Темы статей
Выбрать темы

Как правильно оформлять ценники

Редакция СД
Статья

Как правильно оформлять ценники

 

Главное предназначение ценников — дать возможность покупателям узнать цену товара (услуги). Однако существуют специальные правила их оформления, которые должны соблюдать предприниматели, реализующие товары (услуги). Знание этих правил позволит продавцу избежать штрафов за отсутствие необходимой информации или неправильное оформление ценника. Подробнее обо всем этом мы поговорим в данной статье.

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Инструкция № 2 — Инструкция о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления на предприятиях розничной торговли и заведениях ресторанного хозяйства, утвержденная приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 04.01.97 г. № 2.

Правила торговли № 833 — Порядок осуществление торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 15.06.2006 г. № 833.

 

О цене товара должен знать каждый покупатель

Прежде всего разъясним, что далее мы поговорим об информировании покупателей о ценах на товары (услуги) именно в розничной торговле. Дело в том, что при оптовой торговле (продаже товара другим субъектам хозяйствования) о цене стороны договариваются перед заключением договора поставки и фиксируют ее в нем, т. е. у сторон всегда будет документальное подтверждение цены при продаже.

Если же речь идет о покупках конечными потребителями, которые приобретают товары (услуги) без письменного заключения договора, то их нужно наглядно информировать о ценах: в какой форме — мы расскажем ниже. Обратите внимание, что наглядная информация о цене на товар или услугу — это не дополнительный бонус для потребителей, а, в первую очередь, установленная на законодательном уровне обязанность продавцов.

Перечень и вид обязательной информации, которую нужно предоставлять покупателям, приведены в статье 15 Закона о защите прав потребителей, а в пункте 6 части 1 этой статьи в том числе указаны данные о цене (тарифе) товара. Так, в пункте 3 статьи 15 Закона о защите прав потребителей конкретизировано, что в обязанность продавца входит указание цены каждой единицы товара или одной категории товара и цены одной стандартной единицы продукции. При этом:

надписи о цене реализации должны быть четкими и простыми;

— цена товара должна включать все налоги и неналоговые обязательные платежи, которые платит потребитель, покупая этот товар. Уточним, что отдельно отражать сумму налогов, включенных в цену, не нужно, Например, если товар продается с НДС, то цена должна его включать, но отдельно выделять такую сумму, как обычно это делают в накладных, нет необходимости;

цена обозначается за одну упаковку товара, а при ее отсутствии — за единицу измерения.

Для обозначения цен на товары в сфере розничной торговли обычно используются ценники (ярлыки цен) или указатели цен, а в сфере ресторанного хозяйства — ценники на покупные товары, прейскуранты и меню (пункт 6 Инструкции № 2). Различия в них состоят в следующем.

Ценник предназначен для обозначения цены только на один товар. Указатель цен содержит цены на группу товаров. Прейскурант — то же, что и указатель цен, только в сфере общепита (на алкогольные напитки). В меню указываются цены на блюда, а также кулинарные, булочные, мучные кондитерские изделия, которые предлагаются в течение дня.

О том, что информация о цене товара должна доводится до покупателей одним из указанных способов, говорится как в пункте 20 Правил торговли № 833, так и в правилах торговли отдельными товарами. Кроме того, обязанность реализовывать товар при наличии указателя цены в денежной единице Украины (гривне) установлена пунктом 8 статьи 3 Закона об РРО.

Также продавцы должны быть готовы выполнить требования покупателей, которые пожелают удостовериться в правомерности обозначенной на ценнике цены (пункт 4 статьи 17 Закона о защите прав потребителей, пункт 21 Правил торговли № 833, пункт 16 Инструкции № 2). В качестве подтверждения продавец должен предоставить накладные, учетные документы или реестр розничных цен, который предписано вести пунктом 5 Инструкции № 2.

 

Как правильно разместить информацию о цене и оформить ценник

Для того чтобы ценники (другие средства информирования о цене) в глазах проверяющих однозначно выглядели как средства наглядной информации о цене, предпринимателям нужно придерживаться норм специальной Инструкции № 2. В пункте 2 этого документа сказано, что она распространяется на всех розничных торговцев и на все пункты ресторанного хозяйства.

Согласно общим требованиям к оформлению ценники должны:

— изготавливаться печатным или иным способом, могут наноситься этикет-пистолетом — способ нанесения розничных цен на конкретные товары определяется предпринимателем;

— быть оформлены четко и эстетично (чернилом, пастой, штемпельной краской (штампом) и др.), запрещается обозначение цен карандашом;

— соответствовать законодательству о языках (в сфере обслуживания используется украинский язык или другой приемлемый для сторон).

В таблице на с. 15 приведем обязательные реквизиты ценников, указателей цен, прейскурантов.

 

Вид товара

Обязательные реквизиты ценника

Торговля продовольственными товарами

Товары, которые продаются на развес

Название товара, сорт, цена за один килограмм или за 100 г

Товары или напитки, которые продаются на разлив

Название товара или напитка, сорт, цена за единицу объема или единицу веса

Штучные товары и напитки в бутылках

Название товара или напитка, вес или вместимость, сорт, цена за штуку

Расфасованные товары

Название товара, сорт, цена за один килограмм или за сто граммов, вес единицы расфасовки, цена за единицу расфасовки

Торговля непродовольственными товарами

Товары, на которые цены устанавливаются в зависимости от сорта

Название товара, сорт, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки

Товары, на которые цены не зависят от сорта

Название товара, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки

Мелкие искусственные товары (парфюмерные, галантерейные и др.)

Название товара, вес или объем, цена за штуку или единицу упаковки

Заведения ресторанного хозяйства

Блюда, кулинарные, мучные кондитерские изделия, напитки собственного производства

В меню указывается перечень такой продукции, выход и цена одной порции

Алкогольные и безалкогольные напитки, пиво, табачные и кондитерские изделия и другие товары

В прейскуранте указывается перечень таких товаров, масса, объем и цена за единицу соответствующего продукта,
для алкогольных напитков — емкость бутылки, цена за бутылку, за 50 мл и 100 мл

 

Кроме всего прочего, на ценнике (указателе цен) обязательно должна быть дата установления цены, подпись лица, уполномоченного устанавливать цену (предпринимателя или уполномоченного им работника), а также печать или штамп субъекта хозяйствования (при наличии) (пункт 9 Инструкции № 2).

Правда, если товар идентифицируется по штрих-кодам, а цена хранится в памяти РРО или компьютера, то дату, подпись и печать (штамп) на ценниках можно не указывать (но при этом в торговом зале должен находиться прейскурант цен с датой, подписью уполномоченного лица и печатью).

Также пункт 13 Инструкции № 2 не требует наличия подписи и даты, если цена обозначается этикет-пистолетом или наклеиванием ленты.

В заведениях ресторанного хозяйства меню и прейскурант должны быть подписаны руководителем и материально ответственным лицом (заведующим производства, бригадиром, буфетчиком, барменом и т. п.) и скреплены печатью субъекта хозяйствования.

Размещать отдельно изготовленные ценники можно возле товара (например, на полках, стеллажах, непосредственно на образцах товаров или подвесив над выкладкой товара), главное, ценник должен находиться возле соответствующего товара, чтобы не вводить покупателей в заблуждение.

Кроме того, цены могут быть указаны на товарных ярлыках справка 1, этикетках предприятий-изготовителей, упаковке, в которой товар продается населению, или непосредственно написаны на самом товаре, если обозначение цены не портит его товарный вид и не снижает качества товара.

Существуют особенности обозначения цены отдельных видов товаров. Так, при продаже печатной продукции ценники оформляют на ее образцах с указанием цены издания и даты обозначения цены. При реализации периодических печатных изданий (газет, журналов и т. п.) цены отражаются непосредственно на их образцах, которые хранятся до конца продажи.

Аптеки должны соблюдать дополнительное требование: цены на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения необходимо указывать непосредственно на оригинальной упаковке изделия.

 

Отдельные «ценовые» случаи

Скидки и распродажи. Если с течением времени предприниматель решил пересмотреть цену на товары, то в таком случае ему необходимо изменить ценники и другие средства информирования. Для этого нужно зачеркнуть старую цену, проставить новую и заверить ее подписью ответственного работника. Если же сделать это по объективным причинам не получается (например, цены были проставлены этикет-пистолетом), то новый ценник разрешено наклеить на старый (пункт 11 Инструкции № 2).

При этом следует учитывать требование части 6 статьи 15 Закона о защите прав потребителей: после публичного объявления о распродаже, применении скидок или уменьшении цены должна доводиться информация о цене продукции, которая была установлена до начала акции, а также о цене этой же продукции после ее начала.

Переоценка (дооценка, уценка). Если цена реализации товара снижается в связи с переоценкой, то на ценнике также необходимо зачеркнуть первоначальную цену и написать новую, удостоверив ее подписью работника, ответственного за установление цен. Если первоначальную цену зачеркнуть невозможно, новая цена наклеивается поверх предыдущей. В процессе переоценки на ценниках проставляется буква «П», обозначающая проведение переоценки.

Кроме того, объявление о новых ценах нужно разместить в торговом зале и хранить до окончательной продажи переоцененных товаров.

Два товара по одной цене. Если за одну цену продавец предлагает несколько товаров или продавец предоставляет право потребителю при реализации одной продукции получить другую продукцию по сниженной цене, то потребитель должен быть проинформирован относительно (часть 3 статьи 15 Закона о защите прав потребителей):

— содержания и стоимости предложения, а в случае предложения товаров за одну цену — цен таких товаров по отдельности;

— условия предложения, в том числе срока его действия и каких-либо ограничений, включая ограничения по количеству.

 

Ответственность и контроль госорганов

Теперь рассмотрим, какая ответственность может грозить предпринимателям за отсутствие ценников или их неправильное оформление. Штрафы за указанные нарушения установлены Законом о защите прав потребителей и КУоАП. Они могут применяться к предпринимателям в ходе проверок представителей органов по защите прав потребителейсправка 2 и других органов, которым дано право налагать штрафы согласно КУоАП. Их перечень и размеры мы приведем ниже в таблице.

 

Размер штрафной санкции

Кто налагает

Чем установлена

За отсутствие предусмотренной Законом о защите прав потребителей информации о продукции (ее цене) налагаются финансовые санкции в размере 30 % стоимости полученной для реализации партии товара (но не менее 5 ннмдг — 85 грн.). Если же учет доходов и затрат не ведется, то размер санкции составляет 85 грн. (5 ннмдг)

Должностные лица специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей

П. 7 ч. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей

За нарушение правил торговли (в том числе предоставление информации о цене, в частности путем размещения ценника) на работников торговли и предпринимателей:
в размере от 17 до 170 грн. (от 1 до 10 ннмдг), при повторном нарушении в течение года — от 85 до 459 грн. (от 5 до 27 ннмдг)

Протокол по данным нарушениям может быть составлен должностными лицами МВД или местных органов власти.
Рассмотрение дел и принятие решения о наложении штрафов находятся в компетенции органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей

Ст. 155 КУоАП

 

Выводы

Продавцы обязаны информировать потребителей о ценах на товар (услуги), для этого обычно используются ценники, но в определенных случаях допускаются указатели цен, меню, прейскуранты.

Ценник (меню, прейскурант) должны содержать: цену, дату ее установления, подпись ответственного лица и печать или штамп субъекта хозяйствования.

В заведениях ресторанного хозяйства меню и прейскурант должны быть подписаны руководителем и материально ответственным лицом (заведующим производства, бригадиром, буфетчиком, барменом и т. п.) и скреплены печатью субъекта хозяйствования.

Если товар идентифицируется по штрих-кодам, а цена хранится в памяти РРО или компьютера, то дату, подпись и печать (штамп) на ценниках можно не указывать (но при этом в торговом зале должен находиться прейскурант цен с датой, подписью уполномоченного лица и печатью). Не требуется наличия подписи и даты, если цена обозначается этикет-пистолетом или наклеиванием ленты.

Если предприниматель предоставляет скидку на товар, то на ценнике нужно зачеркнуть старую цену, проставить новую и заверить ее подписью ответственного работника. Если же сделать это по объективным причинам не получается (например, цены были проставлены этикет-пистолетом), то новый ценник разрешено наклеить на старый.

За отсутствие ценников или «ценовые» нарушения предпринимателю грозят штрафные санкции согласно Закону о защите прав потребителей и КУоАП. Обнаружить такие нарушения могут представители органа по защите прав потребителей, если, конечно, предприниматель не попадает под проверочный мораторий. Также отсутствие ценника может рассматриваться как нарушение правил торговли, что могут зафиксировать в протоколе работники МВД.


Справочная информация (справка)

1 Товарный ярлык — это форма первичного документа, который используется при комиссионной торговле непродовольственными товарами, принятыми от физических лиц.

2 О моратории на проверки органов по защите прав потребителей мы писали в «СД», 2012, № 10, с. 6, и в этом номере на с. 18.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше