Темы статей
Выбрать темы

Справочник предпринимателя. Состав расходов предпринимателя-общесистемщика: подробная таблица

Редакция СД
Справочная информация

Состав расходов предпринимателя-общесистемщика: подробная таблица

 

Как известно, по окончании года предприниматели-общесистемщики будут самостоятельно рассчитывать себе сумму НДФЛ, подлежащую уплате по итогам года. Для этого им нужно знать размер чистого дохода за каждый месяц года.

Чистый доход — это разница между выручкой, полученной от предпринимательской деятельности, и расходами, осуществленными в ходе такой деятельности. Однако состав расходов, которые можно учесть общесистемщикам при подсчете чистого дохода, ограничен. Сюда можно включить только те платежи, которые:

1) подтверждены документально (в том числе, документами, полученными от нерезидентов и составленными согласно правилам других стран);

2) связаны с хозяйственной деятельностью предпринимателя;

3) являются расходами операционной деятельности, т. е. указаны в пунктах 138.4, 138.6 — 138.9, подпунктах 138.10.2 — 138.10.4, а также в пункте 138.11 Налогового кодекса (с учетом пунктов 138.2, 138.11, 140.2 — 140.5, статей 142 и 143, а также иных статей Налогового кодекса, которые прямо определяют особенности формирования операционных расходов) — пункт 138.1 и подпункт 138.1.1. Налогового кодекса.

Все остальные платежи предпринимателя «сгорают» — их нельзя вычесть из выручки при подсчете чистого дохода.

При этом больше всего недоразумений возникает при отнесении платежа к операционным расходам. Определиться с тем, какие именно платежи являются операционными (а значит, предприниматель может учитывать в составе своих расходов), а какие — нет, поможет данный справочник.

 

Расходы предпринимателя на общей системе налогообложения

Платеж

Учитывается ли в расходах предпринимателя

На какую дату записывается в Книгу УДР

В какую графу Книги УДР записывается

1

2

3

4

Закупочная стоимость товаров

Да. Такой платеж относится к операционным расходам, поскольку это себестоимость приобретенных и реализованных товаров согласно пункту 138.6 Налогового кодекса

После оплаты товара и получения его от поставщика

Графа 5

После получения дохода от продажи этого товара (на день получения оплаты за него):
— если товар продан полностью

Вся сумма закупочной стоимости товара — в графу 6

 

 

— если товар продан частично (например, продано 30 % товара)

Часть закупочной стоимости товара, соответствующая объему его продажи (исходя из примера — 30 %) — в графу 6

Ввозная таможенная пошлина (при импорте товара)

Да. Такой платеж относится к операционным расходам, поскольку этот платеж включается в себестоимость приобретенных и реализованных товаров, о чем прямо сказано в пункте 138.6 Налогового кодекса

После оплаты импортного товара и получения его от поставщика

Графа 5

После получения дохода от продажи этого товара (на день получения оплаты за него):
— если товар продан полностью

Вся сумма таможенной пошлины записывается в графу 6

— если товар продан частично (например, продано 40 % товара)

Таможенная пошлина записывается в графу 6 пропорционально объему продажи этого товара (исходя из примера — 40 % пошлины)

Плата за таможенное оформление (при импорте товара)

 

На наш взгляд — да. Данный платеж является операционными расходами, поскольку представляет собой затраты на доведение товара до состояния, пригодного для продажи (пункт 138.6 Налогового кодекса).

Однако налоговики считают, что раз плата за таможенное оформление (таможенный сбор) прямо не указана в пункте 138.6 Налогового кодекса, предприниматель вообще не вправе учитывать ее в расходах

Осторожный предприниматель не будет вносить сумму платы за таможенное оформление товара в Книгу УДР.

Смелый предприниматель, готовый спорить
с налоговиками в суде, может воспользоваться следующим аргументом: налоговики разрешили юрлицам включать оплату услуг таможенного брокера в себестоимость импортного товара как расходы на доведение товара до состояния, пригодного для
продажи справка 1. А раз так, то платежи за таможенное оформление товара (непосредственно таможенникам) на том же основании могут включаться в расходы, в том числе и предпринимателем.

В Книге УДР они отражаются аналогично закупочной стоимости импортного товара:
— после оплаты товара и его получения (на последнюю из двух дат);

Графа 5

— на дату получения оплаты за этот товар (после его продажи)

Графа 6

Доставка купленного товара на склад предпринимателя (договор с перевозчиком)

Да. Такой платеж относится к операционным расходам, поскольку этот платеж включается в себестоимость приобретенных и реализованных товаров, о чем прямо сказано в пункте 138.6 Налогового кодекса

В Книге УДР расходы на доставку отражаются аналогично закупочной стоимости товара:
— после оплаты товара и его получения (на последнюю из двух дат);
— на дату получения оплаты за этот товар (после его продажи)

Графа 5

 

 

Графа 6

Налоговики разрешают отражать данные расходы только при наличии ТТН.

Стоимость сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, использованных для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг

Да. Такой платеж относится к операционным расходам и представляет собой материальную составляющую себестоимости изготовленной продукции (работ, услуг) —

пункт 138.8 и подпункт 138.8.1 Налогового кодекса

После оплаты сырья, материалов, комплектующих или полуфабрикатов и получения их от поставщика

Графа 5

После получения дохода от продажи продукции, работ или услуг, изготовленной из купленных материалов (на день получения оплаты):
— если на изготовление проданной продукции (работ, услуг) потрачены все материалы

Вся стоимость материалов — в графу 6

— если на изготовление проданной продукции (работ, услуг) потрачена лишь часть материалов (например, 80 %)

Часть стоимости материалов, потраченная на изготовление проданной продукции (работ, услуг) — в графу 6 (исходя из примера — 80 %)

Для того чтобы определить стоимость сырья, материалов, комплектующих и полуфабрикатов, предпринимателю нужно вести учет себестоимости изготовленной продукции (работ, услуг). Если такое изготовление осуществляется под заказ, то учет довольно простой: все материалы, потраченные на исполнение конкретного заказа, можно записывать в каком-либо документе (произвольной формы).

А вот при производстве не под заказ, ситуация довольно сложная. Рассчитать себестоимость (вернее, материальную ее часть) изготовленной продукции, работ или услуг без бухучета, по сути, невозможно. Поэтому предприниматель, чтобы обезопасить себя от возможных претензий налоговиков, может составлять документ произвольной формы, в котором произвести расчет себестоимости на свое усмотрение. Доказать несостоятельность такого документа налоговики вряд ли смогут.

Стоимость материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, использованных в процессе усовершенствования технологии и организации производства

Да. Такие расходы относятся к операционным и представляют собой общепроизводственные расходы (пункт 138.8 и подпункт 138.8.5 Налогового кодекса)

После оплаты сырья, материалов, комплектующих или полуфабрикатов и получения их от поставщика

Графа 5

После использования сырья, материалов, комплектующих

Графа 6

Заработная плата и иные выплаты работникам, которые могут быть отнесены к конкретной продукции, работе или услуге

Да. Такой платеж относится к операционным расходам и представляет собой зарплатную составляющую себестоимости изготовленной продукции (работ, услуг) —

пункт 138.8
и подпункт 138.8.2 Налогового кодекса

В день выплаты зарплаты

Графа 9 (записывается «грязная» зарплата, без вычета НДФЛ и ЕСВ)

Обратите внимание на такие моменты:

1) в разъяснениях, предназначенных для юрлиц, налоговики указывали на то, что зарплата, выплаченная работникам за время вынужденного простоя или за время отпуска (ежегодного или основного), не включается в операционные расходы, так как ее невозможно отнести к конкретному объекту продукции, работ или услуг. Такие расходы, по их мнению, являются прочими (подпункт 138.12.2 Налогового кодекса). Получается, что предпринимателям их учитывать нельзя;

2) предприниматель может включать в расходы премии и иные стимулирующие выплаты, возмещение стоимости товаров, работ, услуг, суммы авторского вознаграждения, выплаты по договорам гражданско-правового характера и любую другую выплату, не предусмотренную действующим законодательством, только при условии, что такая выплата предусмотрена трудовым договором с работником либо указана в положении о премировании (такой документ предприниматель может оформить в письменном виде произвольной формы) — подпункт 142.1 Налогового кодекса;

3) что же касается вознаграждений, которые в действующим законодательстве предусмотрены, то их не обязательно указывать в трудовом договоре — они являются дополнительной зарплатой, а значит, попадают в расходы «автоматически» (при наличии документа о выплате зарплаты). Например, вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и находчивость, за особенные условия труда (доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты), премии, связанные с выполнением рабочих заданий и функций (статья 2 Закона об оплате труда).

ЕСВ, начисленный на зарплату работников, занятых изготовлением продукции (выполнением работ, оказанием услуг)

Да. Такой платеж относится к операционным расходам и представляет собой другие прямые расходы на изготовление продукции (работ, услуг) — пункты 138.8 и 143.1 Налогового кодекса

В день перечисления ЕСВ на счет ПФ

Графа 9 (записывается сумма ЕСВ, начисленного на фонд оплаты труда работников по ставкам 36,76 — 49,70 %)

ЕСВ, удержанный с зарплаты работников (ставка 3,6 %), в расходы предпринимателя отдельно не включается. То же касается и удержанного с работников НДФЛ.

Зарплата работникам аппарата управления производством и ЕСВ, начисленный на их зарплату

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой общепроизводстственные расходы (подпункт 138.8.5 Налогового кодекса)

В день выплаты зарплаты

Графа 9 (записывается «грязная» зарплата, без вычета НДФЛ и ЕСВ)

Зарплата работникам, занятым усовершенствованием технологии и организации производства, улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и иных эксплуатационных характеристик, и ЕСВ, начисленный на их зарплату

В день перечисления ЕСВ на счет ПФ

Графа 9 (записывается сумма ЕСВ, начисленного на фонд оплаты труда по ставкам 36,76 — 49,70 %)

Зарплата работникам аппарата управления (например, бухгалтер, юрист, экономист и т. п.) и ЕСВ, начисленный на их зарплату

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой административные (управленческие) расходы (подпункт 138.10.2 Налогового кодекса)

В день выплаты зарплаты

Графа 9 (записывается «грязная» зарплата, без вычета НДФЛ и ЕСВ)

В день перечисления ЕСВ на счет ПФ

Графа 9 (записывается сумма ЕСВ, начисленного на фонд оплаты труда по ставкам 36,76 — 49,70 %)

Обратите внимание: если предприниматель использует автомобиль, принадлежащий работнику, и выплачивает ему за это компенсацию, то такие платежи можно включить в расходы на основании пункта 142.2 Налогового кодекса.

Кроме того, предприниматель может поступить иначе: заключить с работников договор аренды транспортного средства и выплачивать ему арендную плату. Такие платежи можно смело относить на административные расходы.

Зарплата и комиссионные вознаграждения работникам сбыта (продавцы, торговые агенты и т. п.) и ЕСВ, начисленный на их зарплату

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой расходы на сбыт (подпункт 138.10.2 Налогового кодекса)

В день выплаты зарплаты

Графа 9 (записывается «грязная» зарплата, без вычета НДФЛ и ЕСВ)

В день перечисления ЕСВ на счет ПФ

Графа 9 (записывается сумма ЕСВ, начисленного на фонд оплаты труда по ставкам 36,76 — 49,70 %)

Расходы на оплату служебных командировок работников аппарата управления производством, административного персонала и работников сбыта также включаются в расходы при наличии подтверждающих документов (транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), в том числе электронных билетов, посадочного талона и документа об уплате по всем видам транспорта, в том числе чартерных рейсов, счетов, полученных из гостиниц (мотелей) или от других лиц, предоставляющих услуги по размещению и проживанию физического лица, страховых полисов и т. п.). При этом нужно помнить, что расходы на командировку самого предпринимателя учитывать нельзя .

ЕСВ, уплаченный предпринимателем
за себя
, т. е. с чистого дохода (авансовые платежи и окончательный расчет по итогам года)

Да. Такие платежи являются прочими операционными расходами, о чем сказано в подпункте 138.10.4 Налогового кодекса.

Однако налоговики неправомерно запрещают включать в расходы ЕСВ, уплаченный по итогам года

Смелый предприниматель может попытаться доказать налоговикам незаконность их требований (аргументы см. в «СД», 2011, № 19, с. 42) или обратиться в суд за защитой своих прав.

Осторожный предприниматель может поступить иначе: установить для себя большие суммы авансовых взносов по ЕСВ и спокойно включать их в расходы в день перечисления в ПФ
(в случае переплаты ЕСВ по итогам года излишне уплаченные суммы
ПФ вернет предпринимателю или зачтет в счет будущих платежей по ЕСВ)

Графа 10

Стоимость основных средств и нематериальных активов производственного назначения

Такие платежи должны включаться в расходы в виде амортизационных отчислений (подпункты 138.8.5, 138.10.2, 138.10.3 и 138.10.4 Налогового кодекса). Однако налоговики на протяжении многих лет настаивают на том, что физлица-предприниматели не имеют права начислять амортизацию, а значит, не вправе отражать такие расходы

Подавляющее большинство предпринимателей опасается включать в расходы стоимость приобретенных основных средств, так как в противном случае не избежать судебных тяжб с налоговиками.

Лишь очень смелые предприниматели решают судиться, «выбивая» свое право на амортизацию. Но в данном случае проще поступить иначе — не покупать основные средства, а взять их в аренду у предпринимателя-общесистемщика
(а с 01.01.2012 г. — даже у единоналожника) или юрлица. При этом, как будет указано ниже, арендные платежи по основным средствам можно без проблем включить в расходы (подробнее об этом см. «СД», 2011, № 19, с. 35)

Графа 10 (для смелых предпринимателей, которые учитывают амортизацию, и для тех, кто включает в расходы арендные платежи за основные средства)

Стоимость основных средств и нематериальных активов общехозяйственного назначения

Стоимость основных средств и нематериальных активов, связанных со сбытом

Стоимость основных средств и нематериальных активов, переданных в аренду

Расходы на содержание, эксплуатацию (отопление, освещение, водоснабжение и водоотведение и иные услуги), оперативную аренду основных средств общепроизводственного назначения

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой
общепроизводстственные расходы (подпункт 138.8.5 Налогового кодекса)

В день уплаты денежных средств арендодателю (но обязательно после подписания акта приема-передачи услуг аренды), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 Налогового кодекса)

Графа 10

Расходы на содержание, оперативную аренду основных средств (в том числе легковых автомобилей) общехозяйственного назначения (отопление, освещение, водоснабжение и водоотведение, охрана; покупка ГСМ, стоянка и парковка легковых автомобилей)

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой административные (управленческие) расходы (подпункт 138.10.2 Налогового кодекса)

В день уплаты денежных средств

Графа 10

1. Что касается покупки ГСМ, то такие расходы мы бы рекомендовали включать в графу 10 тем предпринимателям, которые не занимаются перевозками (т. е. основной вид деятельности у них другой, не перевозки).

А вот перевозчикам ГСМ лучше записывать в графу 5 и 6 Книги УДР точно так же, как стоимость приобретенных товаров или материалов (в графу 5 — после их оплаты и получения, а в графу 6 — после получения оплаты за перевозку, в которой были использованы эти ГСМ).

2. Относительно техобслуживания автомобиля ГНАУ в ЕБНЗ дала странное разъяснение, мол техобслуживание не относится к расходам операционной деятельности, поэтому предприниматели не вправе учитывать расходы, связанные с использованием транспортного средства. Мы со своей стороны с таким утверждением налоговиков категорически не согласны, поскольку никаких законных оснований для подобных утверждений у них нет.

Напротив, согласно подпункту 138.10.2 Налогового кодекса в состав операционных расходов предпринимателя включаются расходы на содержание основных средств, а значит, и затраты на техобслуживание автомобиля. Но здесь нужно проявить бдительность.

При замене аккумуляторов и шин поступаем так: если замена происходит в пределах норм, установленных приказом Минтранса от 08.12.97 г. № 420, то она является техобслуживанием автомобиля и относится к расходам на содержание основного средства. А значит, такие расходы можно учесть. Если же замена происходит чаще, чем по нормам, то она не является техобслуживанием, а относится к ремонту. Стало быть, учесть такие расходы предпринимателю будет очень проблематично, а зачастую, и попросту невозможно
(см. далее «Расходы на ремонт основных средств»).

Расходы на содержание (отопление, освещение, охрана) и аренду основных средств и иных необоротных материальных активов, связанных со сбытом товаров, выполнением работ, предоставлением услуг

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой расходы на сбыт (подпункт 138.10.3 Налогового кодекса)

В день уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на дезинфекцию помещений производственного, хозяйственного или сбытового значения относятся
к расходам на содержание этих помещений. А значит, их можно включать в расходы.

Расходы на ремонт основных средств общепроизводственного назначения, общехозяйственного назначения или связанных со сбытом

Налоговики не разрешают предпринимателям учитывать данные расходы, поскольку для их определения нужно оперировать бухгалтерскими понятиями «амортизация» и «балансовая стоимость основных средств».

И все же такие расходы относятся к операционным и прямо указаны в подпунктах 138.8.5, 138.10.2 и 138.10.3 Налогового кодекса

Если предприниматель не начисляет амортизацию (не боролся за нее в суде), он не сможет определить ту часть ремонтных расходов, которую можно учесть (10 % от балансовой стоимости всех основных средств на начало года). Поэтому расходы на ремонт основных средств лучше не отражать

Тем же, кто отстоял свое право на амортизацию, можно поступать так:
— включать в расходы стоимость ремонта, не превышающую 10 % от балансовой стоимости всех основных средств на начало года (в день уплаты денежных средств за ремонт);
— остальную стоимость ремонта нужно отнести на балансовую стоимость отремонтированного основного средства (пункт 146.11 Налогового кодекса)

Графа 10

Расходы на страхование основных средств общепроизводственного назначения

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой общепроизводстственные расходы (подпункт 138.8.5 Налогового кодекса), административные расходы (подпункт 138.10.2 Налогового кодекса) или расходы на сбыт (подпункт 138.10.3 Налогового кодекса).

Однако не исключено, что налоговики могут быть против таких расходов

Аргументы налоговиков по поводу отсутствия бухучета абсолютно абсурдны, так как определение понятия «основные средства» содержится не только в П(С)БУ 7, но и в самом Налоговом кодексе (подпункт 14.1.138). Поэтому определить, относятся ли те или иные объекты в состав основных средств, можно и без бухучета. А раз так, значит, у предпринимателей есть полное право включать в расходы стоимость страхования основных средств — на дату уплаты страховых платежей

Графа 10

Расходы на страхование основных средств общехозяйственного назначения

Расходы на страхование основных средств, связанных со сбытом

Обратите внимание: в расходы разрешено включать только страхование имущества. О страховании,
к примеру, гражданско-правовой ответственности водителя автотранспортного средств в перечне операционных расходов ничего не говорится. И это понятно. Ведь страхование гражданской ответственности водителя не относится к операционным расходам, а является прочими расходами (подпункт 140.1.6 и пункт 138.1 Налогового кодекса). А это означает, что предприниматель не вправе учитывать стоимость такого страхования в составе своих расходов.

На это обращает внимание и ГНАУ в одном из разъяснений, размещенных в Единой базе налоговых знаний (ЕБНЗ) на сайте ГНАУ http://www.sta.gov.ua. И хотя она непонятно почему начала говорить о бухучете, все же логическое зерно в ее разъяснении есть, и оно таково: поскольку полное страхование автомобиля (КАСКО), используемого в предпринимательской деятельности, включает в себя «автогражданку», расходы на такое страхование учесть нельзя.

Расходы на охрану труда и технику безопасности, понесенные согласно законодательству

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой общепроизводстственные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.8.5 Налогового кодекса)

На дату уплаты денежных средств

Графа 10

Перечень мероприятий по охране труда, финансирование которых можно отнести на расходы, приведен в Перечне № 994 (текст этого документа см. в «СД», 2011, № 20, с. 36).

Расходы, связанные с подтверждением соответствия продукции, систем качества или систем управления качеством/персоналом, систем экологического управления согласно Закону о подтверждении соответствия

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой общепроизводстственные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.8.5 Налогового кодекса)

На дату уплаты денежных средств

Графа 10

Подтверждение соответствия представляет собой получение документа (декларации о соответствии или сертификата соответствия) после проведения необходимых процедур оценки соответствия, которые доказали выполнение установленных требований.

Перемещение (транспортировка) материалов, деталей, полуфабрикатов, инструментов из складов в цеха, а также доставка готовой продукции из цеха на склад

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой прочие общепроизводстственные расходы (пункт 138.1
и подпункт 138.8.5 Налогового кодекса)

На дату осуществления расходов (т. е. уплаты денежных средств)

Графа 10

Недостачи в производстве, недостачи и потери от порчи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой прочие общепроизводстственные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.8.5 Налогового кодекса)

На дату обнаружения недостачи
(т. е. оформления документа о недостаче)

Графа 10

Нормы естественной убыли материальных ценностей утверждены в зависимости от вида материальных ценностей (хлебобулочные изделия, молоко, мясо, пищевые продукты в стеклянной таре и пр.) соответствующими приказами Минторговли СССР и используются до сих пор.

Страхование сырья и материалов, использующихся для изготовления продукции (работ, услуг), при доставке их на склад от поставщика

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой себестоимость изготовленной продукции (работ, услуг)
(пункты 138.1 и 138.9 Налогового кодекса)

На дату оплаты расходов на страхование

Графа 5

После получения дохода от продажи продукции, работ или услуг, изготовленных из купленных материалов (на день получения оплаты):
— если на изготовление проданной продукции (работ, услуг) потрачены все материалы

Вся стоимость страхования их перевозки — в графу 6

— если на изготовление проданной продукции (работ, услуг) потрачена лишь часть материалов (например, 70 %)

Часть стоимости страхования — в графу 6 (исходя из примера — 70 %)

Расходы на прием и обслуживание иностранных представителей и делегаций, прибывших для проведения переговоров (официальный прием: завтрак, обед, ужин; транспортное обеспечение, культурная программа, буфетное обслуживание, оплата услуг переводчика, оплата номеров в отелях)

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой административные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.10.2 Налогового кодекса)

В момент оплаты денежных средств

Графа 10

Налоговики требуют, чтобы представительские расходы обязательно подтверждались такими документами: приказ о проведении приема, приглашение иностранных делегаций (представителей) и их ответ, смета расходов, акты выполненных работ, накладные на отпуск продукции/товаров со склада, отчет о проведенном мероприятии.

Вознаграждение, выплаченное за консультационные, информационные, аудиторские и иные услуги, необходимые для осуществления деятельности (в том числе, оплата за участие работников в конференциях и семинарах для получения указанных услуг)

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой административные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.10.2 Налогового кодекса)

В момент оплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на оплату услуг связи (почта, телеграф, телефон, телекс, телефакс, мобильная связь и т. п.) в пределах хозяйственной деятельности предпринимателя

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой административные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.10.2 Налогового кодекса)

В момент оплаты денежных средств.

Если же оплата производится наперед (авансом), в расходы ее нужно включать частями: в последний день месяца — ту часть оплаты, которая осуществлена именно за этот месяц

Графа 10

1. Если у предпринимателя нет возможности подтвердить документально связь оплаченных услуг
с хоздеятельностью, включать их стоимость в расходы нельзя. Подтверждающими документами налоговики считают «договоры на подключение, другие соглашения, счета-фактуры; в случае контрактного подключения — детализированные счета от оператора с указанием номеров абонентов и времени их разговоров; журналы учета звонков с указанием целей звонков и их продолжительности по каждому номеру — если подключение осуществляется путем приобретения карточек; ежемесячные письменные отчеты об осуществленных переговорах» (из разъяснения, размещенного в ЕБНЗ).

2. Налоговики разъяснили, что арендатор, для того чтобы включать в расходы стоимость телефонных разговоров (по стационарному телефону), обязан временно (на срок аренды) переоформить на себя договор на получение услуг связи. В противном случае они не разрешат учесть такие расходы.

Расходы на урегулирование споров в судах

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой административные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.10.2 Налогового кодекса)

В момент оплаты денежных средств

Графа 10

Плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой административные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.10.2 Налогового кодекса)

В момент оплаты денежных средств

Графа 10

Другие общехозяйственные расходы (например, изготовление печатей и штампов)

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой административные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.10.2 Налогового кодекса)

В момент оплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на упаковочные материалы для затаривания товаров на складах

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой расходы на сбыт (пункт 138.1
и подпункт 138.10.3 Налогового кодекса)

В момент оплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на ремонт тары

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой расходы на сбыт (пункт 138.1
и подпункт 138.10.3 Налогового кодекса)

В момент оплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой расходы на сбыт (пункт 138.1
и подпункт 138.10.3 Налогового кодекса)

В момент оплаты денежных средств

Графа 10

1. По мнению налоговиков, стоимость таких услуг включается в расходы только в том случае, если предприниматель сам лично заказал их у исполнителя. Если же такие услуги для него заказала другая компания (например, комиссионер, специализирующийся на продаже товаров), то включать данные платежи в расходы налоговики не разрешают. Впрочем, в таком случае, получив от комиссионера услуги по продаже товаров, лучше попросить его не выделять отдельно в счете стоимость расходов на рекламу, маркетинг и т. п., а указать только общую стоимость своих услуг (эту сумму можно будет полностью включить в расходы).

2. В состав расходов не включаются в полном объеме расходы, понесенные (начисленные) в отчетном периоде в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламе в случае, если лицо, в пользу которого осуществляются соответствующие платежи, является нерезидентом, имеющим оффшорный статус (подпункт 139.1.13 Налогового кодекса).

Расходы на транспортировку, перевалку и страхование товаров, танспортно-экспедиционные и иные услуги, связанные
с доставкой продукции покупателям

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой расходы на сбыт (пункт 138.1
и подпункт 138.10.3 Налогового кодекса)

В момент оплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой расходы на сбыт (пункт 138.1
и подпункт 138.10.3 Налогового кодекса)

В момент осуществления расходов

Графа 10

Обратите внимание: налоговики запрещают включать в расходы стоимость гарантийного ремонта (обслуживания) товаров, проданных юрлицам, так как на такую категорию покупателей (юрлица) не распространяются требования Закона о защите прав потребителей.

Расходы на перевозку продукции между складами предпринимателя

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой расходы на сбыт (пункт 138.1
и подпункт 138.10.3 Налогового кодекса)

В момент осуществления расходов

Графа 10

Иные расходы, связанные со сбытом товара (например, подарки покупателям, участие в выставках, ярмарках)

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой расходы на сбыт (пункт 138.1
и подпункт 138.10.3 Налогового кодекса)

В момент осуществления расходов

Графа 10

Потери от операций
с валютой (отрицательные разницы между курсами НБУ и МВРУ)

Да. Такие платежи представляют собой другие операционные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.10.4 Налогового кодекса)

В момент зачисления купленной валюты на счет

Графа 10

На наш взгляд, курсовые разницы (т. е. разницы между стоимостью валюты, инвалютных активов и обязательств по курсам НБУ на разные даты) предпринимателям учитывать не нужно (ни отрицательные, ни положительные), так как они не ведут бухучет и не делают переоценку валюты, активов и обязательств на дату баланса. Подробнее об этом мы рассказывали в «СД», 2011, № 22, с. 34.

Суммы налогов и сборов, начисленных согласно Налоговому кодексу, ЕСВ, а также другие платежи, установленные законодательными актами (т. е. законами)

Да. Такие платежи представляют собой другие операционные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.10.4 Налогового кодекса)

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Не включаются в расходы пеня, штрафы и неустойки, полученные по решению сторон договора или по решению суда, а также некоторые налоги, а именно:
— налог на прибыль;
НДС в стоимости купленных товаров (работ, услуг) (при этом, если предприниматель не является плательщиком НДС, суммы этого налога он может включать в расходы);
— налог на доходы физлиц (НДФЛ) — как удержанный с работников, так и уплаченный предпринимателем за себя;
сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;
— налоги, удержанные с нерезидентов (подпункты 139.1.6, 139.1.10, 139.1.11 Налогового кодекса).

Расходы на информационное обеспечение хозяйственной деятельности предпринимателя, в том числе по вопросам законодательства (приобретение литературы, оплата интернет-услуг, предоплата специализированных периодических изданий)

Да. Такие платежи представляют собой другие операционные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.10.4 Налогового кодекса)

В момент уплаты денежных средств.

Однако если оплата — авансовая (например, подписка на периодику), ее лучше включать в расходы не сразу, а постепенно, частями: в конце каждого месяца — сумму, соответствующую стоимости периодики за один месяц

Графа 10

Расходы, осуществленные в текущем году:
по которым были утрачены документы, но до конца года они нашлись или восстановлены;
— или которые ошибочно не были учтены

Да. Такие платежи представляют собой производственные, административные, сбытовые или прочие операционные расходы (пункты 138.1 и 138.11 Налогового кодекса)

В момент восстановления документов или обнаружения ошибки

Такие расходы отражаются в общем порядке (так же, как если бы по ним не было утраты документов или ошибки)

Возврат товаров, работ, услуг поставщикам или подрядчикам (исполнителям)

При осуществлении таких платежей необходимо откорректировать расходы на стоимость таких товаров (уменьшить графу 5 Книги УДР) — пункт 140.2 Налогового кодекса

В момент возврата товаров (работ, услуг)

Графа 5 (со знаком «-»)

Потери товаров в пределах норм естественной убыли

Да. Такие расходы являются операционными (пункт 140.3 Налогового кодекса)

В момент обнаружения потерь (составления соответствующего документа)

Графа 10

 

Материал подготовила

Виталина Мирошниченко

 

Справочная информация (справка)

1 Разъяснение налоговиков из ЕБНЗ приводим ниже:

«ВОПРОС. Включается ли в себестоимость импортированного товара стоимость услуг таможенного брокера?

ОТВЕТ. В соответствии с п.п. 138.1.1 п. 138.1 ст. 138 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI (далее — НКУ) к расходам, учитываемым при исчислении объекта налогообложения, относятся расходы операционной деятельности. Расходы операционной деятельности включают себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и другие расходы берутся для определения объекта налогообложения с учетом пунктов 138.2, 138.11 этой статьи, пунктов 140.2 — 140.5 статьи 140, статей 142 и 143 и других статей НКУ, прямо определяющих особенности формирования расходов плательщика налога. Себестоимость приобретенных и реализованных товаров формируется согласно цене их приобретения с учетом ввозной таможенной пошлины и расходов на доставку и доведение до состояния, пригодного для продажи (п. 138.6 ст. 138 НКУ).

Согласно п. 9 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. № 246 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 02.11.99 г. под № 751/4044, первоначальной стоимостью запасов, приобретенных за плату, является себестоимость запасов, состоящая из следующих фактических расходов:

сумм, уплачиваемых согласно договору поставщику (продавцу), за вычетом непрямых налогов;

суммы ввозной таможенной пошлины;

суммы непрямых налогов в связи с приобретением запасов, не возмещаемых предприятию;

транспортно-заготовительных расходов;

других расходов, непосредственно связанных с приобретением запасов и доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.

К таким расходам, в частности, относятся прямые материальные расходы, прямые расходы на оплату труда, другие прямые расходы предприятия на доработку и повышение качественно-технических характеристик запасов.

Таким образом, оплата услуг таможенного брокера, непосредственно связанная с приобретением товаров, включается в себестоимость приобретенных товаров и, учитывая нормы п. 138.4 ст. 138 НКУ, признается расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от реализации таких импортированных товаров».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше