Темы статей
Выбрать темы

Смело в собственное дело. Лепестками роз...

Редакция СД
Статья

Лепестками роз…

 

Шестнадцать лет назад Вера Пересунько лишь в самых смелых мечтах могла представить себя хозяйкой цветочного бутика, в котором нет отбоя от посетителей. Тогда она, обычная выпускница педколледжа, вместе с мужем трудилась реализатором на ялтинском цветочном рынке, воспитывала маленького ребенка и с трудом представляла, что ее ждет за следующим поворотом судьбы. Но оказалось: чем смелее мечты, тем больше шансов они имеют на то, чтобы воплотиться в жизнь. О том, что пришлось пережить на пути к своей мечте, Вера рассказала в интервью «Собственному Делу».

 

Вера, приходилось ли вам работать «на дядю», или вы уже представитель того поколения, которое искало не работодателя, а возможность заработать самостоятельно?

 

Начиналось все так давно, что сегодня уже кажется наполовину правдой. Это был 1995 год. Только работали мы не на «дядю», а на «тетю». В Ялте муж, закончив учебу, устроился на подработку в вечернее время на цветочный рынок — нужно было кормить молодую семью с ребенком. А спустя год к его хозяйке устроилась на работу дневным продавцом цветов и я. Так мы работали около года. Получили ценный опыт по выбору, оформлению цветов и уходу за ними. А потом решили вернуться в Севастополь (это мой родной город) и развернуть там цветочный бизнес. Проблемы были и сразу и потом. Пережили мы и рэкет, и «крышивание» 90-х годов, и беспределы налоговой. Кстати, частным предпринимателем я зарегистрировалась еще в 1996 году! Со временем стали сами ездить в Киев за импортными цветами. Первые в городе привезли голландские: герберы, хризантемы, лилии, орхидеи и др. Но постепенно ко мне пришло понимание того, что рынок — это уже вчерашний день, это как штанишки, из которых ты уже вырос. Нужно двигаться вперед, развиваться, предлагать другой сервис и качество. Так пришла идея открыть в 2007 году первый небольшой цветочный бутик «Flower». Почему бутик? Потому что до магазина или салона мы не дотягивали, но зато могли предложить хорошего качества цветы, профессионально составить букет, оригинально упаковать — в общем сделать эксклюзив, который разительно отличался от рыночного! Затем появился второй бутик, через год — третий. И в это время где-то в глубине души, еще не до конца сформированная, созревала мечта — открыть большой красивый салон с дизайнерским интерьером, профессиональным оборудованием, широким ассортиментом цветов, дипломированными флористами, качественным обслуживанием и новыми видами услуг. Своим нелегким трудом, бессонными ночами, ошибками и маленькими победами, с помощью своих преданных сотрудников в этом году мы достигли своей цели. Мечта сбылась — открылся наш салон цветочный моды под уже известным названием «Flower»! Но это тоже еще не все — теперь надо привлекать новых клиентов, достойно заявить о себе.

 

Каков был стартовый капитал?

 

В Ялте по тем временам можно было неплохо заработать на продаже цветов. Особенно в вечернее и ночное время. Ялта в 90-е была злачным местом — туда съезжались киноактеры, артисты, политические деятели. И часто цветы нужны были именно в позднее время, когда уже все закрывалось, а муж задерживался и продавал цветы с накруткой «жирным» клиентам. Подъезжали прямо на машинах и, не выходя из них, покупали цветы. Поэтому был собран небольшой, но достаточный капитал для начала цветочного дела в Севастополе: купили машину за 1500 у. е., первую партию цветов на 500 у. е., заплатили взятку 200 у. е. за то, чтобы место на рынке выделили, 100 у. е. за аренду. Так все и началось.

 

Часто ли приходилось «спотыкаться» на старте?

 

Старт был очень сложным: начиная от закупки цветов и наработки контактов с поставщиками и заканчивая рыночной конкуренцией и выживанием в те бандитские времена. Сегодня не хочется углубляться в подробности — пережили, и слава Богу!

 

Чтобы заниматься цветами профессионально, вам понадобилось специальное образование?

 

Желание творить у меня было с детства. Помню, насобираю колосков, бессмертников, веточек, цветов засушенных, листиков и вставляю в кусочек пластилина — икебаны делаю. Поэтому букеты у меня получались хорошо, хотя на тот момент образования флориста еще не имела. Но в 2009 году я обучалась у Антонины Трифоновны Федоровой — одного из известнейших мастеров флористики в Украине с огромным стажем, опытом и просто талантливого человека! К тому же постоянно посещаю цветочные выставки, мастер-классы, флористические показы, семинары и курсы. Слежу за изменениями в цветочной моде: от упаковки до стилей и оформления.

 

Как себя рекламируете?

 

Сначала мне казалось, что реклама — это пустая трата денег, но когда стала слышать от покупателей, что нас рекомендовали и поэтому они приехали к нам с другого конца города, то решила — нужно рассказать о нас всем! Первая реклама была на местном телевидении: простой видеоряд из фотографий нашего бутика и букетов, несколько слов о нас и перечисление предлагаемых услуг. И она сработала! Собственно, покупатели и подтолкнули меня на открытие следующих магазинов. Сейчас мы распространяем визитки и флаера, размещаем информацию в Интернете на различных сайтах и раскручиваем собственный, участвуем в выставках, посвященных свадебной индустрии, даем рекламу в тематических журналах. В планах реклама на телевидении и радио — мы хотим, чтобы о нашем цветочном салоне узнали все!

 

Какая из ваших работ стала для вас эталоном?

 

Сложный вопрос. Если такая работа и была, то это было так давно, что в памяти не сохранилась картинка. А сейчас я горжусь тем, что мы можем предложить креативные идеи и профессионально их исполнить: от небольшого детского букетика с милым декором или симпатичной корзинки «для любимой» до оформления масштабных проектов: банкетных залов, арок, мест выездной регистрации. Эталон — звучит громко и может быть не совсем уместным в творческой работе, ведь каждому человеку — свое. Кому-то нравятся декоративные элементы и много красивой упаковки, кому-то — необычные по форме композиции из экзотических цветов, кому-то — просто букет цветов в вегетативном стиле. Все мы разные и видим, ассоциируем, воспринимаем, желаем по-разному. Каждый наш клиент увидел в нас то, что ему по душе, потому что мы используем индивидуальный подход к клиенту и внимательно прислушиваемся к его мнению!

 

Как сглаживаете конфликтные ситуации?

 

Конфликты у нас редкий случай. Только если из-за спешки (иногда случается в праздничные торговые дни) не услышали клиента или не так поняли. Тогда мы стараемся приложить максимум усилий, чтобы исправить ситуацию: переделываем букет (если время позволяет), предлагаем альтернативную замену или просто делаем скидку либо подарок, если вина действительно наша. Бывает, что клиент приходит просто в плохом настроении, тогда стараемся не идти на провокацию и даем полистать каталог с фотографиями работ, чтобы он отвлекся, расслабился, переключился на сотрудничество с нами. Но в большинстве случаев наши клиенты остаются довольны и благодарны, доверяют нам, дают хорошие отзывы и рекомендуют нас друзьям и знакомым!

 

Вера, по вашим оценкам, какова рентабельность цветочного бизнеса?

 

На самом деле на цветах трудно зарабатывать хорошие деньги, если это не обширная сеть или не мегаоптовый склад. Розничная торговля цветами — это дело очень рисковое и непредсказуемое. Поэтому говорить о рентабельности нельзя, ее невозможно просчитать — это каждый раз дело случая и везения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше