Темы статей
Выбрать темы

Юридическая поддержка. Могут ли налоговики не пустить на единый налог, требуя уплатить штраф, на который не выписано уведомление-решение

Редакция СД
Статья

Могут ли налоговики не пустить на единый налог, требуя уплатить штраф, на который не выписано уведомление-решение

 

В прошлом номере (см. «СД», 2011, № 21, с. 27) мы разбирались с вопросом — нужно ли уплачивать штраф по пункту 122.1 НКУ из-за того, что предприниматель опоздал с доплатой до 100 % в феврале этого года.

Тогда мы пришли к выводу, что:

а) предприниматели, желающие избежать споров и судебных разбирательств с налоговиками, должны доплатить единый налог за февраль (март) до 100 %, отозвавшись на просьбу ГНАУ, изложенную в их совместном с ПФУ письме от 14.02.2011 г. № 2634/03-20, № 3986/7/190117/165;

б) требование относительно штрафной санкций по пункту 122.1 статьи 122 НКУ неправомерно, тем более что максимальное «наказание» за нарушения, совершенные с 01.01.2011 г. по 01.06.2011 г., составляет 1 грн.

Вместе с тем у этого вопроса есть и другая сторона медали: представители ГНИ отказываются принимать заявление о переходе на единый налог, пока предприниматель не заплатит указанный штраф.

О том, правомерны ли такие действия налоговиков, и как с ними можно побороться, мы расскажем в данной статье.

 

О чем пойдет речь

Забегая вперед, отметим, что мы считаем действия налогового инспектора неправомерными. Прежде всего потому, что никакой задолженности на предприниматели вообще не должно «висеть», что было обосновано нами в «СД», 2011, № 21, с. 27, а следовательно, помех для выдачи Свидетельства плательщика единого налога (далее — Свидетельства) нет.

Однако предпринимателям-единоналожникам нужно отстоять свою точку зрения и привести веские аргументы для защитить своих интересов, о которых мы расскажем ниже. Поэтому далее мы изложим все доводы в пользу нашей позиции в противовес необоснованным требованиям инспектора ГНИ.

 

Основания для невыдачи Свидетельства

В настоящий момент предприниматели-единоналожники, которые собираются оставаться на упрощенной системе в 2012 году, находятся, скажем так, в «пограничной» ситуации в связи с тем, что вскоре будет принят Закон об упрощенке и отменено действие Указа № 746.

Так, «упрощенные» нововведения, которые вступят в силу с 01.01.2012 года, дадут возможность действующим сейчас единоналожникам не спешить с подачей заявления. Его можно будет подать до 25.01.2012 г., а не строго в текущем году (не позднее чем за 15 дней до начала года), как это сейчас предусмотрено Порядком № 599.

Теперь перейдем к причинам, по которым единоналожнику могут отказать в выдаче Свидетельства.

Согласно подпункту 291.5.8 статьи 291 НКУ справка 1 не могут быть плательщиками единого налога субъекты хозяйствования, которые на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога имеют налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

То, что в нашей ситуации на предпринимателе «не висит» налоговый долг, препятствующий получению Свидетельства, мы обоснуем ниже, а также разберемся, когда он считается начисленным налогоплательщику.

Также согласно статье 299.8 НКУ, которая вступит в силу с 01.01.2012 г., в случае отказа в выдаче Свидетельства орган ГНС обязан предоставить в течение 10 календарных дней со дня представления субъектом хозяйствования заявления письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован субъектом хозяйствования в установленном порядке.

Поэтому работник ГНИ не имеет права безосновательно отказать в выдаче Свидетельства в 2012 году.

Далее разберемся, а можно ли уплачивать штраф, который начислен буквально «на словах» без каких-либо письменных документов, представленных предпринимателю.

 

Могут ли требовать уплату штрафа или налогового долга в «устной форме»

Нормами НКУ предусмотрен определенный порядок применения к налогоплательщикам штрафных (финансовых) санкций и взыскания налогового долга.

Однако еще раз хотим обратить ваше внимание на такой момент. Даже если и идти на уступки налоговикам и не спорить со штрафом, он может составлять только 1 грн., как это предусмотрено пунктом 7 подраздела 10 раздела XX НКУ, так как «нарушение» было совершено в период с 1 января по 30 июня 2011 года (см. «СД», 2011, № 21, с. 30).

Так, штрафные санкции могут быть уплачены на основании налогового уведомления-решения (статья 58 НКУ) или налогового требования (статья 59 НКУ).

Причем вначале по одному из оснований статьи 54 НКУ орган ГНС должен определить сумму денежных обязательств. Например, если данные проверок результатов деятельности плательщика налогов свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств (подпункт 54.3.2 статьи 54 НКУ), тогда орган ГНС направляет налогоплательщику налоговое уведомление-решение. Согласно письму ГНАУ от 05.05.2011 г. № 12601/7/19-0217 физлицу-предпринимателю за нарушение по пункту 122.1 статьи 122 НКУ высылается уведомление-решение формы «Р».

Налоговое уведомление-решение — это письменное уведомление контролирующего органа (решение) об обязанности плательщика налогов уплатить сумму денежного обязательства, определенную контролирующим органом в случаях, предусмотренных НКУ и другими законодательными актами, контроль за выполнением которых возложен на контролирующие органы, или внести соответствующие изменения в налоговую отчетность (подпункт 14.1.157 статьи 14 НКУ).

Налоговое уведомление-решение направляется в соответствии со статьей 58 НКУ и Порядком № 985.

Налоговое уведомление-решение составляется в двух экземплярах отдельно по каждому налогу, сбору (но с учетом штрафных (финансовых) санкций). Оно считается направленным (врученным) налогоплательщику — физическому лицу, если оно вручено:

— лично либо законному представителю налогоплательщика;

— направлено письмом по месту проживания такого физического лица либо последнему известному месту нахождения с уведомлением о вручении.

Если почта (почтовая служба) не может вручить налоговое уведомление-решение из-за отсутствия должностных лиц по местонахождению налогоплательщика, их отказа принять налоговое уведомление-решение, ненахождения фактического места расположения (местонахождения) налогоплательщика или по другим причинам, налоговое уведомление-решение считается врученным налогоплательщику в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

Если вручить налоговое уведомление-решение невозможно из-за ошибки, допущенной органом ГНС, оно считается неврученным (абзац четвертый пункта 58.3 статьи 58 НКУ).

Согласно пункту 59.1 статьи 59 НКУ, если налогоплательщик не уплачивает в установленные НКУ сроки согласованную сумму денежного обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении, такая сумма приобретает статус налогового долга, что становится основанием для направления ему органом ГНС налогового требования справка 2.

В соответствии с подпунктом 14.1.153 статьи 14 НКУ налоговое требование — это письменное требование органа ГНС к налогоплательщику относительно погашения суммы налогового долга.

Правила направления органами ГНС налоговых требований регулируются статьей 59 НКУ и Порядком № 1037.

Напомним, что согласно подпункту 14.1.175 статьи 14 НКУ налоговым долгом считается сумма согласованного денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), но не уплаченного налогоплательщиком в установленный НКУ срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства.

Как видим, законным подтверждением начисленных штрафных санкций или налогового долга могут быть только письменные документы установленного вида и формы. Иных правил, в том числе предъявления требований в «устной форме», НКУ не содержит, что еще раз подтверждает необоснованность действий налогового инспектора.

Таким образом, не принять заявление о выдаче Свидетельства в 2012 году инспектор может, если:

— предпринимателю было направлено налоговое требование об уплате налогового долга и при этом задолженность не погашена;

— был составлен отказ в письменной форме со ссылкой на норму НКУ, запрещающую предпринимателю быть единоналожником.

 

Варианты «активных» действий

Очевидно, что предприниматель не пожелает смириться с уплатой штрафной санкции в размере 50 % ставки налога, установленной для физлица-предпринимателя (пункт 122.1 НКУ), а решит побороться.

Прежде всего он должен настоять на получении от инспектора отказа в письменной форме. Возможно, что уже это «озадачит» инспектора, так как законных оснований, как мы выяснили, для него нет, и заявление будет принято.

Если же такой отказ будет получен, предприниматель может обратиться в вышестоящий налоговый орган с жалобой на то, что инспектор требует уплаты штрафа вопреки нормам действующего законодательства. Жалобу следует подавать в течение 10 календарных дней (не позже) после получения отказа. На решения ГНИ жалобы подаются в областные ГНА.

Если обжалование действий инспектора в системе налоговых органов не даст положительного эффекта, можно обратиться в суд. При этом на стороне предпринимателя будут не только приведенные аргументы, но и норма пункта 56.21 НКУ о конфликте интересов:

«в случае когда норма настоящего Кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основании настоящего Кодекса, или когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов, или когда нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат друг другу и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего существует возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу плательщика налогов».

Кроме того, предприниматель может попытаться обратиться в прокуратуру для борьбы с незаконными действиями налогового инспектора. Однако здесь ему понадобится помощь юриста, так как данный орган сможет воздействовать только при наличии веских «подведомственных» оснований. Ведь согласно Закону о прокуратуре целью прокурорского надзора является соблюдение законности и правопорядка. Причем статьей 12 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор рассматривает заявление и жалобы о нарушении прав граждан и юридических лиц, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда. А, как мы отметили, согласно статье 56.1 НКУ решения налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке.

 

Выводы

Требование уплатить штраф по пункту 122.1 НКУ за несвоевременную доплату единого налога за февраль — март 2011 года неправомерно. Максимально, на что может согласиться предприниматель, — штраф в размере 1 грн., так как нарушение было совершено в период с 1 января по 1 июня 2011 года. Кроме того, уплачивать штрафные санкции нужно только на основании налогового уведомления-решения или налогового требования (при налоговом долге), полученного от налоговиков, а не по «устному» требованию инспектора.

Поскольку с 01.01.2012 г. должен заработать Закон об упрощенке, то согласно ему подать заявление можно до 25 января 2012 года. Причем в случае непринятия заявления о выдаче Свидетельства инспектор должен предоставить письменный отказ.

Его можно обжаловать в административном или судебном порядке, а при содействии юриста обратиться в прокуратуру.


Справочная информация (справка)

1 В данном случае мы имеем в виду нормы НКУ, которые будут внесены в него Законом об упрощенке, который пока не подписан Президентом, но принят и вступит в силу с 01.01.2012 г.

2 Налоговое требование может не составляться, когда общая сумма долга не превышает 1 ннмдг (17 грн.).

 

Документы консультации

НКУ Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об упрощенке — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» (принят, но не подписан Президентом, вступит в силу с 01.01.2012 года).

Закон о прокуратуре — Закон Украины «О прокуратуре» от 05.11.91 г. № 1789-XII.

Закон о системе налогообложения Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII (утратил силу).

Указ № 746 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Порядок № 599 — Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599.

Порядок № 985 — Порядок направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 985.

Порядок № 1037 — Порядок направления органами государственной налоговой службы налоговых требований плательщикам налогов, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1037.

 

Материал подготовила Оксана Пироженко, консультант газеты «Собственное Дело»

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше