Темы статей
Выбрать темы

Почтовый ящик. Обязательные терминалы с 1 июля 2011 года: есть ли ответственность за их отсутствие

Редакция СД
Ответы на вопросы

Обязательные терминалы с 1 июля 2011 года: есть ли ответственность за их отсутствие

 

ВОПРОС. Правда ли, что все субъекты хозяйствования, занимающиеся торговлей, обязаны с 1 июля 2011 года работать с платежными терминалами? Какая ответственность за их отсутствие?

 

ОТВЕТ.

История обязательного внедрения специальных платежных средств началась еще в конце 2004 года: именно тогда вступили в силу изменения, внесенные в Закон о платежных системах и обязывающие «торговцев, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и которые в соответствии с законом должны использовать регистраторы расчетных операций, обеспечить возможность осуществления держателями специальных платежных средств расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием таких специальных платежных средств (как минимум трех международных и/или внутригосударственных платежных систем)» (пункт 14.7 Закона).

Одновременно с этим

абзац второй пункта 14.7 Закона оговаривал, что условия перевода торговцев на обязательный прием специальных платежных средств в оплату за проданные ими товары (предоставленные услуги), а также исключения по выполнению таких расчетов отдельными категориями торговцев должны быть определены Кабмином.

Соответствующий документ —

постановление правительства «Некоторые вопросы осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» — был принят 29.03.2006 г. В соответствии с ним в областных центрах, городах Киеве, Симферополе и Севастополе переход торговцев на прием платежных карточек должен был завершиться до 01.07.2007 г., в районных центрах с численностью населения свыше 25 тыс. человек — до 01.012008 г., в других населенных пунктах — до 01.01.2009 г. Кроме того, постановлением был предусмотрен ряд исключений, очерчивающих круг субъектов хозяйствования, на которых указанные требования не распространяются.

Впрочем, данный документ так реально действующим и не стал.

Ему на смену пришло

постановление Кабмина «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.2010 г. № 878 (далее — постановление № 878) (см. «СД», 2010, № 20, с. 2). Им предусмотрены следующие условия перехода на обязательное использование платежных терминалов:

до 1 июля 2011 года

обязаны обеспечить возможность использования специальных платежных средств субъекты хозяйствования (кроме субъектов малого предпринимательства, т. е. в том числе кроме частных предпринимателей), осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек;

до 31 декабря 2011 года:

субъекты малого предпринимательства, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек;

субъекты хозяйствования, включая субъектов малого предпринимательства, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения от 25 до 100 тыс. человек.

Предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. м (кроме автозаправочных станций), а также субъекты хозяйствования, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек

освобождены от обязательного приема специальных платежных средств.

Кроме того, если раньше условий в части количества платежных терминалов не было и субъект хозяйствования мог решать этот вопрос на свое усмотрение (см.,

письмо Минэкономики от 01.08.2007 г. № 91-28/234), то постановление № 878 требует, чтобы количество платежных терминалов должно составлять не менее 50 % количества регистраторов расчетных операций, а при наличии одного регистратора расчетных операций субъект хозяйствования обязан обеспечить прием специальных платежных средств.

Меры ответственности за необеспечение возможности использования специальных платежных средств законодателем отдельно не предусмотрены. Однако Кабмин планирует внести изменения в Порядок № 833, а значит, отсутствие терминала будет считаться нарушением правил торговли.

Нарушение правил торговли влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц субъекта хозяйствования либо на физлицо-предпринимателя в размере от 1 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 17 до 170 грн.) по

статье 155 КУоАП. Наложить такой штраф могут управления по защите прав потребителей. Сообщить о нарушении им может как сам потребитель, так и любой другой контролирующий орган, выявивший такой факт в ходе своей проверки, в частности налоговая инспекция.

Одновременно с наложением указанного штрафа проверяющими может быть вынесено предписание о необходимости устранения выявленных нарушений. В случае их неустранения в установленный в предписании срок на должностных лиц субъекта хозяйствования либо на физлицо-предпринимателя будет наложен админштраф по

статья 1882 КУоАП в размере от 1 до 18 ннмдг (от 17 до 306 грн.).

Документы консультации

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о платежных системах

Закон Украины «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением Кабмина от 15.06.2006 г. № 833.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше