Темы статей
Выбрать темы

Почтовый ящик. Актуальные вопросы по общей системе

Редакция СД
Ответы на вопросы

Общая система

 

ВОПРОС. Как поступить частному предпринимателю — общесистемщику, если годовая декларация подана без расчета авансов на 2011 год?

ОТВЕТ. Предельный срок подачи годовой декларации о доходах за 2010 год — 09.02.2011 г. В этой декларации предприниматели, кроме всего прочего, должны были указать сумму авансовых платежей по НДФЛ, рассчитанную на 2011 год.

Однако, если предприниматель, подав декларацию заранее (до 9 февраля), допустил в ней ошибку (не указал сумму авансового платежа), он может исправиться так: подать еще одну декларацию о доходах не позже 09.02.2011 г. В такой декларации следует указать сумму авансовых платежей по НДФЛ.

При этом налоговики в данном случае, скорее всего, примут во внимание последнюю из деклараций, поданных предпринимателем до 9 февраля. Ведь получать авансовые платежи по НДФЛ — в их интересах, а тот факт, что в форме декларации о доходах нет возможности поставить отметку «новая отчетная», по сути роли не играет.

 

ВОПРОС. В 2010 году предприниматель работал на едином налоге и приобрел товары, которые остались непроданными. С 01.01.2011 г. предприниматель перешел на общую систему налогообложения (с уплатой НДС). Что теперь делать с расходами на покупку товара и с суммой НДС, уплаченной при его покупке?

И когда нужно уплатить НДФЛ и единый социальный взнос (ЕСВ) за I квартал 2011 года?

ОТВЕТ. Сумму средств, потраченных на покупку товара, можно включить в расходы при наличии платежного документа, подтверждающего факт приобретения. При этом не играет роли ни дата покупки товара, ни система налогообложения, на которой работал предприниматель в тот момент.

Итак, если есть документ об оплате стоимости товаров и их приобретение было связано с хозяйственной деятельностью предпринимателя, то стоимость таких товаров включается в расходы. Происходит это в момент получения средств от продажи товаров. Иными словами, как только товары будут проданы (и оплата за них поступит предпринимателю), можно смело записывать в графу 6 Книги учета доходов и расходов стоимость закупки проданных товаров.

При этом, если товары будут продаваться частями, в графу 6 Книги учета доходов и расходов нужно будет записывать их закупочную стоимость тоже частями — пропорционально объемам продаж. Подробнее об этом см. «СД», 2011, № 2, с. 4.

А вот налоговый кредит (НК) по НДС, уплаченный при покупке данных товаров, отражать нельзя. И дело здесь вот в чем:

— если в 2010 году предприниматель был плательщиком НДС, то он уже отразил НК при оплате товаров (или при их получении от поставщика), а второй раз НК по тем же товарам отражать нельзя;

— если же в 2010 году предприниматель не был плательщиком НДС, то после НДС-регистрации он не может отражать НК по тем товарам, по которым происходит завершающая операция (второе событие). То есть по товарам, которые были оплачены до НДС-регистрации, а получены после нее, НК не возникает, так как отсутствует объект обложения (см. письмо ГНАУ от 15.03.2007 г. № 1192/Б/17-0415).

В то же время при продаже таких товаров НО по НДС начислить придется, поскольку оба события по такой операции (и отгрузка товара, и получение оплаты за него) произойдут уже после НДС-регистрации.

И напоследок скажем об авансовых платежах по НДФЛ и ЕСВ: последний день их уплаты за I квартал 2011 года — 14.03.2011 г. (подпункт 177.5.1 Налогового кодекса, подпункт 4.5.2 Инструкции № 21-5).

 

ВОПРОС. С какой даты предприниматели на общей системе налогообложения не смогут включать в расходы стоимость товаров (услуг), приобретенных у физлиц-единоналожников?

ОТВЕТ. ГНАУ считает, что такое ограничение начинает действовать со II квартала 2011 года (т. е. после того, как вступит в силу раздел III НКУ). Поэтому до 01.04.2011 г. стоимость товаров (услуг), приобретенных у единоналожников, еще можно относить на расходы (при наличии документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств).

Что касается услуг в сфере информатизации, то их стоимость можно включать в расходы всегда, даже если такие услуги будут приобретаться у физлиц-единоналожников после 01.04.2011 г.

 

ВОПРОС. Я предприниматель-общесистемщик. В прошлом году расходы учитывал по нормам. Можно ли мне продолжать так же их учитывать и в 2011 году?

ОТВЕТ. Нет, с 01.01.2011 г. уже нет возможности учитывать расходы по нормам. Однако, если в будущем появится подзаконный акт, разрешающий это делать (что вряд ли), тогда будет можно.

 

ВОПРОС. Я, предприниматель, работаю на общей системе налогообложения с 2007 года. Правда ли, что с 01.01.2011 г. декларацию о доходах можно подавать раз в год?

ОТВЕТ. Да, по новым правилам, установленным в НКУ, предприниматели, работающие на общей системе, могут отчитываться по НДФЛ один раз в год. Декларацию о доходах следует подавать не позже 9 февраля года, следующего за отчетным.

При этом в декларации, кроме предпринимательских доходов, теперь обязательно нужно указывать другие доходы, полученные как в Украине, так и за границей (разумеется, если иностранные доходы вообще есть).

Однако тем, кто раньше не работал на общей системе: перешел с единого, фиксированного налога или вообще только зарегистрировался предпринимателем, декларацию нужно подавать два раза в год — по итогам первого квартала работы на общей системе налогообложения (за первый квартал — не позже 10.05.2011 г.) и по итогам года.

 

ВОПРОС. Я, предприниматель, работаю на общей системе налогообложения. В какие сроки я должен уплачивать авансовые платежи по НДФЛ?

ОТВЕТ. В общем случае авансовые платежи по НДФЛ уплачиваются ежеквартально в такие сроки: за I квартал — до 15 марта, за II квартал — до 15 мая, за III квартал — до 15 августа, за IV квартал — до 15 ноября. Обратите внимание: последний день уплаты — 14 число соответствующего месяца (при этом, если оно приходится на выходной или праздничный день, НДФЛ нужно уплатить до праздников (выходных)).

А вот в том случае, когда предприниматель начинает работать на общей системе в течение года, авансовые платежи по НДФЛ он обязан вносить начиная со второго квартала работы на общей системе (за исключением тех случаев, когда хоздеятельность приостановлена). Например, если единоналожник перейдет на общую систему с 01.04.2011 г., первый авансовый платеж по НДФЛ он обязан будет уплатить до 15.08.2011 г. (за III квартал), а далее — в обычном порядке.

 

ВОПРОС. Я хочу временно приостановить деятельность в 2011 году (предприниматель на общей системе налогообложения без наемных работников). Какие отчеты мне нужно будет подавать и какие налоги уплачивать?

ОТВЕТ. Вариант 1. Если в прошлом году предприниматель работал на общей системе и у него был чистый доход, в таком случае даже при отсутствии деятельности в 2011 году (нулевой доход) ему придется в течение года четыре раза уплачивать авансовые платежи по НДФЛ и по ЕСВ (рассчитанные исходя из суммы прошлогоднего чистого дохода).

Разумеется, по окончании 2011 года эти платежи ему вернут (или зачтут в счет будущих уплат), но в 2011 году их уплатить все равно придется.

Вариант 2.

Если предприниматель в прошлом году был единоналожником, ему нужно будет за первый квартал 2011 года подать декларацию, в которой можно будет показать нулевые авансы, тогда в течение года ничего уплачивать не нужно.

Что касается годовых отчетов, то в первом и втором случае нужно будет подать декларацию о доходах за 2011 год (не позднее 09.02.2012 г.), а также отчет о ЕСВ за себя (до 01.04.2012 г.).

Если предприниматель является плательщиком НДС, то вдобавок ему нужно будет каждый месяц подавать декларацию по НДС (с прочерками).

 

ВОПРОС. Можно ли, работая на общей системе, включать в расходы амортизацию основных фондов?

ОТВЕТ.

Налоговый кодекс разрешает общесистемщикам включать в расходы амортизацию ОФ, если эти ОФ используются в хоздеятельности. Но есть одно исключение: в НКУ указано, что в расходы не включается стоимость движимого или недвижимого имущества, которое подлежит госрегистрации, если такое имущество было приобретено до того, как физлицо зарегистрировалось предпринимателем.

Правда, нужно заметить, что ранее налоговики неправомерно не признавали право предпринимателя на общей системе включать в расходы амортизационные отчисления. Причина тому — неудачные формулировки, которые содержала

Инструкция № 12. С нового года эта Инструкция уже не действует. Изменится ли в связи с этим позиция налоговиков по этому вопросу? Скорее всего, это будет зависеть от того, как будет выглядеть подзаконный документ, принятый вместо Инструкции № 12, и не будет ли там похожих, запрещающих амортизацию норм.

 

ВОПРОС. Я предприниматель на общей системе. Нужно ли мне вести бухучет с 01.01.2011 г.?

ОТВЕТ.

Нет, физлица-предприниматели по-прежнему не обязаны вести бухгалтерский учет (ни Закон о бухучете, ни НКУ подобных требований не содержат).

Тем не менее при работе на общей системе с 01.01.2011 г. предпринимателям нужно будет:

— иметь подтверждающие документы о происхождении товара (

пункт 177.10 НКУ);

— иметь первичные документы для подтверждения своих расходов, внесения записей в Книгу учета доходов и расходов (например, ТТН, налоговая накладная, платежное поручение, фискальный чек, акт закупки, акт выполненных работ и другие платежные документы);

— вести учет основных средств для целей отнесения на расходы амортизационных отчислений (если налоговики не станут возражать).

 

ВОПРОС. Я работал на общей системе весь 2011 год. Чистый доход, показанный в декларации о доходах за 2010 год, допустим, 30000 грн. В какой сумме я должен уплачивать авансовые платежи по налогу с доходов (НДФЛ) в 2011 году?

ОТВЕТ.

В соответствии с НКУ теперь предприниматели самостоятельно устанавливают себе авансовые платежи по НДФЛ. Их сумма (квартальная) может быть любой, но не меньше чем 25 % от прошлогоднего НДФЛ. Поэтому в 2011 году авансовый платеж по НДФЛ составит: 25 % х (15 % х 30000 : 12) х 12 = 1125 грн. (устанавливать большую сумму смысла нет, так как это повлечет также и увеличение платежей по ЕСВ).

Рассчитанную сумму авансовых платежей следует указать в годовой декларации о доходах за 2010 год.

 

ВОПРОС. Я, частный предприниматель, в 2010 году работал на общей системе налогообложения (розничная торговля). В декабре 2010 года внес плату за торговый патент за январь 2011 года. Нужно ли будет что-то доплачивать в связи с тем, что вместо патента теперь уплачивается сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности?

ОТВЕТ.

Нет, в письме от 14.12.2010 г. № 27640/7/15-0117 ГНАУ разъяснила, что месячная плата за торговые патенты, внесенная в декабре 2010 года за январь 2011 года (по Закону о патентовании), не пересчитывается (подробнее см. «СД», 2011, № 1, с. 32).

 

ВОПРОС. Если я в прошлом году работал на общей системе налогообложения и в декабре оплатил торговый патент на весь 2011 год, что делать с таким патентом? Придется ли что-то доплачивать, когда горсовет определит новые ставки сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности?

ОТВЕТ.

Такой патент нужно будет обменять на новый, как только появятся новые бланки. Предположительно это должно произойти до 01.04.2011 г.

Если патент был оплачен наперед за весь срок его действия, ничего доплачивать не нужно. Это подтвердила ГНАУ в своем

письме от 14.12.2010 г. № 27640/7/15-0117.

А вот если патент был оплачен наперед, но не за весь срок его действия, перерасчет производится и, возможно, предпринимателю придется какую-то сумму доплатить.

 

ВОПРОС. Что грозит предпринимателю, если он не будет уплачивать в течение года авансовые платежи по НДФЛ?

ОТВЕТ.

Из статьи 126 НКУ можно сделать вывод о том, что за неуплату (несвоевременную уплату) авансовых платежей по НДФЛ предпринимателю грозит штраф в размере:

— при задержке до 30 календарных дней (включительно), следующих за последним календарным днем уплаты НДФЛ, — 10 % погашенной суммы налогового долга;

— при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем уплаты НДФЛ, — 20 % погашенной суммы налогового долга.

Однако согласно

пункту 7 подраздела 10 раздела XX НКУ в период с 1 января до 30 июня 2011 года за нарушения налогового законодательства штрафные санкции применяются в размере 1 грн. за каждое нарушение.

 

ВОПРОС. Я работаю на общей системе налогообложения, торгую исключительно по безналу. Нужно ли мне покупать патент (т. е. уплачивать сбор за торговлю)?

ОТВЕТ.

Нет, в таком случае уплачивать сбор за торговую деятельность не нужно. Однако обязательное условие для работы без патента: предприниматель при безналичных расчетах не должен использовать платежные карточки.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше