Темы статей
Выбрать темы

Невольные общесистемщики: что делать тем, кто вовремя не получил Свидетельство единоналожника

Редакция СД
Статья

Невольные общесистемщики: что делать тем, кто вовремя не получил Свидетельство единоналожника

 

В силу того что правила работы для единоналожников в конце прошлого года менялись довольно спешно, некоторые предприниматели незаслуженно пострадали. Так, подав заявление о применении упрощенной системы налогообложения в январе 2012 года, они неожиданно получили отказ в выдаче Свидетельства единоналожника, в результате чего оказались на общей системе налогообложения «задним числом» —
с 01.01.2012 г.

Что грозит предпринимателям в таком случае и как им поступать — с этими вопросами и будем разбираться в данной статье.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Указ № 436 — Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм регулирования обращения наличных» от 12.06.95 г. № 436/95.

Перечень № 1258 — Перечень платных бытовых услуг, на осуществление деятельности по предоставлению которых приобретается торговый патент, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1258.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Порядок № 1588 — Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 09.12.2011 г. № 1588.

Приказ № 1025 — приказ ГНАУ «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, и Порядка ее ведения» от 24.12.2010 г. № 1025.

Инструкция № 21-5 — Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная постановлением Правления ПФУ от 27.09.2010 г. № 21-5.

 

На сколько затянется вынужденная работа на общей системе

Всех предпринимателей, пострадавших от отказа в упрощенной системе, условно можно разделить на две категории:

1) прошлогодние общесистемщики , которые намеревались стать единоналожниками, но у них это не получилось. Таким предпринимателям проще всего: они уже знают обо всех требованиях к общей системе налогообложения и в 2012 году могут работать по накатанной схеме (весь год или его часть — до момента перехода на «упрощенку»);

2) прошлогодние единоналожники и фикспатентщики , которые в результате отказа налоговиков стали общесистемщиками с 01.01.2012 г. Это наиболее уязвимая категория предпринимателей, так как у них нет опыта работы на общей системе налогообложения. Вместе с тем в 2012 году им нужно работать по новым (общесистемным) правилам. Причем такой период может продлиться для них как в течение квартала (минимум), так и в течение целого года. Собственно, в большей степени именно этим предпринимателям мы сегодня и уделим максимум внимания.

Итак, независимо от того, на какой системе налогообложения предприниматель работал в прошлом году, наверняка его будет интересовать следующий вопрос: как скоро он может снова предпринять попытку перехода на единый налог? Ответить можно только зная, по какой причине предпринимателю отказали в выдаче Свидетельства единоналожника:

— если отказ произошел вследствие того, что прошлогодняя выручка предпринимателя превысила допустимый для единоналожников в 2012 году предел (группа 1 — более 150 тыс. грн., группа 2 — более 1 млн грн., группа 3 — более 3 млн грн.), то перейти на «упрощенку» предприниматель сможет не ранее чем с 01.01.2013 г. (при условии, что в 2012 году его выручка будет находиться в указанных рамках).

Здесь следует особо отметить тех единоналожников, которые в 2011 году получили выручку, превышающую 500 тыс. грн. Им налоговики не должны были отказывать в выдаче Свидетельства, если они желали работать в группе 2 или 3 (разумеется, при соблюдении предпринимателем прочих условий, необходимых для получения права на «упрощенку»). Такое мнение ГНАУ официально высказала на своем сайте http://www.sta.gov.ua в разделе «Единая база налоговых знаний» (ЕБНЗ):

 

«ВОПРОС. Может ли ФЛП — плательщик ЕН перейти на упрощенную систему налогообложения с 2012 года, если по итогам 2011 возникло превышение объема выручки 500 тыс. грн.?

ОТВЕТ. …Условия применения упрощенной системы налогообложения определены нормами статьи 291 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-IV, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), согласно которым объем дохода физических лиц — предпринимателей в течение календарного года не должен превышать: у плательщиков единого налога первой группы — 150000 грн.; у плательщиков единого налога второй группы — 1000000 грн.; у плательщиков единого налога третьей группы — 3000000 грн. Следовательно, для перехода на упрощенную систему налогообложения в 2012 году физические лица — предприниматели в заявлении о праве применения упрощенной системы налогообложения должны указать весь доход, полученный в предыдущем календарном году, в том числе выручку от реализации продукции, полученной за время пребывания на упрощенной системе налогообложения в предыдущем году. Если по итогам 2011 года у физического лица — предпринимателя общий доход, полученный в предыдущем календарном году, не превышает объем дохода, установленный статьей 291 НКУ, то такое физическое лицо — предприниматель может в 2012 году быть плательщиком единого налога в зависимости от других условий пребывания на упрощенной системе налогообложения, определенных статьей 291 Налогового кодекса Украины».

 

— если же отказ в «упрощенке» связан не с превышением дохода, а с неверно указанными видами деятельности (например, предприниматель указал в заявлении деятельность, запрещенную для единоналожников) или с ошибками при заполнении заявления, то следующую попытку перейти на единый налог он может предпринять уже с 01.04.2012 г. Для этого необходимо подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения не позже 16.03.2012 г.

При этом норму части 3 пункта 299.9 Налогового кодекса о том, что заявление о применении упрощенной системы подается не чаще раза в год следует понимать так: если предприниматель в течение года уже подавал заявление, которое налоговики удовлетворили (т. е. выдали ему Свидетельство единоналожника), то больше в этом году он не вправе подавать такое заявление (даже если в течение года перешел на общую систему, но желает вернуться на «упрощенку»). Если же предприниматель подал заявление «впустую» (т. е. получил от налоговиков отказ), то, на наш взгляд, он вполне может попытаться повторить попытку перехода на единый налог еще раз в течение этого же года;

— если отказ связан с тем, что прошлогодняя численность наемных работников предпринимателя превысила допустимый для единоналожников в 2012 году предел, для того чтобы стать единоналожниками с 2012 года, надо по результатам работы за 2011 год соответствовать уже новым критериям не только по выручке, но и по численности. Поэтому, как и в случае с выручкой, если у предпринимателя в прошлом году численность наемных работников была выше допустимой (более 20 человек), то ему могут отказать в переходе на единый налог. Если же численность, к примеру, была меньше 20, но больше 10, то в этом случае он может быть на едином налоге, но только в третьей группе, а не во второй. Соответственно если в прошлом году у предпринимателя были хоть какие-то наемные работники, то в первой группе он формально быть не имеет права.

 

Основные обязанности общесистемщика

В отличие от единоналожников, предприниматели, работающие на общей системе налогообложения, обязаны вести более сложный учет доходов и расходов, применять РРО и уплачивать некоторые дополнительные налоги (сборы). Рассмотрим все по-порядку.

 

Обязанность 1. Наличие РРО

Если с 01.01.2012 г. до момента покупки и регистрации РРО предприниматель:

не получал никакой оплаты от покупателей (заказчиков) и возврата средств от поставщиков (подрядчиков);

или получал оплату или возврат только в безналичной форме (на текущий счет), — он может не беспокоиться на счет РРО. Проще говоря, такие операции можно проводить без РРО, поэтому никаких нарушений предприниматель не допустил.

Если же после 01.01.2012 г. наличные поступления все-таки имели место, то их обязательно следовало проводить через РРО. Причем перед использованием этот РРО должен был быть зарегистрирован в налоговой.

Разумеется, предприниматель, который намеревался стать единоналожником, вряд ли приобретал РРО и использовал его. А с нарушением данного требования как раз и связана основная масса штрафов, которые могут обрушиться на пострадавшего предпринимателя. Наиболее ощутимые из них:

1) 5-кратный штраф за неоприходование наличных (пункт 1.2 Положения № 637, статья 1 Указа № 436). Заметим, что сумму неоприходованнных наличных налоговики легко могут узнать их Книги УДР или Книги ф. № 10 справка 1;

2) штраф за непроведение расчетных операций через РРО и за нераспечатку соответствующих расчетных документов, если нарушение допущено:

впервые — составляет 1 грн.;

повторно — 100 % стоимости товаров (услуг), проданных с нарушением;

за каждое следующее нарушение — в 5-кратном размере стоимости товаров (услуг), проданных с нарушением (статья 17 Закона об РРО).

Заметим, что данных штрафов не избежать, даже если предприниматель вернет покупателям (заказчикам) их платежи. Ведь нарушение (не оприходование наличных, непроведение расчетных операций через РРО) уже совершилось. Причем оба эти штрафа предусмотрены разными нормативно-правовыми актами, а значит, они будут применяться сразу оба (а не только один из них).

Если предприниматель действительно попал в такую сложную ситуацию, как описано выше, и сумма наличных поступлений у него действительно велика, то возможно, единственным вариантом для него будет попытка договориться с теми контрагентами, которые выплачивали ему наличные с 01.01.2012 г., о том, чтобы уменьшить сумму выплаты, объяснив ее ошибкой. При этом, поскольку отчет по форме № 1ДФ за I квартал 2012 года нужно будет подать не раньше 01.04.2012 г. (а именно в нем и будут фигурировать указанные выплаты), контрагенты могут не беспокоиться о необходимости вносить в него исправления (понятно, что они сразу заполнят его верно, указав уменьшенную сумму наличной выплаты).

Вместе с тем следует учитывать, что если партнеры пойдут навстречу предпринимателю, то они потеряют на расходах (так как смогут отнести в расходы гораздо меньшую по сравнению с первоначальной сумму платежа). Но такие их неудобства предприниматель может возместить им из собственных средств, ввиду того, что 5-кратный штраф обойдется куда дороже.

Что же касается предпринимателей, получавших наличную выручку исключительно от граждан (населения), то их выручка нигде не фигурирует, кроме Книги ф. № 10 или Книги УДР справка 1.

Как только предприниматель решит описанные выше проблемы, он, конечно, должен приобрести РРО и зарегистрировать его в налоговой для того, чтобы в дальнейшем, работая на общей системе налогообложения, получать наличную выручку без каких-либо нарушений. Вместе с тем если новая попытка перейти на единый налог будет предпринята в ближайшее время, то до этого момента можно поработать и без РРО, но в таком случае нужно:

1) либо отказаться от любых доходов (поступлений) на тот период, пока предприниматель не станет единоналожником;

2) либо все платежи получать только в безналичной форме и строго следить за тем, чтобы наличная выручка не поступала (ни от населения, ни от предпринимателей, ни от юрлиц).

 

Обязанность 2. Учет доходов и расходов

Учет доходов и расходов общесистемщики осуществляют в Книге УДР, форма которой утверждена приказом № 1025. Если в прошлом году предприниматель работал на общей системе, то понятно, что свои доходы и расходы с 01.01.2012 г. и до получения отказа от налоговиков он, как и положено, записывал в Книгу УДР. Разумеется, так поступать нужно и далее — до того момента, пока у предпринимателя не получится перейти на «упрощенку». Таким образом, в данной ситуации никаких проблем не возникнет.

А как быть прошлогодним единоналожникам и фикспатентщикам?

Очевидно, что в 2012 году до получения отказа от налоговиков они записывали свои доходы и расходы в Книгу ф. № 10 (кстати, фикспатентщики тоже должны были завести эту Книгу, поскольку с 01.01.2012 г. намеревались стать единоналожниками). Однако отказ налоговиков поставил указанных предпринимателей перед фактом: с 01.01.2012 г. они работают на общей системе налогообложения.

Как же быть с Книгой? Посчитают ли налоговики записи о доходах и расходах в Книге ф. № 10 допустимыми для общесистемщиков? На этот счет приходится сомневаться, поскольку форма Книги ф. № 10 не соответствует требованиям, предъявляемым для Книги УДР общесистемщиков. При этом предпринимателю может грозить штраф за неверное ведение учета доходов и расходов (куда вполне вписывается не та форма Книги), который не столь уж и велик — от 51 до 136 грн. (статья 1641 КУоАП).

 

Обязанность 3. Наличие патента

Если предприниматель работает на общей системе налогообложения, то осуществляемые им:

торговля за наличные и с использованием платежных карточек (в магазинах, киосках, платках, автомагазинах, развозках, лотках, прилавках, АЗС, фабриках-кухнях, фабриках-заготовительных, столовых, ресторанах, кафе, закусочных, барах, летних площадках, киосках, оптовых базах, складах-магазинах и т. п.);

предоставление платных бытовых услуг;

и деятельность в сфере развлечений, —

подлежат патентованию. Поэтому с 01.01.2012 г. предприниматель должен бы был приобрести патент. Разумеется, он этого не сделал, поскольку думал, что станет единоналожником, а единоналожникам патенты не нужны.

Но поскольку надежды предпринимателя не оправдались и он оказался на общей системе с 01.01.2012 г., за отсутствие патента налоговики могут его наказать по статье 125 Налогового кодекса. Штраф применяется:

в двойном размере стоимости патента (а точнее — суммы сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности) за весь период деятельности без патента, но не менее чем двойная стоимость патента за 1 месяц. Такой штраф применяется в случае торговли за наличные или при предоставлении платных услуг, указанных в Перечне № 1258, без патента;

в 8-кратном размере стоимости патента за весь период деятельности без патента, но не менее 8-кратной стоимости патента за 1 месяц. Такой штраф применяется за работу в сфере развлечений без патента.

И все же, некоторые предприниматели смогут избежать указанных выше штрафов. Это те, кто даже при работе на общей системе налогообложения не нуждаются в патенте (подпункт 267.1.2 Налогового кодекса), а именно предприниматели, которые:

1) осуществляют торговлю исключительно по безналичному расчету (однако нужно учитывать, что платежные карточки для этого не подходят);

2) предоставляют платные бытовые услуги, не вошедшие в Перечень № 1258;

3) занимаются торговлей в пределах рынков всех форм собственности;

4) осуществляют продажу выращенных в личном подсобном хозяйстве, на приусадебном, дачном, садовом и огородном участках продукции растениеводства и животноводства, домашнего скота и птицы (как в живом виде, так и продукции забоя в сыром виде и в виде первичной переработки), продукции собственного пчеловодства;

5) осуществляют торговую деятельность исключительно с использованием следующих видов товаров отечественного производства: хлеб и хлебобулочные изделия; мука пшеничная и ржаная; соль, сахар, масло подсолнечное и кукурузное; молоко и молочная продукция, кроме молока и сливок сгущенных с примесями и без них; продукты детского питания; безалкогольные напитки; мороженое; говядина и свинина; домашняя птица; яйца; рыба; ягоды и фрукты; мед и другие продукты пчеловодства, пчелоинвентарь и средства защиты пчел; картофель и плодоовощная продукция; комбикорм для продажи населению;

6) работают в сфере развлечений, но занимаются только организацией компьютерных и видеоигр.

 

Обязанность 4. Регистрация плательщиком НДС

Как известно, в прошлом году ни один единоналожник не имел права быть плательщиком НДС. В 2012 году такое право у упрощенцев снова появилось, но отнюдь не все смогли им воспользоваться, а некоторые попросту не пожелали. Что ж, данное положение вещей вполне допустимо.

Однако, если за прошлый год объем выручки у предпринимателя превысил 300 тыс. грн., и при этом в 2012 году у него не получилось стать «упрощенцем», то на него больше не распространяется освобождение от НДС, действующее для единоналожников. Проще говоря, с 01.01.2012 г. такой предприниматель обязан был пройти НДС-регистрацию: регистрационное заявление следовало подать не позже 10.01.2012 г. (пункт 183.3 Налогового кодекса).

Если же в указанный срок регистрационное заявление подано не было, то сделать это нужно как можно быстрее. При этом такой предприниматель, сам того не зная, обязан был начислять и уплачивать в бюджет НДС, начиная с 11.01.2012 г. (без права на налоговый кредит и бюджетное возмещение) — пункт 183.10 Налогового кодекса. В данном случае налоговики могут наказать предпринимателя несколькими штрафами. Свое мнение по этому поводу ГНАУ высказала в ЕБНЗ (а мы прокомментировали его в таблице на с. 20):

 

«ВОПРОС. Какая предусмотрена ответственность в случае несвоевременной регистрации плательщиком НДС?

ОТВЕТ. В соответствии с п. 181.1 ст. 181 ст. 181 разд. V Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению согласно этому разделу, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300000 гривень (без учета налога на добавленную стоимость), такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик налога в органе государственной налоговой службы по своему местонахождению (местожительству) с соблюдением требований, предусмотренных статьей 183 этого Кодекса, кроме лица, являющегося плательщиком единого налога.

<…>

В соответствии с п. 183.10 ст. 183 разд. V НКУ любое лицо, подлежащее обязательной регистрации как плательщик налога, и в случаях и в порядке, предусмотренных этой статьей, не подало в орган государственной налоговой службы регистрационное заявление, несет ответственность за неначисление или неуплату этого налога на уровне зарегистрированного плательщика без права начисления налогового кредита и получения бюджетного возмещения.

Кроме этого, неподача в сроки и в случаях, предусмотренных НКУ, в частности, заявлений или документов для взятия на учет в соответствующем органе государственной налоговой службы согласно требованиям, установленным НКУ, влечет за собой наложение штрафов в размерах, определенных п. 117.1 ст. 117 разд. ІІ НКУ.

Неподача или несвоевременная подача плательщиком налогов или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, сборы, налоговых деклараций (расчетов) влечет за собой наложение штрафов в размерах, определенных п. 120.1 ст. 120 разд. ІІ НКУ.

В соответствии с п.п. 54.3.1 п. 54.3 ст. 54 разд. ІІ НКУ контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму денежных обязательств, уменьшение (увеличение) суммы бюджетного возмещения
и/или уменьшение отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость плательщика налогов, предусмотренных НКУ или другим законодательством, если, в частности, плательщик налогов не подает в установленные сроки налоговую (таможенную) декларацию. Если контролирующий орган самостоятельно определяет суммы налогового обязательства, уменьшение суммы бюджетного возмещения и/или уменьшение отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость плательщика налогов на основаниях, определенных пп. 54.3.1, 54.3.2, 54.3.5, 54.3.6 п. 54.3 ст. 54 НКУ, влечет за собой наложение на плательщика налогов штрафов в размерах, определенных п. 123.1 ст. 123 разд. ІІ НКУ <…>».

 

Ответственность предпринимателей за несвоевременную НДС-регистрацию

Нарушение

Штраф

Норма Налогового кодекса

Примечание

Неподача в сроки и в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, заявлений или документов для взятия на учет в соответствующем органе государственной налоговой службы

170 грн.

Пункт 117.1

Согласно пункту 6.1 Порядка № 1588 постановка предпринимателя на учет в налоговом органе происходит сразу после его госрегисрации. Причем для этого достаточно всего лишь сведений, полученных от госрегистратора. Впрочем, предприниматель по собственному желанию может подать в налоговую заявление по форме № 5-ОПП и выписку/извлечение из ЕГР.
Итак, как видим, регистрационное заявление о проведении НДС-регистрации к взятию на учет в налоговом органе никак не относится. Поэтому применение данного штрафа в случае несвоевременной подачи такого заявления — неправомерно

Неподача или несвоевременная подача плательщиком налогов или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, НДС-декларации

170 грн. за каждую не поданную декларацию (декларация подается ежемесячно — в течение
20 календарных дней, следующих за отчетным месяцем)

Пункт 120.1

Несмотря на то что раньше налоговики предпочитали этот штраф не применять, сейчас они изменили свое мнение. И тут уже не поспоришь.
Действительно, ответственность за неподачу декларации теперь несут не только плательщики НДС, но и иные лица, обязанные уплачивать НДС. Это во-первых.
А во-вторых, плательщиками НДС считаются не только лица, зарегистрированные как плательщики НДС, но и лица, подлежащие обязательной регистрации (пункт 180.1 Налогового кодекса)

Обратите внимание: поскольку предприниматель считается плательщиком НДС с первого дня, наступившего после предельного срока подачи декларации, т. е. с 11.01.2012 г., а не с 01.01.2012 г. (и с этим согласны налоговики), то первую декларацию по НДС он должен был бы подать не за январь, а за февраль и часть января (срок ее подачи — не позже 20.03.2012 г.), вторую — за март (не позже 20.04.2012 г.) и т. д. (пункт 202.1 Налогового кодекса)

Если контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства по НДС

25 % от суммы налогового обязательства по НДС

Статья 123

Рассчитывается данный штраф следующим образом:

Ш = 25 % х (СТ : 6),

где Ш — сумма штрафа;
СТ — стоимость всех товаров (работ, услуг), проданных предпринимателем с 11.01.2012 г.
и до даты расчета.
Избавиться от этого штрафа предприниматель никак не может, поскольку при всем желании он не вправе подать декларацию по НДС до того, как станет законным плательщиком НДС (т. е. получит на руки Свидетельство плательщика НДС).
Таким образом, обязанность подать декларацию у него есть, а вот права это сделать нет (до тех пор пока он не пройдет НДС-регистрацию)

 

Обязанность 5. Уплата налога на землю и арендной платы за землю

Если предприниматель использует в своей деятельности арендованную землю, то он в любом случае должен уплачивать арендную плату за нее. Такая обязанность в равной мере возлагается как на общесистемщиков, так и на единоналожников. Поэтому с арендной платой в нашем случае проблем быть не должно.

А вот как быть, если предприниматель использует в своей хоздеятельности собственную землю? Общесистемщики обязаны уплачивать за нее земельный налог, а единоналожники от этого освобождены. Однако согласно новым разъяснениям ГНАУ (в ЕБНЗ) физлица-предприниматели:

— во-первых, могут не подавать налоговый расчет земельного налога;

— а во-вторых, не обязаны уплачивать земельный налог самостоятельно (каждый месяц). Производить такую уплату им теперь придется лишь на основании уведомления, полученного от налоговиков.

Приведем упомянутое разъяснение из ЕБНЗ:

 

«ВОПРОС. В каких случаях ФЛ и ФЛП должны подавать налоговую декларацию по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности)?

ОТВЕТ. <…> Учитывая указанное, субъектами права собственности являются граждане, а право аренды земельного участка государственной и коммунальной собственности может приобрести как гражданин для осуществления деятельности, не являющейся предпринимательской, так и физическое лицо — предприниматель для осуществления предпринимательской деятельности. При этом физическое лицо —предприниматель, являющееся арендатором земельного участка государственной и коммунальной собственности, на период действия договора аренды берется на учет в органах государственной налоговой службы как плательщик арендной платы — предприниматель.

С учетом изложенного, физические лица (граждане) и физические лица — предприниматели не должны подавать в органы государственной службы налоговые декларации по плате за землю, за исключением физических лиц — предпринимателей, которые заключили договоры аренды земельных участков государственной и коммунальной собственности для осуществления предпринимательской деятельности. Такие плательщики арендной платы самостоятельно определяют налоговые обязательства по арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности, подают налоговую декларацию в сроки, определенные пп. 286.2, 286.3 ст. 286 НКУ, и уплачивают определенное в налоговой декларации налоговое обязательство в сроки, определенные пп. 287.3, 287.4 ст. 287 НКУ».

 

Таким образом, если от налоговиков не было никаких уведомлений с суммой земельного налога, предприниматель ничего не нарушил, не уплатив его в январе-феврале 2012 года.

 

Обязанность 6. Уплата хмелесбора и отчетность по нему

Предприниматели, которые торгуют алкогольными напитками, обязаны уплачивать хмелесбор. Причем единоналожники с 01.01.2012 г. освобождены от его уплаты (напомним, что из алкогольных напитков они имеют право продавать в розницу пиво и столовые вина).

Хмелесбор уплачивается ежемесячно — не позже 30 числа месяца, следующего за отчетным. Кроме того, ежемесячно по нему подается отчет.

Какой-либо специальной регистрации плательщики хмелесбора не проходят (как, например, плательщики НДС). Поэтому предприниматель, который в январе-феврале 2012 года осуществлял торговлю алкоголем, но не уплачивал хмелесбор и не отчитывался по нему (надеясь стать единоналожником), а затем получил отказ в «упрощенке», должен постараться как можно быстрее подать просроченные отчеты и уплатить хмелесбор.

В таком случае сумма штрафов будет хотя бы немного меньше, чем если ошибку выявят налоговики:

1) штраф за несвоевременную подачу отчета по хмелесбору в размере 170 грн. за каждый несвоевременно поданный отчет;

2) штраф за несвоевременную уплату хмелесбора:

— при задержке оплаты до 30 календарных дней (включительно), следующих за предельным сроком уплаты, — 10 % от неуплаченной вовремя суммы хмелесбора;

— при задержке оплаты свыше 30 календарных дней — 20 %.

В случае же, когда сумму хмелесбора предпринимателю начислят налоговики, штраф составит 25 % от недоплаты (статья 123 Налогового кодекса).

Обязанность 7. Плата за недра, лесные ресурсы и специальное использование воды

До 01.01.2012 г. единоналожники были освобождены от необходимости осуществлять указанные платежи. Однако с 01.01.2012 г. указанное освобождение перестало действовать, поэтому теперь единоналожники, равно как и общесистемщики, обязаны осуществлять указанные платежи.

А значит, для предпринимателя нет разницы, на какой системе налогообложения он находится: плату за недра, за лесные ресурсы и за специальное использование воды он должен осуществлять в любом случае одинаково.

 

Обязанность 8. Уплата ЕСВ за себя и отчетность по ЕСВ

Как известно, единоналожники обязаны уплачивать ЕСВ за себя каждый месяц — до 20-го числа месяца, следующего за отчетным (пункт 4.6.2 Инструкции № 21-5).

А вот общесистемщики ЕСВ уплачивают иначе: раз в квартал в виде авансовых платежей по ЕСВ (до 15 марта, 15 мая, 15 августа и 15 ноября), и один раз по окончании года (остаток задолженности по ЕСВ, рассчитанный исходя из чистого дохода, полученного в отчетном году) (пункт 4.5.2 Инструкции № 21-5).

Поэтому, если в феврале 2012 года предприниматель уже уплатил ЕСВ (надеясь на получение Свидетельства единоналожника), ему нужно посетить свое отделение ПФ и попросить зачесть эту сумму в счет будущих авансовых взносов по ЕСВ (которые он будет делать, работая на общей системе налогообложения). Возможно, его попросят письменно подтвердить свое намерение (т. е. написать заявление о зачете).

Если же уплата ЕСВ еще не состоялась, торопиться не стоит. И все же есть некоторые различия для прошлогодних единоналожников и общесистемщиков. Поэтому разберемся с ними отдельно.

 

В IV квартале 2011 года предприниматель был единоналожником или фикспатентщиком

В таком случае, оказавшийся на общей системе налогообложения с 01.01.2012 г., предприниматель обязан уплатить первый авансовый взнос по НДФЛ и ЕСВ не позже 15 мая 2012 года (за II квартал 2012 года). Объясняется это тем, что для расчета авансовых платежей по НДФЛ и ЕСВ ему нужно сначала определить свой чистый доход за I квартал 2012 года, а сделать это можно не ранее 01.04.2012 г. Однако на эту дату срок уплаты авансового взноса по НДФЛ и ЕСВ за I квартал (15 марта) уже истечет. Именно поэтому первая уплата ЕСВ может произойти с 01.04.2012 г. по 14.05.2012 г. (включительно).

Дальнейшие действия предпринимателя в уплате ЕСВ и отчетности по нему зависят от того, каким путем он решит пойти. Возможные варианты развития событий представим на рис. 1 (с. 23).

 

В IV квартале 2011 года предприниматель был общесистемщиком

В таком случае предприниматель обязан был подать декларацию о доходах за 2011 год не позже 09.02.2012 г. В этой декларации он, естественно, рассчитал себе сумму авансовых платежей по НДФЛ на 2012 год. А раз так, то первый авансовый платеж по НДФЛ и ЕСВ он должен осуществить не позже 14.03.2012 г. (за I квартал 2012 года).

Все остальные действия предпринимателя, связанные с уплатой ЕСВ и составлением отчетности по данному взносу, будут точно такими же, как указано на рис. 1.

 

img 1

Рис. 1. Особенности уплаты ЕСВ и отчетности по нему
 при дальнейшей работе предпринимателя на едином налоге
 или на общей системе налогообложения

 

* Подробнее о составлении отчетов по формам № Д5 и Д6 см. «СД», 2012, № 3, с. 15, 30.

 

Обязанность 9. Уплата НДФЛ и декларация о доходах

По поводу уплаты НДФЛ предпринимателю волноваться не стоит. Даже если он вовремя не получил Свидетельство плательщика единого налога и оказался на общей системе с 01.01.2012 г., никаких нарушений в уплате данного налога он пока еще допустить не мог.

Как известно, единоналожники вообще не платят НДФЛ, а предприниматели на общей системе налогообложения обязаны уплачивать авансовые платежи по НДФЛ четыре раза в течение года: до 15 марта, 15 мая, 15 августа и 15 ноября, и один раз по окончании года — не позже 19 февраля (остаток задолженности по НДФЛ, рассчитанный исходя из чистого дохода, полученного в отчетном году) (пункты 177.5.1, 177.5.3 Налогового кодекса).

Но при этом есть некоторые отличия в уплате НДФЛ и составлении декларации о доходах для прошлогодних единоналожников и общесистемщиков. Поэтому разберемся с ними отдельно.

 

В IV квартале 2011 года предприниматель был единоналожником или фикспатентщиком

В таком случае предприниматель, оказавшийся на общей системе налогообложения с 01.01.2012 г., обязан уплатить первый авансовый взнос по НДФЛ не позже 15 мая 2012 года (за II квартал 2012 года). Объясняется это тем, что для расчета авансовых платежей по НДФЛ ему нужно сначала определить свой чистый доход за I квартал 2012 года, а сделать это можно не ранее 01.04.2012 г. Однако на эту дату срок уплаты авансового взноса по НДФЛ за I квартал (15 марта) уже истечет. Именно поэтому первая уплата НДФЛ может произойти с 01.04.2012 г. по 14.05.2012 г. (включительно).

Правда, в некоторых случаях налоговики требуют, чтобы предприниматель уплатил НДФЛ даже за первый квартал работы на общей системе налогообложения. Но такие их требования незаконны (подробнее об этом см. «СД», 2011, № 13, с. 9). Вместе с тем можно прислушаться к налоговикам хотя бы в том случае, если со II квартала предприниматель снова перейдет на единый налог. В таком случае можно пойти на встречу налоговикам и уплатить НДФЛ за I квартал 2012 года на основании декларации о доходах, поданной за I квартал (а ее подать предприниматель обязан согласно пункту 177.5.2 Налогового кодекса). Предельный срок уплаты НДФЛ в данном случае — 18.05.2012 г. справка 2.

Подробнее об особенностях уплаты НДФЛ и предоставлении декларации о доходах см. рис. 2 на с.  25.

В заключение небольшая рекомендация для пострадавших единоналожников или фикспатентщиков, которые с 01.01.2012 г. оказались на общей системе налогообложения. Если такой предприниматель имеет возможность в ближайшее время снова стать единоналожником и желает такой возможностью воспользоваться, то ему следует в течение I квартала сработать с убытком, т. е.:

— получать минимум дохода (по возможность полностью исключив наличные поступления) или вообще его не получать;

— осуществлять максимум расходов-платежей справка 3 и обязательно иметь документ, подтверждающий факт расходов.

Если предпринимателю удастся по результатам I квартала получить нулевой чистый доход (либо убыток), то показав такой результат в декларации о доходах за I квартал, он сможет избавиться от необходимости уплачивать авансовые взносы по НДФЛ и ЕСВ в течение всего 2012 года (независимо от того, с какого квартала он снова станет упрощенцем). Кроме того, налоговики не смогут потребовать от него уплаты НДФЛ по итогам декларации о доходах, предоставленной за I квартал 2012 года, так как сумма НДФЛ к уплате попросту будет равна нулю.

 

В IV квартале 2011 года предприниматель был общесистемщиком

В таком случае предприниматель обязан был подать декларацию о доходах за 2011 год не позже 09.02.2012 г. В этой декларации он, естественно, рассчитал себе сумму авансовых платежей по НДФЛ на 2012 год. А раз так, то первый авансовый платеж по НДФЛ он должен осуществить не позже 14.03.2012 г. (за I квартал 2012 года).

Кроме того, ему не нужно предоставлять декларацию о доходах за I квартал 2012 года. Все же остальные действия предпринимателя, связанные с уплатой НДФЛ и составлением декларации о доходах, будут точно такими же, как указано на рис. 2.

 

img 2

Рис. 2. Особенности уплаты НДФЛ и предоставления декларации о доходах
при дальнейшей работе предпринимателя на едином налоге
или на общей системе налогообложения

 

Выводы

Предприниматель, которому отказали в выдаче Свидетельства плательщика единого налога, может попытаться перейти на единый налог не ранее:

01.04.2012 г. (если отказ в «упрощенке» был связан с неверно указанными видами деятельности или с ошибками при заполнении заявления);

01.01.2013 г. (если отказ произошел вследствие того, что прошлогодняя выручка предпринимателя превысила допустимый для единоналожников в 2012 году предел).

Основные обязанности общесистемщика:

1) иметь РРО, зарегистрированный в налоговой, и проводить через него наличные операции (отсутствие РРО чревато наибольшими санкциями — штрафом в 5-кратном размере от непроведенной операции и неоприходованной наличной выручки);

2) вести учет доходов и расходов в Книге УДР, форма которой утверждена приказом № 1025;

3) иметь патент в случае торговли за наличные, предоставления платных бытовых услуг или осуществления деятельности в сфере развлечений;

4) зарегистрироваться плательщиком НДС, если за прошлый год объем выручки у предпринимателя превысил 300 тыс. грн.;

5) уплачивать авансовые взносы по ЕСВ и НДФЛ за себя, а также подать декларацию о доходах по итогам I квартала 2012 года (не позже 10.05.2012 г.).


Справочная информация (справка)

1 Тут нужно отметить, что потеря Книги УДР или Книги ф. № 10 мало поможет, если только предприниматель не работает исключительно с гражданами — в таком случае это действительно выход. Дело в том, что наличный доход, полученный от граждан, не фигурирует больше ни в одном документе, кроме Книги УДР или Книги ф. № 10. Поэтому восстановить его при утере Книги просто невозможно (правда, здесь следует напомнить о том, что об утере Книги нужно письменно заявить в МВД и обратиться к налоговикам с просьбой зарегистрировать новую Книгу).

Если же предприниматель получал наличные от юрлиц или других предпринимателей, то все эти платежи налоговики смогут отследить с помощью формы № 1ДФ (так как в данном отчете указываются все выплаты в пользу предпринимателей). Так что в таких обстоятельствах отбиться от 5-кратного штрафа никак не выйдет.

2 Данный платеж не стоит путать с авансовым платежом по НДФЛ, ведь на дату его уплаты предприниматель будет уже единоналожником. А значит, авансовые платежи по НДФЛ он уплачивать не обязан. И все же, если у него есть намерение сохранить дружеские отношения с налоговиками, то подав декларацию о доходах за I квартал 2012 года (последний день предоставления — 10.05.2012 г.), он уплатит налоговое обязательство по НДФЛ, указанное в ней в течение 10 календарных дней (не позже 18.05.2012 г.).

3В качестве расходов подойдут платежи за работы/услуги, заработная плата работников и иные затраты, которые можно отнести в состав расходов, не дожидаясь получения связанного с ними дохода. Что же касается закупочной стоимости ТМЦ, то она может быть учтена в уменьшении дохода только в том случае, если такие ТМЦ проданы в I квартале (т. е. в I квартале получена оплата за них). А поскольку:

— один только факт покупки ТМЦ (оплаты денежных средств за них) не дает права уменьшить доход квартала на сумму таких платежей (для этого обязательно нужно дождаться получения дохода от их продажи);

— получение оплаты за ТМЦ в I квартале само по себе нежелательно (так как предприниматель минимизирует доход);

— торговать в убыток себе (продавая товары дешевле закупочной их стоимости) предпринимателю невыгодно;

— если оплата и пришла, то она должна быть только безналичная (ведь наличные поступления чреваты 5-кратным штрафом за отсутствие РРО и штрафом за отсутствие патента), — то о пользе увеличения расходов на покупку ТМЦ говорить не приходится (т. е. пользы от этого нет).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше