Темы статей
Выбрать темы

Почтовый ящик. Плата за внесение изменений в ЕГР не взимается

Редакция СД
Ответы на вопросы

Плата за внесение изменений в ЕГР не взимается

 

ВОПРОС. Частный предприниматель решил внести изменения в ЕГР — указать новый вид деятельности. Как известно, такие изменения проводятся бесплатно. Однако Харьковская регистрационная палата требует деньги за внесение изменений. В противном случае от предпринимателя попросту не принимают форму № 11 (с изменениями). Предприниматель консультировался с работниками Госкомпредпринимательства, и они устно (по телефону) подтвердили: процедура внесения изменений в ЕГР действительно бесплатная. Однако регистрационная палата подчиняется местным властям, и Госкомпредпринимательства оказать на нее влияние не может.

Как же быть предпринимателям в таком случае, особенно ввиду того, что с 01.01.2012 г. изменятся многие формулировки видов деятельности по КВЭД и изменения в ЕГР придется вносить почти каждому предпринимателю?

 

ОТВЕТ. О том, как внести изменения в ЕГР, в частности добавить новый вид деятельности или исключить уже неактуальный вид деятельности, мы писали в «СД», 2011, № 14, с. 29. Там же было упоминание о том, что регистрация изменения видов деятельности осуществляется бесплатно, поскольку статьями 10 и 45 Закона о госрегистрации не предусмотрено осуществление платы за проведение указанных регистрационных действий.

Дело в том, что в Законе о госрегистрации вообще не упоминается о возможности вносить в ЕГР новые виды деятельности, соответственно и плата за такие действия не установлена. Вместе с тем это вовсе не означает, что вносить такие изменения в ЕГР невозможно или запрещено.

Совершенно очевидно, что никто не будет перерегистрировать предпринимателя только лишь потому, что он намерен заняться новым видом деятельности, ведь это абсурд. С другой стороны, работать по-новому с указанием в ЕГР старых видов деятельности тоже не годится (тем более сейчас, когда Налоговый кодекс требует четкого соответствия полученных доходов видам деятельности, указанным при госрегистрации).

Ввиду наличия такой проблемы Госкомпредпринимательства (который собственно и занимается разработкой документов для госрегистрации предпринимателей) разъяснил, что новые виды деятельности в ЕГР вносить можно, и для этого следует применять регистрационную карточку по форме № 11. Тем более что в ней есть специальные поля, предназначенные для того, чтобы включать в ЕГР новые виды деятельности и исключать неактуальные. Этот факт сам по себе уже достаточное подтверждение права предпринимателей в процессе хоздеятельности изменять те или иные ее виды.

Однако госрегистраторы не должны путать изменения фамилии и местожительства предпринимателя с изменением видов деятельности. Так, согласно статье 10 Закона о госрегистрации за регистрацию изменений фамилии и местожительства предпринимателя установлен сбор в размере 10,20 грн. (2 х 17 х 30 %).

Вместе с тем сбор за регистрацию изменения вида деятельности никаким нормативно-правовым актом не установлен. И это несмотря на то, что в регистрационной карточке по форме № 11 наряду с изменениями Ф. И. О. и местожительства предпринимателя предусмотрена возможность изменить и вид деятельности.

Таким образом, на сегодняшний день внесение в ЕГР новых видов деятельности должно осуществляться бесплатно. Об этом совсем недавно напомнил Госкомпредпринимательства в письме от 09.03.2011 г. № 2390:

 

«Согласно части четвертой статьи 17 Закона в ЕГР должны содержаться, в частности, сведения о видах деятельности, которые осуществляет физическое лицо — предприниматель. Поскольку Вы желаете изменить вид деятельности, то Вы должны обратиться к государственному регистратору по Вашему месту проживания (согласно статье 5 Закона государственная регистрация физических лиц — предпринимателей проводится государственным регистратором исключительно в исполнительном комитете городского совета города областного значения или в районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по месту проживания физического лица — предпринимателя).

Порядок проведения государственной регистрации изменений к сведениям о физическом лице — предпринимателе, связанных с изменением имени физического лица, его места проживания, идентификационного номера физического лица — плательщика налогов или номера и серии паспорта физического лица, которое по своим религиозным или другим убеждениям отказалось от принятия идентификационного номера, определен статьей 45 Закона.

Вместе с тем, учитывая то, что на практике возникает необходимость изменений, касающихся видов деятельности физического лица — предпринимателя, государственные регистраторы имеют возможность вносить такие изменения, что проводится государственным регистратором на основании предоставленной заявителем регистрационной карточки по форме № 11. Таким образом, защищаются права и законные интересы субъектов хозяйствования.

Если документ для проведения государственной регистрации изменений к сведениям о физическом лице — предпринимателе подается физическим лицом — предпринимателем лично, государственному регистратору дополнительно предъявляется паспорт. Для проведения государственной регистрации изменений к сведениям о физическом лице — предпринимателе уполномоченное лицо должно предъявить свой паспорт и документ, удостоверяющий его полномочия.

В отношении платы за проведение государственной регистрации изменений к сведениям о физическом лице — предпринимателе, связанной с изменением видов деятельности, следует отметить, что статьями 10 и 45 Закона не предусмотрено осуществление платы за проведение указанных регистрационных действий ».

 

Итак, госрегистраторы, взимающие плату за внесение изменений в ЕГР, выходят за рамки своих полномочий и действуют незаконно.

Как же в таком случае быть предпринимателям, ведь госрегистратор попросту не примет у них форму № 11 (пока не получит документ об уплате сбора)?

Тут можно выбрать один из двух вариантов действий:

1) обратиться к госрегистратору с запросом о том, обязательно ли нужно уплачивать регистрационный сбор при внесении в ЕГР нового вида деятельности. Ответить на запрос госрегистратор обязан в течение месяца, причем в письменном виде (статьи 15 и 20 Закона об обращениях граждан).

Получив отрицательный письменный ответ, предприниматель может приступить к обжалованию действий госрегистратора (как раз для этого и составлялся запрос, поскольку для обжалования потребуется хоть какой-нибудь документ, подтверждающий отказ госрегистратора внести новый вид деятельности в ЕГР бесплатно);

2) вместо запроса можно поступить иначе (и это будет даже быстрее): отправить госрегистратору регистрационную карточку по форме № 11 (с указанием новых видов деятельности) заказным письмом с уведомлением о вручении . При этом нужно учитывать, что в случае отправки документов по почте подпись предпринимателя на форме № 11 должна быть заверена нотариально (правда, в таком случае предпринимателю придется нести расходы по оплате услуг нотариуса, что может быть даже дороже (порядка 60 грн.), чем сумма сбора, которую требует госрегистратор за внесение изменений в ЕГР). Право отправлять госрегистратору документы по почте дано предпринимателям согласно пункту 2 статьи 8 Закона о госрегистрации.

Получив заказное письмо, госрегистратор волей-неволей вынужден будет как-то прореагировать на него:

либо бесплатно внесет в ЕГР новые виды деятельности (в лучшем случае);

либо даст письменный отказ (таким образом, предприниматель получит документ, который подтверждает отказ госрегистратора бесплатно вносить новые виды деятельности в ЕГР и который можно обжаловать).

Если же госрегистратор никак не прореагирует, у предпринимателя будут на руках уведомление о вручении письма госрегистратору и копия отправленной ему формы № 11. Опираясь на эти два документа, предприниматель сможет обжаловать уже бездействие госрегистратора на основании пункта 8 статьи 45 Закона о госрегистрации:

 

«Об оставлении документов, подававшихся для проведения государственной регистрации изменений к сведениям о физическом лице — предпринимателе, без рассмотрения заявителю не позднее следующего рабочего дня с даты поступления документов, поданных для проведения государственной регистрации изменений к сведениям о физическом лице — предпринимателе, государственным регистратором выдается (направляется заказным письмом с описью вложения) соответствующее уведомление с указанием оснований оставления документов, подававшихся для проведения государственной регистрации изменений к сведениям о физическом лице — предпринимателе, без рассмотрения и документы, которые подавались для проведения государственной регистрации изменений к сведениям о физическом лице — предпринимателе, в соответствии с описью.

Оставление документов , подававшихся для проведения государственной регистрации изменений к сведениям о физическом лице — предпринимателе, без рассмотрения не препятствует повторному обращению заявителя к государственному регистратору в общем порядке после устранения причин, ставших основанием для оставления этих документов без рассмотрения».

 

Куда же жаловаться на госрегистратора? Для этого есть как минимум два адресата.

Одну жалобу можно написать в горисполком. Хотя справедливости ради стоит отметить, что от нее пользы будет немного (разве только в том случае, когда госрегистратор сам от себя выдумал требовать оплату за внесение в ЕГР новых видов деятельности, что маловероятно). Скорее всего, директива требовать плату от предпринимателей за изменения видов деятельности была спущена госрегистратору именно «сверху», поэтому, помимо горисполкома, жаловаться нужно сразу и прокурору.

Итак, вторая жалоба будет предназначаться прокурору. В чем суть этой жалобы? Согласно Закону о прокуратуре целью прокурорского надзора является соблюдение законности и правопорядка, а статьей 12 предусмотрено, что прокурор рассматривает заявление и жалобы о нарушении прав граждан и юридических лиц, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда.

Проще говоря, к прокурору можно обратиться с жалобой на неправомерные действия госрегистратора, который требует плату за внесение в ЕГР новых видов деятельности, в то время как Законом о госрегистрации взимание такой платы не предусмотрено. Тем самым госрегистратор нарушает права предпринимателя. К жалобе следует приложить копии всех документов, имеющих отношение к делу (регистрационную карточку по форме № 11 и письменный отказ госрегистратора внести изменения в ЕГР).

В том случае, когда госрегистратор не дал предпринимателю ответ на запрос или не ответил письменно на отправленную по почте форму № 11, жаловаться нужно на его бездействие, которое нарушает права и охраняемые законом интересы предпринимателя (ведь своим бездействием госрегистратор лишает предпринимателя возможности осуществлять желаемый вид деятельности).

После получения жалобы прокурор должен ее проверить. Если в ходе проверки подтвердятся факты, указанные в жалобе, прокурор обязан принять меры по прекращению нарушений, восстановлению прав и привлечению виновных к ответственности.

Ориентировочный образец жалобы прокурору в нашем случае может выглядеть так:

 

 

Кому: __________________________________

(указать орган прокуратуры и его адрес)

__________________________________

 

От: __________________________________

(Ф. И. О. предпринимателя, дата рождения)

__________________________________

 

Который проживает по адресу:

_______________________________________

(индекс, адрес предпринимателя)

Жалоба

на неправомерные действия

государственного регистратора в г. Харькове

12 сентября 2011 года я, физическое лицо — предприниматель, Ярошенко Игорь Анатольевич, отправил по почте государственному регистратору в г. Харькове Иванову Ивану Ивановичу регистрационную карточку по форме № 11 для внесения в Единый государственный реестр (далее — ЕГР) нового вида деятельности: «51.32.0 Оптовая торговля мясом и мясопродуктами». Такой вид деятельности планируется осуществлять в ближайшее время (копия регистрационной карточки по форме № 11 прилагается).

Данные действия мною были осуществлены во исполнение норм части 4 статьи 17 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV (далее — Закон № 755), согласно которой в ЕГР указываются виды деятельности предпринимателя (а такой вид деятельности, как торговля мясом и мясопродуктами, при государственной регистрации я не указывал).

Регистрационная карточка по форме № 11 была направлена заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу: 61068, г. Харьков, пр. Московский, 96а.

113 сентября 2011 года заказное письмо было доставлено госрегистратору Иванову Ивану Ивановичу, о чем имеется уведомление (копия прилагается).

14 сентября 2011 года госрегистратор Иванов Иван Иванович отказался внести в ЕГР новый вид деятельности «51.32.0 Оптовая торговля мясом и мясопродуктами», мотивируя свой отказ тем, что мной не уплачен сбор за внесение изменений в ЕГР (копия отказа прилагается).

Однако /font>Законом № 755 предусмотрена уплата регистрационного сбора только в случае изменения:

— имени или места проживания физического лица (статья 10);

— регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов или номера и серии паспорта лица, отказавшегося от принятия регистрационного номера (статья 45).

При этом уплата сбора за регистрацию изменения видов деятельности предпринимателей Законом № 755 не предусмотрена: ни статьей 10, ни статьей 45, ни другими нормами. Кроме того, на сегодняшний день такая плата не установлена ни одним нормативно-правовым актом.

Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, трактуя данную ситуацию, в письме от 09.03.2011 г. № 2390 разъяснил следующее: «В отношении платы за проведение государственной регистрации изменений к сведениям о физическом лице — предпринимателе, связанных с изменением видов деятельности, следует отметить, что статьями 10 и 45 Закона не предусмотрено осуществление платы за проведение указанных регистрационных действий» (копия указанного письма прилагается).

Таким образом, внесение в ЕГР новых видов деятельности должно осуществляться бесплатно.

Вместе с тем государственный регистратор Иванов Иван Иванович незаконно отказывается внести в ЕГР новый вид деятельности без уплаты регистрационного сбора. Тем самым он нарушает:

1) статью 42 Конституции Украины, так как нарушает право физического лица заниматься любой предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом (в частности, препятствует предпринимателю заниматься продажей мяса и мясопродуктов);

2) статью 1663 Кодекса Украины об административных правонарушениях, так как ограничивает предпринимателя в осуществлении определенных видов деятельности;

3) статью 1722 Кодекса Украины об административных правонарушениях, поскольку превышает служебные полномочия, незаконно требуя уплаты сбора за внесение изменений в ЕГР.

Учитывая вышеизложенное, прошу:

— дать правовую оценку действиям государственного регистратора в г. Харькове Иванова Ивана Ивановича;

— привлечь к установленной законодательством ответственности указанное лицо;

— проинформировать меня в установленный законодательством срок о результатах проведенных мероприятий.

 

Опись документов, приложенных к жалобе:

1. Копия регистрационной карточки по форме № 11 (2 страницы).

2. Уведомление о вручении письма государственному регистратору (1 страница).

3. Отказ государственного регистратора Иванова И. И. внести новый вид деятельности в ЕГР (1 страница).

4. Письмо Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 09.03.2011 г. № 2390 (1 страница).

 

16.09.2011 г.

Ярошенко И. А.

 

Жалоба должна быть рассмотрена прокурором в течение одного месяца со дня ее получения (статья 20 Закона об обращениях граждан).

Если прокурор на жалобу не ответил или его ответ предпринимателя не удовлетворил, можно продолжать жаловаться вышестоящему прокурору. Так, если первая жалоба предназначалась районному прокурору, то следующую надо подготовить городскому, затем прокурору области, вплоть до генерального прокурора.

При этом в случае отсутствия ответа от нижестоящего прокурора в жалобе вышестоящему нужно указать примерно следующее: «такого-то числа, года подал жалобу (копию описи вложения в письмо прилагаю)… сроки рассмотрения жалобы прошли, однако решение не принято» или «такого-то числа, года мной была направлена жалоба (указать о чем) прокурору… района (города). С момента получения моей жалобы прошло уже… дней, но я до сих пор не получил письменного ответа. Прошу на основании вышеизложенного провести прокурорскую проверку по факту нарушения законодательства…».

В любом случае, составляя жалобу, предпринимателю следует знать несколько простых правил, действующих при написании жалоб:

1) чем больше жалоб, тем лучше. Причем жаловаться нужно не только в разные органы, но и в один и тот же орган по нескольку раз. Помните: жалобами нужно «дожимать». Если одна ничего не даст, то пятая, двадцатая вполне могут помочь;

2) жалоба может не помочь, но она точно не навредит. Если орган, получивший жалобу, найдет ее необоснованной, он лишь сообщит об этом предпринимателю, но никак наказывать его за это не будет;

3) все жалобы нужно составлять как минимум в двух экземплярах (второй экземпляр — для себя). Можно жалобу составить и в трех экземплярах, один из которых направить госрегистратору;

4) жалобу лучше отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Во-первых, получив уведомление о том, что письмо вручено, жалобщик будет иметь подтверждение того, что жалоба вручена по адресу. Во-вторых, он точно будет знать срок рассмотрения жалобы.

Тем же предпринимателям, которым ни один из указанных способов воздействия не помог, остается:

— либо смириться с уплатой сбора при внесении нового вида деятельности в ЕГР;

— либо обращаться в суд за защитой своих интересов. Правда, судиться из-за суммы сбора 10,20 грн. смешно. Поэтому, для того чтобы сэкономить время, подстраховать себя и все-таки отстоять свои права, предпринимателям можно объединиться (без ограничений по количеству) и подать коллективный иск в суд на госрегистратора, поручив вести дело в суде одному из предпринимателей (статья 32 ГПКУ).


Документы консультации

Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ГПКУ — Гражданский процессуальный кодекс Украины от 18.03.2004 г. № 1618-IV.

Закон о госрегистрации — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Закон об обращениях граждан — Закон Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР.

Закон о прокуратуре — Закон Украины «О прокуратуре» от 05.11.91 г. № 1789-XII.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше