Темы статей
Выбрать темы

Разъяснение по вопросам осуществления идентификации клиентов банков

Редакция СД
Письмо от 11.11.2011 г. № 48-104/2256-13461

Разъяснение по вопросам осуществления идентификации клиентов банков

Письмо НБУ от 11.11.2011 г. № 48-104/2256-13461

 

Национальный банк Украины по результатам проработки предоставленных банками в порядке, предусмотренном пунктом 2.6 Положения об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины № 189 от 14.05.2003 (в редакции постановления Правления Национального банка Украины № 22 от 31.01.2011) (далее — Положение № 189), внутренних документов банка по вопросам осуществления финансового мониторинга обращает внимание на следующее.

Пунктом 3 постановления Правления Национального банка Украины № 22 от 31.01.2011 предусмотрено привести идентификацию клиентов в соответствие с требованиями этого постановления. Объем данных в отношении клиента, которые банку необходимо установить в процессе идентификации, определен в частях одиннадцатой и двенадцатой статьи 9 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма» (далее — Закон о предотвращении легализации доходов), статьи 64 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках). Соответствующие нормы Закона о предотвращении легализации доходов дополнены требованием об установлении контролера юридического лица. Статья 1 этого Закона содержит также определение термина «контроль физического лица». Кроме того, согласно пункту второму части четвертой статьи 6 Закона о предотвращении легализации доходов банк в соответствии с внутренними процедурами при установлении деловых отношений с клиентом и в процессе его обслуживания выявляет факт принадлежности клиента или лица, действующего от его имени, к категории публичных деятелей либо связанных с ними лиц. Публичными деятелями, в соответствии со статьей 1 Закона о предотвращении легализации доходов, являются физические лица, выполняющие или выполнявшие определенные публичные функции в иностранных государствах. Соответствующие поля внесены в анкеты клиентов, формы которых определены в приложениях 1 — 6 к Положению № 189.

В то же время ряд банков путем предоставления опросника (отдельные банки его называют анкетой для заполнения клиентом) требует от клиентов — физических лиц, без учета риска осуществления ими финансовых операций с целью легализации доходов, полученных преступным путем, предоставления других данных, в частности, о видах деятельности предприятия, на котором работает клиент; совокупный доход семьи; есть ли среди родственников клиента работники или учредители банка; был ли клиент руководителем (собственником) обанкротившегося (ликвидированного) предприятия; возбуждалось ли против клиента уголовное дело; применялись ли против клиента штрафные санкции за нарушение действующего законодательства; семейное положение (женат, холост, гражданский брак, другое); ученая степень; наличие транспортных средств (количество транспортных средств в собственности, вид, марка, модель, год выпуска). При этом в качестве основания для предоставления клиентом такой информации банки указывают пункт 3 постановления Правления Национального банка Украины № 22 от 31.01.2011, которым необходимость получения такой информации не предусмотрена.

В то же время отмечаем необходимость корректного указания вопросов в опросниках, в частности указания понятия «публичные деятели» в полном объеме согласно определению, предусмотренному статьей 1 Закона о предотвращении легализации доходов.

В соответствии с пунктом вторым части второй статьи 6 Закона о предотвращении легализации доходов банк обязан осуществить идентификацию и изучение клиентов.

Необходимым для осуществления идентификации клиента является получение документов и сведений, содержащих данные, на основе которых осуществляется идентификация клиента согласно статье 9 Закона о предотвращении легализации доходов, статьи 64 Закона о банках и нормативно-правовых актов Национального банка Украины.

В то же время, если банк считает необходимым получить дополнительные данные, которые не требуются действующим законодательством Украины, он должен определить перечень таких документов и сведений и предусмотреть условия их предоставления в договоре с клиентом или опроснике. При этом банк должен проинформировать клиента, что такой перечень документов и сведений не является обязательным в соответствии с требованиями законодательства, а их предоставление осуществляется в добровольном порядке.

Банк, в первую очередь, отмечает в электронной анкете, которая является внутренним документом банка (далее — анкета), информацию, полученную в процессе идентификации клиента, а также соответствующие выводы банка. В дальнейшем, в процессе обслуживания и изучения финансовой деятельности клиента, банк дополняет анкету в установленном программой идентификации и изучения клиентов банка порядка новыми и/или уточняющими данными.

Что касается сведений о счетах клиента — физического лица, открытых в других банках, в частности о номерах таких счетов, на наш взгляд, в анкете могут указываться номера балансовых счетов, если в опросниках клиент указал сведения о виде счета (текущий, депозитный и т. п.).

При этом следует отметить, что для осуществления банком отличных по своей сути мероприятий по вопросам финансового мониторинга, а именно: приведение идентификации клиентов в соответствие с требованиями законодательства, осуществление уточнения в отношении идентификации и изучения клиента, проведения анализа финансовой операции с целью осуществления первичного финансового мониторинга, в частности о соответствии финансовой операции характера и содержания деятельности клиента — является необходимым получения банком от клиентов различной по объемам и срокам получения информации.

Кроме того, получение от клиента информации с целью уточнения данных по его идентификации, оценки финансового положения и сути деятельности должно осуществляться с учетом уровня риска клиента, определенного в соответствии с внутрибанковской программой оценки и управления рисками легализации уголовных доходов/финансирования терроризма. В частности, для оценки финансового положения клиентов — физических лиц, которые получают с помощью банка заработную плату, пенсию, стипендию, социальную помощь и другие предусмотренные законодательством социальные выплаты, в том числе при условии, что пополнение таких счетов из других источников не осуществляется либо осуществляется в течение квартала на общую сумму, не превышающую 150000 грн., и/или открывают или имеют в банке один счет (депозитный) на незначительную сумму, если такие клиенты не отнесены к высокому уровню риска, необязательно, на наш взгляд, получение подробной информации о движимом и недвижимом имуществе таких клиентов.

Обращаем внимание на то, что непредоставление клиентами отдельных данных, указанных банками в формах опросников, однако предоставление которых не предусмотрено законодательством Украины как необходимых для осуществления идентификации, изучения сути деятельности и оценки финансового положения клиента, не может быть основанием для отказа банком в обслуживании таких клиентов.

Национальный банк Украины будет давать надлежащую оценку фактам отказа банками от установления деловых отношений или проведения финансовой операции клиентов при отсутствии оснований, определенных статьями 9 и 10 Закона о предотвращении легализации и/или статьей 64 Закона о банках.

 

Заместитель Председателя Национального банка Украины И. В. Соркин

 

комментарий редакции

 

С 22.04.2011 г. действует новая редакция Положения № 22*, поэтому многие банки стали активно запрашивать или обновлять информацию о своих клиентах в рамках процедуры обязательной идентификации. Как правило, клиентам стали выдавать или высылать анкету с рядом вопросов относительно контрагентов, состава семьи, размера среднемесячного дохода, его источников и т. д., при этом «намекая» на прекращение сотрудничества в случае отказа ее полностью заполнить.

* Положение об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденное постановлением Правления НБУ от 14.05.2003 г. № 189 (в редакции от 31.01.2011 г. № 22).

В связи с этим НБУ в своем письме разъяснил, какую информацию банки вправе требовать от клиентов в обязательном порядке, а какую можно им не предоставлять в процессе идентификации клиента (запроса сведений).

Необходимый объем данных приведен в частях 11 и 12 статьи 9 Закона № 249*, статье 64 Закона о банках**.

* Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» от 28.11.2002 г. 249-IV.

** Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12. 2000 г. № 2121-III.

Так, с целью идентификации физлиц-предпринимателей (резидентов) банки устанавливают: фамилию, имя и отчество, дату рождения, серию и номер паспорта (или другого документа, удостоверяющего личность), дату выдачи и орган, его выдавший. При идентификации выясняют место жительства или место пребывания физического лица — предпринимателя, реквизиты банка, в котором открыт счет, и номер банковского счета (при наличии) (статья 9 Закона № 249).

Как видим, большинство вышеуказанных сведений передается на этапе заключения договора клиента с банком, в дальнейшем такая информация может запрашиваться разве что в ходе уточнения данных.

Согласно статье 64 Закона о банках для идентификации клиента — физического лица банк имеет право получать информацию у органов государственной власти, банков, других юридических лиц, а также осуществлять мероприятия по сбору информации, которая является необходимой для выполнения правил внутреннего финансового мониторинга и программ его осуществления.

В частности, в соответствии с Положением № 22 банки формируют собственные анкеты клиентов (внутренние документы). В приложениях к Положению № 22 приведены перечни полей таких анкет (на основании полученных данных), в частности, для физлиц-предпринимателей он содержится в Приложении 5. Отметим, что данный перечень несколько шире, чем тот, что указан в статье 9 Закона № 249. Тем не менее, что касается новой редакции Положения № 22, а следовательно, и ее приложений, то, по сравнению с предыдущей, обязанности банков дополнены указанием в анкетах физлиц таких сведений:

— относятся ли клиент или его представители к публичным деятелям — физлицам, выполняющим (-вшим) определенные публичные функции в иностранных государствах (такая принадлежность говорит о том, что операции, связанные с таким клиентом, имеют высокий риск в понимании Закона № 249);

— о наличии контролера физлица (согласно пунктам 21 и 22 части 1 статьи 1 Закона № 249 это лицо, которое имеет решающее влияния на финансовые операции физлица независимо от фактического владения его активами).

Вместе с тем банки могут получать дополнительные данные, которые не требуются согласно законодательству, но только при условии, что перечень таких сведений (документов) и условия их предоставления предусмотрены в договоре с клиентом или опроснике. При этом НБУ указывает на то, что банк должен проинформировать клиента о том, что данный перечень не обязательный, а их предоставление осуществляется в добровольном порядке.

Кроме того, по ряду клиентов, деятельность которых имеет низкие показатели риска с точки зрения Закона № 249, по мнению НБУ, проводить анкетирование вообще не целесообразно.

С учетом вышесказанного НБУ доводит до сведения банков, что непредоставление клиентами отдельных данных, которые не относятся к необходимым для идентификации, изучения сути деятельности и оценки финансового состояния клиента, не может быть основанием для отказа в обслуживании таких клиентов.

Речь идет о такой необязательной информации, как совокупный доход семьи; наличие среди родственников клиента работников или учредителей банка; был ли клиент руководителем (собственником) предприятия, которое обанкротилось (ликвидировано); возбуждалось ли против клиента уголовное дело; применялись ли против клиента штрафные санкции за нарушение действующего законодательства; семейное положение (женатый, неженатый, гражданский брак, др.); ученая степень; наличие транспортных средств (количество транспортных средств в собственности, вид, марка, модель, год выпуска) и т. д.

Также НБУ заверяет, что будет предоставлять надлежащую оценку фактам отказа банками от установления деловых отношений или проведения финансовой операции клиентов при отсутствии оснований, определенных статьями 9 или 10 Закона № 249 и/или статьей 64 Закона о банках.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше