На заметку
ГНСУ: факсимильные подписи в налоговых накладных по НДС и налоговых декларациях не допускаются
Приказ ГНСУ «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по вопросам применения факсимиле при составлении первичных документов, документов бухгалтерской и налоговой отчетности» от 22.11.2012 г. № 1047
Выводы данной обобщающей консультации сводятся к следующему:
1. Нормами НКУ не предусмотрено применение факсимиле при подписании налоговых деклараций и/или расчетов (аналогично, как и для первичных документов). Об этом ГНСУ уже отмечала в письме от 14.03.2012 г. № 9499/К/10-1115/1139.
Базируется такое утверждение на следующем. В статье 48 НКУ приведен исчерпывающий перечень обязательных реквизитов налоговой отчетности, среди которых и подписи налогоплательщика (должностных/уполномоченных лиц налогоплательщика). При этом достаточным подтверждением подлинности документа налоговой отчетности является наличие оригинала подписи уполномоченного лица или электронной цифровой подписи. Налоговая отчетность, составленная с нарушением норм статьи 48 НКУ, не считается налоговой декларацией и налогоплательщику должно быть направлено уведомление об отказе в принятии декларации.
2. Налоговая накладная (НН) с факсимиле считается недействительной. В перечне обязательных реквизитов НН (пункт 201.1 НКУ) подпись не указана. В то же время Порядком заполнения НН (приказ Минфина от 01.11.2011 г. № 1379) предусмотрено, что налогоплательщик обязан предоставить покупателю НН, подписанную уполномоченным плательщиком лицом. Отсюда ГНСУ и делает свой традиционный вывод, что использование факсимиле является нарушением Порядка заполнения НН, что приводит к недействительности НН. Судебная практика по этому вопросу, заметим, однозначностью не отличается.
«Докодексные» нарушения налогоплательщиков: правила определения ответственности
Приказ ГНСУ «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по вопросам обеспечения единого подхода к применению штрафных санкций за нарушение норм Налогового кодекса Украини» от 22.11.2012 г. № 1046
1. В свое время мы уже определились (с помощью ВАСУ), что ответственность, предусмотренная НКУ за нарушения, совершенные до 01.01.2011 г., может быть применена только в том случае, если составы правонарушений, определенные НКУ и предыдущим законодательством (Законом № 2181), тождественны. Иначе говоря, если «старое» налоговое нарушение считается нарушением и согласно нормам НКУ (например, неуплата в установленный срок согласованного налогового обязательства), то только в этом случае можно говорить о возможности применения сейчас штрафных санкций согласно НКУ за «старое» нарушение. Если же, например, какое-то действие/бездействие сейчас считается правонарушением, но на момент его совершения, которое имело место до 01.01.2011 г., правонарушением не считалось, то штрафных санкций быть не должно.
Это что касается вообще возможности привлечения к ответственности.
Если возможность привлечения к ответственности есть, следующий вопрос будет касаться размера этой ответственности (размера санкций). Здесь ГНСУ обращает внимание на один, опять же, уже знакомый нюанс. С даты вступления в силу Закона № 3609-VI (т. е. с 06.08.2011 г.), который дополнил подраздел 10 раздела XX НКУ новым пунктом 11, за налоговые правонарушения в «докодексный» период, выявленные после вступления в силу НКУ (после 01.01.2011 г.), следует применять штрафы в размерах, предусмотренных Законом, действующим на день принятия решений относительно применения таких штрафов.
Таким образом, за правонарушения, совершенные до 01.01.2011 г. и выявленные 06.08.2011 г. и позже, применяются штрафные санкции в размерах, предусмотренных НКУ.
2. Также ГНСУ напомнила, что штрафы за нарушение налогового законодательства в периоде 01.01.2011 г. — 30.06.2011 г. применяются в размере не более 1 грн. за каждое нарушение.
Определенную сложность в свое время представлял вопрос определения повторности налоговых нарушений в контексте применения налоговиками повышенного (до 50 %) размера санкций в соответствии с пунктом 123.1 НКУ (в случае повторного в течение 1095 дней определения налоговым органом налогового обязательства по определенному налогу, уменьшения суммы бюджетного возмещения на основаниях, определенных в подпунктах 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4 — 54.3.6 статьи 54 НКУ, в том числе в случае неподачи декларации).
Опять же, внимание этому вопросу уже уделял ВАСУ в письме от 24.11.2011 г. № 2198/11/13-11. ГНСУ в данном случае точку зрения ВАСУ, по сути, продублировала.
Какие определения (начисления) налоговых обязательств считаются повторными? | Повышенная ответственность за повторное нарушение норм налогового законодательства может применяться при условии, что: |
Какие нарушения считаются повторными? | Повторность определения контролирующим органом в течение 1095 дней суммы налогового обязательства по определенному налогу, уменьшения суммы бюджетного возмещения следует применять в разрезе каждого отдельного налогового нарушения, предусмотренного подпунктами 54.3.1, 54.3.2, 54.3.5, 54.3.6 НКУ. То есть повторным в понимании статьи 123 НКУ является совершение одного и того же (однотипного) нарушения: или неподача налоговой декларации, или занижение налоговых обязательств по отдельному виду налога, или завышение суммы бюджетного возмещения по НДС. |
3. ГНСУ в который раз напоминает, что налогоплательщики обязаны хранить документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, не менее 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой они используются, а в случае ее неподачи — с предусмотренного НКУ предельного срока ее подачи (пункт 44.3 НКУ). О правилах и сроках хранения документов также см. «СД», 2012, № 17, с. 24. В случае нарушения этих требований, а также непредставления контролирующим органам оригиналов или копий документов, налогоплательщику придется уплатить штраф в размере 510 грн. За повторное такое нарушение в течение года — штраф в размере 1020 грн. (пункт 121.1 НКУ).
Напомним, что, в случае если налоговой проверки не было в течение 3 лет, то уничтожать такие документы лучше не спешить.