Проверки Пенсионного фонда: основные правила, документы, санкции
Представителей Пенсионного фонда, пришедших на проверку к предпринимателю, в первую очередь будет интересовать правильная и своевременная уплата ЕСВ как за себя, так и за работников. В общем случае такие проверки могут быть плановыми с периодичностью не чаще раза в год или внеплановыми по строго определенным основаниям. Вместе с тем некоторым категориям предпринимателей удастся избежать в этом году проверки благодаря действующему мораторию на проверки.
Об этих нюансах и о том, из каких документов предпринимателя «пенсионщики» будут черпать необходимые сведения, мы расскажем в данной статье.
Маргарита СМИРНОВА, консультант газеты «Собственное Дело»
Документы статьи
КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.
Закон о ЕСВ — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.
Закон № 1058 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.
Закон № 4448 — Закон Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности в отношении физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.2012 г. № 4448-VI.
Порядок № 233 — Порядок проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 09.03.2011 г. № 233.
Перечень вопросов — Перечень вопросов для осуществления плановых проверок органами Пенсионного фонда Украины, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 31.03.2011 г. № 9-1.
Приказ № 41 — Приказ Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины «Об утверждении Перечня типовых документов» от 20.07.98 г. № 41.
Инструкция № 21-5 — Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. № 21-5.
Порядок № 22-7 — Порядок рассмотрения органами Пенсионного фонда Украины жалоб на решение о наложении штрафа, начисление пени и заявлений плательщиков при согласовании ими требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 08.10.2010 г. № 22-7.
Основные правила проверок Пенсионного фонда
Проверки, которые осуществляются у предпринимателей органами Пенсионного фонда, проводятся в соответствии с «проверочным» Законом № 877 и специальными нормативными документами. В общем случае, согласно законодательству представители Пенсионного фонда имеют право проводить у предпринимателей как плановые, так и внеплановые проверки в соответствии с Порядком № 233.
В то же время, на сегодняшний день Законом № 4448, который вступил в силу с 7 апреля 2012 года, установлены ограничения для проверок большинством контролирующих органов, в том числе и Пенсионным фондом.
Согласно данному Закону проверяющие не должны приходить к предпринимателям, если относительно них выполняется два условия:
— в понимании Закона № 877 их деятельность не относится к высокой степени риска;
— они не являются плательщиками НДС, т. е. речь идет об единоналожниках групп 1, 2 и 3 со ставкой 5 % или «недотянувших» до обязательной регистрации общесистемщиках.
В то же время представителям Пенсионного фонда оставлено право приходить с плановыми и внеплановыми проверками к любым предпринимателям, деятельность которых отнесена к средней степени риска. То есть фактически от их проверок ограждены только предприниматели — неплательщики НДС, степень риска деятельности которых незначительная.
Для проверок различных контролирующих органов (в разных сферах) устанавливаются отдельные перечни критериев, на основании которых и определяются правила проверок (общих критериев для всех проверок нет). То, к какой степени риска относится деятельность предпринимателя, для проверок Пенсионного фонда определяется по перечням критериев, приведенным в Порядке № 233.
По ним определяется также и периодичность плановых проверок у предпринимателей, на которых мораторий не распространяется. Приведем в таблице критерии распределения предпринимателей и частоту плановых проверок Пенсионным фондом плательщиков ЕСВ.
Степень риска | Критерии отнесения плательщиков ЕСВ к степени риска | Частота плановых проверок |
Высокая | — использование труда наемных лиц без начисления ЕСВ | Не чаще одного раза в год
|
— неподача в Пенсионный фонд предусмотренных законодательством отчетов и сведений | ||
— систематическое нарушение установленных сроков уплаты ЕСВ | ||
— неначисление и неуплата ЕСВ (по информации подразделений налоговой милиции, других органов государственной власти или третьих лиц) | ||
Средняя | — осуществление начисления ЕСВ в размере меньше минимального страхового взноса в расчете на одного работника | Не чаще одного раза в два года
|
— нарушение установленных сроков подачи в Пенсионный фонд предусмотренных законодательством отчетов и сведений | ||
— нарушение установленных сроков уплаты ЕСВ | ||
— ошибки, несогласованность в отчетах и сведениях, подаваемых в Пенсионный фонд | ||
Незначительная | Нет признаков, предусмотренных для высокой и средней степени риска | Наложен запрет |
Отметим, что о проведении плановой проверки Пенсионный фонд письменно уведомляет плательщика не позднее чем за 10 дней до ее проведения (пункт 6 Порядка № 233). Порядком № 233 ограничены и сроки проведения таких проверок — не более 15 рабочих дней, а у субъектов малого предпринимательства — не более 5 рабочих дней.
Представителям Пенсионного фонда в ходе проверок согласно статье 13 Закона о ЕСВ предоставлены такие права:
1. Получать бесплатно от предприятий и предпринимателей сведения о начислении, исчислении и уплате ЕСВ, а также другие сведения, необходимые для выполнения возложенных на фонд функций.
В свою очередь, на плательщиков ЕСВ возложена обязанность допускать должностных лиц территориального органа Пенсионного фонда к проведению проверки правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ при наличии направления на проверку и удостоверения у проверяющих, предоставлять им предусмотренные законодательством документы и пояснения по вопросам, возникающим в процессе проверки (пункт 3 части 2 статьи 6 Закона о ЕСВ).
2. Требовать от предпринимателей устранения выявленных нарушений законодательства о ЕСВ.
3. Изымать в установленном законодательством порядке у предпринимателей копии документов, подтверждающих занижение размера зарплаты (дохода) и других выплат, на которые начисляется ЕСВ.
4. Применять финансовые санкции, предусмотренные Законом о ЕСВ, и взыскивать с плательщиков неуплаченные суммы ЕСВ.
Кроме того, за нарушения, связанные с исчислением и уплатой ЕСВ, предусмотрена административная ответственность, а за уклонение от уплаты ЕСВ также и уголовная ответственность.
Решения, принятые органами Пенсионного фонда по вопросам, которые относятся к их компетенции в соответствии с Законом о ЕСВ, являются обязательными к выполнению плательщиками ЕСВ, должностными и застрахованными лицами.
Согласно Порядку № 233 проверки правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ и достоверности сведений, поданных в Госреестр общеобязательного государственного соцстрахования, бывают плановые и внеплановые.
Какие документы будут проверять
О документах, из которых проверяющие будут черпать данные о правильности начисления и уплаты ЕСВ, говорится в пункте 2 части 1 статьи 13 Закона о ЕСВ. Так, выводы о соблюдении законодательства будут делаться на основании «бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов о начислении, исчислении и уплате единого взноса, достоверности сведений, поданных в Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования…».
Также проверяющие могут получать необходимые пояснения, справки и сведения (в частности, письменные) по вопросам, которые возникают во время такой проверки.
Очевидно, что бухгалтерские книги предприниматели не составляют, и предметом проверки должны быть расчетные ведомости, платежные документы об уплате ЕСВ и т. д. Вместе с тем четко перечень документов не конкретизирован и, к примеру, проверяющие могут для проверки суммы чистого дохода предпринимателей на общей системе просить показать Книгу учета доходов и расходов. Предприниматели, которые не захотят спорить с проверяющими, должны будут ее предъявить, а у более смелых, на наш взгляд, есть все основания этого не делать.
Перечень вопросов , а также некоторые источники сведений для плановых проверок мы приведем в конце статьи.
Обратите внимание, что в письме от 31.01.2012 г. № 2153/03-20 Пенсионный фонд отметил, что проверке подлежат документы плательщика ЕСВ за весь период с момента проведения предыдущей проверки плательщика. В частности это следует из части 16 статьи 25 Закона о ЕСВ, согласно которой срок давности относительно начисления, применения и взыскания сумм недоимки по ЕСВ, штрафов и начисленной пени не применяется. Аналогичная норма относительно пенсионных взносов содержится в части 15 статьи 106 Закона № 1058, нормы которого применяются и после введения ЕСВ.
Также в данном письме отмечено, что органы Пенсионного фонда сверяют сроки хранения первичных документов, учетных регистров, отчетов и т. д., установленные Приказом № 41. Кстати, в данном приказе сроки хранения первичных документов и учетных регистров в 3 года привязаны к завершению проверки именно налоговым органом (соответственно пункты 315 и 321). Что касается документов по начислению выплат работникам, то они должны храниться у предпринимателя (в архиве) 75 лет (пункты 316 и 317).
Порядок взыскания недоимки по ЕСВ
Порядок взыскания задолженности по ЕСВ регламентируется статьей 25 Закона о ЕСВ и разделом VI Инструкции № 21-5. Еще раз отметим, что срок давности по начислению, применению и взысканию сумм недоимки, штрафов и начисленной пени не применяется (часть 16 статьи 25 Закона о ЕСВ).
Для уплаты недоимки по ЕСВ органы Пенсионного фонда направляют предпринимателям — плательщикам ЕСВ требование об уплате долга по форме приложения 5 к Инструкции № 21-5.
Случаи и сроки направления Пенсионным фондом требования об уплате долга
Случаи выявления недоимки | Срок направления требования об уплате долга |
1) данные документальных проверок результатов деятельности плательщика или актов сверок с органами налоговой службы сумм дохода (прибыли) предпринимателей или самозанятых лиц свидетельствуют о доначислении сумм ЕСВ; | Одновременно с: |
Плательщик имеет на конец отчетного базового периода недоимку по уплате ЕСВ (п.п. «б» п. 6.3 Инструкции № 21-5) | Ежемесячно в течение 5 рабочих дней, следующих за отчетным базовым периодом. Требование формируется на основании данных лицевых счетов плательщиков на всю сумму долга |
Плательщик имеет на конец отчетного базового периода долги по уплате финансовых санкций (п.п. «в» п. 6.3 Инструкции № 21-5) |
Плательщик в течение 10 рабочих дней со дня получения требования обязан уплатить указанные в нем суммы недоимки, штрафов и пени (часть 4 статьи 25 Закона о ЕСВ; пункт 6.5 Инструкции № 21-5). Если плательщик не согласен с расчетом суммы недоимки, указанной в требовании, он сначала согласовывает ее с органами Пенсионного фонда согласно Порядку № 22-7, а в случае несогласования имеет право на обжалование требования в административном и судебном порядке.
Виды применяемых санкций
За нарушение норм законодательства о ЕСВ к плательщикам, на которых согласно Закону о ЕСВ возложена обязанность начислять, исчислять и уплачивать ЕСВ, применяются финансовые санкции в виде штрафов и пени согласно Закону о ЕСВ. С начислением пени и применением штрафов взыскивается сумма недоимки.
Штрафы. Налагаемые штрафные санкции за нарушения, связанные с ЕСВ, приведены в части 11 статьи 25 Закона о ЕСВ и подпунктах 7.2.1 — 7.2.6 Инструкции № 21-5.
Факты нарушений законодательства по ЕСВ оформляются актом (акт проверки или акт произвольной формы в случаях, которые не являются актом проверки). На основании акта и других материалов о нарушении начальник управления Пенсионного фонда выносит в отношении страхователей-нарушителей решение о применении штрафных санкций по соответствующей форме, приведенной в приложениях 9 — 14 к Инструкции № 21-5. Акт о нарушении вместе с решением о применении штрафных санкций в течение 3 рабочих дней после вынесения решения направляются (вручаются) плательщику в порядке, установленном для направления требований, либо вручаются физическому лицу.
Пеня. Согласно части 10 статьи 25 Закона о ЕСВ и пункту 7.5 Инструкции № 21-5 на сумму недоимки плательщику начисляется пеня из расчета 0,1 % суммы недоимки за каждый день просрочки платежа.
Порядок расчета пени приведен в пункте 7.5 Инструкции № 21-5:
1. Начисление пени начинается с первого календарного дня, следующего за днем окончания срока внесения соответствующего платежа, до дня его фактической уплаты (перечисления) включительно.
2. Документами, являющимися основанием для начисления пени , являются:
1) документы, подтверждающие сумму ЕСВ и срок его уплаты:
— отчет плательщика о начислении ЕСВ (с положительным значением);
— требование о доначисленных суммах ЕСВ по актам проверок, или актам сверок, или уведомлению-расчету;
— решение суда;
2) документы, подтверждающие сумму и дату погашения недоимки по ЕСВ:
— выписки со счетов в виде электронного реестра расчетных документов;
— корешок приходного документа о принятии учреждением банка платежей наличными;
— отчет плательщика о начислении ЕСВ с отрицательным значением;
— решение об исключении из Государственного реестра предприятий и организаций Украины;
— свидетельство о смерти физического лица.
3. Сумма пени рассчитывается по формуле:
Y = S х K х 0,1 % ,
где Y — сумма пени, начисляемая на фактически уплаченную сумму недоимки по уплате ЕСВ (округляется до второго знака после запятой);
S — фактически уплаченная сумма недоимки по уплате ЕСВ;
K — количество дней просрочки платежа;
0,1 % — ставка для начисления пени согласно части 10 статьи 25 Закона о ЕСВ.
Начисленные суммы штрафов и пени необходимо уплатить в течение 10 рабочих дней после поступления соответствующего решения.
Если предприниматель не согласен с применяемыми к нему санкциями, то как и в случае с недоимкой, такое решение органа Пенсионного фонда можно обжаловать в этот же срок в орган высшего уровня в порядке, определенном Порядком № 22-7, или в суд.
Административная ответственность. За нарушения, связанные с исчислением и уплатой ЕСВ, административная ответственность согласно нормам статей 1651 и 18823 КУоАП предусмотрена только для должностных лиц предприятий. Вместе с тем напомним, что по мнению Минюста, изложенному в письме от 03.11.2006 г. № 22-48-548, при нарушениях, связанных с уплатой ЕСВ за наемных работников, предприниматели-работодатели могут относиться к должностным лицам.
Ответственность при самостоятельном исправлении ошибок. При самоисправлениях у допустившего ошибки при исчислении ЕСВ страхователя есть шанс исправиться с минимальными потерями. Так, согласно части 2 статьи 25 Закона о ЕСВ в случае, если он выявит своевременно не начисленные суммы ЕСВ, то должен самостоятельно начислить ЕСВ и уплатить:
1) сумму доначисленного ЕСВ;
2) пеню в размере 0,1 % суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа (часть 10 статьи 25 Закона о ЕСВ).
Кроме того, представители Пенсионного фонда на основании пункта 3 части 11 статьи 25 Закона о ЕСВ начислят штраф в размере 5 % от доначисленной суммы ЕСВ за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который доначислена такая сумма, но не более 50 % суммы доначисленного ЕСВ (будет вынесено решение по форме приложения 11 к Инструкции № 21-5).
Ответственность по ЕСВ
Вид нарушения | Размер штрафа (санкции) |
Штрафные санкции к плательщику ЕСВ | |
Неуплата (неперечисление) или несвоевременная уплата (несвоевременное перечисление) ЕСВ | 10 % своевременно не уплаченных сумм |
Доначисление территориальным органом Пенсионного фонда или плательщиком своевременно не начисленного ЕСВ (п. 3 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕСВ; п.п. 7.2.3 Инструкции № 21-5) | 5 % доначисленной суммы за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который доначислена эта сумма, но не более 50 % суммы доначисленного ЕСВ |
Непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности, предусмотренной Законом о ЕСВ (п. 4 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕСВ; п.п. 7.2.4 Инструкции № 21-5) | 170 грн. |
Ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется ЕСВ (п. 5 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕСВ; п.п. 7.2.5 Инструкции № 21-5) (для предпринимателей — расчетных ведомостей и других документов по начислению ЕСВ) | От 136 до 255 грн. |
Неуплата, неполная уплата или несвоевременная уплата суммы ЕСВ одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется ЕСВ (авансовые платежи) (п. 6 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕСВ; | 10 % неуплаченных или несвоевременно уплаченных сумм |
Пеня | |
Начисление пени на сумму недоимки | Пеня из расчета 0,1 % суммы недоимки за каждый день просрочки платежа |
Перечень вопросов для осуществления плановых проверок
органами Пенсионного фонда Украины
Утвержден постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 31.03.2011 г. № 9-1
1. Ведение бухгалтерских документов о начислении, исчислении и уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый взнос) или взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование (далее — страховые взносы), в том числе правильность отражения в бухгалтерских документах сумм единого взноса, штрафов, пени и других платежей в Пенсионный фонд Украины на основании документов органов Пенсионного фонда Украины (уведомлений о перераспределении средств согласно календарной очередности возникновения долга, решений о применении штрафов и пени, расчетов фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий).
2. Правильность начисления и уплаты единого взноса:
2.1. Полнота отражения в отчетности сумм начисленной заработной платы по видам выплат, включающих основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно Закону Украины «Об оплате труда».
<…>
2.3. Полнота отражения в отчетности сумм вознаграждений, начисленных физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам.
2.4. Полнота отражения в отчетности сумм пособия по временной нетрудоспособности.
2.5. Правильность начисления и удержания единого взноса из сумм заработной платы:
2.5.1. Начисление единого взноса.
2.5.2. Удержание единого взноса.
<…>
2.7. Правильность начисления и удержания единого взноса из сумм вознаграждений за выполненные работы (предоставленные услуги) по гражданско-правовым договорам.
2.8. Правильность начисления и удержания единого взноса из сумм помощи по временной нетрудоспособности.
<…>
2.10. Уплата суммы единого взноса (авансовых платежей) одновременно с выплатой сумм заработной платы (дохода, денежного обеспечения), на суммы которой (которого) начисляется единый взнос.
2.11. Своевременность перечисления или зачисления банками на счета органов Пенсионного фонда сумм единого взноса, финансовых санкций.
3. Правильность начисления и уплаты страховых взносов:
3.1. Полнота отражения в отчетности сумм фактических расходов на оплату труда (денежного обеспечения) работников, включающих расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других поощрительных и компенсационных выплат, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно нормативно-правовыми актам, принятым в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда», выплата вознаграждений физическим лицам за выполнение работ (услуг) по соглашениям гражданско-правового характера, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, а также на суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, осуществляемой за счет средств работодателя, и пособия по временной нетрудоспособности.
3.2. Полнота отражения в отчетности сумм дохода в виде заработной платы, других выплат и вознаграждений, начисленных (выплаченных) плательщику согласно условиям трудового или гражданско-правового договора, сумм денежного обеспечения, включаемых в состав общего налогооблагаемого дохода.
3.3. Правильность начисления и удержания страховых взносов.
3.4. Уплата авансовых платежей в виде сумм страховых взносов, подлежащих уплате одновременно с выплатой заработной платы (дохода) (отражаются случаи нарушения плательщиком пропорциональной уплаты страховых взносов при получении средств на выплату заработной платы (дохода)).
3.5. Своевременность перечисления или зачисления банками на счета органов Пенсионного фонда сумм страховых взносов, финансовых санкций.
4. Правильность начисления страховых взносов за отдельные категории застрахованных лиц.
5. Правильность начисления сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций.
6. Проверка достоверности формирования и подачи сведений о застрахованном лице, используемых в системе общеобязательного государственного социального страхования:
6.1. Правильность формирования сведений о начислении заработной платы (дохода) застрахованных лиц:
6.1.1. Правильность формирования сведений о начислении заработной платы (дохода) застрахованных лиц за период с 01.01.2011 г.
6.1.2. Правильность формирования сведений о начислении заработной платы (дохода) застрахованных лиц за период с 01.01.2010 г. по 01.01.2011 г.
6.1.3. Правильность формирования сведений о начислении заработной платы (дохода) застрахованных лиц за период до 01.01.2010 г.
<…>