Темы статей
Выбрать темы

На заметку. Судьба законопроекта об упрощенной системе и важные изменения в Налоговый кодекс и Закон о ЕСВ (законопроект № 8217)

Редакция СД
Комментарий

На заметку

 

Судьба законопроекта об упрощенной системе и важные изменения в Налоговый кодекс и Закон о ЕСВ (законопроект № 8217)

Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины (об усовершенствовании некоторых норм Налогового кодекса Украины) от 12.03.2011 г. № 8217

 

Депутаты буквально до последних дней тянули с

законопроектом об «упрощенке», и таки времени на его рассмотрение у них не хватило. Сам текст запонопроекта, принятый в первом чтении, доработан и готов к принятию. Правда, теперь решено поставить его на рассмотрение уже после каникул, — скорее всего, это произойдет в сентябре. При этом планируется, что сам Закон вступит в силу в октябре 2011 года.

Однако в последние дни сессии депутаты приняли очень важные изменения в

Налоговый кодекс, Закон о ЕСВ и подарили упрощенцам мораторий на проверки.

Так, теперь

будут освобождены от уплаты ЕСВ пенсионеры (по возрасту) и инвалиды, работающие на упрощенной системе налогообложения (за себя, независимо от наличия наемных работников). Они могут стать плательщиками ЕСВ только на добровольных началах.

Общесистемщиков, к сожалению, это освобождение не затронуло. Более того, им даже не «ослабили» нагрузку по ЕСВ (напомним, что изначально в

законопроекте № 8217 планировалось снизить размер ЕСВ для общесистемщиков до 34,7 % от минзарплаты, но эта норма не прошла). Таким образом, при работе на общей системе налогообложения ЕСВ нужно будет уплачивать по-прежнему — в размере 34,7 % от чистого дохода.

Далее, для

единоналожников и фикспатентщиков не только отменили штрафы за несвоевременное внесение пенсионной доплаты за прошлый год, но и списали задолженность по таким доплатам (разумеется, если она все еще оставалась непогашенной). Задолженность не будут взыскивать даже в том случае, если суд уже вынес решение об уплате долга в ПФ и исполнительная служба занялась взысканием указанных сумм.

Помимо этого, внесен еще целый ряд изменений в

Налоговый кодекс, которые в первую очередь будут касаться общесистемщиков. Учитывая, что данными изменениями в Налоговый кодекс откорректирован перечень расходов для плательщиков налога на прибыль, в следующих номерах мы подробно рассмотрим, как эти изменения затронут общесистемщиков.

Положительным изменением для общесистемщиков станет

возможность уменьшать свои авансовые взносы по НДФЛ в течение года (внутри года). Так, если предприниматель установил себе авансовые платежи, основываясь на чистом доходе прошлого года (или первого квартала работы на общей системе налогообложения), а со временем обнаружил, что в каком-то квартале его чистый доход гораздо меньше того, от которого считались авансовые платежи (снизился более чем на 20 %), он вправе уменьшить сумму авансового платежа пропорционально уменьшению дохода. Для этого до наступления ближайшего срока уплаты НДФЛ следует подать в налоговую заявление (произвольной формы), кратко изложив в нем причины уменьшения авансового платежа по НДФЛ и расчет новой суммы авансового платежа.

Например, если в III квартале 2011 года предприниматель получит чистого дохода на 30 % меньше, чем ожидаемая сумма ежеквартального чистого дохода в 2011 году, то он сможет уплатить авансовый взнос по НДФЛ в размере, меньшем на 30 % (срок уплаты — ближайший после окончания III квартала — до 15.11.2011 г.).

Еще одно новшество для общесистемщиков касается

пакета документов, необходимых для неудержания НДФЛ. Итак, теперь уже не только на уровне налоговых разъяснений, но и на уровне Налогового кодекса будет закреплено следующее правило: субъект хозяйствования, выплачивающий доход предпринимателю, имеет право не удерживать НДФЛ при выплате, если лицо, получающее доход, предоставит копию документа, подтверждающего факт его регистрации в качестве предпринимателя. Понятно, что таким документом может быть выписка или извлечение из ЕГР, а для предпринимателей, зарегистрированных до 07.05.2011 г., — Свидетельство о госрегистрации. Таким образом, окончательно стало ясно, что оригиналы подтверждающих документов предоставлять не нужно — достаточно копий.

Кстати,

запрет на включение в расходы стоимости товаров (работ, услуг), приобретенных у предпринимателей-единоналожников, все еще остался. Данное ограничение хотели отменить, но пока что решили не трогать, по крайней мере, до окончательного принятия закона об упрощенной системе. Получается, что сотрудничать с физлицами-единоналожниками по-прежнему невыгодно и продлится это как минимум до октября текущего года.

Приятным подарком для упрощенцев стал

мораторий на проверки единоналожников, который продлится вплоть до принятия Закона об упрощенной системе налогообложения. Итак, до реформ запрещены любые проверки единоналожников органами государственной власти и местного самоуправления, за исключением:

— внеплановых проверок СЭС;

— внеплановых проверок по жалобам потребителей;

— плановых и внеплановых проверок ПФ (однако проверки со стороны ПФ разрешены только в отношении предпринимателей, деятельность которых отнесена к средней степени риска).

Стоит отметить и еще несколько интересных моментов:

1) если предприниматель выплачивает

вознаграждение физлицу по гражданско-правовому договору, то НДФЛ теперь будет рассчитываться от суммы вознаграждения за вычетом суммы ЕСВ, удержанного с физлица;

2) вернулась старая норма, требующая уплаты НДФЛ даже в том случае, когда зарплата (вознаграждение) вовремя не выплачена. Такая норма действовала до 01.01.2011 г. в

Законе о налоге с доходов, однако в Налоговом кодексе ее до сих пор не было (поэтому с 01.01.2011 г. предприниматели могли не уплачивать в бюджет НДФЛ, даже если затягивали с выплатой зарплат). К сожалению, законодатели решили вернуть ситуацию на круги своя: как только законопроект № 8217 станет законом и вступит в силу, НДФЛ нужно будет уплачивать в течение 20 календарных дней после окончания того месяца, за который начислен доход, даже если этот доход не выплачен.

Допустим, по каким-то причинам предприниматель не выплатит зарплату своим работникам за август. Это означает, что НДФЛ по такой зарплате все равно нужно уплатить — не позже 20 сентября;

3)

предпринимателей не будут штрафовать за любые ошибки, допущенные в ежемесячных отчетах налоговых агентов по НДФЛ, а также за несвоевременную подачу этих отчетов (напомним, что такие отчеты отменены с 07.04.2011 г.). Причем даже если санкции за указанные нарушения уже начислены, они подлежат списанию;

4)

с 01.08.2011 г. ставка хмелесбора вырастет в полтора раза (вместо 1 % будет применяться ставка 1,5 %);

5) эконалог за бензин будут уплачивать только те продавцы топлива, которые являются его производителями или изготавливают топливо из давальческого сырья или ввозят его из-за границы. Таким образом,

устранится двойная уплата эконалога при купле-продаже топлива оптовыми торговцами.

И в заключение отметим, что

законопроект № 8217 уже принят ВРУ во втором чтении. В настоящий момент он ожидает подписи Президента. Как только это произойдет, упомянутый законопроект станет законом. Действовать он начнет со дня его официального опубликования, что, впрочем, не должно затянуться надолго. Подробнее все важные моменты и нюансы принятого Закона мы будем рассматривать в ближайших номерах «СД».

 

Отменен обязательный техосмотр для легковых автомобилей, не использующихся в коммерческих целях

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об устранении чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок» № 3565-VIот 05.07.2011 г.

 

Данным нормативным документом

вносятся изменения в ряд профильных законов, согласно которым:

отменяется обязательный технический осмотр для легковых автомобилей, которые не используются в коммерческих целях;

— существенно

упрощается порядок прохождения обязательного технического контроля для других транспортных средств;

— Госавтоинспекция МВД Украины отстраняется от проведения обязательного технического контроля транспортных средств и эти полномочия передаются субъектам ведения хозяйства;

отменяются требования об обязательном наличии у водителя дорожного (маршрутного) листа и нотариально заверенной доверенности на управление транспортным средством.

Закон

вступит в силу через 30 дней со дня официального опубликования.

 

Выплаты на детей: подзаконный акт отшлифован

Постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми» от 22.06.2011 г. № 661

 

Мы уже писали о том, что с начала 2011 года уже дважды вносились изменения в

Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г. № 2811-ХII. В связи с этими изменениями Кабмин внес соответствующие коррективы и в Порядок назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1751. Подробнее о действующих размерах помощи при рождении ребенка и о порядке его получения мы писали в «СД», 2011, № 9, с. 43.

Небольшие изменения коснулись порядка получения помощи по беременности и родам женщинами — предпринимателями, не застрахованными в системе соцстрахования (которые

не уплачивают ЕСВ по добровольной ставке 36,6 % или 38,11 %). Такая женщина — предприниматель при обращении за помощью в связи с беременностью и родами теперь должна подать в орган соцзащиты справку не из Фонда «временной нетрудоспособности», а из Пенсионного фонда о том, что она состоит (не состоит) в нем на учете и добровольно не принимает участия в соцстраховании по «временной нетрудоспособности».

Размер данной помощи для женщин-предпринимателей остался прежним — 25 % прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица, в расчете на месяц.

Некоторые коррективы коснулись и порядка получения помощи по уходу за ребенком до трех лет. Так, если женщина при низких доходах членов семьи претендует на помощь в размере больше минимального (130 грн.), то для определения совокупного дохода семьи не включаются лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

 

Период отпуска для ухода за ребенком до трех лет включается в пенсионный стаж и не включается в стаж для оплаты больничного

Письмо Минсоцполитики Украины от 16.05.2011 г. № 166/18/99-11

 

За лиц, получающих помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста,

единый соцвзнос (далее — ЕСВ) уплачивают органы труда и соцзащиты населения. При этом вся сумма ЕСВ направляется на пенсионное страхование (ст. 7 и 8 Закона о ЕСВ). Поэтому период отпуска для ухода за ребенком до трех лет включается в страховой стаж для назначения пенсии.

В то же время, учитывая, что

взносы в Фонд «временной нетрудоспособности» в составе ЕСВ не уплачиваются в период отпуска для ухода за ребенком до трех лет, этот период с 01.01.2011 г. в страховой стаж для оплаты листка нетрудоспособности не засчитывается.

 

Больничный при суммированном учете рабочего времени

Письмо Минсоцполитики Украины от 05.05.2011 г. № 149/18/99-11

 

Суммированный учет рабочего времени каждого работника осуществляется по табелю выходов на работу и утвержденному графику работы (сменности). С учетом этого факта, а также того, что

выход на работу в середине смены законодательством не предусмотрен, Минсоцполитики считает, что в случаях, когда смена по графику началась в период временной нетрудоспособности работника и переходит на следующие сутки, листок нетрудоспособности должен выдаваться на срок до окончания рабочей смены.

 

Заявление на обязательную НДС-регистрацию: «санкционированная» спешка

Письмо ГНА в г. Киеве от 21.06.2011 г. № 17212/7/16-1417

 

Как известно, при достижении 300-тысячного объема облагаемых НДС операций за последние 12 календарных месяцев предприниматель на общей системе

обязан зарегистрироваться плательщиком НДС.

Пункт 183.2 Налогового кодекса

предусматривает подачу регистрационного заявления таким предпринимателем не позднее 10-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые превышен 300-тысячный объем. Причем, чем раньше подается заявление, тем лучше для плательщика (поскольку НДС нужно начислять по поставкам с начала месяца, следующего за месяцем превышения, а право на налоговый кредит появляется только с начала действия Свидетельства плательщика НДС).

ГНАУ в г. Киеве обратила внимание на то, что субъект хозяйствования в данном случае

имеет право подать заявление на НДС-регистрацию сразу после достижения установленного объема облагаемых НДС операций (при документальном подтверждении этого объема), а налоговые органы могут это заявление от него принять.

Также несколько слов стоит сказать о документальном подтверждении объемов облагаемых НДС операций. В свое время в

письме ГНАУ от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417 было отмечено, что лишь заключение гражданско-правовых договоров на поставку товаров/услуг в сумме, превышающей 300 тыс. грн., или наличие у лица намерения осуществлять деятельность, по результатам которой будет превышен указанный объем, согласно требованиям Налогового кодекса Украины поставкой не является, соответственно такие «объемы» для сравнения с пределом 300 тыс. грн. не учитываются.

Это верно, но на практике налоговики часто идут гораздо дальше, например настаивая на том, что учитываются только «закрытые» сделки, по которым произошли и оплата и отгрузка. Эти действия неправомерны.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше