Темы статей
Выбрать темы

Вы спрашивали на семинаре. Ведение Книги учета доходов и расходов

Редакция СД
Ответы на вопросы

Ведение Книги учета доходов и расходов

 

Не так давно (с 21.01.2011 г.) предприниматели-общесистемщики вынуждены были обзавестись новой Книгой учета доходов и расходов (далее — Книга УДР), которую утвердила ГНАУ приказом № 1025. Однако никаких подробностей о том, как правильно ее вести, налоговики до сведения предпринимателей довести не удосужились. В результате вопросов по ведению Книги УДР возникает огромное множество. Первое знакомство с основными правилами ее ведения мы провели в «СД», 2011, № 6, с. 8. В данном же материале мы представляем подборку вопросов (с ответами), которые вы задавали нам на семинарах.

 

ВОПРОС. Предприниматель (на общей системе налогообложения) должен заполнять графу 3 Книги УДР ежедневно, а данные из графы 3 Книги УДР наемного работника переносятся в нее только в конце месяца. Что же тогда ежедневно заносится в графу 3 Книги УДР предпринимателя?

ОТВЕТ. Если предприниматель получает выручку не только от наемного работника, но и сам лично (на текущий счет или в виде наличных, поступающих от покупателей/заказчиков непосредственно в руки предпринимателю), то в графу 3 своей Книги УДР он обязан ежедневно записывать такие средства (общей суммой за день).

Если же он получает выручку только от работника, то:

— в последний день месяца предприниматель должен записать в графу 3 Книги УДР общую сумму выручки, которую работник сдавал ему в течение всего месяца (пункт 3.7 Порядка № 1025);

— в остальные дни месяца в графе 3 Книги УДР лучше (безопаснее) поставить прочерки или указать «0,00».

 

ВОПРОС. Предприниматель перешел с единого налога на общую систему налогообложения. Остатки товара в Книге УДР не показал. Что ему грозит (является плательщиком НДС)?

ОТВЕТ. Налоговики могут наказать предпринимателя админштрафом за ненадлежащее ведение учета доходов и расходов в размере от 3 до 8 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, т. е. от 51 до 136 грн. (статья 164 КУоАП).

Кроме того, статьей 20 Закона об РРО предусмотрена ответственность за продажу неучтенных товаров в размере двойной их стоимости. Причем налоговики это штраф пытались применять уже давно, даже без достаточных на то оснований. Сейчас же оснований у них стало больше, поскольку новая форма Книги УДР предназначена не только для учета доходов и расходов предпринимателя, но и для учета его товаров. А значит, отбиться от претензий налоговиков будет очень сложно.

Но, помимо штрафов, сам предприниматель накажет себя тем, что не сможет учесть в расходах стоимость товаров, не указанных в Книге УДР. Ведь в графу 6 Книги УДР по идее должна попадать покупная стоимость только тех товаров, которые ранее были отражены в графах 4 или 5 той же Книги. А раз остатки товаров в Книге УДР вообще не указаны, их себестоимость нельзя записывать в графу 6, и она не сможет уменьшить доход, подлежащий налогообложению.

 

ВОПРОС. Я начинающий предприниматель, работаю на общей системе налогообложения. Подскажите, пожалуйста, должны ли как-то суммы накладных на полученный товар соответствовать суммам в Книге УДР?

Какие права налоговики имеют при проверке? Что будут проверять в первую очередь?

ОТВЕТ. Некоторое соответствие, конечно, должно быть. Но давайте разберемся какое.

В графу 5 Книги УДР предприниматель записывает товар, который и оплачен, и получен. Неоплаченный товар нельзя записывать в Книгу УДР, даже если он уже находится на складе предпринимателя (т. е. получен и на него есть накладная), поскольку расходы на его покупку еще не осуществлены.

Оплаченный товар (но еще не полученный) нельзя записывать в Книгу УДР, поскольку подпункт 139.1.3 Налогового кодекса запрещает включать в расходы суммы предоплат (уплаченных авансов).

Таким образом, стоимость полученного товара можно записать в Книгу УДР только после того, как предприниматель его оплатит, а стоимость оплаченного — только после того, как он его получит. Значит, итог по графе 5 Книги УДР должен соответствовать итогу по накладным на товар, который уже оплачен поставщику (рис.).

 

img 1

 

Права налоговиков определены

статьей 20 Налогового кодекса. В частности, при проверке они могут:

1)

получать у предпринимателя копии документов, в том числе первичных, которые свидетельствуют о нарушении требований налогового или другого законодательства. Такие копии должны быть заверены подписью предпринимателя;

2)

проверять документы, удостоверяющие личность;

3) получать бесплатно от предпринимателя и банков справки и/или копии документов о наличии банковских счетов. Что касается

информации о средствах на текущих счетах, то ее налоговики могут получить только на основании решения суда;

4)

требовать от налогоплательщиков проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и средств, в том числе снятия остатков ТМЦ и денежных средств;

5)

изучать и проверять первичные документы, которые используются предпринимателем в налоговом учете, другие регистры, статистическую отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов и сборов;

6) проводить

контрольные закупки до начала проверки с целью контроля за правильностью проведения наличных расчетов. Товар, купленный у предпринимателя, должен быть возвращен ему в неповрежденном виде;

7) требовать от предпринимателя его присутствия или присутствия его работников при снятии показаний с внутренних и внешних счетчиков, которыми оборудованы технические устройства, используемые в хоздеятельности;

8)

требовать доступ к территориям и помещениям (кроме жилья граждан), к другому имуществу, которое используется в хоздеятельности, является объектом налогообложения или может быть использовано для погашения налогового долга;

9) в случаях, установленных законом, обращаться в суд о прекращении физлица-предпринимателя;

10)

обращаться в суд с просьбой остановить расходные операции налогоплательщика в случае недопуска налоговиков к обследованию территорий и помещений, которые используются в хоздеятельности;

11) обращаться в суд для наложения ареста на средства налогоплательщика в случае, если он препятствует приостановке расходных операций;

12) обращаться в суд для наложения ареста на средства и другие ценности налогоплательщика, если стоимость его имущества меньше суммы налогового долга;

13)

обращаться в суд о взыскании средств со счетов предпринимателя в уплату налогового долга;

14) обращаться в суд о взыскании с дебиторов налогоплательщика их задолженности для погашения налогового долга налогоплательщика;

15) составлять протоколы об административных нарушениях предпринимателя и принимать постановления по таким делам;

16)

письменно запрашивать у предпринимателя копии документов в случае обнаружения нарушений налогового и другого законодательства;

17) требовать от налогоплательщиков устранения нарушений и контролировать исполнение таких требований;

18)

пользоваться в служебных целях средствами связи, которые принадлежат предпринимателю, с его разрешения;

19)

привлекать в случае необходимости специалистов, экспертов и переводчиков;

20) определять суммы налоговых и денежных обязательств налогоплательщиков;

21)

применять к предпринимателям штрафные (финансовые) санкции, взыскивать в бюджет и фонды суммы денежных обязательств и налогового долга;

22) контролировать порядок проведения наличных расчетов,

наличие лицензий, патентов и свидетельств о госрегистрации;

23)

начислять налоговые обязательства по обычным ценам, но только после того, как необходимость в этом будет доказана в суде;

24)

изымать оригиналы первичных документов только на основании решения суда и др.

Проверяя предпринимателей, налоговики в первую очередь обращают внимание на правильность осуществления наличных расчетов, использование РРО, наличие документов на товар, заполнение Книги УДР, оформление физлиц в качестве наемных работников (на предмет того, нет ли работников-нелегалов).

 

ВОПРОС. Предприниматель на общей системе продает товар, покупая его с отсрочкой платежа. Как правильно заполнять графы 5 и 6 в Книге УДР: на момент оплаты товара (когда есть платежный документ) или на момент получения товара (когда есть ТТН и налоговая накладная)?

Если я продаю товар с отсрочкой платежа, имею ли я право записать расходы в графу 6 Книги УДР сразу после отгрузки? Или графу 6 правильно заполнять только после того, как мне поступит оплата за весь товар, отгруженный в предыдущие дни?

ОТВЕТ

. Записи в графу 5 Книги УДР осуществляются только после того, как будут выполнены два условия:

— товар оплачен поставщику;

— товар получен на склад.

При выполнении лишь одного из этих двух условий графа 5 Книги УДР не заполняется, поскольку:

— неоплаченный товар нельзя записывать в Книгу УДР (даже если он уже находится на складе предпринимателя) виду того, что расходы на его покупку еще не осуществлены;

— оплаченный товар (но еще не полученный) нельзя записывать в Книгу УДР на основании

подпункта 139.1.3 Налогового кодекса, которым запрещено включать в расходы суммы предоплат (авансы уплаченные).

Поэтому, если предприниматель

покупает товар с отсрочкой платежа, стоимость такого товара следует записывать в графу 5 Книги УДР после его оплаты. А в графе 4 Книги УДР по этой строке, на наш взгляд, логично указать реквизиты (номер, дату и название) сразу нескольких документов: платежного поручения на оплату товаров, товарно-транспортной накладной и налоговой накладной по ним.

Что касается

графы 6 Книги УДР, то она заполняется после получения дохода от продажи товара, т. е. после получения оплаты за товар от покупателей. При этом момент отгрузки товара никакой роли не играет.

Интересно отметить такой нюанс: в

Порядке № 1025 не сказано, что графу 6 Книги УДР нужно заполнять непосредственно после каждого факта продажи или ежедневно. Значит, в принципе нет запрета на то, чтобы заполнять эту графу раз в месяц (например, в последний день месяца). Для этого достаточно по окончании месяца записать в графу 6 Книги УДР себестоимость (покупную стоимость) всех товаров, оплата за которые поступала предпринимателю в текущем месяце (независимо от того, как давно такие товары были отгружены покупателям и были ли они отгружены вообще). С другой стороны, налоговики могут настаивать на том, чтобы графу 6 предприниматель заполнял непосредственно после каждого факта продажи (подробнее об этом см. с. 29).

 

ВОПРОС. Как заполнять графы 7 и 8 Книги УДР предпринимателю и работнику? По какой стоимости вносить записи в графу 8 самому работнику, если полученные им 50 г водки могут отпускаться по разной цене: по 10 грн. в чистом виде или по 8 — 12 грн. в составе различных коктейлей (т. е. продажная цена определяется только в момент продажи, а наценка может быть разной)?

Как считать остатки товара у наемного работника, если один день работает предприниматель, а другой — наемный работник? Или если два наемных работника трудятся посменно?

Нужно ли ежедневно составлять товарный отчет?

ОТВЕТ

. На сегодняшний день тех правил заполнения граф 7 и 8 Книги УДР, которые оговорены в Порядке № 1025, явно мало — они не отвечают на все возникающие вопросы. Однако никаких дополнительных разъяснений от налоговиков по этому поводу пока что нет. Поэтому остается исходить лишь из здравого смысла.

Сразу разграничим две ситуации:

1) если

предприниматель и наемный работник осуществляют деятельность в одной и той же торговой точке, по всей видимости, графы 7 и 8 Книги УДР они заполнять не обязаны;

2) если же работник торгует товаром

в обособленной торговой точке, графы 7 и 8 заполнять нужно.

При этом

графу 7 Книги УДР заполняет только предприниматель (работник в ней ничего не указывает). Итак, предприниматель ставит в этой графе адрес той торговой точки, на которой находится его работник, указывает Ф.И.О. работника и его регистрационный номер учетной карточки (бывший ИНН).

В графу 8 Книги УДР предприниматель записывает переданный работнику товар по ценам приобретения

(пункт 3.7 Порядка № 1025). С этим особых проблем не возникает.

Что касается

работника, то в графе 7 он действительно должен указывать стоимость товара по ценам реализации. Как быть в том случае, если цена реализации определяется в момент продажи, сказать сложно. Можно попробовать посмотреть на этот вопрос следующим образом: продажа водки в чистом виде — это торговля, а продажа коктейля — это уже производство, ведь ресторанное хозяйство относится к торгово-производственной сфере, т. е. в этой сфере имеем две составляющие — производство и торговля. Таким образом, формально там, где имеет место не чистая торговля (перепродажа водки), а производство (изготовление коктейлей, других блюд), графы 7 и 8 Книги УДР можно не заполнять (ведь они предусмотрены только для торговцев, а не для производителей).

Итак, на самом деле получается следующая картина:

1) водка — не товар, а сырье, из которого изготавливают коктейли или продают на разлив;

2) работник — не торговец товарами, а изготовитель (напитков, продуктов питания и т. п.);

3) покупная стоимость сырья (например, водки) записывается в графу 6 Книги УДР предпринимателя в момент передачи его в производство (т. е. работнику-изготовителю);

4) сам работник заполняет в своей Книге УДР только графы 1 и 3.

Такой вариант действий кажется вполне логичным. Однако очень непросто предугадать, как на него посмотрят налоговики. Поэтому для подстраховки лучше всего уточнить у налоговиков на местах, как они смотрят на данную проблему.

Теперь поговорим об учете товаров.

Итак, в Книге УДР есть графы 2 и 11, в которых показываются остатки товаров на начало и конец отчетного периода. Эти графы заполняются только предпринимателем, наемные работники их не заполняют вообще. Поэтому, даже если работники трудятся посменно, им не нужно беспокоиться о том, как подсчитать остатки товара справка 1.

Что же касается

предпринимателя, то он обязан выводить остатки товара только на начало и конец года, поскольку отчетным периодом для него является год (пункт 3.2 Порядка № 1025). Таким образом, в течение года предпринимателю не нужно составлять товарные отчеты и подсчитывать остатки товара, даже если он работает посменно с наемным лицом. Кстати, как мы уже упоминали, при осуществлении деятельности в одной и той же торговой точке (посменно) графы 7 и 8 Книги УДР заполнять не нужно — ни предпринимателю, ни его наемному работнику.

 

ВОПРОС. Предприниматель на общей системе налогообложения осуществляет несколько видов деятельности. Правда ли, что теперь доходы и расходы по всем видам деятельности можно отражать в одной общей Книге УДР, а не в разных Книгах, как раньше?

ОТВЕТ.

Да, это действительно так. Порядок № 1025 предусматривает только одну форму Книги УДР для всех предпринимателей на общей системе налогообложения, независимо от того, какую деятельность они осуществляют.

Вносить какие-либо изменения/дополнения в форму Книги УДР не вправе ни налоговики, ни сам предприниматель. Поэтому в случае осуществления нескольких видов деятельности доходы от всех их, равно как и расходы, записываются в одну и ту же Книгу УДР. Такого же мнения придерживаются и налоговики (разъяснение в «Единой базе налоговых знаний» на сайте ГНАУ

http://www.sta.gov.ua/).

 

ВОПРОС. Я работаю на общей системе налогообложения с 01.04.2011 г. Разъясните мне, пожалуйста, такую ситуацию:

— 20.04.2011 г. мне поступила предоплата (аванс) от покупателя А за товар;

— 04.05.2011 г. товар, предназначенный для продажи покупателю А, получен от поставщика Б;

— 10.05.2011 г. товар планируется отгрузить покупателю А (и таким образом полностью рассчитаться с покупателем А);

— на 01.07.2011 г. запланировано рассчитаться с поставщиком Б (оплатить товар, полученный от него в мае).

Как заполнять графы 4, 5 и 6 Книги УДР? Можно ли указать стоимость товара в расходах II квартала на основании налоговой накладной?

Можно ли в декларации за II квартал показать стоимость такого товара в расходах (не по кассовому методу)? Ведь если не показать их во II квартале, то тогда невозможно будет показать и в III квартале, поскольку они не будут связаны с доходом III квартала. Как быть?

ОТВЕТ.

На этот вопрос пока нет однозначного ответа. На наш взгляд, в данной ситуации правильнее поступить так:

1)

не учитывать расходы на покупку товара во II квартале (ни в Книге УДР, ни в декларации о доходах), поскольку до 01.07.2011 г. такие расходы еще не понесены (деньги за товар не уплачены);

2)

на 01.07.2011 г. записать в графу 4 Книги УДР реквизиты платежного поручения (чека) об оплате товара и накладной по нему;

3)

на 01.07.2011 г. записать в графу 5 Книги УДР закупочную стоимость товара;

4)

на 01.07.2011 г. записать в графу 6 Книги УДР тоже закупочную стоимость товара. Такая запись в графе 6 допустима, поскольку по состоянию на 01.07.2011 г. выполнены все условия для отражения расходов:

— товары оплачены поставщику;

— товары получены на склад;

— товары проданы и получен связанный с ними доход. При этом ни в

Налоговом кодексе, ни в Порядке № 1025 нет требований о том, чтобы расходы квартала были связаны с доходом только этого квартала — вполне возможно учесть расходы, которые связаны с доходом прошлых кварталов (в пределах календарного года).

Объясняется это тем, что с 01.01.2011 г. декларацию о доходах предприниматели подают только годовую, т. е. квартальные декларации о доходах больше не подаются. Получается, что отчетным периодом для предпринимателя является не квартал, а год. А это означает, что объект налогообложения определяется лишь по итогам года и его можно рассчитать как разницу между общей суммой доходов, полученных в отчетном году, и общей суммой расходов, связанных с доходом отчетного года (без разбивки по кварталам и месяцам).

Вместе с тем не исключено, что

налоговики могут выступать против «отставших» расходов. Возможно, они будут настаивать на том, что в графу 6 Книги УДР допустимо записать стоимость только тех товаров, которые были оплачены поставщику (и получены от него) до того, как предприниматель их продал и получил за них оплату. Но мы с этой точкой зрения не согласны (так как отчетным периодом по НДФЛ для предпринимателей является год, а не квартал).

Далее, в данной ситуации нужно учесть

еще один нюанс. В случае торговли за наличные налоговики требуют от предпринимателя вести учет товара и подразумевают под этим записи о его получении в Книге УДР. За продажу неучтенного товара они грозят штрафом по статье 20 Закона об РРО (в двойной сумме от продажной стоимости такого товара, но не меньше 170 грн.). Поэтому осторожные предприниматели в таком случае предпочитают:

при получении товара сразу записать его стоимость в графу 5 Книги УДР (как бы оприходовать) на основании накладной (графа 4 Книги УДР);

после оплаты товара дописать реквизиты платежного поручения, чека или другого платежного документа в графу 4 Книги УДР рядом с реквизитами налоговой накладной .

Конечно, с точки зрения заполнения Книги УДР такой вариант не совсем верный, но,

пока нет разъяснений от ГНАУ, лучше согласиться на меньший штраф за неверное ведение Книги (51 — 136 грн. по статье 1641 КУоАП), чем за продажу неучтенного товара, что чревато куда большим штрафом (двойная стоимость по ценам продажи).

 

ВОПРОС. Как заполнять графу 6 Книги УДР: ежедневно или раз в месяц?

ОТВЕТ. Смелые предприниматели могут заполнять графу 6 Книги УДР раз в месяц, а осторожным лучше делать записи по итогам каждого дня, в котором была получена выручка.

Дело в том, что в

Порядке № 1025 не конкретизировано, с какой периодичностью следует заполнять графу 6 в Книге УДР. Поэтому формально нет запрета на то, чтобы делать это один раз в месяц (допустим, в последний день месяца). Косвенным аргументом в пользу данного варианта заполнения графы 6 может служить даже тот факт, что выручку, полученную от наемного работника, предприниматель указывает в Книге УДР только один раз в месяц (в последний день месяца). А это означает, что расходы на закупку товара, проданного работником в течение месяца, попадут в графу 6 Книги УДР только по окончании месяца (в последний день).

Почему бы тогда расходы на закупку товара, проданного в течение месяца лично предпринимателем, не указывать в этой графе тоже один раз в месяц? На наш взгляд, препятствий для этого нет.

Но нужно учитывать, что

налоговики могут иметь совершенно противоположное мнение и требовать ежедневного заполнения графы 6 Книги УДР (ведь им так удобнее проводить проверку). Поэтому очень осторожным предпринимателям для перестраховки следует ориентироваться на худший вариант развития событий и до появления разъяснений от налоговиков заполнять графу 6 Книги УДР за каждый день, в котором поступит выручка (указывать себестоимость товаров, проданных предпринимателем в течение этого дня).

 

ВОПРОС. Предприниматель работает на общей системе налогообложения и занимается международными перевозками. Можно ли ему включать в расходы затраты, понесенные водителями за пределами Украины (например, стоимость стоянки и запчастей)?

Если да, то какие нужны подтверждающие документы для заполнения графы 4 Книги УДР: чеки или авансовые отчеты водителей? И по какому курсу записывать расходы в Книгу УДР, если они понесены в иностранной валюте?

ОТВЕТ.

Суммы средств, потраченные водителями за пределами Украины, можно включать в расходы при наличии подтверждающих документов. Такое право оговорено пунктом 138.2 Налогового кодекса, согласно которому «налогоплательщик для определения объекта налогообложения имеет право учитывать расходы, подтвержденные документами, которые составлены нерезидентами в соответствии с правилами других стран». Таким образом, составлять авансовый отчет необязательно. Достаточно указать в графе 4 Книги УДР реквизиты тех первичных документов, которые водитель получил за пределами Украины (при покупке запчастей, ГСМ или при оплате стоянки).

Что касается суммы расходов, то нужно учитывать, что в Книге УДР все расходы указываются в гривнях. Поэтому суммы расходов в инвалюте нужно пересчитать в гривни. Для этого следует воспользоваться

официальным курсом НБУ, который действовал на дату уплаты средств за рубежом (пункт 177.4 и подпункт 153.1.2 Налогового кодекса). Такой курс можно найти на сайте НБУ (http://www.bank.gov.ua/).

 

ВОПРОС. Отражается ли в графе 10 Книги УДР стоимость лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками, авансовый платеж по НДФЛ и по ЕСВ, сбор на развитие виноградарства, стоимость аренды помещения, плата банку за обслуживание?

ОТВЕТ. Стоимость «алкогольной» лицензии можно записать в графу 10 Книги УДР.

Налоговики возражать не должны, поскольку такая лицензия не является основным средством предпринимателя (ее срок не превышает 1 год — часть 16 статьи 15 Закона № 481, подпункт 14.1.138 Налогового кодекса).

Авансовый платеж по НДФЛ

в расходы не включается и в Книге УДР не отражается (запрет установлен подпунктом 139.1.6 Налогового кодекса).

Авансовый платеж по ЕСВ можно записать в графу 10

Книги УДР — в день перечисления средств в ПФ (пункт 143.1 Налогового кодекса).

Сбор на развитие виноградарства нельзя включать в расходы

, поскольку он не указан в перечне налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, а взимается на основании специального закона (запрет установлен подпунктом 138.10.4 Налогового кодекса).

Стоимость аренды помещения можно записать в графу 10

Книги УДР, равно как и плату за расчетно-кассовое обслуживание банка. Такие записи производятся на дату уплаты средств, при наличии платежных документов, подтверждающих факт оплаты (подпункт 138.10.2 Налогового кодекса).

Подробнее о расходах, которые записываются в Книгу УДР, мы рассказывали в «СД», 2011, № 7, с. 5.

 

ВОПРОС. Предприниматель работает на общей системе налогообложения. Вид деятельности — розничная торговля (на торговой точке есть один РРО). У предпринимателя имеется наемный работник, с которым он чередуется сменами: одну неделю работает предприниматель, другую — работник (используют один и тот же РРО). Сколько Книг УДР нужно иметь, как их заполнять?

ОТВЕТ.

В данном случае необходимо иметь две Книги УДР: одну — для наемного работника, вторую — для предпринимателя. Каждую из них обязательно нужно зарегистрировать в налоговой.

Что касается РРО, то его наличие не освобождает предпринимателя и работника от необходимости вести Книги УДР.

Предприниматель в своей Книге УДР обязан заполнять все графы. О том, как это сделать, мы писали в «СД», 2011, № 6, с. 8.

Работник в своей Книге УДР обязан заполнять только три графы: 1, 3 и 8. О том, как это сделать, мы писали в «СД», 2011, № 6, с. 13.

Но в данной ситуации стоит учитывать такой

нюанс: поскольку предприниматель и работник торгуют в одной и той же торговой точке, они могут не заполнять графы 7 и 8 в своих Книгах УДР. Но это смелый вариант, так как в Порядке № 1025 прямого разрешения на это нет. И все же исходя из формы Книги УДР графы 7 и 8 предусмотрены именно для тех случаев, когда товар перемещается, т. е. передается на торговую точку, расположенную по другому адресу. Поэтому заполнять их при каждой пересменке смысла нет. Но если предприниматель осторожный, лучше заполнить и эти графы.

 

ВОПРОС. Можно ли включить в графу 6 Книги УДР стоимость товара, который испортился? Товар оплачен поставщику и лежит на складе (не продан).

ОТВЕТ.

Этот вопрос спорный.

С одной стороны,

пункт 140.3 Налогового кодекса разрешает включать в расходы потери товаров в пределах норм естественной убыли. То есть вроде бы и можно записать в графу 6 стоимость товаров, но не всю, а в размере, не превышающем нормы естественной убыли (утруски, усушки, боя и т. п.).

Но с другой стороны, физлица-предприниматели имеют право уменьшить налогооблагаемый доход только на те расходы, которые связаны с получением дохода (

пункт 3.6 Порядка № 1025). А раз испорченный товар не продан, дохода по нему, конечно, нет. Поэтому осторожный предприниматель не будет включать в расходы его стоимость.

А вот

смелый предприниматель может это сделать, опираясь на пункт 177.4 Налогового кодекса, в соответствии с которым все расходы, указанные в разделе III Налогового кодекса, считаются непосредственно связанными с доходом предпринимателя. А значит, естественная убыль товаров (пункт 140.3 находится в разделе III Налогового кодекса) тоже связана с доходом и может отражаться в графе 6 Книги УДР. При этом желательно оформить документально списание товара в пределах норм естественной убыли (приказ № 88).

 

ВОПРОС. Я частный предприниматель, работаю на общей системе налогообложения. Как мне заполнять графы 4 и 5 в Книге УДР, если я беру товар на реализацию (т. е. поставщику этот товар оплачиваю только после его продажи)? Слышал, что правильнее не записывать стоимость товара в Книгу УДР до момента его оплаты поставщику, но не накажут ли в таком случае налоговики за торговлю неучтенным товаром?

ОТВЕТ.

Все зависит от того, как предприниматель оформляет свои отношения с поставщиками товаров.

Если он заключает

договоры комиссии (т. е. по договору продает от своего имени товар, принадлежащий поставщику), то он не должен отражать стоимость проданного товара в составе доходов, а его себестоимость — в составе расходов (подпункты 136.1.19 и 139.1.2 Налогового кодекса). Таким образом, те средства, которые перечисляются комитенту (собственнику товара) после продажи его товара, вообще не должны попадать в Книгу УДР.

При этом предприниматель-комиссионер (реализатор товаров) должен

заполнить Книгу УДР так:

в графе 10 указать сумму расходов, понесенных им в связи с продажей товара (перевозка товара, страховка, погрузка-разгрузка, реклама и т. п.);

в графе 4 указать реквизиты документов, подтверждающих упомянутые расходы;

в графе 3 указать сумму комиссионного вознаграждения (это — доход комиссионера). Комиссионное вознаграждение либо поступает непосредственно от комитента (в кассу комиссионера или на его текущий счет), либо удерживается самим комиссионером из средств, полученных им от продажи товара, принадлежащего комитенту (вероятнее всего, именно этот вид расчетов имеет место в нашем случае). Средства, полученные от покупателей за товар комитента, в доход комиссионера (реализатора) не включаются. Это первый вариант оформления отношений.

Второй вариант таков: предприниматель заключает с поставщиком

договоры купли-продажи товара с отсрочкой платежа. Здесь ситуация обстоит иначе.

Согласно

пунктам 177.4 и 138.2 Налогового кодекса предприниматель имеет право отражать расходы только в том случае, если у него есть документы, подтверждающие осуществление расходов. Очевидно, что такими документами могут быть только документы об уплате средств (платежные поручения, чеки, квитанции и т. п.). Поэтому до того, как предприниматель оплатит товар, записывать его стоимость в графу 5 Книги УДР и заполнять графу 4 не совсем правильно.

Вместе с тем действительно, есть проблема, связанная с необходимостью вести учет товаров. Так,

в случае торговли за наличные налоговики требуют от предпринимателя вести учет товара и подразумевают под этим записи о получении товара в Книге УДР. За продажу неучтенного товара они грозят штрафом по статье 20 Закона об РРО (в двойной сумме от продажной стоимости такого товара, но не менее 170 грн.). Впрочем, мы с таким требованием налоговиков не согласны (см. «СД», 2010, № 11, с. 4), но оспорить его предприниматель сможет разве что в суде (и то, с учетом новой формы Книги УДР, сделать это будет куда сложнее, чем раньше).

Поэтому на сегодняшний день предприниматели вынуждены выбирать из двух зол меньшее: до тех пор пока не появится разъяснение данной проблемы от ГНАУ,

лучше согласиться на меньший штраф за неверное ведение Книги УДР (51 — 136 грн. по статье 1641 КУоАП), чем за продажу неучтенного товара, что грозит куда большим штрафом (двойная стоимость по ценам продажи).

Таким образом, рекомендуем предпринимателю при покупке товара с отсрочкой платежа

заполнять Книгу УДР следующим образом:

1)

в графу 5 записывать стоимость товара сразу после его получения;

2)

в графу 4 записывать реквизиты:

— накладной или другого документа, подтверждающего факт получения товара (запись осуществляется в момент получения товара);

— платежного поручения, чека или другого документа об оплате товара (дописать рядом с реквизитами накладной — в день перечисления оплаты за товар).


Документы консультации

Налоговый кодекс

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон № 481

— Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

Приказ № 88

— приказ Министерства торговли СССР «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в торговле и инструкции по их использованию» от 02.04.87 г. № 88.

Порядок № 1025

— Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица-предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1025.

 

Справочная информация (справка)

1 Понятно, что при посменном режиме работы предприниматель может выдать товар одному работнику, а продаст этот товар другой работник. Что ж, поскольку Книга УДР не обязывает наемных работников вести учет товарных остатков, некоторая неразбериха в их книгах УДР в таком случае неизбежна.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше