Темы статей
Выбрать темы

Справочник предпринимателя. Автомобиль и перевозки в деятельности предпринимателя: подробный сборник ответов на вопросы

Редакция СД
Справочная информация

Автомобиль и перевозки в деятельности предпринимателя: подробный сборник ответов на вопросы

 

В данном справочнике предприниматели, которые используют в своей деятельности автомобиль, в том числе занимаются коммерческими перевозками, смогут найти ответы на интересующие вопросы и прочие актуальные разъяснения. Для удобного нахождения информации справочник разбит на несколько частей, которые освещают организационные, документальные, налоговые и прочие моменты, связанные с наличием автомобиля у предпринимателя.

 

Часть 1. Приобретение автомобиля

Основные вопросы
при покупке автомобиля

Ответы

1

2

Имеет ли право предприниматель использовать в собственной хозяйственной деятельности личный автомобиль?

Да, согласно статье 320 ГКУ собственник вправе использовать свое имущество для осуществления предпринимательской деятельности

Легковой автомобиль

Автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров, с количеством мест для сидения 9 и менее (с учетом места водителя) (статья 1 Закона об автотранспорте)

Грузовой автомобиль

Автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов (статья 1 Закона об автотранспорте)

Автобус

Транспортное средство, которое по своей конструкции и оборудованию предназначено для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более 9 (включая место водителя) (статья 1 Закона об автотранспорте)

Пенсионный сбор при покупке легкового автомобиля

Ситуация со сбором в Пенсионный фонд (далее — ПФ) на сегодняшний день такова. Президентом 2 ноября 2012 года был подписан принятый ВР Украины Закон № 5413, положения которого меняют порядок уплаты сбора в ПФ при продаже легкового автомобиля и вступят в силу через 30 дней после опубликования (3 декабря 2012 года).

До вступления в силу данного Закона, приобретая любой легковой автомобиль, покупатель обязан уплатить сбор в ПФ. Без уплаты этого сбора автомобиль не зарегистрируют в ГАИ (пункты 12 и 14 Порядка № 1740).

Сбор в ПФ уплачивался в размере 3 % от стоимости автомобиля, определенной в договоре купли-продажи, справке-счете, договоре мены, справке от таможни, акте экспертной оценки стоимости автомобиля или в другом документе, подтверждающем его стоимость (пункт 13 Порядка № 1740).

Однако Департамент Госавтоинспекции МВД Украины в письме от 22.08.2009 г. № 4/8-8466 дал понять, что в ГАИ признают лишь тот документ о стоимости автомобиля, который получен от специалиста, имеющего допуск к осуществлению деятельности по оценке имущества.

Иными словами, из всех документов, перечисленных в пункте 13 Порядка № 1740, при регистрации автомобиля для подтверждения его стоимости и суммы сбора, уплаченного в ПФ, нужно иметь справку-счет или акт экспертной оценки стоимости автомобиля.

Такие документы, кстати, могут пригодиться еще и для определения обычной цены при отражении налогового кредита по НДС.

После вступления в силу Закона № 5413 пенсионный сбор будет уплачиваться, в частности, физическими лицами, которые приобретают легковые автомобили, подлежащие первой государственной регистрации (перерегистрации) в ГАИ.

Поэтому отменяется необходимость уплаты пенсионного сбора
при второй и последующих регистрациях транспортных средств,
т. е. по автомобилям, которые продаются на территории Украины уже не первый раз.

При этом ставки пенсионного сбора повышены:

3 % — если объект налогообложения не превышает 165 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (на 1 января);

4 % — если объект налогообложения превышает 165, но не превышает 290 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (на 1 января);

5 % — если объект налогообложения превышает 290 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (на 1 января)

Пенсионный сбор при покупке грузового автомобиля

При покупке грузового автомобиля сбор в ПФ не уплачивается

Акцизный налог при импорте автомобиля из-за границы

Акцизный налог уплачивается при таможенном оформлении автомобиля один раз. В дальнейшем при купле-продаже автомобиля уплачивать данный налог не нужно

Регистрация автомобиля в ГАИ

Приобретенный автомобиль регистрируется в ГАИ в течение 10 суток после подписания договора купли-продажи (пункт 7 Порядка № 1388).

Для регистрации новый собственник автомобиля должен лично предоставить в ГАИ следующий пакет документов (пункт 8 Порядка № 1388):

1) заявление;

2) документ, удостоверяющий личность собственника (например, паспорт);

3) документ, подтверждающий оценку стоимости автомобиля (оценка должна проводиться специалистом, который прошел соответствующую подготовку);

4) документ, подтверждающий правомерность приобретения, ввоза, таможенного оформления автомобиля. Такими документами могут быть (заверенные подписью соответствующего должностного лица и скрепленные печатью):
справка-счет по форме приложения 1 к Порядку № 1388, выданная предприятием, деятельность которого связана с продажей транспортных средств;
договоры и соглашения, составленные на товарных биржах на зарегистрированных в ГАИ бланках, однако с 16.06.2010 г. продавать через товарные биржи поддержаные автомобили запрещено;
другие заверенные в установленном порядке документы, которые устанавливают право собственности на автомобиль;
— копия решения суда, заверенная в установленном порядке, с указанием физического лица, которое признано собственником автомобиля;

— справка органа социальной защиты населения или Фонда соцстрахования от несчастных случаев о выделении автомобиля;
— ГТД или выданное на таможне удостоверение о регистрации автомобиля;
— договор финансового лизинга;

5) если автомобиль уже эксплуатировался на территории Украины, дополнительно подаются:
— техпаспорт автомобиля;
— копия пластиковой регистрационной карточки к техпаспорту с отметкой о снятии автомобиля с учета (снятие с учета осуществляет прежний собственник, т. е. продавец автомобиля)

Сбор за первую регистрацию транспортного средства

Указанный сбор уплачивается только в том случае, если приобретенный автомобиль еще не эксплуатировался на территории Украины.

Сбор уплачивается перед проведением первой регистрации автомобиля (статья 237 НКУ). При этом никакого отчета по нему физлицо не подает (пункт 293.2 НКУ).

Размер сбора зависит от ставки и объема цилиндров двигателя в куб. см или его мощности в кВ. Например, ставка за 1 куб. см для автомобиля
с двигателем 1500 куб. см составит с 01.01.2013 г. 5,88 грн. за 100 куб. см

Включается ли в налоговый кредит по НДС сумма НДС, уплаченного при покупке легкового автомобиля?

Да, включается, несмотря на то что регистрация автомобиля в ГАИ осуществляется на физлицо (без указания его предпринимательского статуса).

Нужно сказать, что именно по этой причине налоговики долгое время запрещали предпринимателям отражать налоговый кредит (НК) по НДС при покупке транспортных средств. По их мнению, регистрация автомобиля на физлицо свидетельствовала о том, что транспорт используется не в хоздеятельности налогоплательщика, а в его личных целях, и значит, на НК права нет.

Эту ситуацию пояснил Минюст, отметив, что автомобили регистрируются на физическое лицо лишь потому, что нет такого субъекта права собственности, как «физическое лицо — предприниматель», поэтому зарегистрировать автомобиль на предпринимателя невозможно в принципе (письмо от 04.08.2008 г. № 7885-0-33-08).

Вместе с тем правовой статус физического лица гораздо шире, чем правовой статус физического лица — предпринимателя, поэтому автомобиль, зарегистрированный на физлицо, вполне может быть «предпринимательским» (использоваться для хоздеятельности).

К счастью, со временем ГНАУ сменила свою точку зрения в пользу предпринимателей, разъяснив следующее: «…в налоговый кредит физических лиц — субъектов хозяйствования, зарегистрированных плательщиками налога на добавленную стоимость, возможно включение сумм налога на добавленную стоимость, начисленных (оплаченных) в связи с приобретением транспортных средств…, при условии использования таких средств в облагаемых налогом операциях в пределах их хозяйственной деятельности и наличия надлежащего документального оформления и подтверждения соответствующих расходов…» (письмо ГНАУ от 03.10.2008 г. № 20189/7/16-1517-26, пункт 198.3 НКУ).

Но доказать проверяющим свое, скажем так, теоретическое право на НК — это всего лишь полдела. Нужно еще подтвердить его документально.

Перечень документов, подтверждающих право на НК, следующий:
налоговая накладная, выданная при покупке автомобиля (обязательно нужна);
лицензия на осуществление перевозок, лицензионные карточки на транспортные средства (при пассажирских перевозках или перевозках опасных грузов);
приказ об использовании автомобиля в хозяйственной деятельности предпринимателя (приказ издается в произвольной форме, в нем желательно указать марку автомобиля, номерной знак и способ его использования);
— первичные документы о перевозках, например, ТТН, путевые листы
(если имеются) и т. д. (письмо Госкомпредпринимательства от 31.05.2007 г. № 3903; определение Донецкого апелляционного административного суда от 15.05.2009 г. по делу № 2-а-17398/08/0570; постановление Харьковского окружного административного суда от 05.11.2008 г. по делу № 2а-8072/08).

Также было бы неплохо указать и в договоре купли-продажи автомобиля, и в расчетных документах, и, особенно, в налоговой накладной на приобретение автомобиля, что покупателем является физлицо-предприниматель. Это может послужить дополнительным аргументом в разговоре с налоговым инспектором. А еще надежнее, чтобы покупка автомобиля была оплачена с предпринимательского счета, открытого на физлицо-предпринимателя

Включается ли в налоговый кредит по НДС сумма НДС, уплаченного при покупке грузового автомобиля?

Да, включается. Ситуация здесь точно такая же, как и при покупке легкового автомобиля (см. выше).

При этом нужно помнить о таком нюансе: отразив НК по НДС при покупке автомобиля, предприниматель должен будет начислить и уплатить в бюджет налоговое обязательство по НДС в случае, если он решит сняться с НДС-регистрации (пункт 184.7 НКУ)

 

Часть 2. Аренда автомобиля

Основные вопросы
при аренде автомобиля

Ответы

1

2

Аренда автомобиля
у физлица (гражданина)

Предприниматель вправе взять в аренду автомобиль не только у субъекта хозяйствования, но и у обычного гражданина.

Оформить аренду можно, заключив договор аренды транспортного средства (в письменной форме). Поскольку одной из сторон такого договора является физлицо (не субъект хозяйствования), договор необходимо заверить у нотариуса (статья 799 ГКУ).

Не заверенный нотариально договор налоговики при проверке могут счесть недействительным и исключить из расходов предпринимателя сумму арендных платежей. Если такая ситуация произошла, предприниматель может попытаться отстоять право на расходы, доказав действительность договора в судебном порядке (разумеется, если стороны договора не имеют претензий друг к другу — часть 2 статьи 220 ГКУ).

Типовая форма договора аренды транспортного средства законодательством не предусмотрена, однако ГКУ содержит ряд обязательных требований, которые нужно включить в договор (статьи 801 — 804 ГКУ):
арендатор обязан поддерживать транспортное средство в соответствующем техническом состоянии;

— затраты, связанные с использованием транспортного средства, в том числе с уплатой налогов и других платежей, несет арендатор;

страхование транспортного средства осуществляется арендодателем;
арендатор обязан возместить убытки, связанные с потерей или повреждением транспортного средства, а также ущерб, причиненный третьим лицам в связи с использованием транспортного средства.

Кроме того, налоговики в своих консультациях обращают внимание на необходимость указать в договоре наименование и марку автомобиля, госномер, цвет, год выпуска, номера двигателя, шасси и кузова, реквизиты техпаспорта, а также срок аренды автомобиля, сумму арендной платы, форму оплаты (денежная, натуральная или другая) и периодичность проведения расчетов («Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 29, с. 36)

Аренда автомобиля у субъекта хозяйствования (предпринимателя
или юрлица)

Договор заключается в письменной форме, но можно обойтись и без нотариального заверения.

Это объясняется тем, что предприниматель (арендатор) является не просто физлицом, а субъектом хозяйствования. Кроме того, с точки зрения ГКУ, предприниматели вообще приравнены к юрлицам (статья 51 ГКУ).

Исходя из этого нотариально заверять договор аренды автомобиля, сторонами которого являются предприниматели или предприниматель и юрлицо, не нужно, если договор заключен в рамках предпринимательской деятельности. Эту позицию подтвердил и ВХСУ (постановление от 14.09.2006 г. по делу № 41/102).

Но при этом важно обратить внимание на следующее: если арендованный автомобиль будет использоваться не в предпринимательской деятельности, а для личных нужд арендатора (даже если он и зарегистрирован как предприниматель), заверить у нотариуса договор аренды нужно обязательно.

К сожалению, постановление суда не имеет силы законодательного акта, поэтому нельзя гарантировать, что налоговики не будут требовать у предпринимателя нотариально заверенный договор даже на тот автомобиль, который используется им в хоздеятельности. Тем более что такой договор в некоторых случаях могут потребовать и работники ГАИ (если предприниматель не захочет оформлять регистрационный талон на арендованный автомобиль — подробнее об этом см. далее).

Тем не менее шансы в судебном порядке отстоять правомерность такого незаверенного договора есть, и они высоки

Аренда с экипажем

Арендуя автомобиль у субъекта хозяйствования, предприниматель может либо просто нанять автомобиль для использования (это будет договор аренды транспортного средства), либо вместе с автомобилем взять в аренду (пользование) водителя или другой обслуживающий персонал (это будет договор аренды транспортного средства с экипажем).

Последний вариант удобен тем, что экипаж, выполняя работу для арендатора, остается в трудовых отношениях с собственником автомобиля. Поэтому арендатор не должен ни заключать трудовые договоры, ни платить зарплату, ни уплачивать ЕСВ, ни отчитываться за таких работников. Другими словами, работа членов экипажа не рассматривается как отдельный процесс, а является дополнением к переданному в аренду автомобилю.

Для оформления таких отношений используется обычный договор аренды (с учетом требований о нотариальном его заверении), в котором указывается, что автомобиль сдается в аренду с экипажем (статья 805 ГКУ)

Лизинг автомобиля

Лизинг автомобиля — это аренда автомобиля с правом его выкупа. Можно сказать, что сегодня лизинг — самый легкий способ получить автомобиль. При этом автомобиль находится в собственности лизинговой компании, а предприниматель пользуется всеми выгодами от владения транспортным средством.

Основные отличия лизинга от кредита в том, что эта услуга комплексная.

Компания самостоятельно занимается регистрацией автомобиля в ГАИ, государственным техосмотром, плановым сервисным обслуживанием, выбиванием страхового возмещения в случае ДТП, уплатой всех необходимых налогов и оформлением страховок. Клиент только пользуется автомобилем.

Все расходы по содержанию машины учтены в ежемесячном лизинговом платеже.

Отношения лизинга оформляются договором лизинга (статья 806 ГКУ). Вопрос с заверением договора у нотариуса решается так же, как и при обычной аренде автомобиля (см. выше)

Нужен ли временный талон из ГАИ?

Сразу укажем, что на сегодняшний день для управления «чужим» (в том числе арендованным) транспортным средством оформлять временный регистрационный талон в обязательном порядке не нужно — требований о его обязательном оформлении в законодательстве больше нет.

Напомним, что с 13.08.2011 г. были внесены изменения в ряд «дорожных» законодательных актов, в том числе и в Закон о дорожном движении, в частности исключившие из прав сотрудников милиции возможность проверять у водителей документы на право управления транспортным средством (которыми, в свою очередь, являлись временный регистрационный талон, доверенность и т. д.). Также попутно была отменена и админответственность (из статьи 126 КУоАП исключен админштраф) за отсутствие у водителей указанных документов на право управления. Так что за отсутствие этих документов и их непредъявление сотрудникам ГАИ при проверках водителям ничего не грозит (никакой ответственности не предусмотрено).

Также в соответствие с такими изменениями были приведены и ПДД, в пункте 2.1 раздела 2 которых на сегодняшний день предусматривается, что водитель должен иметь при себе, в частности, удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории (т. е. права) и регистрационный документ на транспортное средство (т. е. свидетельство о регистрации (техпаспорт)). При этом собственник транспортного средства может передавать управление транспортным средством другому лицу, имеющему при себе удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории, передавая также при этом регистрационный документ на такое транспортное средство.

В то же время этот документ может быть оформлен по желанию сторон согласно пункту 16 Порядка № 1388. Нужно заметить, что в разделе 110.07.22 ЕБНЗ размещено разъяснение, в котором налоговики временный регистрационный талон называют в числе документов, необходимых налогоплательщику для подтверждения в налоговом учете «налоговых» расходов по аренде. Поэтому его оформление при аренде автотранспорта поможет избежать вопросов проверяющих и подкрепить «налоговые» расходы при проверке

НДФЛ при аренде

Если предприниматель арендует автомобиль у юрлица, он не должен удерживать и уплачивать НДФЛ, поскольку арендные платежи (доход) выплачиваются не физлицу, а юрлицу

В случае, когда автомобиль арендуется у физлица (гражданина),
с суммы арендных платежей, выплачиваемых такому гражданину, необходимо удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет. НДФЛ рассчитывается так:
15 % от общей суммы арендного платежа, если она не превышает 10 минимальных зарплат, установленных на 1 января текущего года
(в 2012 году — 10730,00 грн.);
15 % от 10730,00 грн. плюс 17 % от суммы арендного платежа, которая превышает 10730,00 грн.

При аренде автомобиля у физлица-предпринимателя следует убедиться, является ли сдача автомобилей в аренду его предпринимательской деятельностью. Для этого нужно попросить у него копию выписки из ЕГР или копию свидетельства плательщика единого налога (см. «СД», 2012, № 20, с. 3).

В противном случае НДФЛ удерживается с него так же, как и с гражданина (непредпринимателя)

ЕСВ при аренде

ЕСВ при аренде не уплачивается, поскольку в данном случае предприниматель не использует труд физических лиц. Такое же мнение выразил и ПФ, отметив, что при осуществлении аренды нет признаков правоотношений, регулирующих исполнение работ или предоставление услуг (разъяснение ПФ от 11.03.2011 г. б/н)

Аренда маршрута

Если предприниматель заключил договор с горисполкомом на осуществление пассажирских перевозок, но пока еще не обзавелся автотранспортом, он ни в коем случае не вправе сдавать в аренду маршрут третьему лицу. Такие действия будут противоречить законодательству. Дело в том, что использовать маршрут может только тот перевозчик, который выиграл конкурс и заключил договор с органом местного самоуправления.
В дальнейшем именно он своими силами должен обеспечивать перевозки.

Поэтому в данном случае перевозчику не остается ничего другого, как заключить договоры аренды транспортных средств с собственником маршруток (надолго или до тех пор, пока перевозчик не купит собственные автобусы).
При этом арендная плата за машины может быть установлена не только в виде фиксированной суммы, но и как процент от выручки, полученной на маршруте (это нужно прописать в договоре аренды транспортных средств)

 

Часть 3. Обязанности и операции, возникающие у владельца автомобиля

Обязанность

Выполнение обязанности

1

2

Экологический налог

Предприниматели, использующие в хозяйственной деятельности автомобиль, не обязаны отдельно уплачивать экологический налог за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками и отчитываться по нему они тоже не обязаны. С 01.01.2011 г. такая обязанность возложена на продавцов топлива (статья 241 НКУ).

Но, по сути, бремя уплаты эконалога все равно осталось на лицах, использующих автомобили, потому как теперь эконалог включен в стоимость топлива

Разрешение на выброс загрязняющих веществ

Специального разрешения на выбросы не нужно, но необходимо соблюдать норматив содержания загрязняющих веществ в отработанных газах. Штраф за превышение нормативов загрязняющих веществ от 510 до 850 грн. (статья 81 КУоАП).

Однако очевидно, что определить фактическое содержание загрязняющих веществ можно только в специальных (лабораторных) условиях. Поэтому риск штрафа минимален, если визуально выхлопные газы не привлекают внимания

Страхование гражданско-правовой ответственности

Наличие страхового полиса обязательно, поэтому сразу после покупки (аренды) автомобиля нужно заключить договор или получить полис на данный автомобиль от арендодателя (на сегодняшний день в связи
с отменой обязательного предъявления документов, подтверждающих право управления, полис на конкретный автомобиль действует для любого управляющего им лица).

Штраф за отсутствие полиса — от 425 до 850 грн. (статья 126 КУоАП)

Установка ГБО

Автомобиль, на который было установлено ГБО, обязательно нужно перерегистрировать в ГАИ.

Так, пункт 33 Порядка № 1388 четко указывает на необходимость перерегистрации автомобиля в случае, если его двигатель переоборудован или заменен (а установка ГБО, в свою очередь, является переоборудованием двигателя, так как система питания двигателя изменяется с бензиновой на газобензиновую)

Техконтроль для некоторых автомобилей

Согласно статье 35 Закона о дорожном движении не проходят обязательный техконтроль такие транспортные средства (ТС):

1) легковые автомобили всех типов, марок и моделей, прицепы (полуприцепы) к ним (кроме такси и автомобилей, которые используются для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли), мотоциклы, мопеды, мотоколяски и другие приравненные к ним транспортные средства, независимо от срока эксплуатации;

2) легковые автомобили, которые используются для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли, грузовые автомобили независимо от формы собственности грузоподъемностью до 3,5 т, прицепы к ним — со сроком эксплуатации до 2 лет.

Техконтроль для других ТС происходит в следующие сроки:

1) ТС со сроком эксплуатации свыше 2 лет: легковые автомобили, прицепы к ним, которые используются с целью получения прибыли, грузовые автомобили грузоподъемностью до 3,5 т, прицепы к ним — каждые 2 года;

2) ТС независимо от срока эксплуатации:
— такси, грузовые автомобили грузоподъемностью более 3,5 т, прицепы к ним — ежегодно;
— автобусы, специализированные ТС, перевозящие опасные грузы, — дважды в год.

ТС, которые прошли государственный технический осмотр до вступления в силу Закона № 3565 и в соответствии с Законом о дорожном движении подлежат техническому контролю, впервые проходят обязательный технический контроль по окончании срока действия талонов государственного технического осмотра

 

Часть 4. Документация перевозчиков

Наиболее
распространенные
вопросы перевозчиков

Ответы

1

2

Нужна ли лицензия для пассажирских перевозок?

Да, согласно пункту 25 части 3 статьи 9 Закона о лицензировании. Такую лицензию можно получить в Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте (или в ее территориальном отделении). Стоимость лицензии — одна минимальная зарплата, действующая на дату выдачи лицензии.

Лицензия выдается без ограничения срока действия

Нужна ли лицензия для грузовых перевозок?

Нет, не нужна. Исключение составляет только перевозка опасных грузов, для которой лицензию получить нужно (пункт 25 части 3 статьи 9 Закона о лицензировании)

Нужен ли торговый патент на предоставление услуг в случае осуществления перевозок (пассажирских или грузовых)?

Нет, патент не понадобится, поскольку услуги перевозчика не указаны в Перечне № 1258

Какие документы должны быть у водителя легкового автомобиля при осуществлении перевозок для личных нужд (некоммерческая деятельность)?

1. Водительские права.

2. Регистрационный документ (техпаспорт).

3. Полис обязательного страхования гражданской ответственности

Какие документы должны быть у водителя при осуществлении грузовых перевозок (перевозка грузов грузовым автомобилем):
по договору перевозки (для заказчика);
— без договора перевозки (для нужд собственной предпринимательской деятельности)?

1. Водительские права.

2. Регистрационный документ на транспортное средство (техпаспорт).

3. Полис обязательного страхования гражданской ответственности.

4. Протокол о прохождении техконтроля.

5. Иметь путевой лист автодорожное законодательство не требует, но он понадобится предпринимателю для учета расходов, отметки о медосмотре водителей и т. п.

6. Доверенность на получение товара (если предприниматель поручает водителю забрать товар у поставщика).

Перечисленные документы должны быть у водителя (предпринимателя) независимо от вида перевозок (перевозится ли товар для заказчика или в рамках собственной хоздеятельности). Единственное отличие в документах состоит лишь в том, что при перевозке товаров:
для заказчика (по договору перевозки) предприниматель обязан иметь товарно-транспортную накладную (ТТН);
для себя (в рамках собственной предпринимательской деятельности) ТТН иметь необязательно, а достаточно любого документа, подтверждающего право собственности на товар (например, договора купли-продажи, квитанции, чека, налоговой накладной и т. п.).

Правда, если учесть, что налоговики часто не разрешают включать в расходы стоимость товара, по которому нет ТТН, то во избежание недоразумений с ними лучше выписывать ТТН даже при доставке товара для себя (например, если предприниматель самостоятельно забирает товар у поставщика). Другое дело, если товар просто перевозится со склада в торговую точку — в таком случае ТТН уже есть (оформленная при доставке), поэтому при внутренних перемещениях товара вполне можно обходиться и без нее

Какие дополнительные документы должны быть у водителя при перевозке опасных грузов?

1. Лицензия на перевозку опасных грузов (пункт 25 части 3 статьи 9 Закона о лицензировании), а точнее, лицензионная карточка.

2. Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов.

3. ДОПОГ-свидетельство о подготовке водителей, которые перевозят опасные грузы.

4. Согласование маршрута перевозки, выданное в ГАИ (постановление № 207).

5. Cвидетельство о подготовке водителей транспортных средств, которые перевозят опасные грузы, письменные инструкции на случай аварии или чрезвычайной ситуации (статья 48 Закона об автотранспорте)

Какие дополнительные документы должны быть у водителя при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов?

Разрешение на движение по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам, выданное в ГАИ, или документ о внесении платы за проезд большегрузных (крупногабаритных) транспортных средств, если превышение весовых или габаритных ограничений над определенными законодательством менее 7 % (постановление № 207, статья 48 Закона об автотранспорте)

Примечание. Крупногабаритные и тяжеловесные перевозки — это перевозки грузов или проезд транспортных средств, у которых хотя бы один из габаритов:
— по ширине больше 2,6 м;
— по высоте от поверхности дороги больше 4 м (для контейнеровозов на установленных маршрутах — 4,35 м);
— по длине больше 22 м (для маршрутных транспортных средств —
25 м);
— фактическая масса свыше 38 т;
— нагрузка на одинарную ось больше 11 т, сдвоенные оси — 16 т, строенные — 22 т (для контейнеровозов нагрузка на одиночную ось —
11 т, сдвоенные оси — 18 т, строенные — 24 т);
— груз выступает за задний габарит транспортного средства более чем на 2 м (пункт 22.5 ПДД).

Какие дополнительные документы должны быть у водителя при перевозке продуктов питания?

Санитарная книжка с заключением медосмотра (пункт 12.4 Правил перевозки грузов)

Обязательно ли иметь путевой лист при грузовых перевозках предпринимателю (его наемному работнику-водителю)?

Согласно статье 16 Закона о дорожном движении для подтверждения законности использования автомобиля достаточно предоставить работникам ГАИ регистрационный документ (техпаспорт) на него, а документы на право управления ТС, путевые листы и документы на груз можно с собой не возить, а следовательно, некоторые из них не оформлять. Однако путевой понадобиться для учета расхода ГСМ,
с целью отнесения на расходы, он пригодится плательщикам НДС для обоснования права на НК по НДС по приобретенному бензину
(из путевого листа видно, что бензин израсходован предпринимателем в рамках хоздеятельности и что автомобиль тоже используется им не для личных нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности)

Является ли ТТН бланком строгого учета?

ТТН не является бланком строгого учета. Однако на некоторые группы товаров нужно заполнять ТТН утвержденной формы, например, при перевозке:
спирта этилового — ф. № 1-ТН /спирт/ (пункты 1.1 — 1.4 Инструкции № 154);
высокооктановых кислородсодержащих примесей — ф. № 1-ТН /вкд/ (пункты 1.1 — 1.4 Инструкции № 154);
алкогольных напитков — ф. № 1-ТН /алкогольні напої/ (пункты 1.1 — 1.4 Инструкции № 154).

Также специализированные ТТН заполняются при перевозке:
хлебобулочных изделий — ф. № 1-ТТН (хліб) (пункты 1.1 — 1.2 Инструкции № 153);
молочного сырья — ф. № 1-ТН (МС) (пункты 1.1 — 1.2 Инструкции № 176)

Как правильно заполнять ТТН?

Форма ТТН, которой пользовались и которую следует использовать и далее, утверждена приказом № 488/346. Что касается заполнения ТТН, то на сегодняшний день обязательных правил ее заполнения нет.

В связи с этим до принятия соответствующего нормативного документа Госавтотрансадминистрация, ссылаясь на разъяснения Госкомстата от 13.10.2000 г. № 08-01-8/93, с целью правильного заполнения ТТН рекомендует руководствоваться положениями отмененной Инструкции № 228/253 (письмо Госавтотрансадминистрации от 21.04.2010 г. № 1802-04/09/19-10).

При этом общие правила составления ТТН таковы (пункты 11.5 — 11.8 Правил перевозки грузов):
ТТН выписывает грузоотправитель в количестве не меньше четырех экземпляров (все они заверяются его подписью и при наличии — печатью);
— после принятия груза водитель (экспедитор) подписывает все экземпляры ТТН;
— первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя;
— второй — передается водителем получателю товаров;
— третий и четвертый — передаются перевозчику (заверенные подписью грузополучателя и при наличии — его печатью).

Если в ТТН не помещается наименование всех товаров, к ней можно приложить документ произвольной формы с обязательным указанием информации о грузе (графы 1 — 10 ТТН). В таких случаях в ТТН указывается, что к ней прилагается документ (товарный раздел), без которого она недействительна

Каким документом оформлять факт предоставления услуг перевозки груза?

Документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, в первую очередь является ТТН (статья 909 ГКУ). У перевозчика должны быть третий и четвертый ее экземпляры.

Кроме ТТН, по окончании перевозки предприниматель может составить акт приема-передачи услуг (произвольной формы) и подписать его вместе с заказчиком. На основании акта составляется счет-фактура на имя заказчика для получения от него оплаты за услуги перевозки

Какие документы должны быть у водителя при осуществлении пассажирских перевозок?

Регулярные пассажирские перевозки (например, маршрутки):

1) водительские права;

2) регистрационный документ на автобус (техпаспорт);

3) лицензионная карточка;

4) схема маршрута;

5) путевой лист (при необходимости);

6) билетно-кассовый лист;

7) расписание движения;

8) таблица стоимости проезда (кроме городских перевозок);

9) другие документы, предусмотренные законодательством.

У предпринимателя-перевозчика, помимо этих документов, должны быть: лицензия на пассажирские перевозки, договор с горсоветом на маршрут и паспорт маршрута (статья 39 Закона об автотранспорте)

Регулярные специальные пассажирские перевозки (например, перевозка работников заказчика к месту работы и обратно, перевозка школьников, туристов и т. п.):

1) водительские права;

2) лицензионная карточка;

3) схема маршрута;

4) регистрационный документ (техпаспорт);

5) путевой лист (при необходимости);

6) расписание движения;

7) другие документы, предусмотренные законодательством.

У предпринимателя-перевозчика, помимо этих документов, должны быть: лицензия, договор с заказчиком транспортных услуг и паспорт маршрута (статья 39 Закона об автотранспорте)

Нерегулярные пассажирские перевозки (т. е. единоразовая перевозка пассажиров по письменному договору с заказчиком):

1) водительские права;

2) регистрационный документ (техпаспорт);

3) лицензионная карточка;

4) путевой лист (при необходимости);

5) договор с заказчиком транспортных услуг;

6) документ, удостоверяющий оплату транспортных услуг;

7) другие документы, предусмотренные законодательством (статья 39 Закона об автотранспорте)

Перевозки пассажиров на такси:

1) водительские права;

2) регистрационный документ (техпаспорт);

3) лицензионная карточка;

4) другие документы, предусмотренные законодательством (статья 39 Закона об автотранспорте).

Если предприниматель является самозанятым перевозчиком, у него должны быть:

1) водительские права;

2) регистрационный документ (техпаспорт);

3) лицензия на перевозку пассажиров на такси;

4) лицензионная карточка;

5) сервисная книжка;

6) медицинская справка (установленного образца, выдается раз в год после

медосмотра) (статья 39 Закона об автотранспорте)

Перевозки легковыми автомобилями на заказ (по письменному договору с юрлицами или физлицами):

1) водительские права;

2) техпаспорт;

3) лицензионная карточка;

4) копия договора с заказчиком;

5) другие документы, предусмотренные законодательством (статья 39 Закона об автотранспорте)

Перевозка пассажиров автобусами для собственных нужд (например, предприниматель везет своих работников):

1) водительские права;

2) регистрационный документ на автобус (техпаспорт);

3) путевой лист (при необходимости);

4) список пассажиров, которых перевозят, заверенный подписью предпринимателя и его печатью;

5) другие документы, предусмотренные законодательством.

Лицензия на перевозки при этом не нужна (статья 39 Закона
об автотранспорте
)

Перевозка пассажиров легковыми автомобилями для собственных нужд (в рамках хоздеятельности):

1) водительские права;

2) регистрационный документ (техпаспорт).

Лицензия на перевозки при этом не требуется (статья 39 Закона
об автотранспорте
)

 

Часть 5. Организационно-технические нюансы, возникающие при перевозках

Основные моменты
и вопросы

Комментарии

1

2

Медосмотр водителей.
Отметки о нем в путевом листе

Несмотря на необязательность путевого листа, в силу целого ряда причин он не утрачивает своей актуальности.

В частности, из законодательства не исчезло требование об обязательном прохождении водителями предсменных и ежесменных медосмотров, отметка о чем проставляется в путевом листе.

Следует сказать, что требование о необходимости прохождения пред- и послерейсовых медосмотров установлено в отношении как водителей-автоперевозчиков, так и водителей любого другого предприятия (статья 45 Закона о дорожном движении).

Ответственность за непроведение медосмотров определена в статье 128 КУоАП. Так, выпуск на линию транспортных средств, в частности, без отметки в путевом листе о прохождении ежесменного медосмотра влечет за собой наложение штрафа в размере от 680 до 850 грн.
(от 40 до 50 ннмдг). За повторное в течение года такое же нарушение размер штрафа составляет от 850 до 1360 грн. (от 50 до 80 ннмдг).

Кроме того, согласно статье 129 КУоАП за допуск к управлению транспортными средствами водителей, не прошедших в установленный срок медосмотр, предпринимателя могут оштрафовать в размере от 425 до 850 грн. (от 25 до 50 ннмдг).

В соответствии со статьей 1331 КУоАП водитель, который перевозит пассажиров или грузы и не прошел ежесменный предрейсовый медосмотр, может быть наказан штрафом в размере от 510 до 680 грн.

Таким образом, для исключения возможности применения штрафных санкций каждый водитель транспортных средств, в том числе и работник физического лица — предпринимателя, перед выездом в рейс обязан пройти медосмотр

Кто может проводить медицинский осмотр?

В пункте 1.9 Положения № 124/345, в частности, предусмотрено, что ежесменный пред- и послерейсовый медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся врачами либо средними медицинскими работниками, которые осуществляют медицинский контроль обслуживания водителей на предприятии (у предпринимателя). Медицинские работники имеют право проводить указанные медицинские осмотры после периодического (1 раз в три года) обучения методам их проведения в Украинском медицинском центре безопасности дорожного движения и его филиалах.

Чтобы выполнить требование о прохождении ежесменных медосмотров, предприниматель может либо включить в свой штат лицо, у которого есть Свидетельство о праве проведения предрейсовых (послерейсовых) медосмотров, либо заключить договор о предоставлении услуг по проведению пред- и послерейсовых медосмотров с медучреждением либо субъектом хозяйствования, имеющим лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике

Как водителю проходить ежесменный медосмотр, будучи в командировке?

Согласно пункту 2.1 Инструкции № 74 в случаях транспортного обслуживания в междугородном сообщении сроком более чем сутки (в соответствии с приказом или распоряжением руководителя) путевой лист может предоставляться на длительный срок. Следовательно, отправляя водителя в командировку, диспетчер имеет полное право выписать один путевой лист на весь срок командировки. При этом водитель пройдет медицинский осмотр только один раз — непосредственно перед выездом в командировку. А значит, и отметка врача в путевом листе на командировку будет только одна

Как проводится медосмотр водителей перед (после) рейса?

Ежесменный предрейсовый медосмотр проводится до выезда водителя на смену.

В случае выявления признаков болезни водители подлежат послерейсовому медосмотру.

Такие осмотры включают в себя:
— сбор анамнеза;
— определение частоты пульса;
— измерение артериального давления;
— проведение пробы на алкоголь в воздухе, который выдыхается, одним из методов, определенных Минздравом

Как отражаются результаты ежесменных медосмотров?

Результат проведенного ежесменного пред- и послерейсового медосмотров фиксируется в Журнале ф. № 137-2/о, после чего в путевом листе ставится штамп с заключением о пригодности к управлению транспортом.

В случае выявления признаков временной нетрудоспособности водитель не допускается к выполнению профессиональных обязанностей. При выявлении признаков отдельных заболеваний работодатель направляет водителя на внеочередной медицинский осмотр (пункт 5.3 Положения № 124/345)

Имеет ли право перевозчик не брать в штат наемного работника, а оформлять гражданско-правовые договоры со специалистами, осуществляющими ремонт, а также проверку технического состояния транспортных средств?

Что касается ремонта, то для их проведения необязательно иметь в штате специальных работников — достаточно обращаться к подобным специалистам время от времени, заключая каждый раз отдельные гражданско-правовые договоры.

А вот проверку технического состояния транспортных средств нужно осуществлять каждую смену (пункт 7.3 Порядка № 974). Тут уже гражданско-правовым договором не обойтись. Поэтому для проверки техсостояния автомобилей придется нанять специального работника
(т. е. заключить с ним трудовой договор)

Обязан ли водитель выдавать билеты пассажирам при перевозках?

Водитель обязан выдавать билеты пассажирам для проезда и перевозки багажа только в том случае, если он осуществляет регулярные перевозки (например, маршрутное такси, рейсовые автобусы и т. п.) — статья 39 Закона об автотранспорте. Форма таких билетов утверждена приказом № 503. Данная обязанность распространяется и на единоналожников.

В остальных случаях билет выдавать необязательно, но можно.

Кстати, предприниматель может не использовать РРО, если будет выдавать пассажирам квитанции, билеты или талоны с нанесенными типографским способом серией, номером и номинальной стоимостью проезда (пункт 4 статьи 9 Закона об РРО). Но это не касается грузовых перевозок и единоналожников, которые могут не применять РРО в любом случае (пункт 6 статьи 9 Закона об РРО)

Обязан ли водитель использовать РРО при пассажирских перевозках?

Если водитель будет получать наличные от пассажиров, у него должен быть РРО (можно портативный). Исключение составляют лишь те водители, которые выдают пассажирам квитанции, билеты или талоны
с нанесенными типографским способом серией, номером и номинальной стоимостью проезда. Они могут обходиться без РРО, но обязаны вести КУРО по форме приложения 3 к Порядку № 614 (такая КУРО регистрируется в ГНИ на каждый автомобиль) — пункт 4 статьи 9 Закона об РРО, письмо ГНАУ от 12.01.2004 г. № 287/7/23-2117.

При безналичных расчетах (например, в случае осуществления нерегулярных или специфических регулярных пассажирских перевозок) РРО не нужен. Кроме того, работать без РРО могут все единоналожники, в том числе и перевозчики (пункт 6 статьи 9 Закона об РРО)

Обязан ли водитель использовать РРО при грузовых перевозках, если получает наличную оплату непосредственно от заказчика после доставки товара?

Да, обязан, поскольку никаких освобождений и льгот для грузоперевозчиков Закон об РРО не предусматривает.

В то же время предприниматели-единоналожники имеют право осуществлять любую деятельность (разрешенную на едином налоге)
без РРО, в том числе и грузоперевозки

Таксометр у таксиста-единоналожника

Предоставление услуг по внутренним и международным перевозкам пассажиров на такси подлежит лицензированию. При этом подпунктом 4.1.4 Лицензионных условий № 427 предусмотрено, что автомобиль-такси должен иметь соответствующее оборудование, в том числе действующий таксометр.

В то же время согласно Закону об РРО таксометр является РРО. Следовательно, если перевозку пассажиров на такси осуществляет физлицо-предприниматель, перешедший на упрощенную систему налогообложения (в том числе на единый налог), то он может не применять таксометры на основании пункта 6 статьи 9 Закона
об РРО
(письмо Госкомпредпринимательства от 18.09.2009 г. № 11249)

Таксометр у таксиста-общесистемщика

Таксометр применять необходимо, во-первых, в силу требований подпункта 4.1.4 Лицензионных условий № 427, а во-вторых, во исполнение норм статьи 3 Закона об РРО, согласно которой при осуществлении наличных расчетов предприниматель обязан использовать РРО (согласно Закону об РРО таксометр — это разновидность РРО)

 

Часть 6. Расходы, связанные с покупкой (арендой) и использованием автомобиля

Вопрос

Ответ

1

2

Напомним, что в перечень расходов, которые уменьшают доход предпринимателя для обложения налогом на доходы, относятся расходы операционной деятельности (пункт 177.4 НКУ), которые определяются согласно пунктам 138.4, 138.6 — 138.9, подпунктам 138.10.2 — 138.10.4, пункту 138.11 НКУ

Включается ли в расходы стоимость автомобиля, если он был приобретен после госрегистрации физлица в качестве предпринимателя и используется в предпринимательской деятельности?

Может включаться только в виде амортизационных отчислений.
Но амортизировать стоимость автомобиля налоговики не разрешают на том основании, что физлица-предприниматели не ведут бухучет.
Из этого налоговики делают абсурдный вывод о том, что у предпринимателей нет права начислять амортизацию

Включается ли в расходы сумма сбора в ПФ, уплаченная при покупке автомобиля?

Нет, напрямую не включается. Дело в том, что согласно пункту 146.5 НКУ регистрационные сборы, госпошлина и аналогичные платежи, которые осуществляются в связи с приобретением/получением прав на объект основных средств, включаются в первоначальную стоимость основного средства и подлежат амортизации. Поэтому предприниматель может отнести на расходы сумму уплаченного пенсионного сбора только в составе амортизации (отражается в графе 10 Книги УДР на дату ее начисления). Но налоговики будут против, так как считают, что предприниматели не могут ее начислять

Включается ли в расходы страхование гражданской ответственности водителей?

Страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств является обязательным. Поэтому эксплуатация транспортного средства осуществляется только при наличии страхового полиса, который подтверждает уплату страхового платежа.

Однако суммы, понесенные на страхование гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, относятся в расходы на основании подпункта 140.1.6 НКУ, т. е. как прочие (абзац третий пункта 138.1 НКУ), а не операционные расходы (абзац второй пункта 138.1 НКУ). Следовательно, предприниматель не сможет отнести стоимость «автогражданки» в состав своих расходов, во всяком случае, пока положительных разъяснений налоговиков на это счет нет

Включается ли в расходы страхование автомобиля (как имущества)?

Что касается расходов на страхование именно автомобиля, то согласно подпункту «г» подпункта 138.8.5 НКУ такой вид затрат должен попасть в расходы, если автомобиль используется в хоздеятельности и предприниматель оплатил страховку.

Однако в разъяснении в разделе 180.4 ЕБНЗ (сделано после 06.08.2011 г.) налоговики ответили, что сумма полного КАСКО не может отражаться в расходах, так как предприниматели не ведут бухучет основных средств

Можно ли включать в расходы стоимость бензина и ГСМ?

Да, можно, на основании подпунктов 138.10.2 и 138.10.3 НКУ как расходы на эксплуатацию основных средств. Такие расходы должны быть подтверждены документально (чеки о покупке топлива и ГСМ, путевые листы, договоры перевозки, ТТН и т. п.).

Стоимость бензина и ГСМ отражается в графе 5 (если предприниматель осуществляет деятельность по перевозкам) или в графе 10 Книги УДР (если предприниматель занимается другими видами деятельности, например торговлей) в момент уплаты денежных средств (а в случае предоплаты — на дату их фактического получения предпринимателем)

Можно ли включать в расходы техобслуживание автомобиля?

Да, можно. Под техобслуживанием (ТО) понимается комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности изделия в процессе его эксплуатации (по назначению), хранению и транспортировке. Конкретные операции техобслуживания перечислены в Положении № 102. К ТО автомобиля относятся ежедневное обслуживание; первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание; ТО во время консервации; ТО на линии и в период обкатки (пункт 3.1 Положения № 102).

Согласно Положению № 102 ежедневное техобслуживание, ТО-1, ТО-2 и сезонное техобслуживание дорожных транспортных средств не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения транспортного средства, а следовательно, могут относиться в расходы на основании подпункта «г» подпункта 138.8.5 или подпункта 138.10.2 НКУ.

Для того чтобы отнести в расходы суммы ТО автомобилей, которые используются в хоздеятельности, у предпринимателя должны быть подтверждающие документы (счета СТО, расчетные документы и т. д.)

Можно ли включать в расходы ремонт автомобиля?

Правила отнесения расходов на ремонт (улучшения) регулируются пунктами 146.11 и 146.12 НКУ. Согласно этим пунктам при ремонтах и улучшениях в налоговом учете рассчитывается «ремонтный» лимит в размере 10 % от совокупной балансовой (остаточной, подпункт 14.1.9 НКУ) стоимости всех групп основных средств (подлежащих амортизации) на начало отчетного года. Эту сумму можно относить на расходы, а сумма превышения должна идти на увеличение стоимости основных средств.

В то же время согласно НКУ предприниматели не ведут учет балансовой стоимости основных средств (не ведут бухучет). Поэтому данных о стоимости основных средств, которая бы определялась по единым установленным правилам, как у юрлиц, у них нет. Учитывая, что это обстоятельство, по мнению налоговиков, лишает предпринимателей права на амортизацию, то и с отнесением расходов на ремонт, исходя из балансовой стоимости, также могут быть проблемы

Можно ли включать в расходы стоимость мойки и уборки автомобиля?

В соответствии с пунктом 3.5 Положения № 102 мойка и уборка автомобиля являются мероприятиями по санитарной обработке транспортного средства и относятся к ежедневному техническому обслуживанию. Данным пунктом также предусмотрено, что уборочно-моечные работы выполняются по необходимости, но обязательно перед техническим обслуживанием или ремонтом. Обработка кузовов автомобилей специального назначения осуществляется согласно требованиям и инструкциям перевозки данного вида грузов.

На сегодняшний день налоговики разъясняют, что если транспортное средство используется плательщиком в хозяйственной деятельности, то расходы на его техническое обслуживание и ежедневное обслуживание, в том числе расходы на его уборку и мойку, включаются в состав расходов

Можно ли включать в расходы стоимость бензина и ГСМ, приобретенных водителями за пределами Украины (при международных перевозках)

Да, можно. Такие расходы обязательно должны быть подтверждены документально, причем достаточно иметь документ, выданный нерезидентом и составленный им в соответствии с правилами его страны (пункт 138.2 НКУ).

Стоимость бензина и ГСМ отражается в графе 5 (если предприниматель осуществляет деятельность по перевозкам) или в графе 10 Книги УДР (если предприниматель занимается другими видами деятельности, например торговлей) в момент получения подтверждающего документа от водителя (т. е. при утверждении авансового отчета)

Можно ли включать в расходы стоимость медосмотра водителей?

Расходы работодателя на проведение медосмотров водителей транспортных средств относятся в состав валовых расходов согласно подпункту «є» подпункта 138.8.5 НКУ как расходы на охрану труда (новых разъяснений от налоговиков по данному вопросу нет, но раньше они давали «добро» на подобные расходы).

Поэтому при наличии подтверждающих документов стоимость медосмотров можно отнести в состав расходов и впоследствии учесть по установленным правилам при определении чистого дохода.

Такие расходы отражаются в графе 10 Книги УДР в момент уплаты денежных средств медучреждению (или врачу)

Включается ли в налоговый кредит по НДС сумма НДС, уплаченного при покупке топлива, ГСМ и запчастей?

Да, включается. Но для этого необходимо иметь документы, подтверждающие право на налоговый кредит (пункты 198.6 и 201.11 НКУ):

1) налоговую накладную либо кассовый чек на сумму до 200 грн.
(без учета НДС)
с указанием фискального номера и налогового номера продавца;

2) документы, подтверждающие, что приобретенные товары использованы в рамках хоздеятельности предпринимателя (путевые листы, ТТН, договоры перевозки, акты ремонта или техобслуживания и т. п.).

При этом налоговый кредит отражается сразу — в момент покупки топлива, ГСМ или запчастей (на дату первого события: оплаты или получения), независимо от того, когда они будут фактически использоваться предпринимателем (подпункт 198.3 НКУ).

И еще один важный нюанс: право на налоговый кредит возникает только в том случае, если перевозки осуществляются в рамках налогооблагаемых операций. Поэтому, если предприниматель занимается перевозками в рамках операций, не являющихся объектом обложения НДС или освобожденных от НДС (например, продает и развозит покупателям продукты детского питания), он не имеет права отражать налоговый кредит при покупке бензина (топлива), запчастей или ГСМ

Какие документы должны быть у предпринимателя для того, чтобы он мог полноправно включать в расходы средства, израсходованные его наемными работниками — водителями в командировке (проезд осуществляется на автомобиле предпринимателя)?

1. Путевой лист на автомобиль.

2. При перевозке грузов (товаров) — ТТН.

3. Документы, подтверждающие связь командировки с хоздеятельностью предпринимателя (например, договор перевозки, документы, удостоверяющие участие командированного лица в переговорах, конференциях или симпозиумах, других мероприятиях, которые проводятся по тематике, совпадающей с хоздеятельностью предпринимателя, и т. п.).

4. Приказ о направлении в командировку.

5. Журнал регистрации командировок.

6. Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет (работник должен предоставить такой отчет предпринимателю до окончания 5 банковских дней после возвращения из командировки) — подпункт 170.9.2 НКУ.

К данному отчету прилагаются все первичные документы, подтверждающие расходы работника в командировке, в частности:
счета, полученные из гостиниц (мотелей) или от других лиц, предоставляющих услуги по размещению и проживанию водителя;

страховые полисы;

— счета на телефонные разговоры;
— визы
и другие первичные документы.

Командировочное удостоверение теперь использовать необязательно — для определения размера суточных достаточно приказа о направлении в командировку (с датами отъезда и приезда) и подтверждающих первичных документов (билеты, отметки в загранпаспорте и т. п.)

 

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон об автотранспорте — Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Закон о дорожном движении — Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон № 3565 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об устранении чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок» от 05.07.2011 г. № 3565-VI.

Закон № 5413 – Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования налогообложения при отчуждении транспортных средств» от 02.10.2012 г. № 5413-VI.

Перечень № 1258 — Перечень платных бытовых услуг, на осуществление деятельности по предоставлению которых приобретается торговый патент, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1258.

Постановление № 207 — постановление КМУ «Об утверждении Перечня документов, необходимых для осуществления перевозок груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении» от 25.02.2009 г. № 207.

Порядок № 1388 — Порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденный постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388 (в редакции от 23.12.2009 г.).

ПДД — Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306.

Правила перевозки грузов — Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.

Инструкция № 153 — Инструкция о порядке заполнения, использования специализированной товарно-транспортной накладной на отпуск хлебобулочных изделий, утвержденная приказом Минагрополитики от 06.06.2001 г. № 153.

Инструкция № 154 — Инструкция об использовании форм товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового, высокооктановых кислородсодержащих добавок и алкогольных напитков, утвержденная приказом Минтранссвязи от 28.04.2005 г. № 154.

Инструкция № 176 — Инструкция о порядке заполнения, использования специализированной формы товарной накладной на перевозку молочного сырья, утвержденная приказом Минагрополитики от 01.07.2002 г. № 176.

Инструкции № 74 — Инструкция о порядке применения путевого листа служебного легкового автомобиля и учета транспортной работы, утвержденная приказом Госкомстата от 17.02.98 г. № 74.

Инструкция № 228/253 — Инструкция о порядке изготовления, хранения, использования единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы, утвержденная совместным приказом Минтранса и Минстата от 07.08.96 г. № 228/253.

Положение № 124/345 — Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденное совместным приказом Минздрава и МВД от 05.06.2000 г. № 124/345.

Положение № 102 — Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.

Порядок № 974 — Порядок проверки технического состояния транспортных средств автомобильными перевозчиками, утвержденный приказом Минтранссвязи от 05.08.2008 г. № 974.

Порядок № 614 — Порядок регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Порядок № 1740 — Порядок уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций, утвержденный постановлением КМУ от 03.11.98 г. № 1740.

Приказ № 503 — приказ Минтранссвязи Украины «Об утверждении Типовых форм билетов на проезд пассажиров и перевозку багажа на маршрутах общего пользования» от 25.05.2006 г. № 503.

Приказ № 488/346 — совместный приказ Минтранса и Минстата «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» от 29.12.95 г. № 488/346.

Лицензионные условия № 427 — Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом в соответствии с видами работ, определенными Законом Украины «Об автомобильном транспорте», утвержденные приказом Минтранссвязи от 02.07.2010 г. № 427.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше