Новая «упрощенка»: готовность № 1
В прошлом номере «СД» (2011, № 11, с. 2) мы вкратце говорили о том, что новая упрощенная система налогообложения может заработать не с 2012 года, как предполагалось, а уже с 1 июля 2011 года. В настоящий момент Кабминовский законопроект № 8521 находится на стадии «включен в повестку дня», т. е. в скором времени, вероятно, будет принят за основу, тем более что соответствующая рекомендация от комитета ВРУ уже получена (01.06.2011 г.).
И хотя до 01.07.2011 г. Законопроект № 8521 вряд ли успеют принять в первом и втором чтении, все равно очевидно, что реформа упрощенной системы налогообложения произойдет в ближайшее время. Поэтому предпринимателям (как ныне действующим единоналожникам, так и тем, кто пока что находится на общей системе, но после реформ намерен перейти на упрощенную) есть смысл подготовить себя к возможным переменам уже сейчас. А поможет в этом материал данной статьи.
Виталий СМЕРДОВ, Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультанты газеты «Собственное Дело»
Документы статьи
Налоговый кодекс
— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.Указ № 746
— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.Декрет № 13-92
— Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.Закон № 2505 —
Закон Украины «О внесении измененийв Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25.03.2005 г. № 2505-IV.
Закон № 2063
— Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. № 2063-III.Законопроект № 8521
— проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства)» от 16.05.2011 г. № 8521.
Что изменится для нынешних единоналожников и фикспатентщиков
Те предприниматели, которые
уже сейчас являются единоналожниками или фикспатентщиками, т. е.:— получили Свидетельство единоналожника согласно
Указу № 746;— приобрели фикспатент по правилам
Декрета № 13-92, — смогут работать без изменений в течение трех месяцев после того, как вступит в силу закон, принятый на основе Законопроекта № 8521 (пункт 4 Заключительных положений Законопроекта № 8521). В течение этого периода единый налог они будут уплачивать по ныне действующим ставкам.Далее им нужно будет сделать выбор — либо перейти на единый налог с соблюдением новых правил, либо переходить на общую систему налогообложения (см. рис. на с. 10).
Новые правила работы для единоналожников
Законопроектом № 8521
предполагается введение четырех категорий единоналожников: трех категорий физлиц и одной — юрлиц. Основные критерии, которым должны соответствовать единоналожники, не изменились — это объем дохода и число работников, причем для каждой категории размеры критериев свои (см. табл. 1 на с. 10).
Таблица 1
Условия работы на едином налоге
Единона- ложники
Критерии | Физические лица — предприниматели | Юридические лица | ||
I | II | III | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Предельный доход* на протяжении календарного года, предшествующего периоду перехода на «упрощенку» | 150 минимальных зарплат, установленных на 1 января отчетного года | 1000 минимальных зарплат, установленных на | 2000 минимальных зарплат, установленных на | 5000 минимальных зарплат, установленных на |
*Доходом для целей упрощенной системы налогообложения признается: | ||||
Максимальное число наемных работников | Не могут использовать наемный труд | 10 (одновременно) | 50 (среднеучетная численность) | |
Виды хозяйственной деятельности | 1) ремесленная | 1) производство товаров; | Любые виды деятельности, не запрещенные для единоналожников | Любые виды деятельности, не запрещенные для единоналожников |
|
| 4) деятельность в сфере ресторанного хозяйства |
|
|
* В части ремесленной деятельности изменения заработают лишь с момента вступления в силу Закона Украины «О ремесленной деятельности» (пункт 1 Заключительных положений Законопроекта № 8521). | ||||
Способ расчетов за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) | Исключительно наличный или безналичный | |||
Использование РРО | Освобождены | Должны использовать в порядке, установленном законодательством |
Что касается
старых правил работы на упрощенной системе налогообложения, то в случае успешного принятия Законопроекта № 8521 все они будут отменены (и Указ № 746, и Закон № 2505, и Закон № 2063).Но справедливости ради стоит отметить, что запреты, касающиеся видов деятельности, допустимых для единоналожников, практически без изменений повторяются в
Законопроекте № 8521. Более того, планируется ввести новые.
Виды деятельности, запрещенные для единоналожников
Итак, помимо ныне существующих запретов на некоторые виды деятельности, упрощенная система налогообложения не будет распространяться на:
1)
юрлиц и физлиц-предпринимателей, осуществляющих:— производство, реализацию
полезных ископаемых;— деятельность по
управлению предприятиями;—
деятельность по продаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата;— деятельность по организации, проведению
гастрольных мероприятий;— деятельность по предоставлению услуг почты и связи;
2) физлиц-предпринимателей:
— осуществляющих
технические испытания и исследования;— осуществляющих деятельность в сфере
аудита;—
сдающих в аренду земельные участки с общей площадью, превышающей 0,2 га, жилые помещения с общей площадью свыше 100 м2, нежилые помещения (сооружения, здания) и/или их части общей площадью свыше 300 м2.Кроме того, некоторые ограничения в
Законопроекте № 8521 прописаны более детально: например, на уплату единого налога не смогут перейти лица, у которых в уставном капитале совокупность долей, принадлежащих неплательщикам единого налога (в настоящее время — субъектам малого предпринимательства), составляет или превышает 25 %.Правда, кроме введения новых ограничений,
Законопроектом № 8521 планируются некоторые послабления, например единоналожникам разрешат продавать горюче-смазочные материалы в емкостях до 20 л.
Ставки единого налога
По сравнению с последним вариантом «упрощенки», предложенным правительством (см. «СД», 2011, № 9, с. 5), в
Законопроекте № 8521 ставки единого налога стали меньше. Удобнее всего их представить в виде таблицы (табл. 2) с привязкой к категориям единоналожников, указанных в табл. 1:
Таблица 2
Ставки единого налога
Физические лица — предприниматели | Юридические лица | ||
I | II | III | |
Размер ставок | |||
Ежемесячно: 1 — 10 % от минимальной зарплаты на 1 января | Ежемесячно: 2 — 20 % от минимальной зарплаты на 1 января | 1) 3 % от базы налогообложения при уплате НДС; | |
Кем устанавливаются | |||
Устанавливаются ежегодно сельскими, поселковыми и городскими советами в зависимости от вида хозяйственной деятельности | — | ||
Особенности | |||
При осуществлении нескольких видов хозяйственной деятельности, для которых установлены разные ставки налога, такие плательщики получают одно свидетельство и уплачивают налог по большей ставке | Для производителей, реализующих исключительно продукцию собственного производства, ставки налога устанавливаются в размере 50 % от базовых |
Кстати, нужно отметить, что доплата 50 % единого налога за наемных работников по-прежнему не установлена (т. е. ее не будет).
Что будет включаться в выручку единоналожников
На сегодняшний день выручкой единоналожников считаются средства, полученные ими в кассу или на текущий счет от операций по продаже товаров (работ, услуг) —
статья 1 Указа № 746. Никакой конкретики относительно того, какие же суммы должны включаться в выручку, а какие нет, действующее законодательство не содержит. Поэтому налоговики зачастую требуют включать в выручку те поступления, которые, по сути, ею вовсе не являются.В
Законопроекте № 8521 этот вопрос не оставлен без внимания. Так, указан перечень поступлений, которые будут включаться в выручку (доход) единоналожника:— вся сумма, полученная плательщиком от осуществления операций
по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в наличной или безналичной форме;— суммы
кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (в настоящее время такие поступления выручкой единоналожника не являются, однако налоговики придерживаются противоположной позиции — см. письмо ГНАУ от 23.06.2006 г. № 6904/6/15-0416);— стоимость
бесплатно полученных товаров, работ, услуг;— сумма
вознаграждения поверенного (агента) при осуществлении работ и услуг по договорам поручения, транспортного экспедирования или по агентским договорам.В то же время о налоговых последствиях при движении средств в пределах договоров комиссии в
Законопроекте № 8521 нет ни слова. Исходя из сложившейся практики налоговики по-прежнему будут требовать от единоналожников-комиссионеров включать в выручку все средства, поступающие по договору, в том числе и «транзитные» (причитающиеся комитенту).В
Законопроекте № 8521 также четко прописано, что выручка, полученная в иностранной валюте, будет пересчитываться в гривни по официальному курсу НБУ, действующему на дату получения таких средств.Датой
увеличения дохода будет:— дата поступления средств на расчетный счет или в кассу плательщика (что имеет место и в настоящее время);
— дата списания кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
— дата фактического получения бесплатно полученных товаров, работ, услуг.
При этом
Законопроектом № 8521 предполагается вывести из-под обложения единым налогом такие суммы:1) суммы НДС (кроме лиц, которые не являются плательщиками НДС). Напомним, что в настоящее время предприниматели и так не учитывают НДС при уплате единого налога, а вот единоналожники-юрлица начисляют единый налог в размере 6 % на выручку с учетом НДС;
2) суммы средств, полученные по внутренним расчетам между структурными подразделениями;
3)
суммы финансовой помощи, полученной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев с момента получения, и суммы кредитов. Напомним, что в настоящее время налоговики продолжают неправомерно настаивать на включении возвратной финансовой помощи в базу обложения единым налогом;4)
суммы средств целевого назначения, поступившие от Пенсионного фонда и прочих фондов общеобязательного государственного социального страхования, из бюджетов или государственных целевых фондов (в пределах государственных или местных программ);5)
суммы средств (в частности, аванс, предоплата), которые возвращаются покупателю вследствие возврата им товара или расторжения договора, а также суммы средств, которые возвращаются единоналожником покупателю вследствие возврата таким покупателем товара (в размере, не превышающем суммы, уплаченной за товар);6)
суммы средств, поступивших в качестве оплаты товаров (работ, услуг), которые реализованы в период пребывания плательщиком налога на общей системе налогообложения и стоимость которых была включена в доход юридического лица при исчислении налога на прибыль предприятий или общего налогооблагаемого дохода физического лица;7)
суммы НДС, полученные в цене товаров (услуг), отгруженных (поставленных) плательщиком налога в период его пребывания на общей системе налогообложения;8)
суммы средств или стоимости имущества, внесенных учредителями или участниками в качестве взноса в уставный фонд плательщика;9)
суммы средств в части излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей), которые возвращаются плательщику налога из бюджета или государственных целевых фондов;10)
суммы средств, полученные плательщиком единого налога как компенсация (возмещение) по решению суда;11)
дивиденды, полученные плательщиком налога от других налогоплательщиков, которые облагаются в порядке, определенном Налоговым кодексом.Несмотря на то что перечень не охватил всех проблемных «входящих» сумм дохода, он является одним из наиболее позитивных моментов «упрощенки» по
Законопроекту № 8521, поскольку подобная конкретизация сможет существенно ограничить возможности налоговиков неправомерно включать поступившие средства в выручку единоналожника.
Уплата единого налога, учет и отчетность по нему
Изменения в данной части связаны лишь с I и III категориями физлиц (см. табл. 1), а в остальном — все практически по-прежнему. Поскольку предусмотрены разные правила для разных категорий единоналожников, данную информацию лучше представить в виде таблицы (табл. 3):
Таблица 3
Порядок уплаты единого налога и подачи отчетности
Физические лица — предприниматели | Юридические лица | ||
I* | II* | III | |
Сроки уплаты единого налога | |||
Ежемесячно авансовым платежом до 20 числа (включительно) | Ежемесячно до 20 числа (включительно) месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется уплата налога | ||
*Для данных категорий плательщиков (для категории II — лишь при условии отсутствия наемных работников) предполагается введение освобождения от уплаты единого налога на период отпуска в течение одного календарного месяца в год и/или болезни, подтвержденной больничным листом, если она длится календарный месяц и больше. | |||
Отчетность | |||
Подают декларацию в срок, установленный для годового отчетного периода | Подают декларацию в срок, установленный для квартального отчетного периода | Подают декларацию в срок, установленный для квартального отчетного периода | |
Учет | |||
Ведут Книгу учета доходов и расходов (ее форма и порядок ведения будут утверждены Минфином), отражая в ней доход общей суммой за день (без расшифровки по каждой продаже) | Единоналожники, которые не являются плательщиками НДС, ведут Книгу учета доходов и расходов, отражая в ней доход общей суммой за день. | Ведут бухгалтерский учет в общем порядке и используют его данные для определения суммы единого налога и НДС |
От каких налогов будут освобождены единоналожники?
Законопроектом № 8521
предполагается освободить единоналожников от уплаты таких налогов и сборов:1)
налога на прибыль (очевидно, кроме авансового взноса при выплате дивидендов);2)
НДФЛ — в части доходов самого предпринимателя-единоналожника;3)
НДС — по поставкам товаров и услуг с местом поставки на таможенной территории Украины, кроме НДС для физлиц категории III и юрлиц, оказывающих услуги плательщикам НДС или выбравших ставку 3 % — они будут обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС и уплачивать данный налог на общих основаниях. При этом импортный НДС по товарам уплачивается всеми единоналожниками (без обязательной регистрации в качестве плательщика НДС);4)
земельного налога, кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются в предпринимательской деятельности;5)
сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;6)
сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.Прочие
налоги и сборы (в том числе спецводосбор, сбор за специальное использование лесных ресурсов, плата за пользование недрами, туристический сбор, сбор за первую регистрацию транспортного средства и др.), не указанные в данном перечне, будут уплачиваться на общих основаниях.Что касается уплаты
единого социального взноса (ЕСВ), то его, как и сейчас, должны будут уплачивать все единоналожники, в том числе и физлица-единоналожники как «за себя» (в размере не меньше минимального страхового взноса), так и «за наемных работников». В то же время планируется освободить от уплаты ЕСВ «за себя» физлиц-единоналожников, если они:— являются пенсионерами или инвалидами;
— получают в соответствии с законом пенсию или социальную помощь, —
такие лица будут плательщиками ЕСВ лишь по собственному желанию.
Правда, единоналожников и фикспатентщиков планируют освободить от долга перед ПФ за прошлогоднюю обязательную доплату (в
Законопроекте № 8521есть норма о списании такого долга).
Ответственность
За нарушение налогового законодательства единоналожники несут ответственность на общих основаниях, предусмотренных
главой 11 Налогового кодекса.В то же время Законопроектом № 8521 планируется ввести дополнительную ответственность (в форме не санкций, а особых налоговых последствий) за нарушение условий пребывания на упрощенной системе налогообложения. Приводим ее виды в табл. 4.
Таблица 4
Ответственность за нарушение условий пребывания
на упрощенной системе налогообложения
Нарушение | Физические лица — предприниматели | Юридические лица | ||
I | II | III | ||
Применение иного способа расчетов, нежели наличный и безналичный, или осуществление видов деятельности, запрещенных на едином налоге | 1) доход от осуществления таких операций облагается налогом по ставке 15 %; | 1) доход от осуществления таких операций облагается налогом по ставке 30 %; | ||
Осуществление операций, не указанных в Свидетельстве | Доход от осуществления такой деятельности облагается налогом по ставке 15 %. | — | ||
Превышение предельного объема дохода, установленного для данной категории единоналожников | Доход от осуществления такой деятельности облагается налогом по ставке 15 %. | 1) сумма превышения облагается налогом по ставке 30 %; |
Как можно будет стать единоналожником?
Самое важное изменение:
Свидетельство об уплате единого налога будет выдаваться бессрочно (т. е. необходимость в ежегодной перерегистрации должна исчезнуть). Причем в Законопроекте № 8521 предусмотрена возможность внесения изменений в вид хозяйственной деятельности, место ее осуществления, а также возможность перехода на уплату единого налога по другой ставке — при условии подачи соответствующего заявления не позднее чем за 10 дней до начала нового календарного месяца (изменения вступают в силу с начала нового месяца).В остальном процесс приобретения единоналожного статуса не изменится. Как и в настоящее время,
для перехода на уплату единого налога не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего отчетного периода надо будет подать письменное заявление, а налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления должен будет предоставить или Свидетельство (бесплатно), или письменный мотивированный отказ.
Выводы
В целом
Законопроект № 8521 самый лояльный изо всех бывших до него проектов по реформированию упрощенной системы налогообложения, поскольку снизил предполагаемые ставки единого налога и уменьшил перечень запрещенных видов деятельности. Кстати, есть шанс, что при рассмотрении его в стенах ВРУ предприниматели «отвоюют» еще кое-какие послабления. И все-таки не хотелось бы, чтобы процесс его принятия затянулся надолго. О том, как будут идти дела в данном направлении, мы будем периодически сообщать на страницах нашего издания.