины, поскольку именно этот орган согласно Закону Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности о выполнении бюджетов и хозрасчетных операций бюджетных учреждений.

 

Ответ подготовлен при содействии специалистов газеты «Бюджетная бухгалтерия»

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше