Темы статей
Выбрать темы

Свидетельство плательщика НДС: в каких случаях его нужно менять

Редакция СД
Статья

Свидетельство плательщика НДС: в каких случаях его нужно менять

 

Свидетельство плательщика НДС со временем может износиться либо испортиться под влиянием каких-либо внешних факторов. Кроме того, указанная в нем информация может устареть. Поэтому в сегодняшней статье поговорим о процедуре замены такого Свидетельства на новое.

Яна ИНДЮХОВА, Анна Калиновская, консультанты газеты «Собственное дело»

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 4834 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по усовершенствованию некоторых налоговых норм» от 24.05.2012 г. № 4834-VI.

Закон № 5083 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине» от 05.07.2012 г. № 5083-VI.

Положение № 1394 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом Минфина от 07.11.2011 г. № 1394.

Порядок № 1588 — Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588.

 

Сокращения статьи

ЕГР Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Реестр — Реестр плательщиков налога на добавленную стоимость.

Свидетельство — Свидетельство о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость.

 

Случаи замены Свидетельства

В Положении № 1394, помимо механизма регистрации плательщиком НДС и выдачи Свидетельства, аннулирования регистрации и других вопросов, еще описаны случаи, когда необходимо заменить Свидетельство.

Условно можно выделить такие случаи замены Свидетельства на новое, если:

1) Свидетельство износилось, по каким-либо причинам испортилось;

2) Свидетельство потеряли;

3) изменились данные, которые указываются в Свидетельстве (место жительства, код ЕРГПОУ и т. д.);

4) выявляются расхождения между данными Свидетельства и данными Реестра или несоответствие внесенных в Свидетельство и/или Реестр данных сведениям ЕГР, ошибки или неправильные записи в Свидетельстве и/или Реестре;

5) принято решение об отмене аннулирования регистрации.

Далее опишем порядок замены Свидетельства в этих случаях.

 

Свидетельство испорчено, изношено, потеряно…

Согласно подпункту 4.4.6 Положения № 1394 взамен испорченного, изношенного или потерянного Свидетельства выдается новое.

В подпунктах 4.4.6.1 и 4.4.6.2 Положения № 1394 указано, какие документы необходимо предоставить в налоговый орган, в котором предприниматель состоит на учете, для получения нового Свидетельства (см. табл. 1 на с. 28).

 

Таблица 1

Документы для получения нового Свидетельства

Ситуация

Документы, которые необходимо подать

Свидетельство испорчено или изношено

1) дополнительное регистрационное заявление по форме № 1-ПДВ (приложение 1 к Положению № 1394) с отметкой «Перереєстрація у зв’язку із псуванням Свідоцтва»;
2) Свидетельство;
3) все заверенные копии Свидетельства

Свидетельство потеряно

1) дополнительное регистрационное заявление с отметкой «Перереєстрація у зв’язку з утратою Свідоцтва»;
2) все заверенные копии Свидетельства;
3) объяснение c подписью плательщика НДС (для физлиц) или руководителя плательщика НДС (для юрлиц) об утере Свидетельства

Обратите внимание! Если заверенные копии Свидетельства испортились, износились или просто перестали использоваться, то их можно вернуть в налоговый орган в любое время вместе с сопроводительным письмом. Если же вы потеряли заверенные копии Свидетельства, то нужно письменно уведомить налоговый орган об их утрате и предоставить объяснения с подписью плательщика НДС (для физлиц) или руководителя (для юрлиц). Это предусмотрено подпунктами 3.16.5 и 3.16.6 Положения № 1394.

 

Налоговый орган, получая документы, перечисленные в табл. 1, выполняет такие действия:

1) вносит соответствующую запись в Реестр;

2) выдает новое Свидетельство (под новым номером) в таком же порядке, как и при регистрации.

Обратите внимание! Положение № 1394 не предусматривает взимание платы за бланки регистрационного заявления и Свидетельства. С этим согласны и налоговики (см. консультацию в разделе 130.01 ЕБНЗ). То есть при проведении процедур регистрации и перерегистрации плательщика НДС платить за бланки Свидетельства не нужно.

При перерегистрации в связи с износом/порчей или утерей Свидетельства дата регистрации плательщиком НДС останется прежней. Дата начала действия нового Свидетельства и дата аннулирования старого Свидетельства — последний день срока в 5 рабочих дней со дня получения регистрационного заявления с отметкой «Перереєстрація у зв’язку із псуванням/утратою Свідоцтва» (пункты 183.9 и 183.15 НКУ).

Согласно подпункту 4.4.6.4 Положения № 1394 если о потере Свидетельства плательщик НДС уведомляет налоговый орган одновременно с подачей заявления об аннулировании регистрации, то:

— новое Свидетельство не выдается в случае удовлетворения заявления об аннулировании регистрации;

— выдается новое Свидетельство вместо утерянного в случае отказа в аннулировании регистрации.

 

Изменение данных плательщика НДС

Согласно пункту 4.1 Положения № 1394 перерегистрация плательщика НДС проводится и Свидетельство подлежит замене в случае возникновения изменений в данных плательщика НДС, которые касаются:

— налогового номера, предоставляемого налоговыми органами;

— Ф. И. О. предпринимателя;

— места жительства предпринимателя — плательщика НДС.

При условии, что эти изменения не связаны с прекращением плательщика НДС.

В случае изменения места жительства или перевода предпринимателя — плательщика НДС на обслуживание в другой налоговый орган происходит снятие этого плательщика с учета в одном налоговом органе и взятие на учет в другом.

В пункте 4.2 Положения № 1394 условно представлены этапы замены Свидетельства при перерегистрации (см. табл. 2 на с. 29) и определены даты, с которых аннулируется старое Свидетельство и начинает действовать новое (см. табл. 3 на с. 29). Насчет приведенных дат следует заметить, что в ЕБНЗ анонсируются изменения, которые будут внесены в Положение № 1394. Эти изменения необходимы ввиду обновления НКУ законами № 4834 и № 5083. В связи с этим стоит ориентироваться на сроки, установленные в НКУ.

В пункте 4.3 Положения № 1394 приведен порядок использования старого Свидетельства до замены его новым (см. табл. 4 на с. 29).

 

Таблица 2

Порядок замены Свидетельства при перерегистрации

Этапы замены Свидетельства при перерегистрации

1. Плательщик НДС в течение 10 рабочих дней* после возникновения изменений подает в налоговый орган, в котором состоит на учете:

— дополнительное регистрационное заявление с отметкой «Перереєстрація»;

— Свидетельство;

— все заверенные копии Свидетельства

2. Налоговый орган выдает плательщику НДС новое Свидетельство (под новым номером) вместо старого в таком же порядке, как и при регистрации

*В пункте 4.2 Положения № 1394 установлен срок 20 дней. А вот в НКУ с 01.07.2012 г. этот же срок составляет 10 рабочих дней (пункт 183.15 НКУ). На наш взгляд, следует руководствоваться сроками, установленными в НКУ.

 

Таблица 3

Дата начала действия нового Свидетельства

Дата

Согласно Положению № 1394

Согласно НКУ

Дата регистрации плательщиком НДС

Остается прежней

Дата начала действия нового Свидетельства

Последний день срока в 10 рабочих дней со дня получения дополнительного регистрационного заявления
с отметкой «Перереєстрація»*

Желаемый (запланированный) день перерегистрации, указанный в заявлении, или последний день срока в 5 рабочих дней со дня получения заявления налоговым органом

Дата аннулирования старого Свидетельства

*По желанию и согласно заявлению плательщика НДС датой начала действия нового Свидетельства и датой аннулирования старого Свидетельства может быть установлен день до окончания срока в 10 рабочих дней
со дня получения дополнительного регистрационного заявления с отметкой «Перереєстрація».

 

Таблица 4

Что делать в период перерегистрации

Случаи изменения

Порядок использования Свидетельства

Изменяется:
— налоговый номер;
— место жительства

Используют реквизиты старого Свидетельства. При необходимости налоговый орган возвращает на этот период старое Свидетельство и необходимое количество заверенных копий со специальными записями о сроке действия: «Свідоцтво дійсне до <дата, що відповідає останньому дню строку у 10 робочих днів від дня отримання додаткової реєстраційної заяви>, запис зроблено <дата>».
Запись в Свидетельстве и всех заверенных копиях Свидетельства заверяется подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и печатью

Изменяется Ф. И. О. предпринимателя

Для этих случаев также справедливо то, что указано в строке выше. Только при использовании реквизитов старого Свидетельства такой плательщик НДС указывает одновременно новое и предыдущее Ф. И. О.

 

Перерегистрация при изменении места жительства

При изменении места жительства, которое предусматривает снятие с учета плательщика в одном налоговом органе и взятие на учет в другом, осуществляется следующим образом. Предприниматель до конца текущего года остается на учете в налоговом органе по предыдущему месту жительства и туда же уплачивает налоги (подпункт 10.1.4 Порядка № 1588). А с нового бюджетного года — по новому месту жительства.

Если плательщик НДС изменяет свое место жительства, то это влечет за собой необходимость перерегистрации — сняться с учета плательщиком НДС в одном налоговом органе и стать на учет в другом. В табл. 5 на с. 30 приведены этапы этого процесса.

 

Таблица 5

Этапы перерегистрации при изменении места жительства

Этап

Действия

1. Снятие с регистрации по предыдущему месту жительства

1) подать в старый налоговый орган в течение 10 рабочих дней* после возникновения изменений:
— дополнительное регистрационное заявление по форме № 1-ПДВ с отметкой «Перереєстрація» ;
— Свидетельство;
— все заверенные копии Свидетельства

2) налоговый орган выдает новое Свидетельство с указанием срока действия, который соответствует дате окончания 30 дней**, следующих за днем, до которого находится на учете плательщик НДС в налоговом органе по предыдущему месту жительства

2. Постановка на учет по новому местонахождению (месту жительства)

1) в течение 10 рабочих дней*** после постановки на учет в налоговом органе по новому месту жительства надо подать в этот налоговый орган:
— дополнительное регистрационное заявление по форме № 1-ПДВ с отметкой «Зміна місцезнаходження»;
— Свидетельство;
— все заверенные копии Свидетельства

2) налоговый орган выдает новое Свидетельство вместо старого в таком же порядке, как и при регистрации

*В пункте 4.2 Положения № 1394 установлен срок 20 дней. А в НКУ с 01.07.2012 г. этот срок составляет 10 рабочих дней (пункт 183.15 НКУ).
** В общем случае — до 30 января следующего года, поскольку согласно подпункту 10.1.4 Порядка № 1588 плательщик остается на учете в налоговом органе по предыдущему месту учета до конца бюджетного года.
***
В подпункте 4.4.3 Положения № 1394 установлен срок 20 дней. А в НКУ с 01.07.2012 г. этот срок составляет 10 рабочих дней (пункт 183.15 НКУ).

 

Как видим, при изменении места жительства по сути нужно проходить через две перерегистрации: одну — в старом налоговом органе, другую — в новом. Механизм перерегистрации, описан в подпунктах 4.2 и 4.3 Положения № 1394, и мы его осветили выше.

Согласно подпункту 4.4.2 Положения № 1394 перерегистрация не обязательна, если срок нахождения на учете плательщика НДС в налоговом органе по предыдущему месту жительства не будет превышать 1 месяц после регистрации изменения места жительства согласно законодательству.

Обратите внимание! Необходимость снятия с учета в старом налоговом органе и постановки на учет в новом налоговом органе справедлива, только если новое место жительства предпринимателя находится в другом административном районе. Но если он поменял место жительства в пределах одной территориально-административной единицы, то сниматься с учета и становиться на учет не нужно, но ему нужно пройти «обычную» перерегистрацию в связи с изменением места жительства (см. раздел 130.01 ЕБНЗ).

Подробнее о том, как действовать предпринимателю, если у него изменилось место жительства, мы писали в «СД, 2012, № 6, с. 25.

 

Ошибки в Свидетельстве и Реестре

В подпункте 4.4.9 Положения № 1394 сказано, что в случае установления расхождений между данными Свидетельства и Реестра или несоответствия внесенных в Свидетельство и/или Реестр данных сведениям ЕГР (кроме случаев, определенных в пункте 4.1 Положения № 1394, — изменения данных плательщика НДС, касающиеся налогового номера и/или
Ф. И. О. и/или места жительства предпринимателя — плательщика НДС), наличия неправильных записей или ошибок в записях Свидетельства и/или Реестра налоговый орган по основному месту учета плательщика НДС выясняет причины и обстоятельства таких расхождений.

Если недостоверность данных подтверждается, то налоговый орган информирует о выявленных расхождениях центральный орган ГНС. Соответствующие корректировки в Свидетельстве и/или Реестре проводятся одновременно с перерегистрацией плательщика НДС и выдачей нового Свидетельства. Для этого плательщик НДС подает в налоговый орган, в котором состоит на учете, дополнительное регистрационное заявление с отметкой «Перереєстрація» с указанием причины перерегистрации, Свидетельство и все заверенные копии Свидетельства. При этом датой начала действия нового Свидетельства и датой аннулирования старого Свидетельства является последний день срока в 5 рабочих дней справка 1 со дня получения регистрационного заявления.

 

Случаи необязательной замены Свидетельства

Положение № 1394 предусматривает два случая (подпункты 4.4.7 и 4.4.8), когда при изменении данных, внесенных в Свидетельство, заменять его не обязательно (см. табл. 6). То есть старое Свидетельство остается действующим. Но если предприниматель желаете заменить его, то никто ему не запрещает это сделать.

 

Таблица 6

Случаи необязательной замены Свидетельства

Ситуация

Примечания

Изменение формы Свидетельства*

Датой регистрации плательщиком НДС считается дата выдачи, указанная в Свидетельстве по старой форме, а датой начала действия Свидетельства является дата выдачи, указанная в таком Свидетельстве

Изменение наименования или статуса налогового органа, выдавшего Свидетельство, а также ликвидация или реорганизации налогового органа, выдавшего Свидетельство (слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование)**

Свидетельство остается действующим и не подлежит обязательной замене до возникновения изменений в данных плательщика НДС.
В этом случае осуществляется снятие с учета плательщика НДС в одном налоговом органе и взятие на учет в другом

* По желанию и согласно заявлению плательщика НДС Свидетельство по старой форме может быть заменено на Свидетельство по новой форме в таком же порядке, как и при перерегистрации (подпункт 4.4.7.2 Положения № 1394).
** По желанию и согласно заявлению плательщика НДС Свидетельство может быть заменено, как и при перерегистрации (подпункт 4.4.8 Положения № 1394).

 

Отмена решения об аннулировании НДС-регистрации

Согласно подпункту 5.6.1 Положения № 1394 решение об отмене аннулирования НДС-регистрации, принятое налоговым органом, подтверждается одним из таких документов:

— решением суда, вступившим в законную силу;

— решением налогового органа об отмене аннулирования регистрации и отмене решения об аннулировании регистрации плательщика НДСсправка 2.

Так вот, если в отношении предпринимателя приняли решение об отмене решения об аннулировании НДС-регистрации, то, если иное не определено судебным решением, предпринимателю налоговый орган должен выдать новое Свидетельство (под новым номером) вместо старого. Основанием для этого служат:

— регистрационное заявление с отметкой «Перереєстрація»;

— решение об отмене аннулирования НДС-регистрации.

В табл. 7 на с. 32 описаны нюансы определения даты аннулирования старого Свидетельства и начала действия нового при восстановлении статуса плательщика НДС.

 

Таблица 7

Восстановление статуса плательщика НДС

Ситуация

Дата регистрации плательщиком НДС

Дата начала действия нового Свидетельства

Дата аннулирования старого Свидетельства

На дату отмены решения об аннулировании регистрации вы не зарегистрированы плательщиком НДС

Остается прежней (та, что была до аннулирования)

Совпадают с датой внесения соответствующей записи в Реестр (подпункт 5.6.2 Положения № 1394)

На дату отмены решения об аннулировании регистрации вы повторно зарегистрировались плательщиком НДС

Дата повторной регистрации меняется на дату предыдущей регистрации*

Дата аннулирования НДС-регистрации (Свидетельства о предыдущей регистрации) меняется на дату начала действия нового Свидетельства о повторной регистрации плательщиком НДС (подпункт 5.6.3 Положения № 1394)**

* По сути восстанавливается изначальная дата регистрации плательщиком НДС.
** То есть даже если предприниматель успел повторно зарегистрироваться плательщиком НДС на дату отмены решения об аннулировании регистрации, ему все равно придется заменить Свидетельство. Налоговый орган выдаст вам новое Свидетельство (под новым номером) вместо старого Свидетельства в таком же порядке, как и при перерегистрации. То есть предприниматель «не теряет» статус плательщика НДС.

 

В Порядке № 1394 не урегулирован вопрос «восстановления справедливости». Ведь «пострадавший» плательщик НДС формально не терял своего статуса. В связи с этим возникает вопрос: как начислить налоговые обязательства и воспользоваться правом на налоговый кредит за период с момента принятия незаконного решения об аннулировании НДС-регистрации и до даты его отмены?

К сожалению, ни Минфин, ни ГНСУ не дают ответ этот вопрос.

В некоторых консультациях налоговики отстаивают фискальную позицию о том, что плательщик НДС, регистрацию которого восстановил суд, не имеет права задним числом выписывать налоговые накладные, начислять налоговый кредит и получать бюджетное возмещение (см. консультацию в «ВНСУ», 2012, № 30, с. 38).

Надеемся, что официальная позиция госорганов по этому поводу будет обнародована в ближайшее время, поскольку налоговики в разделе 130.04 ЕБНЗ, отвечая на поставленный вопрос, указали, что «ответ на ваш вопрос можно будет предоставить после вступления в силу изменений к Положению № 1394, нормы которого пересматриваются и приводятся надлежащими центральными органами исполнительной власти в соответствие с нормами Закона № 4834 и Закона № 5083».


Справочная информация (справка)

1 В подпункте 4.4.9 Положения № 1394 установлен срок 10 рабочих дней, однако в НКУ с 01.07.2012 г. этот срок составляет 5 рабочих дней (пункт 183.9 НКУ).

2 Это решение излагается с описанием ситуации, ссылкой на НКУ, указанием мотивов и обоснований принятия такого решения, оформляется на бланке и подписывается руководителем такого органа или лицом, исполняющим его обязанности.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше