На рубеже 2010 — 2011 гг.: что было — что будет (не Кодексом единым...)
Все говорит о том, что 2011 год будет урожайным на законодательные новинки. Чего только стоит один Налоговый кодекс, который требует массу внимания вначале года и который, безусловно, является темой отдельного разговора. Тем не менее нельзя забывать и о других изменениях в законодательных и нормативно-правовых актах, которые вот-вот вступили в силу.
Изменения | Как было | Как будет |
1 | 2 | 3 |
ЕСВ | ||
Уплата ЕСВ | За декабрь 2010 года предприниматель последний раз уплачивает отдельно страховые взносы в ПФ, Фонд «безработицы», Фонд «временной нетрудоспособности» и Фонд «несчастного случая». | С 01.01.2011 г. предприниматели обязаны уплачивать ЕСВ (перечисляется на счет ПФ): |
Отчетность по ЕСВ | За 2010 год предприниматель все еще подает отчетность по персонификации в ПФ: Кроме того, он отчитывается перед фондами «нетрудоспособности», «безработицы» и «несчастного случая». Все эти отчеты подаются в последний раз за периоды 2010 года | Начиная с отчетов за январь 2011 года отчетность по персонификации будет заменена отчетностью по ЕСВ (хотя по сути это почти та же самая форма). Итак, отчеты по ЕСВ подаются в ПФ так: |
Введена административная ответственность за неуплату ЕСВ и неподачу отчетности по нему | Админштраф за неуплату пенсионных взносов не применялся Остальные соцфонды налагали на предпринимателей админштрафы, но только за неуплату или несвоевременную уплату взносов (статьи 1653, 1654, 1655 КУоАП). При этом за неподачу отчетов админответственности не было, за исключением Фонда «несчастного случая», который все-таки штрафовал предпринимателей и за просрочку с отчетностью | С 01.01.2011 г. админответственность за нарушения в сфере государственного социального страхования будет такой: |
Справка в банк в том случае, если сумма уплаченного ЕСВ меньше чем 1/3 зарплаты | В 2010 году банк выдавал предпринимателю наличные для выплаты зарплаты или перечислял зарплату на карточки работников только при условии, что предприниматель одновременно с платежным поручением (чеком) на выплату зарплаты предоставит документ об уплате пенсионных взносов. Причем именно банки обязали следить за тем, чтобы сумма уплаченных взносов была не меньше 1/3 средств, указанных в платежном поручении (чеке) на выплату зарплаты. В том случае, когда сумма взносов по объективным причинам (например, наличие переплат) оказывалась меньше 1/3 от выдаваемой зарплаты, необходимо было согласовывать ее с ПФ, получая справку-согласование (постановление ПФ от 07.04.2009 г. | С 01.01.2011 г. все взносы на обязательное государственное социальное страхование заменены ЕСВ. При этом если предприниматель не допускал нарушений пенсионного законодательства (и законодательства о ЕСВ), то данную справку ему могут выдать даже на год (постановление ПФ от 27.09.2010 г. № 21-3) |
Отношения с наемными работниками | ||
Обновлены форма трудового договора и порядок его регистрации в центре занятости | Еще с 13.11.2009 г. предприниматели получили возможность регистрировать трудовые договоры в центре занятости и снимать их с регистрации без присутствия наемных работников. Кроме того, даже сами работодатели могут больше не присутствовать при регистрации, если поручат выполнение всех действий уполномоченному лицу (представителю) и выдадут ему для этого нотариальную доверенность (постановление № 1168). Однако указанные изменения больше года не были внесены в Порядок регистрации трудовых договоров | С 22.11.2010 г. Порядок регистрации трудовых договоров наконец обновлен — теперь в нем отражены все изменения, предусмотренные ранее постановлением № 1168. Итак, при регистрации трудового а) без присутствия предпринимателя уполномоченное им лицо подает все необходимые документы плюс свой паспорт, а также оригинал и заверенную копию нотариальной доверенности; б) без присутствия работника — подпись работника на трудовом договоре должна быть заверена нотариально. Снять трудовой договор с регистрации без присутствия наемного работника можно только в том случае, если предприниматель имеет документы, подтверждающие, что он: — произвел окончательный расчет с работником, а в случае, если работник не явился получить средства, депонировал их. Кроме того, с 22.11.2010 г. обновлена форма трудового договора (см. «СД», 2010, № 23, с. 41). Изменения не радикальные — в трудовом договоре подправлены всего несколько реквизитов: 1) «Подпись предпринимателя» — вместо предпринимателя подписать трудовой договор может уполномоченное им лицо (на основании нотариальной доверенности); 2) «Подпись работника» — если работник не присутствует в центре занятости при снятии трудового договора с регистрации, его подпись о расторжении трудового договора необязательна; 3) «Идентификационный номер» — ИНН указывается при наличии его у предпринимателя или наемного работника (т. е. если лицо по каким-либо причинам не желает получать ИНН, трудовой договор оно заключить может). Заметим, что в связи с указанными изменениями редактировать уже заключенные трудовые договоры не нужно |
Центр занятости будет информировать ПФ о том, что у предпринимателя появился работник (или уволился) | — | С 01.01.2011 г. центр занятости будет информировать ПФ о регистрации трудового договора с работником (т. е. о приеме на работу) и о снятии с регистрации Таким образом, как только предприниматель примет работника, в ПФ об этом сразу узнают и будут ожидать уплаты ЕСВ за такое лицо (пункт 11 приказа № 320) |
Регистрационные нюансы | ||
Упрощено снятие предпринимателя с регистрации по решению суда | До 10.02.2011 г. госрегистратор уведомляет предпринимателя о том, что суд принял решение о прекращении им предпринимательской деятельности. При этом снятие с регистрации происходит в обычном порядке: предприниматель должен сам подать госрегистратору необходимые документы, ждать проверки от налоговой и фондов, а затем снова посещать госрегистратора и окончательно сниматься с регистрации. В течение этого времени не разрешается осуществлять предпринимательскую деятельность (статьи 47 и 49 Закона о госрегистрации) | С 10.02.2011 г. предпринимателя могут снять с регистрации по упрощенной процедуре, если суд примет решение о прекращении его деятельности (кроме случаев банкротства). Такое решение принимается на основании: Упрощенная процедура снятия с регистрации будет проходить автоматически (без участия самого предпринимателя). Госрегистратор отправит в налоговую, ПФ и другие фонды социального страхования сообщение о процедуре прекращения деятельности предпринимателя, а они в течение месяца пришлют ему справки об отсутствии задолженности или о списании долгов. После этого госрегистратор самостоятельно составит необходимые документы и физлицо лишится предпринимательского статуса. Однако, если предприниматель, налоговая или фонды сами начнут мероприятия по прекращению предпринимательской деятельности, упрощенная процедура прекратится и снятие с регистрации будет происходить обычным путем (статьи 6 — 7 Закона № 2390) |
Снятие с регистрации предпринимателя будет возможно без справок из фондов социального страхования | Если предприниматель снимался | С 01.01.2011 г. при снятии предпринимателя с регистрации не нужно будет подавать госрегистратору справки об отсутствии задолженностей перед фондами (кроме одной справки из ПФ) — Заключительные и Переходные положения Закона о ЕСВ |
Замена старого Свидетельства о госрегистрации (выданного до 01.07.2004 г.) | На сегодняшний день все еще встречаются предприниматели, которые пользуются Свидетельством о госрегистрации, полученным до 01.07.2004 г. (т. е. оно оформлено на старом бланке). Такая ситуация сложилась в связи с тем, что Закон о госрегистрации не заставлял предпринимателей менять свидетельства о госрегистрации старого образца на новые (таким образом, старые свидетельства закрепились в обиходе наряду с новыми) | С 10.02.2011 г. по 10.02.2012 г. предпринимателей, которые до сих пор пользовались старым Свидетельством о госрегистрации (выданным до 01.07.2004 г.), обязали его заменить — получить Свидетельство о госрегитрации единого образца. Для этого необходимо подать госрегистратору регистрационную карточку для включения сведений о них в Единый государственный реестр (см. «СД», 2010, № 16, с. 5). При этом свидетельства о госрегистрации, оформленные до 01.07.2004 г. (на старых бланках), станут недействительными с 10.02.2012 г. (пункты 2 — 4 раздела II Закона № 2390). Обратите внимание: у предпринимателя может быть на руках Свидетельство о госрегистрации нового образца не только тогда, когда он добровольно менял его у госрегистратора, но и когда после 01.07.2004 г. он получал новое Свидетельство в связи с утерей прежнего, изменением Ф. И. О. либо места жительства |
Вопросы проверок | ||
Истекает проверочный мораторий | До 01.01.2011 г. был установлен мораторий на плановые проверки предпринимателей и ограничены основания для проведения внеплановых проверок. Кроме того, санкции за нарушения не применялись, если в течение 30 дней после получения предписания предприниматель нарушение устранил (постановление № 502) | Хотя не все контролирующие органы подчинялись мораторию, но некоторые все-таки не проводили проверки (к примеру, Госпожарнадзор, Фонд «безработицы» и др.). Поэтому нужно учитывать, что с 01.01.2011 г. проверки ими будут возобновлены |
Утверждены критерии оценки субъектов хозяйствования с целью проведения проверок исполнения законодательства о труде | Поскольку до 22.11.2010 г. не было критериев для определения степени риска субъектов хозяйствования в сфере проверок по труду, то все субъекты были бы отнесены к субъектам с незначительной степенью риска. В силу чего инспекция по труду могла проводить плановые проверки любого субъекта не чаще чем один раз в 5 лет (пункт 3 статьи 22 Закона № 877) | С 22.11.2010 г. утверждены критерии оценки субъектов хозяйствования с целью проведения проверок исполнения законодательства о труде. Так, теперь инспекции по труду будут ежегодно проводить плановые проверки предпринимателей, если (высокая степень риска): — выплачивают зарплату в размере меньшем, чем минимальная; — у них есть неоформленные работники; — в течение прошлых 12 календарных месяцев Не чаще чем один раз в 2 года с плановой проверкой придут к предпринимателям, которые (средняя степень риска): Все остальные предприниматели относятся к субъектам с незначительной степенью риска, а значит, плановые проверки у них должны проводиться не чаще чем один раз в 3 года (постановление № 1059) |
ГНАУ утвердила Методрекомендации по поводу отбора предпринимателей для проведения проверок в 2011 году | Отбирая предпринимателей для проверки, налоговики руководствуются следующими критериями: — сотрудничество с юрлицами, в которых сам предприниматель является руководителем или учредителем; | Предпринимателям следует подготовиться к проверкам налоговиков с 01.01.2011 г. При этом представители налоговых органов будут проверять в основном тех физлиц, которые соответствуют прошлогодним критериям, а также тех, кто: Особое внимание планируется уделить таким налогоплательщикам, у которых наблюдается максимальное количество указанных рисков (подпункт 4.4.1 Методических рекомендаций № 548) |
Помощь при рождении ребенка | ||
Увеличена | До 01.01.2011 г. помощь при рождении ребенка предоставлялась в таких размерах: Выплата помощи осуществлялась частями. Первая сумма выплачивалась сразу при рождении: Остальная сумма выплачивалась равными частями: | На детей, рожденных с 01.01.2011 г., помощь будет предоставляться в таких размерах: Выплата помощи будет осуществляться так же, как и раньше. Первоначальная ее сумма составит при рождении 9 прожиточных минимумов, установленных для детей до 6 лет (независимо от того, какой ребенок по счету). Остаток будет выплачиваться по-прежнему в течение 12 месяцев, 24 месяцев и 36 месяцев на первого, |
Документы справочника
КУоАП
— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.Закон о ЕСВ
— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (вступил в силу 01.01.2011 г.).Закон о госрегистрации
— Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.Закон № 2390
— Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» по упрощению механизма государственной регистрации прекращения субъектов хозяйствования» от 01.07.2010 г. № 2390-VI (вступил в силу 10.02.2011 г.).Закон № 877
— Закон Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.Закон № 1723
— Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» по выплате помощи при рождении ребенка» от 17.11.2009 г. № 1723-VI (вступил в силу 01.01.2011 г.).Закон № 2811
— Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г.№ 2811-XII.
Постановление № 502
— постановление КМУ «О временных ограничениях по осуществлениюмероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» от 21.05.2009 г. № 502.
Постановление № 1059
— постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)» от 17.11.2010 г. № 1059.Постановление № 1168
— постановление КМУ «Некоторые вопросы применения законодательства о труде физическим лицом, использующим наемный труд» от 29.10.2009 г. № 1168.Инструкция № 21-5
— Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная постановлением правления ПФУ от 27.09.2010 г. № 21-5 (вступил в силу 01.01.2011 г.).Порядок № 22-2
— Порядок формирования и предоставления страхователями отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 08.10.2010 г. № 22-2 (вступил в силу 01.01.2011 г.).Порядок № 21-3
— Порядок принятия банками к исполнению расчетных документов на выплату заработной платы, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.2010 г. № 21-3 (вступил в силу 01.01.2011 г.).Порядок № 12-1
— Порядок принятия банками к исполнению расчетных документов на выплату заработной платы, утвержденный постановлением правления ПФУ от 07.04.2009 г. № 12-1 (утратил силу 01.01.2011 г.).Порядок регистрации трудовых договоров
— Порядок регистрации трудового договора между работником и физическим лицом, утвержденный приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 08.06.2001 г. № 260.Приказ № 320
— приказ Министерства труда и социальной политики Украины «О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной политики Украины от 08.06.2001 г. № 260» от 14.10.2010 г. № 320.Методические рекомендации № 548
— Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 27.07.2010 г. № 548.Методические рекомендации № 201
— Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 28.03.2008 г. № 201.Приказ № 933
— приказ Министерства здравоохранения Украины «Обязательный минимальный ассортимент лекарственных средств и препаратов медицинского назначения для аптек и аптечных пунктов на период угрозы эпидемии гриппа» от 01.11.2010 г. № 933 (вступит в силу со дня его официального опубликования).
Справочная информация (справка)
1 Минюст высказывал мнение, что предприниматель, имеющий наемных работников, может считаться должностным лицом и к нему можно применить админштраф. Однако ПФ всегда соглашался с тем, что предприниматели должностными лицами не являются, и админштрафы к ним не применял.
Материал подготовила Людмила Бала,
консультант газеты «Собственное Дело»