Темы статей
Выбрать темы

На заметку

Редакция СД
Комментарий

На заметку

 

ГНСУ о замене свидетельств плательщиков единого налога

Письмо ГНСУ от 17.01.2012 г. № 1447/7/15-2217

 

Налоговые органы успели выдать свидетельства нового образца далеко не всем единоналожникам. В данном письме ГНСУ разъяснила, что до получения бланков свидетельств плательщика единого налога нового образца ГНСУ рекомендует налоговым органам на местах временно выдавать единоналожникам свидетельства старого образца с указанием в них ставок единого налога, основного вида хоздеятельности и места ее осуществления. По мере поступления новых бланков «старые» свидетельства будут обмениваться на новые. Этим объясняется введение отметки на свидетельствах старого образца «Свідоцтво діє з «___» ____________ 2012 року та підлягає поверненню та/або обміну у день отримання нового Свідоцтва».

Заметим, что ни в НКУ, ни в Законе № 4014 подобных норм нет. Соответственно таких «промежуточных» свидетельств формально не касается предельный срок действия «не позже чем до 1 июня 2012 года», который установлен для свидетельств и фиксированных патентов, выданных на 2011 год.

Как оперативно налоговики будут вызывать налогоплательщиков для замены таких свидетельств на свидетельства надлежащей формы, покажет время.

С учетом этого получается, что на сегодняшний день статус единоналожника можно подтверждать:

— свидетельствами об уплате единого налога и фикспатентами, выданными на 2011 год и продленными в силу действия нормы подпункта «а» пункта 5 раздела II Закона № 4014 (не позже чем до 01.06.2012 г.);

— свидетельствами об уплате единого налога, выданными в 2012 году по старой форме, с указанием в них ставок единого налога, основного вида хоздеятельности и места ее осуществления. В таком Свидетельстве будет пометка «Свідоцтво діє з «___» ____________ 2012 року та підлягає поверненню та/або обміну у день отримання нового Свідоцтва»;

— вторыми экземплярами заявлений о переходе на упрощенную систему с отметкой налогового органа о принятии;

— свидетельствами плательщика единого налога нового образца (по форме, утвержденной приказом Минфина от 20.12.2011 г. № 1675).

 

Неразбериха с КВЭД-2010: что говорят госорганы

Совместное письмо Государственной регистрационной службы, ГНСУ, Госкомстата, ПФУ от 25.01.2012 г. № 2411/7/17-1217

 

Вышеуказанное письмо заинтересованные госорганы подготовили в попытке положить конец неразберихе с применением на практике КВЭД-2005 и КВЭД-2010 р.

Итак, обновление информации в Едином госреестре автоматически происходить не будет. Поэтому для приведения видов деятельности в соответствие с КВЭД-2010 физическим лицам — предпринимателям и представителям юридических лиц необходимо в течение 2012 года обращаться к государственным регистраторам с соответствующими документами, а именно:

1) для физических лиц — предпринимателей: Регистрационная карточка на проведение государственной регистрации изменений в сведения о физическом лице — предпринимателе, содержащиеся в Едином госреестре (форма № 11), которая в перечне изменений, вносимых в сведения о физическом лице — предпринимателе, содержит поле «изменение видов деятельности, осуществляет физическое лицо — предприниматель»;

2) для юридических лиц:

— Регистрационная карточка на внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином госреестре (форма № 4);

— Регистрационная карточка на проведение государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица (форма № 3) и пакет документов согласно требованиям статья 29 Закона о госрегистрации — в случае необходимости внесения изменений в учредительные документы в связи с изменениями видов деятельности.

Смена видов деятельности производится бесплатно.

В письме также указывается, что с 01.01.2012 г. регистрация вновь созданных субъектов хозяйствования будет проводиться по видам экономической деятельности исключительно по КВЭД-2010.

При этом «старым» субъектам хозяйствования будут рекомендовать переходить на КВЭД-2010 (в течение текущего года) и при подаче заявлений, деклараций, отчетов и других документов указывать КВЭД-2010. Но именно рекомендовать, а не принуждать.

На этот счет в письме есть отдельное указание руководителям заинтересованных госорганов не допускать истребования от юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в переходном периоде (в 2012 году) указания видов деятельности по КВЭД-2010.

 

Большое письмо для единоналожников от ГНСУ: о первичных документах, НДС-регистрации, плате за землю и др.

Письмо ГНСУ от 06.01.2012 г. № 432/6/15-2216є

 

В данном письме ГНСУ рассмотрела ряд интересных вопросов, которые касаются деятельности единоналожников в рамках новой «упрощенки». Рассмотрим их по-порядку.

 

1. Предприниматели-единоналожники должны иметь первичные документы

В данном письме налоговики напомнили, что предприниматели-единоналожники должны вести учет доходов (единоналожники 3 группы на ставке 3 % — еще и учет расходов) в соответствующих книгах, формы которых утверждены приказом Минфина от 15.12.2011 г. № 1637 («СД», 2012, № 3, с. 4).

Несмотря на то что большинство единоналожников ведет в Книге только учет доходов, первичные документы, подтверждающие понесенные расходы, все-таки нужно иметь и хранить их «не менее 1095 дней со дня предоставления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы» (статья 44 НКУ).

Подтверждающие расходные документы пригодятся в том числе для обоснования неудержания НДФЛ при покупке товаров (работ, услуг) у других физлиц-предпринимателей.

Подробнее вопрос о первичных документах единоналожника мы рассмотрим в следующем номере.

 

2. Смена ставки единого налога с 5 % на 3 % и НДС-регистрация

Налоговики еще раз подтвердили, что в случае если за последние 12 месяцев объем поставок услуг (работ) плательщикам НДС превысил 300 тыс. грн., единоналожники 3 и 4 групп, применяющие ставку единого налога 5 %, не подлежат обязательной НДС-регистрации. Регистрация плательщиком НДС возможна только по желанию (при выполнении соответствующих условий).

Что касается условий смены ставки с 5 % на 3 %, то здесь разъяснения налоговой службы носят противоречивый характер. Однако в другом письме от 31.01.2012 г. № 2955/7/18-3117 ГНСУ уже более четко и, что радует, либерально разъяснила свою позицию (см. следующую заметку).

 

3. Уплата единого налога единоналожниками 1 и 2 групп: согласованное обязательство или нет

ГНСУ напомнила, что плательщики единого налога 1 и 2 групп должны уплачивать единый налог путем осуществления авансового взноса за текущий месяц не позднее 20-го числа этого месяца. В частности, последний день уплаты единого налога за январь 2012 года — 20.01.2012 г., за февраль — 20.02.2012 г., за март — 20.03.2012 г. и т. д. С этим как раз сложностей нет. Вопрос в другом. Согласно пункту 295.2 НКУ начисление указанных выше авансовых взносов осуществляется органами ГНС на основании в том числе и заявлений таких единоналожников относительно размера выбранной ставки единого налога. Такую ставку налогоплательщики указывают при переходе на единый налог в пункте 8 Заявления о применении упрощенной системы налогообложения, а при изменении ставки единого налога — в пункте 5.2 этого Заявления.

Понимать это следует таким образом, что ответственным за начисление авансовых взносов является налоговый орган. Соответственно на сумму единого налога должны присылать уведомление-решение. И пока этого не произойдет, меры ответственности применяться не могут. Или понимать это необходимо таким образом, что заявление относительно размера выбранной ставки единого налога является налоговой декларацией в понимании НКУ, на основании которой и происходит согласование единого налога.

Нам ближе первый вариант. Отсюда, в частности, вывод о невозможности применения ответственности за «недоплату» авансового взноса по единому налогу в части округления.

Налоговики же явно захотят придерживаться второго варианта. Но оснований для этого нет, поскольку формы «заявления относительно размера избранной ставки единого налога» в природе не существует — есть только форма заявления о применении упрощенной системы налогообложения. Но даже если предположить, что имеется в виду последнее заявление, то все равно считать его налоговой декларацией нельзя ввиду отсутствия в нем обязательных реквизитов, предусмотренных пунктом 48.3 НКУ.

 

4. Единоналожник, предоставляющий недвижимость в аренду, должен уплачивать земельный налог: ГНСУ свое мнение не меняет

Пункт 297.1 НКУ освобождает плательщиков единого налога от уплаты земельного налога за земельные участки, используемые ими для осуществления хоздеятельности.

Под осуществление хоздеятельности подпадает в том числе предоставление земельных участков или находящейся на них недвижимости в аренду, так как такая деятельность направлена на получение дохода в виде арендной платы (!)

Но налоговики продолжают настаивать на необходимости уплаты земельного налога за земельные участки, находящиеся под недвижимостью, переданной единоналожниками в аренду. При этом в комментируемом письме ГНСУ немного изменила тактику и ссылается на пункт 287.7 НКУ, согласно которому в случае предоставления в аренду земельных участков (в пределах населенных пунктов), отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками или землепользователями налог за предоставляемые в аренду площади исчисляется с даты заключения договора аренды земельного участка или с даты заключения договора аренды зданий (их частей) .

Ссылка налоговиков на пункт 287.7 НКУ не корректна. Указанный пункт работает не самостоятельно, а в связке с нормой из пункта 284.3 НКУ, регулирующей вопрос льготного налогообложения по земельному налогу. Но освобождение единоналожников от уплаты земельного налога в данном контексте нельзя рассматривать как льготу по земельному налогу. Согласно пункту 291.2 НКУ упрощенная система представляет собой механизм налогообложения, устанавливающий замену уплаты отдельных налогов и сборов, установленных пунктом 297.1 НКУ (в этом пункте указан и земельный налог) на уплату единого налога. То есть речь идет не о льготном налогообложении, а о замене одного налога другим. Соответственно, не найдем мы такой льготы как неуплата земельного налога единоналожниками в Справочнике льгот ГНСУ.

То есть аргументы ГНСУ снова неубедительны. Хотя не исключено, что искать правды налогоплательщику придется в админсуде.

 

НДС-регистрация единоналожников: ГНСУ проявляет либерализм

Письмо ГНСУ от 31.01.2012 г. № 2955/7/18-3117

 

С появлением данного письма наконец-то появилась ясность в вопросах НДС-регистрации лиц, которые с 01.01.2012 г. перешли на уплату единого налога. Похоже на то, что опасения по поводу того, что налоговики будут регистрировать плательщиками НДС только тех единоналожников, которые решили сменить ставку единого налога с 5 % на 3 %, и только при условии, что у них объем поставок услуг (работ) плательщикам НДС за последние 12 месяцев превысил 300 тыс. грн. не оправдались.

Из письма можно сделать вывод о том, что налоговая служба согласна зарегистрировать плательщиком НДС единоналожников 1 и 2 групп, которые пожелали избрать ставку 3 %. Главным условием для этого является соответствие лица условиям обязательной или добровольной регистрации плательщиком НДС, установленным статьями 181, 182 НКУ. Как сообщает ГНСУ, соответствующие изменения уже внесены в эталонный справочник причин регистрации плательщиком НДС (E_VAT_CREE).

Таким образом, благодаря данному разъяснению действующие единоналожники смогут перейти на ставку единого налога 3 % (начиная со II квартала 2012 года) как путем смены ставки единого налога c 5 % на ставку 3 % (на основании подпункта «г» подпункта 4 пункта 293.8 НКУ), так и при переходе из групп 1 и 2 единого налога в группу 3 единого налога со ставкой 3 % (на основании пункта 181.1 и статьи 182 НКУ).

По нашему мнению, ограничение 5%-ков только подпунктом «г» подпункта 4 пункта 293.8 НКУ со стороны налоговиков выглядит нелогично и непоследовательно.

В данном случае за кадром остался вопрос сроков подачи заявления на НДС-регистрацию для случаев, когда НДС-регистрация происходит на иных основаниях, нежели указанные в подпункте «г» подпункта 4 пункта 293.8 НКУ.

На наш взгляд, следует ориентироваться на срок из подпункта 183.3 НКУ — не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода (в данном случае — квартала), с которого лицо будет считаться плательщиком НДС.

 

Отражение налогового кредита по запоздавшим налоговым накладным: налоговики передумали насчет документального подтверждения опоздания?

Письмо ГНСУ от 13.01.2012 г. № 1120/7/15-3417-22

 

Похоже, что во взгляде налоговиков на отражение налогового кредита по накладным, поступившим в ином налоговом периоде, нежели дата их выписки, появились положительные изменения. В своем недавнем письме от 13.01.2012 г. № 1120/7/15-3417-22 ГНСУ уже ничего не говорит об обязательности документального подтверждения получения налоговой накладной с опозданием, на чем раньше неоднократно настаивала (см., в частности, письмо ГНСУ от 22.02.2011 г. № 4905/7/16-1517-10).

И это верно, поскольку в НКУ норм, выдвигающих подобные требования, нет, на что обычно и указывают админсуды, удовлетворяя требования налогоплательщиков о правомерности отражения налогового кредита по запоздавшим налоговым накладным.

Важен именно «возраст» налоговой накладной: с даты выписки не должно пройти более 365 дней (для плательщиков, применяющих кассовый метод, — 60 календарных дней с даты оплаты полученных товаров).

Также в указанном письме помимо «возраста» к опоздавшим налоговым накладным выдвигаются следующие требования — накладные должны быть:

— оформлены в соответствии с требованиями Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 01.11.2011 г. № 1379;

— зарегистрированы в Едином реестре налоговых накладных, если есть основания для такой регистрации (подробнее см. с. 26 этого номера);

— получены в порядке, определенном НКУ;

— взяты на учет по правилам налогового и бухгалтерского учета.

В заключение отметим, что пока, очевидно, не стоит возлагать особых надежд на данное письмо. Не исключено, что налоговики просто «неудачно выразились» или имели в виду только налоговые накладные, подлежащие регистрации в ЕРНН.

 

Ювелирный вопрос: Комитет ВРУ и Минфин — «за», ГНСУ — «против»

Письма Комитета ВРУ от 27.01.2012 г. № 04-39/10-83, Минфина от 19.01.2012 г. № 31-08160-10-18/1122 и ГНСУ от 06.02.2012 г. № 3443/7/17-1217

 

Наши выводы относительно того, что запрет на добычу, производство, реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней не должен распространятся на деятельность по изготовлению и продаже ювелирных изделий (см. «СД», 2012, № 2, с. 4), нашли свое подтверждение. Хотя это вряд ли утешит торговцев юверирными изделиями, поскольку ГНСУ упорно настаивает на своем. Теперь подробнее.

В защиту предпринимателей свое слово сказал Комитет Верховной Рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики в письме от 27.01.2012 г. № 04-39/10-83.

Комитет, в частности, указывает, что деятельность по производству драгоценных металлов относится к подклассу 27.41.0 КВЭД, который не включает:

— класс 33.50 (производство часовых корпусов из драгоценных металлов);

— класс 36.22 (производство ювелирных изделий из драгоценных металлов).

Соответственно, нельзя отождествлять производство драгоценных металлов и производство часовых корпусов и ювелирных изделий из драгоценных металлов. Соответственно, не запрещено на едином налоге заниматься производством тех же ювелирных изделий.

Также Комитет считает, что НКУ не устанавливает ограничений на применение упрощенной системы субъектами хозяйствования, которые занимаются оптовой и розничной торговлей ювелирными и бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Кроме того, Комитет обратил внимание на норму пункта 4.1.4 НКУ относительно презумпции правомерности решений налогоплательщика в случае неоднозначной (множественной) трактовки его прав и обязанностей, а также пункт 56.21 НКУ, согласно которому в таких случаях решение принимается в пользу налогоплательщика.

Минфин в письме от 19.01.2012 г. № 31-08160-10-18/1122 также высказался по обозначенной проблеме. И хотя четких выводов в письме нет, на наш взгляд, Минфин придерживается той же логики, что и Комитет.

С учетом всего изложенного можно было бы предположить, что налоговики сдадутся и официально признают право ювелиров избрать упрощенную систему налогообложения. Но не тут то было.

Судя по недавнему письму от 06.02.2012 г. № 3443/7/17-1217 ГНСУ продолжает стоять на своем, утверждая, что запрет на добычу, производство и реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней для единононаложников подразумевает в том числе и запрет на производство и реализацию ими ювелирных изделий. Получается, что налоговиков не переубедили даже аргументы Комитета ВРУ и Минфина.

В таком случае остается уповать только на внесение изменений в НКУ на уровне закона. К слову, соответствующий законопроект уже подан на рассмотрение Верховной Рады Украины.

 

Ответственность за нарушение законодательства о защите баз персональных данных — с 01.07.2012 г.

Закон Украины «О внесении изменений в раздел II Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных» относительно переноса срока введения в действие» от 13.01.2012 г. № 4343-VI

 

Подписан и вступил в силу Закон, которым откладывается вступление в силу положений об ответственности за нарушение законодательства в сфере защиты персональных данных.

Таким образом, нормы Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты персональных данных (в частности, за уклонение от регистрации баз данных, невыполнение законных требований органа исполнительной власти по вопросам защиты персональных данных относительно устранения нарушений законодательства в этой сфере) начнут действовать не с 1 января, а с 1 июля 2012 г.

Заметим, что принятие этого Закона не решает всех проблем субъектов хозяйствования, связанных с «сыростью» законодательства о защите персональных данных. Безусловно, за «время отсрочки» появится ряд подзаконных актов, которые немного прояснят ситуацию. Так, уже появился Типовой порядок обработки персональных данных в базах персональных данных (утвержден приказом Минюста от 30.12.2011 г. № 3659/5). Очевидно, в скором времени появится порядок проведения проверок Государственной службой Украины по защите персональных данных и т. д.

Но главное здесь — доработка самого Закона Украины «О защите персональных данных», о которой, к слову, КМУ говорил как о втором этапе усовершенствования «персонального» законодательства (первый этап — отсрочка штрафов, уже пройден).

Соответственно, в обозримой перспективе можно ожидать изменений и в указанный Закон, которые сделают его исполнение для субъектов хозяйствования менее проблемным.

 

Минюст: как нужно хранить базы персональных данных

Приказ Минюста от 30.12.2011 г. № 3659/5

 

Минюст изложил общие требования к организационным и техническим мерам защиты персональных данных при их обработке в базах персональных данных владельцами и распорядителями баз в виде Типового порядка.

Кроме общей части, в Порядке представлены рекомендации по обработке персональных данных в составе информационной (автоматизированной) системы и в виде картотек.

Если для обработки персональных данных была избрана автоматизированная система, то владелец базы обязан применять средства сетевой защиты от несанкционированного доступа, к примеру, программный продукт Snort (скачать программу можно бесплатно на сайте www.snort.org). Кроме этого, на компьютере должна присутствовать антивирусная защита.

При этом работники владельца базы должны допускаться к обработке персональных данных только после их авторизации. Доступ лиц, не прошедших процедуру идентификации и/или аутентификации, должен блокироваться, регистрационные данные пользователей базы должны быть защищены от модификации и уничтожения.

Что касается комплектующих к компьютерам, то тут лишь одно условие: они должны быть снабжены техническими средствами бесперебойного питания.

Если владелец базы хранит персональные данные в форме картотек, то обработка персональных данных должна осуществляться с учетом следующих требований:

— документы, содержащие персональные данные, формируются в дела в зависимости от цели обработки персональных данных;

— дела с документами, содержащими персональные данные, должны иметь внутренние описания документов с указанием цели обработки и категории персональных данных;

— картотеки хранятся в помещениях (шкафах, сейфах), защищенных от несанкционированного доступа. Двери в помещениях (шкафах, сейфах) должны быть оборудованы замком или контролем доступа.

 

Декабрьский индекс — 100,2 %. Индексируем зарплату за февраль 2012 года

(Уведомление Государственного комитета статистики Украины // «Урядовий кур’єр» от 11.01.2012 г. № 4)

 

Согласно уведомлению Госкомстата Украины общий индекс потребительских цен (индекс инфляции) в декабре 2012 года составил 100,2 %. С учетом этого обстоятельства приведем в таблице на с. 7 индексы, которые необходимо использовать для индексации заработной платы наемных работников предпринимателя за февраль 2012 года.

Алгоритм наших действий таков: смотрим, за какой месяц работнику последний раз повышалась заработная плата (при этом сумма повышения была больше суммы индексации) или в каком месяце работник был принят на работу, если с момента принятия на работу его заработная плата не повышалась; берем из приведенной ниже таблицы индекс для соответствующего месяца и индексируем на него заработную плату за февраль 2012 года (в пределах прожиточного минимума для трудоспособных лиц, в феврале — 1073 грн.).

 

Месяц повышения заработной платы

Величина прироста индекса потребительских цен для проведения индексации (%)

2005 год

Январь

123,9

Февраль

121,7

Март

118,2

Апрель

116,7

Май

115,4

Июнь

114,2

Июль

113,5

Август

113,5

Сентябрь

112,7

Октябрь

110,8

Ноябрь

108,3

Декабрь

106,5

2006 год

Январь

104,0

Февраль

100,4

Март

101,0

Апрель

101,8

Май

100,8

Июнь

100,6

Июль

98,8

Август

98,8

Сентябрь

94,9

Октябрь

90,0

Ноябрь

86,6

Декабрь

85,0

2007 год

Январь

84,1

Февраль

82,9

Март

82,6

Апрель

82,6

Май

81,5

Июнь

77,6

Июль

75,2

Август

74,1

Сентябрь

70,4

Октябрь

65,6

Ноябрь

62,0

Декабрь

58,7

2008 год

 

Январь

54,2

Февраль

50,2

Март

44,7

Апрель

40,3

Май

38,5

Июнь

37,4

Июль

38,1

Август

38,2

Сентябрь

36,7

Октябрь

34,5

Ноябрь

32,5

Декабрь

29,7

2009 год

Январь

26,1

Февраль

24,2

Март

22,5

Апрель

21,4

Май

20,8

Июнь

19,5

Июль

19,6

Август

19,9

Сентябрь

18,9

Октябрь

17,9

Ноябрь

16,6

Декабрь

15,5

2010 год

Январь

13,5

Февраль

11,4

Март

10,4

Апрель

10,7

Май

11,4

Июнь

11,8

Июль

12,1

Август

10,7

Сентябрь

7,6

Октябрь

7,1

Ноябрь

6,8

Декабрь

5,9

2011 год

Январь

4,9

Февраль

4,0

Март

2,5

Апрель

1,2

Май

Не индексируется

Июнь

Не индексируется

Июль

Не индексируется

Август

Не индексируется

Сентябрь

Не индексируется

Октябрь

Не индексируется

Ноябрь

Не индексируется

Декабрь

Не индексируется

2012 год

Январь

Не индексируется

Февраль

Не индексируется

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше