Темы статей
Выбрать темы

Помощь по уходу за ребенком до трех лет: размер и правила получения

Редакция СД
Статья

Помощь по уходу за ребенком до трех лет: размер и правила получения

 

Помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста — это один из видов «детских» пособий, на которое имеют право все лица, воспитывающие ребенка данного возраста, в том числе предприниматели на любой системе налогообложения и их наемные работники.

Предприниматели имеют право на «детские» пособия независимо от того, заключили они договор добровольного социального страхования с Пенсионным фондом или нет.

Заметим, что «детские» выплаты, которые получают за счет социальных фондов, принято называть пособиями, а выплаты за государственные средства — помощью.

О документах, которые нужно подавать для получения помощи по уходу за ребенком до трех лет, о ее размере и правилах представления, мы поговорим в данной статье.

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

НКУ Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 2811 — Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г. № 2811-XII.

Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Порядок № 1751 Порядок назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1751.

Методика № 486 — Методика исчисления совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи, утвержденная совместным приказом Минтруда, Минэкономики, Минфина, Госкомстата и Госкоммолодежьспорта от 15.11.2001 г. № 486/202/524/ 455/3370.

 

Кто имеет право на помощь по уходу за ребенком до трех лет

Помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (далее — помощь) выплачивается из бюджетных средств. На нее имеют право и физлица-предприниматели (на любой системе налогообложения), и наемные работники. Для получения помощи им нужно обратиться в управление труда и социальной защиты населения (далее — соцуправление).

В соответствии со статьей 13 Закона № 2811 помощь предоставляется лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком. Это может быть один из родителей ребенка, усыновитель, опекун, дед, бабка или другой родственник.

Согласно пункту 18 Порядка № 1751 помощь назначается:

предпринимателям со дня обращения за ее назначением, но не ранее чем со дня, следующего за днем окончания отпуска в связи с беременностью и родами, фактически речь идет о периоде, составляющем в общем случае 70 календарных дней до родов и 56 дней после (126 календарных дней);

— наемным работникам со дня наступления отпуска для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (далее — отпуск для ухода до трех лет) по день его окончания.

Отметим, что выплата данной помощи женщине-предпринимателю не прекращается даже в том случае, если она решит возобновить или будет продолжать предпринимательскую деятельность в период получения помощи (абзац седьмой подпункта 2 пункта 23 Порядка № 1751).

Вместе с тем, если наемный работник выйдет на работу на полный рабочий день до того, как ребенку исполнится три года, то выплата помощи прекратится. В то же время право на помощь сохранится, если лицо будет исполнять трудовые обязанности в режиме неполного рабочего времени.

Усыновителям и опекунам помощь назначается на тех же условиях, но не ранее чем со дня принятия решения об усыновлении или установлении опеки.

В соответствии с пунктом 19 Порядка № 1751 помощь выплачивается ежемесячно со дня ее назначения по день достижения ребенком трех лет включительно.

 

Размер помощи

Помощь может назначаться либо в:

— минимальном размере — 130,00 грн.;

— размере, зависящем от дохода семьи, который определяется как разница между 100 процентами прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев (статья 15 Закона № 2811). Размеры прожиточных минимумов мы приводили в «СД», 2012, № 1, с. 34.

В случае утверждения нового размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц размер помощи пересчитывается без обращения ее получателя с месяца вступления в силу акта законодательства, устанавливающего новый прожиточный минимум.

 

Отпуск для ухода до трех лет

В общем случае при рождении (усыновлении) ребенка работодатель может предоставить работнику по его желанию два вида социальных отпусков:

1) отпуск в связи с беременностью и родами;

2) отпуск для ухода до трех лет.

Отпуск в связи с беременностью и родами работодатель предоставляет беременной женщине на основании выданного ей медзаведением листка нетрудоспособности и ее заявления. Его продолжительность составляет 126 календарных дней (140 календарных дней — при рождении двоих и более детей и при осложнениях во время родов). За дни отпуска выплачивается пособие по беременности и родам за счет средств Фонда «временной нетрудоспособности».

По окончании отпуска в связи с беременностью и родами женщина должна либо выйти на работу, либо, по ее желанию, работодатель предоставляет ей отпуск для ухода до трех лет. Как уже говорилось, этот отпуск может быть полностью или частично использован также отцом ребенка, бабкой, дедом или другими родственниками, которые фактически осуществляют уход за ребенком, или лицом, которое усыновило или взяло ребенка под опеку.

Для назначения отпуска женщина должна написать заявление с просьбой предоставить ей отпуск, а работодатель — издать приказ (распоряжение). К заявлению необходимо приложить копию свидетельства о рождении ребенка.

Чтобы уйти в отпуск для ухода до трех лет другому работающему лицу (не матери) — отцу ребенка, бабке, деду или другому родственнику, по своему месту работы помимо заявления необходимо подтвердить право на такой отпуск. Согласно статье 20 Закона об отпусках для таких лиц предусмотрено предоставление справки с места работы (учебы, службы) матери ребенка о том, что она вышла на работу до окончания срока этого отпуска и выплата пособия по уходу до трех лет ей прекращена (с указанием даты). Хотя, на наш взгляд, в ней достаточно указать, что мать ребенка вышла на работу в режиме полного рабочего времени, так как работодатель выплату все равно не осуществляет.

Для назначения соцуправлением помощи наемному работнику, который фактически осуществляет уход за ребенком (родитель, усыновитель, опекун, дед, бабка), предприниматель-работодатель должен выдать такие документы:

1) справку , к которой при отсутствии печати прилагается копия выписки или извлечения. Соответственно, при наличии печати ею просто визируют справку, выданную предпринимателем в произвольной форме;

2) справку с места работы о начале выполнения трудовых обязанностей в режиме неполного рабочего времени или на дому — для лиц, которые, находясь в отпуске для ухода до трех лет, решили работать в режиме неполного рабочего времени или на дому.

Если лицо, которое осуществляет уход за ребенком до трех лет, решило выйти на работу в режиме полного рабочего времени или взять отпуск в связи с учебой до окончания отпуска для ухода до трех лет, работодатель обязан уведомить об этом соцуправление по месту проживания такого лица (пункт 20 Порядка № 1751). Срок уведомления — 5 дней после издания приказа (распоряжения) о прекращении отпуска для ухода до трех лет.

Выплата помощи прекращается со дня начала выполнения трудовых обязанностей в режиме полного рабочего времени или со дня начала учебы.

Если лицо, получающее помощь, уволилось с работы, то ему необходимо обратиться в соцуправление по месту получения помощи и подать заявление на ее назначение как неработающему лицу. Помощь будет назначена только со дня подачи такого заявления и копии трудовой книжки.

Заметим, что согласно подпункту 291.4.1 НКУ для предпринимателей на едином налоге при расчете общего количества лиц, состоящих в трудовых отношениях с ними, не учитываются наемные работники, находящиеся в отпуске для ухода до трех лет.

Что касается самих предпринимателей, то они не могут отправить себя в отпуск для ухода до трех лет (он предусмотрен только для наемных работников), однако право на помощь у них все равно остается до момента достижения ребенком указанного возраста.

Обратите внимание, если мать ребенка является предпринимателем , то, как следует из разъяснения письма Минсоцполитики от 20.05.2011 г. № 168/13/116-11, его отец не имеет права на отпуск для ухода до трех лет.

При этом, как отмечает Минсоцполитики, право на отпуск отца ребенка, бабки, деда или других родственников, фактически ухаживающих за ребенком, предусмотренное частью 3 статьи 18 Закона об отпусках, напрямую зависит от права матери ребенка на такой отпуск, т. е. является производным от него. Вместе с тем мать ребенка, осуществляющая предпринимательскую деятельность и не состоящая в трудовых отношениях, воспользоваться правом на отпуск не может, однако право на помощь у нее все равно остается.

Именно на этом основании Минсоцполитики делает вывод, что отец ребенка не сможет воспользоваться правом на такой отпуск по месту своей работы.

 

Документы, необходимые для получения помощи

Для получения помощи предпринимателю или его наемному работнику необходимо обратиться в соцуправление по месту регистрации (прописки) или фактического проживания при условии подачи справки о неполучении указанной помощи по месту регистрации.

Для получения помощи в минимальном размере достаточно подать в соцуправление следующие документы (пункт 20 Порядка № 1751):

а) всем лицам:

— заявление, составляемое по форме, утвержденной Минтруда;

— копию свидетельства о рождении ребенка.

б) в зависимости от того, к какой категории относится заявитель:

— справку работодателя, о которой говорилось выше (при необходимости с приложенными копиями);

— выписку или извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

— копию решения об усыновлении или установлении опеки — для усыновителей и опекунов.

Кроме вышеперечисленных документов, лицо, обращающееся за получением помощи, при себе должно иметь: паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность) и справку о присвоении ИНН.

Помощь в минимальном размере назначается на весь срок, т. е. со дня назначения помощи до дня достижения ребенком трехлетнего возраста включительно.

Для получения помощи в размере, превышающем минимальный, необходимо дополнительно подать в соцуправление такие документы:

1) заявление, составляемое по форме, утвержденной Минтруда;

2) справку о составе семьи (из ЖЭКа);

3) декларацию о доходах и имущественном состоянии;

4) справки о доходах каждого члена семьи.

 

Какой день считается днем обращения за назначением помощи

Днем обращения за назначением помощи считается день приема соцуправлением соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если к заявлению не приложены все необходимые документы, соцуправление уведомляет заявителя о том, какие документы должны быть поданы дополнительно. Если они будут поданы не позднее чем в течение одного месяца со дня получения указанного уведомления, днем обращения считается день приема заявления.


Пример 1. 28 мая 2012 года за помощью обращается женщина-предприниматель. Ее отпуск в связи с беременностью и родами заканчивается 11 июня 2012 года, а, следовательно, помощь будет назначена с 12 июня 2012 года, т. е. со дня возникновения права на помощь (со дня, следующего за днем окончания отпуска в связи с беременностью и родами).


 

Как определяется увеличенный размер помощи

Помощь в размере, превышающем минимальный, зависит от дохода семьи, определяемого согласно Методике № 486.

В состав семьи лица, обратившегося за ее назначением, включаются:

1) муж (жена);

2) родные, усыновленные и подопечные дети указанных лиц в возрасте до 18 лет, а также дети в возрасте до 23 лет, которые учатся на дневной форме в высших учебных заведениях I — IV уровня аккредитации, профессионально-технических и общеобразовательных учебных заведениях и не имеют собственных семей, независимо от места проживания или регистрации места проживания;

3) неженатые совершеннолетние дети, признанные инвалидами с детства I и II групп либо инвалидами I группы и проживающие вместе с родителями;

4) нетрудоспособные родители мужа и жены, проживающие вместе с ними и находящиеся на их иждивении в связи с отсутствием собственных доходов;

5) женщина и мужчина, проживающие одной семьей, которые не находятся в браке, но имеют общих детей.

В состав семьи бабки, деда или другого родственника, который фактически осуществляет уход за ребенком, не является усыновителем или опекуном ребенка и обращается за назначением помощи, не включается ребенок, на уход за которым назначается такая помощь (пункт 22 Порядка № 1751).

Большинство видов дохода (в том числе и все виды государственных социальных выплат) учитываются при определении размера помощи. Не включаются в совокупный доход семьи:

1) уплачиваемые лицом алименты;

2) часть помощи при рождении и при усыновлении ребенка, выплачиваемой единовременно;

3) помощь на погребение;

4) единовременная помощь, предоставляемая по решениям органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций независимо от форм собственности;

5) жилищная субсидия;

6) денежное обеспечение военнослужащих срочной службы;

7) расчетная сумма дохода от земельной доли (пая), выделенной в результате деления на паи земли, не используемой по уважительным причинам (в частности в результате преклонного возраста, инвалидности, наличия малолетних детей и т. п.) семьями, состоящими из лиц преклонного возраста, инвалидов, а также многодетными семьями с малолетними детьми;

8) суммы, уплачиваемые предприятиями, учреждениями и организациями по договорам добровольного медицинского страхования своих работников;

9) помощь общественных и благотворительных организаций;

10) единовременное вознаграждение женщинам, которым присвоено почетное звание Украины «Мать-героиня».

Также в совокупный доход не включается соответствующая помощь, для назначения которой исчисляется совокупный доход. Например, при определении размера данного вида помощи не включается ее ранее полученная сумма за предыдущие шесть месяцев.

Приведем пример расчета помощи в повышенном размере.


Пример 2. Количество членов семьи составляет 4 человека: жена, муж и двое детей (10 лет и 2 года). В семье работает только муж, зарплата которого составляет 1600,00 грн. в месяц. Жена находится в отпуске по уходу до трех лет и получает помощь в сумме 130,00 грн. В июле 2012 года женщина обращается за помощью в размере, превышающем минимальный.

Соцуправлением произведен следующий расчет помощи:

1. Совокупный доход семьи за шесть месяцев, предшествовавших месяцу обращения (с января по июнь 2012 года): 1600,00 грн. х 6 мес. = 9600,00 грн.

2. Среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одного человека: 9600,00 грн. : 6 мес. : 4 чел. = = 400,00 грн.

3. Размер помощи с учетом прожиточных минимумов 2012 года:

— в июле — сентябре: 1102,00 - 400,00 = 702,00 грн.;

— в октябре — ноябре: 1118,00 - 400,00 = 718,00 грн.;

— в декабре: 1134,00 - 400,00 = 734,00 грн.


Выплата помощи, размер которой превышает минимальный, осуществляется в течение шести календарных месяцев. Если лицо, которому назначена помощь, после окончания указанного срока не подтвердило право на назначение помощи в размере, превышающем минимальный, она начинает выплачиваться в минимальном размере.

 

Как определяется доход члена семьи — предпринимателя

Мать ребенка имеет право получить помощь в увеличенном размере, если членом ее семьи является предприниматель.

Доход предпринимателей, в том числе и тех, которые сами имеют право на помощь в увеличенном размере, определяется на основании данных государственных налоговых инспекций, т. е. выданных ими справок, а если такие получить невозможно, то на основании данных книг учета доходов и расходов (подпункт 5.4 Методики № 486).

Так, предпринимателям на едином налоге справка о доходах может выдаваться на основании данных их отчетных налоговых деклараций (за квартальный или годовой период нарастающим итогом) или деклараций с пометкой «довідково», за «місяць»,если нужно получить справку о доходах за периоды, которые «не вписываются» в рамки отчетных периодов (с февраля по июль и т. д.).

Что касается предпринимателей на общей системе, которые предоставляют годовую декларацию (квартальную только за первый квартал работы), то им получить от налоговой инспекции справку о доходах за шесть месяцев по данным декларации невозможно.

Поэтому из-за отсутствия четких данных, которые могут быть предоставлены налоговыми органами, доходы таких предпринимателей определяются на основании данных Книги учета доходов и расходов по установленной форме. При этом размер их среднемесячного дохода исчисляется исходя из общего чистого дохода за предыдущие шесть месяцев, деленного на 6 (подпункт 7.15 Методики № 486). Сотрудник соцуправления должен сверить данные, указанные в декларации, заполняемой для получения помощи, и записи в Книге учета доходов и расходов предпринимателя.

 

Как переоформить помощь по новому месту жительства

Получателю помощи, изменившему место жительства, ее выплата должна продолжится по новому месту проживания со дня (месяца) обращения, но не ранее чем со дня регистрации (пункт 54 Порядка № 1751).

Отметим, что в случае прекращения регистрации и переезда в другую местность у соцуправления есть все законные основания прекратить выплату помощи с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли указанные обстоятельства.

Поэтому получателю помощи сразу после регистрации по новому месту нужно подать в соцуправление следующие документы:

1) заявление и пакет документов, необходимых для назначения помощи в размере, превышающем минимальный (если он на него имеет право);

2) заявление по запросу личного дела от соцуправления по предыдущему месту получения помощи.

При соблюдении данного порядка соцуправлением по новому месту регистрации будет назначена помощь с месяца обращения и выплачена с учетом выплаченной помощи по предыдущему месту регистрации.

 

Выводы

Помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста может предоставляться как наемным работникам предпринимателей, так и самим предпринимателям, воспитывающим ребенка данного возраста (при этом деятельность можно не приостанавливать).

Помощь может назначаться либо в минимальном размере — 130 грн., либо в размере, зависящем от дохода семьи, который определяется как разница между 100 процентами прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев.

Для того чтобы лицу назначили помощь, ему нужно предоставить ряд документов, в частности свидетельство о рождении ребенка, справку работодателя, выписку или извлечение из Единого госреестра (для предпринимателей). Если лицо претендует на помощь в повышенном размере, то ему нужно заполнить декларацию о доходах членов своей семьи (на основании справок о доходах или Книги учета доходов и расходов предпринимателя).

Отметим, что в общем случае право на помощь в повышенном размере будут иметь лица с доходом на одного члена семьи ниже прожиточного минимума на трудоспособных лиц.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше