Темы статей
Выбрать темы

НДС в Налоговом кодексе

Редакция СД
Статья

НДС в Налоговом кодексе

 

НДС — один из немногих налогов, принципы уплаты и начисления которого изменились несущественно. Рассмотрим основные применения.

 

Строка 26 декларации по НДС

Из приятных моментов, ожидающих налогоплательщиков в новом году, конечно же, нужно отметить возврат с 01.01.2011 г. к привычному порядку заполнения

строки 26 декларации по НДС, т. е. окончание заморозки в строке 26 декларации неоплаченного ООЗ (остатка отрицательного значения) и переноса в строку 23.2 исключительно его оплаченной части. Таким образом, особые правила учета накопленного переходящего «минуса» (напомним, оговоренные подпунктом «б» подпункта 7.7.2 Закона об НДС и введенные в текущем году начиная с НДС-отчетности за июнь 2010 года Законом Украины от 20.05.2010 г. № 2275-VI) с 1 января 2011 года уже не действуют. А стало быть, показатель строки 26 декабрьской декларации в полной сумме (без каких-либо ограничений) можно будет учесть в уменьшение текущих налоговых обязательств в декларации за январь 2011 года.

Ну и конечно, НДС-новации в новом году принесет

НК, положения раздела V «Налог на добавленную стоимость» которого заработали с 1 января 2011 года (с этой даты утратит силу его предшественник — Закон об НДС). В целом, нужно заметить, существующие принципы и подходы к взиманию НДС с 01.01.2011 г. сохранились. И все же отметим важные моменты.

 

С 01.01.2011 г. — НДС по НК

Регистрация плательщиком НДС (обязательная и добровольная), аннулирование регистрации

. Итак, после вступления в силу НК с 01.01.2011 г. единственным критерием обязательной регистрации лица плательщиком НДС является превышение объема налогооблагаемых операций за последние 12 месяцев 300 тыс. грн. (пункт 181.1 раздела V НК; независимо от достижения такого объема зарегистрироваться плательщиком НДС придется и лицу, осуществляющему операции по поставке конфискованного имущества, имущества, признанного бесхозным, подпункт 6 пункта 180.1). Таким образом, в случае превышения этого предела лицу предстоит в обязательном порядке зарегистрироваться плательщиком НДС, подав налоговому органу соответствующее регистрационное заявление не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем достижения 300-тысячного предела (пункт 183.2) и став при этом плательщиком НДС (как предусматривает пункт 183.10) с первого числа такого следующего месяца. Как видим, такие предполагающие разрыв во времени нормы законодательства делают первый НДС-период для налогоплательщика несколько проблемным: получается, что, оказавшись в числе плательщиков НДС с первого числа месяца, следующего за месяцем превышения 300-тысячного предела, уже начиная с первого числа такого следующего месяца на осуществляемые поставки должны начисляться налоговые обязательства по НДС. Поэтому в данном случае, чтобы как можно быстрее (уже в первых числах такого месяца регистрации) получить все полноценные права плательщика НДС, с подачей регистрационного заявления и получением Свидетельства лучше не медлить.

Для бывших упрощенцев, переходящих на общую систему налогообложения и подпадающих под критерии обязательных плательщиков НДС или решивших уплачивать НДС в добровольном порядке, свои особенности подачи регистрационного заявления оговаривает

пункт 183.4 раздела V НК. Так, регистрационное заявление они подают вместе с заявлением об отказе от упрощенной системы налогообложения. При этом согласно пункту 18 подраздела 2 раздела ХХ «Переходные положения» объем налогооблагаемых операций для лиц, перешедших с упрощенной на общую систему налогообложения, определяется начиная с периода перехода на общую систему налогообложения. Что касается предпринимателей-единоналожников, то они уже не будут являться плательщиками НДС (подпункт 14.1.139; пункт 181.1; подпункт 1 подраздела 8 раздела XX «Переходные положения» НК).

А вот

к добровольной регистрации теперь выдвигается «свое» условие (пункт 182.1). Так, если объемы налогооблагаемых операций не превышают 300 тыс. грн., то стать добровольным плательщиком НДС лицо сможет при условии, что у него в последние 12 месяцев не менее 50 % поставок от общего объема поставок осуществляется плательщикам НДС (т. е. если по поставкам лицо не менее чем на 50 % также «работает» с НДС-плательщиками). При этом в «добровольном» случае заявление на регистрацию должно быть подано не позднее чем за 20 дней до начала периода, с которого лицо будет считаться плательщиком НДС (в нем может указываться желаемая дата регистрации). А вот если 50-процентный критерий не соблюдается, в добровольной НДС-регистрации может быть отказано (пункт 183.8 раздела V НК), либо если такое 50-процентное условие не будет соблюдаться и в дальнейшем, добровольная регистрация может быть аннулирована (подпункт «и» пункта 184.1 раздела V НК ).

Аннулировать регистрацию

в общем случае теперь можно будет на год быстрее: уже не через 24 (как это предусматривалось подпунктом «а» пункта 9.8 Закона об НДС), а через 12 месяцев пребывания в рядах плательщиков НДС (пункт 184.1 раздела V НК), при условии что, как и прежде, за последние 12 месяцев объемы налогооблагаемых поставок при этом невелики и не превышают 300 тыс. грн. При этом требование о необходимости признания «условной продажи» при аннулировании НДС-регистрации сохранится за исключением случаев реорганизации предприятия путем присоединения, слияния, преобразования, разделения и выделения, на которые оно не распространяется (пункт 184.7). А само аннулирование регистрации станет возможным со дня, следующего за днем произведения окончательного расчета по налоговым обязательствам с бюджетом (пункт 184.8).

Объекты и льготы.

Объектами налогообложения по-прежнему будут (статья 185): поставка товаров и услуг на таможенной территории Украины (с определением «места поставки» по правилам статьи 186 НК), ввоз (импорт, реимпорт), вывоз (экспорт, реэкспорт) товаров (сопутствующих услуг). При этом нужно заметить, что сами понятия «поставка товаров» (подпункт 14.1.191) и «поставка услуг» (подпункт 14.1.185) несколько преобразятся (не следует путать с другими схожими терминами «продажа (реализация) товаров» из подпункта 14.1.202 и «продажа результатов работ (услуг)» из подпункта 14.1.203, для целей НДС в данном случае не используемыми). Так, под поставку товаров с 01.01.2011 г. попадает передача товаров посреднику по посредническому договору (подпункт «е» подпункта 14.1.191 раздела I, пункт 189.4 НК; об особенностях налогообложения таких операциях будет сказано далее).

Что касается необлагаемых операций, то (в целом сохраненный) перечень операций,

не являющихся объектами налогообложения, оговаривает пункт 196.1 НК, в котором, пожалуй, особого внимания заслуживает подпункт 196.1.14, включивший в число «не объектов» услуги из подпункта «в» пункта 186.3, т. е. консультационные, юридические (в том числе адвокатские), бухгалтерские, аудиторские и прочие услуги консультационного характера, в том числе в сфере информатизации, с применением компьютерных систем, а также услуги по разработке, поставке и тестированию ПО (программного обеспечения). Таким образом, с 01.01.2011 г. такие услуги уже не облагаются НДС (не будут являться объектом).

В отношении НДС-

льгот (операций, освобожденных от налогообложения) с 01.01.2011 г. предстоит ориентироваться на достаточно объемный их перечень из статьи 197 НК, в большинстве случаев оговаривающей под каждый из льготных случаев перечни операций, освобожденных от НДС или, наоборот, не подпадающих под освобождение. Причем льготы, предусмотренные пунктом 197.1, теперь будут работать также и при импорте (пункт 197.4 НК). А вот к экспорту льготных товаров будет применяться нулевая ставка (ставка 0 %, пункт 195.2). На операции с подакцизными товарами льготы по-прежнему распространяться не будут (пункт 197.5).

Кроме того, часть льгот устанавливается

подразделом 2 раздела XX «Переходные положения» НК (в частности, для самолетостроения, космической деятельности, издательской деятельности, кинематографии, поставок отходов и лома черных и цветных металлов, зерновых культур и пр.).

При этом согласно

НК у налогоплательщика появится возможность отказа от применения налоговой льготы. Так, согласно пункту 30.3 статьи 30 «Налоговые льготы» раздела I НК по общему правилу налогоплательщик вправе использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения в течение всего срока ее действия. В то же время, как предусматривает пункт 30.4, налогоплательщик имеет право отказаться от использования льготы или остановить ее использование на один или несколько налоговых периодов (в таком случае не использованные налогоплательщиком налоговые льготы не могут быть перенесены на другие налоговые периоды, зачислены в счет будущих платежей по налогам и сборам или возмещены из бюджета).

Место поставки.

Место поставки отныне будет определяться по несколько преобразившимся правилам, оговоренным статьей 186, согласно которой по общему правилу:

местом поставки товаров окажется фактическое местонахождение товаров на момент их поставки (подпункт «а» пункта 186.1), кроме случаев, оговоренных в подпунктах «б» и «в» пункта 186.1, согласно которым местом поставки являются:

— место, где товары находятся на начало их перевозки или пересылки, в случае если товары перевозятся или пересылаются продавцом, покупателем или третьим лицом

(подпункт «б» пункта 186.1);

— место, где производятся сборка, монтаж или установка, в случае если товары собираются, монтируются или устанавливаются (с испытанием или без него) продавцом или от его имени

(подпункт «в» пункта 186.1);

местом поставки услуг станет место регистрации поставщика (пункт 186.4 раздела V НК), за исключением отдельных операций, перечисленных в пунктах 186.2 и 186.3, для которых предусматривается «свой» особый порядок определения места поставки (в частности, отдельно теперь в подпункте «ж» пункта 186.3 выделены экспедиторские услуги, для которых место поставки будет определяться по месту регистрации получателя, а при отсутствии такого места — по месту постоянного или преимущественного его проживания). При этом по-прежнему НДС нужно уплачивать в том числе и с услуг нерезидента (если, конечно, место их поставки окажется на территории Украины, статья 208). В таком случае за получателем нерезидентских услуг фактически будет сохраняться статус налогового агента, уплачивающего НДС «за нерезидента» (причем независимо от того, является ли получатель при этом плательщиком НДС или нет; в последнем случае для получателя нерезидентских услуг юрлица — неплательщика НДС в целях начисления НДС с услуг нерезидента будет разработан специальный отчетный документ, пункт 208.4).

Правило первого события по НДС сохранилось (

подпункты 187.1, 198.2 раздела V НК). А вот «кассового» метода, как такового, уже больше не будет. Разве что особые правила начисления НДС (по денежным расчетам) сохранятся для:

— коммунальных услуг и услуг ЖКХ (поставки тепловой энергии, газа, услуг по водоснабжению и водоотведению, услуг, стоимость которых включается в состав квартирной платы), для которых датой возникновения налоговых обязательств по-прежнему будет являться дата зачисления средств на банковский счет плательщика налога, а датой возникновения права на налоговый кредит — дата списания средств с банковского счета в оплату приобретенных товаров, услуг

(пункт 187.10);

— поставок товаров (услуг) с оплатой за счет бюджетных средств — при которых налоговые обязательства должны отражаться по дате зачисления бюджетных средств на банковский счет плательщика налога

(пункт 187.7).

Из наиболее важных НДС-моментов, которые заработали с 01.01.2011 г., пожалуй, отметим:

— введение

Единого реестра налоговых накладных, предназначенного для «дорогих» налоговых накладных, сумма НДС в которых окажется больше (с 01.01.2011 г. — 1 млн грн., с 01.04.2011 г. — 500 тыс. грн., с 01.07.2011 г. — 100 тыс. грн., с 01.01.2012 г. — 10 тыс. грн.), в котором будут регистрироваться выписываемые налоговые накладные и без регистрации в котором по налоговой накладной покупателю нельзя будет отразить налоговый кредит. Порядок его ведения должен будет определить КМУ (пункт 201.10, пункт 11 подраздела 2 раздела XX «Переходные положения» НК). Для остальных налоговых накладных (с меньшей суммой НДС) регистрация в Едином реестре не предусматривается;

— по-прежнему возможность отражения

налогового кредита (без налоговой накладной) по транспортному билету, гостиничному счету, счету за услуги связи (в которых указаны общая сумма платежа, сумма НДС, ИНН продавца, кроме тех, форма которых установлена международными стандартами); по кассовым чекам с фискальным номером и ИНН продавца на сумму (без НДС) не более 200 грн. в день (пункт 201.11); на основании ГТД — при ввозе (пункт 201.12), а также по заявлению с жалобой на поставщика (в случае отказа в выдаче налоговой накладной, предпоследний абзац пункта 201.10). А вот товарный чек, расчетный или платежный документ с указанием общей суммы платежа (в рамках предельной установленной НБУ суммы наличных расчетов, т. е. 10 тыс. грн.), а также суммы налога и ИНН поставщика с 01.01.2011 г. при наличных расчетах заменить налоговую накладную больше не смогут (нормы, аналогичной абзацу первому подпункта 7.2.6 Закона об НДС, в НК нет);

— введение

предельного срока на отражение налогового кредита по полученным налоговым накладным (пункт 198.6) — возможность формирования налогового кредита в течение 365 дней с даты выписки налоговой накладной (для плательщиков, применяющих кассовый метод, — в течение 60 дней с даты списания средств с банковского счета);

— уведомление налогоплательщиков налоговыми органами в случае выявления расхождений с данными контрагентов и обнаружении несоответствий в поданных налогоплательщиками «электронных» реестрах полученных и выданных налоговых накладных. При этом налогоплательщик в 10-дневный срок со дня получения такого уведомления имеет право

уточнить налоговые обязательства без применения к нему за это штрафных санкций (пункт 201.6);

— начисление НДС (определение базы налогообложения)

при продаже ранее ввезенных (импортных) товаров — исходя из договорной стоимости, но не ниже их таможенной стоимости, задекларированной во время таможенного оформления при ввозе, т. е. в размере не ниже суммы ввозного НДС, уплаченного при импорте (пункт 188.1);

— подтверждение неначисления налоговых обязательств при ликвидации основных фондов соответствующим первичным документом (подаваемым налоговому органу) об уничтожении, разборке или преобразовании объекта, в результате чего объект не может использоваться налогоплательщиком по своему первоначальному назначению

(пункт 189.9);

— формирование налогового кредита по НДС при покупке легковых автомобилей в обычном порядке без ограничений (нормы, аналогичной

абзацу второму подпункта 7.4.2 Закона об НДС, в НК нет);

— преобразование механизма

распределения «входного» НДС (по аналогии с бывшим подпунктом 7.4.3 Закона об НДС, однако предписывающим в течение всего года использовать в этих целях долю налогооблагаемых операций, определенную по итогам предыдущего года, с проведением по окончании года соответствующего ее уточнения и пересчета сумм ранее распределенного НДС) (статья 199);

— изменения в налогообложении

посреднических операций: правил, аналогичных бывшему «посредническому» пункту 4.7 Закона об НДС, в НК нет, однако в нем есть новый «посреднический» пункт 189.4, говорящий о распространении на такие операции общего правила первого события; при этом, учитывая, что передача товаров по посредническому договору будет считаться поставкой (подпункт «е» подпункта 14.1.191), выходит, что уже сама непосредственная передача товаров на комиссию посреднику станет для комитента налогооблагаемой операцией, а при комиссии на покупку, соответственно перечислив комиссионеру средства для выполнения поручения и получив от него налоговую накладную, комитент сможет отразить налоговый кредит. При этом такой порядок налогообложения не будет применяться к посредничеству в ВЭД (пункт 189.6);

— по бюджетному возмещению НДС сам механизм принципиально не изменился (

статья 200 раздела V НК); при этом появилась возможность получения бюджетного возмещения по НДС с услуг нерезидента (подпункт «а» пункта 200.4);

— кроме того, предусматривается возможность получения

автоматического бюджетного возмещения (пункт 200.18) для отдельных («добросовестных») категорий налогоплательщиков (одновременно отвечающих при этом определенным условиям, оговоренным в пункте 200.19, в частности не участвующих в судебных процедурах банкротства, осуществляющих операции, облагаемые по нулевой ставке, выплачивающих средний заработок в два раза выше минимального и пр.), которое будет происходить в ускоренном режиме — по итогам исключительно камеральной проверки, проводимой в 20-дневный срок с предельного срока подачи отчетности и передачей налоговым органом в трехдневный срок по ее окончании заключения Госказначейству с указанием автоматически возмещаемой суммы (в свою очередь, в течение следующих трех дней Госказначейство обязано зачислить налогоплательщику возмещаемую сумму с бюджетного счета на текущий банковский счет).

Отчетные периоды.

Отчетным периодом по НДС с 01.01.2011 г. считается календарный месяц. Исключение будет сделано лишь для юрлиц-единоналожников и отдельной категории «нулевых» плательщиков налога на прибыль, которые имеют право на применение ставки 0 % согласно подпункту «б» пункта 154.6 раздела III НК (т. е. перешедших на ставку 0 % действующих предприятий с годовым доходом не выше 3 млн грн. и среднеучетным количеством работников до 20 человек), которые по НДС смогут выбрать отчетный период в квартал (пункт 202.2 раздела V НК). А вот квартального периода по НДС для плательщиков с небольшими объемами (по аналогии с подпунктом 7.8.2 Закона об НДС) больше нет.

Ставка НДС

. С 1 января 2011 года НДС по-прежнему будет уплачиваться по ставке 20 % (вплоть до конца 2013 года). Обещанная «пониженная» ставка НДС — 17 % начнет применяться с 1 января 2014 года (пункт 10 подраздела 2 раздела XX «Переходные положения» НК).

Также сохраняется

ставка 0 % (для операций, оговоренных пунктом 195.1, подпункта 8.15 подраздела 2 раздела ХХ «Переходные положения» НК); нулевая ставка также будет применяться и при экспорте «льготных» (освобожденных от НДС на территории Украины) товаров (пункт 195.2).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше