Темы статей
Выбрать темы

Касса и наличные расчеты у частного предпринимателя

Редакция СД
Статья

Касса и наличные расчеты у частного предпринимателя

 

В данной статье мы рассмотрим тему наличного обращения у предпринимателя: что такое для него касса, как правильно обращаться с наличностью, когда нужно записывать наличность в Книге учета доходов и расходов, какие нюансы для предпринимателя скрываются под понятием «неполное» и «несвоевременное оприходование наличности», должны ли предприниматели вести кассовые документы и многие другие вопросы.

Олеся АЛЕКСАНДРОВА, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Касса предпринимателя

Касса — это помещение или место осуществления наличных расчетов, а также приема, выдачи, хранения наличных средств, других ценностей, кассовых документов.

То есть у предпринимателя кассой может считаться то место, где он:

— производит наличные расчеты: принимает деньги от покупателей с помощью РРО или РК (расчетных квитанций) либо без таковых; выплачивает деньги: выдает зарплату, командировочные и т. п.;

— хранит наличные средства, КУРО (книгу учета расчетных операций), Книгу ф. № 10 (для единоналожников) или Книгу УДР (для общесистемщиков).

То есть предприниматель может определить для себя кассу как место, где находятся он сам (или кассир предпринимателя) и его место для хранения наличных средств, других ценностей, кассовых документов.

А может ли касса «курсировать» вместе с предпринимателем

или это фиксированное место? Если предприниматель (кассир предпринимателя) будет в постоянном движении, то вполне допустимо, что и касса будет постоянно перемещаться с ним. Поэтому место, в котором в определенный момент находится предприниматель (его кассир) и осуществляет наличные расчеты и в котором он принимает, выдает, хранит наличные средства, другие ценности, кассовые документы, согласно Положению № 637 будет его кассой. Это в общем случае. Если же предприниматель применяет РРО (РК), то нужно помнить, что в большинстве случаев РРО и КУРО регистрируются на хозяйственную единицу (торговую точку), т. е. РРО, РК привязано к месту осуществления расчетов. Такая касса у предпринимателя не может быть передвижной. Исключения составляют случаи, когда РРО, например, зарегистрирован на объекты выездной торговли или предприниматель в силу специфики своей деятельности использует портативный РРО.

 

Правильно приходуем наличные

Все наличные, поступающие в кассы, должны своевременно (в день получения наличных средств) и в полной сумме оприходоваться, в том числе отражаться в Книге учета доходов и расходов.

При проведении наличных расчетов с применением РРО или использованием РК оприходованием наличных является осуществление учета указанных наличных средств в полной сумме их фактических поступлений в КУРО на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных РК). Так сказано в

Положении № 637. Еще в нем отмечается, что оприходование наличных — это проведение предприятиями и предпринимателями учета наличных в кассе на полную сумму их фактических поступлений в кассовой книге, Книге учета доходов и расходов, Книге учета расчетных операций.

Получается, что,

если предприниматель применяет РРО или РК, приходоваться наличные будут через РРО или РК и в КУРО. Если предприниматель принимает деньги без применения РРО или РК, то оприходованием наличных для него будет считаться проведение учета поступивших наличных в Книге учета доходов и расходов.

Выписывать приходные ордера при приеме наличных предприниматель не обязан. В то же время лицу, которое уплатило предпринимателю деньги, может понадобиться документ, подтверждающий факт соответствующей уплаты. В этом случае (если предприниматель освобожден от РРО) таким документом может быть квитанция произвольной формы: предприниматель может пользоваться, например, похожим на приходный ордер документом.

Тут надо заметить, что налоговики требуют от «без РРОшных» предпринимателей при продаже товаров выдавать товарный чек по форме, соответствующей той форме, требования к которой приведены в

пункте 3.2 Положения № 614 (письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572). Однако данное требование налоговиков неправомерно, ведь если уж предприниматель имеет право не использовать РРО, то с какой стати, выписывая товарный чек, ему нужно соблюдать требования к внешнему виду чека РРО (а в Положении № 614, на которое ссылается ГНАУ, указаны именно требования к чеку РРО)?

Вопрос о том, какой документ произвольной формы должен выписывать предприниматель, освобожденный от РРО, мы рассмотрим отдельно в ближайщих номерах «СД» и приведем примеры таких документов.

 

Полное и неполное оприходование

Если предприниматель нарушит правила оприходования наличности, то ему могут грозить значительные штрафные санкции. Так,

за неоприходование (неполное и/или несвоевременное) в кассах наличности может грозить штраф в пятикратном размере неоприходованной суммы, который предусмотрен Указом № 436.

Поскольку штраф немаленький, то предпринимателю нужно очень внимательно следить за тем, чтобы вся наличность, которая поступает в кассу своевременно и в полной сумме, оприходовалась.

Для единоналожника оприходованием будет считаться проставление соответствующей суммы выручки в Книге ф. № 10. Согласно

Положению № 637 своевременно оприходованной наличностью считается наличность, оприходованная в день поступления. Так, в пункте 2.6 Положения № 637 сказано, что «вся наличность, поступающая в кассы, должна своевременно (в день получения наличных средств) и в полной сумме оприходоваться».

Обратите внимание на слова «

в день получения наличных средств». Именно эта фраза говорит о том, что предприниматель, который заполняет наличную выручку в Книге ф. № 10 итогом за день, требование о своевременном оприходовании соблюдает.

Если предприниматель находится на общей системе, то в общем случае наличные расчеты он должен производить с применением РРО. При этом оприходованием наличности будет считаться отражение этих сумм в КУРО на основании фискальных отчетных чеков РРО.

 

Что считать неполным оприходованием по мнению ГНАУ, НБУ и как на самом деле

Если говорить о проблеме неоприходования и неполного оприходования наличности, которая грозит нам пятикратным штрафом, то стоит обратить внимание на позицию налоговиков, изложенную в

письме ГНАУ от 05.05.2010 г. № 8795/7/23-7017/538.

В данном

письме, ссылаясь на разъяснения, предоставленные в письме НБУ от 16.04.2010 г. № 11-110/2010-6116, ГНАУ отметила следующее:

 


«…в соответствии с пунктом 2.6 Положения вся наличность, поступающая в кассы, должна своевременно (в день получения наличных средств) и в полной сумме оприходоваться.

Оприходованием наличности в кассах предприятий, производящих расчеты с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги в соответствии с требованиями главы 4 настоящего Положения, является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров.

В случае произведения наличных расчетов с применением регистратора расчетных операций (далее — РРО) или использованием расчетной книжки (далее — РК) оприходованием наличности является осуществление учета указанных наличных средств в полной сумме их фактических поступлений в книге учета расчетных операций (далее — КУРО) на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных РК).

Если наличность проведена через РРО и в КУРО на основании фискальных отчетных чеков, однако в день получения наличных средств не проведена по кассовой книге, Национальный банк Украины считает, что такая наличность оприходована в кассе предприятия несвоевременно.

В случае когда наличность проведена через РРО, сделана соответствующая запись в кассовой книге в день поступления наличности, однако не проведена в КУРО на основании фискальных отчетных чеков, Национальный банк Украины считает, что такой случай может квалифицироваться как неполное оприходование»

.

 

Итак, ГНАУ разъяснила, когда, по ее мнению, наличность считается

оприходованной несвоевременно или не в полном объеме. Так, наличность считается оприходованной несвоевременно, если средства проведены через РРО и отражены в КУРО на основании фискальных отчетных чеков, однако в день их получения не проведены по кассовой книге.

Если наличность проведена через РРО, а в день ее поступления сделана соответствующая запись в кассовой книге, однако средства не проведены в КУРО на основании фискальных отчетных чеков, такой случай, по мнению ГНАУ, может квалифицироваться

как неполное оприходование наличности.

Позднее, уже в этом году, появилось

письмо НБУ от 09.03.2011 г. № 11-117/982-3354, в котором рассмотрена та же проблема, но уже применительно непосредственно к частным предпринимателям.

В этом

письме НБУ говорит следующее:

 


«

Согласно абзацу двадцать четвертому пункта 1.2 Положения оприходование наличности предпринимателями — это проведение ими учета наличности в книге учета доходов и расходов.

Отсутствие записи в книге учета доходов и расходов о полученной частным предпринимателем наличности является нарушением норм по обращению наличности и ее неоприходованием…

»

 

То есть НБУ в данном

письме настаивает на том, что если наличность не записана в Книге ф. № 10 или Книге УДР, то она считается неоприходованной.

Если обобщить разъяснения НБУ и ГНАУ в этом вопросе, то можно выразить общее мнение этих ведомств по нашему вопросу так: если средства проведены через РРО и в КУРО на основании фискальных отчетных чеков, однако в день их получения не проведены в Книге учета доходов и расходов, то имеет место

несвоевременное оприходование. Если наличность проведена через РРО, в день ее поступления сделана соответствующая запись в Книге учета доходов и расходов, однако средства не проведены в КУРО на основании фискальных отчетных чеков, такой случай может квалифицироваться как неполное оприходование наличности. Ссылаются они та то, что в соответствии с абзацем третьим статьи 1 Указа № 436 за неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах наличности применяется штраф в пятикратном размере неоприходованной суммы.

В связи с этим мы со своей стороны заметим следующее.

1. Если частный предприниматель (единоналожник), который освобожден от применения РРО, по итогам дня не запишет в Книгу ф. № 10 всю полученную наличную выручку, применение пятикратного штрафа за неоприходование наличности в данном случае вполне обоснованно.

2. Если предприниматель (на общей системе) применяет РРО, вся полученная за день выручка проведена через РРО, есть запись в КУРО, но в Книге УДР не сделана запись о дневном оприходовании наличности, то

в этом случае, на наш взгляд, нет никаких причин говорить о неполном оприходовании наличности. Объясним свою позицию.

Так, согласно

пункту 1.2 Положения № 637 кассовые операции требуют их отражения в соответствующих книгах учета. В свою очередь, книгами учета считаются кассовая книга, Книга учета доходов и расходов либо КУРО. Поэтому оприходованием наличности, как указано в том же пункте Положения № 637, является проведение ее учета в кассе на полную сумму фактических поступлений в какой-то из книг учета — в Кассовой книге, Книге учета доходов и расходов, книге учета расчетных операций, в зависимости от способа расчетов. Требование о своевременном оприходовании заключается в необходимости отражения таких сумм в день их поступления в кассу.

Законодательство разграничивает способы оприходования наличности в зависимости от порядка проведения наличных расчетов.

Так, при проведении наличных расчетов с применением РРО оприходованием наличности будет считаться ее отражение в КУРО на основании фискальных отчетных чеков РРО.

При этом неотражение наличных в Книге УДР может в этом случае грозить админштрафом по

статье 1641 КУоАП (как нарушение порядка ведения учета доходов и расходов), но никак не пятикратным штрафом за неоприходование по Указу № 436.

Теперь несколько слов о последствиях отсутствия записи о полученной наличности в КУРО, если предприниматель применяет РРО.

На наш взгляд, в этом случае нарушение действительно есть. Однако отсутствие такой записи следует квалифицировать не как неполное оприходование (как это предлагает ГНАУ), а в целом как неоприходование (поэтому пятикратный штраф в данном случае, к сожалению, вполне оправдан).

 

Пятикратный штраф за неоприходование наличности и порядок ведения Книги УДР общесистемщика

Теперь посмотрим еще раз на ситуацию, когда полученная в течение дня наличность не записана в Книгу УДР общесистемщика, который применяет РРО, но уже немного с другой стороны проблемы.

Как вы знаете, в настоящее время для общесистемщиков порядок ведения Книги УДР регулируется

Порядком № 1025, из которого формально следует, что работник предпринимателя (продавец) в Книге УДР должен отражать каждый факт продажи. Понятно, что в большинстве случаев на практике выполнить это требование просто невозможно, и поэтому большинство общесистемщиков записывает в Книгу УДР данные о выручке по итогам дня.

Но с учетом требования о необходимости записывать в Книгу УДР каждый факт продажи общесистемщик, который применяет РРО, становится еще более уязвим перед проблемой применения пятикратного штрафа. Так, вполне можно представить ситуацию: проверяющие приходят в середине рабочего дня на проверку, обнаруживают, что факт продажи товара был (продажа проведена через РРО), но на сумму продажи нет записи в Книге УДР. На практике были случаи, когда проверяющие пытались придраться и угрожали предпринимателю применением пятикратного штрафа за неоприходование.

В такой ситуации мы настоятельно рекомендуем не идти на поводу у налоговиков и отстаивать свою позицию, поскольку

в данном случае предпринимателя нельзя наказать пятикратным штрафом. Аргумент «против» содержится в самом Положении № 637 (пункт 2.6), и мы приводили его выше (см. подраздел «Полное и неполное оприходование): своевременное оприходование — это оприходование в день поступления наличных средств, но никак не в ту же минуту или в тот же час. Так что единственное нарушение, которое допустил в этом случае предприниматель, — это незначительное нарушение порядка ведения учета доходов и расходов, за которое может грозить только админштраф по статье 1641 КУоАП в размере от 51 до 136 грн. (от 3 до 8 ннмдг).

 

Если единоналожник занимается видом деятельности, не вписанным в Свидетельство

В этом случае с оприходованием наличности может возникнуть проблема такого рода. Так, единоналожник, который получает доход от вида деятельности, не указанного в Свидетельстве единоналожника, должен облагать такие доходы налогом на доходы (НДФЛ) (подробнее см. «СД», 2011, № 13, с. 21). То есть такие доходы будут считаться доходами не от деятельности на едином налоге, а доходами, полученными им как обычным физлицом. В связи с этим логичнее было бы доходы от деятельности, не указанной в Свидетельстве единоналожника, записывать не в Книгу ф. № 10, а в Книгу учета доходов и расходов, которую физлица ведут для заполнения «гражданской» декларации.

Однако тут как раз и кроется проблема для единоналожника. Наверняка если при проверке обнаружится, что в

Книге ф. № 10 не учтена наличная выручка, полученная от деятельности, не указанной в Свидетельстве, предпринимателю может грозить пятикратный штраф, отбиться от которого в суде будет очень сложно. Именно поэтому мы бы советовали в данном случае обязательно писать наличную выручку в Книгу ф. № 10.

Однако тут возникает смежная проблема: будут ли такие средства считаться в расчете 500 тыс. грн.? Скорее всего, представители налоговых органов будут настаивать на включении в выручку таких сумм, основываясь на том, что такие средства подпадают под определение выручки, изложенное в

Указе № 746. С такой позицией можно спорить, но дело это сложное и хлопотное, так что лучше не допускать ситуаций, когда доходы, полученные от деятельности, не указанной в Свидетельстве, критически влияют на размер общей выручки, приближая их к пределу 500 тыс. грн.

 

Какие требования Положения № 637 не касаются предпринимателей

Как мы выяснили выше, касса у предпринимателя есть. Тут же возникает вопрос:

должен ли предприниматель при выдаче и приеме наличных оформлять расходные и приходные ордера, как это делают юрлица?

Для ответа на этот вопрос обратимся к

Положению № 637. Из этого документа следует, что на предпринимателей не распространяются многие требования, которые нужно выполнять юрлицам. Так, предприниматель не обязан выписывать приходные и расходные кассовые ордера справка 1 при приеме и выдаче наличных. Кассовую книгу предприниматели также не ведут. Функции кассовой книги для предпринимателя выполняет Книга учета доходов и расходов.

Аналогичный вывод содержится в

письме НБУ от 30.10.2006 г. № 25-113/2453-11507. В этом письме, в частности, указывается, что в соответствии с пунктом 4.2 Положения № 637 частные предприниматели кассовую книгу не ведут, а требование об оформлении кассовых операций приходными и расходными кассовыми ордерами (глава 3 Положения № 637) касается только юридических лиц (предприятий).

Кроме того,

предпринимателям не устанавливаются лимит кассы и сроки сдачи наличности (не путать со сроками возврата подотчетных сумм наемными работниками). Это означает, что наличная выручка у предпринимателя может храниться в любом размере и любое количество дней — сдавать ее в банк совсем не обязательно.

 

Отражаются ли в Книге ф. № 10 единоналожника средства, полученные в кассу, а затем внесенные на текущий счет

Рассмотрим

ситуацию: предприниматель на едином налоге в сентябре получил наличную выручку и записал ее в Книгу ф. № 10. В октябре эта же сумма была внесена на текущий счет, причем в графе «Назначение платежа» предприниматель указал: «Внесение выручки на текущий счет». Нужно ли данную сумму записывать в Книгу ф. № 10 в октябре (в момент ее зачисления на текущий счет)?

Ответ нет: выручка отражается в Книге ф. № 10 один раз — в момент ее получения в кассу или на текущий счет (в зависимости от того, куда ее вносит покупатель). В дальнейшем предприниматель имеет право использовать такие средства по своему усмотрению (в том числе пополнять ими текущий счет). Теперь подробнее.

Формулировка «Внесение выручки на текущий счет» в заявлении на перевод наличных обычно воспринимается налоговиками с недоверием: они считают, что предприниматель вносит на свой счет неучтенную выручку (так называемый черный нал). Однако в нашей ситуации это далеко не так.

Как только наличная выручка поступила в кассу предпринимателя, он сразу записал ее в графу «Сумма выручки (дохода)» Книги ф. № 10. Это означает, что выручка оприходована, т. е. требование

пункта 2.6 Положения № 637 выполнено.

Положение № 637

больше ничего от предпринимателя не требует, а значит:

— оприходованную выручку можно использовать в любых целях (так как нет нормы, которая бы обязывала предпринимателя использовать ее только по целевому назначению);

— наличную выручку необязательно вносить на текущий счет (

Положение № 637 не требует от предпринимателей вносить наличные на текущий счет и не устанавливает для этого никаких сроков).

Итак, если предприниматель вносит на текущий счет наличную выручку, которая уже была отражена в Книге ф. № 10, то второй раз записывать эту же сумму в Книге ф. № 10 не нужно. При этом не имеет никакого значения, когда происходит зачисление собственных средств на текущий счет: в том же квартале, в котором они были получены в виде наличной выручки, или позже.

Отстаивая свои интересы, в данной ситуации можно воспользоваться еще и таким аргументом: когда предприниматель записывает выручку в Книгу ф. № 10, он уплачивает с нее:

— работая на общей системе, — налог с доходов (НДФЛ);

— работая на едином налоге, — единый налог.

После уплаты налога полученная сумма становится собственными средствами предпринимателя, которые он может использовать как угодно — ни один нормативно-правовой акт не ограничивает его в этом.

Если же послушать налоговиков и все-таки записать указанную сумму в Книгу ф. № 10 второй раз (при внесении наличных на текущий счет), то это приведет к двойному налогообложению, что недопустимо и даже абсурдно.

Таким образом,

при внесении на текущий счет наличных, ранее уже записанных в Книгу ф. № 10, повторную запись о выручке делать не нужно.

 

Сумма собственных средств физлица, внесенная им в кассу или на текущий счет для пополнения оборотных средств предпринимательской деятельности

Если предприниматель решил внести в кассу или на текущий счет свои собственные средства, полученные им не от предпринимательской деятельности (например, зарплату), отражать их в составе предпринимательской выручки не нужно. Аргумент — данные средства не имеют отношения к продаже продукции (товаров, работ, услуг), а значит, по определению не являются выручкой предпринимателя.

Однако не станем скрывать, что в данном случае представители налоговых органов на местах могут придраться к предпринимателю за то, что средства, внесенные на счет, он не учел в составе выручки. Такие действия инспектора мы считаем неправомерными, подробнее эту проблему мы освещали не так давно в «СД», 2011, № 10, с. 35.

 

Если предприниматель открыл текущий счет, возникает ли у него обязанность вносить туда всю наличную выручку?

В

пункте 5 Положения № 637 действительно говорится о необходимости сдавать наличную выручку на текущий счет. Однако пункт 5 устанавливает такие требования только для предприятий (юридических лиц), поэтому предприниматель сдавать наличную выручку в банк не обязан независимо от того, есть у него текущий счет или нет.

 

На какие цели можно использовать снятые со счета деньги?

Цели, на которые предприниматель может использовать средства, полученные в результате предпринимательской деятельности, законодательством не регламентированы. Поэтому снятой наличностью можно распоряжаться без ограничений (

письмо Госкомпредпринимательства от 31.05.2007 г. № 3903). А цель снятия денег (цель затрат), которая указывается в чеке, носит справочный характер (для банка).

 

Можно ли рассчитываться за свои (личные) нужды платежной карточкой, которая открыта на предпринимателя?

Инструкция № 492

не содержит запрета использовать предпринимательский счет для тех целей предпринимателя, которые он удовлетворяет как гражданин-непредприниматель. И ответственности за это никакой нет. Это если исходить из буквы Инструкции № 492.

Однако исходя из духа данного документа можно понять, что для банка физлицо-гражданин и физлицо-предприниматель — совершенно разные субъекты (даже если это один и тот же человек). Причем пользоваться счетом, открытым на гражданина, в его же предпринимательских целях строго запрещено (

пункт 7.7 Инструкции № 492).

Итог: осторожный предприниматель для личных нужд предпринимательский счет использовать не будет, смелый же может проплачивать с него личные расходы. Однако не исключено, что у него могут возникнуть проблемы с налоговиками при проверке на предмет того, нет ли у предпринимателя скрытых доходов и т. п. Поэтому лучше все-таки снять со счета деньги как личный доход, а потом уже расходовать его на личные нужды.

 

10-тысячное ограничение

В

Положении № 637 есть требование о том, чтобы сумма наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) через их кассы и через кассы учреждений банков не превышала в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам предельно допустимую сумму, размер которой устанавливается НБУ. Платежи свыше установленной предельной суммы должны проводиться исключительно в безналичном порядке. На сегодняшний день постановлением НБУ от 09.02.2005 г. № 32 такая сумма установлена в размере 10 тыс. грн.

Это требование распространяется и на частных предпринимателей.

Причем тут нужно обратить внимание вот на какой момент. Если предприниматель платит деньги путем внесения наличных в кассу банка, он все равно должен следить за 10-тысячным ограничением, поскольку для него такие расчеты являются наличными.

Наказание за превышение предельного размера наличных расчетов должен нести тот субъект предпринимательства, который уплатил наличные. Причем частным предпринимателям за превышение предельного размера может грозить разве что админштраф по

статье 1642 КУоАП. Этот штраф предусмотрен «в общем» за нарушение правил ведения кассовых операций, и размер его составляет от 136 до 255 грн. (от 8 до 15 ннмдг). Но поскольку решение о наложении штрафа имеют право выносить должностные лица органов государственной финаносовой инспеции (бывшая КРУ), а деятельность частных предпринимателей не подконтрольна органам госфининспекции (если они не арендуют госимущество), то получается, что к частным предпринимателям этот штраф, как правило, не применяется (налоговики этот штраф налагать не имеют права).

 

Выводы

Если предприниматель применяет РРО или РК, приходоваться наличные будут через РРО или РК и в КУРО.

Если предприниматель принимает деньги без применения РРО или РК, то оприходованием наличных для него будет считаться проведение учета поступивших наличных в Книге учета доходов и расходов.

Предприниматель, который заполняет наличную выручку в Книге ф. № 10 итогом за день, требование о своевременном оприходовании соблюдает.

Если частный предприниматель (единоналожник), который освобожден от применения РРО, по итогам дня не запишет в Книгу ф. № 10 всю полученную наличную выручку, применение пятикратного штрафа за неоприходование наличности в данном случае вполне обоснованно.

Если предприниматель (на общей системе) применяет РРО, вся полученная за день выручка проведена через РРО, есть запись в КУРО, но в Книге УДР не сделана запись о дневном оприходовании наличности, то

в этом случае, на наш взгляд, нет никаких причин говорить о неполном оприходовании наличности.

Если при проверке обнаружится что в Книге ф. № 10 не учтена наличная выручка, полученная от деятельности, не указанной в Свидетельстве, предпринимателю может грозить пятикратный штраф.

Предприниматель не обязан выписывать приходные и расходные кассовые ордера при приеме и выдаче наличных. Кассовую книгу предприниматели также не ведут. Функции кассовой книги для предпринимателя выполняет Книга учета доходов и расходов.

При внесении на текущий счет наличных, ранее уже записанных в Книгу учета доходов и расходов, повторную запись о выручке делать не нужно.


Документы консультации

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Указ № 436

— Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию оборота наличных средств» от 12.06.95 г. № 436/95.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637.

Порядок № 1025

Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1025.

Положение № 614

Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Инструкция № 492

Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.

 

Справочная информация (справка)

1 Тут нужно учесть, что если по поводу доходов общесистемщика законодательство не содержит требований подтверждать сумму дохода какими-то документами (типа приходных ордеров), а достаточно записи в Книгу учета доходов и расходов, то по поводу расчетных документов ситуация иная, расходные ордера как таковые не нужны, но при расчетах с покупателями предприниматель должен использовать либо РРО, либо расчетный документ произвольной формы (отдельно этот вопрос мы рассмотрим в ближайшем номере).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше