Темы статей
Выбрать темы

На заметку. Индексируем зарплату за январь

Редакция СД
Комментарий

На заметку

 

Новая налоговая накладная: что изменилось

Приказ ГНАУ «Об утверждении формы Налоговой накладной и Порядка ее заполнения» от 21.12.2010 г. № 969 (новую форму см. на с. 23, 24, 25)

 

Прежде всего отметим, что ни в налоговую накладную, ни расчет корректировки грандиозных изменений внесено не было. Впрочем, это и к лучшему. Однако некоторые детали мы с вами обсудим.

Дата вступления.

Официальное опубликование приказа № 969 пришлось на 10.01.2011 г., именно с этой даты он и вступил в силу, и именно с этого дня надо начинать выписывать НН по новой форме.

Нумерация.

До десятого числа многие плательщики уже успели выписать НН и соответственно присвоить им номера. И вот здесь возникает вопрос: надо ли нумеровать НН по новой форме опять с первого номера или уже продолжать нумерацию, которая сложилась с начала года? Вопрос обусловлен вступлением с этой же даты (с 10.01.2011 г.) нового реестра НН (см. заметку далее), которые требует соответствия порядкового номера НН порядковому номеру записи в реестре (п. 9.1 приказа № 1002).

Считаем, что самым оптимальным будет заполнение нового реестра с 01.01.2011 г. (это позволит, как минимум, подвести итоги января в одном Реестре, который надо подавать вместе с деклараций за январь). В этом случае прерывать нумерацию НН не надо.

Если плательщик будет выписывать НН в связи с превышением обычной цены над фактической, то в номере отметка «ЗЦ» уже не проставляется, для этого есть место в специальном поле, о котором далее.

Шапка НН.

Она дополнилась многострочным полем, в котором отражается:

вид НН: оригинал или копия. Причем теперь отметкой «Х» выделяется нужное, т. е. в НН, выдаваемой покупателю, отметка «Х» проставляется в поле «Оригінал» (ранее было наоборот: отметка «Х» ставилась в поле копия, и это считалось оригиналом);

отметка о внесении ЕРНН (до 01.04.2011 г. — это касается НН с НДС более 1 млн грн., далее см. пункт 11 подраздела 2 раздела XX НКУ);

отметка о судьбе оригинала: выдается покупателю или остается у продавца.

Причем у продавца оригинал остается только в особых случаях и для каждого из них порядком предусмотрен свой код, который также указывается в шапке:

01

— Выписана на сумму превышения обычной цены над фактической; 02 — Поставка неплательщику налога; 03 — Натуральная выплата в счет оплаты труда физическим лицам; 04 — Поставка в пределах баланса для непроизводственного использования; 05 — Ликвидация основных фондов по самостоятельному решению налогоплательщика; 06 — Перевод основных фондов в состав непроизводственных; 07 — Экспортные поставки; 08 — Поставка для операций, которые не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость; 09 — Поставка для операций, освобожденных от обложения налогом на добавленную стоимость; 10 — Признание условной поставки товарных остатков и / или основных фондов; 11 — Выписана по ежедневным итогам операций.

Напомним, что во всех случаях НН выписывается в двух экземплярах, исключение составляет ситуация, когда НН выписывает налоговый агент при получении услуг от нерезидента, тогда НН выписывается в одном экземпляре (

пункт 208.2 НК)

Нули вместо крестиков.

В некоторых случаях (они перечислены в пункте 8 Порядка № 969), когда НН остается у продавца, в поле «Індивідуальний податковий номер покупця» и «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (покупця)» проставляется ноль. К таким случаям, в частности, относится: поставка неплательщику НДС (в том числе экспорт), операции, приравненные к поставке (передача в пределах баланса для непроизводственного использования, для льготируемых операций, условная продажа, ликвидация ОФ).

Для освобожденных операций — спецстрока.

Если НН выписывается на льготную поставку, то в разделе III графы 10 ставится отметка «Без ПДВ». При этом необходимо указать пункт и/или подпункт, статью, подразделение, раздел НКУ, которым предусмотрена льгота, а сделать это надо в специально отведенной строке — сноска «**» внизу новой формы НН.

Сокращение разделов в НН и граф в РК

. В самой форме НН упразднили такие разделы, как «Товаротранспортні витрати», «Надано покупцю: надбавка (+) знижка (-)», «Усього по розділах I + II ± IV». Теперь разделов вместо семи стало четыре.

Что касается

формы расчета корректировки, то из него убрали последние 4 графы, а итог корректировки суммы НДС вынесли в отдельную последнюю строку формы.

Обязательные реквизиты.

Перечень обязательных реквизитов приведен в статье 201.1 НКУ.

Новым для бухгалтера будет

обязательный реквизит «Вид цивільно-правового договору», который по сути занял место, занимаемое ранее реквизитом «Умова поставки (форма цивільно-правового договору)», в котором обычно указывался номер счета либо чек.

До появления разъяснений от ГНАУ считаем, что в сроке «Вид цивільно-правового договору» НН необходимо указывать: «Договор купли-продажи», «Договор аренды», «Договор подряда» и т. д. Условно говоря, указывать название договора.

В отношении случаев, когда договор, как таковой, в письменной форме сторонами не составляется, укажем, что:

— когда договор заменяет счет-фактура или простая товарная накладная, в поле «Вид цивільно-правового договору», на наш взгляд, следует ставить «Договор купли-продажи» или «Договор поставки» (поскольку по факту стороны вступают в правоотношения именно по договору купли-продажи/поставки), при этом датой и номером договора считать дату и номер счета-фактуры/накладной;

— для розницы в итоговой НН в поле «Вид цивільно-правового договору» следует ставить «Договор розничной купли-продажи», при этом датой договора следует считать текущий день (т. е. день составления итоговой НН), а номер — если используют РРО, то — номер Z-отчета, если же без РРО, то прочерк.

Также обратим внимание, что в новой форме НН присутствует поле «Місцезнаходження (податкова адреса) покупця», хотя этот реквизит не указан в числе обязательных в

статье 201.1 НКУ; строгость оставлена только в отношении месторасположения покупателя.

 

Новый порядок ведения Реестра выданных и полученных налоговых накладных

Приказ ГНАУ «Об утверждении формы Реестра выданных и полученных налоговых накладных и Порядка его ведения» от 24.12.2010 г. № 1002 (новую форму см. на с. 26)

 

В самом

приказе указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования, которое состоялось в издании «Офіційний вісник України», 2010, от 10.01.2011 г., № 101, т. е. вступление в силу происходит не с начала периода. Формально это означает, что в январе 2011 года придется вести два реестра: до даты вступления в силу комментируемого приказа — по старой форме, а после этой даты — по новой. Однако во избежание конфликтных ситуаций рекомендуем Реестр по новой форме вести все-таки с начала года (так можно избежать проблем с переходящей нумерацией налоговых накладных).

Отметим важные моменты новой формы Реестра и Порядка его ведения.

1. В отличие от старой практики новый Реестр нужно вести

обязательно в электронной форме в формате, утвержденном ГНС Украины (в бумажном виде его можно вести лишь по собственному желанию, но вовсе не обязательно; иными словами, бумажное ведение Реестра практического смысла не имеет).

В связи с такой «электронизацией всей страны» обратим внимание на ряд немаловажных моментов. Во-первых, в программе ОПЗ есть возможность ведения Реестра, однако под новый Порядок она пока еще не приспособлена. Во-вторых, подавать копию Реестра в налоговый орган можно либо с помощью телекоммуникационных сетей, либо собственноручно на электронном носителе (диск, дискета, флеш-память). В-третьих, в Реестре появился такой реквизит, как

подпись руководителя, главного бухгалтера или плательщика НДС (для физлиц-предпринимателей). Исходя из пункта 3 Порядка ставить электронную подпись следует только тогда, когда налогоплательщик выбрал первый способ подачи копии Реестра (через телекоммуникационные сети). При подаче на электронном носителе подпись не обязательна. В-четвертых, исправлять ошибки в Реестре возможно только методом «сторно» вне зависимости от характера ошибки. Это вполне логично, ведь корректурным способом электронный документ исправить нельзя.

2. Сама форма Реестра больше напоминает не регистр учета, а приложение к декларации (обратите внимание на наличие отметок о типе и форме декларации, порции, на реквизит «дата подання копії реєстру»). Как и ранее, в нем приводятся месячные итоги и отдельно итоги по уточняющим расчетам. При этом

квартальные плательщики подводят также месячные итоги (о подведении квартальных итогов ничего не сказано) и подают копии реестров в сроки, установленные для подачи деклараций с месячным отчетным периодом (подпункт 201.15 НКУ).

3. Меняется нумерация разделов — теперь выданные налоговые накладные (и другие документы) указываются в разделе I, а полученные — в разделе II. В то же время сам порядок заполнения первого из упомянутых разделов

практически не меняется. Так же как и ранее, в нем указываются все операции по поставке, в том числе освобожденные от обложения НДС и не являющиеся объектом обложения. Обратите внимание, что речь идет именно об операциях по поставке товаров (услуг). Например, поставку консультационных, инжиниринговых, юридических и других услуг, указанных в подпункте 186.3 «в» НКУ и не являющихся объектом обложения НДС, указывать в Реестре надо, несмотря на то что налоговая накладная на них не выписывается (это следует из пункта 8.4 Порядка). Основанием для внесения записи будет служить первичный документ учета (например, акт выполненных работ). При этом в колонке 5 «Вид документа» следует указать аббревиатуру «БО». Если же какие-то операции указаны в статье 196 НКУ, но поставкой товаров (услуг) они не являются, то их вносить в Реестр не нужно.

При выписке налоговых накладных в особых случаях (превышение обычной цены договорной, поставка неплательщику, условная продажа, ежедневные итоговые операции и пр.) в колонке 5 следует дополнительно указать тип причины выписка налоговой накладной (в приведенных случаях — «ПН01», «ПН02», «ПН10», «ПН11»).

При экспортных операциях в Реестре следует указывать номер ГТД, несмотря на то что в таком случае составляется и налоговая накладная.

4. Можно считать решенным вопрос с

порядковой нумерацией записей в Реестре. Однако проблему эту решил не только этот документ, но и Порядок № 969 (см. заметку выше). Номер налоговой накладной и номер расчета корректировки (это следует из пункта 26 Порядка № 969) должны соответствовать номеру записи в Реестре. Например, если первыми в этом году документами будут две налоговые накладные, потом расчет корректировки, а затем еще одна налоговая накладная, то их нумерация будет такая: налоговая накладная № 1, налоговая накладная № 2, затем расчет корректировки № 3 (обратите внимание без дроби), затем налоговая накладная № 4.

5. Раздел, посвященный полученным налоговым накладным (и прочим документам), также

практически не изменился. Среди тонкостей отметим исчезновение виртуального номера «100000000000», что вполне логично, поскольку право на налоговый кредит теперь подтверждается только теми фискальными чеками, которые соответствуют всем установленным законодательством требованиям (в частности, имеют налоговый номер поставщика). Кроме того, решен вопрос и с аббревиатурой, свидетельствующей о виде документа при приобретении у неплательщиков НДС, — «НП».

6. Четко урегулирована ситуация с отражением в Реестре сумм

распределяемого налогового кредита. Из пункта 11.10 Порядка следует, что полученную от поставщика налоговую накладную (другой документ, дающий право на налоговый кредит) в течение периода следует указывать так, как будто она дает полное право на налоговый кредит. В конце периода (когда уже известен коэффициент распределения) следует внести одну корректировочную запись, которой отсторнировать часть налогового кредита, приходящуюся на необлагаемые поставки, и перенести соответствующую сумму из граф 9, 10 в графы 11, 12.

 

За воду для питьевых и санитарно-гигиенических нужд спецводосбор уплачивать нужно

Письмо ГНАУ от 04.01.2011 г. № 12/7/15-0817

 

1. Начиная с 1 января 2011 года водопользователи, в том числе и

предприниматели на общей системе налогообложения, должны уплачивать сбор за воду, используемую ими для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд на общих основаниях. Ранее, если предприниматель использовал воду для питьевых и санитарно-гигиенических нужд, сбор за воду он не уплачивал.

Заметим, что

единоналожники плательщиками водосбора в любом случае не являются.

2. В

Налоговом кодексе Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) теперь предусмотрена ответственность за отсутствие измерительных приборов. Так, в случае отсутствия измерительных приборов, если возможность их установки существует, сбор уплачивается в двухкратном размере (пункт 326.10 НКУ). Правда неясно, кто будет определять техническую возможность установки водосчетчиков. Но в любом случае лучше об установке счетчиков все-таки позаботиться поскорее.

3. Водопользователям, у которых по каким-либо причинам на сегодня не установлен лимит использования воды, следует обязательно его получить. Дело в том, что в соответствии со

статьей 1 Водного кодекса Украины от 06.05.95 г. № 213/95-ВР такой лимит указывается в разрешении на спецводовользование, а само разрешение получают в порядке, установленном постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 321. При этом пунктом 326.12 НКУ предусмотрено, что водопользователи, получившие переоформленные разрешения, договоры на поставку воды, обязаны в течение 10 дней сообщить об этом налоговым органам и органам водного хозяйства.

4. Из

пункта 328.7 НКУ следует, что плательщики водосбора одновременно с налоговыми декларациями предоставляют в налоговые органы копии разрешения на спецводопользование, договора на поставку воды и статистической отчетности об использовании воды. Понятно, что таким образом налоговики получают возможность ежеквартально выявлять «безлимитчиков» и требовать от них уплаты сбора в пятикратном размере согласно пункту 327.3 НКУ (ранее при отсутствии у водопользователя соответствующего разрешения с установленными в нем лимитами использования воды коэффициент кратности при исчислении спецводосбора не применялся).

 

Не новые требования к кассовым аппаратам

Постановление КМУ «Об утверждении Порядка исчисления и накопления электронными контрольно-кассовыми аппаратами сумм налога на добавленную стоимость» от 27.12.2010 г. № 1224

 

Сразу заметим, что со вступлением в силу

Порядка № 1224 ровным счетом ничего по сравнению с действующими уже более 11 лет требованиями не изменится.

Этот документ практически

дословно повторяет текст старого Порядка от 15.06.99 г. № 8. Этот Порядок входит в перечень документов, на соответствие которым проверяют использование РРО в ходе проверок, и с учетом его требований составлялись Требования по реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для разных сфер применения, утвержденные постановлением КМУ от 18.02.2002 г. № 199 (далее — Требования № 199).

Необходимость указывать в кассовом чеке «

общую сумму НДС по каждой позиции (группе товаров, услуг)», выдвигаемую Порядком № 1224, можно ошибочно воспринять как обязанность указывать НДС по каждому наименованию товара, каждому артикулу. На самом же деле под позицией понимается налоговая группа (в значении, используемом Требованиями № 199). И каждый РРО программируется таким образом, чтобы обеспечивать исчисление сумм налога, как минимум, по четырем позициям: 1) ставка 20 %; 2) ставка 0 %; 3) операции, освобожденные от налогообложения; 4) операции, не являющиеся объектом налогообложения, — с соответствующим буквенным обозначением каждой из позиций. Упоминание же в скобках о «группе товаров, услуг» выглядит как дань Порядку № 8, использующему в своей терминологии вместо позиций «налоговые группы».

Поэтому, как раньше, так и сейчас, рядом с наименованием товара в чеке указывается его стоимость с буквенным обозначением налоговой группы. Кроме того, любой РРО и так обеспечивает накопление информации по каждой из налоговых групп и отражает их в дневных и периодичных отчетах, что прямо следует из

Требований № 199. Поэтому и в этом смысле никаких нововведений для субъектов хозяйствования, использующих РРО, данный документ не содержит.

 

КМУ утвердил правила предоставления документов для получения НСЛ и их перечень

Постановление КМУ «Об утверждении Порядка предоставления документов для применения налоговой социальной льготы» от 29.12.2010 г. № 1227

 

Порядок № 1227

содержит перечень документов, которые необходимо предоставить налогоплательщикам для подтверждения права на НСЛ. Кроме того, в нем определена периодичность подачи таких документов для отдельных категорий налогоплательщиков, претендующих на получение НСЛ.

Согласно

пункту 2 Порядка № 1227 форма заявления о самостоятельном избрании места применения НСЛ должна быть установлена Государственной налоговой службой (далее — ГНС). Пока она не установлена. В случае если ГНС до конца января 2011 года не утвердит новую форму заявления, работники смогут воспользоваться старой формой, утвержденной приказом ГНАУ от 30.09.2003 г. № 461.

Вместе с тем обращаем внимание, что в любом случае плательщикам налога, которые состояли в трудовых отношениях с работодателями по состоянию на 1 января 2011 года, имели право на применение НСЛ в соответствии с

Законом о налоге с доходов и имеют право на применение НСЛ согласно нормам НК, необходимо написать новые заявления о применении НСЛ, так как НК не содержит норм, допускающих автоматическое продление предоставления НСЛ таким работникам.

Подробнее порядок предоставления НСЛ мы рассмотрим в ближайших номерах «СД».

 

Единоналожники могут смело уплачивать 43 % единого налога

Постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 16 марта 2000 г. № 507» от 27.12.2010 г. № 1196

 

Постановление № 1196

вступило в силу одновременно с Налоговым кодексом (01.01.2011 г.) и позволило привести в соответствие существующие правила работы на упрощенной системе и нормы Налогового кодекса. Итак, теперь окончательно прояснились два момента, касающиеся деятельности единоналожников:

— во-первых, из

постановления № 507 исключена норма, разрешающая физлицам-единоналожникам уплачивать НДС. Таким образом, больше нет никаких сомнений в том, что предприниматели, работающие на упрощенной системе, окончательно лишились права быть плательщиками НДС;

— во-вторых, в

постановлении № 507 теперь содержится норма из Налогового кодекса о том, что Госказначейство не распределяет суммы единого налога, полученные от единоналожников, между бюджетом и фондами. Причем еще раз указано, что «субъект малого предпринимательства уплачивает:

43 процента начисленного единого налога на счета соответствующего бюджета

;

57 процентов

начисленного единого налога на счета органов Пенсионного фонда Украины как часть суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

Нужно сказать, что формулировка

последнего абзаца в приведенной цитате не совсем удачная. Так, на первый взгляд может показаться, что единоналожники должны уплачивать 57 % единого налога непосредственно в ПФУ (а потом проводить зачет этой суммы с единым соцвзносом — ЕСВ). Однако на самом деле и Налоговый кодекс, и постановление № 1196 имеют в виду совсем другое: 57 % единого налога отдельно уплачивать не нужно, вместо них теперь в ПФУ будут поступать средства в виде ЕСВ.

Таким образом,

еще раз подтвердился тот факт, что в бюджет единоналожники обязаны уплачивать всего 43 % от ставки единого налога (а не 100 %, как того требуют некоторые налоговики на местах, ссылаясь на отсутствие соответствующих разъяснений от ГНАУ для физлиц-единоналожников).

Но даже если переубедить инспектора не удается, уступать ему все равно не стоит. Предприниматель должен твердо придерживаться своей позиции и вносить в бюджет 43 % от действующей ставки единого налога, при этом он

практически ничем не рискует. Так, даже в самом худшем случае (если вдруг что-то изменится и единый налог придется уплачивать в полном объеме) в течение года можно будет спокойно доплатить недостающие суммы, а штраф за нарушение налогового законодательства в первом полугодии 2011 года составит всего 1 грн. (пункт 7 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса).

 

Ноябрьский индекс — 100,3 %. Индексируем зарплату за январь 2011 года

(Уведомление Государственного комитета статистики Украины // «Урядовий кур’єр» от 08.12.2010 г. № 230)

 

Согласно уведомлению Госкомстата Украины, общий индекс потребительских цен (индекс инфляции)

в ноябре 2010 года составил 100,3 %. С учетом этого обстоятельства приведем в таблице индексы, которые необходимо использовать для индексации заработной платы за январь наемных работников предпринимателя в 2011 году.

Алгоритм наших действий таков: смотрим, за какой месяц работнику последний раз повышалась заработная плата (при этом сумма повышения была больше суммы индексации) или в каком месяце работник был принят на работу, если с момента принятия на работу его заработная плата не повышалась; берем из приведенной ниже таблицы индекс для соответствующего месяца и индексируем на него заработную плату за

январь 2011 года (в пределах прожиточного минимума для трудоспособных лиц, в январе — 941 грн.).

 

Месяц повышения заработной платы

Величина прироста индекса потребительских цен для проведения индексации (%)

2005 год

Январь

108,0

Февраль

106,0

Март

102,8

Апрель

101,4

Май

100,2

Июнь

99,0

Июль

98,4

Август

98,4

Сентябрь

97,6

Октябрь

95,9

Ноябрь

93,5

Декабрь

91,8

2006 год

Январь

89,6

Февраль

86,2

Март

86,8

Апрель

87,5

Май

86,6

Июнь

86,4

Июль

84,8

Август

84,8

Сентябрь

81,1

Октябрь

76,5

Ноябрь

73,4

Декабрь

71,9

2007 год

Январь

71,0

Февраль

70,0

Март

69,7

Апрель

69,7

Май

68,7

Июнь

65,0

Июль

62,8

Август

61,8

Сентябрь

58,3

Октябрь

53,9

Ноябрь

50,6

Декабрь

47,5

2008 год

Январь

43,3

Февраль

39,5

Март

34,4

Апрель

30,4

Май

28,7

Июнь

27,7

Июль

28,3

Август

28,5

Сентябрь

27,1

Октябрь

24,9

Ноябрь

23,1

Декабрь

20,6

2009 год

Январь

17,2

Февраль

15,4

Март

13,8

Апрель

12,8

Май

12,3

Июнь

11,0

Июль

11,1

Август

11,4

Сентябрь

10,5

Октябрь

9,5

Ноябрь

8,3

Декабрь

7,4

2010 год

Январь

5,5

Февраль

3,5

Март

2,6

Апрель

2,9

Май

3,5

Июнь

3,9

Июль

4,1

Август

2,9

Сентябрь

Не индексируется

Октябрь

Не индексируется

Ноябрь

Не индексируется

Декабрь

Не индексируется

2011 год

Январь

Не индексируется

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше