Темы статей
Выбрать темы

На рубеже 2010 — 2011 гг.: что было — что будет (не Кодексом единым...)

Редакция СД
Статья

На рубеже 2010 — 2011 гг.: что было — что будет (не Кодексом единым...)

 

Все говорит о том, что 2011 год будет урожайным на законодательные новинки. Чего только стоит один Налоговый кодекс, который требует массу внимания вначале года и который, безусловно, является темой отдельного разговора. Тем не менее нельзя забывать и о других изменениях в законодательных и нормативно-правовых актах, которые вот-вот вступили в силу.

 

Изменения

Как было

Как будет

1

2

3

ЕСВ

Уплата ЕСВ

За декабрь 2010 года предприниматель последний раз уплачивает отдельно страховые взносы в ПФ, Фонд «безработицы», Фонд «временной нетрудоспособности» и Фонд «несчастного случая».
С января 2011 года все эти взносы заменяются единым социальным взносом (ЕСВ)

С 01.01.2011 г. предприниматели обязаны уплачивать ЕСВ (перечисляется на счет ПФ):
ежемесячно за наемных работников при выплате зарплаты, а если на 20 число она не выплачена, то не позже 20 числа месяца, следующего за отчетным (это касается начислений), — подпункт 4.3.7 Инструкции № 21-5;
ежемесячно за наемных работников не позже
20 числа
месяца, следующего за отчетным
(это касается удержаний), — подпункт 4.3.6 Инструкции № 21-5;
ежемесячно за себя при работе на едином налоге — до 20 числа месяца, следующего за тем месяцем, за который уплачивается ЕСВ, — подпункт 4.6.2 Инструкции № 21-5;
раз в квартал за себя при работе на общей
системе
налогообложения: до 15 марта, 15 мая,
15 августа и 15 ноября (подпункт 4.5.2 Инструкции № 21-5)

Отчетность по ЕСВ

За 2010 год предприниматель все еще подает отчетность по персонификации в ПФ:
— за себя раз в год — до 01.04.2011 г. (за 2010 год);
— за работников — ежемесячно не позже 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Кроме того, он отчитывается перед фондами «нетрудоспособности», «безработицы» и «несчастного случая».

Все эти отчеты подаются в последний раз за периоды 2010 года

Начиная с отчетов за январь 2011 года отчетность по персонификации будет заменена отчетностью по ЕСВ (хотя по сути это почти та же самая форма). Итак, отчеты по ЕСВ подаются в ПФ так:
за себя раз в год — до 1 апреля года, следующего за отчетным (по форме приложения 5 к Порядку
№ 22-2, пункт 3.2 Порядка № 22-2
);
за работников ежемесячно — не позже 20 числа месяца, следующего за отчетным (по форме приложения 4 к Порядку № 22-2, пункт 3.1 Порядка № 22-2)

Введена административная ответственность за неуплату ЕСВ и неподачу отчетности по нему

Админштраф за неуплату пенсионных взносов не применялся
к предпринимателям до 01.01.2011 г. (статья 1651 КУоАП), поскольку они не являются должностными лицами.

Остальные соцфонды налагали на предпринимателей админштрафы, но только за неуплату или несвоевременную уплату взносов (статьи 1653, 1654, 1655 КУоАП). При этом за неподачу отчетов админответственности не было, за исключением Фонда «несчастного случая», который все-таки штрафовал предпринимателей и за просрочку с отчетностью

С 01.01.2011 г. админответственность за нарушения в сфере государственного социального страхования будет такой:
за неуплату ЕСВ и неподачу отчетов по нему предпринимателей наказывать не должны, поскольку по статье 1651 КУоАП админштраф будет налагаться только на должностных лиц (которыми предприниматели не являются справка 1);
— будет налагаться админштраф за неподачу отчетов в фонды соцстрахования (пункт 11 Заключительных и Переходных положений Закона о ЕСВ)

Справка в банк в том случае, если сумма уплаченного ЕСВ меньше чем 1/3 зарплаты

В 2010 году банк выдавал предпринимателю наличные для выплаты зарплаты или перечислял зарплату на карточки работников только при условии, что предприниматель одновременно с платежным поручением (чеком) на выплату зарплаты предоставит документ об уплате пенсионных взносов. Причем именно банки обязали следить за тем, чтобы сумма уплаченных взносов была не меньше 1/3 средств, указанных в платежном поручении (чеке) на выплату зарплаты.

В том случае, когда сумма взносов по объективным причинам (например, наличие переплат) оказывалась меньше 1/3 от выдаваемой зарплаты, необходимо было согласовывать ее с ПФ, получая справку-согласование (постановление ПФ от 07.04.2009 г.
№ 12-1
)

С 01.01.2011 г. все взносы на обязательное государственное социальное страхование заменены ЕСВ.
Поэтому если предприниматель увидит, что сумма ЕСВ, уплачиваемая в ПФ при выплате зарплаты, будет меньше чем 1/3 заплаты (это может произойти, если,
к примеру, предприниматель начислил работникам или подрядчикам зарплату (вознаграждение), превышающую 15 прожиточных минимумов (каждому)), то он должен предоставить в банк специальную справку. Такую справку, как и прежде, можно получить в ПФ. Она разрешает банку выдавать предпринимателю средства для выплаты зарплаты без проверки сумм уплаченного ЕСВ.

При этом если предприниматель не допускал нарушений пенсионного законодательства (и законодательства о ЕСВ), то данную справку ему могут выдать даже на год (постановление ПФ от 27.09.2010 г. № 21-3)

Отношения с наемными работниками

Обновлены форма трудового договора и порядок его регистрации в центре занятости

Еще с 13.11.2009 г. предприниматели получили возможность регистрировать трудовые договоры в центре занятости и снимать их с регистрации без присутствия наемных работников. Кроме того, даже сами работодатели могут больше не присутствовать при регистрации, если поручат выполнение всех действий уполномоченному лицу (представителю) и выдадут ему для этого нотариальную доверенность (постановление № 1168).

Однако указанные изменения больше года не были внесены в Порядок регистрации трудовых договоров

С 22.11.2010 г. Порядок регистрации трудовых договоров наконец обновлен — теперь в нем отражены все изменения, предусмотренные ранее постановлением № 1168. Итак, при регистрации трудового
договора:

а) без присутствия предпринимателя уполномоченное им лицо подает все необходимые документы плюс свой паспорт, а также оригинал и заверенную копию нотариальной доверенности;

б) без присутствия работника — подпись работника на трудовом договоре должна быть заверена нотариально.

Снять трудовой договор с регистрации без присутствия наемного работника можно только в том случае,

если предприниматель имеет документы, подтверждающие, что он:
— посылал работнику заказным письмом уведомление о намерении расторгнуть трудовой договор;

— произвел окончательный расчет с работником, а в случае, если работник не явился получить средства, депонировал их.

Кроме того, с 22.11.2010 г. обновлена форма трудового договора (см. «СД», 2010, № 23, с. 41). Изменения не радикальные — в трудовом договоре подправлены всего несколько реквизитов:

1) «Подпись предпринимателя» — вместо предпринимателя подписать трудовой договор может уполномоченное им лицо (на основании нотариальной доверенности);

2) «Подпись работника» — если работник не присутствует в центре занятости при снятии трудового договора с регистрации, его подпись о расторжении трудового договора необязательна;

3) «Идентификационный номер» — ИНН указывается при наличии его у предпринимателя или наемного работника (т. е. если лицо по каким-либо причинам не желает получать ИНН, трудовой договор оно заключить может).

Заметим, что в связи с указанными изменениями редактировать уже заключенные трудовые договоры не нужно

Центр занятости будет информировать ПФ о том, что у предпринимателя появился работник (или уволился)

С 01.01.2011 г. центр занятости будет информировать ПФ о регистрации трудового договора с работником (т. е. о приеме на работу) и о снятии с регистрации
(т. е. об увольнении).

Таким образом, как только предприниматель примет работника, в ПФ об этом сразу узнают и будут ожидать уплаты ЕСВ за такое лицо (пункт 11 приказа № 320)

Регистрационные нюансы

Упрощено снятие предпринимателя с регистрации по решению суда

До 10.02.2011 г. госрегистратор уведомляет предпринимателя о том, что суд принял решение о прекращении им предпринимательской деятельности. При этом снятие с регистрации происходит в обычном порядке: предприниматель должен сам подать госрегистратору необходимые документы, ждать проверки от налоговой и фондов, а затем снова посещать госрегистратора и окончательно сниматься с регистрации.

В течение этого времени не разрешается осуществлять предпринимательскую деятельность (статьи 47 и 49 Закона о госрегистрации)

С 10.02.2011 г. предпринимателя могут снять с регистрации по упрощенной процедуре, если суд примет решение о прекращении его деятельности (кроме случаев банкротства). Такое решение принимается на основании:
— признания предпринимателя банкротом (но как раз в этом случае упрощенно сняться с регистрации
не выйдет);
— осуществления деятельности, запрещенной законом;
— неподачи в течение года налоговой отчетности;
наличия в Едином госреестре записи об отсутствии предпринимателя по месту жительства
(это новое основание, которое будет введено
с 10.02.2011 г.).

Упрощенная процедура снятия с регистрации будет проходить автоматически (без участия самого предпринимателя). Госрегистратор отправит в налоговую, ПФ и другие фонды социального страхования сообщение о процедуре прекращения деятельности предпринимателя, а они в течение месяца пришлют ему справки об отсутствии задолженности или о списании долгов. После этого госрегистратор самостоятельно составит необходимые документы и физлицо лишится предпринимательского статуса.

Однако, если предприниматель, налоговая или фонды сами начнут мероприятия по прекращению предпринимательской деятельности, упрощенная процедура прекратится и снятие с регистрации будет происходить обычным путем (статьи 6 — 7 Закона № 2390)

Снятие с регистрации предпринимателя будет возможно без справок из фондов социального страхования

Если предприниматель снимался
с регистрации до 01.01.2011 г., он обязан был подать госрегистратору пакет документов, включая справки об отсутствии задолженности перед ПФ и другими фондами социального страхования (или справку о том, что он не стоял на учете в таких фондах)

С 01.01.2011 г. при снятии предпринимателя с регистрации не нужно будет подавать госрегистратору справки об отсутствии задолженностей перед фондами (кроме одной справки из ПФ) — Заключительные и Переходные положения Закона о ЕСВ

Замена старого Свидетельства о госрегистрации (выданного до 01.07.2004 г.)

На сегодняшний день все еще встречаются предприниматели, которые пользуются Свидетельством о госрегистрации, полученным до 01.07.2004 г. (т. е. оно оформлено на старом бланке).

Такая ситуация сложилась в связи с тем, что

Закон о госрегистрации не заставлял предпринимателей менять свидетельства о госрегистрации старого образца на новые (таким образом, старые свидетельства закрепились в обиходе наряду с новыми)

С 10.02.2011 г. по 10.02.2012 г. предпринимателей, которые до сих пор пользовались старым Свидетельством о госрегистрации (выданным до 01.07.2004 г.), обязали его заменить — получить Свидетельство о госрегитрации единого образца.

Для этого необходимо подать госрегистратору регистрационную карточку для включения сведений о них в Единый государственный реестр (см. «СД», 2010, № 16, с. 5).

При этом свидетельства о госрегистрации, оформленные до 01.07.2004 г. (на старых бланках), станут недействительными с 10.02.2012 г. (пункты 2 — 4 раздела II Закона № 2390).

Обратите внимание: у предпринимателя может быть на руках Свидетельство о госрегистрации нового образца не только тогда, когда он добровольно менял его у госрегистратора, но и когда после 01.07.2004 г. он получал новое Свидетельство в связи с утерей прежнего, изменением Ф. И. О. либо места жительства

Вопросы проверок

Истекает проверочный мораторий

До 01.01.2011 г. был установлен мораторий на плановые проверки предпринимателей и ограничены основания для проведения внеплановых проверок. Кроме того, санкции за нарушения не применялись, если в течение 30 дней после получения предписания предприниматель нарушение устранил (постановление № 502)

Хотя не все контролирующие органы подчинялись мораторию, но некоторые все-таки не проводили проверки (к примеру, Госпожарнадзор, Фонд «безработицы» и др.). Поэтому нужно учитывать, что с 01.01.2011 г. проверки ими будут возобновлены

Утверждены критерии оценки субъектов хозяйствования с целью проведения проверок исполнения законодательства о труде

Поскольку до 22.11.2010 г. не было критериев для определения степени риска субъектов хозяйствования в сфере проверок по труду, то все субъекты были бы отнесены к субъектам с незначительной степенью риска. В силу чего инспекция по труду могла проводить плановые проверки любого субъекта не чаще чем один раз в 5 лет (пункт 3 статьи 22 Закона № 877)

С 22.11.2010 г. утверждены критерии оценки субъектов хозяйствования с целью проведения проверок исполнения законодательства о труде.

Так, теперь инспекции по труду будут ежегодно проводить плановые проверки предпринимателей, если (высокая степень риска):
— у них работает 201 и более работников;
— они нарушают требования законодательства
о труде;
— в прошлом или текущем году они проводили увольнение по инициативе предпринимателя или приняли решение о сокращении штата;

— выплачивают зарплату в размере меньшем, чем минимальная;

— у них есть неоформленные работники;

— в течение прошлых 12 календарных месяцев
у них выявлены грубые нарушения законодательства о труде;
— они нарушают требования законодательства о труде в сфере использования труда женщин, несовершеннолетних, лиц с ограниченными возможностями;
— они не выполняют условий генерального (отраслевого) соглашения и/или коллективного договора;
— они нарушают требования законодательства о труде относительно длительности рабочего времени.

Не чаще чем один раз в 2 года с плановой проверкой придут к предпринимателям, которые (средняя степень риска):
— наняли от 50 до 200 человек;
— нарушают сроки выплаты зарплаты;
— выплачивают зарплату в минимальном размере за квалифицированный труд;
— в течение предыдущих 12 календарных месяцев допустили нарушение требований законодательства о труде и привлекались к админответственности;
— не выполняют требований законодательства о выплате компенсаций, предусмотренных законодательством о труде (больничные, отпускные);
— не выполняют требований законодательства о предоставлении гарантий во время привлечения работника к материальной ответственности за убытки, причиненные предприятию, учреждению, организации;
— не выполняют порядка внедрения и изменения норм труда;
— нарушают порядок применения дисциплинарных взысканий.

Все остальные предприниматели относятся к субъектам с незначительной степенью риска, а значит, плановые проверки у них должны проводиться не чаще чем один раз в 3 года (постановление № 1059)

ГНАУ утвердила Методрекомендации по поводу отбора предпринимателей для проведения проверок в 2011 году

Отбирая предпринимателей для проверки, налоговики руководствуются следующими критериями:
— налогоплательщик получил в текущем году или за прошлый год валовой доход более 10 млн грн.;
— отношение среднемесячного НДФЛ к среднемесячному валовому доходу меньше 0,48 %;
— наличие наемных работников в количестве, не соответствующем виду деятельности, количеству РРО и/или торговых патентов;
— несоответствие между валовым доходом и доходом, показанным в декларации о доходах, и суммой, отраженной в отчете по РРО;
— осуществление сомнительных или существенных финансовых операций;

— сотрудничество с юрлицами, в которых сам предприниматель является руководителем или учредителем;
— участие в схемах по уклонению от налогообложения и/или по минимизации налоговых обязательств;
— сотрудничество с контрагентами, которые находятся в розыске, не подают отчетность, обанкротилась и т. п.;
— осуществление ВЭД;
постоянное декларирование отрицательного значения НО по НДС;
предоставление декларации по НДС, включая суммы с «опоздавших» налоговых накладных;
— наличие заниженного налогового обязательства (НО) по НДС или завышения налогового кредита (НК) по НДС, что определено электронной системой ГНАУ;
несвоевременное начисление и уплата НДС;
— утратили права на налоговые льготы (Методические рекомендации № 201)

Предпринимателям следует подготовиться к проверкам налоговиков с 01.01.2011 г. При этом представители налоговых органов будут проверять в основном тех физлиц, которые соответствуют прошлогодним критериям, а также тех, кто:
допустил нарушения, выявленные в ходе проверок соблюдения правил проведения наличных расчетов, наличия торговых патентов и лицензий;
работает на едином налоге и сотрудничает с юрлицом, в котором этот же единоналожник является руководителем, учредителем или сотрудником.

Особое внимание планируется уделить таким налогоплательщикам, у которых наблюдается максимальное количество указанных рисков (подпункт 4.4.1 Методических рекомендаций № 548)

Помощь при рождении ребенка

Увеличена
помощь при рождении
ребенка

До 01.01.2011 г. помощь при рождении ребенка предоставлялась в таких размерах:
— 12240 грн. — на первого ребенка;
— 25000 грн. — на второго ребенка;
— 50000 грн. — на третьего ребенка и следующих детей.

Выплата помощи осуществлялась частями. Первая сумма выплачивалась сразу при рождении:
— первого ребенка — 4800 грн.;
— второго ребенка — 4840 грн.;
— третьего ребенка (и далее) — 5000 грн.

Остальная сумма выплачивалась равными частями:
— на первого ребенка — в течение следующих 12 месяцев;
— на второго ребенка — в течение 24 месяцев;
— на третьего ребенка (и далее) — в течение 36 месяцев (статья 12 Закона № 2811)

На детей, рожденных с 01.01.2011 г., помощь будет предоставляться в таких размерах:
22 прожиточных минимума, установленных для ребенка до 6 лет, на первого ребенка;
45 прожиточных минимумов, установленных для детей до 6 лет, — на второго ребенка;
90 прожиточных минимумов, установленных для детей до 6 лет, — на третьего ребенка и следующих детей.

Выплата помощи будет осуществляться так же, как и раньше. Первоначальная ее сумма составит при рождении 9 прожиточных минимумов, установленных для детей до 6 лет (независимо от того, какой ребенок по счету).

Остаток будет выплачиваться по-прежнему в течение 12 месяцев, 24 месяцев и 36 месяцев на первого,
второго, третьего (и далее) ребенка соответственно (статья 2 Закона № 1723)

 

Документы справочника

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о ЕСВ

— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (вступил в силу 01.01.2011 г.).

Закон о госрегистрации

— Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Закон № 2390

— Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» по упрощению механизма государственной регистрации прекращения субъектов хозяйствования» от 01.07.2010 г. № 2390-VI (вступил в силу 10.02.2011 г.).

Закон № 877

— Закон Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон № 1723

— Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» по выплате помощи при рождении ребенка» от 17.11.2009 г. № 1723-VI (вступил в силу 01.01.2011 г.).

Закон № 2811

— Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г.
№ 2811-XII.

Постановление № 502

постановление КМУ «О временных ограничениях по осуществлению
мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» от 21.05.2009 г. № 502.

Постановление № 1059

— постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)» от 17.11.2010 г. № 1059.

Постановление № 1168

— постановление КМУ «Некоторые вопросы применения законодательства о труде физическим лицом, использующим наемный труд» от 29.10.2009 г. № 1168.

Инструкция № 21-5

— Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная постановлением правления ПФУ от 27.09.2010 г. № 21-5 (вступил в силу 01.01.2011 г.).

Порядок № 22-2

— Порядок формирования и предоставления страхователями отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 08.10.2010 г. № 22-2 (вступил в силу 01.01.2011 г.).

Порядок № 21-3

— Порядок принятия банками к исполнению расчетных документов на выплату заработной платы, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.2010 г. № 21-3 (вступил в силу 01.01.2011 г.).

Порядок № 12-1

— Порядок принятия банками к исполнению расчетных документов на выплату заработной платы, утвержденный постановлением правления ПФУ от 07.04.2009 г. № 12-1 (утратил силу 01.01.2011 г.).

Порядок регистрации трудовых договоров

— Порядок регистрации трудового договора между работником и физическим лицом, утвержденный приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 08.06.2001 г. № 260.

Приказ № 320

— приказ Министерства труда и социальной политики Украины «О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной политики Украины от 08.06.2001 г. № 260» от 14.10.2010 г. № 320.

Методические рекомендации № 548

— Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 27.07.2010 г. № 548.

Методические рекомендации № 201

— Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 28.03.2008 г. № 201.

Приказ № 933

— приказ Министерства здравоохранения Украины «Обязательный минимальный ассортимент лекарственных средств и препаратов медицинского назначения для аптек и аптечных пунктов на период угрозы эпидемии гриппа» от 01.11.2010 г. № 933 (вступит в силу со дня его официального опубликования).

 

Справочная информация (справка)

1 Минюст высказывал мнение, что предприниматель, имеющий наемных работников, может считаться должностным лицом и к нему можно применить админштраф. Однако ПФ всегда соглашался с тем, что предприниматели должностными лицами не являются, и админштрафы к ним не применял.

Материал подготовила Людмила Бала,
консультант газеты «Собственное Дело»

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше