Темы статей
Выбрать темы

На заметку

Редакция СД
Комментарий

На заметку

 

!Важные изменения в Налоговый кодекс: «упощенка», НДС, сбор за воду и др.

Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм» от 24.05.2012 г. (бывший законопроект № 9661-д)

 

Наконец-то Верховная Рада Украины приняла Закон, о котором так много говорилось в прессе в последнее время. Правда, пока этот Закон не подписан Президентом, но надеемся, за этим дело не станет. Если документ будет подписан и опубликован, то в большей части он вступит в силу с 1 июля 2012 года.

Вновь принятым Законом предусмотрен целый ряд новшеств, причем приятно, что немалая часть из этих изменений – положительная для предпринимателей. Так, в частности, этим Законом урегулированы многие спорные вопросы по единому налогу, в том числе ювелирный вопрос, вопросы перехода из одной группы в другую, с одной ставки единого налога на другую; предусмотрено долгожданное освобождение от уплаты спецводосбора для тех, кто использует воду для санитарно-гигиенических и питьевых нужд; упрощен порядок добровольной НДС-регистрации, сокращены сроки для регистрации налоговых накладных по НДС в Едином реестре и т. д.

Разберем эти изменения немного подробнее.

Единый налог. Данным Законом теперь четко определено, что торговцам ювелирными изделиями можно работать на едином налоге. В частности, разрешено применять упрощенную систему в случае производства, поставки, продажи (реализации) ювелирных изделий и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней. При этом такие предприниматели единый налог должны уплачивать по условиям группы 3 по ставке 5 % (т. е. без НДС).

Кроме того, теперь однозначно могут работать на едином налоге лица, которые занимаются курьерской деятельностью.

Несмотря на то что для единоналожников остался запрет на добычу полезных ископаемых, запрет на их реализацию сняли. Это упростит жизнь, в частности, тем предпринимателям, которые занимаются торговлей питьевой водой в цистернах.

В подпункте 291.5.3 НКУ, где речь идет об арендных ограничениях (02-100-300), в отношении запрета на аренду жилых помещений площадью более 100 кв. м уточнили, что запрет распространяется «на аренду помещений и их частей».

Для целей определения дохода единоналожника уточнили, что будет являться его доходом в качестве бесплатно полученных товаров:

«Бесплатно полученными считаются товары (работы, услуги), предоставленные плательщику единого налога согласно письменным договорам дарения и другим письменным договорам, заключенным согласно законодательству, по которым не предусмотрены денежная или другая компенсация стоимости таких товаров (работ, услуг) или их возврат, а также товары, переданные плательщику единого налога на ответственное хранение и использованные таким плательщиком единого налога».

Кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности предполагается включать в доход только единоналожников группы 3 — плательщиков НДС (предприниматели на ставке 3 %) и всех единоналожников группы 4.

А для юридических лиц (группа 4) теперь четко определено, что его доходом будет считаться и стоимость реализованных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг), за которые получена предварительная оплата (аванс) в период уплаты других налогов и сборов, определенных НКУ.

Теперь определено, что при переходе на единый налог нужно будет указывать коды согласно КВЭД-2010, а не КВЭД-2005, как это было определено ранее.

Предусмотрено освобождение от штрафных санкций по единому налогу, в частности, за нарушение в 2012 г. порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций по единому налогу и полноты уплаты единого налога.

В 2012 году не будет ответственности за осуществление видов деятельности, не указанных в Свидетельстве предпринимателя-единоналожника, но при этом разрешенных для осуществления на едином налоге.

Кроме того, временно предусмотрено освобождение от админштрафа по статье 1641 КУоАП за ошибки при заполнении предпринимателями на едином налоге в 2012 г. Книги учета доходов или Книги учета доходов и расходов.

Очень важно то, что данный Закон устанавливает порядок добровольного перехода из одной группы единого налога в другую, а также с одной ставки на другую. Так что проблемы перехода из группы в группу окончательно решились.

Так, для смены группы плательщика единого налога (в случае соблюдения требований для соответствующей группы) заявление подается предпринимателем не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего квартала (с которого единоналожник желает перейти в другую группу плательщиков единого налога). В данном случае речь идет о добровольной смене группы (если превышен предел дохода и переход в другую группу осуществляется по этой причине — действуют свои правила). В настоящий момент срок для подачи заявления с отметкой о добровольной смене группы не установлен.

Единоналожник, желающий сменить ставку единого налога внутри групп 3 и 4 с 5 % на 3 % с НДС, заявление об НДС-регистрации также должен подавать не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего квартала (с которого будет применяться ставка единого налога 3 % с НДС). В настоящий момент налоговики предлагают действовать иначе (см. с. 12 этого номера).

И еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание единоналожников. Так, теперь в НКУ будет содержаться норма, согласно которой не является основанием для принятия органом государственной налоговой службы в 2012 году решения об отказе в выдаче физическому лицу — предпринимателю Свидетельства плательщика единого налога наличие на день подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения налогового долга по единому и фиксированному налогу, возникшего по результатам учета в налоговых органах в феврале 2011 года, а также налогового долга, возникшего по единому налогу за январь 2012 года.

К сожалению, приходится констатировать, что эта норма несколько запоздала, если бы ее приняли ранее, то многие желающие перейти на единый налог смогли избежать отказа в выдаче Свидетельства.

Общая система. Теперь налоговый агент, который будет выплачивать предпринимателю на общей системе доход, уже не должен будет для целей неудержания НДФЛ удостоверяться в том, что доход выплачивается в рамках тех видов деятельности, которые предприниматель указал в регистрационной карточке. Иначе говоря, предпринимателю не нужно будет выдавать налоговому агенту копию извлечения из Единого госреестра, за исключением тех случаев, когда такая копия нужна для целей невзимания ЕСВ.

НДС. Снимаются ограничения на добровольную НДС-регистрацию, т. е. после вступления в силу данного Закона плательщиком НДС может стать любой желающий.

Сокращен срок для регистрации налоговых накладных в Едином реестре с 20 до 15 календарных дней , следующих за датой выписки налоговой накладной (чтобы покупатель до подачи декларации имел возможность удостовериться, что налоговая накладная зарегистрирована в Едином реестре налоговых накладных).

Сбор за спецводопользование. Данным Законом предусмотрено освободить от уплаты сбора за воду субъектов хозяйствования при использовании воды исключительно для питьевых и санитарно-гигиенических нужд. Так что многие предприниматели вздохнут с облегчением: в будущем сбор за воду они смогут не уплачивать. Хотя судя по всему, за второй квартал им еще нужно будет уплатить этот сбор и подать по нему отчетность.

Выше мы перечислили далеко не полный перечень изменений, которые планируется ввести данным Законом. В следующем номере мы более подробно ознакомимся с этим документом и дадим еще более развернутый комментарий к нему. Однако еще раз подчеркнем: пока этот Закон не подписан Президентом и окончательный его текст не обнародован, так что нам еще нужно дождаться его подписания.

 

Информация для тех, кто хочет перейти с общей системы на единый налог с III квартала

Подача заявления. Предприниматели, которые работали в I, II квартале 2012 года на общей системе налогообложения и желают перейти с III квартала на единый налог, должны подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения по форме, утвержденной приказом Минфина от 20.12.2011 г. № 1675, не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала (подпункт 298.1.4 НКУ). То есть последний день подачи заявления о переходе на единый налог с III квартала 2012 года — 15.06.2012 г.

К заявлению необходимо приложить расчет дохода за предыдущий календарный год, предшествующий году перехода на упрощенную систему налогообложения, в котором указать размер дохода, полученного в 2011 году и пересчитанного с учетом норм статьи 292 НКУ.

Обратите внимание: несмотря на то, что переход на единый налог осуществляется в середине года, в расчете указывается доход именно за 2011 год (с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г.), а не за предшествующие 12 месяцев.

Заметим также, что в случае если предприниматель в этом году уже подавал заявление о переходе на единый налог (например, в начале года до 25.01.2012 г.) и получил отказ в связи с несоблюдением единоналожных критериев, он имеет право повторно подать такое заявление в течение года и при выполнении всех необходимых условий перейти на единый налог.

НДС-регистрация (для желающих). Если речь идет о неплательщике НДС, который хочет перейти на единый налог по ставке 3 % (группа 3), то ему нужно также в срок не позднее 15.06.2012 г. подать заявление на НДС-регистрацию.

Переходные сделки. Об особенностях учета переходных сделок, связанных со сменой системы налогообложения, в частности, с общей на упрощенную, мы подробно писали в «СД», 2011, № 23, с. 14.

Как быть с декларацией общесистемщика. Предпринимателям, работавшим в первом полугодии на общей системе налогообложения, нужно не забыть по итогам 2012 года подать декларацию о доходах общесистемщика (она подается не позднее 9 февраля 2013 года). Заметим, что декларацию о доходах по итогам первого полугодия предприниматели подавать не должны, поскольку это не предусмотрено нормами НКУ. С этим, кстати, согласна и ГНСУ. Так, в ЕБНЗ содержится ответ на вопрос, из которого следует точно такой же вывод. Приведем краткий ответ:

«…Если физическое лицо — предприниматель находилось в I полугодии на общей системе налогообложения, а с III квартала перешло на упрощенную, то ему необходимо по результатам календарного года подать налоговую декларацию в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года, и уплатить налог на доходы физических лиц в течение 10 календарных дней после подачи декларации или в случае излишне уплаченной суммы налога подать заявление о возврате налога в законодательно установленном порядке…».

Итак, мы рассмотрели основные моменты перехода с общей системы на единый налог со второго полугодия. К указанному добавим, что вопросы перехода внутри групп единоналожников мы подробно описывали в «СД», 2012, № 9, с. 6, и в сегодняшнем номере на с. 10.

 

Если единоналожник не получил новое свидетельство по вине налоговиков (не было новых бланков)

Мы уже писали о том, что абсолютно все единоналожники должны заменить свое свидетельство единого налога на новое до 1 июня 2012 года. Однако по факту оказалось, что далеко не во всех налоговых готовы выдать новые свидетельства из-за отсутствия бланков.

В связи с этим у читателей возник вопрос: что грозит предпринимателю, если до 31 мая он так и не смог получить в налоговом органе свидетельство плательщика единого налога нового образца? Как быть с контрагентами, которые отказываются работать с предпринимателем без действующего свидетельства на руках?

Прежде всего заметим, что по общему правилу административная ответственность применяется за виновные действия лица (статья 9 КУоАП), а административно-хозяйственная ответственность применяется к лицу, нарушившему правила осуществления хозяйственной деятельности, если оно не докажет, что им предприняты все зависящие от него меры для недопущения хозяйственного правонарушения (статья 218 ХКУ).

В этой связи желательно обзавестись документом, подтверждающим, что предприниматель до 31.05.2012 г. предпринял попытку (сделал все от себя зависящее) получить новое свидетельство плательщика единого налога, но по вине налогового органа свидетельство не было выдано.

В таком случае предпринимателя нельзя будет привлечь к ответственности как за виновное бездействие и рассматривать его как лицо, утратившее право работы на едином налоге.

Указанным документом может быть либо заявление произвольной формы с просьбой провести замену свидетельства, либо заявление о применении упрощенной системы налогообложения с пометой «заміна Свідоцтва». На обоих указанных документах (вторых экземплярах) должна стоять отметка налогового органа о принятии.

Как представляется, и сами налоговые органы не будут иметь претензий к таким предпринимателям.

При этом для документального подтверждения контрагенту своего статуса единоналожника ему можно выдавать копию извлечения из Единого госреестра плюс копию заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с отметкой налогового органа о его принятии (таким заявлением налоговики в начале года рекомендовали подтверждать статус «новым» единоналожникам до получения свидетельства плательщика единого налога).

 

Налоговики об отказе в приеме налоговой декларации и о языке заполнения отчетности

Письмо ГНСУ от 07.03.2012 г. № 8971/К/18-4013

 

В своем письме ГНСУ привела извлечение из ЕБНЗ, в котором содержаться ответы на следующие вопросы:

1. Имеет ли право орган ГНС отказать в приеме налоговой декларации (расчета), если она заполнена частично при помощи технических средств (обязательные реквизиты), а частично ручкой (в том числе строка «дата представления налоговой Декларации»)?

Согласно нормам НКУ основанием для отказа в принятии налоговыми органами налоговой декларации налогоплательщика является лишь отсутствие обязательных реквизитов, установленных в пунктах 48.3 и 48.4 НКУ.

Отказ должностного лица органа ГНС принять налоговую декларацию по любым причинам, не определенным в статье 49 НКУ, в том числе выдвижение любых условий такого принятия, запрещается.

В случае выявления нарушений орган ГНС обязан предоставить налогоплательщику письменное уведомление об отказе в принятии его налоговой декларации с указанием причин такого отказа.

Следовательно, орган ГНС не может отказать в приеме налоговой декларации, заполненной частично с помощью технических средств, а частично — ручкой.

ГНСУ также напомнила, что налоговая декларация должна содержать следующие обязательные реквизиты:

тип документа (отчетный, уточняющий, отчетный новый);

отчетный (налоговый) период, за который представляется налоговая декларация;

отчетный (налоговый) период, который уточняется (для уточняющего расчета);

полное наименование (фамилия, имя, отчество) плательщика налогов согласно регистрационным документам;

код плательщика налогов согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины или налоговый номер;

регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте);

местонахождение (местожительство) плательщика налогов;

наименование органа государственной налоговой службы, в который представляется отчетность;

дату представления отчета (или дату заполнения — в зависимости от формы);

инициалы, фамилии и регистрационные номера учетных карточек должностных лиц плательщика налогов;

подписи плательщика налога — физического лица и/или должностных лиц плательщика налога, определенных НКУ, заверенные печатью плательщика налога (при наличии) (пункт 48.3 НКУ).

В отдельных случаях, когда это соответствует сущности налога или сбора и является необходимым для его администрирования, форма налоговой декларации дополнительно может содержать следующие обязательные реквизиты:

отметку об отчетности по специальному режиму;

код вида экономической деятельности (КВЭД);

код органа местного самоуправления по КОАТУУ;

индивидуальный налоговый номер и номер свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость согласно данным реестра плательщиков налога на добавленную стоимость за отчетный период (пункт 48.4 НКУ).

Приложения к налоговой декларации являются ее неотъемлемой частью (абзац третий пункта 46.1 НКУ).

2. На каком языке заполняется отчетность (в том числе в электронном виде)?

Украинский язык как государственный является обязательным средством общения на всей территории Украины при осуществлении полномочий органами государственной власти. Поэтому отчетность в налоговые органы (в том числе в электронном виде на адрес центра обработки электронных отчетов) представляется на украинском языке.

От себя добавим, что помимо налоговой отчетности, требование об обязательном заполнении на украинском языке выдвигается и к налоговым накладным (подробнее о заполнении налоговых накладных см. с. 32 этого номера).

 

Предоставление факсимильной подписи на декларации приравнивается к ее непредставлению

Письмо ГНСУ от 14.03.2012 г. № 9499/К/10-1115/1139

 

Ссылаясь на абзац второй подпункта 48.5.1 НКУ авторы письма указывают, что достаточным подтверждением действительности документа налоговой отчетности является наличие оригинала подписи уполномоченного лица на документе в бумажной форме или наличие в электронном документе электронной цифровой подписи плательщика налога.

Таким образом, использовать факсимиле для подписания налоговой декларации плательщикам налогов не разрешается.

Дополнительно можно заметить: несмотря на то, что налоговое законодательство не признает факсимиле в качестве подписи, хозяйственное право разрешает использовать факсимиле при совершении сделок в том числе по письменному соглашению сторон, в котором должны содержаться образцы соответствующего аналога их собственноручных подписей (часть 3 статьи 207 ГКУ).

 

Налоговая милиция по-прежнему может проверять плательщиков только в исключительных случаях

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Уголовно-процессуального кодекса Украины» от 13.04.2012 г. № 4652-VI

 

Новый Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 13.04.2012 г. № 4651-VI (далее — УПК) практически ничего не изменил в плане проведения проверок органами налоговой милиции. Как и ранее, работникам налоговой милиции запрещено принимать участие в проведении плановых и внеплановых выездных проверок плательщиков налогов, проводимых органами ГНС. Исключение составляют случаи, когда такие проверки связаны с ведением оперативно-розыскных дел или осуществлением уголовного производства в отношении проверяемых плательщиков налогов (их должностных лиц) в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон), УПК и другими законами Украины (пункт 78.3 НКУ). В таких случаях работники налоговой милиции, в производстве которых находятся такие дела, могут принимать участие в проверках. Заведение оперативно-розыскного дела должно подтверждаться соответствующим постановлением, утвержденным начальником или уполномоченным заместителем начальника оперативного подразделения налоговой милиции.

Права, которыми могут наделяться работники налоговой милиции при выполнении заданий оперативно-розыскной деятельности и при наличии оснований, предусмотренных статьей 6 Закона, изложены в новой редакции и перечислены в статье 8 Закона.

В заключение отметим, что через год после вступления в силу Закона № 4652 полномочия по проведению оперативно-розыскной деятельности получат также органы Государственной таможенной службы Украины.

 

Проверки в сфере торговли и услуг: без особых изменений

Приказ Минэкономразвития от 07.03.2012 г. № 310

 

Данным приказом утвержден новый Порядок проведения проверок у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований к безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг (далее — Порядок).

Прежде чем перейти к рассмотрению норм нового Порядка напомним, что Законом Украины от 23.02.2012 г. № 4448-VI введен запрет на проведение проверок не относящихся к высокой степени риска(!) юрлиц — плательщиков единого налога по ставке 5 % и физлиц-предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС (единоналожников и общесистемщиков) (см. «СД», 2012, № 8, с. 2). Этот запрет распространяется в том числе на проверки органов Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей (далее — Госпотребинспекция). При этом провести внеплановую проверку по жалобе потребителей у указанных субъектов Госпотребинспекция как исключение имеет право. Напомним, что критерии оценки степени риска для целей осуществления контроля за соблюдением законодательства по защите прав потребителей определены постановлением КМУ от 27.12.2008 г. № 1164 (подробнее см. «СД», 2012, № 10, с. 6).

Что касается нового Порядка, то он определяет механизм осуществления контроля органами Госпотребинспекции (кроме Госпотребинспекции в АР Крым) за соблюдением законодательства по защите прав потребителей субъектами сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, и не распространяется на осуществление рыночного надзора и контроля непищевой продукции (т. е. не касается контроля за соблюдением производителями и поставщиками непищевой продукции технических регламентов и соблюдением требований Закона об общей безопасности непищевой продукции).

Согласно обновленному Порядку, как и ранее, у субъектов хозяйствования, относящихся к сфере торговли и услуг (в том числе ресторанному хозяйству), могут проводиться плановые и внеплановые проверки.

Плановая проверка должна предваряться направлением субъекту хозяйствования соответствующего уведомления не позднее чем за 10 дней до начала ее проведения. Длительность плановой проверки осталась прежняя — 15 рабочих дней и 5 рабочих дней для субъектов малого предпринимательства, без возможности ее продления.

Внеплановая проверка проводится только по определенным основаниям, перечень которых остался прежним, с одним дополнением — внеплановая проверка теперь возможна и в случае наступления аварии, смерти потерпевшего вследствие несчастного случая или профзаболевания, связанного с деятельностью субъекта хозяйствования.

Установлено, что повторная внеплановая проверка субъекта хозяйствования за один и тот же период, по одному и тому же предмету, на том же основании не допускается. В случае поступления нескольких жалоб на субъекта по одному и тому же поводу внеплановая проверка проводится только один раз.

Срок проведения внеплановой проверки не может превышать 10 рабочих дней (для субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дней) и не может продлеваться.

Перед началом проверки должностные лица Госпотребинспекции должны предъявить направление на проверку (с предоставлением его копии) и служебные удостоверения непосредственно руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу (ранее эти документы могли предъявляться также лицу, осуществляющему реализацию продукции).

В случае непредъявления указанных документов, неполучения уведомления о проведении плановой проверки, нарушения законодательных требований к периодичности проверок субъект хозяйствования имеет право не допустить должностных лиц Госпотребинспекции к проверке.

 

Выплата дохода по ГПД самозанятому лицу: документы «от» ЕСВ

Письмо ПФУ от 19.03.2012 г. № 6183/03-20

 

То, какие документы нужно предоставить предпринимателю для неудержания ЕСВ, — вопрос не спорный. Так, если предприниматель предоставляет копию извлечения из Единого госрестра, в котором есть вид деятельности, в рамках которого производится выплата, с такой выплаты ЕСВ не уплачивается.

А как быть с «независимыми профессионалами» (нотариусами, адвокатами и т. д.)?

Поскольку такие лица, как и предприниматели, платят ЕСВ сами за себя по установленным для них правилам, но условия избежания двойной уплаты ЕСВ для них в законодательстве не прописаны, ПФУ нашел разумный выход: для неудержания ЕСВ такое самозанятое лицо должно предоставить копию уведомления о постановке его на учет в органах ПФ как физлица, осуществляющего независимую профдеятельность.

 

Средства на выплату зарплаты: «минимальная треть» по ЕСВ, справка-расчет

Письмо ПФУ от 26.03.2012 г. № 6925/03-30

 

ПФУ напомнил, что банки по-прежнему принимают от предприятий/предпринимателей документы на выдачу (перечисление) средств для выплаты зарплаты при условии одновременной подачи расчетных документов на перечисление ЕСВ в размере не меньше 1/3 суммы средств для выплаты зарплаты.

Из данного правила по понятным причинам есть ряд исключений. Например, если у нас есть переплата по ЕСВ или ЕСВ начислялся по пониженной ставке на зарплату работников-инвалидов (что актуально только для юрлиц), чтобы при получении средств заплатить меньше ЕСВ, можно подать в банк оригинал справки-расчета (приложение 1 к Порядку от 27.09.2010 г. № 21-3), согласованной со своим отделением ПФ по месту взятия на учет.

Такая справка-расчет составляется плательщиком ЕСВ в трех экземплярах: один экземпляр предоставляется банку, второй — органу ПФ, третий остается у плательщика ЕСВ.

 

Утвержден новый Порядок представления уведомлений об открытии/закрытии счетов плательщиков налогов

Приказ Минфина от 02.04.2012 г. № 426

 

В случае открытия/закрытия счетов налогоплательщика финучреждение обязано проинформировать об этом орган ГНС, который, в свою очередь, должен направить сообщение-ответ о взятии счета на учет. В случае отказа в принятии счета на учет уведомление-ответ должно содержать основание отказа (в частности, отсутствие налогоплательщика на учете в органе ГНС, наличие в Едином госреестре записи о госрегистрации прекращения юрлица или прекращения деятельности физлица-предпринимателя).

С учетом пункта 69.4 НКУ датой начала расходных операций по счетам налогоплательщика является дата получения финучреждением сообщения органа ГНС о взятии счета на учет .

 

Использование воды из колодца и водосбор

Письмо ГНСУ от 08.05.2012 г. № 13067/7/15-2117

 

Ссылаясь на статью 1 Водного кодекса Украины, ГНСУ указывает, что водоносные горизонты относятся к водным объектам, а забор — это изъятие воды из водного объекта с помощью технических устройств или без них. Следовательно, если субъектом хозяйствования используется вода из колодцев, то за объемы использованной воды необходимо уплачивать сбор за спецводопользование. К подобным выводам ГНСУ приходила и ранее.

Мало того, ГНСУ указывает в своих разъяснениях, что при использовании воды из колодца субъект хозяйствования является первичным водопользователем. А раз так, то ему нужно разрешение на использование воды с лимитами. Если такое разрешение не получено, водосбор взимается за весь объем использованной воды, подлежащий оплате, в пятикратном размере (как этого требует пункт 327.3 НКУ).

 

Привлечение к работе в праздничные и нерабочие дни: нюансы оплаты труда при суммированном учете рабочего времени

Письмо Минсоцполитики от 17.02.2012 г. № 51/13/116-12

 

Для простоты, изложим разъяснения Минсоцполитики в виде числовых примеров.

Пример 1. Работа в праздничный день сверхурочно.

В связи с необходимостью выполнения неотложных заданий работника привлекли к работе в праздничный день — 9 мая 2012 года. На предприятии ведется суммированный учет рабочего времени (учетный период — квартал). Всего в мае 2012 года работник отработал 165 часов (в том числе 6 часов, отработанных в праздничный день). Часовая ставка работника составляет 20 грн./ч.

Сумма оплаты за работу в праздничный день: 20 грн./ч х 6 ч х 2 = 240 грн.

Общая сумма зарплаты за май 2012 года: 20 грн./ч х х 159 ч + 240 грн. = 3420 грн.

При подсчете отработанных часов за учетный период оказалось, что норма рабочего времени превышена на 13 часов, в том числе на 6 часов, отработанных в праздничный день. В таком случае часы работы в праздничный день (6 часов) при подсчете сверхурочных часов за учетный период не учитываются, так как они уже оплачены в двойном размере. Соответственно, как сверхурочные работнику будут оплачены только 7 часов (13 - 6).

Пример 2. Работа в праздничный день по графику работы.

Работник отработал в праздничный день (9 мая 2012 года) по графику работы 8 часов. На предприятии ведется суммированный учет рабочего времени (учетный период — квартал). Всего в мае 2012 года работник отработал 159 часов (в том числе 8 часов, отработанных в праздничный день). Часовая ставка работника составляет 20 грн./ч.

Сумма оплаты за работу в праздничный день: 20 грн./ч х 8 ч х 2 = 320 грн.

Общая сумма зарплаты за май 2012 года: 20 грн./ч х х 151 ч + 320 грн. = 3340 грн.

При подсчете отработанных часов за учетный период оказалось, что норма рабочего времени превышена на 13 часов, но не за счет работы в праздничный день. В таком случае все эти 13 часов будут оплачены в конце квартала в двойном размере часовой ставки (статья 106 КЗоТ).

 

Государственный реестр РРО: очередная новая редакция

Приказ ГНСУ от 14.05.2012 г. № 406

 

Предыдущая редакция Реестра (приказ ГНСУ от 06.04.2012 г. № 271) признана утратившей силу.

Уместно напомнить, что при приобретении РРО субъектам хозяйствования следует ориентироваться на модели из раздела I Реестра. А для того чтобы продолжить использование уже имеющегося РРО, необходимо удостовериться, что он включен в раздел I или II Реестра. В противном случае дальнейшая его эксплуатация запрещена.

Следует обратить внимание, что в тексте нового Госреестра, размещенного на сайте ГНСУ, есть неточность. В самом тексте есть примечание «****», но суть этого примечания не расшифрована, в то время как во всех предыдущих версиях Госреестра данное примечание разрешало первичную регистрацию ряда моделей из раздела II Госреестра c датой изготовления до 31.12.2008 г. Надо полагать, что мы имеем дело с обычной опечаткой и в этом вопросе все остается по-прежнему.

 

Апрельский индекс — 100,0 %. Индексируем зарплату за июнь 2012 года

(Уведомление Государственного комитета статистики Украины // «Урядовий кур’єр» от 11.05.2012 г. № 82)

 

Согласно уведомлению Госкомстата Украины общий индекс потребительских цен (индекс инфляции) в апреле 2012 года составил 100,0 %. С учетом этого обстоятельства приведем в таблице индексы, которые необходимо использовать для индексации заработной платы наемных работников предпринимателя за июнь 2012 года.

Алгоритм наших действий таков: смотрим, за какой месяц работнику последний раз повышалась заработная плата (при этом сумма повышения была больше суммы индексации) или в каком месяце работник был принят на работу, если с момента принятия на работу его заработная плата не повышалась; берем из приведенной ниже таблицы индекс для соответствующего месяца и индексируем на него заработную плату за июнь 2012 года (в пределах прожиточного минимума для трудоспособных лиц, в июне — 1094 грн.).

 

Месяц повышения заработной платы

Величина прироста индекса потребительских цен для проведения индексации (%)

2006 год

Январь

104,0

Февраль

100,4

Март

101,0

Апрель

101,8

Май

100,8

Июнь

100,6

Июль

98,8

Август

98,8

Сентябрь

94,9

Октябрь

90,0

Ноябрь

86,6

Декабрь

85,0

2007 год

Январь

84,1

Февраль

82,9

Март

82,6

Апрель

82,6

Май

81,5

Июнь

77,6

Июль

75,2

Август

74,1

Сентябрь

70,4

Октябрь

65,6

Ноябрь

62,0

Декабрь

58,7

2008 год

Январь

54,2

Февраль

50,2

Март

44,7

Апрель

40,3

Май

38,5

Июнь

37,4

Июль

38,1

Август

38,2

Сентябрь

36,7

Октябрь

34,5

Ноябрь

32,5

Декабрь

29,7

2009 год

Январь

26,1

Февраль

24,2

Март

22,5

Апрель

21,4

Май

20,8

Июнь

19,5

Июль

19,6

Август

19,9

Сентябрь

18,9

Октябрь

17,9

Ноябрь

16,6

Декабрь

15,5

2010 год

Январь

13,5

Февраль

11,4

Март

10,4

Апрель

10,7

Май

11,4

Июнь

11,8

Июль

12,1

Август

10,7

Сентябрь

7,6

Октябрь

7,1

Ноябрь

6,8

Декабрь

5,9

2011 год

Январь

4,9

Февраль

4,0

Март

2,5

Апрель

1,2

Май

Не индексируется

Июнь

Не индексируется

Июль

Не индексируется

Август

1,1

Сентябрь

Не индексируется

Октябрь

Не индексируется

Ноябрь

Не индексируется

Декабрь

Не индексируется

2012 год

Январь

Не индексируется

Февраль

Не индексируется

Март

Не индексируется

Апрель

Не индексируется

Май

Не индексируется

Июнь

Не индексируется

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше