Темы статей
Выбрать темы

Налоговый кодекс: продолжаем знакомиться (общее понятие и администрирование)

Редакция СД
Статья

Налоговый кодекс: продолжаем знакомиться (общее понятие и администрирование)

 

Как известно, Налоговый кодекс многое изменил в системе налогообложения и правилах уплаты налогов. В «СД», 2010, № 24, с. 5 мы только начали знакомиться с общими изменениями, которые произошли в деятельности частных предпринимателей. В сегодняшнем номере мы подготовили для вас большой материал, в котором изменения, введенные НК, рассмотрены детальнее по каждому виду налога. Но начнем мы с общего представления о НК и об администрировании налогов согласно НК.

 

Что собой представляет НК

Сам по себе

НК можно охарактеризовать как объединение в одном документе правил, регламентирующих порядок расчета, декларирования, уплаты налогов, порядок проведения проверок, обжалования действий контролирующих органов и других действий в сфере налогообложения.

Причем структура

НК по разделам очень напоминает свод существующих на сегодняшний день законов (разумеется, с существенными корректировками). Например, раздел I представляет собой правила установления налогов и сборов, а также их перечень, которые были предусмотрены Законом Украины «О системе налогообложения» (но с учетом важного дополнения — в этом разделе приведены унифицированные определения терминов); раздел II аккумулировал в себе администрирование налогов и порядок проведения проверок, регламентированные сегодня общеизвестным Законом № 2181 и Законом № 509; раздел III регламентирует порядок расчета и уплаты налога на прибыль, установленный сегодня Законом о налоге на прибыль и т. д.

При этом громадное значение имеют два последних раздела, посвященные заключительным и переходным положениям. Например, именно во втором из них дано

«добро» на уплату единого налога физическими и юридическими лицами в практически не измененном виде. Кроме того, такой налог, как сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства хотя и присутствует в перечне общегосударственных налогов, все же будет взиматься по существующим сегодня правилам и тоже только «благодаря» переходным положениям.

Вот перечень налогов и сборов, которые придется платить согласно

НК.

1.

Общегосударственные:

1.1. налог на прибыль предприятий;

1.2. налог на доходы физических лиц;

1.3. налог на добавленную стоимость;

1.4. акцизный налог;

1.5. сбор за первую регистрацию транспортного средства;

1.6. экологический налог;

1.7. рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитная транспортировка трубопроводами природного газа и аммиака по территории Украины;

1.8. рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине;

1.9. плата за пользование недрами;

1.10. плата за землю;

1.11. сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины;

1.12. сбор за специальное использование воды;

1.13. сбор за специальное использование лесных ресурсов;

1.14. фиксированный сельскохозяйственный налог;

1.15. сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

1.16. таможенная пошлина;

1.17. сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками;

1.18. сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.

2.

Местные:

2.1. налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка;

2.2. единый налог;

2.3. сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

2.4. сбор за места для парковки транспортных средств;

2.5. туристический сбор.

Как видим, перечень существенно отличается от существовавшего. Прежде всего, это вызвано тем, что некоторые налоги теперь просто не будут взиматься. Примером таких платежей являются

коммунальный налог и налог на рекламу, рыночный сбор, сбор за право использования местной символики и сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли: за периоды после 01.01.2011 г. их платить не надо.

Другая часть обязательных платежей просто названа по-другому. Причем в некоторых случаях изменение названия имеет существенное значение ввиду изменения порядка уплаты налога (как это произошло, например, с налогом с владельцев транспортных средств, который заменен сбором за первую регистрацию транспортного средства; новое название этого платежа говорит само за себя). В других же случаях — это просто формальное переименование налога, ничего не меняющее по сути (например, плата за торговые патенты названа сбором за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности).

Если говорить о налогах, которые

изменились не слишком существенно, то здесь можно выделить НДФЛ, НДС (изменения есть, но особенно принципиальными их назвать нельзя). В тоже время порядок расчета, определения базы налогообложения некоторых налогов претерпели существенные изменения. Прежде всего таковым можно назвать налог на прибыль (для предпринимателей он интересен только потому, что из этого раздела они будут брать свой состав расходов). С довольно большой отсрочкой (начиная с 01.01.2012 г.) вступит в силу налог на недвижимость — тот налог, который был указан с незапамятных времен в Законе о системе налогообложения, но так и не был введен.

В тоже время приведенный в

НК перечень налогов и сборов, к сожалению, не исчерпывающий. Все дело в том, что переходные положения предусматривают норму, согласно которой сборы (плата, взносы), не установленные НК, но установленные законодательными актами как обязательные платежи до его вступления в силу, взимаются по правилам, установленными такими законодательными актами, до вступления в силу закона об административных услугах и других законов, которые будут регулировать взимание соответствующих сборов (платы, взносов). Судя по всему, из-за этой нормы и после 01.01.2011 г. придется платить сборы в Пенсионный фонд с отдельных операций, государственную пошлину.

Ну и, пожалуй, самая приятная новость состоит в том, что за нарушения, допущенные в первом полугодии 2011 года,

штрафы будут применяться в символическом размере — 1 грн., а для плательщиков налога на прибыль и тех предпринимателей, которые перешли с единого налога на общую систему, они вообще не применяются за нарушения, допущенные во II и III кварталах 2011 года.

 

Основные моменты администрирования налогов по НК

Чтобы не было недопонимания, давайте сначала разберемся, что подразумевает под собой понятие «администрирование».

Администрирование налогов и сборов

— это общий набор действий, процедур, мероприятий, позволяющих осуществлять контроль за соблюдением требований налогового законодательства. Этому вопросу посвящен отдельный раздел НК. Среди таких процедур — учет налогоплательщиков, установление правил предоставления налоговой отчетности и внесения в нее изменений, закрепление порядка определения сумм налоговых обязательств, их уплаты, обжалования решений контролирующих органов, взыскания штрафных санкций, проведения проверок.

 

Подача налоговых деклараций (расчетов)

НК

несколько расширяет понятие налоговой декларации, понимая под ней документ, который подается плательщиком налогов (в том числе обособленным подразделением в предусмотренных НК случаях) контролирующему органу в сроки, установленные законом, и на основании которого осуществляются начисление и/или уплата налогового обязательства, или документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога (пункт 46.1 статьи 46 НК). Получается, что расчет по форме № 1ДФ приобретает статус налоговой декларации, в связи с чем нарушение требований к порядку его подачи и заполнения может повлечь все те же последствия, что и неподача «классических» налоговых деклараций.

Таможенные декларации также приравниваются к налоговым декларациям для целей начисления и/или уплаты налоговых обязательств.

Перечень обязательных реквизитов налоговой декларации

приведен в пункте 48.3 статьи 48 НК.

 

Обязательные реквизиты налоговой декларации:

— тип документа (отчетный, уточняющий, отчетный новый);

— отчетный (налоговый) период, за который подается налоговая декларация;

— уточняемый отчетный (налоговый) период (для уточняющего расчета);

— полное наименование (фамилия, имя, отчество) плательщика налогов согласно регистрационным документам;

— код плательщика налогов согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины или налоговый номер;

— регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте);

— местонахождение (место проживания) плательщика налогов;

— наименование органа государственной налоговой службы, в который подается отчетность;

— дата подачи отчета (или дата заполнения — в зависимости от формы);

— инициалы, фамилии и регистрационные номера учетных карточек должностных лиц плательщика налогов;

— подписи плательщика налога — физического лица и/или должностных лиц плательщика налога, определенных

НК, заверенные печатью плательщика налога (при наличии).

 

В отдельных случаях форма налоговой декларации

дополнительно может содержать следующие обязательные реквизиты (пункт 48.4 статьи 48 НК):

 

Обязательные реквизиты налоговой декларации в отдельных случаях (дополнительно к приведенному выше):

— отметка об отчетности по специальному режиму;

— код вида экономической деятельности (КВЭД);

— код органа местного самоуправления по КОАТУУ;

— индивидуальный налоговый номер и номер свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость согласно данным реестра плательщиков налога на добавленную стоимость за отчетный налоговый период.

 

По поводу подписании отчетности частным предпринимателем в

НК сказано, что налоговая декларация должна быть подписана физическим лицом — налогоплательщиком или его законным представителем (подпункт. 48.5.2 пункта 48.5 статьи 48 НК). Получается, что НК допускает подписание отчетности не самим предпринимателем, а его законным представителем (нотариально уполномоченным на это лицом).

Среди нововведений следует обратить внимание на

установление обязанности для плательщиков налогов, относящихся к крупным и средним предприятиям, подавать налоговые декларации в электронной форме (пункт 49.4 статьи 49 НК). Поскольку частные предприниматели не являются крупными (средними) предприятиями, на них это требование не распространяется.

Сохранилось правило, в соответствии с которым в случае направления налоговой декларации по почте плательщик налога обязан осуществить такое отправление по адресу соответствующего органа государственной налоговой службы

не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока подачи налоговой декларации (пункт 49.5 статьи 49 НК).

 

Сроки подачи налоговых деклараций

По общему правилу

налоговые декларации подаются за базовый отчетный (налоговый) период, который равен:

Базовый период

Срок подачи декларации

Календарный месяц (в том числе в случае уплаты месячных авансовых взносов)

В течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца

Календарный квартал или календарное полугодие (в том числе в случае уплаты квартальных или полугодовых авансовых взносов)

В течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия)

Календарный год

В течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года

Календарный год для плательщиков налога на доходы физических лиц

До 1 мая года, следующего за отчетным

Календарный год для плательщиков налога на доходы физических лиц — предпринимателей

В течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года

 

Если последний день срока подачи налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день

, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем.

Если

НК по отдельному налогу, сбору не устанавливает отчетный (налоговый) период, налоговая декларация подается и налоговое обязательство уплачивается в сроки, предусмотренные для месячного базового отчетного (налогового) периода.

Выводимое и раньше из законодательных предписаний правило теперь закреплено прямо:

налогоплательщик обязан подать налоговую декларацию независимо от того, проводилась ли им хозяйственная деятельность в отчетном периоде.

 

Отказ в приеме налоговой декларации

НК

несколько меняет правила приема налоговых деклараций:

1. На стадии приема налоговой декларации уполномоченный сотрудник налогового органа проверяет наличие и достоверность всех обязательных реквизитов (они были приведены выше).

2. Если налогоплательщиком допущены нарушения в заполнении обязательных реквизитов, в приеме налоговой декларации может быть отказано. Отказ осуществляется путем направления налогоплательщику письменного уведомления с указанием причин такого отказа.

3.

НК предусматривает сроки, в течение которых должно быть направлено уведомление об отказе в принятии налоговой декларации:

— в случае получения налоговой декларации, направленной по почте или средствами электронной связи, — в течение

5 рабочих дней со дня ее получения;

— в случае получения такой налоговой декларации лично от плательщика налога или его представителя — в течение

3 рабочих дней со дня ее получения.

Как видим, те основания, которые раньше использовались для непризнания декларации, теперь стали основаниями для отказа в ее принятии. Но в то же время появился и положительный момент: предусмотрены конкретные сроки, в течение которых налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о том, что в принятии налоговой декларации отказано и о причинах такого отказа.

Варианты действий налогоплательщика в целом остались теми же. При получении отказа налогового органа в приеме налоговой декларации плательщик налогов имеет право:

подать налоговую декларацию и уплатить штраф в случае нарушения срока ее подачи (раньше отсутствие штрафа в случае повторной подачи декларации до истечения предельного срока приходилось доказывать);

обжаловать решение органа государственной налоговой службы в общем порядке (либо подав в течение 10 дней жалобу в вышестоящий налоговый орган, либо обратившись в административный суд).

Как и раньше, независимо от наличия отказа в приеме налоговой декларации плательщик налогов обязан погасить налоговое обязательство, самостоятельно определенное им в такой налоговой декларации, в течение установленных сроков.

 

Самоисправления в налоговой отчетности

В соответствии с текстом

НК, если его читать буквально, какой бы характер ни носила допущенная налогоплательщиком ошибка — занижение налогового обязательства или же его завышение — самоисправиться налогоплательщик обязан (об этом прямо говорится в абзаце первом пункта 50.1 статьи 50 НК). При этом обязанность самоисправиться возникает, например, в случае признания договора, налоговые последствия которого были отражены в отчетности, недействительным (абзац третий пункта 44.1 статьи 44 НК).

В связи с этим налогоплательщик, который до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, обязан:

а) или направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере

3 процентов от такой суммы до подачи такого уточняющего расчета;

б) или отразить сумму недоплаты в составе декларации по этому налогу, подаваемой за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, увеличенную на сумму штрафа в размере

5 процентов от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу.

Как видим, если по действующему до 01.01.2011 г. законодательству размер штрафа не зависел от избранного налогоплательщиком способа исправления самостоятельно выявленной ошибки и составлял 5 процентов от суммы недоплаты, то по

НК в случае подачи уточняющего расчета налогоплательщик одновременно с ним должен уплатить, как уже было указано, 3-процентный штраф. Если же сумма недоплаты отражается в составе декларации, которая подается за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, необходимо уплатить 5-процентный штраф от суммы недоплаты. Видимо, законодатель стимулирует налогоплательщиков не ждать для исправления выявленной ошибки окончания налогового периода, а сразу подавать уточняющий расчет.

Налоговым кодексом также предусмотрено, что

подача уточняющего расчета к налоговой декларации, поданной за период, который уже проверялся, дает основание налоговому органу для проведения внеплановой проверки за соответствующий период.

 

Определение суммы налогового обязательства, их обжалование и уплата

Как и по действующему на данный момент законодательству, налоговое обязательство определяется либо самостоятельно налогоплательщиком в налоговой декларации (в этом случае оно подлежит уплате в течение 10 дней, следующих за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации), либо в предусмотренных законодательством случаях контролирующим органом.

 

Когда налоговое обязательство определяется контролирующим органом:

1) плательщик налогов не подает в установленные сроки налоговую (таможенную) декларацию;

2) данные проверок результатов деятельности плательщика налогов свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, заявленных в налоговых (таможенных) декларациях, уточняющих расчетах;

3) согласно налоговому и другому законодательству лицом, ответственным за начисление сумм налоговых обязательств по отдельному налогу или сбору, применение штрафных (финансовых) санкций и пени, в том числе за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, является контролирующий орган;

4) решением суда, вступившим в законную силу, лицо признано виновным в уклонении от уплаты налогов;

5) данные проверок по удержанию налогов у источника выплаты, в том числе налогового агента, свидетельствуют о нарушении правил начисления, удержания и уплаты в соответствующие бюджеты налогов и сборов, в том числе налога на доходы физических лиц таким налоговым агентом;

6) результаты таможенного контроля, полученные после окончания процедуры таможенного оформления и выпуска товаров, свидетельствуют о занижении или завышении налоговых обязательств, определенных плательщиком налогов в таможенных декларациях.

 

Во всех перечисленных случаях налогоплательщикам направляются привычные для них налоговые уведомления — решения. Если налогоплательщик не согласен с определенной в нем суммой налогового обязательства, он

может в течение 10 календарных дней обжаловать его в вышестоящем налоговом органе (а не в том же, как было раньше) либо же начать процедуру судебного обжалования, подав административный иск. В таком случае налоговое обязательство до окончания процедуры обжалования будет считаться несогласованным. Для обращения в суд у налогоплательщика есть один месяц со дня получения налогового уведомления — решения либо решения по результатам рассмотрения его жалобы в вышестоящем налоговом органе.

Если же налогоплательщик не обжалует налоговое уведомление — решение, то он обязан погасить определенную в нем сумму налогового обязательства в течение 10 календарных дней со дня получения такого уведомления.

НК

предусматривает еще одно правило в части определения сроков уплаты налоговых обязательств: если сумму налогового обязательства самостоятельно определяет налоговый орган по причинам, не связанным с нарушением налогоплательщиком требований налогового законодательства, то специальные сроки уплаты налогового обязательства либо прямо устанавливаются в самом законодательстве , либо, если они не установлены, применяется срок в 30 календарных дней со дня получения налогового уведомления — решения. Правда, с учетом того, что среди случаев, когда налоговые обязательства определяются налоговым органом в налоговом уведомлении — решении и подлежат уплате в 10-дневный срок, названо такое основание как «согласно налоговому и другому законодательству лицом, ответственным за начисление сумм налоговых обязательств по отдельному налогу или сбору, является контролирующий орган», не вполне ясно, когда данное правило о 30 календарных днях может быть применимо.

Обращаем внимание:

НК для уплаты налоговых обязательств не предусматривает возможности перенесения сроков, если день окончания срока уплаты попадает на выходной либо праздничный день. Умышленно это сделано или по недосмотру, остается только догадываться.

Если в установленные сроки налоговое обязательство не уплачивается, налогоплательщику, как и сейчас, направляется налоговое требование.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше