Темы статей
Выбрать темы

На заметку

Редакция СД
Комментарий

На заметку

 

ГНСУ: факсимильные подписи в налоговых накладных по НДС и налоговых декларациях не допускаются

Приказ ГНСУ «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по вопросам применения факсимиле при составлении первичных документов, документов бухгалтерской и налоговой отчетности» от 22.11.2012 г. № 1047

 

Выводы данной обобщающей консультации сводятся к следующему:

1. Нормами НКУ не предусмотрено применение факсимиле при подписании налоговых деклараций и/или расчетов (аналогично, как и для первичных документов). Об этом ГНСУ уже отмечала в письме от 14.03.2012 г. № 9499/К/10-1115/1139.

Базируется такое утверждение на следующем. В статье 48 НКУ приведен исчерпывающий перечень обязательных реквизитов налоговой отчетности, среди которых и подписи налогоплательщика (должностных/уполномоченных лиц налогоплательщика). При этом достаточным подтверждением подлинности документа налоговой отчетности является наличие оригинала подписи уполномоченного лица или электронной цифровой подписи. Налоговая отчетность, составленная с нарушением норм статьи 48 НКУ, не считается налоговой декларацией и налогоплательщику должно быть направлено уведомление об отказе в принятии декларации.

2. Налоговая накладная (НН) с факсимиле считается недействительной. В перечне обязательных реквизитов НН (пункт 201.1 НКУ) подпись не указана. В то же время Порядком заполнения НН (приказ Минфина от 01.11.2011 г. № 1379) предусмотрено, что налогоплательщик обязан предоставить покупателю НН, подписанную уполномоченным плательщиком лицом. Отсюда ГНСУ и делает свой традиционный вывод, что использование факсимиле является нарушением Порядка заполнения НН, что приводит к недействительности НН. Судебная практика по этому вопросу, заметим, однозначностью не отличается.

 

«Докодексные» нарушения налогоплательщиков: правила определения ответственности

Приказ ГНСУ «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по вопросам обеспечения единого подхода к применению штрафных санкций за нарушение норм Налогового кодекса Украини» от 22.11.2012 г. № 1046

 

1. В свое время мы уже определились (с помощью ВАСУ), что ответственность, предусмотренная НКУ за нарушения, совершенные до 01.01.2011 г., может быть применена только в том случае, если составы правонарушений, определенные НКУ и предыдущим законодательством (Законом № 2181), тождественны. Иначе говоря, если «старое» налоговое нарушение считается нарушением и согласно нормам НКУ (например, неуплата в установленный срок согласованного налогового обязательства), то только в этом случае можно говорить о возможности применения сейчас штрафных санкций согласно НКУ за «старое» нарушение. Если же, например, какое-то действие/бездействие сейчас считается правонарушением, но на момент его совершения, которое имело место до 01.01.2011 г., правонарушением не считалось, то штрафных санкций быть не должно.

Это что касается вообще возможности привлечения к ответственности.

Если возможность привлечения к ответственности есть, следующий вопрос будет касаться размера этой ответственности (размера санкций). Здесь ГНСУ обращает внимание на один, опять же, уже знакомый нюанс. С даты вступления в силу Закона № 3609-VI (т. е. с 06.08.2011 г.), который дополнил подраздел 10 раздела XX НКУ новым пунктом 11, за налоговые правонарушения в «докодексный» период, выявленные после вступления в силу НКУ (после 01.01.2011 г.), следует применять штрафы в размерах, предусмотренных Законом, действующим на день принятия решений относительно применения таких штрафов.

Таким образом, за правонарушения, совершенные до 01.01.2011 г. и выявленные 06.08.2011 г. и позже, применяются штрафные санкции в размерах, предусмотренных НКУ.

2. Также ГНСУ напомнила, что штрафы за нарушение налогового законодательства в периоде 01.01.2011 г. — 30.06.2011 г. применяются в размере не более 1 грн. за каждое нарушение.

Определенную сложность в свое время представлял вопрос определения повторности налоговых нарушений в контексте применения налоговиками повышенного (до 50 %) размера санкций в соответствии с пунктом 123.1 НКУ (в случае повторного в течение 1095 дней определения налоговым органом налогового обязательства по определенному налогу, уменьшения суммы бюджетного возмещения на основаниях, определенных в подпунктах 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4 — 54.3.6 статьи 54 НКУ, в том числе в случае неподачи декларации).

Опять же, внимание этому вопросу уже уделял ВАСУ в письме от 24.11.2011 г. № 2198/11/13-11. ГНСУ в данном случае точку зрения ВАСУ, по сути, продублировала.

 

Какие определения (начисления) налоговых обязательств считаются повторными?

Повышенная ответственность за повторное нарушение норм налогового законодательства может применяться при условии, что:
и первое, и последующие начисления налоговых обязательств произошли после 01.01.2011 г.;
все деяния, являвшиеся основанием для определения контролирующим органом налоговых обязательств, были совершены плательщиком после 01.01.2011 г. То есть совершенные до 01.01.2011 г. нарушения для этих целей не учитываются

Какие нарушения считаются повторными?

Повторность определения контролирующим органом в течение 1095 дней суммы налогового обязательства по определенному налогу, уменьшения суммы бюджетного возмещения следует применять в разрезе каждого отдельного налогового нарушения, предусмотренного подпунктами 54.3.1, 54.3.2, 54.3.5, 54.3.6 НКУ. То есть повторным в понимании статьи 123 НКУ является совершение одного и того же (однотипного) нарушения: или неподача налоговой декларации, или занижение налоговых обязательств по отдельному виду налога, или завышение суммы бюджетного возмещения по НДС.
Если совершены разные налоговые нарушения (например, сначала выявлено занижение налоговых обязательств по прибыли, а потом в течение 1095 дней — завышение суммы бюджетного возмещения по НДС), то повышенный размер санкции применяться не должен

 

3. ГНСУ в который раз напоминает, что налогоплательщики обязаны хранить документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, не менее 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой они используются, а в случае ее неподачи — с предусмотренного НКУ предельного срока ее подачи (пункт 44.3 НКУ). О правилах и сроках хранения документов также см. «СД», 2012, № 17, с. 24. В случае нарушения этих требований, а также непредставления контролирующим органам оригиналов или копий документов, налогоплательщику придется уплатить штраф в размере 510 грн. За повторное такое нарушение в течение годаштраф в размере 1020 грн. (пункт 121.1 НКУ).

Напомним, что, в случае если налоговой проверки не было в течение 3 лет, то уничтожать такие документы лучше не спешить.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше