Темы статей
Выбрать темы

Отчитываемся перед Пенсионным фондом за 2010 год

Редакция СД
Статья

Отчитываемся перед Пенсионным фондом за 2010 год

 

Как правило, уже в феврале — марте все предприниматели начинают готовить отчеты в Пенсионный фонд (ПФ) о сумме взносов, уплаченных ими в течение прошедшего года. Традиционно такие отчеты именовались «комплектом отчетности по персонификации» и включали множество форм. Но в этом году все будет проще.

Поскольку с 01.01.2010 г. работодатели каждый месяц подавали в ПФ отчеты о суммах взносов, уплаченных ими за наемных работников (приложение 4 к Порядку № 26-1), то по окончании 2010 года специальную информацию о работниках подавать уже не нужно. Кроме того, такие формы, как IНДАНI, IНДАНI-СПД, АНКЕТА, ЯРЛЫК и др., применяемые до 01.04.2010 г., окончательно канули в Лету.

Таким образом, в 2011 году годовая отчетность в ПФ будет состоять только из двух отчетов, подаваемых предпринимателем «за себя»: приложение 5 и приложение 6 к Порядку № 26-1. Причем оба отчета будут заполняться первый и последний раз.

О том, как их правильно составить, поговорим в данной статье, параллельно отвечая на вопросы, возникающие в связи с переходом к уплате ЕСВ.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Какие отчеты подавать за 2010 год

В течение прошлого года в пенсионном законодательстве дважды менялись формы отчетов, что немного запутало предпринимателей. Более того, даже на сайтах некоторых региональных управлений ПФ до сих пор содержится устаревшая информация.

Поэтому, прежде чем приступить к изучению нужных нам отчетов, давайте сначала четко выясним, какие отчеты отменены окончательно, а какие все еще нужно подавать в этом году (табл. 1).

 

Таблица 1. Годовые отчеты предпринимателей, подаваемые в ПФ

Старые отчеты

Отчеты

Нужно ли подавать этот отчет за 2010 год

Последний период, за который подавался (подается) такой отчет

Комплект отчетности по персонификации (формы СП, СПП, АНКЕТА, IНДАНI, ЯРЛЫК)

Нет

2009 год (срок подачи — до 01.04.2010 г.)

Приложение 25 или приложение 26 к Инструкции № 21-1

Нет

2009 год (срок подачи — до 01.04.2010 г.)

Приложение 5 к Порядку № 26-1

Да.

Порядок № 26-1 утратил силу с 01.01.2011 г., а вместе с ним утратили силу и упомянутые отчеты. Однако для того, чтобы отчитаться перед ПФ за 2010 год, ничего не остается, кроме как применять формы отчетов, действовавшие в 2010 году, т. е. приложения 5 и 6 к Порядку № 26-1

2010 год (подается по итогам 2010 года первый и последний раз, срок подачи — до 01.04.2011 г.)

Приложение 6 к Порядку № 26-1

2010 год (подается по итогам 2010 года первый и последний раз, срок подачи — в течение месяца после осуществления доплаты)

Новые отчеты

Отчеты

Нужно ли подавать этот отчет за 2010 год

Первый период, за который подается такой отчет

Приложение 5 к Порядку № 22-2

Нет.

Эти отчеты касаются уплаты единого социального взноса (ЕСВ), и впервые их следует подавать за отчетные периоды 2011 года

2011 год (срок подачи — до 01.04.2012 г.)

Приложение 6 к Порядку № 22-2

2011 год (подается в течение месяца после осуществления добровольной доплаты ЕСВ за периоды 2011 года)

 

Итак, из табл. 1 видно, что

такое понятие, как «отчетность по персонификации», окончательно исчезло. Теперь вместо нее предприниматели подают годовые отчеты в ПФ (аналог бывшей персонификации) по форме приложений 5 и 6 к Порядку № 26-1. О них и пойдет речь далее.

 

Кто обязан подавать годовые отчеты в ПФ

Отчитаться перед ПФ по прошествии года обязан

каждый предприниматель, независимо от того:

— имеются у него наемные работники или нет;

— осуществляет он деятельность или бездействуют;

— работает он на едином налоге, фикспатенте или на общей системе налогообложения.

Причем

годовые отчеты, как мы уже упоминали, подаются исключительно в отношении взносов, уплаченных предпринимателем «за себя» (табл. 2).

 

Таблица 2. Предприниматели, которые обязаны подать в ПФ годовые отчеты за 2010 год

Отчет

Кто обязан подавать

Срок подачи

Приложение 5 к Порядку № 26-1 «Звіт про суми нарахованого доходу застрахових осіб та суми нарахованих внесків на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування до органів Пенсійного фонду України»

Все предприниматели, в том числе те, которые работают на едином налоге или на фикспатенте, — сами за себя, а также за членов семьи (только за тех, которые участвуют в предпринимательской деятельности, если предприниматель зарегистрировал их в ПФ как плательщиков взносов, что встречается крайне редко)

До 01.04.2011 г. (пункт 2.2 Порядка № 26-1)

Приложение 6 к Порядку № 26-1 «Звіт про суми страхових внесків, передбачених договором про добровільну участь у системі загальнообов’язкового державного пенсійного страхування, які підлягають сплаті, та суми доплати до органів Пенсійного фонду України»

Предприниматели, которые в первом полугодии 2010 года работали на едином налоге и осуществляли добровольную доплату взносов в ПФ до минимального размера за любые месяцы с января по июнь 2010 года

В течение месяца после осуществления добровольной доплаты пенсионных взносов через учреждения банков (пункт 2.4 Порядка № 26-1)

 

Ну а что касается взносов, уплаченных «за работников», то информация о них в течение 2010 года ежемесячно подавалась предпринимателем в ПФ (в

приложении 4 к Порядку № 26-1). Поэтому по окончании года отдельно отчитываться «за работников» теперь уже не требуется.

 

Какая ответственность предусмотрена за неподачу годовых отчетов за 2010 год

Поскольку сейчас происходит переход от уплаты пенсионных взносов к уплате ЕСВ, а переходные моменты в

Законе о ЕСВ прописаны весьма размыто, возникают интересные ситуации. В том числе касающиеся ответственности.

Во-первых, с 01.01.2011 г. из

Закона о пенсионном страховании исключены все нормы, устанавливающие ответственность предпринимателя за нарушения в сфере пенсионного страхования, в том числе и за неподачу отчетов.

Во-вторых, сам

Порядок № 26-1, который требует от предпринимателей подачи годовых отчетов в ПФ и в котором содержатся их формы, утратил силу с 01.01.2011 г.

Получается, что

формально в данный момент нет ни обязанности подавать в ПФ годовые отчеты за 2010 год, ни ответственности за их неподачу. Но означает ли это, что можно расслабиться и годовой отчет в ПФ вообще не подавать?

Мы бы так поступать не рекомендовали. Во-первых, очевидно, что

подать годовой отчет — в интересах самого предпринимателя. Ведь отсутствие такого отчета приведет к тому, что весь 2010 год «выпадет» из пенсионного стажа, несмотря на то что взносы в ПФ уплачены. Поэтому, чтобы не было обидно и взносы не пропали зря, отчет подать стоит.

А во-вторых, юридически можно доказывать, что за неподачу пенсионных отчетов страхователь должен нести прежнюю ответственность (т. е. уплатить штрафы по

статье 106 Закона о пенсионном страховании). Кроме того, не исключено, что работники ПФ могут применить к предпринимателю админответственность по старой редакции статьи 1651 КУоАП за неподачу отчетности в ПФ, несмотря на то что предприниматель не является должностным лицом (размер штрафа — от 340 до 510 грн.).

Если же предприниматель имеет перед ПФ долги за 2010 год и задумает скрыть их, не подав отчета, то ПФ этого так просто не оставит.

За неуплату взносов он вправе штрафовать предпринимателей согласно прежнему законодательству, действовавшему до 01.01.2011 г. (пункт 7 раздела VIII Закона о ЕСВ). При этом неуплату может выявить, в частности, проверка от ПФ (вероятность которой в случае неподачи отчета, кстати, весьма высока).

Итак, все сомнения, касающиеся того, нужно ли подавать годовой отчет в ПФ, развеяны — однозначно решено, что отчет подавать необходимо. Но вслед за этим возникает иной вопрос: как это сделать? В первую очередь нужно правильно выбрать форму отчета.

 

«Бумажный» или «электронный» отчет

Согласно

Порядку № 26-1 все отчеты в ПФ подаются либо в бумажном, либо в электронном виде. При этом применяются следующие правила:

1) если количество

работников , которые трудятся у предпринимателя, 10 или меньше, то у него есть неоспоримое право сдавать отчетность в ПФ только в бумажном виде (пункт 1.3 Порядка № 26-1), хотя при желании можно подавать ее и в электронном;

2) если же количество трудовых договоров, зарегистрированных в центре занятости,

больше 10, то обязательной является именно электронная форма отчетов.

При этом

предоставление отчетности в электронном виде освобождает страхователя от необходимости подавать ее в бумажном только в том случае, если отчет подан с наложением электронной цифровой подписи (ЭЦП).

В противном случае (т. е. когда отчет подан в электронном виде (на дискете, флэш-носителе и т. п.), но

без ЭЦП) вместе с ним обязательно нужно подать в ПФ его бумажную копию, подписанную предпринимателем (а при наличии печати — скрепленную печатью) — пункт 1.3 Порядка № 26-1.

Описанные правила

наглядно представлены в табл. 3.

 

Таблица 3. Форма годовых отчетов в ПФ

Количество наемных работников предпринимателя

Форма годового отчета в ПФ

Нет наемных работников, либо в трудовых отношениях с предпринимателем состоят 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 или 10 человек

Отчеты по форме приложений 5 и 6 к Порядку № 26-1 подаются либо в бумажной, либо в электронной форме — на усмотрение самого предпринимателя

В трудовых отношениях с предпринимателем состоит 11 и более человек

Отчеты подаются обязательно в электронном виде. Бумажную копию прилагать:
— не нужно, если на электронный отчет наложена ЭЦП;
— нужно, если ЭЦП на электронный отчет не наложена

 

Электронная форма отчета в органы ПФ формируется страхователем с использованием специального программного обеспечения, актуальные версии которого можно бесплатно получить в своем ПФ или скачать с сайта

http://www.pfu.gov.ua/pfu/control/uk/index в разделе «Программное обеспечение». Кроме того, работники ПФ обычно не отказываются принимать и те электронные отчеты, которые составлены в программе «Бест Звіт».

После того как предприниматель определился с формой отчета, он может приступать непосредственно к его заполнению.

 

Правила заполнения годовых отчетов

Если предприниматель решил подавать отчет в электронном виде (или обязан это сделать из-за большого количества работников), то о каких-то особых правилах заполнения отчета говорить не приходится. Ведь в таком случае процесс формирования отчетности определяется особенностями той программы, в которой ее составляют.

А вот

при заполнении бумажных отчетов следует придерживаться некоторых простых правил:

— бланки

приложения 5 (и при необходимости — приложения 6) к Порядку № 26-1 можно распечатать самому, получив в органах ПФ образец в электронном виде, или приобрести в специализированном магазине;

— отчет заполняется

от руки, на украинском языке, печатными буквами, черной или синей ручкой . В принципе работники ПФ не возражают, если бумажный отчет будет заполнен на компьютере (в любой программе), а затем распечатан;

— помарки и исправления в отчете недопустимы (

пункт 2.20 Порядка № 26-1);

— в случае незаполнения той или иной строки в отчете из-за отсутствия необходимой операции эта строка прочеркивается;

— символы: «.», «’», «,», «—» и т. п. проставляются в отдельных клеточках;

— отчет заполняется

в гривнях с копейками (пункт 2.22 Порядка № 26-1).

Но это, скажем так, технические правила. Гораздо важнее для предпринимателя правильно разобраться с тем, какие значения и суммы следует указать в каждой строке/поле

приложений 5 и 6 к Порядку № 26-1. Давайте разбираться.

 

Состав отчетов

Начнем с

приложения 5 к Порядку № 26-1 (далее — приложение 5), поскольку это основной отчет, с заполнением которого в этом году столкнется каждый предприниматель.

 

Алгоритм заполнения приложения 5

Приложение 5

представляет собой отчет, который состоит из титульной страницы и пяти таблиц. Но в большинстве случаев предпринимателю придется заполнить в этом приложении всего лишь одну, нужную ему таблицу (см. табл. 4).

 

Таблица 4. Кто какие таблицы заполняет в

приложении 5

Страхователь

Таблица из приложения 5

Примечание

Предприниматель в течение всего 2010 года работал на общей системе налогообложения

Заполняет таблицу 1 «Нарахування внесків на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування фізичними особами — суб’єктами підприємницької діяльності»

Заполняется в отношении пенсионных взносов, начисленных и уплаченных в 2010 году предпринимателем:
— «за себя»;
— за всех членов семьи, участвущих в хоздеятельности и зарегистрированных в ПФ

Предприниматель в течение всего 2010 года работал на едином налоге или на фикспатенте

Заполняет таблицу 2 «Нарахування внесків на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування фізичними особами — суб’єктами підприємницької діяльності, які обрали особливий спосіб оподаткування (єдиний податок, фіксований податок)»

Заполняется в отношении пенсионных взносов, уплаченных в 2010 году предпринимателем:
— «за себя» (с учетом части единого или фиксированного налога, которая поступала в ПФ, и обязательных доплат);
— за всех членов семьи, участвущих в хоздеятельности и зарегистрированных в ПФ

Предприниматель в течение 2010 года работал как на общей системе налогообложения, так и на упрощенной

Заполняет две таблицы:
таблицу 1 за период работы на общей системе налогообложения;
таблицу 2 за период работы на едином налоге (фикспатенте)

Заполняется в отношении пенсионных взносов, начисленных и уплаченных в 2010 году предпринимателем «за себя»

Предприниматель в 2010 году использовал труд членов семьи и зарегистрировал их в ПФ как плательщиков взносов:
— при работе на общей системе налогообложения

Заполняет таблицу 4 «Відомості про дохід (прибуток), на який нараховуються страхові внески, членів сім’ї, які беруть участь у провадженні підприємницької діяльності»

Заполняется в отношении пенсионных взносов, уплаченных за каждого члена семьи, который принимал участие в предпринимательской деятельности, при условии, что предприниматель зарегистрировал его в ПФ (но на практике такое встречается крайне редко)

— при работе на едином налоге или фикспатенте

Заполняет таблицу 5 «Відомості про податок, з якого відраховується встановлений розмір страхових внесків, що сплачується фізичними особами — суб’єктами підприємницької діяльності, які обрали особливий спосіб оподаткування, за членів сім’ї, які беруть участь у провадженні підприємницької діяльності»

Физлицо не зарегистрировано в качестве предпринимателя, но обеспечивает себя работой самостоятельно (адвокаты, нотариусы и т. д.)

Заполняют таблицу 3 «Нарахування внесків на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування особами, які забезпечують себе роботою самостійно»

Заполняется в отношении пенсионных взносов, начисленных и уплаченных в 2010 году «за себя»

 

Как видим, основная масса предпринимателей будет иметь дело с титульным листом, а также с таблицами 1 и 2

приложения 5. Поэтому о них будем говорить подробно (табл. 5).

 

Таблица 5. Пошаговое заполнение таблиц 1 и 2

приложения 5 к Порядку № 26-1

Реквизит

Что указывать

1

2

Титульная страница

«Звіт за рік»

Указывается отчетный год (четыре цифры), за который формируется и подается отчет. В нашем случае — 2010.

Данный реквизит заполняется одинаково для всех таблиц приложения 5

«Ідентифікаційний номер»

Предприниматель вписывает десять цифр своего регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (или, иными словами, идентификационного номера физлица). Этот номер переносится в отчет из справки, полученной в налоговой.

Если предприниматель по религиозным или другим убеждениям отказался от ИНН и имеет в паспорте соответствующую отметку, в данном поле он указывает серию и номер паспорта так: «NN_xxxxxx» (две буквы — обе заглавные, затем пробел и шесть цифр номера). Данный реквизит заполняется одинаково для всех таблиц приложения 5

«Філія за реєстрацією в Пенсійному фонді України»

Предприниматель не заполняет

«П. І. Б. страхувальника»

В поле без клеточек (над чертой) вносятся фамилия, имя и отчество предпринимателя в именительном падеже. Данный реквизит заполняется одинаково для всех таблиц приложения 5

«Вихідний № у страхувальника» и «Дата»

Заполняется только в том случае, если предприниматель регистрирует исходящую корреспонденцию — указывается регистрационный номер в соответствии с журналом регистрации исходящей документации, который потом указывается на каждом листе отчета, и дата формирования отчета предпринимателем

«Код органу Пенсійного фонду, до якого подається звіт»

Вносится код и название районного (городского) управления ПФ, в котором предприниматель зарегистрирован как плательщик страховых взносов (код пятизначный, его можно узнать в своем управлении ПФ по месту учета — на информационной доске)

«Перелік таблиць звіту: Кількість аркушів»

Указывается количество страниц документов одной таблицы. Для таблиц 1 — 3 данный реквизит будет равен «1», если предприниматель весь год работал на одной и той же системе налогообложения.

Если же он в течение года побывал на разных системах налогообложения, ему нужно заполнить столько таблиц, сколько систем налогообложения он применял в прошлом году (максимум три — если в 2010 году он успел побывать на общей системе, едином налоге и фикспатенте).

Что же касается таблиц 4 и 5, то, составляя их по нескольким членам семьи, ему придется заполнить на каждого члена семьи отдельную таблицу 4 или 5. В таком случае в реквизите «Кількість аркушів» нужно указать количество страниц с одинаковыми таблицами.

Возле тех таблиц, которые предприниматель не заполняет (не обязан заполнять), проставляются прочерки

«Перелік таблиць звіту: Кількість рядків»

Данный реквизит не заполняется

«Усього»

Указывается общее количество страниц всех таблиц, заполненных в приложении 5

«Страхувальник»

Указывается идентификационный номер предпринимателя, его подпись и Ф. И. О. (фамилия и инициалы)

«М.П.»

Если у предпринимателя есть печать, он заверяет отчет печатью («М.П.» — место печати). Если печати нет, ничего не указывается

«Реєстраційний № звіту в органі Пенсійного фонду» и далее

Заполняется работниками ПФ

Таблица 1 и ее вводная часть

«Повідомляю, що я»

Указывается фамилия, имя и отчество предпринимателя в именительном падеже

«Номер реєстрації платника»

Вносится регистрационный номер предпринимателя в ПФ (берется из уведомления о взятии предпринимателя на учет в ПФ)

«Проживаю за адресою» и «телефон»

Место проживания предпринимателя и телефон

«Кількість членів сім’ї, які беруть участь у провадженні підприємницької діяльності»

Указывается количество членов семьи, которые участвуют в осуществлении предпринимательской деятельности, если предприниматель зарегистрировал их в ПФ.

Если таких лиц нет или они не зарегистрированы в ПФ, данное поле не заполняется (лучше поставить «—»)

«Сума чистого доходу (прибутку), заявлена у податковій декларації фізичної особи — суб’єкта підприємницької діяльності»

Здесь указывается фактическая сумма чистого дохода за соответствующий месяц. Причем ПФ рекомендует, чтобы ежемесячные суммы чистого дохода соответствовали суммам чистого дохода, указанным в Книге ф. № 10 за 2010 год (Методрекомендации от 25.11.2009 г.).

Однако тут следует отметить, что данный реквизит все же ссылается не на Книгу ф. № 10, а на налоговую декларацию. Логично утверждать, что здесь имелась в виду именно декларация о доходах за 2010 год. А если учесть, что в ней прошлогодний чистый доход отражался не помесячно
(как в основном это делается в Книге ф. № 10), а поквартально, то можно:
— с одной стороны, соблюсти соответствие между суммами чистого дохода, указанными в декларации и в приложении 5;
— а с другой — распределить чистый доход внутри квартала так, чтобы в некоторых случаях сэкономить на платежах в ПФ (числовой пример см. на с. 22 этого номера).

Обычно работники ПФ с таким походом не спорили, но в то же время всегда выступали категорически против перераспределения дохода между кварталами (в этом году ситуация пока остается прежней)

«Сума чистого доходу (прибутку), заявлена у податковій декларації членів сім’ї, які беруть участь у провадженні підприємницької діяльності»

Заполняется только в случае, если предприниматель добровольно зарегистрирует членов семьи в ПФ — указывается их месячный доход.

Если членов семьи, которые участвуют в предпринимательской деятельности, несколько и сумма чистого дохода хотя бы одного из них превышает размер максимальной величины, с которой взимаются взносы, вместе с таблицей 1 необходимо подать расшифровку сумм чистого дохода по каждому из членов семьи

«Сума доходу, на яку нараховуються внески з урахуванням максимальної величини»

Указывается сумма, которая стоит в той же строке по графе «Сума чистого доходу (прибутку), заявлена у податковій декларації фізичної особи — суб’єкта підприємницької діяльності» с учетом таких нюансов:

1) если такая сумма меньше максимальной величины дохода, на которую начисляются взносы, она переносится в данную графу без изменений (даже если она меньше минимальной зарплаты соответствующего месяца);

2) если такая сумма больше максимальной величины дохода, на которую начисляются взносы, в данной графе следует указать максимальную величину дохода, на которую начисляются взносы.

Важно помнить: с максимальным размером дохода, на который начисляются взносы, сравнивается сумма дохода, указанная предпринимателем в таблице 1 по строке каждого месяца

Примечания:

1. Максимальная величина дохода, на которую начисляются пенсионные взносы — это 15 прожиточных минимумов. В 2010 году эта сумма составляла для месяцев:
— с января по март — 13035 грн.;
— с апреля по июнь — 13260 грн.;
— с июля по сентябрь — 13320 грн.;
— с октября по ноябрь — 13605 грн.;
— в декабре — 13830 грн.

2. Минимальная зарплата в 2010 году составляла:
— в январе — марте — 869 грн.;
— в апреле — июне — 884 грн.;
— в июле — сентябре — 888 грн.;
— в октябре — ноябре — 907 грн.;
— в декабре — 922 грн.

«Нараховано внесків (гр. 4 х х 33,2 %)»

Записывается сумма, равная 33,2% от значения, указанного в предыдущей графе («Сума доходу, на яку нараховуються внески з урахуванням максимальної величини»).

Если при этом получится так, что чистый доход какого-то месяца был меньше минзарплаты, то и взнос, рассчитанный за этот месяц, соответственно тоже будет меньше минимального справка 1. Но несмотря на это, в графу «Нараховано внесків (гр. 4 х 33,2 %)» все равно следует поставить ту сумму взноса, которая получилась в результате расчетов, без доплаты (ПФ потом самостоятельно определит, какую сумму взносов обязан доплатить предприниматель)

«Сплачено авансових сум»

Указываются суммы взносов, которые предприниматель ежеквартально уплачивал в ПФ в течение отчетного 2010 года — записываются квартальной суммой по строке того месяца, в котором была произведена уплата

«Підпис та прізвище страхувальника»

Проставляется подпись предпринимателя и указывается его фамилия

«Дата»

Указывается дата составления отчета

Таблица 2 и ее вводная часть

«Повідомляю, що я»

Указывается фамилия, имя и отчество предпринимателя в именительном падеже

«Система оподаткування»

Указывается система налогообложения, на которой работал предприниматель в 2010 году («единый налог» или «фиксированный налог»)

«Номер реєстрації платника»

Вносится регистрационный номер предпринимателя в ПФ (берется из уведомления о взятии предпринимателя на учет в ПФ)

«Проживаю за адресою» и «телефон»

Место проживания предпринимателя и телефон

«Кількість членів сім’ї, які беруть участь у провадженні підприємницької діяльності»

Указывается количество членов семьи, которые участвуют в осуществлении предпринимательской деятельности, если предприниматель зарегистрировал их в ПФ.

Если таких лиц нет или они не зарегистрированы в ПФ, данное поле не заполняется (лучше поставить «—»)

«№ з/п»

Порядковый номер записи в таблице 2

«Місяць»

Указывается месяц 2010 года, в котором предприниматель работал на едином или фиксированном
налоге

«Встановлений розмір страхових внесків фізичної особи — суб’єкта підприємницької діяльності»

Необходимо указать установленный размер страховых взносов за каждый месяц. Рассмотрим два периода:

1) с января по июнь 2010 года у предпринимателей-упрощенцев не было обязанности доплачивать в ПФ взносы до минимального размера. Значит, за этот период в данной графе они указывают только ту сумму вносов, которая попадала в ПФ в результате распределения единого или фиксированного налогов (42% от единого налога или 10% от фиксированного).

Например:
— если ставка единого налога — 200 грн. в месяц, то в данной графе с января по июнь (включительно) будет стоять сумма — 84,00 грн.;
— если ставка фиксналога — 100 грн. в месяц, то в данной графе с января по июнь (включительно) будет стоять сумма — 10,00 грн.

В том случае, когда предприниматель

добровольно доплачивал взносы в ПФ за этот период, он их в таблице 2 приложения 5 не показывает, а заполняет о них отдельное приложение 6 к Порядку № 26-1 (подробнее о нем будем говорить далее).

Обратите внимание: в расчетах участвует только ставка единого (фиксированного) налога, уплаченная предпринимателем за себя. Те суммы, которые он доплачивает за наемных работников, в расчет не принимаются;

2) с июля по декабрь 2010 года предпринимателей-упрощенцев обязали доплачивать взносы в ПФ до минимального размера (пункт 2 Закона № 2461). В результате за этот период в данной графе по каждому месяцу они указывают сумму вносов не меньше 33,2% от минимальной зарплаты соответствующего месяца.

Учитывая размер минимальной зарплаты (см. выше), получим такие значения для заполнения данного реквизита:
— июль — 294,82 грн.;
— август — 294,82 грн.;
— сентябрь — 294,82 грн.;
— октябрь — 301,12 грн.;
— ноябрь — 301,12 грн.;
— декабрь — 306,10 грн.*.

Эти значения справедливы как для единоналожников, так и для предпринимателей, работающих на фикспатенте (независимо от ставки единого или фиксированного налогов)

*Примечание: те единоналожники, которые решили работать на упрощенной системе в 2011 году, обязаны были еще в декабре 2010 года уплатить ставку единого налога за январь 2011 года. А это привело к тому, что на счета ПФ попало 42 % от единого налога в виде пенсионного взноса за январь 2011 года.

В то же время за январь 2011 года в ПФ поступил еще и минимальный размер взноса вследствие уплаты предпринимателями ЕСВ. В итоге получилось, что за январь 2011 года единоналожники уплатили в ПФ больше, чем минимальный размер взноса.

Работники ПФ в данной ситуации разъясняют следующее: поскольку счета ПФ, на которые поступали средства от единого налога и от ЕСВ, — совершенно разные, то нет никакой возможности разрешить предпринимателям уплачивать за январь 2011 года сумму ЕСВ, уменьшенную на 42 % от единого налога (уплаченного в декабре 2010 года). Вместе с тем предприниматель может по желанию:
вернуть излишне уплаченную сумму, обратившись в орган ПФ с письменным заявлением о возврате излишне перечисленных сумм (правда, некоторые ПФ на местах намерены проводить проверку страхователя перед возвратом средств);
оставить больший размер взносов для увеличения будущей пенсии. Такое право у единоналожника есть, поскольку пункт 2 Закона № 2461 обязывает его уплачивать взнос в ПФ в размере, не меньшем минимального страхового взноса (больше — можно). При этом, поскольку с 01.01.2011 г. пенсионные взносы отдельно не уплачиваются (а вносятся в составе ЕСВ), излишне уплаченные в ПФ 42 % от единого налога следует отнести ко взносам за декабрь 2010 года.

Например, единоналожник в декабре 2010 года уплатил единый налог в размере 200,00 грн. В таком случае он должен в данном реквизите указать по декабрю 2010 года сумму взноса, равную 390,10 грн. (306,10 + 42,0 % х 200,00 грн.)

«Встановлений розмір страхових внесків членів сім’ї, які беруть участь у провадженні підприємницької діяльності»

Заполняется только в случае, если предприниматель добровольно зарегистрирует членов семьи в ПФ.

Указывается сумма не меньше минимального размера страхового пенсионного взноса (33,2% от минзарплаты), умноженного на количество членов семьи, участвующих в предпринимательской деятельности

«Фактично сплачено страхових внесків»

Записывается сумма страховых взносов, уплаченных предпринимателем в ПФ:
— непосредственно (обязательные доплаты);
— путем отчисления 42 % от ставки единого налога, уплаченной «за себя» (без учета доплат за наемных работников);
— путем отчисления 10 % от ставки фиксированного налога, уплаченной «за себя» (без учета доплат за наемных работников)

«Підпис та прізвище страхувальника»

Проставляется подпись предпринимателя и указывается его фамилия

«Дата»

Указывается дата составления отчета

 

Числовые примеры заполнения

приложения 5 приведены на с. 18 этого номера. Что касается таблиц 3 — 5 приложения 5, то на них останавливаться не будем в силу того, что, во-первых, правила их заполнения аналогичны рассмотренным выше, а во-вторых, мало кто с ними вообще столкнется.

 

Алгоритм заполнения приложения 6

Приложение 6

к Порядку № 26-1 (далее — приложение 6) представляет собой отчет, который состоит из титульной страницы и одной таблицы. Как мы уже упоминали, его обязаны заполнять лишь те из единоналожников или предпринимателей на фикспатенте, которые добровольно доплачивали в ПФ взносы до минимального размера в январе — июне 2010 года (табл. 6).

 

Таблица 6. Пошаговое заполнение

приложения 6 к Порядку № 26-1

Реквизит

Что указывать

1

2

Титульная страница

«Звіт за рік»

Указывается отчетный год (четыре цифры), за который формируется и подается отчет.
В нашем случае — 2010-й.

Данный реквизит заполняется аналогично в таблице 1 приложения 6

«Ідентифікаційний номер»

Предприниматель вписывает десять цифр своего регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (или, иными словами, идентификационного номера физлица). Этот номер переносится в отчет из справки, полученной в налоговой.

Если предприниматель по религиозным или другим убеждениям отказался от ИНН и имеет в паспорте соответствующую отметку, в данном поле он указывает серию и номер паспорта так: «NN_xxxxxx» (две буквы — обе заглавные, затем пробел и шесть цифр номера). Данный реквизит заполняется точно так же и для таблицы 1 приложения 6

«Філія за реєстрацією в Пенсійному фонді України»

Предприниматель не заполняет

«П. І. Б. страхувальника»

В поле без клеточек (над чертой) вносятся фамилия, имя и отчество предпринимателя в именительном падеже. Данный реквизит заполняется аналогично и для таблицы 1 приложения 6

«Вихідний № у страхувальника» и «Дата»

Заполняется только в том случае, если предприниматель регистрирует исходящую корреспонденцию — указывается регистрационный номер в соответствии с журналом регистрации исходящей документации, который потом указывается на каждом листе отчета, и дата формирования отчета предпринимателем

«Код органу Пенсійного фонду, до якого подається звіт»

Вносится код и название районного (городского) управления ПФ, в котором предприниматель зарегистрирован как плательщик страховых взносов (код пятизначный, его можно узнать в своем управлении ПФ по месту учета — на информационной доске)

«№ договору про добровільну участь у системі загальнообов’язкового державного пенсійного страхування»

Предприниматель не заполняет (можно поставить прочерк «—»), поскольку он осуществлял доплату не на основании договора о добровольном страховании, а на основании части 3 статьи 24 Закона о пенсионном страховании

«Дата укладання договору», «Дата початку терміну дії договору», «Дата кінця терміну дії договору»

«Дата здійснення доплати через установи банків»

Указывается дата с квитанции, которая заверена банком

«Перелік таблиць звіту: Кількість аркушів»

Записывается количество страниц документов одной таблицы (в нашем случае — 1)

«Перелік таблиць звіту: Кількість рядків»

В приложении 6 ничего не указывается

«Перелік таблиць звіту:
усього»

По графе «Кількість аркушів» дублируется «1», а по графе «Кількість рядків» ничего не указывается

«Страхувальник»

Указывается идентификационный номер предпринимателя, его подпись и Ф. И. О. (фамилия и инициалы)

«Реєстраційний № звіту в органі Пенсійного фонду» и далее

Заполняется работниками ПФ

Таблица 1 и ее вводная часть

«Номер облікової картки застрахованої особи»

Указывается десятиразрядный номер учетной карточки предпринимателя (соответствует идентификационному номеру физлица, указанному в справке из налоговой)

«Прізвище»; «Ім’я»;
«По батькові»

Записываются полная фамилия, имя и отчество предпринимателя (переносятся из украинской страницы паспорта)

«Тип форми»

Знак «Х» вносится в клеточку:
— «початкова», если за 2010 год приложение 6 подается в первый раз или подается повторно с исправленными данными (но в последнем случае с ним обязательно подается отчет типа «скасовуюча» в отношении ошибочных сумм);
— «скасовуюча», если необходимо полностью отменить сведения ранее поданного отчета. В таком отчете заполняются только некоторые реквизиты: «отчетный год», «идентификационный номер страхователя», «Ф. И. О. страхователя», «номер учетной карточки застрахованного лица» и «категория застрахованного лица»

«Категорія застрахованої особи»

Поскольку предприниматель осуществлял доплату на основании части 3 статьи 24 Закона о пенсионном страховании, его категория — «17» (и для единоналожников, и для работающих на фикспатенте) — приложение 2 к Порядку № 26-1

«Код типу ставки страхового внеску»

Указывается код типа ставки на основании приложения 1 к Порядку № 26-1. Поскольку предприниматель осуществлял доплату на основании части 3 статьи 24 Закона о пенсионном страховании, код типа ставки для него — «12» (независимо от системы налогообложения)

«Загальна сума добровільних внесків на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування або доплати»

Переносится общая сумма доплаты из строки «Усього» по графе «Сума добровільних внесків або сума доплати»

«Сума, з якої сплачено страхові внески і яка використовується для обчислення пенсії за звітний місяць»

Указывается значение, рассчитанное по следующей формуле:

Зд = Д х 100 % : Т,

где:

Зд — сумма дохода, рассчитанная исходя из доплаты, грн.;

Д — сумма доплаты, грн.;

Т — размер страхового взноса в соответствующем месяце, грн.

«Сума добровільних внесків або сума доплати»

Вписывается сумма взносов, перечисленных предпринимателем в непосредственно ПФ в виде доплаты (т. е. разница между минимальным размером страхового пенсионного взноса и суммой, которая автоматически поступает в ПФ как часть единого или фиксированного налогов). Для этого можно использовать такие формулы:

Д = 33,2 % х З/Пмин - 42 % х ЕН — для единоналожников;

Д = 33,2 % х З/Пмин - 10 % х ФН — для фикспатентщиков,

где

Д — сумма доплаты, грн.;

З/Пмин — минимальная зарплата соответствующего месяца, грн. (значения ее см. выше);

ЕН и ФН — ставка единого налога или фиксированного налога соответственно (без учета 50-процентной доплаты за наемных работников), грн.

«Усього повних днів
для стажу»

В Методрекомендациях от 25.11.2009 г. сказано, что предприниматели, осуществляющие доплату, данный реквизит не заполняют. Однако на практике, возможно, работники ПФ будут просить, чтобы предприниматель указал здесь общее количество календарных дней каждого месяца, за который была осуществлена доплата

«Дані про дію договору у звітному році»

Поскольку предприниматель не заключал договор о добровольном страховании, логично, что этот реквизит он заполнять не должен.

Вместе с тем есть вероятность, что работники ПФ попросят указать в нем фактический период доплаты (если предприниматель производил доплату за январь — июнь 2010 года, то в соответствующих ячейках можно указать «01-01-10» и «30-06-10»)

«Правильність зазначених відомостей стверджую: Підпис та прізвище страхувальника»

Указывается подпись и фамилия предпринимателя

«Дата»

Проставляется дата заполнения приложения 6. Например, если дата его составления — 07.02.2011 г., в соответствующих клеточках указывают «07», «02», «2011»

 

Числовые примеры заполнения

приложения 6 приведены на с. 27 этого номера.

Теперь предприниматель достаточно подготовлен для того, чтобы самостоятельно и безошибочно заполнить годовые отчеты для ПФ. Осталось лишь выяснить некоторые нюансы их предоставления.

 

Какие документы прилагать к отчетам

Порядок № 26-1

не оговаривает перечень документов, которые необходимо взять с собой при подаче в ПФ годовых отчетов.

Однако исходя из практики предпринимателю, который собирается подавать в ПФ годовые отчеты, лучше взять с собой

копии платежных поручений об уплате единого налога (фикспатента) и обязательных пенсионных доплат. Кроме того, в некоторых отделениях ПФ требуют даже ксерокопию Свидетельства об уплате единого налога в 2010 году (или фикспатента на 2010 год).

 

Куда подавать отчет

Годовые отчеты (

приложения 5 и 6) подаются предпринимателем в то территориальное отделение ПФ, где он состоит на учете как плательщик взносов.

Если же

в течение 2010 года предприниматель переехал в пределах того же района (административно-территориальной единицы) и остался на учете в прежнем органе ПФ, то никаких особенностей с годовым отчетом у него не возникнет — он подается в общем порядке (в тот же орган ПФ).

Ну а если новый адрес находится

в другой административно-территориальной единице (т. е. предпринимателю пришлось сниматься с учета в одном органе ПФ и становиться на учет в другом), то отчет за 2010 год (заполненный за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г.) подается в ПФ по новому месту жительства — пункт 2.13 Порядка № 26-1.

 

Могут ли отказать предпринимателю в приеме отчета

Если отчет полностью заполнен и визуально никаких ошибок в его заполнении не наблюдается, то у работников ПФ нет никаких законных оснований для того, чтобы отказать предпринимателю в принятии такого отчета.

Не является основанием для отказа даже тот факт, что единоналожник (или предприниматель на фикспатенте) в прошлом году не осуществлял обязательную доплату пенсионных взносов

(об этом пишут и сами работники ПФ на сайте ГУПФ Донецкой области — http://www.pfu.dn.ua/waiting_room/book/index.php?tema=84&ID=53870, http://www.pfu.dn.ua/waiting_room/book/index.php?tema=84&ID=53486).

Вместе с тем по лицевому счету предпринимателя будет числиться недоимка перед ПФ, и в случае проверки его могут серьезно оштрафовать.

 

Можно ли отправить отчет по почте

Работники ПФ в прошлом году не раз акцентировали внимание предпринимателей на том, что

Порядок № 26-1 не предусматривает возможности подавать отчетность, пересылая ее по почте. Поэтому если страхователь не ищет проблем с ПФ, лучше не рисковать и предоставить отчет:

— лично или через уполномоченное лицо (

пункт 2.1 Порядка № 7-7);

— по е-mail в электронном виде (для того чтобы при этом не нести лично в ПФ бумажную копию отчета, нужно наложить на электронный отчет ЭЦП).

 

Что делать с переплатами

Мы уже упоминали о единоналожниках, которые в силу объективных причин невольно переплатили взносы в ПФ за январь 2011 года.

Кроме них, с переплатой могли столкнуться и предприниматели на общей системе налогообложения. Так, если чистый доход 2010 года был меньше, чем чистый доход 2009 года, то предприниматель оказался в ситуации, когда уплаченные им в 2010 году авансовые пенсионные взносы больше той суммы которая подлежала уплате (рассчитана по окончании 2010 года).

Если так и было, то предприниматель может, подавая годовые отчеты в ПФ, приложить к ним

письменное заявление о возврате переплаты, ссылаясь на часть 13 статьи 20 Закона о пенсионном страховании. А вот зачесть переплату в счет будущих платежей по ЕСВ невозможно.

 

Выводы

Отчитаться перед ПФ за прошлый год обязаны все предприниматели.

Последний срок подачи отчетов, как обычно, 31.03.2011 г.

Отличительной особенностью отчетной пенсионной кампании-2011 стало окончательное упразднение отчетности по персонификации (привычные формы IНДАНI отменены), а также

приложений 25 и 26 к Инструкции № 21-1. На смену им пришло всего два отчета — приложения 5 и 6 к Порядку № 26-1, которые, кстати, заполняются только за 2010 год, больше мы с ними не столкнемся.

Принципы составления новых отчетов мало чем отличаются от тех, с которыми предприниматели сталкивались в течение последних нескольких лет. Встречаются лишь незначительные отличия:

— подавать

отчеты в бумажном виде теперь могут все предприниматели, у которых количество наемных работников не превышает 10 человек (ранее это разрешалось только тем, у кого не более 5 работников). Остальные обязаны сдавать отчетность в электронном виде;

— отправлять отчеты

по почте больше не разрешают ;

— при подаче отчетов желательно иметь с собой ксерокопии платежек об уплате единого (фиксированного) налога и обязательных пенсионных доплат.

Кстати, если в 2010 году у предпринимателя возникла

переплата по пенсионным взносам, он может обратиться в ПФ с письменным заявлением о ее возврате.

Справочная информация (справка)

1

Здесь имеется в виду такое правило, установленное для предпринимателей-общесистемщиков: за каждый месяц, в котором предприниматель получил хотя бы 1 коп. чистого дохода, он обязан уплатить в ПФ взнос в сумме, равной 33,2 % от чистого дохода, но не меньше минимального страхового взноса (33,2 % от минзарплаты). Однако нужно учитывать, что сумму доплаты до минимального страхового взноса определяет сам ПФ (и высылает предпринимателю для согласования акт с указанием этой суммы). Поэтому в графе «Нараховано внесків (гр. 4 х 33,2 %)» указывается сумма взноса в ПФ, рассчитанная исходя из фактической величины чистого дохода, даже если она оказалась меньше минимального размера страхового пенсионного взноса.

 

Документы статьи

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о ЕСВ

— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон о пенсионном страховании

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Закон № 2461

— Закон Украины «О внесении изменений в законы Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» и «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 08.07.2010 г. № 2461-VI.

Порядок № 22-2

— Порядок формирования и предоставления страхователями отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 08.10.2010 г. № 22-2 (вступил в силу 01.01.2011 г.).

Порядок № 26-1

— Порядок формирования и предоставления страхователями отчета о суммах начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 24.11.2009 г. № 26-1.

Порядок № 7-7

— Порядок подачи отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронной форме, утвержденный постановлением правления ПФУ от 19.04.2007 г. № 7-7.

Инструкция № 21-1

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением ПФУ от 19.12.2003 г. № 21-1.

Методрекомендации от 25.11.2009 г. — Методические рекомендации по заполнению отчета согласно Порядку формирования и предоставления страхователями отчета о суммах начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины, утвержденному постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 05.11.2009 г. № 26-1, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 24.11.2009 г. под № 1136/17152, от 25.11.2009 г. б/н.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше