Свидетельство плательщика НДС: в каких случаях его нужно менять
Свидетельство плательщика НДС со временем может износиться либо испортиться под влиянием каких-либо внешних факторов. Кроме того, указанная в нем информация может устареть. Поэтому в сегодняшней статье поговорим о процедуре замены такого Свидетельства на новое.
Яна ИНДЮХОВА, Анна Калиновская, консультанты газеты «Собственное дело»
Документы статьи
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
Закон № 4834 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по усовершенствованию некоторых налоговых норм» от 24.05.2012 г. № 4834-VI.
Закон № 5083 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине» от 05.07.2012 г. № 5083-VI.
Положение № 1394 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом Минфина от 07.11.2011 г. № 1394.
Порядок № 1588 — Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588.
Сокращения статьи
ЕГР — Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.
Реестр — Реестр плательщиков налога на добавленную стоимость.
Свидетельство — Свидетельство о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость.
Случаи замены Свидетельства
В Положении № 1394, помимо механизма регистрации плательщиком НДС и выдачи Свидетельства, аннулирования регистрации и других вопросов, еще описаны случаи, когда необходимо заменить Свидетельство.
Условно можно выделить такие случаи замены Свидетельства на новое, если:
1) Свидетельство износилось, по каким-либо причинам испортилось;
2) Свидетельство потеряли;
3) изменились данные, которые указываются в Свидетельстве (место жительства, код ЕРГПОУ и т. д.);
4) выявляются расхождения между данными Свидетельства и данными Реестра или несоответствие внесенных в Свидетельство и/или Реестр данных сведениям ЕГР, ошибки или неправильные записи в Свидетельстве и/или Реестре;
5) принято решение об отмене аннулирования регистрации.
Далее опишем порядок замены Свидетельства в этих случаях.
Свидетельство испорчено, изношено, потеряно…
Согласно подпункту 4.4.6 Положения № 1394 взамен испорченного, изношенного или потерянного Свидетельства выдается новое.
В подпунктах 4.4.6.1 и 4.4.6.2 Положения № 1394 указано, какие документы необходимо предоставить в налоговый орган, в котором предприниматель состоит на учете, для получения нового Свидетельства (см. табл. 1 на с. 28).
Таблица 1
Документы для получения нового Свидетельства
Ситуация | Документы, которые необходимо подать |
Свидетельство испорчено или изношено | 1) дополнительное регистрационное заявление по форме № 1-ПДВ (приложение 1 к Положению № 1394) с отметкой «Перереєстрація у зв’язку із псуванням Свідоцтва»; |
Свидетельство потеряно | 1) дополнительное регистрационное заявление с отметкой «Перереєстрація у зв’язку з утратою Свідоцтва»; |
Обратите внимание! Если заверенные копии Свидетельства испортились, износились или просто перестали использоваться, то их можно вернуть в налоговый орган в любое время вместе с сопроводительным письмом. Если же вы потеряли заверенные копии Свидетельства, то нужно письменно уведомить налоговый орган об их утрате и предоставить объяснения с подписью плательщика НДС (для физлиц) или руководителя (для юрлиц). Это предусмотрено подпунктами 3.16.5 и 3.16.6 Положения № 1394. |
Налоговый орган, получая документы, перечисленные в табл. 1, выполняет такие действия:
1) вносит соответствующую запись в Реестр;
2) выдает новое Свидетельство (под новым номером) в таком же порядке, как и при регистрации.
Обратите внимание! Положение № 1394 не предусматривает взимание платы за бланки регистрационного заявления и Свидетельства. С этим согласны и налоговики (см. консультацию в разделе 130.01 ЕБНЗ). То есть при проведении процедур регистрации и перерегистрации плательщика НДС платить за бланки Свидетельства не нужно.
При перерегистрации в связи с износом/порчей или утерей Свидетельства дата регистрации плательщиком НДС останется прежней. Дата начала действия нового Свидетельства и дата аннулирования старого Свидетельства — последний день срока в 5 рабочих дней со дня получения регистрационного заявления с отметкой «Перереєстрація у зв’язку із псуванням/утратою Свідоцтва» (пункты 183.9 и 183.15 НКУ).
Согласно подпункту 4.4.6.4 Положения № 1394 если о потере Свидетельства плательщик НДС уведомляет налоговый орган одновременно с подачей заявления об аннулировании регистрации, то:
— новое Свидетельство не выдается в случае удовлетворения заявления об аннулировании регистрации;
— выдается новое Свидетельство вместо утерянного в случае отказа в аннулировании регистрации.
Изменение данных плательщика НДС
Согласно пункту 4.1 Положения № 1394 перерегистрация плательщика НДС проводится и Свидетельство подлежит замене в случае возникновения изменений в данных плательщика НДС, которые касаются:
— налогового номера, предоставляемого налоговыми органами;
— Ф. И. О. предпринимателя;
— места жительства предпринимателя — плательщика НДС.
При условии, что эти изменения не связаны с прекращением плательщика НДС.
В случае изменения места жительства или перевода предпринимателя — плательщика НДС на обслуживание в другой налоговый орган происходит снятие этого плательщика с учета в одном налоговом органе и взятие на учет в другом.
В пункте 4.2 Положения № 1394 условно представлены этапы замены Свидетельства при перерегистрации (см. табл. 2 на с. 29) и определены даты, с которых аннулируется старое Свидетельство и начинает действовать новое (см. табл. 3 на с. 29). Насчет приведенных дат следует заметить, что в ЕБНЗ анонсируются изменения, которые будут внесены в Положение № 1394. Эти изменения необходимы ввиду обновления НКУ законами № 4834 и № 5083. В связи с этим стоит ориентироваться на сроки, установленные в НКУ.
В пункте 4.3 Положения № 1394 приведен порядок использования старого Свидетельства до замены его новым (см. табл. 4 на с. 29).
Таблица 2
Порядок замены Свидетельства при перерегистрации
Этапы замены Свидетельства при перерегистрации |
1. Плательщик НДС в течение 10 рабочих дней* после возникновения изменений подает в налоговый орган, в котором состоит на учете: — дополнительное регистрационное заявление с отметкой «Перереєстрація»; — Свидетельство; — все заверенные копии Свидетельства |
2. Налоговый орган выдает плательщику НДС новое Свидетельство (под новым номером) вместо старого в таком же порядке, как и при регистрации |
*В пункте 4.2 Положения № 1394 установлен срок 20 дней. А вот в НКУ с 01.07.2012 г. этот же срок составляет 10 рабочих дней (пункт 183.15 НКУ). На наш взгляд, следует руководствоваться сроками, установленными в НКУ. |
Таблица 3
Дата начала действия нового Свидетельства
Дата | Согласно Положению № 1394 | Согласно НКУ |
Дата регистрации плательщиком НДС | Остается прежней | |
Дата начала действия нового Свидетельства | Последний день срока в 10 рабочих дней со дня получения дополнительного регистрационного заявления | Желаемый (запланированный) день перерегистрации, указанный в заявлении, или последний день срока в 5 рабочих дней со дня получения заявления налоговым органом |
Дата аннулирования старого Свидетельства | ||
*По желанию и согласно заявлению плательщика НДС датой начала действия нового Свидетельства и датой аннулирования старого Свидетельства может быть установлен день до окончания срока в 10 рабочих дней |
Таблица 4
Что делать в период перерегистрации
Случаи изменения | Порядок использования Свидетельства |
Изменяется: | Используют реквизиты старого Свидетельства. При необходимости налоговый орган возвращает на этот период старое Свидетельство и необходимое количество заверенных копий со специальными записями о сроке действия: «Свідоцтво дійсне до <дата, що відповідає останньому дню строку у 10 робочих днів від дня отримання додаткової реєстраційної заяви>, запис зроблено <дата>». |
Изменяется Ф. И. О. предпринимателя | Для этих случаев также справедливо то, что указано в строке выше. Только при использовании реквизитов старого Свидетельства такой плательщик НДС указывает одновременно новое и предыдущее Ф. И. О. |
Перерегистрация при изменении места жительства
При изменении места жительства, которое предусматривает снятие с учета плательщика в одном налоговом органе и взятие на учет в другом, осуществляется следующим образом. Предприниматель до конца текущего года остается на учете в налоговом органе по предыдущему месту жительства и туда же уплачивает налоги (подпункт 10.1.4 Порядка № 1588). А с нового бюджетного года — по новому месту жительства.
Если плательщик НДС изменяет свое место жительства, то это влечет за собой необходимость перерегистрации — сняться с учета плательщиком НДС в одном налоговом органе и стать на учет в другом. В табл. 5 на с. 30 приведены этапы этого процесса.
Таблица 5
Этапы перерегистрации при изменении места жительства
Этап | Действия |
1. Снятие с регистрации по предыдущему месту жительства | 1) подать в старый налоговый орган в течение 10 рабочих дней* после возникновения изменений: |
2) налоговый орган выдает новое Свидетельство с указанием срока действия, который соответствует дате окончания 30 дней**, следующих за днем, до которого находится на учете плательщик НДС в налоговом органе по предыдущему месту жительства | |
2. Постановка на учет по новому местонахождению (месту жительства) | 1) в течение 10 рабочих дней*** после постановки на учет в налоговом органе по новому месту жительства надо подать в этот налоговый орган: |
2) налоговый орган выдает новое Свидетельство вместо старого в таком же порядке, как и при регистрации | |
*В пункте 4.2 Положения № 1394 установлен срок 20 дней. А в НКУ с 01.07.2012 г. этот срок составляет 10 рабочих дней (пункт 183.15 НКУ). |
Как видим, при изменении места жительства по сути нужно проходить через две перерегистрации: одну — в старом налоговом органе, другую — в новом. Механизм перерегистрации, описан в подпунктах 4.2 и 4.3 Положения № 1394, и мы его осветили выше.
Согласно подпункту 4.4.2 Положения № 1394 перерегистрация не обязательна, если срок нахождения на учете плательщика НДС в налоговом органе по предыдущему месту жительства не будет превышать 1 месяц после регистрации изменения места жительства согласно законодательству.
Обратите внимание! Необходимость снятия с учета в старом налоговом органе и постановки на учет в новом налоговом органе справедлива, только если новое место жительства предпринимателя находится в другом административном районе. Но если он поменял место жительства в пределах одной территориально-административной единицы, то сниматься с учета и становиться на учет не нужно, но ему нужно пройти «обычную» перерегистрацию в связи с изменением места жительства (см. раздел 130.01 ЕБНЗ).
Подробнее о том, как действовать предпринимателю, если у него изменилось место жительства, мы писали в «СД, 2012, № 6, с. 25.
Ошибки в Свидетельстве и Реестре
В подпункте 4.4.9 Положения № 1394 сказано, что в случае установления расхождений между данными Свидетельства и Реестра или несоответствия внесенных в Свидетельство и/или Реестр данных сведениям ЕГР (кроме случаев, определенных в пункте 4.1 Положения № 1394, — изменения данных плательщика НДС, касающиеся налогового номера и/или
Ф. И. О. и/или места жительства предпринимателя — плательщика НДС), наличия неправильных записей или ошибок в записях Свидетельства и/или Реестра налоговый орган по основному месту учета плательщика НДС выясняет причины и обстоятельства таких расхождений.
Если недостоверность данных подтверждается, то налоговый орган информирует о выявленных расхождениях центральный орган ГНС. Соответствующие корректировки в Свидетельстве и/или Реестре проводятся одновременно с перерегистрацией плательщика НДС и выдачей нового Свидетельства. Для этого плательщик НДС подает в налоговый орган, в котором состоит на учете, дополнительное регистрационное заявление с отметкой «Перереєстрація» с указанием причины перерегистрации, Свидетельство и все заверенные копии Свидетельства. При этом датой начала действия нового Свидетельства и датой аннулирования старого Свидетельства является последний день срока в 5 рабочих дней справка 1 со дня получения регистрационного заявления.
Случаи необязательной замены Свидетельства
Положение № 1394 предусматривает два случая (подпункты 4.4.7 и 4.4.8), когда при изменении данных, внесенных в Свидетельство, заменять его не обязательно (см. табл. 6). То есть старое Свидетельство остается действующим. Но если предприниматель желаете заменить его, то никто ему не запрещает это сделать.
Таблица 6
Случаи необязательной замены Свидетельства
Ситуация | Примечания |
Изменение формы Свидетельства* | Датой регистрации плательщиком НДС считается дата выдачи, указанная в Свидетельстве по старой форме, а датой начала действия Свидетельства является дата выдачи, указанная в таком Свидетельстве |
Изменение наименования или статуса налогового органа, выдавшего Свидетельство, а также ликвидация или реорганизации налогового органа, выдавшего Свидетельство (слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование)** | Свидетельство остается действующим и не подлежит обязательной замене до возникновения изменений в данных плательщика НДС. |
* По желанию и согласно заявлению плательщика НДС Свидетельство по старой форме может быть заменено на Свидетельство по новой форме в таком же порядке, как и при перерегистрации (подпункт 4.4.7.2 Положения № 1394). |
Отмена решения об аннулировании НДС-регистрации
Согласно подпункту 5.6.1 Положения № 1394 решение об отмене аннулирования НДС-регистрации, принятое налоговым органом, подтверждается одним из таких документов:
— решением суда, вступившим в законную силу;
— решением налогового органа об отмене аннулирования регистрации и отмене решения об аннулировании регистрации плательщика НДСсправка 2.
Так вот, если в отношении предпринимателя приняли решение об отмене решения об аннулировании НДС-регистрации, то, если иное не определено судебным решением, предпринимателю налоговый орган должен выдать новое Свидетельство (под новым номером) вместо старого. Основанием для этого служат:
— регистрационное заявление с отметкой «Перереєстрація»;
— решение об отмене аннулирования НДС-регистрации.
В табл. 7 на с. 32 описаны нюансы определения даты аннулирования старого Свидетельства и начала действия нового при восстановлении статуса плательщика НДС.
Таблица 7
Восстановление статуса плательщика НДС
Ситуация | Дата регистрации плательщиком НДС | Дата начала действия нового Свидетельства | Дата аннулирования старого Свидетельства |
На дату отмены решения об аннулировании регистрации вы не зарегистрированы плательщиком НДС | Остается прежней (та, что была до аннулирования) | Совпадают с датой внесения соответствующей записи в Реестр (подпункт 5.6.2 Положения № 1394) | |
На дату отмены решения об аннулировании регистрации вы повторно зарегистрировались плательщиком НДС | Дата повторной регистрации меняется на дату предыдущей регистрации* | Дата аннулирования НДС-регистрации (Свидетельства о предыдущей регистрации) меняется на дату начала действия нового Свидетельства о повторной регистрации плательщиком НДС (подпункт 5.6.3 Положения № 1394)** | |
* По сути восстанавливается изначальная дата регистрации плательщиком НДС. |
В Порядке № 1394 не урегулирован вопрос «восстановления справедливости». Ведь «пострадавший» плательщик НДС формально не терял своего статуса. В связи с этим возникает вопрос: как начислить налоговые обязательства и воспользоваться правом на налоговый кредит за период с момента принятия незаконного решения об аннулировании НДС-регистрации и до даты его отмены?
К сожалению, ни Минфин, ни ГНСУ не дают ответ этот вопрос.
В некоторых консультациях налоговики отстаивают фискальную позицию о том, что плательщик НДС, регистрацию которого восстановил суд, не имеет права задним числом выписывать налоговые накладные, начислять налоговый кредит и получать бюджетное возмещение (см. консультацию в «ВНСУ», 2012, № 30, с. 38).
Надеемся, что официальная позиция госорганов по этому поводу будет обнародована в ближайшее время, поскольку налоговики в разделе 130.04 ЕБНЗ, отвечая на поставленный вопрос, указали, что «ответ на ваш вопрос можно будет предоставить после вступления в силу изменений к Положению № 1394, нормы которого пересматриваются и приводятся надлежащими центральными органами исполнительной власти в соответствие с нормами Закона № 4834 и Закона № 5083».
Справочная информация (справка)
1 В подпункте 4.4.9 Положения № 1394 установлен срок 10 рабочих дней, однако в НКУ с 01.07.2012 г. этот срок составляет 5 рабочих дней (пункт 183.9 НКУ).
2 Это решение излагается с описанием ситуации, ссылкой на НКУ, указанием мотивов и обоснований принятия такого решения, оформляется на бланке и подписывается руководителем такого органа или лицом, исполняющим его обязанности.