Темы статей
Выбрать темы

Единоналожник и интернет-магазин по продаже книг: нюансы экспортных операций

Редакция СД
Статья

Единоналожник и интернет-магазин по продаже книг: нюансы экспортных операций

 

Ситуация . Предприниматель на едином налоге группы 3 (неплательщик НДС) занимается торговлей книгами через интернет-магазин, в некоторых случаях он экспортирует их покупателям из других стран (стоимость книг обычно не превышает 10 евро). У предпринимателя открыты только гривневые банковские счета. Может ли валютная выручка от продажи книг за границу поступать на такой счет по банковскому курсу? Под каким кодом КВЭД в Свидетельстве единоналожника нужно указать его вид деятельности, нужно ли вносить отдельный код КВЭД для внешнеэкономической деятельности? Какими будут таможенные процедуры, если предприниматель будет пересылать товар по почте?

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Единоналожники и ВЭД

Итак, согласно статье 5 Закона о ВЭД физлица-предприниматели имеют право заниматься внешнеэкономической деятельностью (далее — ВЭД) с учетом положений законодательства Украины.

Согласно статье 1 Закона о ВЭД под экспортом (экспортом товаров) следует понимать продажу товаров украинскими субъектами ВЭД иностранным субъектам хозяйственной деятельности (в том числе с оплатой в неденежной форме) с вывозом или без вывоза этих товаров через таможенную границу Украины, включая реэкспорт товаров. При этом термин «реэкспорт (реэкспорт товаров)» означает продажу иностранным субъектам хозяйственной деятельности и вывоз за пределы Украины товаров, ранее импортированных на территорию Украины.

Что касается возможности предпринимателей на едином налоге группы 3 осуществлять внешнеторговые операции, то нормы НКУ их в таком праве не ограничивают. Конечно же, если речь не идет о запрещенных видах деятельности, перечисленных в пункте 291.5 НКУ, в частности об экспорте и импорте подакцизных товаров, поэтому сразу отметим, что книги к таким товарам не относятся.

Вместе с тем предприниматели должны обратить внимание на то, что ряд товаров не разрешен для экспорта из Украины. Например, если речь идет о книгах, то их экспорт не должен нарушать права интеллектуальной собственности. Также не разрешен экспорт предметов (в частности книг), которые представляют собой национальное, историческое или культурное наследие украинского народа.

Таким образом, при соблюдении норм законодательства, единоналожники имеют полное право продавать товары иностранным покупателям.

 

КВЭД в Свидетельстве единоналожника

Теперь определим, какой код КВЭД должен быть указан в Свидетельстве предпринимателя. В 2012 году действуют два классификатора: КВЭД:2005 и КВЭД:2010, причем ни один из них отдельно не разграничивает виды деятельности в зависимости от того, как она осуществляется: в сфере ВЭД или только на территории Украины.

Поскольку специального кода КВЭД для ВЭД нет, предпринимателю достаточно указать в Свидетельстве тот код, который соответствует деятельности по торговле через интернет-магазин: по ДК 009:2005 52.63; по ДК 009:2010 47.91.

Вместе с тем согласно пункту 298.3 НКУ и Порядку № 1675 виды деятельности в заявлении указываются в соответствии с ДК 009:2005. Поэтому налоговики настаивают именно на этом классификаторе, и лучше их послушать.

 

Таможенные процедуры для предпринимателя

Для того чтобы легально экспортировать товар, даже с помощью интернет-магазина, предприниматель должен выполнять правила, установленные для субъектов ВЭД. В целом порядок оформления экспорта товаров рассчитан на регулярную оптовую торговлю (самостоятельный или с привлечением специальных перевозчиков вывоз груза), а не на разовые поставки зарубежным покупателям. Поэтому общая схема таможенного оформления будет выглядеть несколько сложной для розничной торговли.

Предпринимателю нужно будет оформить счет для покупателя (инвойс) и письменный договор, как это предусмотрено статьей 6 Закона о ВЭД. Для продажи через интернет-магазин это может быть распечатка договора-заказа с сайта, который будет составлен с учетом основных реквизитов, которые предписывает включать в ВЭД-договор специальное Положение № 201.

В большинстве случаев экспортер товаров должен оформить на таможне грузовую таможенную декларацию (ГТД). Однако согласно пункту 11 Положения о ГТД во время вывоза товара из Украины с таможенной стоимостью менее 100 евро ГТД не оформляется.

Несмотря на то что для отправки книг предприниматель планирует воспользоваться услугами международной почты, вначале он как экспортер должен посетить региональную таможню и предоставить необходимые документы.

Примерный перечень основных документов, подаваемых при оформлении данного груза, выглядит следующим образом:

— письмо на имя начальника таможни с просьбой выпустить груз без составления ГТД и описанием характеристик (страны отправления, веса, условий поставки и т. д.) (формируется и распечатывается на таможне в специальной программе);

— договор (заказ) с покупателем;

— перевод с иностранного языка счета, выписанного покупателю (инвойса) (оригинал);

— справка об отсутствии за пределами Украины валютных ценностей и имущества, которая выдается в налоговом органе по месту жительства предпринимателя;

— ксерокопия учетной карточки субъекта ВЭД (подробнее об этом мы расскажем ниже);

— накладная на товар.

Что касается таможенных платежей, то в связи с тем что стоимость товара небольшая, ничего платить предпринимателю не придется.

Так, после посещения таможни (оформления документов) предприниматель может переслать товар покупателю.

Теперь что касается аккредитации на таможне . К сожалению, четкого ответа на вопрос, нужно ли субъекту хозяйствования, когда он только пересылает товар, а не вывозит его через границу, становиться на учет в таможенном органе (проходить аккредитацию) на сегодняшний день нет.

Аккредитацию, как правило, проводят сразу же после открытия валютных счетов, через которые будут осуществляться расчеты по ВЭД-операциям (об этом мы расскажем далее). Перечень документов, который необходимо предоставить таможне для аккредитации, приведен в приложении 1 к Порядку № 237 справка 1, хотя в некоторых региональных таможнях он может меняться.

Приведем перечень документов, подаваемых субъектом ВЭД в таможенные органы для аккредитации предпринимателя:

1. Свидетельство о госрегистрации (выписка из госреестра).

2. Справка уполномоченного банка о наличии гривневого расчетного и (или) валютного счетов, фамилия, имя, отчество предпринимателя, номера телефонов.

3. Приказ (распоряжение) о назначении ответственных работников за работу с таможней, их фамилии, имени, отчества, паспортные данные, образцы подписей, образец печати, используемой при оформлении документов в таможенных органах.

Результат аккредитации — получение учетной карточки субъекта ВЭД с печатью таможенного органа. Она является свидетельством того, что субъект ВЭД успешно прошел аккредитацию на таможне (стал на учет в таможенный орган).

Безусловно, работа с таможней занимает много времени, поэтому некоторые субъекты хозяйствования такую работу (аккредитацию, получение справки, подготовку документов для экспорта товаров и т. п.) возлагают на таможенных брокеров (посредников) или на других лиц на основании договора, заключенного с субъектом ВЭД (согласно статье 26 ТКУ).

 

Отправка товара по почте

Для розничной торговли через интернет-магазин наиболее приемлема доставка товаров с помощью международных почтовых отправлений. Еще раз обратим ваше внимание: поскольку отдельных правил для такого «мелкого» экспорта пока нет, даже если предприниматель воспользуется услугами почты, ему все равно придется вначале посетить таможню.

Согласно статье 151 ТКУ международные почтовые отправления перемещаются через таможенную границу Украины (в том числе и транзитом через территорию Украины) только после осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, которые находятся в этих почтовых отправлениях.

Отдельных правил для отправки товаров по почте предпринимателями не предусмотрено, поэтому их нужно оформить так же, как это делают обычные граждане (некоторые таможенные процедуры будут дублироваться).

Прежде всего отправителю нужно задекларировать пересылаемый товар — заполнить специальные бланки деклараций и т. д. В соответствии с постановлением № 1948 декларирование товаров через почту осуществляется отправителем с использованием: таможенной декларации CN 23, таможенной декларации CN 22, ГТД — в случаях, предусмотренных законодательством.

Непосредственно оформление почтовых отправлений и заполнение документов на отправку осуществляется согласно Правилам № 270. В целом они распространяются только на операторов почтовой связи. В них определен порядок приема, обработки, перевозки и доставки (вручения) почтовых отправлений. Отправители могут ознакомиться с данными правилами в почтовом отделении.

Доставка международных почтовых отправлений до места таможенного оформления , их распаковка и предъявление для осмотра, переупаковка и хранение осуществляются предприятиями почтовой связи Украины за свой счет при участии и под контролем таможенных органов.

Таможенный контроль в месте международной почтовой связи осуществляется при отсутствии отправителей и адресатов (получателей).

Добавим, что существует ряд товаров, которые не могут быть отправлены по почте, в частности, книги, экспорт которых, как мы говорили выше, запрещен.

Некоторые страны могут устанавливать дополнительные ограничения, т. е. не принимают из-за рубежа определенные товары. Поэтому, прежде чем ехать на почту и отправлять посылку, стоит позвонить в справочный отдел оператора почтовой связи и узнать, можно ли конкретный товар отправить в конкретную страну.

 

Валютные операции

На сегодняшний день банки предоставляют возможность открывать разные виды и типы счетов, в том числе карточные и мультивалютные. Тем не менее расчеты в сфере ВЭД за продукцию должны проходить через валютный текущий счет предпринимателя, открытый именно на субъекта хозяйственной деятельности, а не на обычное физическое лицо. Его реквизиты , как уже упоминалось выше, предприниматель должен предоставить таможне при аккредитации, а кроме того, они должны фигурировать в счете (инвойсе), выставленном покупателю, который предоставляется при таможенном оформлении.

Разумеется, это не мешает иметь другие счета, например, открытые на физлицо как на обычного гражданина, но проводить через них предпринимательский доход запрещено (пункт 7.7 Инструкции № 492).

Поскольку покупатели рассчитываются с предпринимателем в валюте своих государств (иностранной валюте для Украины), то эти средства считаются валютной выручкой, а такая операция — валютной операцией. Также тот факт, что расчеты по экспортным операциям между резидентом и нерезидентом относятся к валютным и подлежат контролю, подтверждается Определением ВАСУ от 09.10.2007 г.

В соответствии со статьей 1 Закона № 185 выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты, указанные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки ГТД) экспортируемой продукции. В противном случае начисляется пеня в размере 0,3 % от недополученной выручки за каждый день просрочки ее получения (статья 4 Закона № 185). Причем банки обязаны контролировать расчеты по экспортным операциям своих клиентов в соответствии с Инструкцией № 136, а в порядке, определенном пунктом 5 Инструкции № 136, они передают информацию об экспортных операциях государственным налоговым органам.

То есть в упрощенном виде данную норму можно представить так: таможенный орган передает сведения банку из специального реестра о выписке ГТД, а банк следит за тем, чтобы валютная выручка была вовремя зачислена. Конечно же непонятно, будут ли передаваться сведения от таможенного органа, если ГТД на товар не выписывается, но мы считаем, что рисковать в этой ситуации не следует, поэтому нужно своевременно зачислить выручку на открытый валютный счет.

Если у предпринимателя уже есть текущий счет в каком-либо банке, то для открытия валютного счета в этом же банке можно ограничиться только заявлением и карточкой с образцами подписей (подпункт 3.9 Инструкции № 492).

Если у предпринимателя никакого счета в банке не было вообще, он подает заявление об открытии текущего счета в инвалюте, а также заверенные нотариально копии:

— документов, подтверждающих постановку на учет в налоговом органе и Пенсионном фонде;

карточки с образцами подписей предпринимателя и его доверенных лиц (если есть печать, то и с оттиском печати), причем карточку можно заверить нотариально или подписью уполномоченного работника банка.

Кроме того, при себе нужно иметь паспорт и справку о присвоении ИНН (карточку налогоплательщика).

Отметим, что согласно пункту 292.5. НКУ доход единоналожников, выраженный в иностранной валюте, перечисляется в гривнях по официальному курсу гривни к иностранной валюте, установленному НБУ на дату получения такого дохода.

 

Альтернативные варианты

Как видим, поставка товаров зарубежным покупателям вызовет у предпринимателя много хлопот: необходимо открыть отдельный валютный счет, предоставить документы таможенному органу или воспользоваться услугами брокера и т. д. Поэтому он может попробовать воспользоваться полулегальным вариантом, который заключается в следующем. Предприниматель продаст книгу «доверенному» обычному гражданину — резиденту Украины, а тот уже перешлет товар за границу, например наложенным платежом, т. е. с оплатой при получении (конечно же, если такие поставки будут осуществляться изредка, а не регулярно).

Большим минусом такого варианта будет то, что покупатель может не согласиться на предложенные условия. Если стороны выберут вариант, когда платеж будет просто перечисляться обычному гражданину Украины (отправителю), то он может вызвать, скажем так, недоверие у покупателя.

Выводы

Предприниматель на едином налоге может с помощью интернет-магазина продавать книги иностранным покупателям. Отдельный код КВЭД для торговли в сфере ВЭД не предусмотрен, достаточно, чтобы в Свидетельстве предпринимателя были указаны коды КВЭД для розничной торговли через интернет-магазин.

При нерегулярных розничных поставках товара предпринимателю удобно воспользоваться услугами отправки по почте. Вместе с тем, чтобы осуществлять розничную продажу книг на экспорт, в том числе при отправке товара по почте, предприниматель должен пройти аккредитацию на таможне и предоставить необходимые документы: договор (заказ) с покупателем, инвойс (счет), накладную, письмо на имя начальника таможни и т. д.

Кроме того, ему придется открыть валютный предпринимательский счет, поступления выручки на который будет контролировать банк и передавать сведения в налоговый орган.

В качестве альтернативного полулегального варианта предприниматель может продавать книги «доверенному» обычному физлицу-резиденту, а тот будет отправлять их как обычный гражданин иностранным покупателям, если, конечно, они будут согласны на такие условия.


Справочная информация (справка)

1 Процедура аккредитации была регламентирована Порядком № 237, но в 2005 году он был исключен из реестра нормативно-правовых актов согласно Заключению Минюста от 12.08.2005 г. № 12/44. Несмотря на это субъекты хозяйствования продолжают по старинке проходить аккредитацию. Таможенные органы, как и следовало ожидать, с этим не спорят. В результате и таможенные органы, и субъекты ВЭД пользуются Порядком № 237, несмотря на то что он упразднен.

 

Документы консультации

ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 11.07.2002 г. № 92-IV.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о ВЭД — Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. № 959-XII.

Закон № 185 — Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.

Постановление № 1948 постановление КМУ «Некоторые вопросы осуществления таможенного контроля товаров и других предметов, перемещаемых (пересылаемых) через таможенную границу в международных почтовых и экспресс-отправлениях» от 25.12.2002 г. № 1948.

Инструкция № 136 — Инструкция о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136.

Инструкция № 492 — Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.

Правила № 270 — Правила предоставления услуг почтовой связи, утвержденные постановлением КМУ от 05.03.2009 г. № 270.

Порядок № 1675 — Порядок выдачи свидетельства плательщика единого налога, утвержденный приказом Минфина от 20.12.2011 г. № 1675.

Положение о ГТД — Положение о грузовой таможенной декларации, утвержденное постановлением КМУ от 09.06.97 г. № 574.

Положение № 201 — Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденное приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06.09.2001 г. № 201.

Порядок № 237 — Порядок ведения учета субъектов внешнеэкономической деятельности в таможенных органах, утвержденный приказом Государственного таможенного комитета Украины от 31.05.96 г. № 237.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше