Темы статей
Выбрать темы

Почтовый ящик. Нюансы учета расходов у общесистемщика: как отражать расходы на материалы при строительстве (производстве)

Редакция СД
Ответы на вопросы

Нюансы учета расходов у общесистемщика: как отражать расходы на материалы при строительстве (производстве)

 

ВОПРОС. Предприниматель работает на общей системе налогообложения. Вид деятельности — строительство.

В феврале (08.02.2011 г.) он заключил договор на выполнение работ и получил от заказчика аванс. 11.02.2011 г. предприниматель закупил материалы, а к 25.02.2011 г. часть работ по договору была завершена. На эту же дату с заказчиком был подписан акт приема-педерачи выполненной части работ. Окончательный расчет по акту произошел в марте. Когда можно поставить в расходы материалы, закупленные и использованные в феврале?

Объем работ по договору большой и рассчитан на несколько месяцев, поэтому в марте — апреле будет такая же ситуация. Как надо было поступать в марте?

Со II квартала 2011 года материалы, купленные у физлица-единоналожника, нельзя относить на расходы. А если рассматривать его как обычное физлицо, то можно? Если да, то какие документы от него нужны и необходимо ли, кроме НДФЛ, начислять на сумму закупки ЕСВ? Будут ли персонифицированными такие платежи?

 

ОТВЕТ. Стоимость закупленных в феврале материалов можно поставить в расходы сразу же в феврале. Согласно Порядку № 1025, в графу 5 Книги УДР записывается стоимость приобретенных материалов на основании:

1) платежного поручения об оплате стоимости материалов;

2) товарно-транспортной накладной или налоговой накладной (или другого документа, подтверждающего факт получения товаров на склад). Впрочем, даже если такого документа нет, стоимость материалов все равно можно записать в графу 5 Книги УДР. Главное, чтобы они уже были на складе, поскольку подпункт 139.1.3 Налогового кодекса запрещает включать в состав расходов суммы предоплат.

Далее есть два варианта действий — смелый и осторожный.

Смелый вариант

заключается в том, что, как только материалы переданы в производство, их стоимость сразу можно записывать в графу 6 Книги УДР (если же предприниматель решил заполнять эту графу раз в месяц, то стоимость материалов можно указать в ней по итогам февраля, т. е. того месяца, в котором материалы поступили на стройучасток).

При этом

дата подписания акта приема-передачи строительных работ не играет роли, поскольку себестоимость материалов, в отличие от себестоимости товаров, попадает в графу 6 Книги УДР в момент передачи материалов в производство, а не в момент продажи изготовленной из них продукции, работ или услуг. Это следует из Порядка № 1025 и самого названия графы 6 Книги УДР: «Витрати виробництва та обігу, у тому числі товарів, що реалізовані, товаро-матеріальних цінностей, що використані у виробництві продукції (грн.)».

Правда, налоговики могут думать абсолютно иначе и требовать, чтобы записи в графу 6 Книги УДР поступали только после получения дохода (оплаты).

Поэтому

осторожный вариант (для тех, кто не желает спорить с проверяющими и отстаивать свои права) следующий: стоимость материалов, израсходованных в феврале, нужно записывать в графу 6 Книги УДР только после получения оплаты от заказчика за часть работ, т. е. в марте.

Что касается части работ, проводимых

в марте, то в их отношении следует поступать аналогичным образом:

в момент закупки материалов (и их получения) — указать их закупочную стоимость в графе 5 Книги УДР;

— в момент получения оплаты от заказчика, т. е. в апреле, указать эту же сумму в графе 6 Книги УДР (если предприниматель выберет смелый вариант действий, то стоимость израсходованных материалов можно записать в графу 6 Книги УДР в момент передачи их на стройучасток или по итогам марта).

Теперь рассмотрим вопрос, связанный

с приобретением материалов у физлица-единоналожника. Итак, с 01.04.2011 г. их стоимость действительно нельзя включать в расходы (подпункт 139.1.12 Налогового кодекса). Но если составить договор (на закупку материалов) с единоналожником не как с предпринимателем, а как с обычным физлицом (гражданином), то стоимость материалов в расходы включить можно. Ведь в Налоговом кодексе нет запрета на включение в расходы стоимости товаров (работ, услуг), приобретенных у граждан-физлиц (непредпринимателей). Однако при этом нужно учитывать ряд нюансов:

— во-первых,

в таком договоре единоналожник должен указать только данные паспорта и регистрационного номера учетного дела (ИНН), но ни в коем случае не упоминать реквизиты своего Свидетельства о госрегистрации и Свидетельства единоналожника;

— во-вторых, лучше

исключить из Свидетельства единоналожника такой вид деятельности, как оптовая торговля (делать это необязательно, но в идеале такие действия обезопасят право на расходы у покупателя-строителя и позволят избежать возможных сомнений проверяющих в том, что договор купли-продажи материалов заключен не с гражданином, а с физлицом-единоналожником);

— в-третьих, при покупке материалов предпринимателю-строителю желательно составить

акт закупки;

— в-четвертых, оплачивая материалы, покупатель (строитель) должен будет удержать НДФЛ с физлица-продавца (т. е. с единоналожника) по ставке 5 % (

пункты 167.2 и 173.1 Налогового кодекса). Проще говоря, продавец недополучит на руки 5 % стоимости материалов — эти деньги покупатель обязан перечислить в бюджет в виде НДФЛ;

— в-пятых, покупатель обязан отразить выплату физлицу (т. е. единоналожнику)

в отчете по ф. № 1ДФ с признаком дохода «105» (доходы от операций по продаже или обмену объектов движимого имущества);

— в-шестых,

не нужно начислять и удерживать ЕСВ при оплате за материалы, поскольку такие операции не являются объектом для начисления ЕСВ (напоминаем, что ЕСВ начисляется только при выплате вознаграждения по договорам работ или услуг — части 1 и 3 пункта 1 статьи 4 Закона о ЕСВ).

В заключение хотелось бы добавить следующее:

в июле 2011 года КМУ планирует принять изменения в Налоговый кодекс, в частности разрешить юрлицам и предпринимателям на общей системе включать в расходы стоимость товаров, работ или услуг, приобретенных у физлиц-единоналожников. Поэтому ситуация еще может измениться в лучшую сторону. Надеемся, что так оно и будет.

Документы консультации

Налоговый кодекс

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о ЕСВ

— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Порядок № 1025 — Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1025.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше