Темы статей
Выбрать темы

Новая «упрощенка»: готовность № 1

Редакция СД
Статья

Новая «упрощенка»: готовность № 1

 

В прошлом номере «СД» (2011, № 11, с. 2) мы вкратце говорили о том, что новая упрощенная система налогообложения может заработать не с 2012 года, как предполагалось, а уже с 1 июля 2011 года. В настоящий момент Кабминовский законопроект № 8521 находится на стадии «включен в повестку дня», т. е. в скором времени, вероятно, будет принят за основу, тем более что соответствующая рекомендация от комитета ВРУ уже получена (01.06.2011 г.).

И хотя до 01.07.2011 г. Законопроект № 8521 вряд ли успеют принять в первом и втором чтении, все равно очевидно, что реформа упрощенной системы налогообложения произойдет в ближайшее время. Поэтому предпринимателям (как ныне действующим единоналожникам, так и тем, кто пока что находится на общей системе, но после реформ намерен перейти на упрощенную) есть смысл подготовить себя к возможным переменам уже сейчас. А поможет в этом материал данной статьи.

Виталий СМЕРДОВ, Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультанты газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

Налоговый кодекс

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Декрет № 13-92

— Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

Закон № 2505 —

Закон Украины «О внесении изменений
в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25.03.2005 г. № 2505-IV.

Закон № 2063

— Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. № 2063-III.

Законопроект № 8521

— проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства)» от 16.05.2011 г. № 8521.

 

Что изменится для нынешних единоналожников и фикспатентщиков

Те предприниматели, которые

уже сейчас являются единоналожниками или фикспатентщиками, т. е.:

— получили Свидетельство единоналожника согласно

Указу № 746;

— приобрели фикспатент по правилам

Декрета № 13-92, — смогут работать без изменений в течение трех месяцев после того, как вступит в силу закон, принятый на основе Законопроекта № 8521 (пункт 4 Заключительных положений Законопроекта № 8521). В течение этого периода единый налог они будут уплачивать по ныне действующим ставкам.

Далее им нужно будет сделать выбор — либо перейти на единый налог с соблюдением новых правил, либо переходить на общую систему налогообложения (см. рис. на с. 10).

 

Новые правила работы для единоналожников

Законопроектом № 8521

предполагается введение четырех категорий единоналожников: трех категорий физлиц и однойюрлиц. Основные критерии, которым должны соответствовать единоналожники, не изменились — это объем дохода и число работников, причем для каждой категории размеры критериев свои (см. табл. 1 на с. 10).

 

img 1 

 

Таблица 1

Условия работы на едином налоге

Единона-

ложники

 

Критерии

Физические лица — предприниматели

Юридические лица

I

II

III

1

2

3

4

5

Предельный доход* на протяжении календарного года, предшествующего периоду перехода на «упрощенку»

150 минимальных зарплат, установленных на 1 января отчетного года

1000 минимальных зарплат, установленных на
1 января отчетного года

2000 минимальных зарплат, установленных на
1 января отчетного года

5000 минимальных зарплат, установленных на
1 января отчетного года

*Доходом для целей упрощенной системы налогообложения признается:
— вся сумма, полученная налогоплательщиком от осуществления операций по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в наличной или безналичной форме;
— сумма кредиторской задолженности (т. е. задолженности предпринимателя перед поставщиками и подрядчиками), по которой истек срок исковой давности;
— стоимость бесплатно полученных в течение отчетного периода товаров, работ, услуг;
— сумма вознаграждения, полученного по договорам поручения, транспортного экспедирования или по агентским договорам (поскольку договор комиссии отдельно не указан, получается, что при его выполнении в доход нужно включать не только комиссионное вознаграждение, но и все средства, поступающие комиссионеру, в том числе причитающиеся комитенту).

Максимальное число наемных работников

Не могут использовать наемный труд

10 (одновременно)

50 (среднеучетная численность)

Виды хозяйственной деятельности

1) ремесленная
деятельность*;
2) розничная продажа товаров с торговых мест на рынках и/или оказание бытовых услуг**

1) производство товаров;
2) продажа товаров;
3) оказание услуг единоналожникам и/или населению (кроме посреднических услуг по купле, продаже, аренде и оцениванию недвижимого имущества, оказания услуг в сфере страхования);

Любые виды деятельности, не запрещенные для единоналожников

Любые виды деятельности, не запрещенные для единоналожников

 

 

4) деятельность в сфере ресторанного хозяйства

 

 

* В части ремесленной деятельности изменения заработают лишь с момента вступления в силу Закона Украины «О ремесленной деятельности» (пункт 1 Заключительных положений Законопроекта № 8521).
** В соответствии с Законопроектом № 8521 исключительный перечень бытовых услуг для целей упрощенной системы налогообложения таков:
— изготовление обуви по индивидуальным заказам;
— услуги по ремонту обуви;
— изготовление швейных изделий по индивидуальным заказам;
— изготовление изделий из кожи по индивидуальным заказам;
— изготовление изделий из меха по индивидуальным заказам;
— изготовление нижнего белья по индивидуальным заказам;
— изготовление текстильных изделий и текстильной галантереи по индивидуальным заказам;
— изготовление головных уборов по индивидуальным заказам;
— дополнительные услуги по изготовлению изделий по индивидуальным заказам;
— услуги по ремонту одежды и бытовых текстильных изделий;
— изготовление и вязание трикотажных изделий по индивидуальным заказам;
— услуги по ремонту трикотажных изделий;
— изготовление ковров и ковровых изделий по индивидуальным заказам;
— услуги по ремонту и реставрации ковров и ковровых изделий;
— изготовление кожаных галантерейных и дорожных изделий по индивидуальным заказам;
— услуги по ремонту кожаных галантерейных и дорожных изделий;
— изготовление мебели по индивидуальным заказам;
— услуги по ремонту, реставрации и возобновлению мебели;
— изготовление плотничьих и столярных изделий по индивидуальным заказам;
— техническое обслуживание и ремонт автомобилей, мотоциклов, мотороллеров и мопедов — по индивидуальным заказам;
— услуги по ремонту радиотелевизионной и другой аудио- и видеоаппаратуры;
— услуги по ремонту электробытовой техники и других бытовых приборов;
— услуги по ремонту часов;
— услуги по ремонту велосипедов;
— услуги по техническому обслуживанию и ремонту музыкальных инструментов;
— изготовление металлоизделий по индивидуальным заказам;
— услуги по ремонту других предметов личного пользования, домашнего потребления и металлоизделий;
— изготовление ювелирных изделий по индивидуальным заказам;
— услуги по ремонту ювелирных изделий;
— прокат вещей личного пользования и бытовых товаров;
— услуги по выполнению фоторабот;
— услуги по обработке пленок;
— услуги по стирке, обработке белья и других текстильных изделий;
— услуги по чистке и окрашиванию текстильных, трикотажных и пушных изделий;
— дубление пушных шкур по индивидуальным заказам;
— услуги парикмахерских;
— ритуальные услуги;
— услуги, связанные с сельским и лесным хозяйством;
— услуги домашней прислуги;
— услуги, связанные с очисткой и уборкой помещений по индивидуальным заказам.

Способ расчетов за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги)

Исключительно наличный или безналичный

Использование РРО

Освобождены

Должны использовать в порядке, установленном законодательством

 

Что касается

старых правил работы на упрощенной системе налогообложения, то в случае успешного принятия Законопроекта № 8521 все они будут отмененыУказ № 746, и Закон № 2505, и Закон № 2063).

Но справедливости ради стоит отметить, что запреты, касающиеся видов деятельности, допустимых для единоналожников, практически без изменений повторяются в

Законопроекте № 8521. Более того, планируется ввести новые.

 

Виды деятельности, запрещенные для единоналожников

Итак, помимо ныне существующих запретов на некоторые виды деятельности, упрощенная система налогообложения не будет распространяться на:

1)

юрлиц и физлиц-предпринимателей, осуществляющих:

— производство, реализацию

полезных ископаемых;

— деятельность по

управлению предприятиями;

деятельность по продаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата;

— деятельность по организации, проведению

гастрольных мероприятий;

— деятельность по предоставлению услуг почты и связи;

2) физлиц-предпринимателей:

— осуществляющих

технические испытания и исследования;

— осуществляющих деятельность в сфере

аудита;

сдающих в аренду земельные участки с общей площадью, превышающей 0,2 га, жилые помещения с общей площадью свыше 100 м2, нежилые помещения (сооружения, здания) и/или их части общей площадью свыше 300 м2.

Кроме того, некоторые ограничения в

Законопроекте № 8521 прописаны более детально: например, на уплату единого налога не смогут перейти лица, у которых в уставном капитале совокупность долей, принадлежащих неплательщикам единого налога (в настоящее время — субъектам малого предпринимательства), составляет или превышает 25 %.

Правда, кроме введения новых ограничений,

Законопроектом № 8521 планируются некоторые послабления, например единоналожникам разрешат продавать горюче-смазочные материалы в емкостях до 20 л.

 

Ставки единого налога

По сравнению с последним вариантом «упрощенки», предложенным правительством (см. «СД», 2011, № 9, с. 5), в

Законопроекте № 8521 ставки единого налога стали меньше. Удобнее всего их представить в виде таблицы (табл. 2) с привязкой к категориям единоналожников, указанных в табл. 1:

 

Таблица 2

Ставки единого налога

Физические лица — предприниматели

Юридические лица

I

II

III

Размер ставок

Ежемесячно: 1 — 10 % от минимальной зарплаты на 1 января

Ежемесячно: 2 — 20 % от минимальной зарплаты на 1 января

1) 3 % от базы налогообложения при уплате НДС;
2) 5 % от базы налогообложения (если единоналожник не является плательщиком НДС)

Кем устанавливаются

Устанавливаются ежегодно сельскими, поселковыми и городскими советами в зависимости от вида хозяйственной деятельности

Особенности

При осуществлении нескольких видов хозяйственной деятельности, для которых установлены разные ставки налога, такие плательщики получают одно свидетельство и уплачивают налог по большей ставке

Для производителей, реализующих исключительно продукцию собственного производства, ставки налога устанавливаются в размере 50 % от базовых

 

Кстати, нужно отметить, что доплата 50 % единого налога за наемных работников по-прежнему не установлена (т. е. ее не будет).

 

Что будет включаться в выручку единоналожников

На сегодняшний день выручкой единоналожников считаются средства, полученные ими в кассу или на текущий счет от операций по продаже товаров (работ, услуг) —

статья 1 Указа № 746. Никакой конкретики относительно того, какие же суммы должны включаться в выручку, а какие нет, действующее законодательство не содержит. Поэтому налоговики зачастую требуют включать в выручку те поступления, которые, по сути, ею вовсе не являются.

В

Законопроекте № 8521 этот вопрос не оставлен без внимания. Так, указан перечень поступлений, которые будут включаться в выручку (доход) единоналожника:

— вся сумма, полученная плательщиком от осуществления операций

по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в наличной или безналичной форме;

— суммы

кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (в настоящее время такие поступления выручкой единоналожника не являются, однако налоговики придерживаются противоположной позиции — см. письмо ГНАУ от 23.06.2006 г. № 6904/6/15-0416);

— стоимость

бесплатно полученных товаров, работ, услуг;

— сумма

вознаграждения поверенного (агента) при осуществлении работ и услуг по договорам поручения, транспортного экспедирования или по агентским договорам.

В то же время о налоговых последствиях при движении средств в пределах договоров комиссии в

Законопроекте № 8521 нет ни слова. Исходя из сложившейся практики налоговики по-прежнему будут требовать от единоналожников-комиссионеров включать в выручку все средства, поступающие по договору, в том числе и «транзитные» (причитающиеся комитенту).

В

Законопроекте № 8521 также четко прописано, что выручка, полученная в иностранной валюте, будет пересчитываться в гривни по официальному курсу НБУ, действующему на дату получения таких средств.

Датой

увеличения дохода будет:

— дата поступления средств на расчетный счет или в кассу плательщика (что имеет место и в настоящее время);

— дата списания кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;

— дата фактического получения бесплатно полученных товаров, работ, услуг.

При этом

Законопроектом № 8521 предполагается вывести из-под обложения единым налогом такие суммы:

1) суммы НДС (кроме лиц, которые не являются плательщиками НДС). Напомним, что в настоящее время предприниматели и так не учитывают НДС при уплате единого налога, а вот единоналожники-юрлица начисляют единый налог в размере 6 % на выручку с учетом НДС;

2) суммы средств, полученные по внутренним расчетам между структурными подразделениями;

3)

суммы финансовой помощи, полученной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев с момента получения, и суммы кредитов. Напомним, что в настоящее время налоговики продолжают неправомерно настаивать на включении возвратной финансовой помощи в базу обложения единым налогом;

4)

суммы средств целевого назначения, поступившие от Пенсионного фонда и прочих фондов общеобязательного государственного социального страхования, из бюджетов или государственных целевых фондов (в пределах государственных или местных программ);

5)

суммы средств (в частности, аванс, предоплата), которые возвращаются покупателю вследствие возврата им товара или расторжения договора, а также суммы средств, которые возвращаются единоналожником покупателю вследствие возврата таким покупателем товара (в размере, не превышающем суммы, уплаченной за товар);

6)

суммы средств, поступивших в качестве оплаты товаров (работ, услуг), которые реализованы в период пребывания плательщиком налога на общей системе налогообложения и стоимость которых была включена в доход юридического лица при исчислении налога на прибыль предприятий или общего налогооблагаемого дохода физического лица;

7)

суммы НДС, полученные в цене товаров (услуг), отгруженных (поставленных) плательщиком налога в период его пребывания на общей системе налогообложения;

8)

суммы средств или стоимости имущества, внесенных учредителями или участниками в качестве взноса в уставный фонд плательщика;

9)

суммы средств в части излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей), которые возвращаются плательщику налога из бюджета или государственных целевых фондов;

10)

суммы средств, полученные плательщиком единого налога как компенсация (возмещение) по решению суда;

11)

дивиденды, полученные плательщиком налога от других налогоплательщиков, которые облагаются в порядке, определенном Налоговым кодексом.

Несмотря на то что перечень не охватил всех проблемных «входящих» сумм дохода, он является одним из наиболее позитивных моментов «упрощенки» по

Законопроекту № 8521, поскольку подобная конкретизация сможет существенно ограничить возможности налоговиков неправомерно включать поступившие средства в выручку единоналожника.

 

Уплата единого налога, учет и отчетность по нему

Изменения в данной части связаны лишь с I и III категориями физлиц (см. табл. 1), а в остальном — все практически по-прежнему. Поскольку предусмотрены разные правила для разных категорий единоналожников, данную информацию лучше представить в виде таблицы (табл. 3):

 

Таблица 3

Порядок уплаты единого налога и подачи отчетности

Физические лица — предприниматели

Юридические лица

I*

II*

III

Сроки уплаты единого налога

Ежемесячно авансовым платежом до 20 числа (включительно)

Ежемесячно до 20 числа (включительно) месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется уплата налога

*Для данных категорий плательщиков (для категории II — лишь при условии отсутствия наемных работников) предполагается введение освобождения от уплаты единого налога на период отпуска в течение одного календарного месяца в год и/или болезни, подтвержденной больничным листом, если она длится календарный месяц и больше.

Отчетность

Подают декларацию в срок, установленный для годового отчетного периода

Подают декларацию в срок, установленный для квартального отчетного периода

Подают декларацию в срок, установленный для квартального отчетного периода

Учет

Ведут Книгу учета доходов и расходов (ее форма и порядок ведения будут утверждены Минфином), отражая в ней доход общей суммой за день (без расшифровки по каждой продаже)

Единоналожники, которые не являются плательщиками НДС, ведут Книгу учета доходов и расходов, отражая в ней доход общей суммой за день.
А вот плательщики НДС ведут учет по форме, которая будет разработана Минфином (вероятно, что-то наподобие упрощенного бухучета)

Ведут бухгалтерский учет в общем порядке и используют его данные для определения суммы единого налога и НДС

 

От каких налогов будут освобождены единоналожники?

Законопроектом № 8521

предполагается освободить единоналожников от уплаты таких налогов и сборов:

1)

налога на прибыль (очевидно, кроме авансового взноса при выплате дивидендов);

2)

НДФЛ — в части доходов самого предпринимателя-единоналожника;

3)

НДС — по поставкам товаров и услуг с местом поставки на таможенной территории Украины, кроме НДС для физлиц категории III и юрлиц, оказывающих услуги плательщикам НДС или выбравших ставку 3 % — они будут обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС и уплачивать данный налог на общих основаниях. При этом импортный НДС по товарам уплачивается всеми единоналожниками (без обязательной регистрации в качестве плательщика НДС);

4)

земельного налога, кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются в предпринимательской деятельности;

5)

сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

6)

сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

Прочие

налоги и сборы (в том числе спецводосбор, сбор за специальное использование лесных ресурсов, плата за пользование недрами, туристический сбор, сбор за первую регистрацию транспортного средства и др.), не указанные в данном перечне, будут уплачиваться на общих основаниях.

Что касается уплаты

единого социального взноса (ЕСВ), то его, как и сейчас, должны будут уплачивать все единоналожники, в том числе и физлица-единоналожники как «за себя» (в размере не меньше минимального страхового взноса), так и «за наемных работников». В то же время планируется освободить от уплаты ЕСВ «за себя» физлиц-единоналожников, если они:

— являются пенсионерами или инвалидами;

— получают в соответствии с законом пенсию или социальную помощь, —

такие лица будут плательщиками ЕСВ лишь по собственному желанию.

Правда, единоналожников и фикспатентщиков планируют освободить от долга перед ПФ за прошлогоднюю обязательную доплату (в

Законопроекте № 8521есть норма о списании такого долга).

 

Ответственность

За нарушение налогового законодательства единоналожники несут ответственность на общих основаниях, предусмотренных

главой 11 Налогового кодекса.
В то же время Законопроектом № 8521 планируется ввести дополнительную ответственность (в форме не санкций, а особых налоговых последствий) за нарушение условий пребывания на упрощенной системе налогообложения. Приводим ее виды в табл. 4.

 

Таблица 4

Ответственность за нарушение условий пребывания
на упрощенной системе налогообложения

Нарушение

Физические лица — предприниматели

Юридические лица

I

II

III

Применение иного способа расчетов, нежели наличный и безналичный, или осуществление видов деятельности, запрещенных на едином налоге

1) доход от осуществления таких операций облагается налогом по ставке 15 %;
2) Свидетельство об уплате единого налога подлежит аннулированию

1) доход от осуществления таких операций облагается налогом по ставке 30 %;
2) Свидетельство об уплате единого налога подлежит аннулированию

Осуществление операций, не указанных в Свидетельстве

Доход от осуществления такой деятельности облагается налогом по ставке 15 %.
При этом такие лица должны будут внести изменения в Свидетельство (нужный вид деятельности) или со следующего отчетного периода перейти на общую систему налогообложения

Превышение предельного объема дохода, установленного для данной категории единоналожников

Доход от осуществления такой деятельности облагается налогом по ставке 15 %.
При этом такие лица должны будут внести изменения в Свидетельство (изменить категорию) или со следующего отчетного периода перейти на общую систему налогообложения

1) сумма превышения облагается налогом по ставке 30 %;
2) Свидетельство об уплате единого налога подлежит аннулированию

 

Как можно будет стать единоналожником?

Самое важное изменение:

Свидетельство об уплате единого налога будет выдаваться бессрочно (т. е. необходимость в ежегодной перерегистрации должна исчезнуть). Причем в Законопроекте № 8521 предусмотрена возможность внесения изменений в вид хозяйственной деятельности, место ее осуществления, а также возможность перехода на уплату единого налога по другой ставке — при условии подачи соответствующего заявления не позднее чем за 10 дней до начала нового календарного месяца (изменения вступают в силу с начала нового месяца).

В остальном процесс приобретения единоналожного статуса не изменится. Как и в настоящее время,

для перехода на уплату единого налога не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего отчетного периода надо будет подать письменное заявление, а налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления должен будет предоставить или Свидетельство (бесплатно), или письменный мотивированный отказ.

 

Выводы

В целом

Законопроект № 8521 самый лояльный изо всех бывших до него проектов по реформированию упрощенной системы налогообложения, поскольку снизил предполагаемые ставки единого налога и уменьшил перечень запрещенных видов деятельности. Кстати, есть шанс, что при рассмотрении его в стенах ВРУ предприниматели «отвоюют» еще кое-какие послабления. И все-таки не хотелось бы, чтобы процесс его принятия затянулся надолго. О том, как будут идти дела в данном направлении, мы будем периодически сообщать на страницах нашего издания.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше