На заметку
Незначительные изменения в НДС-отчетности
Приказ Минфина от 10.02.2012 г. № 143
Во исполнение Закона Украины от 22.12.2011 г. № 4268-VI Минфин приказом от 10.02.2012 г. № 143 внес изменения в формы НДС-декларации перерабатывающего предприятия и общей декларации по НДС.
Помимо названия строки 16.3 в общей НДС-декларации косметической правке подверглось также приложение 7 (по определению «части использования»), в котором Минфин исправил ни на что не влияющую ошибку.
Приказ № 143 вступает в силу со дня официального опубликования. С учетом того, что приказ опубликован в «Офіційному віснику України» от 02.03.2012 г. № 15, впервые подавать обновленную отчетность по НДС нужно будет за март 2012 года (пункт 46.6 Налогового кодекса).
НДС-декларации за февраль 2012 года подаются по старой форме, без учета изменений.
Изменения в Положение об НДС-регистрации: с учетом новой «упрощенки»
Приказ Минфина «Об утверждении Изменений в Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость» от 10.02.2012 г. № 144
Положение об НДС-регистрации менялось не так давно. Но учитывая, что вскоре после этих изменений вступили в силу новые правила работы на упрощенной системе, возникла необходимость Положение о регистрации плательщиков НДС еще раз обновить. Что и сделал Минфин приказом № 144.
Для начала коротко выделим основные изменения, а потом детальнее коснемся вопроса НДС-регистрации единоналожников.
1. «Узаконена» неразбериха с НДС-регистрацией / аннулированием НДС-регистрации при переходе на единый налог на рубеже 2011/2012 годов. ГНСУ аналогичные выводы уже озвучила ранее в своем письме от 31.01.2012 г. № 2955/7/18-3117.
Неплательщик НДС с 01.01.2012 г. пожелал работать на ставке ЕН 3 % (с НДС). Не позже 25.01.2012 г. подал заявление о применении упрощенной системы с этой ставкой (3 %) | Если такой плательщик соответствует критериям обязательной (статья 181 НКУ) или добровольной (статья 182 НКУ) НДС-регистрации и подал заявление на НДС-регистрацию не позже 25.01.2012 г., его регистрируют плательщиком НДС днем (датой) внесения соответствующей записи в реестр плательщиков НДС (а не 01.01.2012 г., при этом по ставке 3 % ЕН будут облагаться доходы с 01.01.2012 г.) | В данном случае ГНСУ оказалась либеральнее, чем мы предполагали. |
Плательщик НДС с 01.01.2012 г. пожелал работать на ставке ЕН 5 % или по ставке в проценте от минзарплаты. Не позже 25.01.2012 г. подал заявление о применении упрощенной системы с этой ставкой | Датой аннулирования НДС-регистрации является: | Напомним, что переход на единый налог, не предусматривающий уплату НДС, по прежнему является самостоятельным основанием для аннулирования НДС-регистрации (подпункт «в» пункта 184.1 НКУ) |
Кроме этого, с оглядкой на новые правила работы на едином налоге дополнены основания для НДС-регистрации, о чем мы скажем подробнее позже.
2. Упрощена форма заявления на НДС-регистрацию (ф. № 1-ПДВ).
3. Уточнен порядок действий плательщика НДС в случае перерегистрации по причине возникновения изменений в данных плательщика НДС.
Появился такой нюанс. Если изменения в данных плательщика НДС касаются:
— наименования юрлица и такие изменения не связаны с реорганизацией юридического лица путем слияния, присоединения, разделения или преобразования либо связаны с преобразованием юрлица в случае, когда датой госрегистрации юрлица, созданного в результате преобразования, является дата госрегистрации юрлица, прекращенного в результате преобразования;
— фамилии, имени, отчества физического лица — предпринимателя,
при использовании реквизитов старого свидетельства такой плательщик НДС указывает одновременно новое и предыдущее наименование (фамилию, имя, отчество).
Теперь снова вернемся к плательщикам единого налога.
Нужно отметить, что Минфин оставил за кадром вопросы НДС-регистрации единоналожников, прямо не урегулированные НКУ. Куда дальше в этом вопросе продвинулась ГНСУ в Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом ГНСУ от 20.02.2012 г. № 131 (см. «СД», 2012, № 5, с. 13). Надеемся, что налоговики будут следовать этим своим разъяснениям. Скажем лишь о дополнительных нюансах, связанных с появлением комментируемого приказа Минфина.
Итак, четко установлены сроки для подачи заявления на НДС-регистрацию (мы остановимся лишь на тех случаях, по которым была неопределенность) плательщиками, которые удовлетворяют обязательным/добровольным критериям для НДС-регистрации:
— неплательщиками НДС, которые переходят на единый налог и при этом избирают ставку ЕН 3 %, — не позднее чем за 15 дней до начала квартала, с которого лицо хочет перейти на единый налог по ставке 3 %;
— единоналожниками — неплательщиками НДС (предпринимателями), которые переходят из группы 1 в группу 3 или из группы 2 в группу 3 вследствие превышения критерия дохода и при этом желают (обязательная НДС-регистрация в таком случае не предусмотрена) быть плательщиками НДС (платить ЕН по ставке 3 %), — не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом, в котором допущено превышение, одновременно с заявлением о переходе в группу 3;
— единоналожниками — неплательщиками НДС (предпринимателями), которые переходят из группы 1 в группу 3 по собственному желанию и при этом желают быть плательщиками НДС (платить ЕН по ставке 3 %) (аналогичный подход, на наш взгляд, должен работать и в случае перехода из группы 2 в группу 3, но поскольку в НКУ о таком переходе прямо ничего не сказано, Минфин предпочел об этом умолчать), — не позднее чем за 15 дней до начала квартала, с которого лицо хочет перейти на 3 %;
— единоналожник — неплательщик НДС переходит с единого налога на общую систему по причине превышения критерия дохода — не позднее 10 числа месяца, в котором осуществлен переход (если плательщик удовлетворяет критериям для обязательной НДС-регистрации).
В заключение еще укажем на такой нюанс. Перечень причин/критериев для НДС-регистрации (из приложения 1 к заявлению на НДС-регистрацию), которые нужно указывать в пункте 5 заявления на НДС-регистрацию, не является полным. В связи с этим нужно воспользоваться последней указанной в списке причиной/критерием «Особа підлягає реєстрації в інших випадках, передбачених законодавством…»).
Налоговики ускорили срок выдачи документов и справок
Приказ ГНСУ от 24.01.2012 г. № 63 Письмо ГНСУ от 09.02.2012 г. № 3833/7/18-3117
Письмо ГНСУ от 25.01.2012 г. № 2351/7/22-3317
С целью повышения уровня обслуживания налогоплательщиков (физических и юридических лиц) при предоставлении административных услуг сокращены сроки выдачи налогоплательщикам документов и справок:
— выдача справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам — в течении 5 рабочих дней (ранее — до 15 календарных дней);
— выдача (замена) физическим лицам карточек плательщиков — не позднее 5 рабочих дней со дня представления в орган ГНС соответствующего заявления (сообщения) о регистрации (внесении изменений);
— выдача справки об изменении регистрационного номера учетной карточки и о полученных доходах — в течение 5 рабочих дней со дня обращения в орган ГНС по месту регистрации или в течение 10 рабочих дней со дня обращения в орган ГНС по новому месту жительства, месту получения доходов или месту нахождения другого объекта налогообложения физического лица;
— выдача уведомлений, справок по вопросам регистрации и учета плательщиков налогов с соблюдением сроков, определенных Порядком учета плательщиков налогов и сборов (приказ Минфина от 09.12.2011 г. № 1588), а в случаях, когда такие сроки не определены, — в срок до 5 рабочих дней;
— выдача справки о проведении декларирования валютных ценностей, доходов и имущества, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами, и справки об отсутствии за пределами Украины валютных ценностей и имущества — в течении 5 рабочих дней.
Завышение зарплаты будущим «декретчицам»: Фонд «временной нетрудоспособности» проводит тематические проверки
Письмо Минсоцполитики от 23.12.2011 г. № 472/18/99-11
По мнению Фонда «временной нетрудоспособности», повышение должностных окладов беременным женщинам перед наступлением страхового случая с несоблюдением межквалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов), предусмотренных частью 3 статьи 6 Закона об оплате труда, является злоупотреблением при оплате труда.
Поэтому при обработке заявлений-расчетов страхователей о проведении финансирования пособия по беременности и родам в крупных размерах, значительно превышающих фонд оплаты труда по предприятию, рабочими органами Фонда «временной нетрудоспособности» проводятся тематические проверки, к которым при необходимости привлекаются территориальные инспекции труда и центры занятости. По итогам таких проверок соответствующие обращения направляются в правоохранительные органы для реагирования.
Для того чтобы не вызывать у проверяющих сомнений, можно воспользоваться практическими советами, которые изложены в рекомендациях по оплате труда (материальному стимулированию труда), утвержденных приказами Минтруда от 31.03.99 г. № 44, от 29.01.2003 г. № 23 и от 13.08.2004 г. № 186.
В частности, незапрещенными приемами материального стимулирования являются применение систем премирования за индивидуальные или коллективные достижения, применение систем оплаты труда, направленных на повышение эффективности, и др. Доплаты и надбавки рекомендуется оформлять приказом или распоряжением руководителя предприятия.
Также в письме обращено внимание на то, что во всех исполнительных дирекциях Фонда «временной нетрудоспособности» созданы оперативные рабочие группы по контролю за фактами незаконной выдачи и продления листков нетрудоспособности, а также подделки, фальсификации и «торговли» листками нетрудоспособности.