Темы статей
Выбрать темы

Заполняем Реестр налоговых накладных

Редакция СД
Статья

Заполняем Реестр налоговых накладных

 

Порядок № 1002, пришедший на смену Порядку № 244 не сильно изменил существующие правила заполнения Реестра. И все же без новшеств не обошлось. Рассмотрим особенности заполнения обновленной формы этого документа подробнее.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о бухучете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Письмо № 2049

— письмо ГНАУ от 26.01.2011 г. № 2049/7/16-1117.

Порядок № 1002

— Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1002.

Порядок № 244

— Порядок ведения реестра полученных и выданных налоговых накладных, утвержденный приказом ГНАУ от 30.06.2005 г. № 244.

Порядок № 969

— Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 21.12.2010 г. № 969.

Порядок № 165

— Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165.

 

О форме Реестра

Форма Реестра.

О необходимости ведения Реестра выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр) — как главного учетного регистра, собирающего данные НДС-учета, — говорится в пункте 201.15 раздела V НКУ. Его форма и порядок заполнения на сегодняшний день утверждены приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1002, который вступил в силу 10 января 2011 года.

Вести

Реестр теперь в обязательном порядке предстоит в электронной форме (и только по желанию налогоплательщик может иметь еще и его бумажный вариант, пункт 201.15 раздела V НКУ, пункт 3 Порядка № 1002). Ведь подавать Реестр налоговым органам также предстоит «электронно»:

— посредством телекоммуникационных сетей общего пользования (с помощью Интернета) с использованием ЭЦП (электронной цифровой подписи) в формате, утвержденном центральным органом налоговой службы;

— на электронных носителях (флешках, дисках и т. п.).

В целом, в форме Реестра теперь все стало на свои места:

в разделе I отныне отражаются выданные налоговые накладные, а в разделе IIполученные. Правда, более официальной и информативной стала шапка документа — теперь она выстроена в духе налоговой декларации: имеет поля для проставления соответствующих отметок об отчетном периоде, сведений о плательщике, форме подаваемой НДС-декларации. Причем по аналогии с заполнением налоговой накладной в служебных полях шапки 011 — 012 и 021 — 024 отметкой «Х» теперь следует отмечать «нужное», а не зачеркивать ненужное. Что касается служебного поля 013 «Номер порції Реєстру» (в котором согласно пункту 5 Порядка № 1002 указывается номер порции от 01 до 99), то оно, судя по всему, предусмотрено на случай достаточно внушительного объема операций налогоплательщика, в связи с чем оказавшийся весьма продолжительным Реестр разбивается на порции (согласно письму ГНАУ от 26.01.2011 г. № 2049/7/16-1117 из расчета порция — не более 20 тысяч записей). Если порция одна, то в поле 0123 ставится 01. При этом налогоплательщикам, имеющим филиалы с «делегированными» НДС-полномочиями, нужно учитывать, что данные Реестров филиалов вливаются в общий Реестр налогоплательщика и являются его составной частью (пункт 2 Порядка № 1002).

Вдобавок в заключительной части Реестра появилось место для проставления Ф. И. О. и подписей руководителя, главного бухгалтера или физлица-предпринимателя (хотя, очевидно, подписывать Реестр с помощью ЭЦП удастся только в случае его подачи первым способом — через телекоммуникационные сети). В результате благодаря всем этим «форменным» атрибутам Реестр стал больше похожим на приложение к декларации, хотя, заметим, таковым не является.

При этом, как и ранее, разделы Реестра построены по тому же принципу, и в них по-прежнему

раздельно учитываются операции по поставке товаров (услуг), облагаемых по ставкам 20 %, 0 %, освобожденных или не являющихся объектом налогообложения, операции по экспорту товаров и сопутствующих услуг, а также операции по приобретению товаров (услуг) в зависимости от целей их дальнейшего использования — в облагаемых по ставкам 20 % и 0 % операциях, освобожденных операциях или операциях, не являющихся объектом налогообложения, либо с целью использования не в хозяйственной деятельности.

Ежемесячная подача электронной копии Реестра в ГНИ.

Согласно пункту 201.15 НКУ копию Реестра в электронном виде плательщики НДС обязаны подавать налоговому органу ежемесячно в сроки, отведенные для подачи налоговой отчетности за календарный месяц.

Нумерация документов в Реестре (порядковый номер)

. Отдельно стоит остановиться на нумерации документов в Реестре. Ведь Порядок № 1002 теперь выдвигает к ней обновленные требования. Так, при отражении выданных налоговых накладных в разделе I Реестра в графу 3 «порядковий номер» переносится номер из графы 1, который одновременно при этом является также и порядковым номером выписываемой налоговой накладной (пункт 9.3 Порядка № 1002). Аналогичным образом присваивается порядковый номер и выписываемым расчетам корректировки. Таким образом, прежней привычной всем нумерации расчетов корректировок (через дробь с порядковым номером самого расчета корректировки — в числителе и номером «корректируемой» налоговой накладной — в знаменателе, см. пункт 28 «старого» Порядка № 165) больше не будет, а порядковый номер выписываемого расчета корректировки будет просто соответствовать номеру порядковой записи из графы 1 в Реестре (у предпринимателей без какой-либо дроби). В результате в большинстве случаев графа 3 раздела I Реестра будет дублировать графу 1. Вместе с тем несовпадения могут возникать при экспорте (когда в графу 3 согласно пункту 9.3 Порядка № 1002 следует заносить номер «экспортной» ГТД), либо, скажем, при «необлагаемых» (не являющихся объектом обложения НДС согласно статье 196 НКУ) поставках (отражаемых в Реестре на основании документов учета, пункт 8.4 Порядка № 1002, в связи с чем в графу 3 раздела I будет попадать порядковый номер соответствующего документа). Нагляднее особенности нумерации будут показаны далее на числовом примере.

По разъяснениям контролирующих органов нумерация записей в Реестре осуществляется удобным для налогоплательщика способом. Разрешается либо сквозная нумерация выписываемых налоговых накладных в Реестре (с продолжением из месяца в месяц до конца года), либо каждый месяц или квартал она может начинаться заново — с «1» (единицы), например, с 1 апреля 2011 года выписывается налоговая накладная № 1, затем налоговая накладная № 2 и т. д.

Что касается отражаемых в Реестре

полученных налоговых накладных или прочих заменяющих их документов, то указанный в них порядковый номер переносится в графу 4 раздела II Реестра. При этом, в свою очередь, на саму поступившую налоговую накладную (или другой «заменяющий» документ) переносится соответствующий порядковый номер записи из графы 1 (подпункт 11.1 Порядка № 1002).

«Вид документа» и условные обозначения в Реестре.

Обновленная форма по-прежнему предусматривает сокращенное отражение вида документа в Реестре (соответственно графа 4 раздела I и графа 5 раздела II). Ниже приведем эти сокращения:

 

Условные сокращения видов документов в Реестре

Раздел I Реестра
(п. 9.4 Порядка № 1002)

Раздел II Реестра
(п. 11.4 Порядка № 1002)

поставки

покупки

В графе 4 «Вид документа» указываются:
ПН — налоговая накладная
(при выписке налоговых накладных в особых случаях — когда оба экземпляра налоговой накладной остаются у выписавшего их лица — к сокращению ПН добавляется код операции, так называемый «тип причин» из п. 8 Порядка № 969, например, ПН11 — налоговая накладная, выписываемая по ежедневным итогам операций и т. п.;
напомним существующие типы причин:
01 — превышение обычной цены над фактической;
02 — поставка неплательщику НДС;
03 — натуральная выплата в счет оплаты труда физическим лицам;
04 — поставка в пределах баланса для непроизводственного использования;
05 — ликвидация основных фондов по самостоятельному решению плательщика;
06 — перевод основных фондов в состав непроизводственных;
07 — экспортные поставки;
08 — поставка для операций, не являющихся объектом обложения НДС;
09 — поставка для операций, освобожденных от обложения НДС;
10 — признание условной поставки при аннулировании НДС-регистрации (п. 184.7);
11 — налоговая накладная, выписанная по ежедневным итогам операций);
РК — расчет корректировки (приложение 2
к налоговой накладной);
ВМД — грузовая таможенная декларация;
БО — документ бухгалтерского учета (для поставок товаров/услуг, не являющихся объектом налогообложения согласно ст. 196; п. 8.4 Порядка № 1002)справка 1

В графе 5 «Вид документа» указываются:
ПН — налоговая накладная
(при этом к сокращению ПН добавляется буква «Р», например, ПНР — в случае распределения в последний день отчетного месяца налогового кредита по НДС по правилам ст. 199; п. 11.10 Порядка № 1002);
РК — расчет корректировки (приложение 2 к налоговой
накладной);
ВМД — грузовая таможенная декларация;
(при этом одновременно в графе 7 вместо ИНН согласно п. 11.6 Порядка № 1002 проставляется условный ИНН:
— «300000000000» — в случае приобретения товаров/услуг у нерезидента;
— «200000000000» — в «особом» случае — при приобретении у нерезидента товаров/услуг, не предназначенных для использования в хоздеятельности или предназначенных для использования в поставках услуг за пределами Украины с определением места поставки по правилам п. 186.3);
ЧК — кассовый чек;
ТК — транспортный билет;
ГР — гостиничный счет;
ПЗ — счет за услуги связи;
ПО — услуги, стоимость которых определяется по показателям приборов учета;
ЗП — заявление плательщика и копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом о бухучете, подтверждающих факт получения таких товаров/услуг (п. 201.10);
НП — документ, удостоверяющий приобретение товаров/услуг на территории Украины у лиц — неплательщиков НДС
(в данном случае одновременно в графе 7 вместо ИНН согласно п. 11.6 Порядка № 1002 проставляется условный ИНН:
— «400000000000» — приобретение товаров/услуг у лица, не зарегистрированного плательщиком НДС)

При этом к сокращенному виду документа добавляется буква «У» (например ПНУ, РКУ), если исправляются ошибки и данные документа включаются в уточняющие расчеты

 

Напомним, что налоговые накладные (расчеты корректировки), которые подлежат регистрации в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН), должны выдаваться покупателям только после их регистрации в ЕРНН справка 2 с проставлением об этом соответствующей отметки «Х» в ячейке «Включено до ЄРПН» в верхнем левом углу (

пункты 6.1, 21 Порядка № 969; письмо ГНАУ от 11.01.2011 г. № 547/7/16-1117). Это нужно учитывать при заполнении Реестра отражающим налоговый кредит покупателям, ведь незарегистрированная налоговая накладная не дает права на налоговый кредит (пункт 201.10 НКУ).

 

Ситуации и их отражение в Реестре

Экспорт/импорт

Экспорт

. Отражению экспортных операций в разделе I Реестра сопутствуют свои особенности.

Во-первых, по правилам

пункта 8 Порядка № 969 при поставке товаров на экспорт экспортер должен выписать налоговую накладную в двух экземплярах, оба из которых оставить у себя. Причем в шапке такой налоговой накладной согласно новым требованиям Порядка № 969 необходимо указать тип причины 07 — «экспортные поставки». Вместе с тем, несмотря на выписку такой налоговой накладной, в графе 3 раздела I Реестра при экспорте согласно требованиям пункта 9.3 Порядка № 1002 нужно указывать номер «экспортной» ГТД (стало быть, вместо выписанной ПН07 с соответствующим порядковым номером экспортные поставки в Реестре будут отражаться на основании оформленной при экспорте ГТД со своим номером). Соответственно в графу 4 в таком случае попадет сокращенное обозначение «ВМД», а в графу 3 — номер такой ГТД (последние шесть знаков порядкового номера ГТД МД-2 из гр. 7 ГТД, письмо № 2049).

Во-вторых, как известно, применение

нулевой ставки при экспорте товаров/сопутствующих услуг становится возможным только после подтверждения факта вывоза «экспортной» ГТД, оформленной в соответствии с требованиями таможенного законодательства (пункт 187.1, подпункт 195.1.1 НКУ). То есть только после завершения оформления «экспортной» ГТД с проставлением соответствующей отметки таможенного органа «товары вывезены…» экспортер на дату такой отметки вправе отразить налоговые обязательства по НДС по нулевой ставке, выписав на эту дату «экспортную» налоговую накладную. Вместе с тем, в силу вполне объективных причин сама ГТД может быть возвращена таможенным органом экспортеру после проставления отметки о фактическом вывозе несколько позже такой даты. Поэтому возможен вариант, когда в графе 2 «дата выписки» раздела I Реестра «экспортная» ГТД будет несколько нарушать хронологию дат, поскольку, успев уже выписать налоговые накладные, скажем, за 25.01.2011 г., после них налогоплательщик покажет «экспортную» ГТД, полученную после этой даты, но оформленную, предположим, 21.01.2011 г. Это ни в коей мере не должно пугать налогоплательщиков, так как является особенностью, присущей экспортным операциям.

В-третьих, по разъяснениям налоговиков (с которыми, в частности, можно ознакомиться в разделе «Єдина база податкових знань» на сайте ГНАУ),

в графе 5 при экспорте Реестра указывается наименование покупателя-нерезидента, в графе 6 вместо ИНН покупателя проставляется при этом отметка «Х» или по аналогии с экспортной налоговой накладной отметка «О» (ноль) (пункт 8.1 Порядка № 969). При этом объемы экспорта (таможенная стоимость экспортированных товаров по курсу НБУ на дату составления ГТД) указываются в графе 7, а также дублируются в специальной «экспортной» графе 12. А вот графы 8 — 11 при экспорте не заполняются, в них проставляется прочерк.

 

Импорт

. Похожая ситуация складывается и с импортными операциями, которые показываются в разделе II Реестра также на основании надлежащим образом оформленных (но уже «импортных») ГТД (пункт 10.2 Порядка № 1002). Однако связано это прежде всего с тем, что при импорте «входной» налоговой накладной у импортера попросту не будет, а ее заменителем и документом, удостоверяющим право налогоплательщика на налоговый кредит, окажется грузовая таможенная декларация, оформленная в соответствии с требованиями законодательства (пункт 201.12 НКУ).

Отражению импортных операций в разделе II Реестра сопутствуют следующие особенности:

— в графах 3 — 5 отражаются реквизиты «импортной» ГТД (соответственно: дата оформления, последние шесть знаков порядкового номера ГТД и условное обозначение вида документа — «ВМД»);

в графе 6 указываются страна и наименование нерезидента (пункт 11.5 Порядка № 1002);

в графе 7 приводится условный ИНН «300000000000» (пункт 11.6 Порядка № 1002) (а если приобретаемые у нерезидента товары/услуги не предназначены для использования в хозяйственной деятельности или приобретены с целью использования в поставках услуг за пределами Украины или услуг, место поставки которых определяется в соответствии с пунктом 186.3 — условный ИНН «200000000000»).

Получение услуг от нерезидента.

В данном случае пункт 10.3 Порядка № 1002 напоминает предусмотренный законодательством (пункты 187.8, 190.2, 198.2, статья 208 НКУ) подход к налогообложению услуг нерезидентов и уточняет, что услуги, полученные от нерезидента, отражаются в Реестре на основании налоговой накладной, налоговые обязательства по которой включены в налоговую декларацию предыдущего периода (т. е., другими словами, попадают в раздел II Реестра в следующем периоде после их отражения в разделе I). Остается напомнить, что в отличие от общеустановленных правил налоговая накладная по нерезидентским услугам выписывается в одном экземпляре (пункт 208.2) и остается у получателя услуг, выступающего в данном случае в роли налогового агента нерезидента. Причем в отличие от других налоговых накладных, выписываемых налогоплательщиком «самому себе» в особых случаях, никакого специального кода (типа причины по аналогии с кодами из пункта 8 Порядка № 969) для такой налоговой накладной с нерезидентских услуг в данном случае не предусмотрено.

 

Возвраты (товаров, предоплат)

Особенности НДС-учета при возвратах оговаривает специальная

статья 192 раздела V НКУ. Как и «старый» пункт 4.5 Закона об НДС, она предусматривает возможность проведения сторонами корректировки НДС при возврате товара путем пересчета (уменьшения) налоговых обязательств продавцом и налогового кредита покупателем. Основанием для проведения такого перерасчета по-прежнему будет служить расчет корректировки (приложение 2 к налоговой накладной, пункты 18 — 29 Порядка № 969), один экземпляр которого продавец передает покупателю — плательщику НДС и данные которого сторонам предстоит отразить в Реестре. При этом расчет корректировки (с сокращенным обозначением «РК» в графе «вид документа») стороны заносят в Реестр в таком же порядке (т. е. по тем же графам), что и ранее отраженное на основании первоначальной налоговой накладной налоговое обязательство (налоговый кредит), но только со знаком «-» (пункты 9.8, 11.8 Порядка № 1002). Тем самым налоговые последствия будут откорректированы.

Примечательно, что (в отличие, заметим, от прежнего

пункта 4.5 Закона об НДС) в пункте 192.1 уже прямо говорится, что он распространяется также и на случай возврата предоплаты. А стало быть, при возврате покупателю аванса аналогичным образом стороны отразят в Реестре и корректировку НДС, проводимую в данном случае на основании расчета корректировки, составленного к ранее выписанной (по предоплате) налоговой накладной.

 

Операции с неплательщиками НДС

В Реестре должны учитываться все операции, осуществляемые налогоплательщиком, независимо от того, является ли его контрагент при этом плательщиком НДС или нет

(пункты 6, 10.4 Порядка № 1002).

Продажи неплательщикам НДС.

По поставкам неплательщикам НДС продавец, как известно, в обязательном порядке выписывает налоговую накладную в двух экземплярах, оба из которых оставляет у себя (пункт 8 Порядка № 1002). При этом в шапке такой налоговой накладной (в зависимости от ситуации) указывается идентифицирующий ее тип причины:

02 — поставка неплательщику НДС;

03 — натуральная выплата в счет оплаты труда физическим лицам;

11 — налоговая накладная, выписанная по ежедневным итогам операций.

Соответственно при отражении таких налоговых накладных в разделе I Реестра в графу 4 «вид документа» предстоит поместить такое их сокращенное обозначение (ПН02, ПН03, ПН11, см.

пункт 9.4 Порядка № 1002), проставив при этом, судя по консультации с сайта ГНАУ, в графе 6 вместо ИНН покупателя отметку «0» и перенеся в графу 5 соответственно сведения о покупателе из налоговой накладной.

Покупки у неплательщиков НДС.

При покупках товаров (услуг) у неплательщиков НДС налоговой накладной у налогоплательщика-покупателя не будет. Учет приобретенных товаров (услуг) в таком случае ведется на основании документов, удостоверяющих их поставку (пункт 10.4 Порядка № 1002). Такими документами могут быть товарные накладные, акты предоставленных услуг, платежные документы и т. п. Тем не менее все они в разделе II Реестра по графе 5 «вид документа» отражаются под общим сокращенным обозначением «НП» — документ, удостоверяющий приобретение товаров (услуг) на территории Украины у лиц, не зарегистрированных плательщиками НДС.

Особенности заполнения Реестра в этой ситуации оговаривают

пункты 11.6, 11.9 Порядка № 1002, предусматривающие, что в случае приобретения товаров (услуг) у неплательщика НДС в графе 7 отражается условный ИНН «400000000000», а в графах 10, 12, 14 и 16 проставляется отметка «Æ» (означающая «ноль», как разъяснялось в письме № 2049).

 

Льготные (освобожденные от НДС) операции

Как известно, поставки товаров/услуг, освобожденных от НДС (согласно

статье 197 раздела V и подразделу 2 раздела XX НКУ), также сопровождаются выпиской налоговой накладной (в разделе III в графе 10 которой делается при этом отметка «без ПДВ» с обязательной ссылкой на «освобождающую» норму — пункт, подпункт, статью НКУ, пункт 10 Порядка № 969). Во избежание возможных недоразумений, хотим предостеречь: в данном случае (при льготных поставках) проставлять тип причины 09 в шапке такой «льготной» налоговой накладной не нужно, так как он предназначен для совершенно другой «особой» ситуации (случая начисления НДС в соответствии с пунктом 198.5 раздела V НКУ, — когда товары, услуги, при приобретении которых сумма «входного» НДС попала в налоговый кредит, впоследствии стали фактически использоваться в льготных операциях, и когда оба экземпляра налоговой накладной, выписанной по начисленному в связи с этим «самому себе» НДС, остаются у выписавшего их налогоплательщика, пункт 8 Порядка № 969).

В нашем же случае с «льготными» поставками оригинал, как и полагается, будет выдаваться покупателю по его требованию (

пункт 6.1 Порядка № 969). Соответственно данные такой «льготной» налоговой накладной (ПН) послужат основанием для отражения льготных поставок/покупок сторонами в Реестре. При этом в случае осуществления «льготных» поставок (продаж) их объемы продавец покажет в специальной графе 11 раздела I Реестра. А вот в обратной ситуации, при совершении «льготных» покупок покупатель в графах 10, 12, 14 и 16 раздела II Реестра, как предусматривает пункт 11.9 Порядка № 1002, проставит отметку «Æ».

 

Не облагаемые НДС операции

В хозяйственной деятельности налогоплательщика могут встречаться необлагаемые операции (

не являющиеся объектом налогообложения согласно статье 196 раздела V НКУ). Информация о них также должна найти отражение в Реестре (пункт 6 Порядка № 1002). При этом в Реестре нужно отражать только те из них, которые являются поставкой (соответствуют определению поставки из подпунктов 14.1.191, 14.1.185). Поэтому в Реестр, к примеру, попадут услуги по расчетно-кассовому обслуживанию, инкассации (подпункт 195.1.6), консультационные, юридические, бухгалтерские и другие необлагаемые услуги из подпункта «в» пункта 186.3. А вот, скажем, не являющиеся объектом обложения НДС операции по передаче имущества в оперативную аренду или на ответственное хранение (подпункт 196.1.2) выплате в денежной форме заработной платы (подпункт 196.1.6) не считаются поставкой, поэтому в Реестре не отражаются.

Поскольку по таким операциям

налоговая накладная не выписывается, то в Реестре не являющиеся объектом налогообложения:

— поставки — отражаются на основании

документов бухгалтерского учета (в графе 4 раздела I Реестра при этом проставляется сокращенное обозначение «БО», пункт 8.4 Порядка № 1002); объемы поставок указываются в данном случае в специальной графе 11. В письме № 2049 на этот счет уточнялось, что таким же образом (на основании бухгалтерских документов) в Реестре отражаются услуги, которые поставляются за пределами Украины или место поставки которых определяется за пределами Украины;

— покупки — показываются на основании соответствующих

документов, подтверждающих приобретение необлагаемых товаров, работ, услуг, и делается отметка «БО» в графе 5 раздела II Реестра, согласно консультации с сайта ГНАУ. При этом в графах 10, 12, 14 и 16 раздела II Реестра проставляется отметка «Æ» (пункт 11.9 Порядка № 1002).

 

Налоговая накладная с распределяемым «входным» НДС (статья 199)

Напомним, что необходимость распределения «входного» НДС по правилам

статьи 199 раздела V НКУ (на включаемую и не включаемую в налоговый кредит части) возникает в случае, когда приобретаемые товары (услуги) предназначаются для одновременного использования в облагаемой и необлагаемой деятельности. Нужно заметить, что сам порядок распределения с 1 января 2011 года несколько изменился. Теперь распределять «входной» НДС на протяжении всего текущего года нужно с применением единого коэффициента, рассчитанного по итогам предыдущего (т. е. 2010-го) года (для «новичков» — определенного по итогам первого отчетного периода, в котором появились необлагаемые поставки).

В отличие от «старого»

Порядка № 244, умалчивающего насчет отражения «распределяемой» налоговой накладной в Реестре, в Порядке № 1002 этой ситуации посвящен отдельный пункт 11.10, который предусматривает, что:

сперва полученные «распределяемые» налоговые накладные отражаются в Реестре в обычном порядке (т. е. как обычные накладные, дающие право на налоговый кредит);

— а по окончании отчетного периода (

в конце месяца), осуществив по ним распределение «входного» НДС (и пометив при этом «распределяемые» налоговые накладные добавленной буквой «Р», т. е. как «ПНР» в графе 5 «вид документа»), последним днем периода делается одна «корректирующая» запись , уточняющая сумму ранее отраженного налогового кредита с соответственно надлежащим уменьшением сумм (со знаком «-») в графах 9, 10 и одновременным их увеличением (со знаком «+») в графах 11, 12 Реестра.

По большому счету, в связи с изменением самого механизма распределения с 01.01.2011 г. (проводимого теперь уже на базе

известного, рассчитанного по итогам предыдущего года, коэффициента распределения, и не определяемого соответственно каждый месяц, как это было прежде) налогоплательщик в течение года фактически мог бы распределять «входной» НДС уже непосредственно при получении налоговых накладных и их отражении в Реестре. Вместе с тем пункт 11.10 Порядка № 1002, как видим, в данном случае устанавливает на этот счет свои правила, требуя сперва отражения «распределяемых» налоговых накладных в Реестре в обычном порядке с последующим (в конце месяца) проведением распределения и уточнением сумм.

 

Документы, включаемые в уточняющие расчеты

В Реестре также отражаются документы, данные которых при исправлении ошибок включались

в уточняющие расчеты. В таких случаях при отражении в Реестре вида документа (графа 4 раздела I, графа 5 раздела II) к его сокращенному обозначению добавляется буква «У» — например, ПНУ, ВМДУ, ТКУ (пункты 9.4, 11.4 Порядка № 1002). Впоследствии подводя в конце месяца в Реестре итоги, информация из документов с буквой «У» будет учитываться при подведении итогов по уточняющим расчетам.

А теперь рассмотрим пример.

Пример

. В январе 2011 г. у налогоплательщика были следующие операции:

 

Операции поставки

1

Поставка

10.03.2011 г. получена предоплата за товар от покупателя (ООО «Сигма») в сумме 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.)

2

Возврат товара

11.03.2011 г. покупатель (ООО «Альфа») вернул товар стоимостью 2400 грн. (в том числе НДС — 400 грн.)

3

Поставка неплательщику НДС

14.03.2011 г. отгружен товар ФЛП Петрову В. В. (неплательщику НДС) стоимостью 3600 грн. (в том числе НДС — 600 грн.)

4

Экспорт товара

Получена «экспортная» ГТД № 124738, оформленная 10.03.2011 г., об экспорте товара стоимостью 9000 грн.

5

Поставка, не облагаемая НДС (не объект налогообложения)

18.03.2011 г. подписан акт № 12 об оказании услуг по тестированию ПО с ЧП «Сатурн» на сумму 800 грн. (услуги не являются объектом обложения НДС согласно п.п. 196.1.14)

6

Льготная поставка

25.03.2011 г. отгружена льготная книжная продукция ООО «Весна» на сумму 7500 грн. (льгота согласно п.п. 197.1.25)

Операции приобретения

1

Приобретение товара

11.03.2011 г. перечислена предоплата за товар ООО «Фрегат» в сумме 4800 грн. (в том числе НДС — 800 грн.)

2

Импорт товара

14.03.2011 г. ввезен товар по «импортной» ГТД № 145312, стоимостью 15000 грн., сумма НДС, уплаченная при ввозе, — 3000 грн.

3

Возврат предоплаты

14.03.2011 г. поставщик (ООО «Стимул») вернул предоплату в сумме 1440 грн. (в том числе НДС — 240 грн.)

4

Льготная покупка

15.03.2011 г. получена от ООО «Вектор» льготная продукция стоимостью 5000 грн.

5

Покупка у неплательщика НДС

18.03.2011 г. получен товар от ФЛП Смирновой Е. А. (неплательщика НДС) стоимостью 3000 грн. по товарной накладной № 12

 

Реестр выданных и полученных налоговых накладных за январь 2011 г. будет заполнен следующим образом:

 

Реєстр виданих та отриманих податкових накладних

Розділ I. Видані податкові накладні

№ з/п

Податкова накладна, розрахунок коригування кількісних та вартісних показників до податкової накладної, ВМД тощо

Загальна сума постачання, включаючи ПДВ

Постачання товарів/послуг та послуги, надані
нерезидентом на митній території України, які:

Експорт товарів та супутніх такому експорту послуг (база оподаткування)

дата
виписки

порядковий
номер

вид документа

платник податку — покупець

підлягають оподаткуванню
за ставкою

звільнені від оподаткування, не є об'єктами оподаткування (сума постачання)

найменування (П. І. Б. — для фізичної особи — підприємця)

індивідуальний податковий
номер

20 %

0 %

база оподаткування

сума ПДВ

база оподаткування

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

10.03.2011

1

ПН

ООО «Сигма»

157349112842

12000

10000

2000

2

11.03.2011

2

РК

ООО «Альфа»

123456789012

-2400

-2000

-400

3

14.03.2011

3

ПН02

ФОП
Петров В. В.

0*

3600

3000

600

4

10.03.2011

124738

ВМД

ООО «Старт»

Х**

9000

9000

5

18.03.2011

12

БО

ПП «Сатурн»

486345910432

800

800

6

25.03.2011

6

ПН

ТОВ «Весна»

121345789654

7500

7500

Усього за місяць

30500

11000

2200

8300

9000

З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний період

* На практике при отметке «0» в графе 6 (как рекомендуют налоговики) программа выдает ошибку, однако налоговики такие Реестры принимают.

** По разъяснениям налоговиков (в разделе «Єдина база податкових знань» на сайте ГНАУ) в графе 6 при экспорте вместо ИНН покупателя проставляется отметка «Х». Также заметим, что прежде в п. 1.12 письма ГНАУ от 12.03.2010 г. № 5119/7/16-1617 говорилось о проставлении при экспорте в графе 5 наряду с наименованием также и страны нерезидента.

 

Розділ II. Отримані податкові накладні

№ з/п

Податкова накладна, розрахунок коригування кількісних та вартісних показників до податкової накладної, ВМД, касовий чек, транспортний квиток, готельний рахунок, рахунок за послуги зв'язку, рахунок за послуги, вартість яких визначається за показниками приладів обліку, заява та копії товарних чеків або інших розрахункових документів, що засвідчують факт сплати податку у зв'язку з придбанням таких товарів/послуг або копії первинних документів, складених відповідно до Закону України «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні», що підтверджують факт отримання таких товарів/послуг, відповідно до пункту 201.10 статті 201 розділу V Кодексу тощо

Загальна сума, включаючи ПДВ

Придбання (виготовлення, будівництво, спорудження), імпорт
товарів/послуг, включаючи одержання від нерезидента:

дата отримання

дата виписки

порядковий
номер

вид документа

постачальник

з метою їх використання у межах господарської діяльності для здійснення операцій, які:

які не призначаються для їх використання у господарській діяльності

для постачання послуг за межами митної території України або послуг, місце постачання яких визначається відповідно до пункту 186.3 статті 186 розділу V Кодексу за межами митної території України

найменування (П. І. Б. — для фізичної особи — підприємця)

індивідуальний податковий
номер

підлягають оподаткуванню за ставкою 20 %, 0 %

звільнені від оподаткування, не є об'єктами оподаткування

вартість без ПДВ

сума ПДВ

вартість без ПДВ

сума ПДВ

вартість без ПДВ

сума ПДВ

вартість без ПДВ

сума ПДВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

11.03.2011

11.03.2011

5

ПН

ТОВ «Фрегат»

123456654321

4800

4000

800

2

14.03.2011

14.03.2011

145312

ВМД

B&P
(Дания)

300000000000

18000

15000

3000

3

14.03.2011

14.03.2011

1

РК

ТОВ
«Стимул»

451876392012

-1440

-1200

-240

4

15.03.2011

15.03.2011

7

ПН

ТОВ «Вектор»

341267845361

5000

5000

0

5

18.03.2011

18.03.2011

12

НП

ФОП Смирнова Е. А.

400000000000

3000

3000

0

Усього за місяць

29360

20800

3560

5000

З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний період

 

Справочная информация (справка)

1 По разъяснениям налоговиков такое сокращение может использоваться и в разделе II Реестра.

2 Напомним: регистрация в ЕРНН вводится для «дорогих» налоговых накладных, сумма НДС в которых окажется больше с 01.01.2011 г. — 1 млн грн., с 01.04.2011 г. — 500 тыс. грн., с 01.07.2011 г. — 100 тыс. грн., с 01.01.2012 г. — 10 тыс. грн. (см. пункт 11 подраздела 2 раздела ХХ НКУ). Для остальных налоговых накладных (с меньшей суммой НДС) регистрация в Едином реестре не предусматривается. Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных утвержден постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1246.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше