Темы статей
Выбрать темы

На заметку

Редакция СД
Комментарий

На заметку

 

Изменения в НКУ (новые группы единого налога, налоговая накладная, приложение ОК и т. д.)

Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине» от 05.07.2012 г. № 5083-VI

 

Закон № 5083 «ходил по коридорам власти» достаточно долгое время, но наконец подписан Президентом и опубликован (вступил в силу 12.08.2012 г. за исключением некоторых норм).

В связи с принятием этого Закона нас ждут следующие изменения:

— введение групп 5 и 6 плательщиков единого налога (ЕН);

— добавление нового реквизита налоговой накладной — даты и номера таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины;

— отмена приложения ОК к декларации по налогу на прибыль (для плательщиков налога на прибыль, которые работают с единоналожниками);

Теперь подробнее.

 

Единый налог

Новые группы плательщиков ЕН . Введены две дополнительные группы плательщиков ЕН. Правда, скорей всего, работа в этих группах заинтересует, пожалуй, лишь очень узкий круг налогоплательщиков. При этом в новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН, если речь не идет о вновь созданных субъектах хозяйствования, можно будет перейти начиная с IV квартала 2012 года.

А теперь подробнее. Плательщики ЕН будут классифицироваться уже не по четырем, а по шести группам: «старые» группы 1 — 4 (условия работы в них остаются без изменений) плюс группа 5 (предприниматели) и группа 6 (юридические лица).

Условия работы в двух новых группах следующие:

 

Группа 5 (физлица-предприниматели)

Группа 6 (юридические лица)

Допустимое количество наемных работников:

не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 20 человек

среднесписочная численность работников не превышает 50 человек

Допустимый объем дохода:

не более 20 млн грн.

Ставка ЕН:

1) 7 % дохода — в случае уплаты НДС;
2) 10 % дохода — в случае включения НДС в состав единого налога

 

Отметим, что группа 5 по сути является копией группы 3, а группа 6 — копией группы 4. Разница лишь в размере ставке ЕН и ограничении по выручке (в плане других правил работы — все то же самое). Также, возможно, группа 5 не будет освобождена от применения РРО (хотя, на наш взгляд, освобождение должно иметь место).

Получение сверхлимитного дохода . На сегодняшний день плательщики ЕН группы 1 или 2 в случае превышения «доходного» критерия имеют право перейти в следующую «старшую» группу. В этой части изменений нет. Однако, в связи с расширением классификации плательщики ЕН групп 3 и 4 также получили возможность перейти в «старшую» группу — 5 и 6 соответственно.

Таким образом, в случае получения сверхлимитного дохода, действия будут следующие:

 

Физические лица

Юридические лица

группа 3

группа 5

группа 4

группа 6

Должны со следующего отчетного квартала подать заявление на переход в группу 5 или отказаться от применения упрощенной системы налогообложения

Обязаны перейти на общую систему
с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) кварталом, в котором произошло такое превышение

В следующем налоговом (отчетном) квартале имеют право по заявлению перейти в группу 6 или отказаться от применения упрощенной системы

Обязаны перейти на общую систему налогообложения с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) кварталом, в котором произошло такое превышение

К сумме превышения применяется:

ставка 15 %

двойная ставка — 6 % (10 %)

двойная ставка — 14 % (20 %)

 

Ставки ЕН. В связи с появлением групп 5 и 6 плательщиков ЕН подпункт 4 пункта 293.8 НКУ был подкорректирован с учетом новых ставок ЕН (7 % и 10 %).

Таким образом, ставка ЕН, определенная для групп 3 и 4 в размере 3 %, а для групп 5 и 6 в размере 7 %, может быть избрана:

а) субъектом хозяйствования, который зарегистрирован плательщиком НДС, в случае перехода им на упрощенную систему налогообложения путем подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее чем за 15 дней до начала следующего календарного квартала;

б) плательщиком ЕН, который избрал ставку в размере 5 % или 10 %, в случае добровольного изменения ставки ЕН путем подачи заявления об изменении ставки ЕН не позднее чем за 15 дней до начала календарного квартала, в котором будет применяться новая ставка, и регистрации такого плательщика ЕН плательщиком НДС;

в) субъектом хозяйствования, который не зарегистрирован плательщиком НДС, в случае его перехода на упрощенную систему налогообложения путем регистрации плательщиком НДС и подачи заявления о переходе на упрощенную систему не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала, в котором он зарегистрирован плательщиком НДС.

В случае добровольной регистрации плательщиком НДС и изменения ставки ЕН в соответствии с подпунктом «б» подпункта 4 пункта 293.8 НКУ регистрационное НДС-заявление подается не позднее чем за 15 дней до начала календарного квартала, в котором будет применяться ставка ЕН в размере 3 % или 7 % (пункт 183.4 НКУ). НДС-регистрация указанных лиц считается осуществленной с первого числа календарного квартала, в котором будет применяться ставка ЕН в размере 3 % или 7 %.

Переход на упрощенную систему. Согласно новой редакции абзаца второго подпункта 298.1.2 НКУ вновь созданные субъекты хозяйствования, которые в течение 10 дней со дня государственной регистрации (ранее — до окончания месяца, в котором произошла госрегистрация) подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки ЕН, установленной для групп 3 — 6, считаются плательщиками ЕН со дня их государственной регистрации.

Ювелиры и посредники в операциях с недвижимостью. Согласно изменениям в подпункт 2 пункта 291.4 НКУ физические лица — предприниматели, которые предоставляют посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества (группа 70.31 КВЭД ДК 009:2005), а также осуществляют деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней, относятся исключительно к группе 3 или 5 плательщиков ЕН, если отвечают требованиям, установленным для таких групп.

 

НДС

Налоговая накладная (НН) . С целью борьбы с незаконным импортом, парламентарии решили дополнить НН новым обязательным реквизитом: «номер та дата митної декларації, за якою було здійснено митне оформлення товару, ввезеного на митну територію України».

Данное нововведение вступило в силу со дня, следующего за днем официального опубликования Закона № 5083, — 12.08.2012 г.

Чтобы понять, как действовать после вступления в силу данных изменений до того момента, когда будут внесены изменения в форму НН, можно немного вернуться в прошлое, когда перечень обязательных реквизитов НН был дополнен кодом по УКТ ВЭД подакцизных и импортных товаров. Тогда, напомним, налоговики требовали до утверждения новой формы накладной указывать код товара согласно УКТ ВЭД в графе 3 «Номенклатура постачання товарів/послуг продавця», причем делать это на каждом этапе реализации.

В аналогичном ключе, как представляется, нужно будет поступать с 12.08.2012 г. и с новым реквизитом до внесения изменений в форму НН.

Автоматическое возмещение НДС. Закон № 5083 предусматривает новый дополнительный критерий, которому должен отвечать крупный налогоплательщик для получения автоматического бюджетного возмещения НДС: нельзя, чтобы он декларировал отрицательное значение объекта обложения налогом на прибыль по итогам последнего отчетного (налогового) года (подпункт 200.19.8 НКУ).

 

Приложение ОК будет отменено

Несмотря на былые заявления ГНСУ, в которых опровергалось предположение о скорой отмене приложения ОК, Закон № 5083 предусматривает отмену необходимости предоставления приложения ОК к декларации по налогу на прибыль. Напомним, что приложение ОК должны были подавать плательщики налога на прибыль, которые получали доходы или отражали расходы при работе с единоналожниками.

Данное изменение вступило в силу с 12.08.2012 г., следовательно, приложение ОК перестанет быть обязательным начиная с отчетности за 9 месяцев 2012 года.

 

Если предприниматель потерял Книгу УДР: что ему может грозить

Письмо ГНСУ от 17.04.2012 г. № 11206/7/17-1217

 

В данном письме налоговики высказали свое мнение по поводу вопроса о том, что может грозить предпринимателю в случае, если он потерял Книгу учета доходов и расходов.

Вообще предприниматель (как на общей системе, так и на едином налоге) обязан хранить свои учетные Книги в течение 3 лет со дня последней записи.

Если же Книга учета доходов и расходов потерялась, то предпринимателю необходимо:

— обратиться в органы внутренних дел с заявлением об утере и получить справку о подаче такого заявления;

— в течение 5 дней сообщить об утере в налоговый орган.

С момента поступления заявления в орган ГНС у налогоплательщика есть 90 дней на то, чтобы восстановить Книгу (пункт 44.5 НКУ).

К предпринимателю, не выполнившему предписания пункта 44.5 НКУ, по мнению ГНСУ, могут быть применены следующие меры ответственности (хотя, на наш взгляд, одновременно эти санкции за одно и то же нарушение применены быть не могут):

административная по статье 1641 КУоАП, предусматривающая предупреждение или наложение штрафа в размере от 51 до 136 грн. (от 3 до 8 нмдг). То же нарушение, совершенное лицом повторно влечет наложение штрафа в размере от 85 до 136 грн. (от 5 до 8 нмдг);

финансовая по статье 121 НКУ, которая предусматривает наложение штрафа в размере 510 грн. К налогоплательщику, совершившему данные действия повторно, применяется штраф в размере 1020 грн.

Кроме этого, если частный предприниматель (единоналожник) , который освобожден от применения РРО, по итогам дня не запишет в Книгу полученную наличную выручку, то его могут наказать штрафом в 5-кратном размере неоприходованых сумм.

Предпринимателю на общей системе, который не отразил наличные расчеты в Книге УДР, но при этом провел выручку через РРО и есть запись в КУРО, по нашему мнению, такой штраф не грозит, хотя ГНСУ и НБУ, судя по их ранним разъяснениям, с этим не согласны.

 

Переход с КВЭД-2005 на КВЭД-2010 и внесение изменений в Свидетельство единоналожника

Письмо ГНСУ от 15.06.2012 г. № 10041/6/23-50.0214

 

В данном случае пойдет речь о перекодировке предпринимателем своих видов деятельности в Едином госреестре, в случае если виды деятельности остаются аналогичными, но меняется их код с КВЭД-2005 на КВЭД-2010.

ГНСУ закрепила свою позицию относительно необходимости подачи в таком случае заявления о внесении изменений в виды деятельности, указанные в Свидетельстве плательщика единого налога, ранее изложенную в разделе 230.01 ЕБНЗ (подробнее см. «СД», 2012, № 14, с. 14).

Предприниматели — единоналожники групп 1 и 2 должны подать такое заявление не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла перекодировка на КВЭД-2010.

Что касается единоналожников группы 3, то ввиду отсутствия в НКУ с 01.07.2012 г. требований относительно указания их видов деятельности в заявлении о применении упрощенной системы налогообложения и в Свидетельстве плательщика единого налога, подавать заявление об изменении видов деятельности в связи с переходом на КВЭД-2010 они, на наш взгляд, уже не обязаны . Такое заявление подается по желанию единоналожника группы 3 в срок, определенный им самостоятельно.

В данном случае единоналожникам групп 1 и 2 важно помнить, что согласно изменениям, предусмотренным Законом Украины от 24.05.2012 г. № 4834-VI, в 2012 году в случае осуществления видов деятельности, не указанных в Свидетельстве плательщика единого налога — физлица (но при этом разрешенных для осуществления на едином налоге) не нужно:

переходить на общую систему налогообложения;

облагать соответствующие доходы предпринимателей групп 1 и 2 по ставке единого налога 15 %.

Так что затронутый в письме вопрос штрафоопасным не является.

 

Розничные торговцы теперь должны отчитываться об обороте алкоголя и табачных изделий

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» о функциях уполномоченного органа» от 04.07.2012 г. № 5039-VI

 

Приняты меры по ужесточению контроля за реализацией на территории Украины алкогольных напитков и табачных изделий путем внесения изменений в Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP (далее — Закон № 481/95).

Так, теперь уже всех субъектов хозяйствования, получивших лицензии, предусмотренные упомянутым Законом (а это лицензии на производство, импорт, экспорт, оптовую и розничную торговлю), обязали ежемесячно до 10-го числа следующего месяца отчитываться об объемах производства и/или обращения (в том числе импорта и экспорта) спирта, алкогольных напитков и табачных изделий перед органами, которые эти лицензии выдают.

До этого норма похожего содержания в Законе № 481/95 тоже была, но она не касалась розничных продавцов алкоголя и табачных изделий.

Напомним, что для деятельности по производству спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, оптовой торговле спиртом, оптовой и розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиям органом лицензирования является Департамент контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНСУ. Для деятельности по экспорту и импорту спирта, алкогольных напитков и табачных изделий — Минэкономразвития.

Соответственно, «розничникам» также придется ежемесячно отчитываться в Департамент ГНСУ (его региональные управления) об объемах алкогольно-табачной реализации. Но для этого нужно дождаться утверждения соответствующих форм отчетности.

Также в Закон № 481/95 внесена норма, согласно которой для осуществления контроля за внесением платы за лицензии субъект хозяйствования предоставляет в орган лицензирования копию соответствующего платежного поручения с отметкой банка об уплате .

Законом № 5039 в том числе предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчета или представление отчета с недостоверными сведениями об объемах производства и/или обращения (в том числе импорта и экспорта) спирта, алкогольных напитков и табачных изделийштраф в размере 1700 грн.

В этой связи тем же оптовым продавцам следует быть аккуратнее с подачей отчетов по ф. № 1-ОА «Отчет об объемах приобретения и реализации алкогольных напитков» и ф. № 1-ОТ «Отчет об объемах приобретения и реализации табачных изделий» (утверждены приказом ГНАУ от 27.04.2006 г. № 228), поскольку установленный штраф имеет к ним прямое отношение.

Для розничных торговцев данный штраф станет актуальным после утверждения соответствующей отчетной формы.

 

Методрекомендации по отработке сумм НДС, включенных в налоговый кредит по налоговым накладным, не зарегистрированным в ЕРНН

Приказ ГНСУ «Об утверждении Методических рекомендаций относительно комплексной отработки сумм НДС, которые формируют налоговый кредит по налоговым накладным, не зарегистрированным в ЕРНН» от 15.05.2012 г. № 420

 

В данных Методрекомендациях ГНСУ расписала порядок действий налоговых органов при отработке плательщиков, которые включили в состав налогового кредита налоговые накладные (далее — НН), подлежащие регистрации, но не зарегистрированные в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН). В частности, Методрекомендациями предусмотрено, что:

1) на основании сравнения данных поданных реестров налоговых накладных (далее — РНН) и ЕРНН ежемесячно не позднее 28-го числа формируются перечни плательщиков НДС, включивших в налоговый кредит НН, не зарегистрированные в ЕРНН;

2) плательщикам, не подавшим РНН за отчетный месяц или имеющим расхождения между данными РНН и ЕРНН, ежемесячно с 28-го числа по 4-е число следующего месяца направляются информационные уведомления:

— в электронной форме автоматически через портал ГНСУ с соблюдением требований Закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи — если с плательщиком заключен договор о признании электронных документов. Плательщик, получивший такое электронное уведомление, может потребовать предоставления документа в бумажной форме, что осуществляется органом ГНС по месту налогового учета плательщика в течение 3 рабочих дней . Бумажное уведомление подписывается начальником (заместителем начальника) органа ГНС;

— в бумажной форме — если договор о признании электронных документов с плательщиком не заключен (срок направления уведомлений в этом случае Методрекомендациями не определен).

В утвержденных Методрекомендациях ГНСУ, кроме всего прочего, еще раз напомнила, что в случае отказа поставщика в выдаче НН, нарушении им порядка ее заполнения и/или порядка регистрации в ЕРНН покупатель имеет право подать заявление с жалобой на такого поставщика на основании абзаца одиннадцатого пункта 201.10 НКУ. Причем подать такое заявление нужно вместе с НДС-декларацией за отчетный период, в котором был уплачен НДС поставщику или были получены товары/услуги, приложив к заявлению документы, подтверждающие факт уплаты НДС или факт получения товаров/услуг.

Подача заявления без подтверждающих документов или позже установленного срока права на налоговый кредит не дает.

Подача покупателем вместе с НДС-декларацией заявления с жалобой на основании абзаца одиннадцатого пункта 201.10 НКУ для продавца может грозить следующим:

— в случае установления факта невключения продавцом сумм НДС в состав своих налоговых обязательств, ему может быть направлен письменный запрос о предоставлении пояснений и документального подтверждения расхождений между его налоговыми обязательствами и налоговым кредитом покупателя. Ответить на запрос нужно в течение 10 рабочих дней со дня его получения (подпункт 78.1.9 НКУ). В противном случае продавца ожидает документальная внеплановая проверка достоверности и полноты начисления НДС-обязательств;

— в ситуации, когда расхождений между суммой налоговых обязательств продавца и суммой налогового кредита покупателя не выявлено, в орган ГНС по месту регистрации продавца направляется информационное письмо о подаче покупателем заявления с жалобой.

В случае если покупатель подал заявление с жалобой на продавца с нарушениями абзаца одиннадцатого пункта 201.10 НКУ (без подтверждающих первичных документов или после окончания срока подачи НДС-декларации за отчетный период, в котором возникло право на налоговый кредит), в налоговом органе составляется акт камеральной проверки, в котором устанавливается факт такого нарушения.

Покупателей, задекларировавших налоговый кредит на основании НН, которые подлежат регистрации и при этом не зарегистрированы в ЕРНН, в случае неподачи заявления с жалобой на продавца в установленные сроки налоговики могут:

— «попросить» (путем направления письменного запроса) предоставить объяснения и документальные подтверждения формирования налогового кредита по незарегистрированным НН. В случае непредоставления указанных документов такому плательщику может грозить проведение выездной документальной проверки;

потребовать самостоятельно исправить допущенные ошибки путем корректировки данных в РНН методом «сторно» и при необходимости подать уточняющий расчет к НДС-декларации за соответствующий период. Для этого плательщику может быть направлено информационное письмо с соответствующими предложениями.

Также, ГНСУ обращает внимание на необходимость принятия первоочередных мер в отношении тех плательщиков, у которых сумма расхождений между данными поданных РНН и ЕРНН составляет 50 тыс. грн. и более. Такие плательщики отрабатываются в недельный срок после формирования перечней плательщиков НДС, задекларировавших налоговый кредит по незарегистрированным в ЕРНН НН (напомним, что указанные перечни составляются ежемесячно не позднее 28-го числа).

Остальные плательщики отрабатываются до окончания срока проведения камеральной проверки — в течение 30 календарных дней после предельного срока подачи месячной НДС-декларации.

Если в ходе выездной проверки покупатель предоставит документальное подтверждение налогового кредита другими НН, которые отличаются от внесенных им в РНН и которые не подлежали регистрации в ЕРНН, то в налоговый орган учета поставщика направляется запрос о проведении встречной сверки/проверки с целью подтверждения выписки таких НН и подтверждения фактического осуществления хозопераций.

В случае если на указанный запрос поступит ответ с неподтверждением существования каких-либо хозяйственных отношений или с неподтверждением реальности осуществления хозопераций (транзитные потоки) между покупателем и продавцом, покупатель отрабатывается в порядке, определенном приказом ГНСУ «О внедрении комплексной системы предотвращения и противодействия процессам тенизации экономики» от 23.04.2012 г. № 329/ДСК.

В первую очередь проведения внеплановых выездных проверок следует ожидать плательщикам, у которых объем сформированного налогового кредита по незарегистрированным в ЕРНН НН составляет более 100 тыс. грн.

 

Физлица (не предприниматели) и юрлица могут давать займы под проценты

Постановление ВСУ от 18.07.2012 г. № 6-79цс12

 

ВСУ пришел к выводу, что в части выдачи процентных займов и других финуслуг Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12.07.2001 г. № 2664-III регулирует отношения только участников рынков финансовых услуг (например, банков, кредитных союзов). В то же время к другим юридическим и физическим лицам этот Закон не применяется — они могут выдавать займы под проценты в рамках статей 1046 — 1048 ГКУ, т. е. без каких-либо ограничений.

Примечательно, что в части физлиц такая практика существовала и ранее (см. письмо Госкомиссии по регулированию рынков финуслуг от 14.03.2008 г. № 2944/11-11), а вот в отношении юридических лиц Госкомиссия по регулированию рынков финуслуг в своем распоряжении от 31.03.2006 г. № 5555 придерживалась противоположного мнения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше