Темы статей
Выбрать темы

Если предприниматель сотрудничает с юридическим лицом: правила и документы

Редакция СД
Статья

Если предприниматель сотрудничает с юридическим лицом: правила и документы

 

Когда предприниматель (независимо от системы налогообложения) сотрудничает с юридическим лицом (предприятием), обеим сторонам важно знать некоторые нюансы такого сотрудничества и документооборот, поскольку в условиях действующего законодательства комплект документов может повлиять на налогообложение таких сделок.

О том, как предпринимателям правильно организовать работу с юрлицами, мы поговорим в данной статье.

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Ограничения на сотрудничество с юридическими лицами

Если предприниматель заключает договор с юридическим лицом в рамках осуществления хозяйственной деятельности, то, следовательно, он выступает в нем как субъект хозяйствования, а не как обычный гражданин.

В таком случае, с точки зрения применения норм ГКУ, этот договор рассматривается как заключенный между юридическими лицами (относительно формы договора, необходимости регистрации, нотариального удостоверения и т. д.). Кроме того, к таким договорам применяются нормы ХКУ.

Отметим, что это не лишает возможности предпринимателей заключать с юридическими лицами договор, где они будут выступать обычными физлицами. Однако, во-первых, будет применяться другой порядок налогообложения, который менее выгоден обеим сторонам, во-вторых, такие договоры заключаются лишь в отдельных случаях и по отдельным операциям, как правило, не связанным с предпринимательской деятельностью (аренда жилой недвижимости и т. д., и т. п.).

С правовой точки зрения, ни ГКУ, ни ХКУ не запрещают предпринимателям работать с юридическими лицами, однако для некоторых из них есть ограничения, которые установлены НКУ (см. таблицу).

 

Предприниматели

Чем могут заниматься

Суть ограничения

Единоналожники группы 1

Исключительно розничной продажей товаров с торговых мест на рынках и/или хозяйственной деятельностью по предоставлению бытовых услуг населению

Продавать товар в розницу на рынке они могут и представителю юрлица, но не могут заключать договоры купли-продажи.
Что касается бытовых услуг, то клиентами могут быть только обычные граждане.
В то же время нет ограничений на то, чтобы юрлица предоставляли им услуги или продавали товар по договору

Единоналожники группы 2

Могут осуществлять деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и/или
населению
, производству и/или продаже товаров, деятельность
в сфере ресторанного хозяйства

Продавать товар они могут любым субъектам предпринимательства, а вот оказывать услуги только тем, кто пребывает на упрощенной системе. Поэтому им иметь дело можно только с юрлицами — единоналожниками группы 4.
Вместе с тем нет запрета на закупку товаров и потребление услуг от любых юрлиц

Кроме того, для всех единоналожников существует перечень запрещенных видов деятельности, приведенный в пункте 291.5 НКУ, в частности ограничения по аренде и т. д.

 

Что касается предпринимателей на общей системе и единоналожников группы 3, то для них НКУ не содержит ограничений для работы с юрлицами.

Добавим, что в 2011 году юрлица — плательщики налога на прибыль не могли отражать расходы по выплатам предпринимателям-единоналожникам. В настоящее время этого ограничения нет.

 

Какие нужны документы

Теперь поговорим об организационных нюансах и документообороте при работе с юрлицами (о документах для неудержания НДФЛ и ЕСВ с дохода предпринимателя см. чуть ниже в отдельном разделе).

Один из самых распространенных видов договоров является договор купли-продажи, причем если он заключается между субъектами предпринимательства, то относится к оптовой торговле. Это нужно учитывать единоналожникам групп 1 и 2, у которых должен быть указан в свидетельстве соответствующий вид деятельности.

Теперь разберемся, какие документы должны оформляться при покупке или продаже товаров.

 

Виды документов

Разъяснение

1

2

1. Получение товаров по договору (предприниматель — покупатель)

Что предъявлять юрлицу

Если предприниматель самостоятельно забирает товар, то юрлицо имеет право отгрузить ему товар на основании документа, удостоверяющего личность (паспорта), и выписки из Госреестра в качестве предпринимателя. Данных этих документов достаточно для того, чтобы предприятие могло заполнить свои первичные документы.
В том случае, когда товар забирает не сам предприниматель, а его наемный работник, доверенность нужна. При этом не отменяется необходимость иметь выписку из Госреестра (а если предприниматель — единоналожник, то не помешает и Свидетельство плательщика единого налога), а также документ, удостоверяющий личность работника. Доверенность, выданная предпринимателем, оформляется в зависимости от того, есть у него печать или ее нет:
— если печать есть, доверенность может выписываться на бланке типовой формы № М-2;
— если печати нет, доверенность оформляется в соответствии с требованиями ГКУ (статьи 244 — 245) с указанием в ней данных выписки из Госреестра

Документы на товар

Общесистемщику предприятие должно выписать расходную накладную на товар, без которой он не сможет включить его стоимость в расходы. Единоналожнику такой документ нужен для подтверждения происхождения товаров.
Плательщикам НДС также следует позаботиться о получении налоговой накладной от продавца.
Приходную накладную на товар предприниматель может составить в произвольной форме (хотя для него это не обязательно)

Документы для перевозки груза

Для учета топлива, которое будет затрачено при перевозке, с целью отнесения его стоимости на расходы предпринимателю нужно оформить путевой лист справка 1. Кроме того, от юрлица он может получить экземпляр товарно-транспортной накладной

2. Отгрузка товаров по договору (предприниматель — продавец)

Что предъявляет представитель юрлица

Если предприниматель продает товар, оплата за который придет в безналичной форме, передает товар бесплатно или по бартерному договору, перед тем как его отгрузить, он должен убедиться в наличии доверенности, выписанной предприятием (покупателем) своему работнику, забирающему товар (пункт 14 Инструкции № 99). Доверенность не нужна при расчетах наличными

Документы на товар

Предприниматели, как известно, не ведут бухгалтерский учет, поэтому составлять первичные документы установленной формы они также не обязаны. Однако юрлицу для своего учета понадобится расходная накладная, которая может быть составлена в произвольной форме.
Если предприниматель зарегистрирован плательщиком НДС, то он обязан выдать покупателю налоговую накладную

Документы для перевозки

Если предприниматель привлекает перевозчика или везет товар покупателю на основании договора перевозки или работник предприятия-покупателя сам забирает и перевозит товар, то нужно выписать товарно-транспортную накладную в 4 экземплярах: один экземпляр себе, два — перевозчику, один — покупателю (пункты 11.5 и 11.7 Правил № 363).
Также для учета расхода топлива понадобится путевой листсправка 1.

 

Далее рассмотрим, какие документы нужны, если предприниматель выполняет работы (предоставляет услуги) в рамках договоров подряда, оказания услуг, аренды. В случае с выполнением работ, оказанием услуг, как правило, достаточно оформления договора и акта выполненных работ или услуг.

При аренде также заключается договор и ежемесячно (или с меньшей периодичностью) составляется акт предоставления услуг аренды, на основании которого арендатор производит платеж.

Обратите внимание: единоналожники группы 2 не могут заключать с юридическими лицами, кроме единоналожников группы 4, договор аренды (в качестве предпринимателя), поскольку согласно НКУ договор аренды приравнивается к договору о предоставлении услуг.

 

Расчеты за товары и услуги

1. Поступление оплаты за товары (работы, услуги)

Как правило, предприятия производят расчеты в безналичной форме. Подтвердить перечисление денег на счет может выписка банка или копия платежного документа юрлица.

В случае наличных расчетов документ о приеме оплаты:

— если предприниматель использует РРО (или КУРО с РК), таким документом будет чек РРО (или расчетная квитанция);

— если же предприниматель не использует РРО (единоналожник), расчетный документ о приеме оплаты может иметь произвольную форму, но должен соответствовать требованиям Положения № 88 .

На основании платежных документов предприниматели отражают в Книгах учета свои доходы.

2. Оплата приобретенных товаров (услуг)

При перечислении денег в оплату за товар (работы, услуги) документами, подтверждающими право предпринимателя на расходы по приобретенным товарам (работам, услугам), являются:

при осуществлении безналичных расчетов — платежное поручение, квитанция (при внесении наличных в кассу банка), дополнительно подтвердить оплату можно выпиской банка;

при осуществлении наличных расчетов — чек РРО, квитанция от приходного кассового ордера или другой документ о приеме оплаты.

На основании указанных документов предприниматели отражают в Книгах учета свои расходы.

 

Какие документы нужны для неудержания НДФЛ и ЕСВ у предпринимателя

Юрлица (налоговые агенты), которые осуществляют выплаты физлицам-предпринимателям в рамках хоздеятельности, не должны их облагать НДФЛ и ЕСВ, так как это обязанность самих предпринимателей. Однако для этого предприниматели должны предоставить определенные документы.

Выплата дохода общесистемщику. Для неудержания НДФЛ при выплате дохода общесистемщику следует руководствоваться требованиями НКУ, изложенными в пункте 177.8 НКУ. Отметим, что с 01.07.2012 года Законом № 4834 в этот пункт были внесены изменения, которые подкорректировали требования к документам, предоставляемым для неудержания НДФЛ.

В целом в соответствии и с нынешней, и с прежней редакциями пункта 177.8 НКУ налоговый агент, который будет выплачивать предпринимателю на общей системе доход, должен взять у него копию документа, подтверждающего госрегистрацию (предпринимательский статус). В общем случае таким документом служит выписка из Госреестра.

Заметим, что ранее формулировка пункта 177.8 НКУ предполагала, что НДФЛ можно не удерживать только в том случае, когда это доход предпринимателя «от операций, осуществляемых в рамках избранных им видов деятельности». Поэтому такой подход требовал от предпринимателей, которые получали доход от юрлиц, предоставлять им копию регистрационного документа, в котором был бы указан перечень осуществляемых видов деятельности. Таким документом была копия извлечения из Госреестра. Заметим, что представители налогового органа допускали и предоставление копии выписки из Госреестра, но только при условии, что дополнительно будет предоставлена контрагенту копия справки из ГНИ с видами деятельности.

С 01.07.2012 года согласно пункту 177.8 НКУ при выплате НДФЛ не облагается доход физлица «от осуществления им предпринимательской деятельности», т. е. без привязки к видам деятельности. Следовательно, при выплате доходов предпринимателям на общей системе налогообложения налоговый агент уже не должен будет требовать подтверждения того, что доход выплачивается в рамках тех видов деятельности, которые указаны в регистрационной карточке предпринимателя (в Госреестре и извлечении из него).

Это означает, что для самого предпринимателя — получателя дохода отпадет необходимость выдавать налоговому агенту копию извлечения из Госреестра. Достаточно только копии выписки (в ней виды деятельности не указаны, но предприниматели получают ее бесплатно в отличие от извлечения), за исключением тех случаев, когда такая копия нужна для целей невзимания ЕСВ.

Так, если налоговый агент осуществляет выплату физлицу за выполненные работы или предоставленные услуги, то необходимо начислить и удержать ЕСВ (по договорам подряда и предоставления услуг).

Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона № 2464 ЕСВ не взимается, если выплату получает предприниматель, который выполнял работы или предоставлял услуги в рамках видов деятельности, указанных в извлечении из Госреестра, копию которого нужно предоставить. Поэтому если по договору предприниматель получает от юрлиица выплату, которая облагается и НДФЛ, и ЕСВ, то в таком случае общесистемщику целесообразно предоставить копию одного документа — извлечения из Госреестра.

Если же выплата по договору не облагается ЕСВ, например, по договору купли-продажи, то предпринимателю будет достаточно предоставить копию выписки для неудержания НДФЛ.

Обратите внимание , что для целей взимания ЕСВ аренда не рассматривается как предоставление услуг, поэтому при выплате по договору аренды предпринимателю также достаточно предоставить копию выписки для неудержания НДФЛ.

Выплата дохода единоналожнику. Согласно подпункту 165.1.36 НКУ в налогооблагаемый доход не включается доход физического лица — предпринимателя, с которого уплачивается единый налог на упрощенной системе, т. е. с доходов, выплаченных единоналожникам, налоговый агент НДФЛ не удерживает.

Причем с 01.01.2012 года, для того чтобы такая выплата не облагалась НДФЛ, не обязательно, чтобы в свидетельстве плательщика единого налога был приведен вид деятельности, указанный в договоре. Дело в том, что с 01.01.2012 года в соответствии с пунктом 293.4 НКУ доход от видов деятельности, не указанных в свидетельстве единоналожника, также облагается единым налогом.

Еще один момент. До 01.07.2012 года единоналожнику нужно было подтвердить то, что он пребывает на упрощенной системе (не является общесистемщиком). Поэтому единоналожники всегда предоставляли налоговым агентам копию свидетельства единоналожника. Отметим, что в своих разъяснениях в ЕБНЗ налоговики настаивали на том, что для неудержания НДФЛ, кроме копии свидетельства, единоналожнику нужно предоставить и копию выписки или извлечения из Госреестра. На наш взгляд, копию выписки можно было не предоставлять, так как статус единоналожника уже говорит о том, что он является субъектом предпринимательства.

После 01.07.2012 года подтверждать виды деятельности для неудержания НДФЛ не требуется уже ни общесистемщикам, ни единоналожникам. Для подтверждения предпринимательского статуса достаточно либо копии свидетельства единоналожника, либо копии выписки из Госреестра.

Однако если предприниматель получает выплату от юрлица — плательщика налога на прибыль, то такому предприятию (организации) важно знать, на какой системе пребывает предприниматель. Дело в том, что с 1 января 2012 года плательщики налога на прибыль обязаны предоставлять в налоговый орган перечень доходов и расходов в разрезе контрагентов — плательщиков единого налога, в который включаются операции, осуществленные таким контрагентом (Приложение ОК).

Таким образом, юрлицам — плательщикам налога на прибыль единоналожники в любом случае предоставляют копию свидетельства, а неплательщикам для неудержания НДФЛ на выбор — копию выписки или свидетельства.

Вместе с тем, как уже отмечалось, когда речь шла об общесистемщиках, по договорам подряда (предоставления услуг) есть нюанс, связанный с ЕСВ. Для его неудержания нужно предоставить именно копию извлечения.

Следовательно, если единоналожник выполняет работы (оказывает услуги) юридическому лицу — неплательщику налога на прибыль, то он может вместо копии выписки для неудержания и НДФЛ, и ЕСВ предоставить копию одного документа — извлечения.

Если же предприниматель получает выплату, облагаемую ЕСВ, от плательщика налога на прибыль, то ему нужно предоставить копию свидетельства единоналожника и извлечения из Госреестра.

В заключение приведем в таблице информацию о документах, которые следует получить субъекту хозяйствования от контрагентапредпринимателя в случае заключения разных договоров.

 

Вид дохода

Документы единоналожника

Документы общесистемщика

Для целей неудержания НДФЛ

Копия выписки из Госреестра
и/или свидетельства плательщика единого налога*

Копия выписки из Госреестра

Для целей неудержанния ЕСВ (по договорам о выполнении работ и предоставлении услуг)

Копия извлечения из Госреестра**

Копия извлечения из Госреестра

* Если выплату осуществляет плательщик налога на прибыль, то единоналожнику нужно предоставить именно копию свидетельства единоналожника, а не копию выписки.
** Если выплату производит неплательщик налога на прибыль, то, на наш взгляд, можно предоставить на выбор либо копию свидетельства единоналожника, либо копию выписки.
Однако не исключено, что налоговики на местах потребуют наличия копий обоих документов.

 

Справочная информация (справка)

1 На сегодняшний день автодорожное законодательство не требует оформления путевых листов (работники ГАИ их требовать не должны). Тем не менее, для учета расхода топлива, стоимость которого может быть отнесена на расходы, по мнению налоговиков, оформлять путевые листы нужно.

 

Документы консультации

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435IV.

ХКУ Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436IV.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755VI.

Закон № 4834 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по усовершенствованию некоторых налоговых норм» от 24.05.2012 г. № 4834VI.

Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464VI.

Положение № 88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88.

Инструкция № 99 — Инструкция о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 16.05.96 г. № 99.

Правила № 363 — Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.97 г. № 363.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше