Темы статей
Выбрать темы

Z-отчет: все о нем

Редакция СД
Статья

Z-отчет: все о нем

 

Все субъекты хозяйствования, работающие с РРО, знают об установленной законом обязанности ежедневно печатать Z-отчеты и об ответственности за ее невыполнение. Но знают они и о том, что на практике выполнение данной обязанности сопровождается возникновением множества вопросов. Дать ответы на них попробуем в этой статье.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Реквизиты и назначение Z-отчета

Согласно

статье 1 Закона об РРО фискальный отчетный чек представляет собой документ установленной формы, напечатанный регистратором расчетных операций, содержащий данные дневного отчета, во время печати которого информация об объеме выполненных расчетных операций заносится в фискальную память. В свою очередь, дневной отчет с обнулением информации в оперативной памяти и занесением ее в фискальную память регистратора получил название Z-отчета, в связи с чем понятия «фискальный отчетный чек» и »Z-отчет» могут использоваться как тождественные.

Основное назначение Z-отчета — обнулить память РРО и обеспечить фиксацию итога расчетов за определенный период работы РРО. Соответственно по окончании смены кассир должен выполнить следующие действия:

1) составить дневной отчет с обнулением информации в оперативной памяти и занесением ее в фискальную память РРО (Z-отчет), в котором должна быть отражена информация об операциях «служебное внесение» или «служебная выдача»;

2) распечатать Z-отчет и подклеить его в КУРО;

3) на основании данных фискального отчетного чека (Z-отчета) заполнить раздел 2 КУРО;

4) сдать выручку в кассу предпринимателя;

5) выключить РРО.

Само

формирование Z-отчета осуществляется в такой последовательности (п. 13 Требований № 199):

— печать Z-отчета и занесение информации в фискальную память;

— обнуление регистров дневных итогов оперативной памяти;

— печать информации, подтверждающей обнуление регистров дневных итогов оперативной памяти и действительность Z-отчета.

При этом в Z-отчете обязательно должны присутствовать такие

реквизиты и данные:

— название и адрес хозяйственной единицы;

— индивидуальный номер плательщика, перед которым печатаются большие буквы «ПН». Если субъект предпринимательской деятельности не зарегистрирован как плательщик НДС, то вместо индивидуального номера указывается идентификационный код согласно ЕГРПОУ (для юрлиц) либо налоговый номер (для физических лиц), а вместо букв «ПН» — буквы «ІД»;

— фискальный номер регистратора, перед которым печатаются большие буквы «ФН»;

— заводской номер регистратора;

— логотип производителя;

— итог расчетных операций за реализованные товары (предоставленные услуги) по каждой ставке НДС отдельно;

— буквенные обозначения и соответствующие им ставки НДС в процентах, а также даты их последнего занесения (если оно проводилось в день распечатки Z-отчета);

— суммы НДС по каждой ставке;

— итог расчетных операций за реализованные товары (предоставленные услуги), продажа которых не подлежит обложению НДС;

— общий итог расчетных операций за реализованные товары (предоставленные услуги) с разбивкой по формам оплаты;

— итог расчетных операций и суммы НДС по суммам средств, выданных покупателям (потребителям услуг), если такой итог не равен нулю;

— сумма денежных средств по операциям «служебное внесение» и «служебная выдача»;

— количество кассовых чеков (квитанций), выданных за смену, отдельно по реализованным товарам (предоставленным услугам) и выданным средствам;

— номер, дата и время печати Z-отчета;

— уведомление об обнулении регистров дневных итогов оперативной памяти и действительности Z-отчета.

Отсутствие каких-либо сведений из приведенных выше, поскольку они отнесены к обязательным реквизитам, может быть квалифицировано проверяющими как основание для непризнания Z-отчета, что

приравнивается к его отсутствию с применением 340-гривневого штрафа к предпринимателю за каждый такой отчет. Впрочем, на незначительные недостатки в реквизитах Z-отчета судебные инстанции готовы закрыть глаза, указывая, что в этом случае оснований для ответственности нет (см., например, определение ВАСУ от 23.11.2010 г. по делу № К-10340/08).

Обязанность

ежедневно печатать на регистраторах расчетных операций (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)) фискальные отчетные чеки (Z-отчеты) и обеспечивать их хранение в КУРО возложена на субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной форме при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Закона об РРО. Данная обязанность будет считаться выполненной при условии, что фискальные отчетные чеки печатаются ежедневно и хранятся в КУРО.

 

Z-отчет не распечатан: сколько штрафов?

Согласно

пункту 4 статьи 17 Закона об РРО в случае невыполнения ежедневной печати фискального отчетного чека либо его несохранения в КУРО применяются финансовые санкции в размере 20 ннмдг (340 грн.).

Если Z-отчет не распечатан и не сохранен, к субъекту хозяйствования применяется

один штраф, а не два — отдельно за нераспечатку и отдельно за несохранение. А потому, в случае если налоговики будут настаивать на иной трактовке и обосновывать факт совершения в этом случае двух отдельных нарушений, за каждое из которых должен быть применен штраф в размере 340 грн., поспорить с ними можно, используя такие аргументы:

1. Как нераспечатка Z-отчета, так и его несохранение в КУРО приводят к нарушению одной и той же единой обязанности, закрепленной в

пункте 9 статьи 3 Закона об РРО, — отчет должен печататься ежедневно и храниться в КУРО.

2. Невыполнение ежедневной печати Z-отчета автоматически означает, что он не сохранен в КУРО. Формулировка

пункта 4 статьи 17 Закона об РРО подчеркивает лишь то, что только ежедневной печати Z-отчета недостаточно для выполнения обязанности, предусмотренной пунктом 9 статьи 3 Закона об РРО. В то же время установления факта такого невыполнения уже достаточно, чтобы применить санкцию в размере 20 ннмдг, так как в установлении факта несохранения Z-отчета в КУРО в этом случае нет никакой необходимости.

В споре можно сослаться и на позицию специалистов ГНАУ, высказанную на страницах журнала «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 23, с. 44. Так, в ней указано, что если фискальный чек распечатан, но не сохранен в КУРО, то к субъекту предпринимательской деятельности применяется

только финансовая санкция за несохранение его в КУРО.

Если налоговики не согласятся с приведенными аргументами, повторно их изложить можно уже в суде. Суды в таких спорах признают обоснованным применение штрафа в размере 20 ннмдг (см., например,

постановление ВХСУ от 03.08.2005 г. в деле № 11/210).

Если Z-отчет был распечатан, но в КУРО не подклеен — это также основание для штрафа.

Если факт нераспечатки или несохранения Z-отчета в КУРО установлен, то избежать необходимости уплаты штрафа с помощью составления объяснительной записки кассира (продавца), привлечения его к дисциплинарной ответственности уже не удастся.

 

Не распечатаны Z-отчеты за несколько дней: сколько штрафов?

По сути, вопрос заключается в том, можно ли считать нераспечатку Z-отчетов

за несколько дней подряд не самостоятельными нарушениями, каждое из которых влечет за собой отдельный штраф в 340 грн., а одним длящимся нарушением, за которое соответственно применяется только один штраф.

Строго говоря, оснований для такой трактовки законодательных предписаний нет: к субъекту хозяйствования должен быть применен штраф в размере 340 грн. за каждый нераспечатанный и несохраненный Z-отчет (см. также

письмо ГНАУ от 24.12.2009 г. № 13432/6/23-7015/1445).

Но для самых решительных приведем позицию Киевского апелляционного админсуда, по мнению которого субъект хозяйствования несет ответственность за невыполнение обязанности по ежедневной печати Z-отчетов

в целом. Поэтому независимо от того, сколько фактов нераспечатки (либо несохранения Z-отчетов) установлено, — это свидетельствует о том, что допущено нарушение одной и той же единой обязанности, а значит, и штраф должен быть применен один (постановление от 15.06.2010 г. по делу № 2-а-2413/09/0270).

 

Предусмотрен ли штраф за отсутствие Z-отчета?

Ответственность за невыполнение обязанности ежедневно печатать на РРО Z-отчеты и обеспечивать их хранение в книгах учета расчетных операций предусмотрена не только для субъектов хозяйствования, но и для его работников и должностных лиц (

статья 26 Закона об РРО). Так, ст. 1551 КУоАП предусматривает, что за нарушение порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг на лицо, осуществляющее расчетные операции, налагается штраф в размере от 2 до 5 ннмдг (от 34 до 85 грн.), а на должностных лиц субъектов предпринимательской деятельности — от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.). При повторном нарушении порядка проведения расчетов в сфере торговли лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за то же нарушение, размер штрафа для лиц, осуществляющих расчетные операции, составит от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.), а для должностных лиц — от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.). Такие дела рассматриваются районными, районными в городе, городскими судами на основании административных протоколов, составленных налоговыми органами. При этом административный протокол составляется при выявлении любого из таких фактов — нераспечатывание Z-отчетов, неежедневное их распечатывание, несохранение Z-отчетов в КУРО (см. письмо ГНАУ от 17.07.2003 г. № 11190/7/23-2117). В соответствии со статей 38 КУоАП штраф к должностным лицам или другим работникам субъекта хозяйствования может быть применен только в течение трех месяцев со дня совершения правонарушения.

 

Может ли Z-отчет распечатываться чаще одного раза за смену?

Формулировка

пункта 9 статьи 3 Закона об РРО о необходимости ежедневной печати фискальных отчетных чеков у субъектов хозяйствования иногда вызывает сомнения по поводу того, не будет ли нарушением данной обязанности печатать Z-отчеты чаще одного раза в день.

Такие сомнения не имеют под собой оснований. Кроме того, в

подпункте 7.7 Порядка № 614 специально оговорена ситуация, когда в течение рабочего дня на РРО было распечатано несколько фискальных отчетных чеков. В этом случае все они подклеиваются в соответствующей книге УРО, записи в разделе 2 книги УРО делаются по каждому фискальному отчетному чеку отдельно. Признают возможность печати нескольких Z-отчетов, ссылаясь на отсутствие в законодательстве соответствующих ограничений, и налоговики (подпункт 2.2.99 Обзорного письма ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572, соответствующая консультация размещена также в Единой базе налоговых знаний).

В отдельных случаях распечатка нескольких Z-отчетов за день может быть обусловлена необходимостью выполнения законодательных требований. Так, согласно

пункту 4.9 Порядка № 614, если на период выхода из строя РРО либо в случае отключения электроэнергии расчетные операции производятся с использованием КУРО и расчетной книжки, то после установления отремонтированного (либо резервного) РРО или возобновления энергоснабжения необходимо провести через РРО суммы расчетов за время работы с использованием расчетной книжки, а также в соответствии с контрольной лентой (в случае обнуления оперативной памяти) — за время работы, предшествовавшее выходу РРО из строя либо отключению электроэнергии, отдельно по каждой ставке НДС, после чего следует сделать Z-отчет.

Кроме того, может случиться так, что уже после печати Z-отчета за день возникла необходимость провести еще одну расчетную операцию либо несколько операций. В этом случае также следует распечатать еще один Z-отчет и подклеить его в КУРО.

 

Как часто должен распечатываться Z-отчет?

В соответствии с

пунктом 1 примечаний к Требованиям № 199 итог расчетов исчисляется за смену, максимальная продолжительность которой не должна превышать 24 часа. Поскольку итог расчетов вносится в фискальную память именно при формировании Z-отчета, выполнение требования об исчислении расчетов за смену возможно только при условии своевременной печати Z-отчетов.

При этом сменой считается период работы регистратора

от регистрации первой расчетной операции после выполнения Z-отчета до выполнения следующего Z-отчета (пункт 2 Требований № 199).

Налоговики, как правило, настаивают, чтобы между распечаткой двух Z-отчетов проходило не более 24 часов (см.

подпункт 2.2.7 Обзорного письма ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572). Более того, на практике субъекты хозяйствования часто сталкиваются с требованиями с их стороны о необходимости распечатки Z-отчетов в пределах календарных суток, т. е. итог расчетов за сутки должен отражаться в Z-отчете, распечатанном до окончания этих календарных суток, т. е. до 24:00, поскольку иначе возможны ситуации, когда в один день будут распечатаны два Z-отчета, а в другой — ни одного, а значит, требование Закона об РРО о ежедневной печати фискальных отчетных чеков не будет выполнено.

Однако суды справедливо исходят из того, что

отсчет продолжительности смены РРО начинается с момента регистрации первой расчетной операции, а не с распечатки предыдущего Z-отчета, и даже не с начала рабочего дня субъекта хозяйствования (постановление Киевского апелляционного административного суда от 11.02.2009 г. по делу № 22-а-10244/08). Таким образом, отсчет 24 часов осуществляется от первой расчетной операции, совершенной после распечатки предыдущего Z-отчета, и до выполнения следующего Z-отчета. Выполнения этого условия достаточно, даже если при этом указанные два события имели место в разных календарных сутках (см. постановления Окружного административного суда г. Киева от 12.03.2008 г. № 2/95, от 22.09.2008 г. № 13/150, от 04.03.2009 г. № 13/492, определение ВАСУ от 12.07.2007 г.).

Более того, субъектам хозяйствования иногда удается убедить суды в том, что между двумя распечатками двух Z-отчетов может пройти больше 24 часов и это не должно считаться нарушением. Основной аргумент, который при этом приводится: смена, за которую должен быть распечатан Z-отчет, отсчитывается с момента проведения первой после предыдущего отчета расчетной операции. При этом операции служебного внесения либо служебного изъятия таковыми не считаются, как и пробное перед началом работы РРО пробитие так называемых нулевых чеков с целью проверки четкости и правильности печати реквизитов на чеке. Если в течение суток не было осуществлено ни одной расчетной операции, то, возможно, субъекту хозяйствования удастся убедить суд в том, что Z-отчет можно не печатать (см., например,

постановление Окружного административного суда г. Киева от 05.08.2010 г. по делу № 2а-17041/09/2670, определение ВАСУ от 19.08.2010 г. по делу № К-268/09).

Впрочем, для тех субъектов хозяйствования, которые предпочитают обезопасить себя и от нарушений, и от претензий со стороны проверяющих, данный вопрос не будет стоять столь остро.

Напоследок напомним, что Z-отчет не нужно печатать в

нерабочие для предпринимателя дни. Налоговики признали это достаточно давно (см., например, «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 17 — 18, с. 104). Этой же позиции придерживаются и суды (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 05.12.2007 г. № 3/66 ).

 

Как исправить ошибку в Z-отчете?

К сожалению, никак. Вносить исправления в Z-отчет нельзя, подать уточненный отчет по аналогии с налоговой отчетностью тоже нельзя. И даже не потому, что это не предусмотрено действующим законодательством, а в связи с тем, что иначе нивелировалось бы само назначение Z-отчета: подвести итог работы РРО за смену. Z-отчет лишь отражает ошибки, допущенные за смену, а потому исправлять следует их, а не сам Z-отчет.

В связи с этим в случае ошибочного проведения сумм через РРО следует исправить такую ошибку:

— либо путем

регистрации отрицательной суммы (если РРО обеспечивает отдельное накопление в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов) с распечаткой на ошибочно проведенную сумму фискального чека выдачи средств;

— либо путем

регистрации выдачи средств с помощью операции «служебная выдача».

Иначе субъект хозяйствования не сможет обеспечить соответствие сумм наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в отчете РРО.

Дополнительно необходимо составить

акт об отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчетов (пункт 4.8 Порядка № 614). В акте указывают данные об ошибочно проведенной сумме и реквизиты ошибочно выбитого расчетного документа (чека). Акт об отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчетов передают в бухгалтерию, где он должен храниться в течение 3 лет, либо подклеивают на последней странице КУРО. Ошибочно проведенные суммы расчетов в графах 5 — 8 КУРО не отражаются.

 

Можно ли заменить Z-отчет Х-отчетом?

Заменить Z-отчет Х-отчетом

(документом, содержащим информацию о дневных итогах расчетных операций, проведенных с применением РРО, без обнуления информации в оперативной памяти), как это иногда делают субъекты хозяйствования в случае потери Z-отчета, нельзя (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 11.03.2009 г. № 4/36). Это объясняется тем, что итог расчетов вносится в фискальную память именно при формировании Z-отчета. Х-отчет такой функции не выполняет.

 

Обязательно ли делать Z-отчеты при передаче смены от одного продавца другому?

Понятия «смена для целей применения законодательства об РРО» и «смена при определении режима работы» не должны рассматриваться как тождественные.

Напомним: согласно

пункту 2 Требований № 199 смена при применении РРО — это период работы регистратора от регистрации первой расчетной операции после выполнения Z-отчета до выполнения следующего Z-отчета. Максимальная продолжительность смены не должна превышать 24 часа. Это единственное ограничение, которое установлено законодательством. Каких-либо оговорок, касающихся режима работы продавца, для целей определения смены в отношении РРО нет.

Таким образом, делать Z-отчет при передаче смены от одного продавца другому необязательно. В то же время законодательство не запрещает распечатывать более одного Z-отчета в течение 24 часов. Поэтому, если предприятие посчитает это целесообразным, оно может внутренними документами обязать своих сотрудников распечатывать Z-отчет при передаче смены от одного продавца (либо кассира) другому с обязательным подклеиванием каждого Z-отчета в КУРО.

 

Распространяется ли обязанность по ежедневной печати Z-отчетов на резервный РРО?

Действующим законодательством предусмотрено использование резервного РРО исключительно в период выхода из строя основного РРО либо в случае окончания срока службы такого РРО (

статья 5 Закона об РРО).

При использовании резервного РРО в предусмотренных случаях на субъекта хозяйствования распространяются все те же требования, как и при использовании основного РРО, в том числе и требование о ежедневной печати Z-отчетов.

Если же резервный РРО в течение рабочего дня не используется, то и обязанности распечатывать на нем Z-отчет, безусловно, нет. К аналогичному выводу приходят и сами налоговые органы в разъяснениях, размещенных в Единой базе налоговых знаний.

 

Может ли предприниматель, который временно прекращает деятельность, не распечатывать ежедневно Z-отчеты?

Действующим законодательством такой правовой режим, как временное приостановление деятельности, не предусмотрен. Соответственно

нет и освобождения от обязанности по ежедневной печати Z-отчетов.

Однако среди оснований, которые должны принимать во внимание налоговые органы и не требовать распечатки Z-отчетов за соответствующие дни, следует назвать:

— закрытие торгового объекта для проведения санитарных мероприятий, техничного переоборудования и проведения других работ, о чем субъект хозяйствования должен разместить объявление рядом с информацией о режиме работы с указанием даты и периода закрытия торгового объекта (

пункт 13 Порядка № 833);

— издание приказа по предприятию об изменении режима работы, в частности установление большего количества выходных дней либо оформление простоя (напомним, что изменение режима работы требует соблюдения требований законодательства о труде). В нерабочие для предприятия (предпринимателя) дни (выходные и праздничные) РРО не применяется, а значит, и обязанности по распечатыванию Z-отчета нет.

В рабочие же для предприятия (предпринимателя) дни РРО должен быть включен и распечатка Z-отчетов является обязательной.

Само по себе отсутствие расчетных операций в течение дня не является основанием для освобождения субъекта хозяйствования от обязанности ежедневной печати Z-отчетов, что подтверждается в том числе судебной практикой (см., например,

постановление Киевского апелляционного админсуда от 25.01.2011 г. № 2а-1557/10/2670).

При этом, если техническими требованиями РРО не предусмотрена распечатка фискальных отчетных чеков в случае отсутствия расчетных операций, сами налоговые органы рекомендуют субъектам хозяйствования проводить операции «служебное внесение» и «служебная выдача», что позволит распечатать Z-отчет.

 

В кассовом аппарате закончилась чековая лента, в связи с чем Z-отчет был распечатан неполностью. Будут ли санкции?

Налоговые органы отвечают на этот вопрос положительно, ссылаясь на то, что Z-отчет должен содержать все предусмотренные законодательством реквизиты. Отсутствие хотя бы одного из них — основание для применения штрафа в размере 340 грн. Поэтому во избежание такого правонарушения субъект хозяйствования должен контролировать наличие достаточного размера ленты в гнезде кассового аппарата для распечатки фискального отчетного чека и своевременно ее менять на новую ленту в случае недостаточного размера.

Суды, рассматривая подобные споры, менее категоричны. Они указывают на то, что неполная распечатка Z-отчета в связи с окончанием чековой ленты в кассовом аппарате не должна приравниваться к такому нарушению, как отсутствие ежедневной печати фискального отчетного чека, и влечь за собой применение 340-гривневого штрафа (см., например,

постановление Харьковского окружного административного суда от 12.03.2008 г. № 2-а-679/08).

Документы консультации

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Порядок № 833

— Порядок проведения торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденный постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

Требования № 199

— Требования по реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для разных сфер применения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 18.02.2002 г. № 199.

Порядок № 614 — Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше