Темы статей
Выбрать темы

На заметку

Редакция СД
Комментарий

На заметку

 

Утверждены новая форма декларации по НДС и Порядок ее заполнения

Приказ Министерства финансов Украины от 25.11.2011 г. № 1492

 

С 10.01.2012 г. вступил в силу приказ Минфина «Об утверждении форм и порядка заполнения и предоставления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость» от 25.11.2011 г. № 1492.

Таким образом, в ближайшее время предприниматели — плательщики НДС будут отчитываться по новой форме декларации.

Отметим, что в пояснениях к проекту данного приказа, размещенном на официальном сайте Минфина (www.minfin.gov.ua), сказано, что поводом для утверждения новых форм отчетности по НДС стало внесение изменений в статью 209 НКУ для плательщиков на спецрежиме. Для остальных плательщиков НДС, в том числе предпринимателей, глобальных изменений нет (подробнее о них мы поговорим в следующем номере).

Что касается первой подачи налоговой декларации по новой форме, то, поскольку документ опубликован в январе 2012 года, подавать по новой форме декларацию нужно будет в феврале, т. е. начиная с декларации за январь 2012 года для месячных плательщиков НДС (на основании пункта 46.6 НКУ).

 

Министерство юстиции Украины разъяснило некоторые вопросы регистрации баз персональных данных

Разъяснение от 21.12.2011 г., письмо от 08.11.2011 г. № 17304-0-33-11/61, материалы пресс-службы Минюста

 

Для большинства предпринимателей, которые располагают данными о физических лицах, на сегодняшний день наиболее актуальными являются вопросы: что считать базой персональных данных (далее — БПД), как регистрировать БПД, грозит ли ответственность, если подача заявления для регистрации не осуществилась до 01.01.2012 г. Эти и многие другие вопросы мы уже освящали на старницах нашей газеты (см. «СД», 2011, № 23, с. 32 и 2012, № 1, с. 11).

Теперь же рассмотрим мнение Минюста о некоторых вопросах в отношении БПД.

1. Что считается БПД, подлежащей регистрации. Представители Минюста отмечают, что на сегодняшний день законодательством Украины не установлен и не может быть установлен четкий перечень сведений о физическом лице, которые являются персональными данными в понимании статьи 2 Закона о защите персональных данных. Предприниматели самостоятельно определяют, обладают они БПД или нет.

Вместе с тем однозначно под БПД попадают сведения о наемных работниках предпринимателя, поскольку личные дела, трудовые книжки, копии паспортов и документов об образовании сохраняются и обрабатываются работодателем.

К сожалению, не уточняется, считать ли БПД сведения только об одном принятом работнике предпринимателя, поэтому пока мы рекомендуем в этом случае БПД все-таки регистрировать.

Минюст обращает внимание, что БПД являются дела клиентов адвокатов, которые обновляются и поддерживаются в актуальном состоянии. Поэтому, по аналогии, БПД будут формировать и дела о клиентах предпринимателей, например, пациентах врачей и т. п.

2. Что не является БПД. Выше мы сказали, что конкретного перечня сведений, которые могут сформировать БПД, на законодательном уровне нет. Поэтому Минюст высказал свое мнение по отдельным случаям отсутствия БПД. Итак, не нужно регистрировать БПД, если предприниматель:

— располагает сведениями только об одном физическом лице (контрагенте) (например, одном арендодателе по договору аренды нежилого помещения);

— заключает договоры выполнения работ (подряда) или оказания услуг с физическими лицами.

Отметим, что об отсутствии БПД, если предприниматель заключил договора с поставщиками — физлицами или другими контрагентами, в Разъяснении не говорится. Поэтому пока можно сделать вывод: если у предпринимателя несколько контрагентов, то он должен регистрировать БПД с названием «Контрагенти».

Кроме того, не нужно регистрировать БПД, если предприниматель собирает данные исключительно для непрофессиональных личных или бытовых нужд.

3. Что считается регистрацией БПД. Минюст отмечает, что регистрация БПД осуществляется по заявочному принципу путем уведомления. То есть основной момент — подача владельцем БПД заявления и факт внесения записи о БПД в Госреестр, а не последующее получение им свидетельства о регистрации БПД.

У предпринимателей есть возможность следить за ходом государственной регистрации заявления в режиме он-лайн на сайте Госреестра https://rbpd.informjust.ua.

Напомним, что подать заявление можно лично, по почте либо в электронном виде при наличии электронной цифровой подписи (через сайт ГСЗПД или по электронной почте на адрес register@zpd.gov.ua).

4. Согласие на обработку от субъектов персональных данных. Судя по разъяснениям Минюста согласие на обработку данных нужно получать от всех субъектов, как работников, так и сторонних физических лиц. Исключением могут быть случаи, предусмотренные Законом о защите персональных данных, и когда обработка осуществляется в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

5. Уведомление субъекта о правах, касающихся обработки персональных данных. Владелец БПД в течение 10 рабочих дней со дня включения в нее персональных данных обязан в письменной форме уведомить субъект о его правах, определенных статьей 8 Закона о защите персональных данных, а также о цели их сбора. Владелец БПД освобождается от такого уведомления только в случае, если персональные данные собираются им с общедоступных источников. Под определением «общедоступные источники информации», в частности, понимаются печатные средства массовой информации, средства вещания, интернет-порталы, публичные выступления и другие источники информации, к которым физические и юридические лица имеют свободный, неограниченный действующим законодательством, доступ.

6. Ответственность за неподачу заявления на регистрацию БПД. Своего рода ажиотаж с регистрацией БПД до 01.01.2012 г. был связан, в первую очередь, со вступлением в силу с указанной даты «штрафных» изменений в КУоАП и УКУ.

Поэтому представители ГСЗПД и Минюста на тематической пресс-конференции разъяснили, что если предприниматель не успел подать заявление о регистрации БПД до 01.01.2012 г., то штрафные санкции пока налагаться не будут. Предприниматели (владельцы БПД) могут подавать заявление и в 2012 году (отметим, что конкретные сроки в Законе о защите персональных данных не указаны).

Кроме того, по информации с сайта КМУ (http://www.kmu.gov.ua), правительство приняло решение не применять штрафные санкции за непредоставление информации о БПД и вынести на голосование в первые дни года законопроект от 20.12.2012 г. № 9624 о переносе с 1 января на 1 июля даты, с которой могут применяться санкции. Также КМУ поручило Минюсту и Госслужбе по вопросам регуляторной политики в течение месяца пересмотреть Закон о защите персональных данных с точки зрения его соответствия реформам Президента и европейской практике.

 

О введении КВЕД-2010

Разъяснение Государственной регистрационной службы Украины от 27.12.2011 г. № 785-7-25-11

 

В прошлом номере «СД», на с. 2 мы писали о том, что с 01.01.2012 г. вступил в силу новый КВЕД-2010, который будет действовать наравне со старым КВЕД-2005. В данном Разъяснении Регистрационная служба рассмотрела некоторые вопросы применения нового КВЕД-2010.

В частности в Разъяснении указано, что для обеспечения доступности и открытости материалов по введению КВЕД-2010 создан сервис для определения кодов видов экономической деятельности по КВЕД-2010 и КВЕД-2005, который будет размещен на официальном сайте Госкомстата www.ukrstat.gov.ua на баннере «Сервіс для визначення кодів видів економічної діяльності за КВЕД-2005 та КВЕД-2010», а все материалы, касающиеся разработки и введения в статистическую деятельность КВЕД-2010, — на баннере «Проекти статистичних класифікацій».

Программным обеспечением ведения Единого госреестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (ЕГР) с 1 января 2012 года будет введено двойное кодирование видов экономической деятельности для субъектов, которые в настоящее время зарегистрированы в ЕГР, путем добавления отдельных полей для внесения сведений о видах экономической деятельности по КВЕД-2010.

Госрегистрационная служба также обращает внимание, что госрегистрация вновь созданных субъектов предпринимательской деятельности должна проводиться исключительно по новому КВЕД-2010.

И еще один важный момент, на который Госрегистрационная служба обратила внимание. Так, в данном Разъяснении четко указано, что если предприниматель хочет внести изменения в сведения, которые содержатся в ЕГР, в частности изменить виды деятельности по КВЕД, то такие изменения должны проводится бесплатно. О прецедентах, связанных с тем, что госрегистраторы требовали плату за внесение изменений, мы писали в «СД», 2011, № 23, с. 42.

 

КМУ: минимальные цены будут применяться и к импортному алкоголю

Постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 30 октября 2008 г. № 957» от 21.12.2011 г. № 1307 (вступило в силу 02.01.2012 г.)

 

С учетом Кабминовских изменений, минимальные оптово-отпускные и розничные цены на алкогольные напитки, утвержденные постановлением КМУ от 30.10.2008 г. № 957, будут распространяться не только на отечественный алкоголь, но и на импортный.

Напомним, что на субъектов хозяйствования, осуществляющих оптовую или розничную торговлю коньяком, алкогольными напитками, водкой, ликеро-водочными изделиями и вином по ценам ниже установленных на них минимальных цен, налагается штраф в размере 100 % стоимости полученной партии товара, рассчитанной исходя из минимальных оптово-отпускных или розничных цен, но не менее 5000 грн.

 

Торговцев ювелирными изделиями не хотят пускать на единый налог

Письмо ГНСУ от 05.12.2011 г. № 1237/8/23-50-0318

 

В данном письме ГНСУ указывает на то, что производители и торговцы ювелирными изделиями не могут быть плательщиками единого налога.

В пользу такой позиции приводится следующий аргумент: Закон Украины «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними» от 18.11.97 г. № 637/97-ВР в понятие драгоценных металлов и драгоценных камней включает в том числе и изделия из них (хотя мы считаем, в данном случае есть основания говорить, что речь идет исключительно о промышленных изделиях).

На наш взгляд, предприниматели, которые занимаются деятельностью по изготовлению и продаже ювелирных изделий, имеют право работать на едином налоге в 2012 году, запрет пребывания на едином налоге распространяется только на добычу, производство, реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней.

1. Так, Украинская классификация товаров внешнеэкономической деятельности УКТВЭД (см. приложение к Закону о Таможенном тарифе Украины от 05.04.2001 г. № 2371-III) отдельно классифицирует драгоценные металлы/камни (куда входят в том числе промышленные изделия из них, отходы, лом) и отдельно ювелирные изделия, изделия мастеров золотых и серебряных дел.

2. Ювелирные изделия названы отдельным видом продукции и согласно Государственному классификатору продукции и услуг.

3. Также согласно Национальному классификатору Украины «Классификация видов экономической деятельности» ДК 009:2005 отдельно классифицируются производство драгоценных металлов и производство ювелирных изделий, оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями. В связи с этим заметим следующее. В законодательстве, действовавшем до 01.01.2012 г., запрет был сформулирован несколько иначе: под него попадали добыча и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования; оптовая, розничная торговля промышленными изделиями из драгоценных металлов, которые подлежали лицензированию. Тогда ГНАУ в телеграмме от 18.07.2005 г. № 14106/7/31-0017, обратившись к КВЭД, указывала, что под действие данной нормы не подпадает изготовление и торговля ювелирными изделиями. Сейчас также можно использовать и ссылку на КВЭД: и КВЭД-2005, и КВЭД-2010 деятельность по производству и продаже ювелирных изделий отграничивают от деятельности по производству и продаже драгоценных камней и драгоценных металлов.

Надеемся, что вопрос с запретом на ювелирку все-таки решится положительно для предпринимателей. Но как бы то ни было, однозначно можно утверждать, что запрет не касается тех предпринимателей, которые занимаются изготовлением ювелирных изделий по индивидуальному заказу и ремонтом ювелирных изделий. Такие виды деятельности указаны в перечне бытовых услуг населения как разрешенные для пребывания на упрощенной системе налогообложения (что может быть также расценено в качестве еще одного аргумента в пользу противников позиции ГНСУ о запрете пребывания на упрощенной системе налогообложения производителей и торговцев ювелирными изделиями).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше