Темы статей
Выбрать темы

Закон № 3609-VI (бывший законопроект № 8217): обзор нововведений

Редакция СД
Статья

Закон № 3609-VI (бывший законопроект № 8217): обзор нововведений

 

Первое знакомство с нововведениями, подготовленными законопроектом № 8217, мы провели в «СД», 2011, № 14, с. 2. И вот уже 01.08.2011 г. этот документ подписан Президентом и теперь называется Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (об усовершенствовании некоторых норм Налогового кодекса Украины)» № 3609-VI от 07.07.2011 г. (вступил в силу 06.08.2011 г.)

Как вы знаете, данный Закон не только подкорректировал многие нормы Налогового кодекса, но и внес изменения в другие законы. Более подробно о том, что изменится в связи со вступлением в силу этого документа, мы поговорим в представленной статье.

Олеся АЛЕКСАНДРОВА, Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультанты газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

Закон № 3609

— Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (об усовершенствовании некоторых норм Налогового кодекса Украины)» № 3609-VI от 07.07.2011 г.

Налоговый кодекс

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Земельный кодекс

— Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон № 2756

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.2010 г. № 2756-VI.

Закон о налоге с доходов

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Законопроект № 8217

— проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты об усовершенствовании отдельных норм Налогового кодекса Украины» (принят 07.07.2011 г.) № 8217.

Закон № 877

— Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон о подтверждении соответствия

— Закон Украины «О подтверждении соответствия» от 17.05.2001 г. № 2406-III.

Положение о регистрации плательщиков НДС

— Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 978.

 

Основные изменения для единоналожников

В первую очередь предпринимателей порадует новость об уплате ЕСВ. Так,

Закон № 3609 освободил единоналожников-пенсионеров (по возрасту) и едино­наложников-инвалидов от необходимости уплачивать ЕСВ «за себя». При этом не имеет значения, есть ли у такого предпринимателя наемные работники или их нет — в любом случае ЕСВ «за себя» он может не уплачивать.

Однако прекратить платежи по ЕСВ можно будет только с того месяца, в котором вступит в силу

Закон № 3609, а это произойдет лишь на следующий день после его опубликования (заметим, что на момент подготовки номера Закон № 3609 еще не опубликован).

При этом следует помнить о том, что «за наемных работников» ЕСВ уплачивается по-прежнему. То есть

даже если работодатель является пенсионером или инвалидом (на упрощенной системе налогообложения) и не уплачивает ЕСВ «за себя», он все равно должен уплатить ЕСВ «за своих работников» (разумеется, если они у него есть).

Помимо освобождения от ЕСВ, для единоналожников и фикспатентщиков:

1) отменили штрафы за несвоевременное внесение обязательной пенсионной доплаты за прошлый год;

2) списали имеющуюся задолженность по таким доплатам

(конечно, если предприниматель до сих пор ее не погасил). Примечательно, что задолженность спишут (не будут взыскивать) даже в том случае, если пенсионщики уже добились решения суда по поводу взыскания долга в ПФ и даже если исполнительная служба уже занялась взысканием указанных сумм.

 

Основные изменения для общесистемщиков

ЕСВ уплачивается по прежним правилам.

Что касается предпринимателей, работающих на общей системе налогообложения, то, к сожалению, их не освободили от уплаты ЕСВ. Стало быть,

им придется уплачивать ЕСВ так же, как и раньше (в размере 34,7 % от чистого дохода), даже если они являются пенсионерами или инвалидами. Дело в том, что в первоначальном варианте законопроекта № 8217 были нормы по уменьшению суммы ЕСВ для общесистемщиков, однако в процессе голосования эти предложения не прошли, поэтому в Законе № 3609 нет никаких послаблений для общесистемщиков в вопросах уплаты ЕСВ.

 

Остался запрет на включение в расходы сумм, уплаченных единоналожникам.

В

Налоговом кодексе так и остался запрет на включение в расходы стоимости товаров (работ, услуг), приобретенных у предприни­мателей-единона­ложни­ков. Данное ограничение хотели отменить, но в конце концов решили оставить до окончательного принятия закона об упрощенной системе (т. е. ориентировочно запрет этот продлится как минимум до октября 2011 года).

 

Можно уменьшать авансовые платежи по НДФЛ «за себя».

Есть и приятные новости для предпринимателей, работающих на общей системе налогообложения. Так, теперь они

могут уменьшать сумму авансовых платежей по НДФЛ внутри года в случае, если не выйдут на запланированный уровень дохода (или сработают с убытком).

Напомним, что обычно предприниматели самостоятельно рассчитывают себе сумму авансовых платежей по НДФЛ, основываясь на чистом доходе прошлого года (или первого квартала работы на общей системе налогообложения). При этом нередко ситуация складывается так, что в течение года в каком-то квартале чистого дохода получено гораздо меньше той суммы, от которой считались авансовые платежи, но, несмотря на это, НДФЛ все равно приходилось уплачивать в заранее определенном размере, т. е. фактически происходила переплата по НДФЛ. Конечно, по итогам года налоговики возвращали предпринимателю переплату, но ведь в течение довольно длительного времени эта сумма была выведена из оборота предпринимателя.

Чтобы такого не происходило, теперь есть возможность уменьшать НДФЛ. Об этом сказано в новой редакции

подпункта 177.5.1 Налогового кодекса: «В случае уменьшения суммы полученного дохода за предыдущий календарный квартал текущего года более чем на 20 процентов по сравнению с расчетной ожидаемой суммой дохода на такой квартал плательщик налога имеет право уменьшить сумму авансового платежа, подлежащую уплате в следующий срок, установленный настоящим подпунктом, пропорционально уменьшению суммы указанного дохода. Для такого уменьшения суммы авансового платежа физическим лицом — предпринимателем до наступления срока уплаты такого авансового платежа в орган государственной налоговой службы подается заявление в произвольной форме, содержащее расчет уменьшения суммы авансового платежа и короткое объяснение обстоятельств, которые привели к уменьшению суммы полученного дохода».

Пропорциональное уменьшение авансового платежа покажем на примере.

 


ПРИМЕР 1

Допустим, предприниматель в 2010 году получил чистого дохода 12000 грн. Авансовые платежи по НДФЛ на 2011 год он рассчитал себе так: 15 % х (1/4 х 12000) = 15 % х 3000 = 450 (грн.). Однако в III квартале 2011 года предприниматель получил чистого дохода только 1500 грн. (т. е. на 50 % меньше, чем среднеквартальный доход прошлого года, равный 3000 грн. (1/4 х 12000 грн.). Как рассчитать уменьшенную сумму авансового платежа?

Предприниматель сможет уплатить авансовый взнос по НДФЛ в размере, на 50 % меньшем, чем установлен, т. е. 50 % х 450 = 225 грн.

Срок уплаты — ближайший после окончания III квартала — до 15.11.2011 г.


 

Подтвердить предпринимательский статус можно копией выписки/извлечения из Единого государственного реестра (далее — ЕГР) или копией Свидетельства о госрегистрации.

Еще одно новшество для общесистемщиков касается

пакета документов, необходимых для неудержания НДФЛ. Итак, теперь уже не только на уровне налоговых разъяснений, но и на уровне Налогового кодекса закреплено следующее правило: субъект хозяйствования, выплачивающий доход предпринимателю, имеет право не удерживать НДФЛ при выплате, если лицо, получающее доход, предоставит копию документа, подтверждающего факт его регистрации в качестве предпринимателя. Понятно, что таким документом может быть выписка или извлечение из ЕГР, а для предпринимателей, зарегистрированных до 07.05.2011 г. (и не вносивших изменения в ЕГР после этой даты), Свидетельство о госрегистрации. Таким образом, окончательно стало ясно, что оригиналы подтверждающих документов предоставлять не нужно — достаточно копий.

 

Подкорректирован перечень расходов.

Что касается расходов, на которые имеют право предприниматели, работающие на общей системе налогообложения, то законодатели несколько перегруппировали их, не изменив, впрочем, основную идею. Итак,

административные расходы и расходы на сбыт теперь уже не относятся к прочим расходам, а являются расходами операционными — соответствующие поправки внесены в пункт 138.1 Налогового кодекса. Остальные же расходы (не операционные) больше не будут интересовать предпринимателей, поскольку с даты вступления в силу Закона № 3609 физлица-предприниматели имеют право учитывать в составе своих расходов только расходы операционной деятельности (согласно обновленному пункту 177.4 Налогового кодекса).

Подробный перечень расходов операционной деятельности можно найти в обновленных

пунктах 138.4, 138.6 — 138.9, 138.11, подпунктах 138.10.2 — 138.10.4 Налогового кодекса. Таким образом, предприниматели теперь смогут включать в расходы только следующие позиции расходов:

— расходы, которые формируют

себестоимость реализованных товаров (работ, услуг). Себестоимость приобретенных и реализованных товаров формируется в соответствии с ценой их приобретения с учетом ввозной пошлины и расходов на доставку и доведение до состояния, пригодного для продажи;

— стоимость окончательно забракованной по технологическим причинам продукции (изделий, узлов, полуфабрикатов) и расходов на исправление такого технически неизбежного брака, в случае реализации такой продукции (при этом фактическая стоимость окончательно забракованной продукции не включается в состав расходов);

— стоимость

сырья и основных материалов, которые составляют основу изготовленного товара (работы, услуги), стоимость приобретенных полуфабрикатов и комплектующих, вспомогательных и других материалов, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов;

заработную плату и другие выплаты рабочим, занятым в производстве товаров (работ, услуг), которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов;

— расходы на управление производством (оплата труда работников аппарата управления цехами, участками в соответствии с законодательством,

взносы на социальные мероприятия и медицинское страхование таких работников, расходы на оплату служебных командировок);

— амортизация основных средств и нематериальных активов общепроизводственного (цехового, участкового, линейного) назначения справка 1;

расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт, страхование, оперативную аренду основных средств, других необоротных активов общепроизводственного назначения;

— расходы на

совершенствование технологии и организации производства;

— расходы на

отопление, освещение, водоснабжение, водоотвод и другие услуги по содержанию производственных помещений;

— расходы на обслуживание производственного процесса, в том числе расходы на осуществление технологического контроля за производственными процессами и качеством продукции, работ, услуг;

— расходы на

охрану труда, технику безопасности, понесенные в соответствии с законодательством;

— суммы расходов, связанных

с подтверждением соответствия продукции, систем качества, систем управления качеством, экологического управления окружающей средой, персонала установленным требованиям в соответствии с Законом о подтверждении соответствия;

— суммы расходов, связанных с разведкой/доразведкой и обустройством нефтяных и газовых месторождений;

— другие общепроизводственные расходы (в том числе внутризаводское перемещение материалов, деталей, полуфабрикатов, инструментов со складов в цеха и готовой продукции на склады);

— недостачи незавершенного производства,

недостачи и потери от порчи материальных ценностей в цехах в пределах норм естественной убыли согласно утвержденным отраслевыми министерствами и согласованными Министерством финансов Украины нормативам;

— другие производственные расходы, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов, в том числе взносы на социальные мероприятия, плата за аренду земельных и имущественных паев;

— общие корпоративные расходы, в том числе организационные расходы, расходы на проведение годовых и других собраний органов управления, представительские расходы;

— расходы на служебные командировки и содержание аппарата управления (в том числе расходы на оплату труда) и другого общехозяйственного персонала;

— расходы на содержание основных средств, других необоротных материальных активов общехозяйственного использования (

оперативная аренда (в том числе аренда легковых автомобилей), приобретение горюче-смазочных материалов, стоянка, парковка легковых автомобилей, страхование имущества, амортизация справка 1, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение, водоотвод, охрана);

— вознаграждения за

консультационные, информационные, аудиторские и другие услуги, которые получает налогоплательщик для обеспечения хозяйственной деятельности;

— расходы на оплату услуг связи (

почта, телеграф, телефон, телекс, телефакс, сотовая связь и другие подобные расходы);

— амортизация нематериальных активов общехозяйственного использования справка 1;

— расходы на урегулирование споров в судах;

— плата

за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков;

— другие расходы общехозяйственного назначения;

— расходы

на упаковочные материалы для затаривания товаров на складах готовой продукции;

— расходы

на ремонт тары;

оплата труда и комиссионные вознаграждения продавцам, торговым агентам и работникам подразделений, которые обеспечивают сбыт;

расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров;

командировочные расходы работников, занятых сбытом;

— расходы на содержание основных средств, других необоротных материальных активов, связанных со сбытом (оперативная аренда, страхование, амортизация справка 1, ремонт, отопление, освещение, охрана);

— расходы

на транспортировку, перевалку и страхование товаров, транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров) в соответствии с условиями договора (базиса) поставки;

— расходы

на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

— расходы

на транспортировку готовой продукции (товаров) между складами;

— другие расходы, связанные со сбытом;

— расходы по операциям в иностранной валюте,

потери от курсовой разницы, определенные согласно статье 153 Налогового кодекса (подробнее о том, смогут ли воспользоваться этой нормой предприниматели, мы поговорим в отдельной публикации);

— амортизация предоставленных в оперативную аренду необоротных активов справка 1;

— суммы средств, внесенные в страховые резервы в порядке, предусмотренном

статьей 159 Налогового кодекса;

суммы начисленных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом (кроме тех, которые не указаны в перечне налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом), суммы других обязательных платежей, установленных законодательными актами, за исключением: НДФЛ; НДС, уплаченного в стоимости приобретенных товаров, работ или услуг (если предприниматель является плательщиком данного налога); стоимости патентов (на их сумму уменьшается НДФЛ в конце года); сумм пени, штрафов и неустойки, указанных в подпункте 139.1.11 Налогового кодекса;

суммы ЕСВ и возмещение Пенсионному фонду сумм фактических расходов на выплату и доставку пенсий;

— плата за землю, которая не используется в сельскохозяйственном производственном обороте (для налогоплательщиков, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции);

— расходы на информационное обеспечение хозяйственной деятельности плательщика налога, в том числе по вопросам законодательства, на приобретение

литературы, оплату интернет-услуг и подписку специализированных периодических изданий;

— суммы расходов, не отнесенные в состав расходов прошлых отчетных налоговых периодов в связи с потерей, уничтожением или порчей документов, подтверждающих осуществление расходов, и подтвержденных такими документами в отчетном налоговом периоде.

Все остальные расходы предприниматели больше не смогут учитывать в составе своих расходов.

Так, теперь они лишатся возможности уменьшать свой доход на:

сумму процентов, уплаченных за пользование кредитом или займом (такие расходы не относятся к операционным, поскольку они указаны в подпункте 138.10.5 Налогового кодекса);

стоимость лицензий и других специальных разрешений (кроме тех, стоимость и срок использования которых отвечают признакам, установленным для основных средств разделом I Налогового кодекса , и которые подлежат амортизации в составе нематериальных активов), выданных государственными органами для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе расходы на плату за регистрацию;

— суммы средств или стоимость товаров (работ, услуг), добровольно перечисленные в Государственный бюджет Украины или бюджеты местного самоуправления или неприбыльным организациям;

— суммы средств, перечисленные работодателями первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу;

— суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные организациям работодателей и их объединениям, созданным в соответствии с законом по этому вопросу, в виде вступительных, членских и целевых взносов;

— расходы на создание резерва сомнительных долгов;

— стоимость угля и угольных брикетов, безвозмездно предоставленных в объемах и по перечню профессий, которые устанавливаются Кабинетом Министров Украины;

— суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные для целевого использования с целью охраны культурного наследия учреждениям науки, образования, культуры, заповедникам, музеям, музеям-заповед­никам;

— суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные в пользу резидентов для целевого использования с целью производства национальных фильмов;

— расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, которые находятся в собственности налогоплательщика;

— расходы на самостоятельное хранение, переработку, захоронение или приобретение услуг по сбору, хранению, перевозке, обезвреживанию, удалению и захоронению отходов от производственной деятельности налогоплательщика, которые предоставляются сторонними организациями, по очистке сточных вод; другие расходы на сбережение экологических систем, которые находятся под негативным влиянием хозяйственной деятельности налогоплательщика.

 

Установлен порядок применения 17-процентной ставки по НДФЛ «за себя».

Благодаря

Закону № 3609 появилось новое правило, в соответствии с которым по итогам года будет рассчитываться окончательная сумма НДФЛ (по ставке 15 % или 17 %). Итак, исходя из новой редакции пункта 167.1 Налогового кодекса теперь в конце года расчет суммы НДФЛ будет осуществляться исходя из среднемесячного годового налогооблагаемого дохода:

— если среднемесячный доход меньше 10 минзарплат, установленных на 1 января текущего года, применяется ставка НДФЛ 15 %;

— если же среднемесячный доход больше или равен 10 минзарплатам, установленным на 1 января текущего года, к превышению применяется ставка НДФЛ 17 %.

Размер среднемесячного годового налогооблагаемого дохода определяется как сумма месячных налогооблагаемых доходов, деленная на количество календарных месяцев, за которые получен этот доход.

 

Налог на доходы (НДФЛ) для граждан-непредпринимателей

Все изменения в плане НДФЛ для предпринимателей «за себя» мы рассмотрели выше. В этом подразделе мы будем говорить об изменениях в обложении налогом на доходы (далее — НДФЛ) обычных граждан — непредпринимателей. Начнем с моментов, которые в первую очередь касаются предпринимателей — налоговых агентов по НДФЛ.

 

Уменьшение базы для НДФЛ при выплате вознаграждений по ГП-договорам.

База для обложения НДФЛ вознаграждений по ГП-договорам теперь будет определяться по аналогии с зарплатными доходами. То есть при удержании НДФЛ с доходов в виде

вознаграждений за выполнение работ (предоставление услуг) их сумму вначале нужно будет уменьшить на сумму ЕСВ в части удержаний («снизу», по ставке 2,6 %) (пункт 164.6 Налогового кодекса).

 

Уплата НДФЛ по начисленным, но невыплаченным доходам.

После вступления в силу

Налогового кодекса оставался вопрос о сроках уплаты НДФЛ в случае, если доходы начислены, но не выплачены. Теперь же статья 168 Налогового кодекса дополнена новым подпунктом 168.1.5, который вновь вводит для налоговых агентов обязанность перечислять НДФЛ с начисленных, но не выплаченных (не предоставленных) физлицам доходов в сроки, установленные для месячного налогового периода, т. е. в течение 30 календарных дней после окончания отчетного месяца.

 

Предельный доход для применения «детских» НСЛ.

В настоящее время

размер предельного дохода , дающего право на применение налоговой социальной льготы (далее — НСЛ) по подпункту 169.1.2 Налогового кодекса одному из родителей, содержащих двоих и более детей в возрасте до 18 лет, определяется кратно количеству детей (см. «СД», 2011, № 6, с. 36).

После внесения изменений в

под­пункт 169.4.1 Налогового кодекса аналогичным образом (т. е. кратно количеству детей) будет определяться предельный доход и у лиц, являющихся одинокими матерями (отцами), вдовами или опекунами, попечителями (подпункт «а» пункта 169.1.3 Налогового кодекса), а также у лиц, содержащих детей-инвалидов (подпункт «б» подпункта 169.1.3 Налогового кодекса).

 

НДФЛ со «старых» доходов — по «старым» правилам.

Подраздел 1 раздела ХХ Налогового кодекса

дополнен новым пунктом 6, в соответствии с которым налогообложение доходов, начисленных по итогам налоговых периодов до 01.01.2011 г., осуществляется по ставкам и согласно нормам, действовавшим до 01.01.2011 г., независимо от даты их фактической выплаты (предоставления). Таким образом, сумма зарплаты, доначисленной, скажем, в августе 2011 года за декабрь 2010 года, должна облагаться в соответствии с требованиями Закона о налоге с доходов, а не по правилам Налогового кодекса.

 

Ответственность по ежемесячной НДФЛ-декларации.

На сегодняшний день ежемесячная декларация по НДФЛ отменена. Именно поэтому в

Налоговом кодексе теперь указано, что с отменой ежемесячной декларации по НДФЛ не будет применяться связанная с ней ответственность. Так, штрафные (финансовые) санкции, пеня, административные взыскания, а также принудительные взыскания органами исполнительной службы не применяются за неправильное определение в «месячной» декларации по НДФЛ, предусмотренной подпунктом «д» пункта 176.2 Налогового кодекса, общей суммы доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) физлицам, общей суммы НДФЛ, удержанного из этих доходов и перечисленного в бюджет. Санкций за несвоевременную подачу «месячной» декларации тоже нет.

Если налоговики начислили плательщикам указанные санкции, то они

подлежат списанию (конечно, при условии, что плательщики не успели уплатить их в бюджет).

 

Уплата НДФЛ при нотариальном удостоверении договоров.

Согласно

обновленному подпункту 168.4.5 Налогового кодекса в случае нотариального удостоверения договоров купли-прода­жи имущества резидентами и нерезидентами, удостоверения договоров дарения или выдачи свидетельств о праве на наследство нерезидентам НДФЛ уплачивается по месту нотариального удостоверения таких договоров (получения свидетельств).

 

НДФЛ при продаже недвижимости.

В соответствии с

пунктом 172.1 Налогового кодекса не облагается НДФЛ доход, полученный физлицом от продажи (обмена) не чаще одного раза в год жилого дома, квартиры или их части, комнаты, садового (дачного) дома (включая земельный участок, на котором расположены такие объекты, и хозпостройки), а также земельного участка, не превышающего нормы бесплатной передачи, установленные статьей 121 Земельного кодекса в зависимости от ее назначения, и при условии нахождения такого имущества в собственности физлица более трех лет.

Согласно изменениям, вносимым в

пункт 172.1 Налогового кодекса, условие нахождения имущества в собственности физлица более трех лет с 01.01.2012 г. не будет распространяться на имущество, полученное в наследство (т. е. унаследованное имущество можно будет продать без НДФЛ-последствий, не дожидаясь истечения трехлетнего срока).

 

НДФЛ при продаже движимого имущества.

Из

пункта 173.2 Налогового кодекса исключен абзац третий, который предусматривал определение дохода от продажи легкового автомобиля, мотоцикла, мотороллера исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи, но не ниже оценочной стоимости такого объекта и не ниже 25 % стоимости такого же нового объекта.

Установлено также, что налоговый агент удерживает НДФЛ по ставкам, определенным в

пунктах 173.1 и 173.2 Налогового кодекса, с учетом информации об очередности продажи движимого имущества, указанной физлицом в договоре купли-продажи или в отдельном заявлении (в частности, это связано с тем, что при продаже легкового автомобиля, мотоцикла или мотороллера один раз в год ставка НДФЛ составляет 1 %, а при последующих продажах — 5 %).

 

Ответственность граждан за занижение доходов, в том числе посредством неподачи декларации о доходах.

Законодатели отменили

подпункт 120.1.1 Налогового кодекса, который устанавливал для обычных физлиц (непредпринимателей) серьезные санкции за неподачу декларации или за занижение налогового обязательства в поданной декларации. Напомним, что штраф составлял 25 % от разницы между заниженной суммой налогового обязательства и суммой, определенной налоговым органом.

 

Право на налоговую скидку по НДФЛ.

Если физлицо желает воспользоваться

правом на налоговую скидку по НДФЛ, оно сможет это сделать до конца налогового года, следующего за отчетным (подпункт 166.4.3 Налогового кодекса).

Напомним, что в текущем году это право нужно было реализовать до 01.05.2011 г.

 

Штрафы и проверки

«Амнистия» для общесистемщиков.

Возможность

доработать без штрафов до конца года весьма порадует тех предпринимателей, которые перешли на общую систему налогообложения в 2011 году. Дело в том, что Законом № 3609 продлено действие нормы, согласно которой к ним не применяются финансовые санкции за нарушения норм налогового законодательства, допущенные во втором — четвертом календарных кварталах 2011 года (ранее освобождение распространялось только на второй и третий кварталы) — пункт 6 подраздела 10 Переходных положений Налогового кодекса.

 

Мораторий на проверки, проводимые согласно Закону № 877.

Еще одной приятной новостью стало введение

моратория на проверки любыми госорганами физлиц-предпринимателей (неплательщиков НДС) до введения в действие положений об упрощенной системе налогообложения (т. е. на весь третий квартал, поскольку парламентарии обещают принять «новую упрощенную систему» в сентябре). Получается, что проверять не будут ни единоналожников, ни предпринимателей на общей системе налогообложения (если они не являются плательщиками НДС). Однако и здесь есть исключения. Так, некоторые виды проверок все-таки останутся в силе:

— внеплановые проверки СЭС;

— внеплановые проверки «защиты прав потребителей» по жалобам потребителей;

— плановые и внеплановые проверки ПФ (однако проверки со стороны ПФ разрешены только в отношении предпринимателей, деятельность которых отнесена к средней степени риска);

— любые проверки субъектов хозяйствования с высокой степенью риска.

Что касается налоговиков

, то они, вероятнее всего, станут открещиваться от моратория и настаивать на возможности проведения налоговых проверок у предпринимателей. Тем не менее, на наш взгляд, указанный мораторий распространяется и на них.

Предпринимателям-общесистемщикам не запрещается исправить ошибку по НДФЛ прямо во время проверки.

У предпринимателей появилась возможность исправлять ошибки по НДФЛ, уплаченному «за себя», прямо в ходе налоговой проверки. Такой вывод можно сделать исходя из новой редакции пункта 50.2 Налогового кодекса:

 

Прежняя редакция пункта 50.2 Налогового кодекса

Новая редакция пункта 50.2 Налогового кодекса

«Плательщик налогов не имеет права подавать уточняющий расчет к налоговой декларации, поданной за период, который на дату представления уточняющего расчета проверяется соответствующим контролирующим органом»

«Во время проведения документальных плановых и внеплановых выездных проверок налогоплательщик не имеет права подавать уточняющие расчеты к поданным им ранее налоговым декларациям за любой отчетный (налоговый) период по соответствующему налогу и сбору, проверяемый контролирующим органом.

Данное правило не распространяется на случаи, установленные статьей 177 настоящего Кодекса*»

* Статья 177 Налогового кодекса определяет правила уплаты НДФЛ с доходов, полученных от предпринимательской деятельности на общей системе налогообложения.

 

Как видим, исправление происходит в обычном порядке — путем подачи уточняющего отчета. Если же налоговики не захотят его принять, всегда есть возможность направить уточняющий отчет по почте.

Еще одно новшество в пользу предпринимателей тоже связано с налоговыми проверками. Так, со вступлением в силу

Закона № 3609 предприниматели наверняка уже смогут убедиться в том, что лица, пришедшие к ним на проверку, действительно являются теми проверяющими, которые указаны в направлении на проверку, поскольку проверяющие обязаны будут предъявлять свои служебные удостоверения. Напомним, что ранее налоговики считали, что непредъявление служебных удостоверений не дает плательщикам права отказывать в допуске к проверке (письмо ГНАУ от 10.05.2011 г. № 5593/5/23-4015/377). Однако, как только Закон № 3609 вступит в силу, предприниматели получат полное право не допускать к проверке тех инспекторов, которые, придя на проверку, не предъявляют свои служебные удостоверения (пункт 81.1 Налогового кодекса).

И последнее уточнение по проверкам:

во время проведения проверок налоговики смогут требовать от предпринимателя, чтобы он самостоятельно изготовил копии документов, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства, и бесплатно их предоставил проверяющим. Кроме копий документов, они вправе потребовать от налогоплательщика (или его представителя) устные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки (новая редакция подпункта 20.1.2 Налогового кодекса).

 

Штрафы за налоговые доначисления.

Пункт 123.1

Налогового кодекса в новой редакции не предусматривает роста санкций в случае расчета суммы налогового обязательства контролирующим органом в третий и более раз в течение 1095 дней.

Получается, что первое доначисление в течение 1095 дней штрафуется

в размере 25 % от суммы рассчитанного налогового обязательства, второе и все последующие в течение 1095 дней — 50 %.

 

Отношения с налоговыми органами

Подпунктом 14.1.173 Налогового кодекса

вновь вводится понятие обобщающей налоговой консультации. Наряду с этим пунктом 52.6 Налогового кодекса установлена обязанность центрального контролирующего органа проводить периодическое обобщение налоговых консультаций, касающихся значительного количества плательщиков налогов или значительной суммы налоговых обязательств, с последующим утверждением обобщающих налоговых консультаций соответствующим приказом.

Плательщики, действовавшие

на основании обобщающей налоговой консультации, если в будущем такая консультация изменена или отменена, будут освобождены от ответственности (обновленный пункт 53.1 Налогового кодекса).

Индивидуальные налоговые консультации

должны предоставляться в течение 30 календарных дней, следующих за днем получения обращения плательщика налогов (пункт 52.1 Налогового кодекса). При этом по выбору налогоплательщика консультация может быть предоставлена:

— в устной форме;

— в письменной форме;

в электронном виде с соблюдением требований закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи. Электронную консультацию как правовой акт индивидуального действия можно будет обжаловать в том же порядке, что и письменную (пункт 53.3 Налогового кодекса). При этом предоставлять электронные консультации налоговики начнут не ранее чем с 01.01.2012 г.

 

НДС-изменения

Добровольная НДС-регистрация (новое основание)

Законопроект № 8217

расширил «добровольный» пункт 182.1 Налогового кодекса еще одним основанием добровольной НДС-регистрации. Так, со дня, следующего за днем опубликования Закона, плательщиками НДС смогут стать также лица, у которых уставный капитал или балансовая стоимость активов (основных средств, нематериальных активов, запасов) превышает 300000 грн., независимо от объема поставки товаров (услуг) плательщикам НДС и независимо от того, проработали они на момент регистрации 12 месяцев или нет. То есть для данной категории добровольцев отпадает необходимость постоянно отслеживать какое-либо соотношение объемов поставок (например, контролировать «предельные 50 %» подобно другим добровольным плательщикам, зарегистрировавшимся на основании абзаца первого пункта 182.1 Налогового кодекса).

Однако до разъяснений налоговиков трудно сказать, смогут ли на этом основании добровольно регистрироваться физлица-предприниматели, которые, как известно, не ведут бухучета. Возможно, будут разработаны правила определения «балансовой стоимости активов» и для них.

 

НДС-регистрация: подача заявления и ответственность

Изменения коснулись и

статьи 183 Налогового кодекса в отношении порядка регистрации лиц плательщиками НДС, в частности правил подачи регистрационного заявления при переходе с единого налога на общую систему и наоборот. Посвященный этому вопросу пункт 183.4 Налогового кодекса изложен в новой редакции и теперь предусматривает, что:

а)

при переходе с упрощенной системы на общую :

— с начала календарного года — регистрационное заявление должно быть подано не позднее 10 января;

— в середине календарного года — регистрационное заявление следует подавать одновременно с заявлением об отказе от применения упрощенной системы налогообложения.

Если же субъект хозяйствования на упрощенной системе превысил лимиты выручки: для физлиц — 500 тыс. грн., то, на наш взгляд, до появления отдельных разъяснений нельзя игнорировать норму

пункта 6.2 раздела III Положения о регистрации плательщиков НДС. Согласно этой норме для такого случая предусмотрены специальные сроки подачи заявления на регистрацию плательщиком НДС (для физлиц-предпри­нимателей заявление должно быть подано не позднее 20 календарного дня с момента превышения 500-тысячного ограничения);

б)

при переходе с общей системы на упрощенную (с уплатой НДС, при условии, что это право будет установлено для одной из категорий физлиц-упрощенцев (см. «СД», 2011, № 12, с. 9)) — регистрационное заявление подается вместе с заявлением о выборе упрощенной системы налогообложения.

При этом и в первом, и во втором случае при «переходе» лицо зарегистрируют плательщиком НДС только при условии соответствия критериям «обязательного» либо «добровольного» плательщика НДС из

пункта 181.1 или п. 182.1 Налогового кодекса, иначе в НДС-регистрации могут отказать.

Так же как и прежде, в регистрационном заявлении такие лица могут указывать

желаемый день НДС-регистрации, соответствующий дате начала налогового периода — календарного месяца, однако сама регистрация при этом возможна не раньше даты изменения системы налогообложения (пункт 183.5 Налогового кодекса).

 

Ответственность за нерегистрацию плательщиком НДС.

О такой ответственности отныне указано в новой редакции

пункта 183.10 Налогового кодекса, согласно которой любое лицо, подлежащее обязательной регистрации плательщиком НДС, однако не подавшее налоговому органу регистрационное заявление, несет ответственность за неначисление или неуплату этого налога на уровне зарегистрированного плательщика без права начисления налогового кредита и получения бюджетного возмещения. При этом вместе с прежней формулировкой пункта 183.10 Налогового кодекса также ушло (подчас оборачивающееся определенными сложностями) требование о том, что «обязательные» плательщики НДС считаются плательщиками с первого числа месяца, следующего за месяцем достижения предельного объема налогооблагаемых операций в 300 тыс. грн. (когда свои неприятности, напомним, в силу установленных сроков в регистрационной процедуре приносила регистрация плательщика НДС и получение Свидетельства не с первого числа месяца). Стало быть, отныне с учетом общих правил лицо, как и полагается, будет считаться налогоплательщиком с момента его НДС-регистрации (даты регистрации, указанной в Свидетельстве).

 

Налоговые обязательства и налоговый кредит с момента НДС-регистрации.

Законодатель устранил норму

пункта 183.10 Налогового кодекса, согласно которой НДС-обязательства при обязательной НДС-регистрации начинали возникать с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором был достигнут «регистрационный» объем налогооблагаемых операций, в то время как право на налоговый кредит — только после регистрации плательщиком НДС. Получается, что и налоговые обязательства, и налоговый кредит по НДС будут возникать с момента НДС-регистрации.

 

Налоговые накладные:

1. Новый обязательный реквизит НН для подакцизных и импортных товаров.

Для подакцизных товаров и товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины, в налоговой накладной появится новый обязательный реквизит — «код товара в соответствии с УКТВЭД» (пункт 201.1 Налогового кодекса дополнен новым пунктом «і»).

2. Срок на регистрацию в ЕРНН.

Теперь зарегистрировать налоговую накладную или расчет корректировки к налоговой накладной в ЕРНН нужно в течение 20 календарных дней, следующих за датой их выписки. Напомним, ранее налоговики на этот счет выдвигали достаточно жесткое условие, строго требуя регистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки в ЕРНН исключительно в день их выписки (что порой на практике оказывалось трудно выполнимым и сопровождалось определенными сложностями) (см. «СД», 2011, № 7, с. 23).

3. «Годичное» ограничение налоговых накладных.

Законом № 3609 планировалось отменить ограничение для формирования налогового кредита по запоздавшим налоговым накладным, однако этого не произошло. Как и ранее, остается актуальным ограничение, согласно которому, если плательщик НДС не включил в соответствующем отчетном периоде в налоговый кредит сумму НДС на основании полученной налоговой накладной, то право на налоговый кредит сохраняется у него только в течение 365 календарных дней с даты выписки накладной (т. е. учесть налоговый кредит позже не получится).

 

Туристический НДС.

Порядок обложения НДС туроператорской и турагентской деятельности буквально изложили в новой редакции. Теперь отсутствует прямое определение «тур­оператора» и «турагента», хотя в контексте новых норм подразумевается, что туроператор непосредственно предоставляет тур­услуги, а турагент предоставляет те же услуги, но путем посредничества. И как следствие, база обложения НДС определяется в зависимости от субъекта услуги.

 

Норма Налогового кодекса

Субъект туруслуги

Место поставки услуги

База налогообложения

Пункт 207.2

Туроператор

Туруслуга предназначена для потребления (получения) на территории Украины

Вознаграждение туроператора, которое определяется как разница между стоимостью турпродукта и расходами, понесенными вследствие приобретения (создания) такого турпродукта

Пункт 207.3

Туроператор

Услуга предназначена для потребления за пределами территории Украины

 

Пункт 207.4

Туроператор, осуществляющий посредническую деятельность на территории Украины и заключающий договоры на туробслуживание с иностранными субъектами турдеятельности

 

Вознаграждение, которое начислено (выплачено) ему таким иностранным субъектом, в том числе с предоставлением ему права самостоятельно удерживать сумму вознаграждения с уплаченных заказчиком туруслуг денежных средств

Пункт 207.5

Турагент

 

Комиссионное вознаграждение, которое начисляется (выплачивается) туроператором, прочим поставщиком услуг в пользу турагента (в том числе за счет средств, полученных от потребителя турпродукта)

 

Условная поставка при аннулировании НДС-регистрации.

Учитывая, что аннулирование НДС-регистрации может осуществляться не только по заявлению плательщика, но и по решению налогового органа, законодатель подкорректировал

пункт 184.7 Налогового кодекса. Так, если раньше признать условную поставку товаров и необоротных активов, по которым был признан налоговый кредит, и начислить себе НДС исходя из их обычной цены нужно было не позже даты подачи заявления об аннулировании, то теперь это должно быть сделано не позже даты аннулирования НДС-регистрации. Причем возможно даже задним числом, так как решение об аннулировании свидетельства попадает к плательщику в течение следующих трех рабочих дней после аннулирования (пункт 184.10 Налогового кодекса.

Плата за землю: новый срок подачи декларации

Главное новшество для предпринимателей, которые

используют в хоздеятельности собственные земельные участки или арендуют участки государственной или коммунальной собственности, — изменение сроков подачи отчетности.

Сейчас согласно

пунктам 286.2 и 286.3 Налогового кодекса плательщики земельного налога и арендной платы за такие участки самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года должны предоставлять соответствующему органу ГНС по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год.

Либо

вместо подачи до 1 февраля годовой налоговой декларации подавать ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным (см. «СД», 2011, № 2, с. 37).

Очевидно, что между сроками предоставления годовой отчетности на текущий год и первой ежемесячной отчетности за январь текущего года наблюдается 20-дневный «разрыв», который в начале года смущал желающих подавать отчетность ежемесячно.

Теперь же

Законопроектом № 8217 установлены одинаковые предельные сроки как для годовой, так и для первой месячной декларации по плате за землю — 20 февраля текущего года.

Очевидно, что данные изменения в

Налоговый кодекс вступают в силу с 01.01.2012 г., поскольку февраль 2011 года уже давно прошел справка 2.

 

Местные налоги и сборы

Налог на недвижимое имущество (кроме земельного участка).

Пунктом

1 раздела XIX «Заключительные положения» Налогового кодекса налог на недвижимость планировалось ввести с 01.01.2012 г., теперь же начало его взимания перенесено на 01.07.2012 г.

Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности

(торговый патент). Установлена минимальная ставка сбора за осуществление торговой деятельности и деятельности по предоставлению платных услуг на территории других населенных пунктов, т. е. кроме г. Киева и Севастополя и областных центров, а также городов областного значения и районных центров, на уровне 0,02 минимальной заработной платы (абзац «в» подпункта 267.3.2 Налогового кодекса). В расчет следует принимать минимальную зарплату, установленную на 1 января календарного года, на 1 января 2011 года — 941 грн.

 

Сбор за места для парковки транспортных средств.

В настоящее время согласно

подпункту 266.5.1 Налогового кодекса указанный сбор должен уплачиваться в местный бюджет авансовыми взносами до 30 числа (включительно) каждый месяц (в феврале — до 28 (29) включительно) по месту расположения специально отведенного места для парковки транспортных средств. Итоговая сумма сбора, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией за налоговый (отчетный) квартал (с учетом фактически внесенных авансовых платежей), уплачивается в сроки, определенные для квартального налогового периода.

Теперь же, после внесенных изменений, сумма сбора за места для парковки транспортных средств, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией за отчетный (налоговый) квартал, будет уплачиваться в сроки, определенные для квартального налогового периода, что означает

отмену авансовых взносов по этому сбору.

 

Туристический сбор.

В отношении данного сбора также предусмотрена отмена авансовых платежей. Кроме того, в перечень лиц, которые

не могут быть его плательщиками, внесены дети в возрасте до 18 лет и детские лечебно-профилактические, физ­культурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения. Хотя, по-видимому, в отношении последних имелось в виду освободить указанные заведения от обязанностей налоговых агентов, среди которых в абзаце «а» подпункта 268.5.1 Налогового кодекса упоминаются и санаторно-курортные заведения.

Кроме того,

уточняется, что не могут быть плательщиками турсбора лица, прибывшие по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию в лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения, если такие заведения имеют лицензию на медицинскую практику и аккредитацию Минздрава (абзац «д» подпункта 268.2.2 Налогового кодекса в новой редакции).

 

Прочие нововведения и изменения

Сбор за первую регистрацию транспортного средства.

Установлена

ставка транспортного сбора для прочих колесных транспортных средств, которые не указаны в подпунктах 234.1.1 — 234.1.8 НКУ, в размере 5 грн. за 100 куб. см объема цилиндров двигателя.

 

Хмелесбор.

С 1 августа 2011 года

ставка этого сбора, установленная сегодня статьей 3 Закона № 587 в размере 1 % от объекта налогообложения , повышается до 1,5 %. Напомним, что объектом налогообложения сбором является выручка — товарооборот, полученный на всех этапах реализации в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольных напитков и пива, в том числе по операциям, не предусматривающим оплаты в денежной форме (см. «СД», 2011, № 12, с. 38).

 

РРО: предоставления информации в электронном виде в органы ГНС.

Законопроектом № 8217

также вносятся изменения в Закон № 2756, который с 01.01.2012 г. должен был преобразовать Закон об РРО.

Так, для субъектов хозяйствования, использующих РРО, создающие контрольную ленту в электронной форме, или электронные контрольно-кассовые регистраторы, создающие контрольную ленту в печатном виде, предусматривается

обязанность подачи по проводным и беспроводным каналам связи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков.

Если же в обиходе субъектов хозяйствования применяются РРО, которые создают контрольную ленту в печатном виде, то им в электронной форме придется подавать только сводную информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или безналичной форме, или об объеме операций по купле-прода­же иностранной валюты, содержащуюся в их фискальной памяти.

Отметим, что в отличие от первоначальной редакции

Закона № 2756 исключений для физлиц-предпринимателей с тремя и менее РРО не предусмотрено. Отчетность по РРО в бумажном виде теперь будет подаваться только в том случае, если Закон об РРО (точнее, его пункт 7 статьи 3) не предусматривает необходимости подавать налоговикам информацию по проводным или беспроводным каналам связи. Кроме того, перенесен срок начала применения штрафных санкций в размере 170 грн. за неподачу электронных документов — с 1 января на 1 июля будущего года. При этом за первое нарушение в течение II полугодия 2012 года такая санкция применяться не будет (об этом будет прописано в пункте 9 статьи 17 Закона об РРО в результате внесенных изменений).

 

Эконалог.

Эконалог за бензин будут уплачивать только те продавцы топлива, которые являются его производителями, или изготавливают топливо из давальческого сырья, или ввозят его из-за рубежа. Таким образом,

устранится двойная уплата эконалога при купле-продаже топлива оптовыми торговцами. Обращаем внимание: все изменения, касающиеся эконалога, вступят в силу с 01.10.2011 г., т. е. с начала IV квартала текущего года.

 

Выводы

Закон № 3609

существенно подкорректировал Налоговый кодекс и внес массу мелких изменений в едва только устоявшиеся правила уплаты налогов и сборов. Основные изменения таковы:

— единоналожники (пенсионеры по возрасту и инвалиды) освобождены от необходимости уплачивать

ЕСВ «за себя»;

— отменены штрафы за несвоевременное внесение единоналожниками обязательной

пенсионной доплаты в 2010 году и списана задолженность по таким доплатам;

— общесистемщики

могут уменьшать сумму авансовых платежей по НДФЛ внутри года в случае, если не выйдут на запланированный уровень дохода (или сработают с убытком);

— общесистемщики могут

исправлять ошибки по НДФЛ даже в ходе налоговой проверки;

— предприниматели, перешедшие на общую систему, освобождены от

штрафов за нарушение налогового законодательства до конца года;

— перегруппированы расходы, их состав остался практически тем же, единственное: теперь предприниматель

не сможет включить в расходы проценты по кредитам и займам, стоимость лицензий, разрешений и госрегистрации, а также различные благотворительные взносы (впрочем, последние и так никогда нельзя было включать в расходы с точки зрения налоговиков);

в конце года расчет суммы НДФЛ будет осуществляться исходя из среднемесячного годового налогооблагаемого дохода (сумма месячных налогооблагаемых доходов, деленная на количество календарных месяцев, за которые получен этот доход);

— введен

мораторий на большинство проверок у предпринимателей (мораторий не распространяется на плательщиков НДС);

— при удержании

НДФЛ с доходов в виде вознаграждений за выполнение работ (предоставление услуг) их сумму вначале нужно будет уменьшить на сумму ЕСВ в части удержаний;

— унаследованное имущество можно будет продать без уплаты НДФЛ, не дожидаясь истечения трехлетнего срока владения им;

— появилось

новое основание добровольной НДС-регистрации: плательщиками НДС смогут стать также лица, у которых уставный капитал или балансовая стоимость активов (основных средств, нематериальных активов, запасов) превышает 300 000 грн., независимо от объема поставки товаров (услуг) плательщикам НДС и независимо от того, проработали они на момент регистрации 12 месяцев или нет;

— установлены одинаковые предельные сроки как для годовой, так и для первой месячной

декларации по плате за землю — 20 февраля текущего года (данные изменения в Налоговый кодекс вступят в силу с 01.01.2012 г.);

— налог на недвижимое имущество планируют взимать позже — с 01.07.2012 г.;

— отменены авансовые взносы по сбору за места для парковки транспортных средств и по туристическому сбору.


Справочная информация (справка)

1 Нужно помнить о том, что

налоговики всегда выступали и сейчас выступают категорически против любой амортизации у физлиц-предпринимателей. Закон № 3609 в этом не помог, а скорее наоборот. Так, из статьи 177 Налогового кодекса исключена норма о том, что в расходы не включается стоимость приобретенного движимого и недвижимого имущества, которое подлежит государственной регистрации, в случае если такое имущество приобретено до госрегистрации предпринимателем и/или не используется в такой деятельности. Раньше на эту норму можно было ссылаться в борьбе за право списывать на расходы амортизацию основных средств предпринимателя: мол, то, что указано в этой норме, на расходы относиться не может, а все остальное может, иначе зачем устанавливать запрет. Теперь же этот аргумент исчез.

2 Примечательно следующее: в разделе II Закона № 3609 есть упоминание о том, что норма, касающаяся «земельных» изменений, вступает в силу с 01.01.2012 г. Однако ссылка там дана на другой, обновленный пункт 286.1 Налогового кодекса, а не на новые пункты 286.2 и 286.3, как было бы правильнее. На наш взгляд, это просто ошибка.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше