Темы статей
Выбрать темы

«Инвалидный» Отчет, норматив и санкции

Редакция СД
Статья

«Инвалидный» Отчет, норматив и санкции

 

Норматив по трудоустройству инвалидов и Отчет о его выполнении — один из давно привычных моментов, который на сегодняшний день не претерпел существенных изменений.

Так, предпринимателям, у которых в течение 2011 года стабильно работало 8 и более работников, требовалось иметь в штате хотя бы одного работника-инвалида или быть им самому, и до 1 марта 2012 года они должны предоставить «инвалидную» отчетность. Если предприниматель не выполнил «инвалидный» норматив, ему придется уплатить определенную сумму административно-хозяйственных санкций. Подробнее об этом мы поговорим в данной статье.

Ольга ДИДЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 875 — Закон Украины «Об основах социальной защиты инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-ХII.

Порядок регистрации — Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

Порядок предоставления отчета — Порядок предоставления предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, которые используют наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

Инструкция № 42 — Инструкция по заполнению формы отчетности № 10-ПI (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденная приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42.

Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286.

Приказ № 98 — приказ Минтруда «Об утверждении форм документов для регистрации работодателей в отделениях Фонда социальной защиты инвалидов и выполнения ими норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов» от 14.03.2007 г. № 98.

Приказ № 420 приказ Минтруда «Об утверждении форм отчетности и инструкции по их заполнению» от 19.12.2005 г. № 420.

 

Трудоустройство инвалидов

Для начала напомним основные моменты относительно трудоустройства инвалидов.

1. «Инвалидный» норматив. Для всех работодателей этот показатель равен 4 % среднеучетного количества штатных работников за год (далее — СК), а если работает от 8 до 25 лиц, то для инвалида нужно предусмотреть одно рабочее место (статья 19 Закона № 875). СК — это специальный показатель, который рассчитывается согласно Инструкции № 286, о чем мы расскажем ниже. Заметим, если проводить расчет 4 % СК, то фактически 1 инвалид понадобится при количестве штатных работников от 8 до 37.

Предприниматель, имеющий инвалидность, также засчитывается для выполнения норматива, так как это предусмотрено пунктом 3.2 Инструкции № 42, по правилам которой заполняется форма Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов (форма № 10-ПI (годовая)) (далее — Отчет). В нем определяется, выполнил ли работодатель «инвалидный» норматив.

Таким образом, если у такого предпринимателя СК работников за 2011 год 8 и более, он может автоматически засчитать себя как лицо с инвалидностью (СК инвалидов равно 1) и может не принимать на работу инвалида (см. консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 33, с. 41).

В первую очередь, трудоустройство инвалидов затронет тех работодателей, у которых стабильно работало в 2011 году 8 и более человек. А тем, у кого численность работников достигла 8 человек в течение года, должны были постепенно отслеживать СК. Ведь наличие 8 работников еще не говорит о том, что предпринимателю нужно срочно нанимать на работу инвалида, а при его отсутствии — уплачивать штраф. Решающий показатель (СК) определяется только по итогам работы за год, и если превышение носило временный характер (в одном или нескольких месяцах), то по году он не выйдет за рамки 8 человек.

2. Регистрация в Фонде инвалидов. Согласно пункту 3 Порядка регистрации работодатель, у которого численность работающих по основному месту в 2011 году увеличилась до 8 и более человек, уже должен был зарегистрироваться в отделении Фонда инвалидов по месту госрегистрации до 1 февраля 2012 года.

Вместе с тем, учитывая, что какие-либо санкции за нарушение срока регистрации в Фонде инвалидов не предусмотрены (такой вывод можно сделать из письма Фонда инвалидов от 26.02.2008 г. № 1/6-43/06), работодатели могут не торопиться с регистрацией, а сделать это перед предоставлением Отчета (до 1 марта 2012 года).

Для регистрации работодатели подают собственноручно или направляют заказным письмом в Фонд инвалидов:

 — заявление о регистрации работодателя в отделении Фонда по форме № 1, утвержденной приказом № 98;

 — выписку или извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Оригиналы документов предъявляются во время подачи заявления. В случае отправки заявления по почте копии документов заверяются нотариально.

Датой регистрации в Фонде инвалидов считается дата предоставления документов работодателем, а в случае направления их по почте — дата, указанная на почтовом штемпеле.

3. Требования к трудоустройству. Работник-инвалид должен быть трудоустроен по основному месту работы (с оформлением трудовой книжки). Инвалиды-совместители или лица, выполняющие работы (услуги) по гражданско-правовым договорам, в расчет не принимаются.

Вместе с тем в выполнение «инвалидного» норматива зачтется работник-инвалид, принятый на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, но обязательно оформленный с трудовой книжкой (это следует из подпункта 2.4.3 Инструкции № 286, согласно которому для расчета СК такие работники учитываются как целые единицы).

Необязательно, чтобы инвалид проработал весь календарный год, главный ориентир — это показатель СК за год. Так, если предпринимателю по результатам расчета СК всех работников нужно трудоустроить минимум одного инвалида, то достаточно, чтобы один инвалид проработал у предпринимателя 6 месяцев (см. письмо Фонда инвалидов от 26.03.2007 г. № 1/6-172).

Инвалидность подтверждается такими документами (пункт 1 письма Фонда инвалидов от 26.03.2007 г. № 1/6-172):

— копией справки МСЭК (по форме № 157-1/0), в которой указываются, в частности, установленная работнику группа инвалидности, причина инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, и дата очередного переосмотра;

— копией пенсионного удостоверения или удостоверения получателя государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии.

При этом инвалиды, имеющие заключения МСЭК об их нетрудоспособности, не могут быть приняты на работу. Это подтверждает и Фонд в письме от 01.06.2007 г. № 1204/19/71-07.

4. Поиск инвалидов. Обязанность по трудоустройству инвалидов согласно установленному нормативу, по мнению Фонда инвалидов, возлагается исключительно на работодателя. Что касается службы занятости, то она лишь способствует трудоустройству инвалидов, которые состоят на учете и зарегистрированы как безработные (письмо Фонда от 06.11.2008 г. № 1/6-481/06). Сам Фонд инвалидов не занимается их трудоустройством, а лишь осуществляет контроль за соблюдением работодателями нормативов рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов (письмо Фонда от 26.04.2007 г. № 1/6-209).

В то же время поспособствовать в поиске инвалидов предпринимателям может добровольная подача в службу занятости отчета о вакансиях по форме № 3-ПН, утвержденной приказом № 420. В графе 15 этого отчета в качестве отдельной категории граждан должны быть указаны инвалиды. Наличие свободного рабочего места указывается в отношении каждой категории под отдельными шифрами. Для инвалидов предусмотрен шифр «11».

Отметим, что большинство судебных инстанций, в которых рассматривались дела о правомерности штрафных санкций за невыполнение «инвалидного» норматива, принимали решение в пользу работодателей, считая, что при ежемесячном предоставлении формы № 3-ПН осуществлялись необходимые действия по трудоустройству инвалидов. Поэтому если уполномоченными органами не были направлены инвалиды для трудоустройства, не могут налагаться санкции. Хотя опять же, Фонд инвалидов придерживается абсолютно противоположной позиции.

5. Рабочее место инвалида и норматив. На сегодняшний день действующее законодательство в сфере социальной защиты инвалидов не выдвигает особых требований к аттестации рабочих мест, занятых работниками-инвалидами (письмо Минтруда от 19.02.2007 г. № 341/19/71-07). Поэтому если рабочее место занято инвалидом, то оно засчитывается в выполнение установленного норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов (если конечно оно является его основным местом работы).

 

Рассчитываем СК всех работников и инвалидов

Показатель СК рассчитывается согласно Инструкции № 286. Он необходим для заполнения Отчета, чтобы определить, нужно ли выполнять «инвалидный» норматив.

Итак, при расчете СК всех работников за год сначала нужно осуществить расчет СК для каждого календарного месяца отчетного года. Для этого:

а) определяется учетное количество штатных работников за каждый день месяца. Фактически нужно собрать данные за каждый день о наличии работников, с которыми заключены трудовые договоры (на основании данных табелей учета рабочего времени). Берутся только работающие по основному месту работы за некоторым исключением, о котором мы скажем далее;

б) определяется СК за месяц. Для этого суммируем учетное количество штатных работников (показатель подпункта «а» за каждый календарный день месяца, включая выходные, праздничные и нерабочие дни) и делим полученную сумму на число календарных дней отчетного месяца (30/31, для февраля 2011 года — 28).

Количество работников за выходной, праздничный и нерабочий день берется такое же, как и за предыдущий рабочий день. Если подряд идут несколько выходных дней, то для них также используется это значение.

Работодатели, отработавшие неполный месяц (вновь созданные, ликвидированные в течение отчетного месяца и т. д.), суммируют учетное количество штатных работников за каждый день фактической работы в этом месяце и делят полученный результат на количество календарных дней в этом месяце (30/31, для февраля 2011 года — 28).

Далее непосредственно определяем СК за год. Суммируем СК за все месяцы и делим полученную сумму на количество месяцев в периоде, за год — на 12.

Отметим, что на 12 нужно разделить и суммарное СК за месяцы отчетного года, если предприниматель начал деятельность в течение года, т. е. не в январе.

В Инструкции № 286 содержится детальный перечень работников, которые принимаются или не принимаются в расчет.

В целом предпринимателю нужно сосчитать работников, с которыми заключен трудовой договор, оформленных по основному месту работы (с трудовой книжкой). То есть совместители и работающие по гражданско-правовым договорам во внимание не принимаются.

Причем брать нужно как явившихся, так и отсутствующих работников (например, тех, которые болели, были в командировках, в отпуске).

Работники, которые приняты или переведены по инициативе администрации на работу на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, учитываются за каждый календарный день как целые единицы.

В расчет не берутся работники , которые:

1) находятся в отпуске в связи с беременностью и родами;

2) находятся в отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

3) учатся и проходят практику, и прочие лица, с которыми не заключался трудовой договор;

4) подали заявления об увольнении и прекратили работу до окончания срока предупреждения или прекратили работу без предупреждения предпринимателя. Они исключаются из учетного состава работников с первого дня невыхода на работу.

Принцип расчета показателя СК инвалидов за год такой же, как и для общего СК, однако берутся только лица, имеющие инвалидность и работающие по основному месту работы .

Сначала подсчитываем учетное количество исключительно работников-инвалидов за каждый день месяца, затем СК за месяц, а потом — СК за год.

Правила округления. При расчете СК возникает необходимость округления до целого числа как конечного результата (СК за год), так и промежуточных результатов (СК за день, месяц).

Согласно пункту 3.4 Инструкции № 42 для целей отражения в Отчете данные строк 01, 02, 03 приводятся в целых единицах. Если при вычислении возникает дробное число, его необходимо округлить до целого (если после запятой число 5 и более, то оно округляется в сторону увеличения), т. е. применяется простое арифметическое правило округления: 2,49 » 2; 2,5 » 3; 3,5 » 4.

В то же время согласно пункту 3 приложения к Инструкции № 286 округление результатов вычислений (в том числе и при расчете СК) осуществляется по правилу «четной цифры». Это правило гласит: если последняя значимая цифра «5», ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу, если она нечетная, а четная остается без изменений. Например, 3,5 » 4; 6,5 » 6. Если последняя значимая цифра не «5» или после нее еще есть цифры, то такой результат округляется по простому арифметическому правилу (3,49 » 3; 4,51 » 5). Итак, расхождения между двумя правилами округления возникает в тех случаях, когда результат вычисления содержит только одну цифру после запятой и эта цифра равна «5». Причем результат округления может иметь довольно принципиальное значение.

Для того чтобы совместить эти два требования, не нарушая их, мы рекомендуем округлять результаты таким образом: СК за месяц в промежуточных расчетах — по правилу «четной цифры»; СК за год — по простому арифметическому правилу, как того требует Инструкция № 42.

Приведем пример расчета СК инвалидов. Отметим, что аналогичным образом рассчитывается СК всех работников, соответственно в расчет нужно брать не только инвалидов, а всех работников по основному месту.

Пример. У предпринимателя за 2011 год СК составило 10 человек, что требует выполнения норматива по трудоустройству 1 инвалида. В течение 2011 года у него в штате числилось 3 работника-инвалида:

1) 1-й состоял в трудовых отношениях с 2008 года и был уволен 31 января 2011 года;

2) 2-й был принят на работу 12 апреля и уволен 30 июня 2011 года;

3) 3-й был принят на работу 1 июня и уволен 1 августа 2011 года.

Рассчитаем показатели СКмес и СК годпо инвалидам:

СК январь = 1 х 31 : 31 = 1 чел.;

СК апрель = 1 х 19 : 30 = 0,633 1 чел.;

СК май = 1 х 31 : 31 = 1 чел.;

СК июнь = 2 х 30 : 30 = 2 чел.;

СК июль = 1 х 31 : 31 = 1 чел.;

СК август = 1 х 1 : 31 = 0,032 0 чел.;

СК год = (1 + 0 + 0 + 1 + 1 + 2 +1 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0) : 12 = 6 : 12 = 0,5 1 чел.

Таким образом, по итогам года предприниматель выполнил норматив по трудоустройству инвалидов.

 

Предоставление и заполнение Отчета

Итак, согласно пункту 1.1 Инструкции № 42 Отчет предоставляют работодатели, у которых в 2011 году было 8 и более основных работников. Если предприниматель делает это впервые, то перед предоставлением Отчета он должен пройти регистрацию в Фонде инвалидов, о чем мы говорили выше.

Отметим, если работодатель уже был зарегистрирован в Фонде, но ни в одном месяце 2011 года СК его работников не достигло 8 человек, то, по нашему мнению, подавать Отчет ему не нужно (подтверждением этому также может служить письмо Фонда инвалидов от 26.03.2007 г. № 1/6-172).

Отчет подается работодателями до 1 марта года, следующего за отчетным. В 2012 году отчет необходимо подать не позднее 29 февраля. При этом он может быть отправлен по почте заказным письмом вплоть до последнего дня предоставления Отчета, поскольку датой подачи Отчета будет считаться дата на почтовом штемпеле (пункт 2 Порядка предоставления отчета).

 

Строка Отчета

Информация для заполнения

1

2

Строка 01* «Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу (осіб)»

Для заполнения этой строки предприниматель рассчитывает СК за год в соответствии с пунктом 3.2 Инструкции № 286. На его основании делается вывод о том, требовалось ли предпринимателю трудоустраивать инвалидов и в каком количестве (если он равен 8 и более, то нужно)

Строка 02* «з них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлена інвалідність (осіб)»

СК за год по работникам, которым согласно действующему законодательству установлена инвалидность. Рассчитывается так же, как и показатель строки 01. По второму показателю судят, выполнен ли «инвалидный» норматив. Согласно пункту 3.2 Инструкции № 42 физлица-предприниматели, которые используют наемный труд и которым установлена инвалидность, увеличивают показатель строки 02 на единицу

Строка 03* «Кількість інвалідів — штатних працівників, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно до вимог статті 19 Закону України «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні» (осіб)»

«Инвалидный» норматив для конкретного предпринимателя-работодателя:
— для работодателей, у которых работает от 8 до 25, а фактически до 37 человек: стр. 03 = 1 человеку;
— для прочих работодателей: стр. 03 = стр. 1 х 4 %

* Показатели строк 01, 02, 03 отражаются в целых единицах. Если при исчислении возникает дробное число и после запятой число 5 и более, то оно округляется в сторону увеличения (пункт 3.2 Инструкции № 42).

Строка 04 «Фонд оплати праці штатних працівників (тис. грн.)»

Сумма всей «грязной» заработной платы штатных работников (оформлены с трудовой книжкой и учитывались в СК строки 01) за отчетный год в тыс. грн. На практике отделения Фонда инвалидов требуют указывать фонд оплаты труда штатных работников в тысячах гривень с одним знаком после запятой. Например, если фонд оплаты труда всех штатных работников за год составил 161768,45 грн., в строке 04 работодателю следует проставить «161,8»

Строка 05 «Середньорічна заробітна плата штатного працівника (грн.)»

Среднегодовая заработная плата штатного работника (в грн.), рассчитываемая по формуле: (стр. 04 х 1000) : стр. 01.
Инструкция № 42 не содержит указаний относительно порядка проведения округления данных этой строки. На практике отделения Фонда инвалидов требуют отражать данный показатель в гривнях с двумя знаками после запятой.
Например, показатель строки 01 равен 10 лицам, показатель строки 04 — «161,8», следовательно, в строке 05 работодатель укажет «16180,00» ((161,8 х 1000) : 10)

Строка 06 «Сума адміністративно-господарських санкцій за невиконання нормативу робочих місць для працевлаштування інвалідів (грн.)»

Сумма административно-хозяйственных санкций, которую должен уплатить работодатель при невыполнении норматива, рассчитывается так:
— для работодателей, у которых работает от 8 до 15 человек (если стр. 02 не заполнена): стр. 06 = стр. 05 : 2;
— для работодателей, у которых работает 15 человек (включительно) и более: стр. 06 = (стр. 03 - стр. 02) х стр. 05

 

Ответственность за несоблюдение «инвалидных» правил

1. Административно-хозяйственные санкции. Предпринимателю, который должен был, но не трудоустроил инвалида, необходимо самостоятельно рассчитать сумму административно-хозяйственных санкций (далее — АХС) согласно статье 20 Закона № 875.

АХС установлены в размере среднегодовой заработной платы за каждое рабочее место, не занятое инвалидом. При этом, если работает от 8 до 15 человек, размер штрафной санкции определяется в размере половины среднегодовой заработной платыОтчете (строки 04, 05, 06)).

АХС нужно уплатить в отделение Фонда инвалидов по месту своей регистрации до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение. Последний день уплаты штрафных санкций в Фонд инвалидов за несоздание в 2011 году рабочих мест для инвалидов — 13 апреля 2012 года.

2. Пеня за просрочку АХС. При нарушении сроков уплаты штрафных санкций начисляется пеня исходя из 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на момент уплаты, начисленных на полную сумму недоимки по штрафу за весь ее срок.

Пример расчета АХС. Показатель СК всех работников за год (строка 01 Отчета) у предпринимателя-работодателя равен 8 человек. Он должен был трудоустроить 1 инвалида (строка 03 Отчета), зарегистрироваться в Фонде инвалидов и подать Отчет за 2011 год.

Предприниматель принял работника-инвалида только 1 сентября 2011 года. СК работников-инвалидов в каждом из 4 месяцев периода с сентября по декабрь 2011 года равнялось 1 человеку, а следовательно, СК инвалидов за год (строка 02 Отчета) составило: 4 : 12 = 0,33 0 чел.

Получается, что предприниматель не выполнил норматив по трудоустройству инвалидов и должен рассчитать и уплатить сумму АХС, а также показать эту сумму в строке 06 Отчета.

Предположим, сумма всей начисленной («грязной») заработной платы работников за год составила 180500,00 грн. (основное место работы у предпринимателя), в строке 04 Отчета ставим 180,5.

В строке 05 Отчета отражается среднегодовая заработная плата основного работника, которая рассчитывается по формуле: (стр. 04 х х 1000) : стр. 01 = (180,5 х 1000) : 8 = 22562,50 грн.

В строке 06 Отчета отражается сумма АХС, которую должен уплатить работодатель в случае невыполнения норматива. Для работодателей, у которых работает от 8 до 15 человек («инвалидный» норматив — 1 человек) сумма АХС равняется: 1 х (стр. 05 : 2) = 1 х 22562,50 : 2 = 11281,25 грн.

3. Административный штраф. За невыполнение физическим лицом — предпринимателем норматива рабочих мест ему начисляется админштраф в размере от 170 до 340 грн. (от 10 до 20 ннмдг) согласно части 2 статьи 1881 КУоАП.

Данное нарушение выявляют должностные лица Фонда инвалидов и его территориальных отделений и составляют об этом протокол. Он направляется в суд, который и выносит решение о наложении админштрафа на виновное лицо.

Отметим, что из разъяснений в письме Фонда инвалидов от 27.04.2010 г. № 1/6-69/03-01 следует, что по данному основанию к административной ответственности привлекаются, только если норматив не был выполнен и АХС за невыполнение норматива не уплачены или уплачены с нарушением сроков. То есть если норматив выполнен не был, но предприниматель АХС уплатил, то штраф по статье 1881 КУоАП налагаться не должен.

Добавим, что представители Фонда настаивают на том, что штрафные санкции за невыполнение «инвалидного» норматива применяются к работодателям и в том случае, когда о наличии вакантных мест центр занятости был проинформирован, а инвалиды работодателю не направлялись и самостоятельно не обращались. В частности, о том, что обязанность по трудоустройству инвалидов согласно установленному нормативу возлагается исключительно на работодателей, говорится в письме Фонда от 20.08.2010 г. № 1/0-267/06.

Статьей 1881 КУоАП предусмотрена такая же по размеру ответственность за непредоставление в Фонд Отчета. Однако если проанализировать текст письма Фонда инвалидов от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06 , то можно прийти к выводу, что, по мнению Фонда, за непредоставление Отчета физическому лицу — предпринимателю админштраф не грозит, так как он не является должностным лицом. Хотя, строго говоря, из самого текста статьи 1881 КУоАП это не следует.

 

Выводы

Предприниматели-работодатели, у которых более 6 месяцев или весь 2011 год численность работников, оформленных по основному месту, была 8 и более человек, должны были трудоустроить хотя бы одного работника-инвалида.

При этом таким работодателям нужно зарегистрироваться в Фонде инвалидов и предоставить до 1 марта 2012 года Отчет. В нем указывается среднеучетное количество всех штатных работников и работников-инвалидов за год.

По первому показателю определяется, нужно ли было трудоустраивать инвалидов и количество таких лиц. На основании второго — выполнен ли «инвалидный» норматив. Расчет СК проводится согласно правилам Инструкции № 286.

Если СК по итогам 2011 года не превысило 8 человек, то «инвалидный» норматив выполнять не нужно.

Физические лица — предприниматели, которые должны были, но не выполнили «инвалидный» норматив, обязаны рассчитать и заплатить АХС в установленном размере. Их расчет производится в Отчете.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше