Нюансы проверок органами по защите прав потребителей
Ситуация. Предприниматель торгует непродовольственными товарами импортного производства. У него есть все необходимые документы на товар, в которых приведена нужная информация, в частности накладные на товар, в которых указаны номера сертификатов соответствия.
Вместе с тем при проверке представители органа по защите прав потребителей посчитали нарушением отсутствие на товаре маркировки, со сведениями о том, кем и когда ввезен товар. Должна ли быть на импортных товарах данная маркировка? Наличие какой информации о товарах могут проверять представители органов по защите прав потребителей, с какой периодичностью они могу приходить на проверки?
Ольга ДИДЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»
Проверки предпринимателей органами по защите прав потребителей
Для начала поговорим об особенностях проведения у предпринимателей проверок представителями органов по защите прав потребителей. Согласно статье 26 Закона № 1023 представители органов по защите прав потребителей проверяют у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг соблюдение установленных правил торговли (предоставления услуг) .
Вместе с тем мы можем обрадовать предпринимателей — не плательщиков НДС, т. е. единоналожников групп 1, 2 и 3 со ставкой 5 % и некоторых общесистемщиков, при условии, что их деятельность не отнесена к высокой степени риска в понимании Закона № 877 (т. е. это касается большинства предпринимателей). Благодаря новому Закону № 4448 для них снова введен мораторий на проверки контролирующих органов, осуществляемых в рамках «проверочного» Закона № 877, т. е. которым руководствуются и представители органов по защите прав потребителей (см. «СД», 2012, № 8, с. 2).
Напомним, что то, к какой степени риска относится деятельность предпринимателя (высокой, средней, незначительной), определяется по специальным перечням критериев, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины справка 1.
При этом для проверок различных контролирующих органов (в разных сферах) устанавливаются отдельные перечни критериев, на основании которых и определяются правила проверок (общих критериев для всех проверок нет).
Критерии, по которым деятельность предпринимателя относится к высокой, средней или низкой степени риска для проведения проверок в сфере прав потребителей, приведены в постановлении № 1164. Приведем данные критерии ниже:
Степень риска | ||
высокая | средняя | незначительная |
1 | 2 | 3 |
Согласно пункту 4 постановления № 1164 субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность по производству, выпуску и реализации продукции (выполнению работ, предоставлению услуг), распределяются по кодам видов хозяйственной деятельности, определенным в ГКПУ (016-97). Вместе с тем на сегодняшний день параллельно действует еще один классификатор ГКПУ (016:2010), но судя по тому, что изменения в постановление № 1164 не внесены, для распределения сейчас используется только ГКПУ (016-97). | ||
1) продукция пищевой промышленности и переработки сельскохозяйственных продуктов: 5) кокс, продукция нефтепереработки: | 1) продукция промышленная прочая: | 1) металлы основные и металлические изделия, изготовленные заводским способом: — аппаратура приемная, записывающая и для воспроизведения звука и изображения — код 32.3; |
* К субъектам хозяйствования с высокой степенью риска относятся субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность по производству, выпуску и реализации продукции (выполнению работ, предоставлению услуг) для детей. |
Как видим, деятельность большинства производителей и тех, кто занимается торговлей пищевыми продуктами, одеждой, обувью, мебелью, косметикой, игрушками, попадает в высокую степень риска, а это значит, что их могут проверять как планово, так и внепланово (по основаниям, установленным Законом № 877). То же самое касается и всех предпринимателей — плательщиков НДС.
Если же вид деятельности предпринимателя — неплательщика НДС согласно постановлению № 1164 в высокую степень риска точно не попадает, то представители органов по защите прав потребителей не имеют права проводить у него плановые проверки. Что касается внеплановых проверок, то статьей 3 Закона № 4448 для органов по защите прав потребителей предусмотрено исключение, которое дает им право приходить с внеплановыми проверками на основании полученных жалоб потребителей.
Итак, плановые проверки у предпринимателей, на которых не распространяется освобождение Закона № 4448, будут осуществляться со следующей периодичностью, в зависимости от вида деятельности:
— с высокой степенью риска — не чаще одного раза в год;
— со средней степенью риска — не чаще одного раза в два года;
— с незначительной степенью риска — не чаще одного раза в три года.
Ограничения для периодичности проведения внеплановых проверок не предусмотрены, однако прийти с ней к предпринимателю органы по защите прав потребителей могут по нескольким основаниям:
— по обращениям физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства;
— по заявлению самого субъекта хозяйствования о проведении проверки по его желанию;
— для проверки выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений либо других распорядительных документов по устранению нарушений, выданных по результатам проведения плановых проверок;
— при выявлении и подтверждении недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, представленных субъектом хозяйствования;
— из-за непредставления в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных пояснений о причинах, которые препятствовали представлению таких документов.
В ходе проверок представители органов по защите прав потребителей имеют право, в частности:
1) беспрепятственно посещать и обследовать в соответствии с законодательством производственные, складские, торговые и другие помещения субъектов хозяйствования;
2) отбирать в установленном Кабинетом Министров Украины порядке образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества;
3) получать бесплатно копии необходимых документов, которые характеризуют качество продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий, используемых для производства этой продукции (сопроводительных документов на продукцию, которая находится на реализации);
4) предпринимать в установленном порядке предусмотренные законодательством меры к субъектам хозяйствования, которые допустили нарушение прав потребителей, и вносить соответствующие предложения относительно их последующей деятельности и привлечения к ответственности виновных в нарушении прав потребителей и т. д.
Обязанность предоставлять потребителям информацию о товарах, их качестве и безопасности является объектом таких проверок, так как это одно из требований Закона № 1023, Правил № 104 и других нормативных документов. Подробнее о том, какую именно информацию будут проверять, мы расскажем далее.
Информация для потребителей
Перечень информации о непродовольственных товарах, которая обязательно должна доводиться до сведения потребителей, приведен в статье 15 Закона № 1023 и пункте 16 раздела I Правил № 104 (см. таблицу).
Вид обязательной информации | Способ предоставления |
1 | 2 |
Название товара, наименование или воспроизведение знака для товаров и услуг, по которым они реализуются | На товаре (упаковке), на ценнике или ином носителе в месте реализации |
Наименование нормативных документов, требованиям которых должны соответствовать отечественные товары | На товаре (упаковке), если речь идет о документах относительно качества, которому он должен соответствовать, в инструкции, в месте реализации, в «уголке потребителя» и т. д. |
Данные об основных свойствах товара | На товаре (упаковке), в инструкции к нему и т. д. |
Сведения о содержании вредных для здоровья веществ, которые установлены нормативно-правовыми актами, и предостережения относительно применения отдельных товаров, если такие предостережения установлены нормативно-правовыми актами | На товаре (упаковке), в инструкции и т. д. |
Данные о цене (тарифе), условиях и правилах приобретения товара | На ценнике, в «уголке потребителя» и т. д. |
Дата изготовления | На товаре (упаковке) |
Сведения об условиях хранения | На товаре (упаковке), в инструкции и т. д. |
Гарантийные обязательства производителя (исполнителя) | Установленные нормативными документами — в «уголке потребителя», в инструкции и т. д. |
Правила и условия эффективного и безопасного использования товара | На товаре (упаковке), в инструкции и т. д. |
Срок годности (срок службы) товара, сведения о необходимых действиях потребителя после его окончания, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий. Если товары при каких-то условиях могут стать опасными для жизни, здоровья потребителя и т. д., то продавец также должен предоставлять подобную информацию | На товаре (упаковке), в инструкции и т. д. |
Наименование и местонахождение производителя (исполнителя, продавца) и предприятия, которое осуществляет его функции по принятию претензий от потребителя, а также проводит ремонт и техническое обслуживание | На товаре (упаковке), в инструкции и т. д. |
Кроме того, если товары подлежат обязательной сертификации или декларированию, то в документах на товар должны приводится номера сертификатов соответствия либо деклараций соответствия.
Также качество и безопасность некоторых видов импортных товаров должно подтверждаться санитарно-эпидемиологическими сертификатами, которые выдает производителям (импортерам) СЭС. Информация о них должна быть на товаре или в сопроводительной документации.
В случае выявления недостоверной информации о продукции (если она не вредит жизни, здоровью или имуществу потребителя) продавец в течение недели изымает эту продукцию из продажи и приводит информацию о ней в соответствии с законодательством.
Кроме того, отсутствие необходимой достоверной информации может грозить предпринимателю штрафной санкцией согласно пункту 7 части 1 статьи 23 Закона № 1023 в размере 30 % стоимости полученного для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 85 грн. (5 нмдг) (если не обязан вести учет доходов и расходов — 85 грн. (5 нмдг)).
Таким образом, если продавец реализует товар, относительно которого вообще нет сведений о его производителе, то ему будет грозить штраф. А вот, есть ли какие-либо обязательные требования к виду или форме предоставления такой информации и обязательно ли наличие маркировки, мы поговорим далее.
Требования к виду информации о производителе
В части 2 статьи 15 Закона № 1023 и пункте 16 Правил № 104 сказано, что информация, о которой мы говорили выше, доводится до сведения потребителей одним из способов:
— в сопроводительной документации, прилагаемой к продукции;
— на этикетке;
— в маркировке;
— иным способом (в доступной наглядной форме), принятым для отдельных видов продукции или в отдельных сферах обслуживания.
Все это справедливо и для обозначения наименования и местонахождения (страны) производителя. А следовательно, с помощью специальной маркировки их нужно обозначать, только если такое требование содержится в законодательстве.
Маркировка, как правило, представляет собой установленный набор сведений в виде текста, отдельных графических, цветовых знаков (условных обозначений), которые наносятся на изделие. Однако в отношении непродовольственных товаров Закон № 1023 такого требования не выдвигает, достаточно обозначить ее в доступной форме.
Отметим, что происхождение товара может обозначаться путем графической маркировки названия страны-производителя, если этот знак зарегистрирован в соответствии с законодательством этой страны и допускается законодательством Украины.
Естественно, что такая маркировка не должна вводить потребителей в заблуждение о стране-производителе (например, «Made in EU» и т. д.).
Также хотим обратить ваше внимание на то, что информация о сертификатах соответствия должна приводиться в документах, на основании которых товар передан на реализацию (накладных), только если он подлежит обязательной сертификации и указан в Перечне № 28. То же самое касается и номеров деклараций соответствия, но здесь уже нужно ориентироваться на список Перечня № 6.
Поэтому если какой-либо вид товара на сегодняшний день не подлежит сертификации или декларированию качества, то данная информация не должна содержаться в накладных или других приходных документах на товар.
Таким образом, если предприниматель может предоставить информацию о стране-производителе товара и «не утаил» от потребителей прочие обязательные сведения о товарах, то придраться к нему проверяющие не смогут.
Справочная информация (справка)
1 Согласно части 3 статьи 22 Закона № 877 , если не утверждены критерии распределения субъектов хозяйствования по степеням риска их хозяйственной деятельности, периодичность проведения плановых мероприятий и перечень вопросов для их осуществления, такие субъекты хозяйствования считаются субъектами хозяйствования с незначительной степенью риска и подлежат государственному надзору (контролю) не чаще одного раза в пять лет.
Документы консультации
Закон № 1023 — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.
Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.
Закон № 4448 — Закон Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.2012 г. № 4448-VI.
Постановление № 1164 — Постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности, связанной с производством, выпуском и реализацией продукции (выполнением работ, предоставлением услуг), и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля)» от 27.12.2008 г. № 1164.
Правила № 104 — Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики от 19.04.2007 г. № 104.
Перечень № 28 — Перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.02.2005 г. № 28.
Перечень № 6 — Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 29.01.2007 г. № 6.
ГКПУ (016-97) — Государственный классификатор продукции и услуг (ДК 016-97), утвержденный приказом Госстандарта Украины от 30.12.97 г. № 822.
ГКПУ (016:2010) — Государственный классификатор продукции и услуг (ДК 016:2010), утвержденный приказом Госстандарта Украины от 11.10.2010 г. № 457.